Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Елагина В.С. 1 Немудрая Е.Ю. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Развитие самостоятельности будущих педагогов становится одним из актуальных предметов исследования в организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся в вузе. Самостоятельность рассматривается как одно из важнейших профессиональных качеств, которое проявляется в умении принимать решения в соответствии со своими убеждениями и позицией, в способности без посторонней помощи осуществлять действия по реализации принятых решений, в ответственности за действия и результаты принятых решений. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании механизмов и технологий рефлексии, способствующих развитию самостоятельности студентов педагогического вуза. Одним из подходов является использование приемов и технологий рефлексии, способствующих созданию условий для осмысления и понимания уровня сформированности самостоятельности. Выбор технологий рефлексии объясняется тем, что рефлексия становится важным инструментом профессиональной деятельности педагога, который, овладев умениями рефлексии, может обеспечить эффективность образовательного процесса, повысить качество образования, сформировать у обучающихся рефлексивные компетенции, овладеть способами рефлексивного мышления и метапредметными когнитивными умениями, необходимыми и для практической деятельности, и для самообразования. В качестве основных способов развития самостоятельности средствами дисциплины «Педагогика» нами используются рефлексивные вопросы, психолого-педагогические ситуации и задачи, тесты, задания, требующие не одного, а нескольких вариантов решения, поиска противоречий, анализа и сравнения педагогических явлений и процессов, а также игровые технологии, технология развития критического мышления, кейс-технологии. Систематическое использование приемов и технологий рефлексии на учебных занятиях способствует осознанию студентами значимости приобретаемых знаний и умений для повседневной учебно-познавательной и будущей педагогической деятельности.
рефлексия
приемы и технологии рефлексии
самостоятельность
развитие самостоятельности
1. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: Эксмо, 2013. 1328 с.
2. Философский энциклопедический словарь. М.: изд-во. «Советская энциклопедия», 1983. 840 с.
3. Попков В.А., Коржуев А.В., Рязанова Е.Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования: кн. для начинающего преподавателя вуза, аспиранта и магистранта пед. ун-та, М.: изд-во Моск. гос. ун-та, 2001. 166 с.
4. Стамкулова Ш.А., Каргапольцева Н.А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2 (214). С. 53-57.
5. Иванова А.В., Скрябина А.Г., Дарбасова Л.А. Познавательная самостоятельность как психолого-педагогическая проблема в современном образовании // Мир Науки, Культуры, Образования. 2019. № 5 (78). С. 140-142.
6. Мирошниченко И.Н. Развитие самостоятельности студентов в современном образовательном процессе в вузе: педагогические подходы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-samostoyatelnosti-studentov-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse-v-vuze-pedagogicheskie-podkhody.html (дата обращения 03.11.2022).
7. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А., Ершова О.В. Развитие самостоятельности студентов бакалавриата в условиях современного образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 162-165.

Развитие самостоятельности обучающихся становится одним из актуальных предметов исследования в организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся в вузе. Решение данной проблемы мы видим в создании механизмов для стимулирования саморазвития личности, совершенствования форм организации самостоятельной работы в вузе и во внеаудиторное время с использованием известных рефлексивных механизмов и технологий рефлексивного характера.

Владение умениями рефлексии позволяет педагогу объективно оценить психолого-педагогические ситуации при их восприятии и анализе, определить диапазон задач, доступных ему для решения, осмыслить и понять свою готовность применить свой педагогический опыт в ситуации неопределенности. Рефлексия способствует осознанию возможности профессионального и личностного роста, определению цели, прогнозированию и предвосхищению результатов своей педагогической деятельности и принятию ответственности за их последствия. Педагог, владеющий приемами рефлексии, может своевременно преодолеть профессиональные стереотипы, скорректировать собственную деятельность, оценить свои профессиональные возможности.

Отечественная школа предъявляет высокие требования к профессионализму педагогических кадров, что, в свою очередь, требует от обучающихся умений самоорганизации, самоуправления, их личностной мобилизации и рефлексивного осмысления результатов своей деятельности. Овладевая рефлексивными механизмами, умениями погружаться в размышления об эффективности своей деятельности, учитель может выстроить путь своего самообразования, саморазвития и самосовершенствования. В связи с этим становится актуальной проблема формирования рефлексивных умений в процессе самостоятельной работы студентов как одного из важных направлений подготовки к будущей педагогической деятельности, активизации самостоятельности и познавательной активности, развития у студентов рефлексивного мышления.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании механизмов и технологий рефлексии, способствующих развитию самостоятельности студентов педагогического вуза.

Материалы и методы исследования. В современных условиях развития системы отечественного образования рефлексия становится важным инструментом профессиональной деятельности педагога. Педагог, овладев умениями рефлексии, может обеспечить эффективность образовательного процесса, повысить качество образования, сформировать у обучающихся рефлексивные компетенции, овладеть способами рефлексивного мышления и метапредметными когнитивными умениями, необходимыми и для практической деятельности, и для самообразования.

Англо-русский словарь В.К. Мюллера рассматривает понятие рефлексии в значении размышления, обдумывания, раздумья, обращения назад [1, с. 632]. Философский энциклопедический словарь понятие «рефлексия» определяет как «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; как предметное рассмотрение самого знания, критическийанализего содержания и методов познания;как деятельностьсамопознания…» [2, с. 579].

Анализируя и обобщая рассматриваемые значения понятия «рефлексия», можно заключить, что рефлексия – это способность мышления к осознанию и критическому анализу собственной деятельности, мыслей и чувств. Умение рефлексировать позволяет педагогу замечать противоречия, которые являются причиной движения мысли [3].

Проблема рефлексии достаточно широко освещается в трудах психологов и педагогов: Н.Г. Алексеева, А.А. Бодалева, А.В. Коржуева, И.В. Муштавинской, В.А. Попкова, В.И. Слободчикова, В.Л. Рязановой, Ю.Н. Кулюткина и иных, рассматривающих рефлексию как элемент осознанной деятельности, механизм самопознания и самопонимания, средство самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Рефлексируя, студенты рассматривают результаты своей деятельности с позиции как бы другого человека, вырабатывают отношение к процессу и результату собственной самостоятельной деятельности, а также определяют отношение к самому себе как субъекту образовательного процесса. Способность сравнивать, соотносить самооценку с оценками других участников образовательного процесса помогает обучающимся осознать и понять то, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Образовательный процесс в вузе должен быть ориентирован на формирование у студентов разных видов рефлексии, которые он может использовать при выполнении самостоятельной работы. Так, обращение к самоанализу и переосмыслению своего отношения к педагогической деятельности, знаниям и способам действий, своей педагогической миссии позволяет студентам осмыслить собственное сознание, что способствует развитию личностной рефлексии. Коммуникативная рефлексия помогает студентам составить представление о характере общения с обучающимися, с коллегами, осознать особенности межличностных отношений с различными участниками образовательного процесса. Интеллектуальная рефлексия позволяет оценить используемые в образовательном процессе методы, формы и технологии обучения и воспитания обучающихся, их эффективность, влияние на повышения качества образования. Личностный рост современного педагога невозможно представить без владения умениями рефлексии, которая может осуществляться в зависимости от цели в разных формах. Осуществляя педагогический процесс, педагог часто обращается к прогностической рефлексии, что позволяет ему конструировать, строить модели предстоящих учебных занятий или воспитательных мероприятий, проектировать совместную творческую деятельность с обучающимися, прогнозировать результаты педагогической деятельности, координировать и корректировать при необходимости стиль и характер взаимодействия с участниками образовательного процесса. Большое значение имеет умение педагога дать оценку своему эмоциональному состоянию, оказывающему влияние на успешность профессиональной деятельности. Перечисленные виды рефлексии можно рассматривать как необходимые составляющие педагогической рефлексии, владение которыми может свидетельствовать о достаточно высоком уровне развития и саморазвития личности педагога.

В педагогической науке рефлективность рассматривается как важное личностное качество, непосредственно связанное с развитием таких качеств, как креативность и критичность, гибкость, самостоятельность, эмпатичность.

Креативность мышления рассматривается нами как способность человека генерировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения, критически осмысливать результаты и последствия принятых решений. Креативное мышление как вид мышления способствует видению и пониманию сущности проблемы, определению противоречий изучаемых явлений и процессов, поиску новых способов решения проблем, созданию новых знаний, генерированию оригинальных идей, критическому осмыслению результатов своей деятельности, постоянному ее совершенствованию. Развитое креативное мышление позволяет педагогу быстро реагировать на возникающие психолого-педагогические и социальные проблемы и находить оригинальные ответственные решения в ситуациях неопределенности.

Рефлексия связана с понятием «критическое мышление», рассматриваемым как оценочное мышление. Благодаря развитию критического мышления обучающиеся приобретают способность анализировать различные точки зрения, формировать собственное отношение к получаемым психолого-педагогическим знаниям, конструировать новые знания, осознавать, как меняются знания и приобретенные умения по мере изучения дисциплин, определять их роль и значение для будущей педагогической деятельности. Развитие навыков критического мышления позволяет обучающимся определять индивидуальную образовательную траекторию как при изучении отдельных тем, решении отдельных вопросов, так и при освоении учебной дисциплины в целом.

Эмпатия становится главенствующей стратегией педагога в общении с обучающимися. Для современного педагога она выражается в способности сопереживать, сострадать вместе с другим, погружаться в его мир, создавать психологический климат, способствующий развитию личностных качеств обучающихся.

В процессе рефлексивной деятельности развивается важное для активизации самостоятельной работы у обучающихся качество самостоятельности. Рефлексия побуждает обучающихся к размышлению о целесообразности организации и качестве осуществления самостоятельной работы, о ее значении и смысле, о себе как субъекте данной деятельности. Рефлексируя, студенты познают не только окружающую действительность, но и самих себя, выстраивают собственную систему отношений к учебной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе самостоятельной работы у обучающихся развивается одно из важнейших профессиональных качеств – самостоятельность, проявляющаяся в умении принимать решения в соответствии со своими убеждениями и позицией, в способности без посторонней помощи осуществлять действия по реализации принятых решений, в ответственности за свои действия и результаты принятых решений. Педагогическая деятельность сопряжена с решением многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических проблем, часто возникающих в ситуациях неопределенности. Именно такие ситуации требуют от педагога глубоких психологических и педагогических знаний, активности, изобретательности, поиска оригинальных способов и средств, внутренней уверенности в правильности принятых решений.

Проблема формирования и развития самостоятельности нашла отражение в работах отечественных ученых: Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой и иных, в которых самостоятельность определена как качество личности, выделены основные компоненты самостоятельности, раскрыты направления ее проявления, исследованы значение и место самостоятельности в учебном процессе, ее влияние на развитие познавательной активности, творческих способностей и познавательного интереса обучающихся.

Актуальность развития самостоятельности у студентов вузов обусловлена современными тенденциями высшего образования, а также высокими требованиями к будущим специалистам. В условиях социально-экономических изменений, по мнению Ш.А. Стамкуловой и Н.А. Каргапольцевой, повышается спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, владеющую необходимой информацией и знаниями, способную принимать решения и лично отвечать за их реализацию [4].

Самостоятельность как интегративное качество личности, считают А.В. Иванова, А.Г. Скрябина, Л.А. Дарбасова, проявляется в готовности осуществить активную, осознанную и инициативную деятельность, в познании и способности к самостоятельной ее организации посредством умений ставить познавательные задачи, находить рациональные способы их решения, проявляя волевые качества в достижении целей [5].

Самостоятельность будущего педагога рассматривается нами как активная и сознательная деятельность обучающихся, их целеустремленность и настойчивость в овладении педагогической профессией, применении психолого-педагогических и предметных теоретических знаний в практической работе, самоконтроль и самооценка своих интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств и педагогических способностей. Усиление роли самостоятельной работы студентов, по мнению И.Н. Мирошниченко, означает организационное обновление учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен способствовать развитию умения учиться, формированию у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний [6].

По мнению Л.В. Чупровой, Э.Р. Муллиной, О.А. Мишуриной и О.В. Ершовой, развитие у студентов самостоятельности способствует формированию таких профессионально важных качеств, как активность, инициативность, предприимчивость, способность достигать поставленных целей при решении жизненно важных проблем и профессиональных задач [7].

Успешное развитие самостоятельности возможно в результате систематического применения преподавателями вузов комплекса инновационных педагогических подходов. Одним из этих подходов, на наш взгляд, является использование технологий рефлексии, способствующих созданию условий для осмысления и понимания уровня сформированности самостоятельности. В качестве основных способов развития самостоятельности средствами дисциплины «Педагогика» нами используются рефлексивные вопросы, психолого-педагогические ситуации и задачи, тесты, задания, требующие не одного, а нескольких вариантов решения, поиска противоречий, анализа и сравнения педагогических явлений и процессов. Ведущими технологиями рефлексивного характера, на наш взгляд, являются игровые технологии, технология развития критического мышления, кейс-технологии.

Цель использования рефлексивных вопросов заключается в помощи обучающимся в рефлексии собственной деятельности. В качестве рефлексивных студентам предлагаются вопросы, направленные на новое видение ситуации, их переоценку (например, после выполнения самостоятельной работы студентам предлагается ответить на следующие вопросы: «Какие знания были необходимы для выполнения предложенного задания? С какими проблемами столкнулись при выполнении задания? Какие новые знания вы приобрели, выполняя данную работу? Что бы вы изменили в методике выполнения нового задания?»); вопросы, ориентированные на будущее: «Что могло бы повлиять на вас в будущем при выполнении самостоятельной работы? Что вы измените при выполнении следующего задания?»; вопросы-предположения (например, «Что, на ваш взгляд, поможет вам улучшить результаты выполнения задания? Что могло бы вам помочь в выполнении заданий самостоятельно?»). Как правило, рефлексивные вопросы задаются обучающимся при выполнении практических заданий, решении педагогических задач и ситуаций.

Одним из направлений использования рефлексивных технологий является решение конкретных ситуаций (кейс-метод) в процессе изучения педагогики. В основе использования данной технологии лежит механизм рефлексии, включающий анализ, критику, нормирование.

Для самостоятельной работы, связанной с решением конкретных ситуаций, студентам предлагаются задания следующего содержания: «Опишите ситуацию», «Выявите противоречия», «Сформулируйте проблему»; «Сделайте предположение о вариантах решения», «Предложите варианты решения». При этом педагог должен поощрять попытки студентов представлять ситуацию многоаспектно, предлагать неоднозначные, гибкие варианты решения, тем самым стимулируя развитие креативного мышления, творческих способностей.

В процессе решения конкретных ситуаций организуется дискуссия, в которой проявляются независимость суждений, самостоятельность и ответственность, обращается внимание на значимость как собственной, так и чужой точки зрения. Проводя групповую самостоятельную работу, целесообразно организовать групповую рефлексию, в ходе которой обнаруживаются коммуникативные затруднения, выявляются причины их возникновения, определяются факторы, направленные на создание условий для будущей коллективной деятельности, обсуждаются возможности изменения межличностных отношений и поведения в коллективе, а также индивидуальные возможности каждого участника, его вклада в коллективную деятельность. Рефлексируя, студенты соотносят опыт и результаты своей деятельности с опытом и результатами деятельности других участников коллективной деятельности, определяют возможности своего личностного роста.

Распространенной формой рефлексивных технологий являются различные дидактические, ролевые, творческие игры, сопровождаемые использованием различных приемов рефлексии. Это могут быть вопросы на осмысление своих результатов: «Что я теперь знаю и умею?», интеллектуальная рефлексия, включающая разнообразные задания типа: «Закончите предложение», «Вставьте пропущенный термин к тесту-определению», «Подберите ассоциации к ключевому понятию» и др.

Использование игровых технологий в образовательном процессе не только позволяет студентам глубоко и прочно изучить учебную дисциплину, перенести в процессе игры теоретические знания в плоскость практической педагогической деятельности, но и способствует созданию конструктивных отношений, развитию коммуникативных умений, критического мышления, повышению мотивации учебной деятельности. Включение приемов рефлексивной технологии в учебный процесс помогает студентам осмыслить свой опыт, обратиться к своим знаниям, оценить собственную деятельность. Рефлексия побуждает к творческой активности и самостоятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.

Заключение. Таким образом, систематическое использование приемов и технологий рефлексии на учебных занятиях способствует осознанию студентами значимости приобретаемых знаний и умений для повседневной учебно-познавательной и будущей педагогической деятельности. Рефлексия позволяет контролировать процесс усвоения знаний, обращать внимание на возникающие в учебном процессе трудности, систематизировать приобретаемый опыт, адекватно оценивать собственные достижения. Организованная преподавателем рефлексия помогает создать развивающую образовательную среду, ориентированную на стимулирование саморазвития личности, совершенствование форм организации самостоятельной работы и развитие самостоятельности как важного личностного качества будущего педагога.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕФЛЕКСИИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32197 (дата обращения: 29.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674