Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ МОРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Рахимжанова М.М. 1
1 Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
В условиях глобализации всех сфер общественной жизни современный уровень интенсивного развития новых информационных технологий оказывает непосредственное влияние на развитие молодежи, которая в большей степени подвержена негативному воздействию. В данный период, когда материальные ценности преобладают над духовными, важной стратегической задачей системы образования становится формирование моральных и духовных ценностей у студенческой молодежи. В статье рассматривается проблема морального воспитания, которое является одной из важнейших задач системы образования на современном этапе развития общества. Автор акцентирует внимание на значимости формирования у обучающихся представлений о понятиях национального самосознания, национальной культуры, традиций и духовных ценностей своего народа. В статье выделены основные источники морального воспитания на основе обращения к духовным ценностям культуры казахского народа, особенностям воспитания в национальных традициях, которые позволяют определить пути сохранения национальных традиций воспитания, использовать потенциал национальной культуры в формировании духовных ценностей у студенческой молодежи. В статье предложены концептуальные основы морального воспитания на основе национальных духовных ценностей, которые предполагают приоритет общечеловеческих и национальных духовных ценностей, развитие национальной культуры, воспитание в духе патриотизма и трудолюбия, а также поликультурное развитие современного общества.
моральное воспитание
национальная культура
традиции
духовные ценности
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III. [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319 (дата обращения: 28.11.2022).
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство: А ТЕМП. 2013. 874 с.
3. Гусакова В.О. Контент-анализ понятий: духовно-нравственное, нравственное и моральное воспитание // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 88. С. 33-36.
4. Пляукшта Ю.Н. Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии. автореф. дис. …канд. истор. наук. Москва, 2009. 34 с.
5. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы: Казахский университет. 2013. 254 с.
6. Толеубекова Р.К., Шолпанкулова Г.К., Нургалива Д. Национальное воспитание. Учебное пособие. Алматы: Полиграф-Сервис. 2014. 280 с.
7. Урунбасарова Э.А. Этика и культура общения педагога: учебное пособие. Алматы: Бастау. 2017. 208 с.
8. Даулетова Н.А. Национально-культурное воспитание через народную педагогику //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2013. № 11. С. 71-72.
9. Абай Кунанбаев. Избранное. Серия «Мудрость веков». М.: Русский раритет. 2006. 426 с.
10. Сейсенбаев Р. Абай. Книга слов. Алматы: МКА. 2007. 383 с.
11. Рахимжанова М.М. Моральное воспитание на основе национальных духовных ценностей: Монография. Нур-Султан: издательство «ӘлНаир». 2020. 160 с.

На современном этапе развития общества наблюдается прагматичная тенденция стремления молодежи в первую очередь к достижению материальных благ, и в жизни молодых людей все больше утрачивается духовное содержание. В условиях ускоренной глобализации и модернизации современного общества необходимость заострения внимания на моральном воспитании студенческой молодежи на основе национальных духовных ценностей обусловлена общегосударственной потребностью, потому как образование и воспитание являются приоритетными стратегиями страны. В этих условиях полагаем важным воспитание подрастающего поколения, студенческой молодежи на основе духовных ценностей народа, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «Об образовании» основной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [1].

В связи с этим исследование проблемы морального воспитания на основе национальных духовных ценностей как фактора формирования достойного гражданина страны является актуальной исследовательской задачей. Проблемные вопросы морального воспитания требуют для определения путей решения его всестороннего анализа. Поэтому мы обратились к трудам зарубежных и отечественных ученых по проблеме нашего исследования.

Цели исследования: изучение источников национальной культуры, определение концептуальной основы морального воспитания на основе духовных ценностей казахского народа.

Гипотеза исследования: Если будут выявлены основные источники национальной культуры и определены концептуальные основы морального воспитания на основе духовных ценностей казахского народа, то это будет способствовать эффективности морального воспитания, так как они будут реализованы в образовательном процессе вуза.

Материалы и методы исследования

В исследовании за основу были взяты методологические принципы изучения педагогических процессов и явлений, научности и историзма.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведенном исследовании мы опирались на следующие методологические подходы: аксиологический, ориентированный на общечеловеческие, национальные ценности; культурологический, который включает приобщение личности к национальной культуре; гуманистический подход представляет мировоззренческую основу новой образовательной парадигмы и связан с достижением результативности в общем и в профессиональном развитии личности в частности.

Анализ исследований, научных трудов ученых показывает, что существуют различные подходы к проблеме морального воспитания на основе национальных духовных ценностей. Кроме того, это обусловлено и тем, что понятия «духовность», «мораль» имеют множество различных толкований. Авторы «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова понятие «духовность» трактуют как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными; мораль – нравственные нормы поведения в отношении с людьми, а также сама нравственность, а моральный – высоконравственный, душевный» [2].

Г. Гегель относил нравственность к воздействию на человека народного духа, истории и культуры, а разумность (духовность) – к познавательной деятельности самого человека, а не к промыслу его «божественного наставника» или следствию проповедей и наставлений. Г.Гегель развивал идею нравственности и разумности как результата самовоспитания, основанного на культивировании чувств добра и красоты [3, с. 34].

В связи с этим понятие «духовность» мы определили как образ жизнедеятельности людей, основанный на гуманных ценностях. Это устремленность личности к избранным целям жизни, стремление к познанию своей культуры, национальных традиций.

В педагогике духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как процесс, направленный на создание педагогических условий для актуализации в учащихся умственного и нравственного начала, для распознавания «истины и лжи», «добра и зла» в объективной реальности (социуме) и субъективном внутреннем мире. Критериями распознавания могут стать общечеловеческие и базовые национальные ценности, которые отличаются от первых наличием патриотической составляющей, отмеченной культурным своеобразием. Этому культурному своеобразию и народности уделял пристальное внимание К.Д. Ушинский. Анализируя процесс воспитания в разных странах, К.Д. Ушинский подчеркивал важность в нем «народности»: «Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями, – его тело, душу и ум, – и, прежде всего, обращается к характеру человека; характер и есть именно та почва, в которой коренится народность» [3, с. 35].

Изучение трудов многих ученых по исследуемой проблеме позволяет выявить основные характеристики морального воспитания на основе национальных духовных ценностей. В.О. Гусакова в своей работе отмечает: «Моральное воспитание как процесс усвоения правил, принятых в социуме в качестве норм жизнедеятельности и утвержденных в правовом регулировании, плодотворно только тогда, когда у человека есть нравственность. Мораль формируется в соответствии с базовыми национальными ценностями и условиями развития социума» [3, с. 35–36]. Ю.Н. Пляукшта в своем исследовании рассматривает «морально-патриотическое воспитание как необходимое условие для сохранения не только национального самосознания в условиях активной интеграции культур и капитала, но и достижения новых успехов в области международной и внутренней политики, укрепления экономики и оздоровления нации» [4].

Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является формирование у обучающихся национального самосознания, патриотизма, значимости национальной культуры, духовных ценностей и традиций народа. Продуктивным в нашем исследовании стало изучение трудов отечественных ученых, где культура казахской народной педагогики хранится и передается из поколения в поколение. Значимость воспитательного потенциала культурного наследия казахского народа рассматривались в исследованиях многих отечественных ученых: К.Ж. Кожахметовой [5], Р.К. Толеубековой [6], Э.А. Урунбасаровой [7], Н.А Даулетовой [8] и др. Основной общей линией в трудах отечественных ученых прослеживается то, что главной целью народной педагогики ставится воспитание молодого поколения на основе богатейшего исторического опыта казахского народа, живущего по законам и в гармонии с окружающей средой и обществом. Наряду с этим такие нравственные качества, как правдивость и честность, скромность, дружелюбие, гостеприимство и почтительное отношение к старшим, являются неизменными качествами психологии казахского народа. Обращение к вековой народной мудрости, к духовным ценностям культуры, особенностям воспитания в национальных культурных традициях позволяет определить источники морального воспитания, дает возможность выявлять пути сохранения традиций национального воспитания. Возрождение культурных традиций, развитие родного языка, рост национального самосознания требуют более основательного и глубокого освоения студенческой молодежью духовных ценностей и традиций народа. Потому связующими элементами должны стать связь между прошлым и настоящим, носителями которой являются образование, воспитание и национальная культура.

Главными источниками национальных духовных ценностей морального воспитания явились педагогические идеи казахских мыслителей и просветителей: Абая Кунанбаева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова, Ахмета Байтурсынова и др. Произведения народного просветителя Абая и его великий труд «Қара сөздер» («Слова назидания») пронизаны идеями нравственности и морали. Абай видел праведный путь для обретения лучших качеств народа в возрождении традиций прошлого. Просветитель высоко ценил роль просвещения, всеобщего образования казахского народа, развитие сотрудничества с русским народом, который имел весомый авторитет в мировом сообществе. Это связано и с тем, что Абай изучал труды передовой русской литературы – А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова. Так, в «Слове двадцать пятое» великий поэт Абай пишет: «… Русская культура, наука – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий…» Поэт призывал учиться у других народов, укреплять дружбу с разными народами, при этом сохранять свою национальную культуру и традиции. Кроме того, претворение в жизнь педагогических идей Абая Кунанбаева по формированию моральных, нравственных качеств у молодежи является актуальной задачей и современной системы образования. Поэт был твердо убежден, что мораль как таковая не является предопределенной, ее возможно и необходимо развивать. По мнению мыслителя, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Также он являлся сторонником равенства людей от природы, несмотря на разное социальное положение [9].

В связи с этим обратим внимание на важную воспитательную значимость «Слова тридцать второе»: «Тем, кто стремится усвоить науку, необходимо знать условия, без которых невозможно достичь цели. Во-первых, обретая знания, не ставь себе задачи получить через них какую-нибудь выгоду. Чтобы заняться наукой, прежде всего, нужно полюбить ее, иметь стремление к ней. Если ты ценишь знания как высшее благо, каждое открытие новых истин принесет твое душе покой и удовлетворение. Крепко запоминай то, что ново для тебя, тогда появится стремление к поиску, любовь к науке, память хорошо усвоит и запечатлеет в себе то, что ты видел и слышал. Если же мысли твои заняты другим, а науку ты ищешь из жажды накопительства, твое отношение к знаниям будет таким же, как отношение мачехи к пасынку. Когда душа и мысли поистине благосклонны к науке, она и сама становится благосклонной – легко дается. С половинчатой благосклонностью она и воспринимается половинчатым…» [10]. В этом Слове просветителя отражена суть занятий наукой и в первую очередь – любовь к ней. Просветитель считал, что каждый человек должен заниматься своим любимым делом, которое приносит ему душевное удовлетворение. И для каждого периода развития общества значимыми были стремление к знаниям, приобретение и передача их последующим поколениям. А также во все периоды развития страны люди оказывали особое уважение обладателям знаний, придавая знаниям большое значение в развитии общества и просвещении народа.

Все творчество Абая, каждое произведение содержит в себе глубокие нравственные размышления. В одном из Слов поэт пишет о трех составляющих сущности человека: любви, справедливости и душевности. Просветитель был уверен, что ни один житель Земли не сможет обойтись без этих трех важных качеств личности. Потому поэт считал, что человек действиями и поступками выражает внутреннюю суть своей души. Наряду с этим в следующем «Слове назидания» поэт говорит о значимости совершения добра, потому что добро и совершенное полезное дело благотворно влияют на человека, на его нравственное развитие. Кроме того, мыслитель здесь подчеркивает, что хорошим человеком является тот, кто полезен обществу.

Таким образом, «Слова назидания» Абая имеют высокую воспитательную ценность в духовном становлении молодежи, сохранении национальной культуры и традиций. Поэтому труды Абая остаются востребованными и в настоящее время; мы полагаем, что это произведение займет достойное место у будущих поколений казахского народа.

Каждое «Слово» поэта поднимает вопросы морали, нравственности, духовных ценностей народа. Кроме того, особым призывом к молодежи в произведениях Абая Кунанбаева стало «Адам бол! – Будь человеком!», где он особо подчеркивал, что в гармонично развитом человеке должны сочетаться разум и гуманность, трудолюбие и образованность. Поэтому сегодня многогранное наследие великого Абая стало педагогическим инструментом в моральном воспитании и в формировании духовных ценностей подрастающего поколения, студенческой молодежи. В связи с этим в настоящее время в учебно-воспитательный процесс организаций образования страны введен курс «Абайтану» (Абаеведение), который, несомненно, будет способствовать эффективности морального воспитания обучающихся.

Вопросы нравственности и общественной морали волновали мыслителей, просветителей в разные периоды истории страны. Ученые не только изучали вопросы нравственности, но и пытались находить пути их решения, справедливо осознавая важность и ценность этого для всего общества. Так, Ыбырай Алтынсарин – педагог-новатор того времени – являлся основоположником русско-казахских школ, автором многих трудов о нравственном воспитании подрастающего поколения. Его значимая педагогическая идея заключалась в том, что он разработал наряду со многими вопросами образования основы нравственности школьного и семейного воспитания. Также значительное место в его произведениях занимают вопросы этики, состоящей в большей части из педагогических идей, призывающих к стремлению формировать высоконравственную личность. Следует подчеркнуть, что педагогическая этика Ыбырая Алтынсарина – это народная этика, так как основы были взяты из устного народного творчества казахского народа. В ней содержатся размышления о сущности нравственности, мотивах поведения, отношения к окружающему миру и многое другое. Например, в рассказе «Садовые деревья», говоря о том, что прямо растущее дерево является результатом хорошего ухода, а криво растущее – плохого, отец показывает сыну неоценимую важность постоянного и пристального внимания со стороны родителей, потому что воспитание хорошего, благочестивого чада отнюдь не легкая задача, для ее реализации потребуется немалое количество времени и сил. Но цель оправдывает средства, и в долгосрочной перспективе это окупится сторицей, поскольку благовоспитанный ребенок станет отрадой для родителей и явит собой пример для окружающих, возвышая многолетний труд родителей. Здесь уместно было и сравнение воспитания с уходом за деревом. Ухаживая за молодым деревцем, нужно заботливо относиться к нему [11]. Так в данном рассказе педагог Ыбырай Алтынсарин акцентирует внимание на значимости процесса воспитания.

Наряду с этим отдельного внимания заслуживают труды ученого, этнографа, исследователя истории и культуры народов Казахстана и Центральной Азии Шокана Валиханова. Его труды и деятельность получили мировую известность и признание, сохранили свою ценность и в наши дни. Кроме того, произведения ученого, исследователя Шокана Валиханова способствовали возрождению и формированию национального самосознания народа.

Итак, определение источников национальной культуры, сохранение культурного наследия народа можно отнести к главным задачам системы образования в воспитании достойных граждан своей страны. Кроме того, сохранение и освоение культурного наследия является важным элементом укрепления национального самосознания народа и основой полноценного межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

Заключение

Таким образом, сформулируем основные выводы и результаты исследования.

Проведенное исследование показало, что концептуальные основы морального воспитания на основе национальных духовных ценностей предполагают приоритет общечеловеческих и национальных духовных ценностей, развитие национальной культуры, воспитание в духе патриотизма и трудолюбия.

Основным источником национальных духовных ценностей морального воспитания студенческой молодежи становится изучение педагогических идей мыслителей и просветителей казахского народа. Основой морального воспитания служат культурные нормы и духовные ценности народа, многие из которых являются общечеловеческими ценностями.

Для дальнейшего успешного развития страны большое значение имеет воспитание на основе духовных ценностей народа патриотов своей родины, которые в будущем смогут достойно решать стоящие перед ними задачи. В связи с этим концептуальные основыдолжны быть ориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии и содержания воспитания.

Результаты данного исследования нашли практическое применение в учебно-воспитательном процессе вуза, в содержание образовательной программы введена дисциплина «Моральное воспитание на основе национальных духовных ценностей», которая, полагаем, будет способствовать повышению результативности морального воспитания студенческой молодежи.

Изучение национальной специфики морального воспитания способствует обогащению общей педагогической теории морального воспитания. Кроме того, в концептуальном плане важно учитывать принцип поликультурного развития современного общества. Этнокультурное многообразие Казахстана является позитивным фактором поликультурного развития страны на основе национальных духовных ценностей каждого народа.


Библиографическая ссылка

Рахимжанова М.М. О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ МОРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАЗАХСКОГО НАРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32234 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674