В новых Федеральных государственных образовательных стандартах для магистратуры по направлению «Педагогическое образование» большое внимание уделено производственной практике. Производственная практика представлена в двух видах: научно-исследовательская работа и собственно педагогическая практика.
Целями производственной практики магистрантов являются закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и компетенций для профессиональной деятельности.
Цель исследования
Целями исследования являются обоснование необходимости формирования профессиональной компетенции в процессе производственной педагогической практики в магистратуре, а также выявление условий для более эффективной ее организации.
Материал и методы исследования
Деятельность студентов на практике заключается в осуществлении профессиональной деятельности и проведении самостоятельного научного исследования, то есть студент на практике должен продемонстрировать применение профессиональных компетенций в педагогической и исследовательской деятельности [1, 2, 3].
Педагогической практике предшествует производственная практика (НИР). Программа практики включает как аудиторные занятия, так и самостоятельную исследовательскую работу.
Производственная педагогическая практика предусмотрена в 3-м и 4-м семестрах.
В 5-м семестре студенты проходят производственную технологическую практику, непосредственно связанную с экспериментальной работой и оформлением выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Для этого студенты должны получить необходимый базис во время производственной педагогической практики.
Программой педагогической практики предусмотрены разнообразные виды деятельности – от работы с документацией до проведения занятий и разработки контрольно-измерительных материалов. Для магистрантов и научных руководителей разработаны методические рекомендации с подробным описанием целей и задач производственной практики. В них отражены содержание практик и перечень отчетности по ним [4].
С целью более эффективной организации педагогической практики выделим дидактические условия. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил выявить условия, необходимые для оптимального функционирования системы обучения, – это преемственность, собственно процесс обучения и наличие системы упражнений. Таким образом, к ним можно отнести следующие условия: преемственность разных видов практик, ориентация на самообразование и саморазвитие и использование системы заданий на практику.
Преемственность разных видов практик подразумевает учет целей и задач практик, связь между теоретической и практической подготовкой, а также наличие одинаковой структуры заданий. Обучение в магистратуре опирается на субъект-субъектный подход, направленный на самообразование и саморазвитие магистрантов [5]. Для оценки сформированности профессиональной компетенции в результате практики будем использовать уровневый подход, предложенный Ю.К. Бабанским и адаптированный нами для высшей школы. Задания для практики подобраны с учетом уровневого подхода и включают задачи-исполнения, задачи-восстановления и задачи-преобразования.
Для организации производственной практики мы так же, как и в учебном процессе, применяем обучающие, организационно-педагогические и компьютерные технологии [6, 7].
Современные обучающие технологии используются в основном на аудиторных занятиях, предусмотренных учебным планом. Так, аудиторные занятия проводятся во время производственной практики – научно-исследовательской работы. Основной целью этих занятий является знакомство студентов с новейшими достижениями в различных областях, в том числе в области искусственного интеллекта, для использования этих знаний на практике.
Вопросам организации производственной практики в магистратуре посвящено большое количество исследований. Г.Г. Тенюкова, Е.Г. Хрисанова отмечают важность производственной практики для подготовки магистров к профессиональной деятельности [8].
Формированию компетенций в общем и профессиональной компетенции в частности также уделено много внимания [9, 10]. Авторы предлагают различные методы оценки уровня сформированности компетенций.
Новую форму оценивания результатов обучения студентов – формативное оценивание (или вид деятельности, требующей обратной связи студента с преподавателем) – предлагают П.Б. Волков и Р.С. Наговицын. Основной особенностью этой формы оценивания является отсутствие цифровой оценки [11]. Е.И. Чернышева, Д.В Дахин, А.В. Брехова выделили критерии и показатели для определения уровня сформированности профессиональной компетенции: мотивационный, когнитивный и деятельностный [12]. Однако предложенные методы не позволяют связать уровень сформированной компетенции с оценкой.
Формализовать такую оценку позволит подход, основанный на оценке уровня сформированности профессиональной компетенции через ключевые компетентности.
По мнению В. Хуторского, компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [13, 14].
Профессиональная компетенция, формируемая в процессе производственной практики (в соответствии с ФГОС 3++), – это способность осуществлять фундаментальное и/или прикладное исследование в сфере образования и науки (ПК-1). Перечень планируемых результатов прохождения производственной практики в форме требований к знаниям, умениям, владениям представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов прохождения производственной практики
ПК-1.1 Знает: методологию научно-исследовательской деятельности |
З.1 теоретические основы организации научно-исследовательской и научно-методической деятельности З.2 перспективные направления научных исследований |
ПК-1.2 Умеет: применять эмпирические и теоретические методы исследования |
У.1 использовать знание современных проблем науки и образования в профессиональной деятельности У.2 осуществлять выбор инструментальных средств решения исследовательских задач |
ПК-1.3 Владеет: опытом реализации научного исследования в сфере образования и науки |
В.1 способностью самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ В.2 самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских задач |
Ключевыми называются компетентности, необходимые для функционирования человека в профессиональной и социальной среде.
И.А. Зимняя определяет ключевые компетентности как обобщенно представленные компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме [15]. Среди них выделяет компетенции, относящиеся:
- к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (самосовершенствование, личностная и предметная рефлексия и др.);
- к взаимодействию человека с другими людьми (компетентности социального взаимодействия, общения и др.);
- к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах (компетентности познавательной деятельности, разрешения проблемных ситуаций, интеллектуальной деятельности и др.).
В качестве примера выделим уровни компетентности для ключевых компетентностей «Решение проблем», «Работа с информацией» и «Коммуникация» в применении к исследовательской деятельности во время производственной педагогической практики.
Требования к уровню компетентности
Решение проблем
Уровень I. Имеет представление о цели исследования; демонстрирует умение ставить задачи исследования, формулирует проблему исследования с помощью научного руководителя.
Уровень II. Формулирует цель и задачи исследования самостоятельно; использует теоретические знания для решения проблем исследования.
Уровень III. Владеет методологией организации и проведения самостоятельного научного исследования.
Работа с информацией
Уровень I. Умеет осуществлять поиск информации; демонстрирует общую ориентацию в содержании текста.
Уровень II. Осуществляет выбор необходимой поисковой системы; производит отбор информации.
Уровень III. Проводит анализ полученной информации, систематизирует информацию.
Коммуникация
Уровень I. Осознает преимущества работы в группе; взаимодействует при коллективной работе.
Уровень II. Соблюдает нормы общения в группе; может участвовать в аргументированной дискуссии.
Уровень III. Активно использует эффективные приемы общения; демонстрирует качества лидера.
Аналогично выделяем критерии для оценки уровня сформированности других ключевых компетентностей. В итоге имеем баллы, которые позволяют сделать вывод об уровне сформированности профессиональной компетенции. Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей для компетентности «Решение проблем» можно рассматривать по позициям «Постановка проблемы», «Планирование процесса», «Оценка результата».
Рассмотрим критерии оценки уровня сформированности ключевой компетентности «Решение проблем» в позиции «Постановка проблемы».
Уровень I
Студент согласен с наличием проблемы в исследовании, сформулированной руководителем, – 3 балла.
Студент объяснил цель исследования – 4 балла.
Уровень II
Студент формулирует цель исследования и корректирует ее с помощью руководителя – 5 баллов.
Студент формулирует цель исследования и разбивает ее на подзадачи – 6 баллов.
Уровень III
Студент проводит декомпозицию цели и предлагает способы решения – 7 баллов.
Студент формулирует цель, задачи и гипотезу исследования, предлагает методы решения – 8 баллов.
Нами были учтены результаты формирования профессиональной компетенции с учетом трех ключевых компетентностей: «Решение проблем», «Работа с информацией» и «Коммуникация». Баллы для оценки уровня сформированности компетенции по трем позициям распределены следующим образом: 9–14 баллов – достаточный, 15–20 баллов – оптимальный, 21–24 балла – продвинутый уровень. Представленный подход позволяет не только формализовать оценку уровня сформированности профессиональной компетенции, но и сделать ее более точной.
Результаты исследования и их обсуждение
Выделены дидактические условия, которые позволят организовать производственную практику в магистратуре более эффективно и сформировать профессиональную компетенцию выпускника.
Задания для разных видов производственной педагогической практики включают разработку и оформление лабораторных или практических занятий, технологические карты, аналитические справки, отчеты и др.
Для оценки деятельности магистрантов придерживаемся единого подхода – три обязательных задания на практику. Первая производственная педагогическая практика проходит на выпускающей кафедре в университете под руководством научного руководителя. Отчетность по первой производственной педагогической практике включает разработку практической или лабораторной работы, технологическую карту, отчет по практике. Вторая и третья производственные практики проходят в образовательном учреждении. По итогам второй педагогической практики студенты представляют аналитическую справку, конспекты уроков (2 конспекта) и отчет по практике, по итогам третьей педагогической практики – дневник практики, технологическую карту, отчет по практике. Для экспертной оценки выполненных заданий используем MS Excel (табл. 2). Оценка за практику складывается из оценки научного руководителя, руководителя практики и самооценки магистранта.
Оценка уровня сформированности профессиональной компетенции с помощью уровневого подхода предлагает инструмент, который позволит, с одной стороны, сделать эту оценку более точной, а с другой – на этапе планирования четко поставить цели предстоящей работы студентов на практике для получения гарантированного результата.
Выводы
Уровневый подход подразумевает развитие деятельности магистрантов от информационно-знаковой (задачи-исполнения) до творческой (задачи-преобразования). Проведенная экспериментальная работа подтвердила, что выделенные дидактические условия способствуют более эффективной организации производственной педагогической практики и, следовательно, формированию высокого уровня профессиональной компетенции: от умения организовать исследовательскую и педагогическую деятельность до уровня владения умениями и способами исследовательской деятельности для решения образовательных проблем.
Таблица 2
Лист экспертной оценки результатов производственной педагогической практики обучающегося
Ф.И.О. обучающегося |
Группа |
|||||||
Компетенции / показатели (ЗУВ) |
Задания для проверки, отчетность |
Оценка результатов практики (в баллах) |
Коэффициент успешности |
|||||
Научный руководитель |
Групповой руководитель обучающегося |
Самооценка обучающегося |
Средний балл |
|||||
ОПК-3 ПК-1 |
З.2 У.2 В.2 |
Дневник практики |
0,75 |
1,00 |
1,00 |
0,92 |
1,00 |
|
З.1 У.1 В.1 |
Отчет по практике |
1,00 |
0,50 |
0,75 |
0,75 |
|||
У.1 У.2 В.1 В.2 |
Технологическая карта |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|||
Среднее значение коэффициента сформированности компетенций |
0,92 |
0,83 |
0,92 |
0,89 |
||||
Количество заданий |
3 |
|||||||
Оценка за практику |
отлично |
|||||||
Групповой руководитель |
||||||||
Дата |
||||||||
Эффективная организация производственной педагогической практики оказывает влияние на результат научно-исследовательской деятельности в магистратуре и на становление личности педагога-исследователя в целом.
Библиографическая ссылка
Поднебесова Г.Б., Юздова Л.П., Жукова М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В МАГИСТРАТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32192 (дата обращения: 15.10.2024).