Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОПЕРАТОРОВ СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Мичурова Н.Н. 1 Мирошин Д.Г. 1, 2 Мичуров Н.С. 1
1 Уральский институт ГПС МЧС России
2 Уральский федеральный университет
В статье рассматривается проблема обоснования педагогической эффективности модульной технологии обучения для корпоративной подготовки рабочих по современным профессиям в условиях учебных центров предприятий. Актуальность исследования обусловлена современными социально-экономическими условиями деятельности промышленных предприятий в России, которые привели к очередному витку дефицита рабочих кадров, подготовленных в контексте требований предприятий, а также к высвобождению рабочей силы в непроизводственных секторах экономики, что, в свою очередь, потребовало разработки и оценки эффективности технологий корпоративного обучения, основанных на деятельностном подходе и ориентированных на полное усвоение учебного материала. В статье предложена модульная технология обучения, основанная на международной концепции «Модули трудовых навыков». Цель исследования заключается в обосновании педагогической эффективности, разработке и оценке дидактических возможностей модульной технологии для корпоративной подготовки рабочих кадров в условиях учебных центров предприятий. Предложена структура модульной программы подготовки кадров по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», разработаны модульная программа и модульная технология обучения рабочих по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением» в условиях учебного центра предприятия, в результате формирующего эксперимента, проведенного в ходе опытно-поисковой работы, обоснованы ее педагогическая эффективность и большой дидактический потенциал для организации и осуществления корпоративного обучения.
корпоративное обучение
модульная программа
модульная технология
профессиональный стандарт
учебный центр предприятия
формирующий эксперимент
1. Мирошин Д.Г. Применение модульных технологий обучения для формирования творческого потенциала рабочих в учебных центрах предприятий // Право и образование. 2008. № 6. С. 52-55.
2. Khaidov Kh.Ya., Ibragimov M.S.K. Technology of modular education at school. Modern School of Russia. Modernization Issues. 2022. № 5. Р. 100-101.
3. Усманова Ф.К. Технология модульного обучения при формировании профессиональных компетенций студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13867 (дата обращения: 25.10.2022).
4. Мирошин Д.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетенции рабочих в учебных центрах предприятий: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 245 с.
5. Урунбасарова Э.А., Шоканова Р.Д., Алькеева С.М. Модульная технология, как одна из самых действенных инновационных образовательных технологий // Евразийский союз ученых. 2016. № 1. С. 45-47.
6. Толеукул А.А., Ахметов Б.Б., Когай О.А. Модульное обучение, как фактор повышения эффективности и качества подготовки рабочих кадров
// Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 1. С. 105-108.
7. Худолей Г.С., Ларин С.Н. Модульные технологии обучения, как инновационная форма и инструментарий современных педагогических технологий // Актуальные вопросы науки. 2016. № 24. С. 127-133.
8. Маркова С.М., Уракова Е.А. Системный подход к технологии профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72. С. 155-158.
9. Кулиева Ш.Х. Возможности использования модульных образовательных технологий в подготовке будущих преподавателей технологического образования // Вестник науки и образования. 2020. № 21. С. 30-33.
10. Сагиев Т.А., Матюнина Н.В., Кладов Э.В. Модульная технология функциональной и скоростно-силовой подготовки студентов вуза в рамках учебных занятий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5. С. 381-384.
11. Цуркан Н.В., Шведов Д.В. Модульные технологии обучения, как составляющая современных педагогических технологий // The Scientific Heritage. 2020. № 45-3. С. 24-27.

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в России, актуализируют проблему обеспечения роста производительности труда на промышленных предприятия, повышения конкурентоспособности продукции предприятий в условиях импортозамещения и повышения экономической эффективности производства в условиях дефицита подготовленных кадров. Поэтому крупные промышленные предприятия России создают собственные системы корпоративного или внутрифирменного обучения, ориентированные на подготовку кадров с учетом соответствия их компетенций требованиям как современного производства, так и специфике предприятия. Следовательно, актуализируется проблема выбора и оценки дидактического потенциала различных технологий обучения, ориентированных на вариативность содержания обучения, гибкую организацию учебного процесса с учетом специфики предприятия и однозначный результат обучения. Одной из таких технологий является модульная технология обучения, рассматриваемая в рамках концепции «Модули трудовых навыков» (МТН-концепция), которая обладает соответствующими дидактическими возможностями и может применяться в учебных центрах предприятий для подготовки кадров по заявкам предприятий.

Цель исследования: разработать модульную технологию подготовки рабочих по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», соответствующую требованиям международной концепции «Модули трудовых навыков», и обосновать ее педагогическую эффективность для корпоративной подготовки кадров в условиях учебных центров предприятий.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования использовались как теоретические методы: анализ литературных источников, анализ профессионального стандарта, синтез модульной программы, так и экспериментальные методы: формирующий эксперимент.

Основываясь на анализе работ российских и зарубежных исследователей, можно выделить два основных подхода к разработке модульной программы обучения: предметно-деятельностный и системно-деятельностный. В рамках предметно-деятельностного подхода к проектированию модульной программы проектирование содержания обучения ориентировано на традиционный подход к структурированию учебного материала на дидактические единицы на основе системы дидактических целей. В соответствии с выделенными дидактическими единицами и целями разрабатываются модульные программы и учебные элементы, а также осуществляется организация образовательного процесса [1, 2]. В рамках системно-деятельностного подхода к проектированию модульной программы проводятся анализ профессиональной деятельности работника и выделение логически завершенных элементов деятельности – трудовых функций, трудовых действий и трудовых операций. Выделенные в ходе анализа логически завершенные элементы деятельности лежат в основе модульных блоков, последовательное изучение которых приводит к формированию умений выполнять профессиональную деятельность с учетом требований, выдвигаемых предприятиями-заказчиками [3, 4].

В настоящей работе за основу для проектирования модульной программы обучения операторов станков с ЧПУ принят системно-деятельностный подход, основные положения которого отражены в МТН-концепции. Модульная программа представляет собой последовательный ряд логически завершенных дидактических единиц, которые называются «модульные блоки» и представляют собой структурные единицы профессиональной деятельности, имеющие содержательную и функциональную завершенность [5, 6].

Для проведения аудиторной и самостоятельной работы обучаемого разрабатываются учебные элементы, использование которых позволяет достигать целей изучения модульной программы. Структурными компонентами учебных элементов, которые предполагает МТН-концепция, являются: целевой, содержательный, контрольный блоки [7, 8]. Целевой блок содержит перечень диагностично сформулированных целей изучения учебного элемента, а также описание средств обучения и перечень предшествующих учебных элементов. Содержательный блок состоит из логически завершенных текстовых абзацев, сопровождающихся иллюстрациями, и содержит теоретические и практические сведения, соответствующие целям учебного элемента. Контрольный блок состоит из контрольных заданий по материалу учебного элемента [7, 8, 9].

Модульная программа является основой для разработки модульной технологии обучения, которая строится на принципах полного усвоения учебного материала – обучаемый не может перейти к изучению следующей дидактической единицы (учебного элемента или модульного блока) до тех пор, пока не покажет 100%-ный уровень усвоения содержания текущей дидактической единицы [10, 11].

Отбор и структурирование содержания обучения по модульной программе подготовки операторов станков с числовым программным управлением и выделение модульных блоков (МБ) содержания подготовки в условиях Центра дополнительного профессионального образования Публичного акционерного общества «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» (Центра ДПО ПАО «МЗиК») проводились на основе анализа профессионального стандарта 40.222 «Оператор металлорежущих станков с программным управлением» и с учетом требований предприятия к подготовленным операторам станков с числовым программным управлением. В результате анализа профессионального стандарта были выделены пять модульных блоков, которые соответствуют трудовым действиям, входящим в трудовые функции обобщенной трудовой функции А «Изготовление простых деталей типа тел вращения на токарных универсальных станках с числовым программным управлением», а также были учтены дополнительные требования предприятия к подготовке операторов станков с числовым программным управлением, которые стали основой для выделения дополнительных модульных блоков. Таким образом, сложилась общая структура модульной программы корпоративной подготовки операторов станков с числовым программным управлением, включающая семь модульных блоков: «Анализ рабочего чертежа детали», «Выбор технологической оснастки», «Наладка станка с числовым программным управлением и подготовка его к работе», «Отработка управляющей программы на станке с числовым программным управлением», «Контроль точности и качества поверхностей обработанных деталей», «Разработка технологического процесса обработки детали» и «Разработка управляющей программы обработки детали на станках с числовым программным управлением». Следует отметить, что каждый модульный блок программы корпоративной подготовки операторов станков с ЧПУ в условиях Центра ДПО ПАО «МЗиК» завершается отработкой умений выполнять завершенный шаг профессиональной деятельности оператора станков с ЧПУ.

В рамках каждого модульного блока были разработаны учебные элементы по форме, соответствующей требованиям МТН-концепции. Каждый модульный блок завершается учебным элементом категории «Профессиональная деятельность». В модульные блоки, связанные с настройкой, наладкой и работой на станке с числовым программным управлением, входят учебные элементы категории «Техника безопасности».

Разработанная модульная программа имеет содержательную гибкость и вариативность, что обеспечивает возможность создания индивидуально дифференцированных модульных программ в соответствии с уровнем подготовки обучаемого, а также позволяет создавать уникальные программы подготовки кадров для предприятия, комбинируя различные модульные блоки различных модульных программ, что дает возможность учитывать специфику предприятия и обучать кадры, способные включаться в профессиональную деятельность на предприятии с минимальным периодом адаптации.

Разработанная модульная программа стала основой для разработки модульной технологии корпоративной подготовки операторов станков с числовым программным управлением в условиях Центра ДПО ПАО «МЗиК».

Основные этапы разработанной технологии: входной контроль; изучение учебных элементов и текущий контроль усвоения их содержания; промежуточный контроль по модульному блоку и квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен проводился экспертной комиссией в производственных условиях. В случае успешного выполнения производственных заданий решением экспертной комиссии обучаемым присваивался третий разряд оператора станков с числовым программным управлением.

Результаты исследования и их обсуждение. Опытно-поисковая работа по апробации модульной технологии корпоративной подготовки операторов станков с ЧПУ проводилась в условиях Центра ДПО ПАО «МЗиК», обладающего соответствующей материально-технической базой, позволившей сформировать и оснастить 15 учебных мест в соответствии с требованиями МТН-концепции. Опытно-поисковая работа была реализована в течение трех месяцев – с июля по сентябрь 2022 г., квалификационные испытания проводились в начале октября 2022 г. В опытно-поисковой работе приняли участие 14 обучаемых по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением». Отбор потенциальных обучаемых проводился отделом кадров из числа внешних соискателей работы на ПАО «МЗиК».

В ходе опытно-поисковой работы проводился формирующий эксперимент по корпоративной подготовке операторов станков с числовым программным управлением на базе Центра ДПО ПАО «МЗиК». Для исключения влияния на результаты формирующего эксперимента дополнительных переменных были проведены входное тестирование и анкетирование. Тестирование позволило оценить уровень подготовки обучаемых по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», а анкетирование дало возможность выявить обучаемых, которые знакомы с содержанием модульных блоков или учебных элементов или имеют опыт работы по профессиям, связанным с механосборочным производством.

Оценка результатов как входного тестирования, так и квалификационного экзамена велась на основе 100-балльной системы, согласованной с дирекцией по персоналу ПАО «МЗиК», в рамках которой были предусмотрены следующие уровни сформированности знаний и умений по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением».

Уровень 1: 0 – 40 баллов – знания и умения не сформированы или сформированы на уровне узнавания (не может быть допущен к работе на станке с числовым программным управлением).

Уровень 2: 41 – 70 баллов – знания и умения сформированы на уровне репродукции, в том числе репродуктивного применения (соответствует второму разряду).

Уровень 3: 71 – 90 баллов – знания и умения сформированы на уровне трансляции, в том числе может самостоятельно откорректировать процесс обработки разных деталей (соответствует третьему разряду).

Уровень 4: 90 – 100 баллов – знания и умения сформированы на уровне творчества, в том числе может самостоятельно разработать управляющую программу обработки детали, наладить станок с числовым программным управлением на ее отработку (соответствует третьему разряду, но с возможностью повышения до четвертого разряда).

На основании полученных в ходе анкетирования результатов можно сделать следующие выводы: все обучаемые относятся примерно к одной возрастной группе (33–38 лет); все обучаемые имеют среднее профессиональное или высшее образование по направлениям и специальностям гуманитарного профиля (в сфере торговли, менеджмента и управления информационными потоками); опыт работы обучаемые имеют в различных отраслях экономики, но не связанных с машиностроением (в среднем опыт работы от 7 до 12 лет); все обучаемые прошли предварительное собеседование в отделе кадров и были направлены на обучение с целью дальнейшего трудоустройства на ПАО «МЗиК» (с назначением стипендии ПАО «МЗиК» на период обучения); профессиональный состав обучаемых неоднороден, однако в группе нет обучаемых, имеющих образование или опыт работы в области механической обработки деталей или механосборочного производства.

По результатам тестирования все обучаемые обнаружили первый уровень сформированности знаний и умений по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением». Полученные результаты учитывались при уточнении содержания обучения, а также при анализе и интерпретации результатов формирующего эксперимента.

Обучение проводилось с использованием разработанной модульной программы и модульной технологии корпоративной подготовки операторов станков с числовым программным управлением в условиях Центра ДПО ПАО «МЗиК». Обучаемые в ходе учебных занятий на самостоятельной работе использовали одинаковые учебные элементы, справочные материалы. Теоретическое обучение проводилось в учебных классах Центра ДПО ПАО «МЗиК», а производственное обучение – на специально организованных рабочих местах, включающих полноценные имитаторы программируемых стоек с числовым программным управлением и учебные станки с числовым программным управлением, абсолютно аналогичные тем стойкам и станкам с числовым программным управлением, на которых обучаемым предстояло работать на ПАО «МЗиК».

Формирующий эксперимент продолжался в течение трех месяцев. Экспериментальные занятия по теоретическому обучению проводили специально подготовленные преподаватели Центра ДПО и инженерно-технические работники ПАО «МЗиК», а занятия по производственному обучению (на станках с числовым программным управлением и программируемых стойках) – рабочие высокой квалификации, имеющие опыт. После прохождения входного контроля обучаемые приступили к изучению учебных элементов в составе модульных блоков в заданной последовательности. После изучения каждого учебного элемента производился текущий контроль с помощью контрольных материалов, прикладываемых к учебному элементу, а после изучения каждого модульного блока – промежуточный контроль посредством выполнения контрольного задания. По окончании формирующего эксперимента все обучаемые сдавали квалификационный экзамен, по результатам которого проводились оценка уров­ней сформированности их знаний и умений и присвоение каждому обучаемому рабочего разряда по профессии «Оператор станов с числовым программным управлением».

В группу экспертов входили представители ПАО «МЗиК» (3 человека) и представители Центра ДПО (2 человека). По результатам квалификационного экзамена все обучаемые обнаружили, главным образом, третий уровень подготовки по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», что соответствует третьему рабочему разряду по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением» по принятой системе оценки. Результаты формирующего эксперимента отражены в таблице.

Результаты формирующего эксперимента

Обучаемый

Баллы за входной тест

Баллы за квалиф. экзамен

Обучаемый

Баллы за входной тест

Баллы за квалиф. экзамен

Обучаемый 1

2

78

Обучаемый 8

5

78

Обучаемый 2

5

75

Обучаемый 9

6

82

Обучаемый 3

3

81

Обучаемый 10

8

84

Обучаемый 4

8

76

Обучаемый 11

12

75

Обучаемый 5

10

82

Обучаемый 12

7

75

Обучаемый 6

8

75

Обучаемый 13

6

74

Обучаемый 7

5

71

Обучаемый 14

2

77

Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что все обучаемые до подготовки показали первый уровень сформированности знаний и умений по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением». После подготовки, по результатам квалификационного экзамена, 100% обучаемых показали третий уровень сформированности знаний и умений по профессии «Оператор станков с числовым программным управлением», что соответствует третьему рабочему разряду.

Заключение. Результаты проведенной опытно-поисковой работы позволяют прийти к заключению, что внедрение в процесс корпоративной подготовки операторов станков с числовым программным управлением разработанной модульной технологии их корпоративной подготовки, организация и осуществление обучения в условиях учебного центра предприятия с учетом специфики предприятия позволяют обеспечивать подготовку кадров, способных выполнять профессиональную деятельность с минимальным периодом адаптации. Можно также утвер­ждать, что модульная технология обучения, разработанная в соответствии с требованиями МТН-концепции, обладает большим дидактическим потенциалом в корпоративном обучении и позволяет эффективно организовывать и осуществлять подготовку кадров в учебных центрах предприятий с учетом как специфики предприятия, так и требований профессиональных стандартов.


Библиографическая ссылка

Мичурова Н.Н., Мирошин Д.Г., Мичуров Н.С. КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОПЕРАТОРОВ СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32189 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674