Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Егорова Т.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
В статье рассматривается проблема формирования метапрофессиональных качеств у молодых педагогов как фундамента успешности. Цель её – выявление условий формирования метапрофессиональных качеств в процессе профессионального развития молодого педагога образовательной организации. В ходе исследования (в формате опроса молодых педагогов, чей стаж работы не более пяти лет) были выделены условия профессиональной и личностной самореализации педагогов: изучен уровень сформированности метапрофессиональных качеств молодых педагогов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования; рассмотрена специфика деятельности педагогов, реализующих учебные курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) и предпрофессиональные программы, раскрыты условия самореализации молодых педагогов, ведущих, помимо профессиональной педагогической, активную творческую жизнь; проведено исследование влияния творческой самореализации личности молодого педагога на профессиональную успешность и динамику адаптации в коллективе, а также на мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности. Возможность реализации себя в дополнительном образовании, профессиональных инициативах, внеурочной деятельности (как менее заформализованном направлении образовательной деятельности) позволяет выстроить перспективы профессионального роста, сформировать своеобразный творческий пьедестал успешного профессионала. Развитие метапрофессиональных качеств обусловливает раскрытие и поддержание оптимального уровня мотивации и стремления реализоваться в профессии вне зависимости от внешних условий и обстоятельств.
метапрофессиональные качества
молодые педагоги
профессиональная успешность
1. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 11-35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35.
2. Поваренков Ю.П. Определение и классификация деятельности важных качеств профессионала // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 56-70.
3. Крежевских О.В. Проектирование системы трансдисциплинарного образования будущих педагогов в вузе // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. C. 174-187.
4. Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Профессионально важные качества специалиста: методологические подходы, модели, российские практики развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 3 (39). С. 86-94.
5. Соколова И.Ю., Гиль Л.Б. Развитие и сохранение здоровья личности в системах общего и профессионального образования // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2018. № 17-6. С. 62-69.
6. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Мирошниченко В.И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 93-121. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-93-121.
7. Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 4. С. 39-54.
8. Белкин А.С., Сутырина Т.А. Проблемы формирования ментально-миссионной личности // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 25-29.
9. Веретенникова Л.А. Проектирование персонифицированного повышения квалификации молодого педагога // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (49). С. 7-11. DOI: 10.37386/2413-4481-2021-4-7-11.
10. Иванова О.А., Антонов Н.В. Профессиональное развитие педагогов в условиях образовательной организации // Вестник НВГУ. 2019. № 1. С. 51-57.
11. Пузько В.И., Покровская Л.Н. Опыт построения модели метапрофессиональных качеств одного из направлений профессионального образования // МНКО. 2017. № 5 (66). С. 290-296.

Личностное развитие и профессиональное формирование молодого педагога в системе образования – длительный и сложный процесс, от результатов которого зависит закрепление молодого педагога в отрасли, качество образовательного процесса и многое другое. Уровень профессионального развития выпускников вуза недостаточен и включает профессиональные дефициты широкого спектра. Во многом профессиональные качества молодого педагога предстают как потенциальные, еще до конца не раскрытые и не осознаваемые самим специалистом. Большинство молодых педагогов испытывают ряд трудностей в первые годы самостоятельной профессиональной деятельности и покидают образовательные организации, пытаясь найти себя в другой сфере.

Успешность и темпы развития молодого специалиста определяют не только систематическое усовершенствование и расширение спектра знаний, но и более всего развитие его экстрафункциональных экзистенциальных личностных качеств, персонализированных навыков, востребованных в различных контекстах социально-профессиональной деятельности (жизнеспособность, рефлексия, социальный интеллект, саморазвитие и самообразование, коммуникабельность, креативность и др.) [1, с. 21], определяемых как метапрофессиональные качества или как транспрофессиональные компетенции.

Создание необходимых условий для развития обеспечивает молодому педагогу безболезненную адаптацию и раскрытие перспектив в профессии, скорейшее преодоление неуверенности в собственных возможностях, формирование представлений о дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель исследования – изучить условия формирования метапрофессиональных качеств в процессе профессионального развития молодого педагога образовательной организации как основы успешности.

Материал и методы исследования

Исследование построено на основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы в области профессионального образования и подходов к формированию личности профессионала. Системогенетический подход к анализу профессиональной деятельности в целом представлен работами по психологии труда [2], профессиодинамической концепцией [3]. В обзорных публикациях суммируются результаты исследований на базе отечественной практики [4; 5], а также формулируются ориентиры и условия для развития метапрофессиональных качеств [6] и транспрофессионализма [1]. В исследованиях В.А. Толочека рассмотрены подходы к выделению оснований успешности профессионала [7]. В контексте темы интересен и витагенный подход [8]. В проектировании условий для формирования метапрофессиональных качеств молодых педагогов мы опираемся на разработанную и апробированную на практике систему постдипломного образования, представленную в работах Л.А. Веретенниковой [9], О.А. Ивановой, Н.В.Антонова [10], В.И. Пузько, Л.Н. Покровской [11].

В качестве центральной категории исследования определим метапрофессиональные (или ключевые, а также транспрофессиональные) качества как влияющие на продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) профессиональной деятельности в целом. Эти качества включаются исследователями в конструкт профессионально важных качеств личности, которые Ю.П. Поваренков определяет как влияющие на эффективность метапрофессиональных видов деятельности, включая оптационную, учебно-профессиональную, адаптационную, карьерного планирования и реализации и т.д. [2, с. 3]. Нам близка позиция В.И. Пузько и Л.Н. Покровской, которые делают своеобразный акцент на единстве профессионального и личностного компонентов профессиональной деятельности и своеобразии внешней реализации знаний и умений в результатах деятельности, которое и обеспечивают метапрофессиональные качества субъекта [11, с. 291].

Таким образом, метапрофессиональные качества предстают как комплекс личностных качеств и психологических способностей, который обеспечивает возможность эффективного выполнения общепрофессиональных функций. Среди важнейших метапрофессиональных качеств педагога, уровень развития которых влияет на профессиональную успешность молодого педагога, можно выделить: готовность к саморазвитию, профессиональную активность, психолого-педагогическую компетентность, ответственность, организованность, умение работать в команде, эмпатию и креативность.

Успешность понимается нами в данном исследовании как комплексная характеристика результатов, базирующаяся на соответствии внешней оценки результата, формируемой на основе объективных показателей, оценке удовлетворенности специалиста своей деятельностью (субъективная оценка уровня удовлетворенности).

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщённый анализ профессиональных стандартов в сфере образования дает представление о том, что в них находят отражение не только требования к уровню развития профессиональных качеств, компетентности специалиста, его квалификации, но и отчетливо проявляется акцент на востребованность определенных личностных и профессионально важных качеств работника. Но развитие метапрофессиональных качеств не является приоритетом в профессиональном обучении педагогов, на первом плане – формирование формализованных, четко очерченных компетенций. Однако в современных условиях технологические знания, умения и навыки быстро устаревают, иногда еще до момента выхода студента из вуза. Выходя из стен вуза, выпускник оказывается в условиях неопределенности, необходимости постоянного повышения квалификации, работы в меняющихся условиях, в незнакомом коллективе со своими традициями и требованиями. Профессиональные и личностные затруднения молодых педагогов, имеющих небольшой стаж работы, могут сказаться на их психоэмоциональном состоянии и, безусловно, повлияют на качество преподавания и другие показатели эффективности (KPI) деятельности. Таким образом, определим фокус проблемы на востребованности образовательными организациями специалистов нового типа с готовностью выполнения широкого спектра социально-профессиональных задач. Развитые метапрофессиональные навыки в перспективе становятся фундаментом успешности молодого специалиста, влияя на возможность формирования вариативности его карьеры.

Нами было проведено исследование условий, максимально способствующих профессиональной самореализации молодых педагогов. Для этого было отобрано 80 педагогов общеобразовательных организаций и 20 педагогов организаций дополнительного образования Алтайского края по следующим критериям: стаж работы в образовательных организациях не более пяти лет, высшее профессиональное образование, возраст не более 35 лет.

Был разработан опросный лист, и в ходе опроса молодым педагогам предлагалось оценить свои личные и профессиональные качества, фиксировались их мнения о различных условиях их профессиональной деятельности, удовлетворенности профессией и ролью в педагогическом коллективе: молодым педагогам было предложено отметить количество баллов, наиболее соответствующих их самочувствию. Сопоставлялись данные опроса, отображающие особенности самореализационных процессов и уровень формирования метапрофессиональных качеств, а также показатели, полученные путем контент-анализа документов образовательных организаций (оценочные листы преподавателей, объем нагрузки, реализуемые программы), нормативно-правовых документов, изданных на разных уровнях, определяющих профессиональные требования к педагогам. Контент-анализ позволил выявить влияние ряда факторов на уровень удовлетворенности педагогических работников, стремление продолжать свое профессиональное развитие именно в данной образовательной организации. Среди них: система мер поддержки молодых специалистов (функционирование школ для молодых специалистов, методическая, финансовая поддержка и т.п.), предоставление возможности повышать квалификацию и проявлять сверхнормативную профессиональную активность, учет творческих склонностей и других навыков молодых педагогов.

В ходе исследования были выделены условия профессиональной и личностной самореализации педагогов: изучен уровень сформированности личных и профессионально важных качеств молодых специалистов общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования; рассмотрена специфика деятельности педагогов, реализующих учебные курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные и предпрофессиональные программы, раскрыты условия самореализации молодых педагогов, ведущих, помимо профессиональной педагогической, активную творческую жизнь; выявлена зависимость между уровнем творческой самореализации личности молодого педагога и его профессиональной успешностью, а также динамикой адаптации в коллективе, мотивацией к дальнейшей профессиональной деятельности.

В целом молодые специалисты общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования показали высокий уровень самооценки личных и профессионально важных качеств. 79% опрошенных в равной степени признают свои профессиональные и личностные достоинства и недостатки, имеют необходимый опыт, знания и успешно регулируют уровень притязаний. Большинство опрошенных (84%) имеют представление о метапрофессиональных качествах и считают их важными для профессиональной деятельности, ориентируются в понятиях «soft skills» и «метапрофессиональные качества». Между тем только 40% педагогов смогли их перечислить и обозначить их роль по сравнению с профессиональными. Среди причин некомпетентности были названы малые временные ресурсы на самообразование (56%), отсутствие информации и возможности участия в специализированных курсах и тренингах (25%), недоступность литературы для самообразования в этой области (12%), методические проблемы самодиагностики и самооценки развития метапрофессиональных качеств (7%). Также в бланке вопросов было предложено определить свой уровень социально-профессиональной мобильности. Мы выяснили, что 96% опрошенных считают одним из своих сильных качеств адаптивность к меняющимся условиям, готовность и способность к быстрой переквалификации, выполнению новых профессиональных действий. Также 87% респондентов полагают, что у них развиты такие качества личности, как готовность к саморазвитию и самосовершенствованию, которые они считают составляющими профессиональной мобильности в том числе. Подавляющая часть респондентов – 90% – считают способность к взаимодействию и коммуникациям с другими личностями, готовность работать совместно с коллегами профессионально важным качеством педагога и развивают его в себе. Все участники опроса считают креативность и творческую сверхнормативную активность педагога, независимость суждений, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, проявляющиеся в разнообразных видах деятельности и мышлении – приоритетными метапрофессиональными качествами.

Опрос и контент-анализ документов выявил специфику деятельности молодого педагога организации дополнительного образования, включающую, с одной стороны, функции специалиста в сфере образования, а с другой – содержательные и формальные аспекты творческой деятельности в сфере спорта, современных технологий, искусства и культуры. Чтобы вести образовательную деятельность в сфере дополнительного образования, молодому специалисту необходим опыт самостоятельной творческой, научной, спортивной деятельности, а также молодые педагоги должны обладать широким спектром изобразительных, музыкальных, педагогических, психологических и других знаний. Это отметили 70% опрашиваемых, выразив уверенность в своих силах, а также стремление и далее развиваться в этом направлении. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть молодых педагогов дополнительного образования демонстрирует выраженное стремление к профессиональной самореализации, и в целом удовлетворенность динамикой изменений в этой сфере, что может быть обусловлено тем, что они реализуются в профессии, безусловно, творческого характера, и у большинства творчество (в разных направлениях) является не только работой, но увлечением, хобби, важной частью духовной жизни. Иначе говоря, молодые педагоги дополнительного образования понимают самореализацию не только как достижение профессиональных высот в педагогике, но и в творческом плане – в качестве художников, артистов, хореографов, музыкантов, спортсменов и т.п.

Проблемными зонами, затрудняющими профессиональную деятельность молодых педагогов в общеобразовательных организациях, по результатам опроса являются следующие моменты:

повышенное общественное внимание и социальный контроль за профессиональной деятельностью, охватывающей круг вопросов не только обучения, но и воспитания (58%);

отсутствие личного педагогического стиля; что является дополнительным фактором тревожности и неуверенности для молодого специалиста (67%);

зависимость от ролевых ожиданий, большая эмоциональная нагрузка (83%).

Уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью описывают как низкий 45% молодых педагогов, как средний – 27% и как высокий – 28%. Испытывают тревожность, отмечают ухудшение здоровья, некомфортные, стрессовые моменты в своей профессиональной деятельности 38% опрошенных. Наличие проблем во взаимодействии с различными субъектами образовательных отношений отмечают 41% молодых педагогов.

Негативные моменты (снижение мотивации, акцент на наличие проблем, ухудшение здоровья, стрессогенные факторы) отмечали молодые педагоги, не участвующие в волонтерской деятельности, не имеющие возможности проявить себя в коллективе, попавшие в субъективно некомфортную обстановку. Наоборот, молодые специалисты, положительно воспринимающие свой профессиональный статус, демонстрирующие высокий уровень мотивации, задействованные во всех направлениях работы образовательной организации, выполняют сложные поручения, ведут неформальные творческие объединения, внеурочные занятия и мероприятия, курируют деятельность различных советов, клубов, секций и т.п. Личностное развитие и совершенствование творческих способностей как сопряжённых между собой метапрофессиональных качеств является основой самореализации педагога, так как способствует погружению педагога вместе с обучающимися в тот вид деятельности, который приносит неформальную радость, вдохновляет успешными результатами в приобщении ребенка к искусству, спорту, техническому или социальному творчеству.

Творческая самореализация в формате внеурочной деятельности, дополнительного образования, а также за пределами образовательной организации становится условием, позволяющим сделать психологический прогноз успешности и педагогической профессиональной деятельности молодого педагога в целом. Молодые педагоги, включенные в различные направления работы образовательной организации, имеющие «отдушину» для занятий творчеством, участвующие в выставках, соревнованиях, научных и технических форумах (67% от общего числа опрошенных), демонстрируют мощную динамику адаптации в коллективе, высокий уровень мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности (63% от указанных выше).

Одним из вариантов решения проблемы создания оптимальных условий для развития метапрофессиональных качеств, и профессионального развития молодых педагогов в целом, может стать индивидуализированное повышение квалификации [Веретенникова], онлайн-курсы, различные тренинги. Именно такие форматы позволят молодому педагогу оптимально распределить свое время, подойти системно к формированию того или иного метапрофессионального качества.

Заключение

Исследование позволило выявить на практике условия формирования метапрофессиональных качеств молодых педагогов и раскрытия их личностно-профессионального потенциала. Возможность реализации себя в дополнительном образовании, неформальных профессиональных инициативах, во внеурочной деятельности (как менее заформализованном направлении образовательной деятельности) позволяет проанализировать ситуацию карьерного роста, повышает уверенность молодого педагога в себе, удовлетворенность своей профессией и эффективностью педагогического труда.

В современных условиях актуальны задачи: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; формирование и воспитание у молодых педагогов потребности в непрерывном самообразовании; работа над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности с опорой на пусть еще скромный педагогического опыт в самых разных направлениях, в том числе и на творческий опыт в спортивной, художественной, социальной, технической сфере. Привлечение молодых специалистов к общественной деятельности, реализация их как профессионалов в области внеурочной деятельности и дополнительного образования дает самое широкое поле для развития метапрофессиональных качеств, повышает мотивацию и организованность молодых педагогов. Создание условий для неформального проявления своих склонностей, осознания ответственности за свой труд позволяет молодым педагогам в дальнейшем успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения и персонификации образовательных маршрутов молодых педагогов в системе повышения квалификации» (Государственное задание № 073-00087-22-02 от 26.04.22).


Библиографическая ссылка

Егорова Т.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32276 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674