Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Прокопенко Л.А. 1
1 Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В данной статье рассматриваются особенности применения дистанционного образовательного курса по общей физической подготовке для студентов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри. Разработанный курс, скоординированный с учетом пандемии вируса СOVID-19, с использованием современных онлайн-платформ и сервисов, вызвал положительные отзывы со стороны студентов, позволил достигнуть высокой посещаемости занятий и прохождения успешных текущих и итоговых аттестаций обучающимися. В ходе исследования были выявлены технические трудности для преподавателей и студентов в период проведения занятий в дистанционном формате, а также трудности в занятиях физическими упражнениями для студентов в нестандартных условиях. Проведение учебно-тренировочных занятий в онлайн-режиме, применение комплексов упражнений общефизической подготовки с использованием современных оздоровительных технологий, ориентированных на фитнес-программы, явились наиболее актуальными для домашних условий. Это позволило эффективно вовлечь студентов в образовательный процесс в удаленном формате и вызвало наибольший интерес среди студентов. Данный курс имеет практическое значение для тех, кто в силу разных причин не может посещать занятия очно, вынужден заниматься дистанционно, и позволяет на приемлемом уровне качественно обучать студентов в соответствии с учебными программами предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
студенты вуза
общая физическая подготовка
режим изоляции
дистанционный образовательный курс
онлайн-обучение
1. Козлов А.В., Бударников А.А., Фетисов В.Н., Михеева Т.М., Купцова В.Г. Классификация видов деятельности онлайн-дисциплины «Физическая культура» в университете: аспекты двигательной подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 3 (205). С. 199-204.
2. Львова Т.Г. Проблемы и перспективы дистанционного и гибридного обучения студентов технического вуза по дисциплине «Физическая культура» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 227-233.
3. Корельская И.Е. Технологический подход к дистанционному обучению по дисциплине «Физическая культура» в условиях вуза // Теория и практика физической культуры. 2021. № 4. С. 33–34.
4. Корчевский А.М., Токарь Е.В. Электронное обучение студентов ВУЗА дисциплинам по физической культуре и спорту // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 220–224.
5. Покровская Т.Ю., Юсупов Р.А., Титова Е.Б., Журавлева Ю.С. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 65–67.

Из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране в 2020–2021 гг., вызванной коронавирусом COVID-19, пришлось вводить режим самоизоляции, а вузам – переходить на дистанционный формат обучения. Для студентов и преподавателей очного обучения такой формат явился непривычным и даже пугающим, особенно для практических дисциплин, в том числе для физической культуры и спорта. Сразу стало понятно, что самоизоляция изменит привычный образ жизни, вызовет дефицит повседневной двигательной активности, а это может сказаться на физическом и психическом здоровье участников педагогического процесса, тем более в течение длительного времени. Необходимо было перестроиться на обучение в домашних условиях, подобрать такие средства и методы обучения, которые бы позволили решать приоритетные задачи физического воспитания в вузе: обучение двигательным действиям, развитие физических качеств, поддержание здоровья студентов. Это потребовало адаптации содержания предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», традиционно основанного на деятельностном практическом процессе учебного занятия, к домашним условиям с применением дистанционных образовательных технологий [1, 2]. Особую актуальность приобрели вопросы развития онлайн-образования. Новые подходы к образованию в дистанционном формате вызвали повышенный исследовательский интерес среди отечественных ученых [3–5].

Цель работы: показать особенности курса дистанционного обучения по общей физической подготовке для студентов очного отделения и выявить отношение студентов к занятиям в новом формате.

Материал и методика исследования. Разработка курса дистанционного обучения проводилась по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с направлением «Общая физическая подготовка».

В ходе исследования использовались анализ и обобщение научно-методической литературы, данных интернет-источников, анкетирование по исследованию отношения студентов к дистанционному образовательному курсу по общей физической подготовке, анализ посещаемости занятий и итоговой аттестации студентов, математические методы с расчетом процентов.

Исследование организовано на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К Аммосова. В режиме дистанционного обучения приняли участие студенты 2–3-го курсов очного отделения гуманитарного профиля кафедр «Педагогика и методика начального образования», «Зарубежная и отечественная филология», занимающиеся в группах общей физической подготовки, в количестве 42 человек, все девушки. Из них 7 человек совмещали учебу с работой, 3 человека имели малолетних детей, 12 человек обучались за пределами г. Нерюнгри.

В учебном процессе дистанционного обучения использовались онлайн-платформы и сервисы: Skype, Zoom, электронная почта, WhatsApp. Были задействованы актуальные учебно-методические материалы кафедры, которые дополнились новыми разработками для дистанционного обучения, и электронная библиотечная система вуза. Размещение методических материалов проводилось в электронной информационно-образовательной среде Moodle Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета, что способствовало самостоятельной деятельности студентов. На базе WhatsApp были созданы учебные группы студентов для информирования и оповещения о предстоящих планах, заданиях, закрытые личные чаты для индивидуальных вопросов обучающихся, получения выполненных заданий студентами и их оценки преподавателем.

Результаты исследования и их обсуждение. Для вовлечения студентов в активный образовательный процесс, эффективной обратной связи, стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на первое место были поставлены учебно-тренировочные занятия в онлайн-среде. В разработке курса дистанционного обучения по общей физической подготовке мы опирались на знание современных оздоровительных технологий, ориентированных на фитнес-программы, актуальные для домашних условий, вызывающих наибольший интерес среди студентов.

С учетом Госстандарта высшей школы мы предусмотрели практический раздел дисциплины по физической культуре и спорту с двумя подразделами: методико-практическим и учебно-тренировочным, а также контрольный раздел. В организацию практических занятий были включены методические занятия в системе Zoom (10% от всего курса занятий); учебно-тренировочные занятия в онлайн-формате, проводимые преподавателем на платформе Skype (60%), и самостоятельные занятия студентов с записью видеороликов и отправкой в личный чат преподавателя на WhatsApp (25%). На контроль спортивно-технической и общефизической подготовки было отведено 5% курса занятий как с визуализацией в онлайн-режиме, так и с записью видеороликов.

Виды деятельности разработанного нами курса и используемые в дистанционном формате следующие.

1. Разработка методических материалов преподавателями:

- методических указаний для самостоятельного составления комплекса общеразвивающих упражнений для разминки, а также ее проведения в онлайн-формате;

- комплексов упражнений общей физической подготовки с использованием собственного веса, инвентаря в домашних условиях (гантелей, эспандеров, пластиковых бутылок с водой), домашней мебели (с обновлением 1 раз в месяц);

- контрольных упражнений спортивно-технической подготовки, куда вошли силовые упражнения на разные группы мышц с оценкой техники их выполнения;

- тесты общефизической подготовленности (1 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, 2 – поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, 3 – классическая планка с опорой на предплечья).

2. Выполнение заданий студентами: составление комплекса упражнений для разминки и ее проведение в онлайн-формате.

3. Выполнение упражнений студентами:

- занятия в онлайн-режиме под руководством преподавателя, направленные на повышение спортивно-технической и общефизической подготовленности;

- самостоятельные занятия по разработанным педагогом комплексам общей физической подготовки, которые записывались в виде видеороликов в ускоренном режиме и отправлялись преподавателю.

4. Контроль:

- спортивно-технической и общефизической подготовленности с визуализацией в онлайн-формате;

- спортивно-технической подготовленности по видеороликам с записью в ускоренном режиме;

- общефизической подготовленности по видеороликам с записью в реальном времени;

- посещаемости занятий.

В качестве примера представляем «Комплекс ОФП-2» (силовой тренинг в домашних условиях):

1. «Отжимания» от пола (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)). Для девушек допускается упор на коленях.

2. Скручивания (20–30 раз) выполняются из положения лежа на спине, ноги согнуты под углом 90° на возвышении, руки за голову – подъем туловища вперед, тянуться локтями к коленям, округляя спину и втягивая живот (можно ноги закрепить за опору).

3. Приседания (20 раз).

4. «Планка» (30 секунд).

5. Отжимания от пола узким упором (кисти вместе в упоре) (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)). Для девушек допускается упор на коленях.

6. «Ножницы» (20–30 раз) для нижнего пресса – смена прямых ног в положении лежа на спине, одна нога сверху, другая снизу.

7. Выпады вперед с опусканием на колено и возвращением в исходное положение (15 раз каждой ногой).

8. «Планка» (35 сек – 1 минута).

9. Обратные «отжимания» от скамьи, опуская таз вниз вдоль опоры (10 раз (дев.), 20 раз (юн.)).

10. «Скалолаз» (15 раз каждой ногой). Выполнение: из упора лежа подтягивание колена каждой ноги к локтю противоположной руки. Делается в быстром темпе, но нужно чувствовать работу мышц пресса, ног, кора.

11. Приседания с выпрыгиванием (10 раз (дев.)). «Берпи» (10 раз (юн)). Выполнение: упор присев – прыжком упор лежа – одно отжимание – прыжком упор присев – выпрыгивание вверх.

12. «Планка» (30 секунд).

Методические указания: все упражнения выполняются одно за другим (это 1 круг). Выполнить не менее 2 кругов для девушек и 3 кругов для юношей. Между кругами отдых не более 3 минут.

Несмотря на изоляцию, студенты нашего вуза имели возможность непосредственно заниматься физическими упражнениями. Это способствовало сохранению мотивации студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, активизации их двигательного режима.

Следует отметить ряд трудностей, с которыми столкнулись наши преподаватели и студенты в этот период:

1) слабая работа сети Интернет, перебои, особенно в удаленных районах Республики Саха (Якутия);

2) ограничения в подаче электричества в сельских районах, в том числе веерные отключения (воспользоваться электричеством можно было только в определенные часы);

3) ограничения в пространстве для занятий физическими упражнениями в домашних условиях;

4) недостаток контроля за правильным выполнением учебных заданий студентами из-за отсутствия контактной работы;

5) суровые климатические условия Крайнего Севера, не позволяющие заниматься физическими упражнениями на свежем воздухе;

6) увеличение педагогической нагрузки на преподавателей, поскольку значительно увеличилась индивидуальная работа со студентами.

Опрос, проведенный среди студентов при выходе на очное обучение, позволил выявить отношение студентов к занятиям по физической культуре в удаленном режиме: насколько эффективно, по их мнению, прошли занятия, какие испытывали негативные факторы в период изоляции, с какими трудностями столкнулись при занятиях физическими упражнениями в домашних условиях.

На вопрос: «Как прошло дистанционное обучение по физической культуре?» – 56% обучающихся ответили: «Эффективно», 40% обозначили как «Менее эффективно, чем при очном обучении», и 4% считают, что «Неэффективно».

На вопрос: «Какие негативные факторы имели место в этот период?» мы получили следующие ответы:

- снижение физической активности отметили 60% студентов;

- увеличение объема учебной нагрузки в целом – 32%;

- недостаток прогулок на свежем воздухе – 30%;

- пребывание в замкнутом пространстве – 20%;

- нарушение режима дня – 20%.

Дополнительно были отмечены такие факторы, как нехватка общения с одногруппниками, нарушение сна, частые болезни, много дел по дому, головные боли из-за постоянного использования ноутбука, смартфона.

12% студентов указали на отсутствие негативных факторов.

В ответах на вопрос: «Были ли ухудшения эмоционального состояния?» можно выделить апатию у 30% опрошенных, а также такие состояния, как раздражительность у 25%, тревожность у 25%, плаксивость у 20%, гнев у 8%. Не испытывали ухудшения эмоционального состояния 25% девушек.

При исследовании трудностей, испытываемых студентами при занятиях физическими упражнениями в онлайн-формате, мы констатировали:

- отсутствие необходимого спортивного инвентаря – 60% ответов;

- ограничение пространства в домашних условиях – 56%;

- недостаток индивидуального контроля правильной техники упражнений – 32%;

- снижение мотивации к занятиям в нестандартных условиях – 30%.

На вопрос: «Понравились ли вам онлайн-занятия по физической культуре и спорту?» большинство студентов ответили «Да» – 72%. «Нет» и «Затрудняюсь ответить» отметили по 14% опрошенных.

Улучшение общего состояния от занятий физическими упражнениями в онлайн-формате отметили 60% девушек, не отметили улучшения 25% и затруднились ответить 15%.

Также особенностью данного курса явилась возможность для студентов, пропускающих занятия физическими упражнениями в онлайн-формате без уважительных причин (проспал, готовился к другому предмету) или по уважительной причине в связи с техническими сбоями, отработать пропущенные занятия в более позднее время. А те, кто пропускал из-за ухода за детьми или в связи с работой, выполняли разработанные комплексы ОФП в удобное для них время, делали записи занятий и отправляли на контроль преподавателю. Это позволило повысить общую посещаемость занятий студентами и обеспечить прохождение итоговой аттестации в намеченные сроки. Исходя из предусмотренных программой в весеннем семестре практических занятий в количестве 32, на 42 человека приходится 1344 занятия. Несмотря на указанные трудности, процент общей посещаемости занятий в данной группе составил 84% (1129 занятий), соответственно пропуски занятий с учетом уважительной причины (из-за болезни) – 16% (215 занятий). На пропущенные занятия по болезни пришлось 7% (94 занятия), на остальные пропуски – 9% (121 занятие). Результаты итоговой аттестации по контролю успеваемости в балльно-рейтинговой системе за осенний семестр 2020/2021 учебного года – аттестованы 100%.

Заключение

Разработка дистанционного образовательного курса по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с направлением «Общая физическая подготовка» обусловлена необходимостью реализации программы физического воспитания студентов с непосредственным учебно-тренировочным процессом, значительную долю которого составили занятия в онлайн-режиме в домашних условиях. Это дало возможность сохранить мотивацию студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, активизировало их двигательный режим.

Для реализации курса дистанционного обучения применялись современные онлайн-платформы и сервисы.

Несмотря на выявленные трудности для преподавателей и студентов в период изоляции, обучение в дистанционном формате с использованием технических средств в условиях сурового климата Якутии прошло успешно. Следует отметить высокую посещаемость занятий студентами в этот период и успешное прохождение текущей и итоговой аттестации. Результаты проведенного среди студентов опроса показали, что большинство из них положительно относятся к занятиям физическими упражнениями в онлайн-формате.

Занятия в онлайн-режиме с использованием комплексов упражнений по общей физической подготовке, разработанные на основе современных оздоровительных технологий, ориентированных на фитнес-программы, понравились большинству студентов и вызвали спортивный интерес.

Разработанный нами курс дистанционного обучения по общей физической подготовке позволил в карантинный период продолжить качественное обучение, дал возможность находиться преподавателям в постоянном взаимодействии со студентами, достигнуть эффективной обратной связи благодаря технологиям непосредственного выполнения студентами упражнений и заданий в онлайн-среде и визуализированной оценке преподавателя.

Итоги функционирования новой модели дистанционного образования важны и на сегодняшний день. Студенты, совмещающие обучение с работой, воспитывающие малолетних детей, проживающие в отдаленных районах Республики Саха (Якутия), в других регионах, имеют возможность непосредственно заниматься физическими упражнениями в удобное для них время, используя разработки вуза.

Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью учебного процесса, но оно не заменит живого общения, непосредственной контактной работы участников педагогического процесса.

Мобильные технологии в процессе физического воспитания можно использовать лишь в качестве вспомогательных технических средств, но они не оказывают должного влияния на качество этого процесса.


Библиографическая ссылка

Прокопенко Л.А. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32275 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674