Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гирфанова Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
На данном этапе развития высшего профессионального образования и рынка труда актуализируется вопрос оптимальной коллаборации данных сфер. Практика показала нерезультативность попытки просто свести воедино образовательные и профессиональные стандарты. В представленной статье автором проанализированы противоречия в области слияния данных стандартов. Выявлено ядро этих противоречий – адекватный для обоих стандартов процесс формирования профессиональных компетенций. Анализ стандартов и практики их реализации показал, что технические сложности с реализацией слияния существуют на разных направлениях подготовки по стандарту ФГОС 3++. Сделаны выводы о системности показанных ошибок и сложностей, которые требуют внимания и решения на уровне разработки обоих стандартов – профессиональных и образовательных. Обмен опытом с коллегами, реализующими стандарты этого поколения иных направлений подготовки, свидетельствует о наличии уже системной ошибки, которую необходимо решать на уровне разработки ФГОС и стандартов профессиональной сферы. Автор статьи акцентирует внимание на необходимости подготовки менеджеров по новым, более совершенным образовательным и профессиональным стандартам, способствующим эффективному формированию профессиональных компетенций будущих финансовых менеджеров и удовлетворяющим запросы современного рынка труда.
федеральный государственный образовательный стандарт (фгос)
профессиональные стандарты
основная образовательная программа
профессиональные компетенции
рынок труда
выпускники
финансовые менеджеры
1. Тимонина И.В. Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному стандарту «Педагог» по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Образование и воспитание. 2017. № 2 (12). С. 97-101.
2. Osipov P., Girfanova E., Ziyatdinova J. Educational Innovations in Financial Management Degree Programs. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 389 P. 614-621. DOI: 10.1007/978-3-030-93904-5_61.
3. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Инновационная деятельность технических университетов: взгляд изнутри (опыт социологического исследования) // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 48-56. DOI: 10.55421/2499992X_2022_2_48.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/88 (дата обращения: 12.10.2022).
5. Тернер Е.Ю., Никитина Т.Н. Траектория профессионального развития в образовательной среде вуза: результаты эмпирического исследования // Право и образование. 2021. № 11. С. 69-78.
6. Перечень обязательных профессиональных стандартов. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty.html (дата обращения: 12.11.2022).
7. Гирфанова Е.Ю. Противоречия в образовательных и профессиональных стандартах: можно ли и как их устранить // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12. № 3 (47). С. 41-47. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_03_41.
8. Зинурова Р.И., Алексеев С.А. Повышение качества оценки уровня сформированности компетенций в рамках проведения государственной итоговой аттестации // Управление устойчивым развитием. 2017. № 4 (11). С. 112-117.

Сегодня в высшем образовании особое внимание уделяется вопросам соответствия системы подготовки специалистов требованиям рынка труда, современным социально-экономическим и политическим условиям. На кафедрах, ученых советах факультетов и институтов ведутся обсуждения вопроса о том, как должна выглядеть основная образовательная программа подготовки финансовых менеджеров в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными стандартами. Формулируются профессиональные компетенции, исходя из этого определяются названия дисциплин профессионального блока и факультативов. В соответствии с требованиями работодателей, профессиональными стандартами и другими нормативными документами вносятся изменения в содержание дисциплин профессионального цикла.

Все основные образовательные программы, реализуемые вузом, должны соответствовать требованиям ФГОС и учитывать требования, выбранные ими для реализации ООП профессиональных стандартов. Соблюдение требований профессионального стандарта не является для вузов обязательным, хотя их соблюдение необходимо, поскольку именно таким способом работодатель предъявляет требования к будущим выпускникам [1].

Цель исследования состоит в выявлении автором соответствия требований ФГОС ВО и профессиональных стандартов и их последующей реализации в основных образовательных программах, в нашем случае в процессе подготовки специалистов в области финансового менеджмента.

В результате проведенного исследования были выявлены противоречия в образовательных и профессиональных стандартах в системе ВО и предложены рекомендации по их устранению.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на анализе нормативно-правовой базы образования: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент») и 38.04.02 «Менеджмент» (приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. № 952 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент»), профессиональных стандартов 08.008 Специалист по финансовому консультированию, 08.015 Специалист по корпоративному кредитованию, 08.018 Специалист по управлению рисками, 08.004 Специалист рынка ценных бумаг, 08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами, Трудового кодекса РФ и других документов. Наряду с этим автор опирался свой многолетний опыт, мнение коллег, использовал методы обобщения и синтеза.

В данной статье проведен анализ основных образовательных программ подготовки финансовых менеджеров в следующих вузах: РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ), Казанском (Приволжском) федеральном университете и Финансовом университете при правительстве Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

Многолетний опыт преподавательской деятельности, разработки и реализации основных образовательных программ подготовки финансовых менеджеров позволил выявить ряд противоречий и проблем сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Под сопряжением образовательных и профессиональных стандартов в данном случае понимается то, что современный образовательный стандарт должен основываться на профессиональном стандарте деятельности, который представляет собой систему требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам работника, позволяющим занять определенную должность и определяющим успех выполняемой деятельности.Обратимся лишь к некоторым из них.

Одно из противоречий заключается в законодательном несоответствии определений квалификации выпускника высшей школы и профессиональных стандартов определению квалификации работника, которое дается в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Квалификации работающих специалистов или обобщенные трудовые функции в профессиональных стандартах должны соотноситься с компетенциями выпускника в образовательных программах. Это означает, что при реализации одной и той же ООП в разных образовательных организациях формулировка профессиональных компетенций должна быть одинакова. В качестве рекомендации можно предложить использовать формулировку, закрепленную в трудовой функции. Например, при реализации ООП уровня магистратуры «Менеджмент», программа «Финансовый менеджмент», ПК-1 можно сформулировать следующим образом: способен консультировать клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля, в соответствии с ОТФ 3.2 профессионального стандарта 08.008 Специалист по финансовому консультированию – консультирование клиентов по составлению финансового плана и формированию целевого инвестиционного портфеля.

Кроме того, ФГОС ВО должен регламентировать количество профессиональных стандартов, реализуемых в одной ООП. Оптимально для одного из видов деятельности указывать 2–3 профессиональных стандарта и формулировать по 2–3 компетенции на каждый профессиональный стандарт. Тем самым количество зачетных единиц, отведенных на одну компетенцию, будет примерно одинаковым в разных образовательных организациях. Это дает возможность безболезненного перевода обучающегося из одного вуза в другой в рамках реализации одной ООП, так как разница при переводе будет минимальна.

Приведем примеры, показывающие, что в высших учебных заведениях существуют разногласия по вышеназванному противоречию. Так, при реализации ООП «Менеджмент» уровня бакалавриат в Казанском (Приволжском) федеральном университете выявлено, что в качестве задач профессиональной деятельности выбраны три ее вида: информационно-аналитический, организационно-управленческий и финансовый, в то время как при реализации аналогичной ООП в РАНХиГС выбрано всего два вида деятельности: организационно-управленческий и информационно-аналитический. В финансовом университете при Правительстве РФ в качестве тех же задач при реализации ООП выбраны следующие виды: организационно-управленческий, информационно-аналитический и научно-исследовательский. Это подтверждает наш тезис о противоречиях в подготовке специалистов одного и того же профиля «Финансовый менеджмент» уровня бакалавриат в разных вузах страны [2].

Наблюдается также различие в выбранных профессиональных стандартах, которыми образовательная организация руководствуется при реализации основной образовательной программы и на основании которых формулируются профессиональные компетенции [3].

Исходя из того, что количество профессиональных стандартов не регламентировано ФГОС 3++, каждая организация выбирает их самостоятельно, соответственно количество и формулировки профессиональных компетенций также будут отличаться друг от друга. При реализации ООП «Финансовый менеджмент», уровень бакалавриат в Казанском (Федеральном) университете в качестве профессиональных стандартов выбраны: 08.036 Специалист по работе с инвестиционными проектами и 08.008 Специалист по финансовому консультированию. В Финансовом университете при правительстве РФ при реализации той же самой ООП (с такой же формой, сроком обучения и одинаковым количеством зачетных единиц) используются уже 4 профессиональных стандарта: 08.008 Специалист по финансовому консультированию, 08.015 Специалист по корпоративному кредитованию, 08.018 Специалист по управлению рисками, 08.004 Специалист рынка ценных бумаг.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в процессе реализации аналогичной ООП используются 12 профессиональных стандартов на 2 заявленных вида деятельности: 08.004 Специалист рынка ценных бумаг, 08.008 Специалист по финансовому консультированию, 08.009 Специалист по факторинговым операциям, 08.010 Внутренний аудитор, 08.018 Специалист по управлению рисками, 40.033 Специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства, 08.002 Бухгалтер, 08.022 Статистик, 08.025 Специалист в оценочной деятельности, 07.003 Специалист по управлению персоналом, 07.002 Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией, 08.023 Аудитор [4].

На основе анализа учебных планов и основных образовательных программ по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль Финансовый менеджмент нами составлена таблица, в которой представлены профессиональные компетенции уровня бакалавриата для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль Финансовый менеджмент в ведущих вузах страны (таблица).

Профессиональные компетенции уровня бакалавриата для направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль Финансовый менеджмент

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ПКП 1 – Оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности с соответствии с меняющимися требованиями внутренней и внешней среды

ПК-1 Владеет навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов коллективного характера профессионального труда

ПКП 2 – Прогнозировать результаты финансовой деятельности организации, учитывая факторы риска и неопределенности

ПК-2 Способен владеть методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций, устанавливать требования к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области

ПКП 3 – Принимать организационные и управленческие финансовые решения в соответствии с поставленными перед организацией целями

ПК-3 способен владеть навыками разработки, анализа и обоснования управленческих и финансовых стратегий организации, моделирования планирования и прогнозирования их деятельности, направленных на формирование конкурентоспособных бизнес-моделей, технологических и продуктовых инноваций, принятие эффективных инвестиционных решений с учетом рыночных и специфических рисков

ПКП 4 – Умеет оценить возможные финансовые риски и вовремя принять корректирующие меры для нейтрализации данных рисков

ПК-4 Способен применять методы финансового менеджмента по оценке и управлению активами организации и источниками их финансирования, построению базовых финансовых моделей и прогнозированию их финансовой ситуации, принятию управленческих решений, связанных с реальными и финансовыми активами организации, формированию дивидендной политики и структуры капитала

ПКП 5 – Владеет методами и способами реализации инвестиционных решений, осуществляет управление финансовыми активами с целью увеличения финансовых результатов деятельности предприятия

ПК-5 Способен применять источники финансовой информации для обоснования принимаемых управленческих решений, направленных на рост стоимости компании

 

ПК-6 Способен владеть навыками построения финансовых моделей инвестиционных проектов, применять методы экспертных оценок для составления аналитического заключения о целесообразности их реализации, исходя из целей и разработанных критериев отбора, а также их последующего поэтапного контроля и финансового мониторинга

 

ПК-7 Способен владеть навыками разработки и обоснования управленческих решений по повышению эффективности использования финансовых ресурсов компании и моделировать их сценарное развитие в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды

 

ПК-8 Способен владеть навыками работы с современными программными комплексами при построении финансово-управленческих моделей и их адаптации к конкретным задачам управления

Как видим из приведенной таблицы 1, формулировка компетенций далеко не одинакова, имеются значительные различия и в количестве профессиональных компетенций. В Казанском (Приволжском) федеральном университете за 2 выбранными организацией профессиональными стандартами закреплено 8 профессиональных компетенций, в то время как за 4 профессиональными стандартами закреплено 5 профессиональных компетенций [5].

В ФГОС ВО 3++, уровень бакалавриата, указано, что из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее – ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

В профессиональных стандартах 08.008 Специалист по финансовому консультированию и 08.015 Специалист по корпоративному кредитованию закреплена только одна трудовая функция (ОТФ) 6-го уровня (уровень бакалавриата) – «Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг» и «Обеспечение проведения сделок кредитования корпоративных заемщиков» соответственно [6].

Наше предложение по сопряжению ФГОС ВО и профессиональных стандартов: ввести во ФГОС 3++, уровень бакалавриата, пункт, в котором прописать, для каких групп профессиональных стандартов выделяется одна ОТФ; исходя из этого, соответственно, может быть выделена только одна профессиональная компетенция.

Одним из способов устранения противоречий ФГОС ВО и профессионального стандарта может явиться дополнение последнего разделом, в котором отражены трудовые функции и действия, им соответствующие, в соответствии с профессиональными компетенциями, которые были бы предусмотрены ФГОС ВО для профиля «Финансовый менеджмент». Такой подход позволил бы работодателям заложить свои требования к подготовке будущих менеджеров, вузам подготовить специалистов в соответствии с ними. В реализации данного подхода имеется еще один положительный момент: работодатели и разработчики основных образовательных программ будут вынуждены тесно общаться, тем самым выявлять противоречия между ФГОС ВО и профстандартами и принимать меры по устранению этих противоречий с учетом потребностей рынка труда, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса. Тем более, что в соответствии с ч. 7 ст. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции реализуется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) [7].

Еще одно противоречие заключается в несоответствии во ФГОС ВО 3++ направления «Менеджмент», уровень бакалавриата, областям и видам профессиональной деятельности. ФГОС высшего образования (бакалавриат): по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент в качестве областей профессиональной деятельности выпускников указывает на:

– организацию внутреннего и внешнего финансового контроля и аудита; финансового консультирования; управления рисками; организации закупок; исследования и анализа рынков продуктов, услуг и технологий; продвижения и организации продаж продуктов, услуг и технологий; управления проектами; контроллинга и информационно-аналитической поддержки управленческих решений; консалтинга);

– область образования и научных исследований;

– сферу стратегического и тактического планирования и организации производства; логистики; организации сетей поставок.

В качестве же видов профессиональной деятельности указаны: информационно- аналитическая; организационно-управленческая; финансовая; предпринимательская; педагогическая; научно-исследовательская.

Понятно, что спектр применения полученных в процессе обучения знаний у лиц с высшим образованием гораздо шире, чем у выпускников со средним профессиональным образованием, однако считаем вполне разумным дополнить раздел ФГОС 3++, пункт 1.1 «Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность» абзацем, перечисляющим возможные профессии и должности, соотносимые с полученным образованием, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Такой подход будет способствовать решению сразу нескольких насущных проблем:

– абитуриент при выборе направления и профиля подготовки будет иметь четкое представление о том, в какой сфере деятельности он может применить полученные знания по окончании учебного заведения;

– во ФГОС ВО внести по каждому направлению или профилю (программе) подготовки профессиональные компетенции, сформулированные в соответствии с выбранными профессиональными стандартами;

– руководителям образовательных программ, составителям учебных планов и рабочих программ дисциплин необходимо учитывать требования и ФГОС, и профессиональных стандартов, в соответствии с которыми были сформулированы профессиональные компетенции, реализуемые данной образовательной программой;

– ответственным за практики, реализуемые учебным планом, выбирать базы практик в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

– контролирующим органам, имеющим специальные полномочия и компетенции в данных сферах, необходимо своевременно выявлять ошибки, вносить коррективы, связанные с неточностями или противоречиями во ФГОС ВО и профессиональных стандартах, в соответствии с запросами работодателей и потребностями рынка труда. Основанием может являться то, что появляется новый профессиональный стандарт, но не за одним из ФГОС ВО он не закреплен.

Заключение

Спецификация несоответствие и сложностей в формировании и реализации программ подготовки стала основой заострения внимания на особенно добросовестный процесс разработки компетенций для направлений подготовки 38.03.02 и 38.04.02 Менеджмент [8]. Обмен опытом с коллегами, реализующими ФГОС ВО 3++ иных направлений подготовки, свидетельствует о наличии уже системной ошибки, которую необходимо решать на уровне разработки ФГОС ВО и стандартов профессиональной сферы.


Библиографическая ссылка

Гирфанова Е.Ю. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32255 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674