Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Окунева П.Э. 1
1 ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина"
В статье приводится обзор документов, представляющих нормативно-правовое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя музыки, регламентирующих реализацию профессиональной подготовки будущего учителя музыки, и проводится анализ условий формирования профессионального специализированного качества – вокально-педагогической компетенции. Статья раскрывает профессиональные компетенции предметной области вокальной педагогики, необходимые будущему выпускнику. Статья носит обзорный, методический характер. Анализируются учебные планы образовательных программ ряда высших педагогических учебных заведений Российской Федерации. Выявляются условия, в которых происходит формирование вокально-педагогической компетенции. В статье излагаются взгляды на необходимость овладения студентом знаниями, умениями и навыками вокально-педагогического плана для реализации урочной и внеурочной (классно-концертной) деятельности. Рассматриваются нюансы практической деятельности музыкального педагога/руководителя, дающие возможность достичь высоких профессиональных успехов на творческом педагогическом поприще. Приводятся результаты, полученные на основании материалов и методов проведенного исследования. Делается вывод о преобладающей ориентации на вокально-исполнительскую составляющую подготовки будущего учителя музыки, часто в ущерб педагогической стороне подготовки, а также о необходимости совершенствования образовательного процесса путем создания и внедрения в него факультатива либо специального вокально-педагогического курса, позволяющего восполнить пробелы в педагогических знаниях будущего музыкального педагога.
нормативно-правовое обеспечение
вокально-педагогическая компетенция
учитель музыки
музыкальное образование
учебный план
1. Баженова Е.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. 23 с.
2. Плеханова О.Е. Технология формирования вокально - педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 23 с.
3. Антонова Л.В. Формирование навыков академического пения у бакалавров профиля «музыкальное образование» на основе традиций итальянской и отечественной вокальных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2020. 24 с.
4. Учебный план ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование/направленность Музыка (утвержден Ученым советом МПГУ протокол № 8 от 29.06.2020 г.) (разделы: 1.2_УП_44.03.01_Музыка_2019.pdf, 1.4.4.32._Сольн._вок._исполн._2019.pdf, 1.4.4.28._Хоровое_пение_2019.pdf, 1.4.4.33._Сольн._вок.-инстр._исполн._2019.pdf, 1.4.4.51._Практ._по_вок.-испл._деят._в_муз._обр._2019.pdf, 1.4.4.34._Метод._раб._с_дет._хор._2019.pdf) [Электронный ресурс]. URL: https://oc.mpgu.su/s/mpbP45S4SDgT3D8/download (дата обращения: 26.10.2022).
5. Учебный план ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование/направленность (профиль) Музыкальное образование очная форма 2022 г. (утвержден Ученым советом вуза протокол № 8 от 30.03.2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://static-web.nspu.ru:83/UP/000025134.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
6. Учебный план ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование/направленность (профиль) Музыкальное образование очная форма 2022 г. (утвержден Ученым советом вуза протокол № 8 от 30.03.2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://nspu.ru/sveden/education/rpd_list.php?up=000025134&f=1&ann=1 (дата обращения: 26.10.2022).
7. Учебный план ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» по программе бакалавриата направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование/ профиль Музыка очно-заочная форма (ускоренное обучение) 2022 год набора (утвержден Ученым советом вуза протокол № 11 от 26.05.2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://mininuniver.ru/sveden/files/44.03.01_P.O_Muzyka.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
8. Учебный план ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» по программе бакалавриата направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование/профиль Музыка очно-заочная форма (ускоренное обучение) 2022 год набора (утвержден Ученым советом вуза протокол № 11 от 26.05.2022 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://mininuniver.ru/sveden/files/44.03.01_MOVS-22_RPD_(moduley)_YADRO_VPO.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. №121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (Пункт 3.4 изменен с 26 марта 2021 г. - Приказ Минобрнауки России от 8 февраля 2021 г. № 83). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=402205&ysclid=l8onj7rhzy252724613 (дата обращения: 27.09.2022).
10. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/?ysclid=l8ongyu4jy382822805 (дата обращения: 27.10.2022).
11. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»), одобрено Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 25 ноября 2021 г.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/?ysclid=l8on95dhxg821935391 (дата обращения: 27.10.2022).
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502100021?ysclid=l8onedsa2g895322077 (дата обращения: 27.10.2022).
14. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70512244/?ysclid=l8onfsp8rk420964364 (дата обращения: 27.10.2022).

В настоящее время среди молодежи популярен выбор творческих специальностей в таких сферах, как дизайн, музыка, театр, медиаобразование. Это обусловлено желанием абитуриентов реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, воплотить в жизнь собственные авторские идеи. Помимо исполнительских музыкальных направлений, абитуриенты выбирают и педагогические специальности. Подобный синкретизм позволяет абитуриентам претворить в жизнь свои творческие амбиции не только на исполнительском либо концертном поприще, но и в преподавательской области. Получив диплом музыкального педагога, выпускник имеет обширный выбор возможностей трудоустройства: он может работать педагогом дополнительного образования (во дворцах и центрах детского творчества), учителем музыки общеобразовательной школы, музыкальным руководителем дошкольной образовательной сферы (в детских садах, центрах дошкольного детского развития), руководителем музыкального коллектива (будь то хор или вокально-инструментальный ансамбль), организатором детского досуга. Конечно, такая разноплановость подготовки будущего преподавателя музыки должна базироваться на построении образовательного процесса, благодаря которому выпускник будет обладать полным спектром музыкально-педагогических компетенций – как общего музыкального плана, так и узконаправленных.

Целями исследования являются обзор документов, представляющих нормативно-правовое обеспечение профессиональной подготовки будущего учителя музыки, регламентирующих реализацию профессиональной подготовки будущего учителя музыки, и анализ условий формирования профессионального специализированного качества – вокально-педагогической компетенции.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования автором были использованы следующие методы: метод анализа нормативных документов, научной литературы, графический метод отображения результатов – сравнение соотношения дисциплин учебных планов 44.03.01 Педагогическое образование / профиль Музыка по трем вузам (рисунок). Сравнение соотношения дисциплин УП 44.03.01 Педагогическое образование / профиль Музыка). Главное средство оценивания подготовленности выпускника к реализации в профессии – сформированные компетенции в области профессиональной деятельности педагога-музыканта, возможность применять полученные знания, умения и владения в области музыкальной педагогики для самостоятельного решения профессиональных задач, связанных с преподаванием как общемузыкальных, так и сугубо вокальных дисциплин. Исследование опирается на научные работы таких ученых, как Е.А. Баженова, разработавшая технологическую модель формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в разных видах певческой деятельности студентов [1], О.Е. Плеханова, создавшая спецкурс по совершенствованию вокальной профессиональной подготовки будущих учителей музыки [2], и Л.В. Антонова, которой были разработана методика с целью формирования навыков академического пения у бакалавров профиля «Музыкальное образование» и ознакомление с теоретико-методическим материалом [3]. Указанные научные разработки вкупе с личным педагогическим опытом автора позволили сформулировать определение понятия «вокально-педагогические компетенции». Под ним понимаются специализированные знания и умения как в области вокального музыкального искусства, так и в области педагогики, необходимые для решения педагогических задач в сфере музыкального образования. Для того чтобы понять, необходимо ли совершенствование вокально-педагогической компетенции будущего учителя музыки, был проведен анализ учебных планов и образовательных программ различных педагогических вузов Российской Федерации. К исследованию были взяты и проанализированы учебные планы и образовательные программы нескольких учебных заведений, осуществляющих обучение по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / направленность (профиль) Музыка (Музыкальное образование). При выборе вузов автор ориентировался не на творческие вузы (консерватории, академии, институты культуры и искусств и др.), а именно на педагогические профильные вузы значимых российских регионов, являющиеся крупными научно-образовательными центрами. Основной акцент был сделан на выяснении соотношения в учебных планах вокально-исполнительских дисциплин и дисциплин, связанных непосредственно с вокальной педагогикой. Соотношение представлено в виде диаграммы (рисунок) в заключение анализа. Следует отметить, что под вокально-исполнительскими дисциплинами мы понимаем дисциплины, которые позволяют студенту совершенствовать свое вокальное мастерство через практические занятия, сюда можно отнести предметы «Сольное пение», «Вокальное ансамблевое исполнительство», «Вокально-инструментальная подготовка», «Хоровое пение и практическая работа с хором». Под вокально-педагогическими дисциплинами нами понимаются учебные дисциплины, отражающие методику обучения вокальному искусству, например «Методика работы с детским голосом».

Результаты исследования и их обсуждение. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» реализует образовательную программу бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование / направленность Музыка в очной (для иностранных обучающихся) и заочной формах. Студенты, обучающиеся по данному направлению в заочной форме, имеют возможность изучения широкого спектра дисциплин, связанных с вокальной подготовкой, таких как «Хоровое пение», «Сольное вокальное исполнительство», «Сольное вокально-инструментальное исполнительство», «Методика работы с детским хором», «Практикум по вокально-исполнительской деятельности в музыкальном образовании» [4]. Все дисциплины объединены профессиональной компетенцией ПК-11 – Способен использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских и художественно-творческих задач в предметной области (в соответствии с профилем и уровнем обучения) и в области образования. Например, для дисциплин «Хоровое пение», «Сольное вокально-инструментальное исполнительство», «Сольное вокальное исполнительство» она расшифровывается следующим образом: ПК-11.4 – осуществляет сольную и ансамблевую музыкально-исполнительскую деятельность в общеобразовательных и культурно-просветительских целях. При этом дисциплина «Сольное вокальное исполнительство» направлена еще и на закрепление профессиональной компетенции ПК-10 – Способен проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10.3 – участвует в значимых для профессионального роста и личностного развития социально-культурных, профессиональных и иных проектах). Предмет «Методика работы с детским хором» позволяет совершенствовать ПК-11 (ПК-11.4); ПК-12 – способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-12.1 – проектирует условия развития хорового коллектива с учетом специфики макро- и микроокружения), которые направлены на знания, умения и владение навыками дирижерской работы с хором. «Практикум по вокально-исполнительской деятельности в музыкальном образовании» также направлен и на формирование и развитие профессиональных компетенций выпускника: ПК-1 – способность успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения, где индикатором достижения данной компетенции выступает следующее действие: использует способы успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения (ПК-1.1); ПК-7 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп (индикатор достижения – ПК-7.1 Использует способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в соответствии с потребностями различных социальных групп) [4]. Можем отметить, что выпускник готов применять свои теоретические и практические знания в предметной вокальной области для реализации музыкально-исполнительской деятельности в общеобразовательных и культурно-просветительских целях, при этом способен развиваться в личностном и профессиональном плане. Также сформирована аналитическая способность к выявлению культурных потребностей своих учеников, с учетом которых выпускник будет разрабатывать стратегию развития хорового коллектива. Благодаря изучению дисциплины «Практикум по вокально-исполнительской деятельности в музыкальном образовании» будущий специалист знает способы педагогического общения со своими подопечными, умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в зависимости от потребностей обучающихся. Обратим внимание на обстоятельство доминирующей вокально-исполнительской направленности обучения; при этом педагогическая составляющая представлена не в полной мере.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» предоставляет возможность получить музыкальное образование (бакалавриат) в очной и заочной формах (длительность обучения 4 года и 5 лет соответственно). Обучающиеся по очной форме изучают следующие дисциплины вокальной направленности: «Вокальное исполнительство», «Детский репертуар», «Хоровое пение и практическая работа с хором» [5]. Эти дисциплины связаны общей компетенцией ПК-1 – Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач, индикатором достижения которой являются действия: ПК-1.1 (Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)), ПК-1.2 (Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО), ПК-1.3 (Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные). Изучение дисциплины «Детский репертуар» также направлено на освоение компетенции, отвечающей за осуществление воспитательной деятельности (ПК-2). Предметы «Вокальное исполнительство», «Хоровое пение и практическая работа с хором», в свою очередь, направлены на формирование способности разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в зависимости от потребностей различных социальных групп (ПК-4, индикаторы достижения: ПК-4.1 – Организует культурно-образовательное пространство, используя содержание учебных предметов (по профилю), и применяет различные технологии и методики культурно-просветительской деятельности, ПК-4.2 – Использует приемы организации культурно-просветительской деятельности с учетом запросов различных возрастных, гендерных, социокультурных, этнических групп, опираясь на содержательные ресурсы предметных областей (по профилю), ПК-4.3 – Участвует в популяризации знаний (в области предмета по профилю) среди субъектов образовательного процесса) и способности осуществлять профессионально ориентированную музыкально-исполнительскую деятельность (ПК-10, индикаторы достижения: ПК-10.1 – Демонстрирует умение технически свободно и выразительно исполнять соло и в ансамбле инструментальные и вокальные произведения, доступные для восприятия обучающихся разных возрастных групп, ПК-10.2 – Демонстрирует умение аккомпанировать, читать с листа, подбирать по слуху, делать аранжировки музыкальных произведений (в том числе с использованием музыкально-компьютерных технологий), составляющих учебный репертуар школьников, ПК-10.3 – Владеет опытом исполнения хоровой музыки, умением решать исполнительские задачи при работе с хоровым коллективом) [5, 6]. Изучение дисциплин направлено на организацию деятельности в рамках культурно-просветительской работы с опорой на музыкально-исполнительское мастерство учителя музыки. Вышеперечисленные составляющие базируются на знаниях, которые могут быть сформированы благодаря освоению компетенции ПК-1, однако индикаторы достижения не предполагают индивидуальной разработки вокальной образовательной траектории учителем музыки для собственных учеников.

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский университет) предлагает студентам обучение по профилю Музыка (бакалавриат) в очно-заочной форме (ускоренное обучение, на базе СПО) длительностью 3 года 6 месяцев и в очной форме длительностью 4 года. В настоящее время вновь поступившие на 1-й курс студенты могут изучить дисциплины Предметно-методического модуля по профилю Музыка, связанные с пением: «Вокальное исполнительство», «Хоровое пение и практическая работа с хором», «Вокально-инструментальная подготовка», «Вокально-хоровая подготовка», «Методика работы с детским голосом» [7]. В этом вузе вышеозначенные дисциплины направлены на освоение профессиональных компетенций ПК-3 (Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов) с индикатором достижения ПК-3.1 (Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей образовательную среду для достижения личностных, предметах и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.), ПК-6 (Способен использовать современные методы и технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья), индикатором для которой является действие: ПК-6.1. Знает специальные методики и современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Также дисциплины «Вокальное исполнительство», «Хоровое пение и практическая работа с хором» ориентированы на формирование способности осуществлять профессиональную музыкально-исполнительскую деятельность ПК-10 (индикаторы достижения: ПК-10.1. – Демонстрирует навык решения типовых профессионально-педагогических задач в области вокальной подготовки с помощью сформированных навыков вокального исполнительства, ПК-10.2. – Профессиональная компетентность в области инструментальной и вокально-хоровой подготовки с целью применения данных навыков в педагогической деятельности, ПК-10.3. – Демонстрирует навыки практического применения знаний законов вокально-хорового исполнительства в профессиональной деятельности педагога-музыканта) [7, 8]. В результате освоения дисциплин в данном вузе учитель музыки оказывается подготовленным к ведению музыкальных занятий с лицами ОВЗ, может создать условия для всестороннего развития ученика в предметной области, обладает навыками вокально-хорового и инструментального исполнительства. Видится необходимость включения компетенций вокально-педагогического содержания, которые помогли бы учителю музыки освоить методы преподавания вокальных дисциплин в условиях современной педагогической системы образования.

С учетом данных по представленным вузам составлена диаграмма, показывающая соотношение исследуемых категорий дисциплин, а именно сравнение соотношения дисциплин УП 44.03.01 Педагогическое образование / профиль Музыка (рисунок).

Сравнение соотношения дисциплин УП 44.03.01 Педагогическое образование / профиль Музыка

Резюмируя данные по вузам, можно сказать, что в учебных планах направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование / профиль Музыка вокально-исполнительские дисциплины преобладают над количеством вокально-педагогических дисциплин. Положения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования позволяют вузам самостоятельно выбирать трактовку профессиональных компетенций будущего выпускника соответственно выбранной им специальности [9]. Компетенции формулируются на основе профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [10] и «Методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)» в части трудовых функций А/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение [11]. Благодаря этому стало возможным определение компетенций вокально-педагогического содержания, которыми должен обладать будущий учитель музыки для успешной работы. В рамках исследования была выделена компетенция предметной области вокальной педагогики, которой должен владеть будущий выпускник (таблица).

Вокально-педагогическая компетенция

Код и наименование

профессиональной

компетенции [11]

Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции [11]

Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции (авторское)

ПК-1. Способен осваивать и использовать теоретические знания и

практические

умения и навыки в предметной

области при решении

профессиональных задач

ПК-1.1. Знает структуру, состав и дидактические единицы

предметной области (преподаваемого предмета);

ПК-1.2. Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО;

ПК-1.3. Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе

информационные

ПК-1.1 Знает основы и принципы академического вокала, современной певческой культуры, приемы работы с голосовым аппаратом ученика для практического исполнения вокальных произведений возможно большей сложности, методики обучения исполнению хоровой партии с сопровождением (фортепиано либо баян) и a capella (авторское);

ПК-1.2 Умеет осуществлять грамотный отбор вокально-технических средств и приемов для исполнения вокального произведения, методов преподавания лирического и драматического исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (авторское);

ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных музыкальных занятий, применять методы, приемы и технологии вокального обучения, в том числе информационные; владеет навыком обучения воспроизведению мелодий произведений инструментальных и вокальных жанров (авторское)

ПК-1.4 Умеет выстроить индивидуальную траекторию обучения вокальному искусству, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося (авторское)

Такой комплекс вокально-педагогических компетенций удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования по учебному предмету «Музыка» (где выделена необходимость знания основных жанров народной и профессиональной музыки, умения исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения, умения выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров [12, 13]), федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; определяет требования к составлению образовательной программы, исходя из индивидуальных особенностей и принадлежности обучаемых детей к возрастным группам, конкретизируя возможные результаты деятельности: «в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – восприятие музыки, детских песен; в раннем возрасте (1 год – 3 года) – восприятие смысла музыки; для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)» [14]. А значит, музыкальный руководитель должен в своей работе демонстрировать знание вокально-музыкального детского репертуара для детей разного возраста и умение его подбирать, исходя из возраста и индивидуальных особенностей детей, но самое главное – владеть навыком обучения восприятия и понимания смысла музыкальных вокальных произведений, навыком обучения пению. Одной из самых распространенных проблем в современном музыкальном образовании детей является несоответствие подбора репертуара исполнительским возможностям и возрасту маленьких исполнителей. Особенно ярко это демонстрируется на вокальных конкурсах различного уровня. Ведущие эксперты в области вокальной педагогики концентрируют внимание на данной проблеме и ищут пути ее решения. Помимо этого, музыкальный руководитель должен уметь анализировать качество подобранного музыкального материала в соответствии с возрастом и уровнем развития обучающихся. К примеру, большое количество народной музыки достаточно архаично для понимания современными детьми. Музыкальный педагог в данном случае выступает не только как преподаватель тех или иных вокально-ритмических свойств музыки – он разъясняет значение, номинативность незнакомых детям слов, рассказывает об особенностях фольклора, специфике его применения в тех или иных жизненных ситуациях. Грамотный педагог должен иметь достаточно богатый словарный запас, чтобы объяснить ребенку музыкальный термин и его значение, и обладать педагогическим чутьем, которое поможет понять, услышал ли ученик учителя, насколько понятна ученику информация. Благодаря налаженной коммуникации и позитивной атмосфере на занятии можно достичь высоких результатов в обучении музыкальным дисциплинам, особенно это важно при обучении пению, так как при малейшей грубости ребенок может выстроить эмоциональный барьер, который помешает в полной мере выявить голосовой потенциал ученика. В худшем случае уроки пения будут идти обучаемому даже во вред, создавая различные психологические зажимы, которые в дальнейшем отразятся на здоровье голосового аппарата. Необходимо отметить, что при конкретизации возможных результатов деятельности музыкального преподавателя следует помнить о специфике преподавания детям с ограниченными возможностями здоровья, сюда относятся как физиологические ограничения, так и ментальные. Индивидуальный образовательный маршрут, предполагающийся при обучении такого ребенка, должен быть обязательно учтен музыкальным руководителем в соответствии с рекомендациями и возрастными особенностями воспитанника.

Нормативные документы, на которых базируется обучение учителя музыки в вузе, обусловливают последующий вход в профессию. В результате исследования была выявлена необходимость овладения студентом знаниями, умениями и навыками вокально-педагогического плана для реализации урочной и внеурочной деятельности своих будущих учеников. Познать будущую профессию позволят знания об использовании основ и принципов академического вокала, знание и использование традиций певческого искусства bel canto, современной певческой культуры и приемов работы вокализации и использования голосового аппарата для практического исполнения вокальных произведений возможно большей сложности, умение использовать вокально-технические навыки в практической работе над вокальным произведением, владение принципами выбора вокально-технических средств, приемов для исполнения вокального произведения и навыками самостоятельной работы над вокальным произведением, основами преподавания вокальных дисциплин.

Учитель музыки обязан использовать аналитические знания о вокальных голосовых данных в процессе решения педагогических задач, а владение навыком обучения распевающим упражнениям и начальному музыкальному материалу в профессиональной педагогической деятельности даст возможность спрогнозировать возможные трудности в освоении нового для певца музыкального сочинения. Не менее важен навык преодоления так называемых трудностей, которые могут встретиться в вокально-педагогической работе. Часто у ученика можно наблюдать различные голосовые дефекты, такие как носовой призвук, зажатая гортань при пении, проблемы с верным вокальным вдохом и выдохом, форсированный звук, «гудошничество» и т.д. Педагог должен быть готов к устранению подобных недостатков голоса, знать методы и приемы работы с «проблемными» голосами. Учитель музыки в любом современном образовательном учреждении должен уметь исполнять вокальные произведения сам, уметь научить выразительному исполнению произведений голосом своего ученика, а также мотивировать ребят к участию и проникновению в волшебный мир вокальной музыки своей страны и родного края.

Выводы. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что во всех рассмотренных учебных планах образовательных программ музыкально-педагогического направления преобладает ориентация на вокально-исполнительскую составляющую профессии будущего учителя музыки, в то время как педагогическая сторона представлена мало либо не представлена вовсе, хотя ее актуальность определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Это может отразиться на профессионализме будущего специалиста, который сможет исполнять сам вокальные произведения, петь в хоре, но ему не хватит знаний, умений и навыков для того, чтобы обучить своего ученика вокальному исполнительству. Если содержание профессиональной подготовки, представленной в учебном плане, не охватывает всего диапазона необходимых знаний, то становится необходимым создание факультатива/спецкурса, который мог бы наряду с образовательной частью ОПОП дать возможность педагогу-музыканту узнать о педагогических методах и способах обучения вокалу, столь необходимых ему в дальнейшей работе по специальности. Безусловно, роль вокально-исполнительской компоненты важна при изучении студентами тех или иных дисциплин. Однако вокально-педагогические компетенции в профильных педагогических вузах не должны быть вторичными. Бесспорно, что творческие навыки, которыми владеют студенты, были сформированы в течение длительного времени, этому способствовало обучение как в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. Педагогические же компетенции и специальные педагогические компетенции, в данном случае вокально-педагогические, формируются при освоении учебной программы педагогического вуза. Грамотное соединение этих двух составляющих позволяет воспитать грамотного музыкального педагога, имеющего целостные знания в вокально-педагогической отрасли.


Библиографическая ссылка

Окунева П.Э. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32232 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674