Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Липатова Е.Г. 1 Всеволодова А.Х. 1 Белка А.Ю. 1 Курисева А.В. 1 Синицына Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Минздрава России
В настоящей работе авторы обращаются к изучению вопроса актуализации содержания обучения иностранному языку (ИЯ) на стоматологическом факультете медицинского вуза. На основании анализа трудов известных российских и зарубежных исследователей авторами определяется ряд критериев для отбора содержательного наполнения курса дисциплины ИЯ, таких как утилитарный характер смыслового наполнения содержания обучения, межпредметная интеграция содержательно-организационной сферы, преемственность в содержании обучения, культурная маркированность учебного материала, посильность содержания обучения, избыточность содержательного наполнения курса дисциплины, проблемность в подаче информации. Ориентируясь на сформулированные критерии, авторы пересматривают содержание обучения ИЯ на стоматологическом факультете, конкретизируют ключевые направления в развитии стоматологической сферы и подготовки кадров, выделяют типичные для этой области медицинского знания ситуации и темы профессионального общения, что позволяет определить основной набор коммуникативных знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых стоматологу XXI в. Подобная модернизация содержания обучения привела к необходимости разработки и внедрения новой версии рабочей программы курса дисциплины «Иностранный язык» на стоматологическом факультете в СЗГМУ им. И.И. Мечникова, а также поиска учебно-методических ресурсов для формирования методического обеспечения программы. В работе авторы анализируют современные варианты моделей учебно-методических комплексов по иностранному языку, изучают требования к типам и формам учебно-методических ресурсов и на их основе создают и теоретически обосновывают модель комплекса методических материалов для методического обеспечения курса ИЯ на стоматологическом факультете. В заключение авторы делятся успешным опытом разработки и внедрения представленной модели в образовательный процесс иноязычной подготовки будущих специалистов в области стоматологии.
содержание обучения
иностранный язык
стоматологический факультет
критерии отбора содержания обучения
модель учебно-методического комплекса
1. Кузнецов А.Н. Как подготовка по иностранному языку в вузе способствует развитию профессиональной, социальной и учебной компетентностей студентов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №14 (753). С. 34-44.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
3. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования. М: Академия, 2015. 288 c.
4. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Междисциплинарная интеграция как основа проектирования учебного процесса в высшей школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. №23 (173). С. 29-42.
5. Крылов Е.Г. Об интеграции языкового и профессионального обучения в неязыковом вузе. // Новые подходы в лингвистике и педагогическом образовании. 2020. C. 60-76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46118555 (дата обращения: 12.10.2022).
6. Сысоев П.В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. 2021. №.5 С. 10-19.
7. ФГОС ВО по специальности 31.05.03 Стоматология [Электронный ресурс]. URL: http:// https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/31.05.03_C_3_14092020.pdf?ysclid=l9gr9qro21468296838 (дата обращения: 20.09.2022).
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016 г. № 227н "Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71316142/ (дата обращения: 29.09.2022).
9. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг»: приложение от 14 декабря 2018 г. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye- resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm (дата обращения: 03.10.2022).
10. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/ (дата обращения: 04.10.2022).
11. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / Под науч. ред. докт. пед. наук И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
12. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/69794bfca0da4ae81cb56e282fa696a6.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
13. Яроцкая Л.В. Учебник иностранного языка как инструмент смыслообразования в профессиональной сфере: языковой вуз, уровень магистратуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. №2 (839). С. 36-45.
14. Evans V., Dooley J., Caldwell J. Career Paths: Dentistry. Express Publishing. 2017. 118 p.
15. Королева Н.Г., Липатова Е.Г., Вихарева А.Ю., Ситникова А.А. Your career in dentistry. Учебное пособие. СПб.: Издательство ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, 2020. 78 с.
16. Тарева Е.Г. Учебник иностранного языка: сила воздействующей функции // М: Иностранные языки в школе. 2021. №7. С. 5-11.
17. Кештова О.К. Компетентностный подход в обучении иностранному языку в экономическом вузе // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля (Москва, 20 января 2016 года). М: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016. С. 44-48.

Введение компетентностного подхода существенно повлияло на статус дисциплины ИЯ в неязыковом вузе, что дало основания рассматривать ее как (а) средство осуществления профессиональной деятельности (своего рода средство производства – средство и ресурс реализации профессиональных компетентностей), (б) средство подготовки к профессиональной деятельности (средство развития компетентностного потенциала личности будущего профессионала) [1].

Такие нововведения существенным образом отразились на целях обучения ИЯ в вузе, организации образовательного процесса и, как следствие, на содержании обучения ИЯ, под которым, на основании научных трудов Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез, мы понимаем базисную лингводидактическую категорию, педагогически интерпретирующую цель обучения иностранным языкам [2, с. 123].

Модернизация целевых установок в обучении ИЯ в высшей школе влечет за собой необходимость пересмотра содержания иноязычной подготовки, актуализации его предметного (сферы общения, тематика, социокультурная составляющая) и процессуального (речевые, языковые и учебные действия/умения в видах иноязычного общения) аспектов [2, 3].

Основной ориентир для отбора содержания иноязычной подготовки в неязыковом вузе задается профильной направленностью той или иной специальности или направления подготовки, при этом успешность выбора контента будет зависеть от степени его соответствия критериям, которые нам удалось сформулировать на основе изучения научных трудов по проблеме содержания профильно ориентированной иноязычной подготовки студентов-нелингвистов в высшей школе ведущих российских и зарубежных ученых.

1. Утилитарный характер смыслового наполнения содержания обучения подразумевает приближение процесса обучения ИЯ к реальному жизненному коммуникативному опыту обучающихся с учетом вектора их будущей специальности, поэтому отбор содержания обучения ИЯ в высшей школе должен проводиться на основе потребностей и интересов всех заинтересованных сторон: государства, профессионального сообщества, обучающихся. Такой практико-ориентированный характер содержания иноязычной подготовки определяется исходя из требований актуального ФГОС по тому или иному направлению подготовки или специальности, установок профессионального стандарта и результатов регулярных исследований по изучению анализа потребностей обучающихся.

2. Межпредметная интеграция содержательно-организационной сферы заключается в опоре на межпредметные связи и подразумевает «не простое объединение содержательных компонентов изучаемых дисциплин ОПОП, а процесс их взаимодействия, взаимопроникновения и дополнения» [4]. В работах российских исследователей отмечается [4, 5, 6], что благодаря межпредметной интеграции становится возможным уйти от предметноцентрированного подхода к отбору содержания, приемов и методов обучения, а в большей степени сконцентрироваться на формировании у обучающихся перечня компетенций, что полностью соотносится с положениями компетентностного подхода к образованию.

3. Преемственность в содержании обучения предполагает организацию комплексной иноязычной подготовки, исключение дублирования содержания школьной и вузовской дисциплины ИЯ. Именно такой подход к отбору содержания иноязычного образования будет способствовать согласованности между дисциплинами, систематизации учебного материала и знаний, способов их получения и усвоения и, как следствие, полноценному развитию профессионального сознания будущих специалистов и становлению их целостного мировосприятия.

4. Культурная маркированность учебного материала предусматривает включение в содержание обучения ценностной, социально и культурно обусловленной составляющей будущей профессиональной деятельности.

5. Посильность содержания обучения характеризуется учетом интеллектуального уровня обучающихся, их социальной зрелости, разного жизненного и профессионального опыта, что будет благоприятно отражаться на доступности содержания обучения для его усвоения обучающимися.

6. Избыточность содержательного наполнения курса дисциплины заключается в идее создания реальных условий для построения индивидуальной образовательной траектории для каждого отдельно взятого обучающегося с учетом его потребностей, способностей и возможностей.

7. Проблемность в подаче информации предполагает стимулирование обучающихся к наблюдениям, размышлениям, самостоятельным выводам и обобщениям, самостоятельному поиску информации, что в дальнейшем будет способствовать развитию их потребности в непрерывном личном и профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Цель исследования. В силу своей универсальности представленный выбор критериев может применяться для отбора содержания иноязычной подготовки в вузах различной отраслевой направленности, включая медико-стоматологическую. Вследствие этого целью настоящего исследования являются актуализация содержательного наполнения курса дисциплины ИЯ для будущих врачей-стоматологов на основе заданных критериев, проектирование и разработка программы дисциплины и ее методического обеспечения.

Материал и методы исследования. Безусловно, содержательное наполнение курса дисциплины ИЯ в неязыковом вузе должно быть профильно-ориентированным и учитывать требования всех элементов социума: государства, работодателей, обучающихся, что в определенной степени становится вариантом негласного общественного договора [1], основные пункты которого являются ориентирами при отборе содержания языковой подготовки будущих профессионалов той или иной области, включая стоматологию.

Руководствуясь пакетом действующих нормативно-правовых документов, касающихся актуальных направлений в развитии стоматологической сферы и подготовки кадров (ФГОС 3++ по специальности 31.05.03 «Стоматология» [7], профессиональный стандарт Врач-стоматолог [8], ряд федеральных проектов и законов [9, 10]), мы составили профессиональный «портрет» современного врача-стоматолога, где под портретом мы подразумеваем совокупность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения задач профессиональной деятельности различных типов: медицинского, научно-исследовательского, организационно-управленческого, педагогического. Так, помимо специальных знаний, современный специалист в области стоматологии должен обладать рядом навыков, включающих способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций и вырабатывать стратегию действий, управлять проектом на всех его этапах; организовывать работу команды и руководить ею; принимать правильные экономические решения, грамотно определять приоритеты собственной деятельности и совершенствовать ее; применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия, анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия.

В научной литературе коммуникативные технологии представляют собой довольно широкое понятие, которое охватывает совокупность приемов, процедур средств и методов, применяемых в процессе коммуникативного воздействия субъектом коммуникации с целью достижения поставленных целей и задач [11]. Соответственно, на момент окончания вуза выпускники стоматологического факультета должны овладеть умениями и навыками применения стратегий и тактик речевого поведения в различных форматах коммуникации (очном и цифровом, устном и письменном), приемами пациент-ориентированного общения, средствами и методами коммуникативного воздействия коммуниканта как на русском, так и на иностранном языках.

На современном этапе цифровая коммуникация стала неотъемлемым элементом повседневного общения. Расширение традиционного формата общения и сотрудничества в повседневной стоматологической практике привело к пересмотру основных коммуникативных умений и навыков и дополнению их новыми, связанными с цифровым взаимодействием. Так, профессионал в области стоматологии в XXI в. должен владеть навыком проведения дистанционной диагностики, телеконсультирования и дистанционного обучения с целью сбора и анализа жалоб пациентов, наблюдения за их состоянием здоровья, оценки эффективности или корректировки назначенного лечения, обучения по уходу за полостью рта. Кроме того, врачам необходимо знать, как проводить онлайн-консилиумы, и участвовать в них, а также обмениваться с коллегами результатами лабораторных исследований, медицинскими изображениями (дентальными снимками, результатами рентгенологических обследований), описаниями осмотров пациентов.

В процессе работы в цифровом формате современному врачу-стоматологу необходимо помнить о соблюдении правил цифровой биоэтики, что включает знания о стандартах конфиденциальности, правилах соблюдения личных границ в социальных сетях, приватности личной переписки, вопросов безопасности, требований к самопрезентации в виртуальном пространстве и др. Врач-профессионал должен осознавать, что некорректное онлайн-поведение и несоблюдение цифровой биоэтики в личном и профессиональном общении могут негативно повлиять на его репутацию среди пациентов и коллег и нанести ущерб его дальнейшей карьере, а также подорвать доверие общественности к медицинской профессии в целом. Поэтому, на наш взгляд, обучение навыкам следования цифровой биоэтике необходимо вводить в содержание обучения в медицинском вузе, где на реальных примерах и кейсах рассматривались бы базовые ситуации, с которыми могут столкнуться будущие специалисты практического здравоохранения.

Возвращаясь к вопросу о наполнении предметного и процессуального аспектов содержания обучения ИЯ на стоматологическом факультете, считаем необходимым обратить особое внимание на обозначенные в актуальном ФГОС 3++ типы задач профессиональной деятельности (медицинский, научно-исследовательский, организационно-управленческий, педагогический), которую выполняют практикующие врачи-стоматологи, и на основе этого предлагаем выделить такие типичные ситуации общения, как «Коммуникация с пациентом» и «Коммуникация в коллективе», процессуальным наполнением которых выступят описанные выше коммуникативные знания, умения и навыки различных форматов коммуникации (очный и цифровой, устный и письменный). В рамках каждой из предложенных типичных ситуаций общения мы выделяем темы общения и этапы общения в формате «врач – коллега» и «врач – пациент», освоение которых становится своего рода сценарием подготовки студентов-стоматологов к их последующей практической деятельности на иностранном языке (рис. 1).

Типичная ситуация общения

 

ТЕМА ОБЩЕНИЯ

(ПРЕДМЕТНЫЙ АСПЕКТ)

 

ЭТАПЫ ОБЩЕНИЯ В ФОРМАТЕ «ВРАЧ – КОЛЛЕГА» И «ВРАЧ – ПАЦИЕНТ»

(ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

 

               

КОММУНИКАЦИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

1. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Коммуникация в коллективе. Соблюдение административной субординации. Бесконфликтное взаимодействие с коллегами и поиск компромиссного решения проблемы

 

2. АНАТОМИЯ ЗУБОВ И ПОЛОСТИ РТА

 

Коммуникация в коллективе. Участие в медицинском консилиуме. Взаимодействие в международной команде

 

3. ГИГИЕНА В СТОМАТОЛОГИИ

 

Коммуникация в коллективе. Командное взаимодействие с подчиненными.

Корректное, деловое общение с младшим и средним медицинским персоналом

 

           

КОММУНИКАЦИЯ С ПАЦИЕНТОМ

 

4. КОММУНИКАЦИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

 

Коммуникация с пациентом. Особенности коммуникации в медицинской сфере. Пациент-ориентированное общение. Калгари-Кембриджское руководство по ведению врачебной консультации. Основная структура консультации

 

5. ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

 

Коммуникация с пациентом. Особенности коммуникации с пациентами различных социокультурных групп на примере разъяснения пациенту способов соблюдения гигиены полости рта и возможных последствий в случае несоблюдения

 

6. ОСМОТР ПОЛОСТИ РТА

 

Коммуникация с пациентом. Начало консультации и сбор анамнеза

 

7. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ И ОРТОДОНТИЯ

 

Коммуникация с пациентом. Объяснение пациенту проблемы, обсуждение с пациентом плана лечения, совместное принятие решения

 

8. КАРИЕС И ЕГО ЛЕЧЕНИЕ

 

Коммуникация с пациентом. Завершение приема и назначение следующей консультации при необходимости дальнейшего лечения

 

9. БОЛЕЗНИ ДЕСЕН

 

Телеконсультация. Особенности организации дистанционного формата общения в медицинской сфере. Цифровая этика врача. Минимизация рисков цифрового формата общения

 

10. ИНФЕКЦИИ И ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЛОСТИ РТА

 

Коммуникация с пациентом. Представление плохих новостей. Модель SPIKES

                       

Рис. 1. Предметный и процессуальный аспекты содержания обучения ИЯ на стоматологическом факультете

С целью наиболее точного определения профессионально обусловленных тем общения в рамках типичных ситуаций общения авторами были проанализированы Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [12], учебный план по программе специалитета 32.05.01 «Стоматология», рабочие программы дисциплин ОПОП, а также требования к успешному прохождению экзаменационных станций «Консультирование» и «Осмотр полости рта» в структуре первичной аккредитации по специальности «Стоматология». Результаты анализа позволили выстроить определенную преемственность между школьным и вузовским этапами иноязычной подготовки, активизировать интеграцию обучения ИЯ с процессом обучения профессионально значимым дисциплинам, способствовали формированию и реализации фактических связей между дисциплинами в образовательном процессе. Из этого следует, что дисциплина ИЯ способна стать «системообразующим основанием, на котором проектируется целостное профессионально релевантное развитие личности будущего специалиста, формируется ценностно-смысловое восприятие осваиваемой им предметной области» [13].

Учитывая тот факт, что дисциплина ИЯ в нелингвистическом вузе традиционно изучается на начальном этапе обучения, когда уровень профессионального сознания обучающихся в большей мере находится в стадии становления, при отборе содержания обучения следует учитывать доступность и посильность учебного материала для студентов, то есть соответствие уровню развития их речи, мышления, памяти, воображения и возрастным психолого-педагогическим особенностям. Кроме того, при планировании курса дисциплины учебный материал следует вводить дозированно, чтобы исключить вероятность возникновения непреодолимых трудностей при его восприятии и осмыслении у обучающихся. Именно поэтому темы общения, выделяемые нами в рамках типичных ситуаций общения, главным образом сфокусированы на общемедицинской тематике: опыт волонтерской деятельности, стоматологическое образование, основные этапы и направления развития мировой стоматологии, карьера в сфере стоматологии, плюсы и минусы работы в стоматологии, образ идеального врача-стоматолога, телемедицина, медицинский туризм, биоэтика, гуманизм в медицине, пациент-ориентированная коммуникация в стоматологии, анатомия зуба и ротовой полости, гигиена в стоматологии, гигиена полости рта, питание и здоровье зубов, проведение стоматологического осмотра, виды рентгенологических исследований, стоматологическое протезирование, ортодонтия, кариес, стадии развития кариеса, лечение кариеса, болезни десен, заболевания челюстно-лицевого сустава, инфекционные заболевания полости рта, онкологические заболевания полости рта. Такой выбор тем общения вносит определенный вклад в формирование адекватной современным условиям профессиональной картины мира, осознание своего места и роли в профессиональном сообществе, воспитание толерантного, ценностно-смыслового, эмпатического отношения к профессиональной действительности и межличностное взаимодействие внутри трудового коллектива.

Результаты исследования и их обсуждение. Актуализация предметного и процессуального аспектов содержания обучения ИЯ на стоматологическом факультете предоставила возможность определить типичные ситуации и темы общения, которые в дальнейшем стали основой для проектирования тематического плана рабочей программы по дисциплине ИЯ в СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Для реализации данной программы потребовалось решить вопрос с выбором подходящей формы учебно-методических материалов (печатная/цифровая), максимально соответствующей вызовам современности, под которой, помимо традиционных требований к отбору и дидактической презентации учебной информации, мы понимаем гибкость при их использовании в различных форматах учебной работы со студентами (очный/дистанционный, синхронизированный/несинхронизированный), совместимость со всеми существующими техническими средствами, а также возможность обеспечения «длящейся актуальности» [13] содержательного наполнения.

Анализ существующих учебно-методических комплексов по иностранному языку позволил прийти к заключению, что большая часть комплексов по иностранному языку для общих и профессиональных целей построена по следующей модели: учебник, рабочая тетрадь, комплект аудио- и видеосопровождения курса, электронный ресурс, книга для учителя, комплект методических ресурсов и оценочных средств (дополнительные материалы для использования на занятиях и тестовые материалы). Причем центральным, объединяющим звеном этой модели является учебник, так как именно он способен представить конкретный и логически выстроенный сценарий деятельности, четко задающий вектор планируемого развития обучающихся, этапы этого процесса, набор используемых средств и приемов работы. Такая модель, на наш взгляд, является на сегодняшний момент идеальной, так как учитывает все возможные современные требования к учебно-методическим ресурсам (рис. 2).

Рис. 2. «Идеальная» модель комплекса учебно-методических материалов для методического обеспечения курса ИЯ

Однако поиск учебно-методического комплекса по иностранному языку в сфере стоматологии, отвечающего всем вышеизложенным вызовам современности, не увенчался большим успехом, так как на сегодняшний момент глобальный рынок учебной литературы предлагает достаточно узкую линейку учебников и учебных пособий по ИЯ в этой области медицинского знания, что делает невозможным найти подходящий вариант для методического обеспечения рабочей программы дисциплины. Так, например, содержательное наполнение российских учебников по ИЯ для студентов-стоматологов часто дублирует содержание школьного этапа иноязычной подготовки, предлагая, например, изучение страноведческих тем и тем бытовой сферы общения «Great Britain», «The USA» и «My working day»; контент предлагаемых упражнений не предполагает проведения ролевых игр, дискуссий и проектов, во время которых обучающиеся имели бы возможность осваивать и применять языковые навыки и умения и параллельно развивать свои профессиональные и социальные компетенции; также большинство отечественных учебниках не имеют блока «Аудирование» и не предусматривают сопровождения курса методическими инструкциями для учителя и электронным ресурсом. Вместе с тем аутентичные учебники, изданные зарубежными авторами, в большей степени предназначаются для дипломированных специалистов, имеющих достаточный практический опыт, поэтому и выбор их содержательного наполнения не всегда является посильным для обучающихся 1–2-х курсов стоматологического факультета. Более того, авторы зарубежных изданий предполагают, что студент, приступая к обучению по пособию, ставит для себя основной целью освоить лексический материал специальности и автоматизировать навык его употребления в повседневных ситуациях профессионального общения, поэтому разработчики не включают в пособие блок «Грамматика», что значительно снижает учебный потенциал аутентичных источников для иностранных пользователей.

Взвесив все «за» и «против» относительно применения аутентичных и отечественных учебников и учебных пособий в качестве средств методического обеспечения рабочей программы, авторы приняли решение использовать аутентичный учебник «Career Paths: Dentistry» [14] в качестве основного и силами педагогического коллектива кафедры разработать и создать к нему комплект рабочих тетрадей в печатной и электронной формах и дистанционный модуль на локальной платформе в СДО Moodle. Именно такой вариант станет ответом на все вызовы современности относительно требований к методическому обеспечению программы, так как содержательное наполнение рабочих тетрадей будет непосредственно коррелировать с тематическим планом рабочей программы, расширять и дополнять контент основного учебника, а гибкость дистанционного модуля позволит вносить своевременные изменения, тем самым обеспечивая «длящуюся актуальность» содержания обучения.

В 2021 г. преподавателями кафедры был разработан и издан комплект учебных пособий «Your career in dentistry» [15] и «Working in dentistry», выполняющих функции рабочих тетрадей, посредством которых удалось заполнить определенные методические и дидактические пробелы учебника, существенно расширить границы его содержательного наполнения, углубить и акцентировать его отдельные позиции.

Представляемые пособия состоят из 6 разделов, каждый из которых построен по единой схеме: Lead-in (задания на погружение обучающихся в тему раздела), Vocabulary (упражнения на введение и тренировку нового лексического материала), Reading (упражнения на тренировку навыков чтения), Listening (упражнения на тренировку навыков аудирования), Speaking (задания на тренировку навыков говорения) и Project (проектное групповое задание). Все разделы завершаются заданиями на повторение пройденного материала Review и лексическим минимумом (Vocabulary list), представленным в виде списка ключевых слов. Во второй части пособия приводятся дополнительные задания (Extra Activities), которые могут быть использованы для организации самостоятельной работы обучающихся. Отметим, что при отборе содержательного наполнения учебных пособий были учтены все вышеизложенные критерии отбора содержания обучения.

Особым образом хочется выделить подобранный в соответствии с тематикой пособий лингвострановедческий и социокультурный материал по истории стоматологии, об известных исследователях и открытиях в этой области медицины, стоматологическом туризме (Лос-Алгодорес – стоматологическая столица мира), цифровой этике, стоматологических проблемах, известных исторических личностях (зубные протезы Джорджа Вашингтона), влиянии отдельных исторических событий на развитие стоматологии (изготовление зубных протезов из зубов солдат, погибших во время битвы при Ватерлоо в 1815 г.). Более того, избыточность содержательного наполнения пособий и проблемность в подаче информации, заложенную в основу заданий на размышление, обсуждения, парную и групповую проектную работу, позволяют избежать монотонности в подаче учебной информации, достичь вариативности в организации занятий, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в рамках отдельно взятой учебной группы или обучающегося с учетом их уровня владения иностранным языком, интересов и потребностей.

Несмотря на богатый контент основного учебника и рабочих тетрадей, авторы пособий адекватно принимают тот факт, что в XXI в. учебная литература по своему содержанию не всегда готова своевременно реагировать на множественные и сиюминутные изменения современного информационного мира, поэтому возникла необходимость создания такого формата методического ресурса, который бы «ориентировался на завтрашний день, предвидел возможные изменения социокультурного и межкультурного характера, значимые для ИЯ» [16]. Именно таким ресурсом стал дистанционный модуль «English for communication in dentistry», размещенный в локальной сети СДО Moodle СЗГМУ им. И.И. Мечникова. Помимо решения вопроса об обеспечении «длящейся актуальности», представляемый модуль может быть использован как инструмент по организации самостоятельной работы обучающихся при очном и дистанционном форматах учебной деятельности.

Курс модуля состоит из 12 занятий и повторяет тематику разделов основного учебника и рабочих тетрадей, каждое из которых спроектировано по следующей структуре: видеопрезентации, глоссарий, различные типы учебных заданий, актуализирующие все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), взаимосвязанные на лексическом и грамматическом уровнях, выполняющие единые задачи пошагового развития и закрепления речевых умений и навыков, а также создания установки на изучение нового материала. Студентам предлагаются задания как с автоматической проверкой, так и требующие ручного оценивания тьютором (преподавателем). Видеозадания, аудиоматериал, текстовые упражнения и симуляционные тренинги самостоятельной речевой деятельности в виде видео, аудио и письменных отчетов обучающихся позволяют имитировать реальную ситуацию общения в цифровом формате и организовать продуктивную учебную деятельность. СДО Moodle создает полноценные условия «присутствия» тьютора (преподавателя) во время прохождения студентами заданий модуля благодаря форматам «форум» и «дискуссия», в которых в реальном времени ведутся мониторинг и контроль деятельности обучающихся. В конце каждого изученного раздела запланирован промежуточный контроль в виде заданий, позволяющих, с одной стороны, оценить степень освоения материалов, а с другой – применить вновь приобретенные знания, умения и навыки. По завершении 6-го и 12-го разделов модуля предусмотрены итоговые контрольные мероприятия, которые представлены в виде итоговых тестов. Промежуточные/итоговые задания и тестирования стимулируют студентов к самостоятельному анализу и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции.

Каждый из представленных компонентов методического обеспечения рабочей программы дисциплины в совокупности представляет цельную методическую систему, которая на основе своего содержательного и функционального наполнения способна сформировать у выпускников стоматологического факультета коммуникативные знания, умения и навыки, обеспечивающие «жизненную необходимость выживания в конкурентной среде» [17].

Выводы

На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. В XXI в. любому обществу требуются высококвалифицированные специалисты, профессионалы мирового уровня, готовые и способные к продуктивной работе в межкультурном информационно-коммуникационном пространстве. Дисциплина ИЯ обладает существенным потенциалом, чтобы обеспечить национальные профессиональные кадры необходимым коммуникативным «инструментарием» для эффективного взаимодействия на международном уровне, поэтому обеспечение содержательного наполнения иноязычной подготовки в вузе является одной из приоритетных задач в ответ на вызовы современности и требует тщательного анализа критериев, на основе которых будет проводиться отбор содержания обучения.

2. Отбор содержательного наполнения курса дисциплины ИЯ в высшей школе с учетом его соответствия полученному ряду критериев (утилитарный характер смыслового наполнения содержания обучения, межпредметная интеграция содержательно-организационной сферы, преемственность в содержании обучения, культурная маркированность учебного материала, посильность содержания обучения, избыточность содержательного наполнения курса дисциплины, проблемность в подаче информации) позволил более полно определить предметный и процессуальный аспекты содержания иноязычной подготовки будущих специалистов и смоделировать основные типичные ситуации и темы профессионального общения, на основе которых стало возможным конкретизировать номенклатуру базовых коммуникативных знаний, умений, навыков, а также личностных качеств выпускника стоматологического факультета, послужил отправной точкой для проектирования тематического плана рабочей программы дисциплины ИЯ и ее методического обеспечения.

3. Методическое обеспечение программы дисциплины должно представлять целостную систему, главным инструментом, связующим звеном и эпицентром которой будет являться традиционный учебник, оказывающий обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие на языковую личность субъекта учебной деятельности. Остальные компоненты этой системы (рабочие тетради, дистанционный модуль и др.) на своем содержательном и функциональном уровнях способны усилить и обогатить контент основного учебника, своевременно реагировать и отражать в содержании обучения социокультурные изменения, значимые для ИЯ. Только такой подход к актуализации содержательного наполнения курса иноязычной подготовки в вузе способен обеспечить ее соответствие требованиям социума, что в итоге будет способствовать повышению качества профессионального образования в целом.


Библиографическая ссылка

Липатова Е.Г., Всеволодова А.Х., Белка А.Ю., Курисева А.В., Синицына Т.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32233 (дата обращения: 13.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674