Необходимость организации образовательного процесса в вузе с применением современных методов и технологий, в частности проектной технологии, обусловлена множеством факторов. Потенциал проектной деятельности в развитии личности студента заключается в ином подходе к проблеме его профессионального становления и, соответственно, подготовки. Участие в ней позволяет студентам через проживание собственного опыта эффективно осваивать учебный материал, анализировать и систематизировать информацию, работать в команде, генерировать идеи, проявлять широкий спектр качеств личности и иное, что на современном этапе является актуальным и ориентирует его на дальнейший процесс развития.
Подчеркнем, что проектная деятельность активно внедряется на всех ступенях образования, включая первую ступень – дошкольное образование. Данный факт предполагает наличие у педагогов соответствующей профессиональной компетентности в рамках рассматриваемой деятельности. Владея разными технологиями организации проектной деятельности, педагог дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) обогащает образовательный процесс (а где-то изменяет его кардинально) и решает его актуальные задачи.
В рамках нашего исследования у студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) профиль «Дошкольное образование – Дополнительное образование» одними из задач профессиональной деятельности указаны следующие: «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ дошкольного образования», «обеспечение методического сопровождения дополнительного образования детей и взрослых, семейного досуга, проектной деятельности в области дополнительного образования» [1, с. 9]. В категории универсальной компетенции «Разработка и реализация проектов» заявлена компетенция «способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений» (УК-2) [1, с. 12]. Кроме этого, в рамках профессиональных компетенций выделяется компетенция ПК-2 с индикатором ИДКПК 2.4 «проектирует развивающую, предметно-пространственную среду для решения образовательных задач дошкольного образования» [1, с. 18], а также компетенция ПК-3 с индикатором ИДКПК 3.4 «использовать проектную деятельность в области дополнительного образования…» [1, с. 19]. Таким образом, проблема организации проектной деятельности у студентов – будущих педагогов дошкольного и дополнительного образования актуализируется на современном этапе и требует активного внедрения проектной деятельности в процесс получения собственного образования. В связи с этим нами была организована такая деятельность студентов на базе кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
Цель исследования заключалась в организации проектной деятельности студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Дошкольное образование – Дополнительное образование» в рамках освоения дисциплины «Тренинг по развитию творческих способностей организатора семейного досуга и массовых мероприятий детей и взрослых». В рамках содержательного компонента и с учетом цели данной дисциплины, а именно формирования профессиональной компетентности бакалавров в области организации семейного досуга и массовых мероприятий; диагностики, оценивания и прогнозирования развития у них творческих способностей, одним из заданий у студентов было создание проекта по проблемам дошкольного или дополнительного образования.
Материал и методы исследования
Современное состояние заявленной проблемы отражено в следующих исследованиях: А.А. Шкунова, К.А. Плешанов «Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития» [2], Д.В. Гергерт, Д.Г. Артемьев «Практика внедрения проектно-ориентированного обучения в вузе» [3], С.А. Коновалова, В.И Буренина «Творческая самореализация студентов российских вузов в проектной деятельности» [4] и др.
На особое значение проектной деятельности в подготовке будущих специалистов указывают следующие исследования. О.Г. Смолянинова, М.В. Ростовцева, Ю.Г. Юдина, В.В. Коршунова, Е.В. Потапова [5] рассматривают проектную деятельность как механизм развития рефлексии студентов психолого-педагогического направления подготовки; О.В. Шакирова, Н.В. Булдакова [6] представляют модель подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся и др.
М.П. Прохорова, А.А. Семченко утверждают, что «высокая важность овладения будущими педагогами профессионального обучения умениями и навыками проектной работы позволит им принимать участие в управлении образовательным процессом, в совершенствовании образовательных программ, в организации коллективного профессионального взаимодействия» [7].
Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова указывают на то, что «главная цель использования метода проектов в сфере высшего педагогического образования – выработка у студентов проектного мышления и подготовка к использованию данного метода обучения в будущей профессиональной деятельности» [8].
А.Г. Кравченко отмечает, что проектная деятельность позволяет выстраивать учебный процесс, при котором «сформулированные проблемные задачи в рамках изучаемой дисциплины нацеливают студента на выполнение проектов, связанных с активными преобразованиями, трансформациями, то есть продуктивными учебными действиями, самостоятельно реализуемыми в проектной деятельности» [9, с. 8].
Согласимся с И.В. Плотниковой, Л.А. Редько, Е.А. Шевелевой, О.Н. Ефремовой в том, что «работа над проектом позволяет существенно изменить систему отношений “студент – преподаватель”, перейти к совместному поиску решений поставленных задач и к достижению поставленных целей. При совместной проектной деятельности преподаватель может использовать свои знания и опыт, которых еще не хватает обучающимся, а последние, в свою очередь, могут предложить нестандартный подход к решению различных задач, генерировать новые идеи с помощью креативного мышления, которых часто недостает даже опытным преподавателям» [10].
По мнению А.С. Зёлко и К.С. Бажина, «ключевую роль в ходе проектной деятельности играет необходимость достижения студентами не только полной реализации задач проекта, но и личностного удовлетворения, что будет способствовать формированию позитивных установок к дальнейшему взаимодействию, стимулировать побуждение к активности и деятельности» [11].
В монографии «Проектное обучение: практики внедрения в университетах» под редакцией Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова описан результат работы команды единомышленников (университеты РФ, институты инновационного развития (Фонд «Сколково» и Агентство стратегических инициатив)), объединенных идеей внедрения проектного обучения в российскую систему образования, данный вид деятельности представлен частью образовательного процесса [12].
Так, на современном этапе вопрос реализации проектной деятельности в вузе поднимается особо остро и в нашем исследовании предполагает учет вышепредставленных тенденций, ориентирует на создание проектов в контексте дошкольного или дополнительного образования.
Включение проектной деятельности в нашем исследовании осуществлялось в рамках освоения дисциплины «Тренинг по развитию творческих способностей организатора семейного досуга и массовых мероприятий детей и взрослых», в процессе которого у студентов формировались следующие компетенции: «способен анализировать, проектировать и разрабатывать программы дополнительного образования на основе современных средств обучения с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся (ПК-3); способен разрабатывать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей детей и взрослых (ПК-4)» [1]. Также мы акцентировали внимание на развитии у студентов способности решать проблемы в области дошкольного или дополнительного образования посредством проектной деятельности с учетом их социального и личностного опыта, при этом создавая условия для формирования опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных, организационных и других задач. Участниками являлись студенты 3-го курса в количестве 20 человек (2021/2022 учебный год).
В нашем исследовании, вслед за И.М. Дудиной, «проектная деятельность» понимается как «уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги» [13, с. 4].
Важными аспектами организации рассматриваемой деятельности студентов в данном исследовании являлись личная значимость и востребованность проектов. Данные критерии мы обсуждали со студентами на первом этапе работы: выбора идеи (проблемы) и формулировании темы. Также мы придерживались следующих условий организации проектной деятельности, выделенных О.Г. Смоляниновой, М.В. Ростовцевой, Ю.Г. Юдиной, В.В. Коршуновой, Е.В. Потаповой: «…замысел проекта включает в себя постановку и решение участниками … дивергентных задач, реализация включает в себя разработку стратегии и тактики кооперативного действия между всеми участниками проекта, результаты реализации осознаются всеми участниками в процессе коллективной и объективной оценки происходящего» [5, с. 386].
При организации нашего исследования мы также опирались на требования, предъявляемые к студенческому проекту, описанные Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешуковым [12].
1. Проектирование от проблемы (актуальность и значимость проекта). В каждой работе присутствовала четко сформулированная проблема, важная и ценная для студента.
2. Реализация полного жизненного цикла. В нашем случае проекты носили творческий характер, поэтому их циклы включали в себя период «от гипотезы до употребления полученного знания».
3. Оригинальность решения: поиск уникальности. Все работы студентов являлись новым проектом с рождением нового знания или нового продукта.
4. Включенность в профессиональное сообщество. Полученные результаты проектов были продемонстрированы на кафедре психологии и педагогики дошкольного образования и педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций г. Иркутска.
5. Процесс достижения результата проектов отражен через критерии: самостоятельность (все команды осуществляли проект на высоком уровне самостоятельности («от задумки до эксплуатации, прежде всего в принятии решений»); учета ограниченности ресурсов, прежде всего временных, и осознанность в выборе организационных решений (отмечены командность, совместное выявление преград и пути их преодоления).
6. Получение образовательного результата, который был выделен, осмыслен и обсужден участниками.
Добавим, что перед внедрением непосредственно проектной деятельности в образовательный процесс мы осуществляли действия по развитию командной компетенции, включающей активные методы обучения, креативные техники, тренинги по командообразованию и коммуникации.
Во время проведения занятий по представленной дисциплине нами было выделено время для работы над проектами: для обсуждения текущих действий, генерирования идей, распределения поручений, составления плана работы. Во внеаудиторной деятельности студенты осуществляли непосредственно проекты и работали над созданием их продуктов. Защита проекта являлась частью промежуточной аттестации студентов (экзамен). Деятельность педагога заключалась при этом в консультировании, наставничестве, помощи в каких-либо проблемах, совместном обсуждении.
На этапе завершения нашего исследования мы провели анкетирование студентов с целью установления эффективности и удовлетворенности работой в рамках проектной деятельности («Анкета участника проекта» авторский вариант [14, c. 68]).
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенной работы были разработаны и представлены на защиту 4 проекта по проблемам дошкольного образования. Выбор тем дошкольного образования обусловлен наличием имеющихся у студентов знаний, умений и опыта в той или иной области рассматриваемой проблемы. Студенты ориентировались на содержание освоенных дисциплин на ранних курсах, а также на проблематику из личного опыта. Остановимся подробно на созданных проектах.
1-я микрогруппа (4 человека) представила проект на тему «Детский сад без угроз». Цель данного проекта заключалась в создании и поддержке психологической безопасности педагогов дошкольных образовательных организаций. Продуктом проекта являлась брошюра для педагогов ДОО по организации собственной психологической безопасности, созданная с помощью программы Microsoft PowerPoint. Педагог как субъект образовательного процесса может являться угрозой для детей дошкольного возраста относительно их психологической безопасности. В связи с этим возникает необходимость в поддержке данной безопасности у самого педагога. Вследствие этого в рамках проекта был сделан акцент на помощь педагогам в создании благоприятной психологической среды, преодолении эмоциональных нагрузок и психологического дискомфорта, а также предложены пути разрешения представленной проблемы посредством создания программы профилактики преодоления профессионального выгорания. В брошюру были включены следующие разделы: «Сущность психологической безопасности», «Психологическая защищенность», «Профессиональное выгорание педагогов как угроза психологической безопасности образовательной среды», «Диагностика профессионального выгорания», «Возможный алгоритм работы с чрезмерными эмоциями», «Программа профилактики преодоления профессионального выгорания». Данная брошюра была роздана преподавателям кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, а также воспитателям дошкольных образовательных организаций г. Иркутска.
2-я микрогруппа (4 человека) разработала проект на тему «Группа моей мечты». Целью проекта являлось создание в виде 3D-макета развивающей предметно-пространственной среды группы (далее РППС) с условиями для комфортного, благоприятного и полноценного проживания детей в современной дошкольной образовательной организации. Продуктом проекта стал макет РППС группы для старшей или подготовительной группы, созданный с помощью программы «Planner 5D». Созданное пространство группы позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики); поддерживать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением и дает возможность детям для самовыражения.
Студентами была проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая требования к созданию РППС группы (ФГОС ДО, ECERS-R), выбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ее построения, а также изучены примерные образовательные программы дошкольного образования с позиции предложенных в них рекомендаций по построению такой среды. На основе проанализированной информации студенты представили собственное видение решения данной проблемы, применив современные образовательные технологии. Данный проект был продемонстрирован заместителям заведующих ДОО для ознакомления и предложен для возможного использования в практике ДОО.
3-я микрогруппа (5 человек) представила проект на тему «Мотивация педагога». Цель проекта заключалась в создании электронного справочника для педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросу поддержки мотивации их профессиональной деятельности. Продуктом проекта стал электронный справочник для педагогов ДОО, созданный с помощью онлайн-сервиса «Canva», куда были включены следующие справочные статьи и ссылки: «Понятие “мотивация”», «Мотивы профессиональной деятельности», «Факторы мотивации», «Диагностика на тему “Мотивация профессионального развития педагогов”», «Методы повышения мотивации педагогов», «Упражнения на повышение мотивации педагогов ДОО». Данный проект осуществлялся на базе Частного детского сада «Happy Kids» (г. Иркутск) и был реализован с шестью педагогами данного учреждения.
4-я микрогруппа (7 человек) представила проект на тему «Поступай на дошкольное образование!». Цель данного проекта состояла в разработке образовательных продуктов профориентационной направленности профиля «Дошкольное образование – Дополнительное образование» для абитуриентов. Продуктами проекта являлись видеоролик и брошюра для абитуриентов с информацией о профиле «Дошкольное образование – Дополнительное образование».
В видеоролике студенты рассказали в формате интервью со студентами старших курсов о профессии «педагог дошкольного и дополнительного образования», преимуществах поступления на данный профиль, особенностях студенческой жизни, а также сообщили актуальную информацию по вопросам поступления в вуз. В брошюре для абитуриента студенты указали информацию о профессии «педагог дошкольного и дополнительного образования», перечень необходимых компетенций и качеств личности будущего педагога, ссылки на прохождение диагностики по профессиональной ориентации, а также контактную информацию о работе приемной комиссии.
Видеоролик продолжительностью 7 минут 28 секунд был записан через программу видеоредактор ShotCut, а брошюра была создана с помощью программы Microsoft PowerPoint. Данные образовательные продукты были запущены в медиаобразовательное пространство среди потенциальных абитуриентов через социальные сети.
В результате проведенной работы по организации проектной деятельности будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза были получены следующие количественные и качественные результаты.
В первую очередь, хотелось бы отметить личную значимость проекта для каждого студента. Распределение на команды осуществлялось исключительно исходя из личных предпочтений и заинтересованности в теме. Студенты так отвечали на вопрос по заинтересованности в осуществлении проекта: «Интересно было брать актуальную проблему дошкольного образования и попробовать ее решить» (Дарья Л.), «Тема проекта была очень интересной, мы узнавали много нового» (Дарья Ж.) и т.п. Отметим высокий уровень мотивации студентов по выполнению проекта; примерно 80% студентов имели ее на протяжении всей работы.
Во-вторых, все проекты имеют социальную востребованность и значимость для педагогов дошкольного образования и, в нашем случае, абитуриентов. Все проекты были представлены в педагогическом сообществе и частично реализованы, что свидетельствует об актуальности решаемой проблемы, а также целесообразности и пользе для взрослых и детей дошкольного возраста. Проекты были адресованы непосредственно педагогам, в помощь такой категории, как абитуриенты, а также направлены на улучшение среды для детей дошкольного возраста.
В-третьих, ценность разработанных проектов относится и к самим студентам. Темы проектов были выбраны неслучайно, ребятам хотелось решить реальную проблему в сфере образования, с которой столкнулись именно они: проблема мотивации профессиональной деятельности и психологической безопасности педагогов; улучшение развивающей предметно-пространственной среды группы, которую они хотят изменить в реальной дошкольной образовательной организации; вопросы при поступлении в вуз.
В-четвертых, стоит отметить использование студентами элементов цифровой дидактики (программы «Planner 5D», онлайн-сервиса «Canva», видеоредактора ShotCut, Microsoft PowerPoint), что позволило им расширить возможности реализации проектов, воспроизведенные в такие форматы.
Относительно результатов анкетирования отметим следующее. На вопрос: «Почему Вам понравилось работать над проектом?» студенты отвечали так: «Был интерес к проектированию (70%), работе в данной команде (90%)», «Возможность попробовать себя в создании нового (20%)», «Интерес к решаемой проблеме» (75%).
При исследовании качеств личности, которые развились у студентов в процессе проектной деятельности, респонденты отмечали инициативность (90%), любознательность (80%), целеустремленность (70%), мотивацию достижения успеха (50%), эмпатию (45%), склонность к риску (10%), ответственность и дисциплинированность (по 10% соответственно). Данные результаты показывают высокую степень мотивации, личной заинтересованности и инициативности, которая проявлялась у большинства участников нашего исследования. На каждом занятии студенты представляли результаты выполненных заданий, ставили конкретные задачи и распределяли новые действия. Данный факт отражен в их ответах относительно распределения заданий в команде, а именно «при общем обсуждении» (80%). Также отметим 100% выполнения из задуманного в проекте.
Тем не менее у студентов возникали трудности из-за: «несогласованности между членами группы по различным поводам (назначенное время и невыполнение какого-то задания каким-то членом команды)» (50%), «нехватки времени для работы над проектом» (50%). Относительно характера взаимодействия и работы в команде у некоторых студентов были отмечены трудности с умениями «быстро схожусь с другими по характеру людьми», «умею сглаживать конфликты, возникающие в команде, и организовывать людей для работы» (30%).
Мнения студентов по вопросу эффективных результатов такой совместной деятельности в большинстве случаев относятся к положительным (70%): «Работа в команде гораздо эффективнее, так как каждый занят определенным заданием и прорабатывает качественно свой аспект» (Мария Б.), «работу можно сделать быстрее» (Юлия К.), «люблю командную работу» (Александра К.), «работа в команде очень эффективна, если тебе нравится команда» (Лиза С.). Тем не менее 30% студентов отметили, что для них более приемлема индивидуальная работа.
Удовлетворенность студентов участием в проектной деятельности дополняется их мнениями о такой работе: «Нравится работа в команде, особенно когда работа идет слаженно. Мы дополняли идеи друг друга, помогали в выборе того или иного действия» (Мария Б.), «Мне очень понравился состав моей команды. У меня удачно получилось выстроить план работы и совместить его с планом других членов команды» (Екатерина Б.), «Я выбирала ту роль, которая мне была больше по душе» (Юлия К.), «Мне понравилось работать в команде, так как в моей команде собрались единомышленники и мы достигли поставленной цели» (Елизавета С.), «Работа в команде – это стремление к реализации общей цели. Когда есть команда, достижения становятся интереснее» (Александра К.), «Работа в команде была продуктивна и насыщенна» (Екатерина М.), «Было интересно и познавательно, хочу сказать спасибо своей команде» (Ольга А.).
Итак, полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности проделанной работы. Студенты актуализировали проблемы дошкольного образования с позиции будущих педагогов и попытались решить их посредством участия в проектной деятельности, создали реальные продукты для оптимизации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, развили компетенции и качества личности, удовлетворили свои познавательные и исследовательские потребности.
Заключение
Проблема организации проектной деятельности будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза актуализируется в связи с особой подготовкой студентов – будущих педагогов. Компетенции, связанные с проектной деятельностью, позволят будущим педагогам организовывать ее с воспитанниками на качественном уровне и развивать собственную профессиональную компетентность. Полученные положительные результаты проведенной работы свидетельствуют о ее эффективности. Студенты реализовали личностно значимые и востребованные педагогическим сообществом проекты, повысили мотивацию к будущей профессиональной деятельности, формировали проектные компетенции и развивали качества личности (ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность и т.п.), учились работать в команде, осуществляли коммуникацию, решали разного рода задачи, применяли свои умения и навыки во владении современными компьютерными технологиями. В данной статье мы обозначили один из путей решения заявленной проблемы, не претендуя на однозначность и директивность.
Библиографическая ссылка
Шумовская А.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32194 (дата обращения: 05.10.2024).