Обучение изобразительному искусству выступает в качестве эффективного метода эстетического воспитания, формируя не только практические навыки художественной грамоты, но и интеллектуальные способности, мировоззренческие установки личности.
Эффективное обучение мастерству графики, скульптуры и живописи, накопление искусствоведческих знаний способствуют не только развитию разносторонних творческих способностей, но также и формированию нравственно-эстетических качеств личности. Следует особо отметить воспитательную роль творческого наследия выдающихся мастеров отечественного искусства, являющихся носителями высокой культуры и нравственных гражданственных принципов.
Цель исследования: выявить и обосновать воспитательное значение эстетического потенциала произведений изобразительного искусства в процессе практического обучения студентов творческих учебных заведений живописи, графике, скульптуре посредством творческого анализа композиционных, колористических, стилистических особенностей, проникновения в творческий замысел автора, а также глубокого прочувствованного сопереживания персонажам художественных произведений.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось в процессе диалога, интервьюирования преподавателей – известных дагестанских художников, а также наблюдения, организации воспитательных мероприятий, анкетирования, проведения практических и теоретических искусствоведческих занятий на 1–5-х курсах педагогического отделения художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Решающую роль в эстетическом становлении личности, в развитии полноценного восприятия и выражения эстетических впечатлений играют методы художественно-эстетического воспитания на учебных занятиях и внеурочных мероприятиях. Художественно-эстетическое воспитание учащихся основано на совокупности методов, обеспечивающих практическое обучение изобразительным навыкам, эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи, графики, скульптуры, а также самостоятельную художественно-творческую деятельность, основанную на выполнении творческих практических заданий экспозиционной направленности.
Организации самостоятельной художественной творческой деятельности предшествует период обучения, обеспечивающий в психологическом плане самоутверждение, убежденность в собственных творческих возможностях, готовность к самостоятельной художественно-творческой деятельности:
- развития художественного творческого воображения и мышления;
- активизации потенциала, обеспечивающего реализацию творческого замысла;
- созерцания возвышенного, прекрасного, стимулирующего стремление к идеалу;
- восприятия безобразного в искусстве, побуждающего к преобразованиям;
- восприятия трагических образов в искусстве в качестве побудительного мотива для размышления над нравственными и этическими проблемами;
- восприятия комического в произведениях для развития критического подхода к ложным ценностям и др.
Важнейшим методическим приемом работы педагога является искусствоведческая беседа, причем беседа о творчестве выдающихся соотечественников мобилизует внимание и активизирует вовлечение учащейся молодежи в творческий процесс обсуждения, что позволяет педагогу получить представление о направленности мышления учеников, оценке им живописной картины, скульптуры, графической композиции. Анализируя творчество национальных художников, педагог обосновывает верность собственного видения, выражая мысли доступным и эмоционально выразительным языком, поясняет побудительные мотивы возникновения и реализации творческого замысла, обусловленные жизненной ситуацией автора, событиями как в его личной жизни, так и в жизни общества. Цель искусствоведческих занятий заключается не только в описании содержания художественного произведения, но и в формировании определенного отношения учащихся к мыслям и чувствам автора, выраженного в художественных самобытных образах, понимании и собственном толковании творческого замысла.
Составными частями эстетики восприятия графики, скульптуры, живописи являются художественная выразительность речи педагога, а также культура внешнего облика, отражающего его духовный мир, что в определенной степени определяет эмоционально-эстетическую атмосферу отношений в коллективе. Эстетика поведения преподавателя включает в себя также такие понятия, как нравственный облик, педагогический такт, дикция, артистизм, эстетика манер, являющиеся образцом для подражания.
Немаловажное значение для эстетического воспитания учащихся, по свидетельству выдающегося художника-педагога П.П. Чистякова, имеет культура взаимоотношений на занятиях: «Прежде всего, надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях. Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друг» [1, с. 425].
Качество обучения и воспитания учащейся молодежи, эффективность формирования потребностей и интересов, мировоззрения и идеалов зависят от уровня художественно-педагогической квалификации педагога, его идейно-политической подготовки, нравственно-эстетической воспитанности, целенаправленного эстетического воздействия средствами высокопрофессиональных произведений отечественного и мирового искусства.
Из сказанного следует, что условиями, обеспечивающими эффективность образовательно-воспитательного процесса, являются:
- четкая формулировка цели и задач комплекса занятий, направленного не только на приобретение практических навыков художественной грамоты, но и на формирование интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций и убеждений личности;
- использование региональных особенностей системы художественного образования в решении задач обучения и художественно-эстетического воспитания учащейся молодежи;
- предварительное планирование учебного процесса; обеспечение благоприятного климата взаимоотношений в многонациональном коллективе;
- использование современных экранных, компьютерных и дистанционных технологий для коллективного просмотра произведений, организации виртуальных музейных экскурсий, онлайн-конференций и др.
В процессе анализа произведений искусства восприятие приобретает ярко выраженный эстетический характер, стимулируя творческую активность учащихся.
Формирование художественно-эстетического отношения к действительности как способности к художественному познанию мира и его образной оценке предполагает наличие таких личностных качеств, как чувство красоты и гармонии, способность эмоционально отзываться на различные проявления эстетического в окружающем мире, умение видеть прекрасное в наблюдаемых явлениях и осознавать его, потребность в созерцании и восхищении [2, с. 110]. В то же время освоение выдающихся образцов художественного творчества требует от зрителей не бездумного созерцания, а глубокого прочувствованного сопереживания персонажам художественных произведений, определенной базы практического изобразительного и идейного кругозора.
В этическом воспитании дагестанской молодежи особая роль отводится творческому наследию выдающихся мастеров Республики, являющихся носителями высокой культуры и нравственных гражданственных принципов. Огромное воспитательное значение искусства состоит в эмоционально-эстетическом воздействии, формирующем ценностные ориентации и убеждения, стимулирующем собственную творческую и преобразующую действительность деятельность.
Ярким примером профессионального творчества являются самобытные живописные произведения корифея дагестанского изобразительного искусства Э.М. Путерброта, творившего на стыке художественных русских и местных этнических традиций. Содержание многих произведений мастера свидетельствует о неподдельном интересе Эдуарда Моисеевича к дагестанскому фольклору, древним национальным легендам и преданиям, самобытной этнике горцев, современников художника, нашедшим творческое воплощение в сценографических композициях, художественной росписи тканей, живописи и графике. Так, например, анализируя живописное полотно «Игра» (рис. 1), нельзя не обнаружить очевидного сходства ярко выраженных местных типажей с композиционным и образным решением языческих персонажей славянского культа – «Бабами» – объектами поклонения древлян.
Ознакомление учащихся с местными культурными традициями, нашедшими воплощение в работах дагестанских скульпторов, графиков и живописцев, способствует приобщению молодого поколения к эстетическому своеобразию родного края, развивает этническое самосознание. Воспитание у учащейся молодежи интереса к произведениям отечественного изобразительного искусства, имеющим безусловную художественную, общественную значимость, формирует нравственное отношение ко всему отечественному культурному наследию.
Талантливые произведения молодых художников также обладают значительным образовательно-воспитательным потенциалом, выступают в качестве эффективной формы эстетического воспитания, развития художественной культуры, нравственных установок нового поколения в процессе продуманного и систематизированного освоения учащимися творческого авторского замысла.
Первая персональная выставка Исхака Курамагомедовича Исхакова, выпускника нашего художественно-графического факультета, кандидата педагогических наук, ныне преподавателя Дагестанского художественного училища имени М.–А. Джемала, состоявшаяся в январе 2018 г., широко освещена в местных средствах массовой информации и представлена серией графических работ, выполненных простым карандашом, итальянским карандашом, сангиной. В графических листах, объединенных названием «Дорога домой», художник отобразил самобытные образы односельчан, пейзажные ландшафты родного Ахвахского района, особенности горской архитектуры высокогорного селения Кванкеро. В представленном здесь произведении нашло отражение представление автора о красоте родной земли, отчего края (рис. 2).
Стимулировать интерес учащейся молодежи к творчеству молодого художника можно фактом приобретения произведений мастера Санкт-Петербургским Музеем антропологии и этнографии, Дагестанским музеем изобразительных искусств, Национальным музеем Республики Дагестан – это свидетельства несомненного признания дарования автора.
Выпускные квалификационные работы студентов-скульпторов художественно-графического факультета также свидетельствуют о творческом подходе к образовательно-воспитательной деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава. Так, присутствовавшие на защите дипломных проектов по направлению «Изобразительное искусство» члены Российской академии художеств и Ассоциации искусствоведов отобрали представленные комиссии однофигурные скульптурные композиции к участию в художественных выставках, а выпускники были рекомендованы к приему в Союз художников России (рис. 3).
Воспитание учащейся молодежи в духе уважения к отечественным художественным традициям является непременным условием профессионального творчества, способствует воспитанию нового поколения художников, приобщению современной творческой молодежи к эстетике национальной культуры. В соответствии с данным утверждением следует в процессе организации и проведения учебных занятий по живописи, графике, скульптуре решать следующие сформулированные нами задачи и использовать методические приемы:
- использовать образовательно-воспитательный потенциал творчества выдающихся мастеров искусства в художественном, духовно-нравственном становлении личности учащегося;
- систематически знакомить студентов с экспозиционно-выставочным арсеналом музеев изобразительного искусства;
- обеспечить сотрудничество и взаимодействие творческих учебных заведений с выдающимися представителями профессионального искусства – живописи, графики, скульптуры;
- всячески способствовать научно-просветительской работе студенческой молодежи;
- знакомить учащихся с традиционными и авангардными художественными направлениями, стилевыми особенностями творчества известных мастеров отечественной культуры, искусствоведов и просветителей России и Дагестана;
- всячески стимулировать и поощрять интерес молодого поколения к восприятию духовно-нравственного ценностного наследия посредством приобщения к творчеству;
- изучить особенности воздействия творчества художников на мировосприятие, формирование жизненных ценностей молодежи;
- исследовать роль отечественного искусства живописи, графики, скульптуры в развитии эстетической культуры современной студенческой молодежи и др.
Освещая проблемы формирования профессионального искусства горских народов, следует акцентировать внимание учащихся на именах видных деятелей отечественной многонациональной культуры, известных мастеров – от истоков до современности. Мастера культуры, стоявшие у истоков профессиональной живописи, графики скульптуры Дагестана, оказались свидетелями и активными участниками важнейших событий и делали все возможное для благополучия и просвещения родного края, становления и развития отечественного искусства [3, с. 105]. Приступая к анализу творчества дагестанских художников, необходимо изучить истоки становления мастерства, интеллектуальное окружение мастеров искусства, дать общую характеристику исторических условий становления профессиональной живописи, графики, скульптуры Дагестана, основанных на слиянии местных и европейских художественных традиций.
Использование творческого потенциала профессионального изобразительного искусства в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения Дагестана способствует активизации творческих способностей молодежи, развитию интереса к разнообразию жанров изобразительного искусства, формированию ее нравственно-эстетических качеств [4, с. 405].
Сформированная на сегодняшний день система художественного образования Дагестана дает новых живописцев, графиков, скульпторов, которые составляют настоящее и будущее отечественной художественной культуры. Наличие в Республике отделения изобразительного искусства в структуре художественно-графического факультета ДГПУ дает возможность осуществлять подготовку деятелей изобразительного искусства на основе академической системы образования, что является гарантией сохранения реалистического направления в современном искусстве [5, с. 121]. В процессе проведения практических занятий по рисунку, живописи и композиции происходит формирование взглядов, чувств и вкусов обучающихся, их творческой мысли [6, с. 85].
Заключение. Таким образом, наиболее эффективным приемом эстетического воспитания, с нашей точки зрения, безусловно, выступает активизация творческой нравственно-эстетической направленности молодого поколения, которая не только развивает практические навыки художественной грамоты, но и формирует интеллектуальные способности, мировоззренческие установки, ценностные ориентации и убеждения личности. И особая роль в решении названной проблемы отводится творчеству мастеров отечественного искусства, являющихся носителями высокой культуры и нравственных гражданственных принципов.
Библиографическая ссылка
Дамаданова С.Р. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ МАСТЕРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА) // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32205 (дата обращения: 24.03.2023).