Речевые нарушения препятствуют нормальному взаимодействию в социуме, обусловливают потерю профессиональных навыков, в случае утраты трудоспособности серьезно сказываются на бюджете пациента в связи с затратами на лечение. Также нарушения речи ограничивают или практически лишают возможности коммуникации как с родственниками, так и с медицинскими работниками, что снижает эффективность реабилитации. Также имеются данные о том, что постинсультные речевые расстройства могут приводить к депрессии [1].
Афазия (от греч. а – отрицательная частица; phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха [2, с. 39]. Инсульт головного мозга является наиболее частой причиной нарушения речи у пациентов. При острых нарушениях мозгового кровообращения афазия развивается у 25–30% больных. Согласно описанным в литературе данным, афазия является синдромом, приводящим к системным нарушениям на разных уровнях организации речи (фонетики, лексики, грамматики, семантики) [3, с. 21]. Нарушение когнитивных функций, в том числе и речи, связано с неблагоприятным прогнозом течения заболевания, возможностью увеличения риска летальных исходов, медленной реконвалесценции и большим риском развития депрессии у пациентов, перенесших инсульт [4, с. 414]. Больные, страдающие хронической афазией, не могут полноценно участвовать в общественной жизни, что приводит к значимым социальным и экономическим потерям для общества [5, с. 10; 6, с. 76].
В состав логопедической терапии афазии, развивающейся после инсульта, входит комплекс упражнений, направленных навосстановление различных функций речи. Согласно информационно-аналитическим исследованиям, логопедическая терапия, включающая различные виды занятий, снижает частоту афазии на2–12% втечение первогогода болезни в сравнении сострым периодом ишемического инсульта. Доказано, что на эффективность логопедической терапии влияет не столько выбор конкретной методики, сколько интенсивность и количество занятий [7, с. 443]. Терапевтическую эффективность оценивают на базе динамики показателей нейропсихологического, неврологического и нейровизуализационного обследования пациентов до и после курса лечения, применяя качественные и количественные показатели степени восстановления когнитивных функций (речевых и неречевых), оценку динамики восстановления двигательной и сенсорной функций, степени функциональной реабилитации пациентов [8]. Для установления динамики речевых когнитивных функций используют субтесты на доминантные вербальные, а также доминантные и субдоминантные невербальные функции по методике 10-балльной оценки высших психических функций и нейропсихологического синдромного анализа. Степень нарушения речи, оцененную по 10-балльной шкале, соотносят с баллами, определенными по результатам количественной оценки речи при афазии. Данная методика предлагает подробную шкалу от 0 до 280 баллов, характеризующую любые, даже минимальные изменения в восстановлении речевой функции пациента [9, с. 23]. Хорошая положительная динамика соответствует росту баллов на 10–15% от исходного уровня по речевым/неречевым субтестам, тогда как незначительными улучшения считаются при изменении балльной оценки до 5% от исходного уровня. Динамику тяжести неврологического дефицита, повседневной активности и инвалидизации пациентов оценивают с учетом данных тестирования по шкалам Национального института здоровья, индексу Бартел, модифицированной шкале Рэнкина [1].
Ученые отмечают различия между пациентами мужского и женского пола при терапии заболеваний сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, терапии рака и заболеваний печени, в области фармакотерапии и т.д. По мнению исследователей, подход к лечению, базирующийся на гендерных различиях, будет способствовать более эффективному лечению [10, с. 50].
До сих пор о гендерных различиях в лечении афазии известно недостаточно. Для оценки эффективности логопедических занятий с группами пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, на основе гендерных различий рационально предложить упрощенную шкалу, от 1 до 4 баллов.
Цель исследования: разработка методологических подходов к оценке эффективности логопедических занятий с группами пациентов, проходящих реабилитацию после острого нарушения мозгового кровообращения, на основе гендерных различий.
Материалы и методы исследования
На основании литературных данных были разработаны критерии оценки эффективности логопедических занятий. По разработанным критериям проведен анализ эффективности логопедических занятий у 20 пациентов мужского пола и 20 пациентов женского пола с грубой моторной афазией, отобранных методом случайной выборки. Оценка различий выполнения критериев эффективности занятий у пациентов мужского и женского пола проведена с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования были разработаны критерии эффективности логопедических занятий и предложена численная шкала их оценки (табл. 1).
Таблица 1
Критерии эффективности логопедических занятий и численная шкала их оценки
Критерий эффективности |
Шкала оценки |
Расшифровка
|
Мотивация к занятиям |
1 |
Полностью отказывается / пациент сам не может дать адекватный ответ из-за грубости речевых нарушений (не понимает вопроса) |
2 |
Мотивация от родственников |
|
3 |
Мотивация от логопеда |
|
4 |
Собственная мотивация |
|
Эффективность выполнения |
1 |
Не выполняет вообще |
2 |
Выполняет при подсказке логопеда (может отвечать верно (случайно угадать) или неверно при наличии выбора варианта ответа жестом или одним словом, без понимания сути вопроса) |
|
3 |
Выполняет самостоятельно (отвечает с выбором варианта ответа жестом или одним словом, с пониманием сути вопроса) |
|
4 |
Адекватный фразовый ответ |
|
Полученный от занятий результат |
1 |
Нет эффекта |
2 |
Есть только автоматизированная речь |
|
3 |
Есть диалоговая речь с ошибками |
|
4 |
Развернутая фразовая речь с ошибками |
Были проанализированы выписные эпикризы 20 мужчин и 20 женщин в возрастной категории от 60 до 80 лет за период 2000 по 2021 гг. Результаты по критерию «мотивация» представлены на рисунке 1.
А Б |
Рис. 1. Результаты оценки по критерию «мотивация» у пациентов мужского (А) и женского пола (Б)
Методом вычисления среднего арифметического уровня эффективности были выявлены средние баллы (оценочные коэффициенты) по критерию «мотивация» для пациентов отдельно мужского и женского пола. Округление проводили до первого знака после запятой.
Расчеты проводили по формуле:
Обнаружено, что для мужчин коэффициент мотивации составил 1,8; для женщин – 2,7, что в 1,5 раза выше.
Результаты по критерию «эффективность выполнения задания» для пациентов мужского и женского пола представлены на рисунке 2.
А Б |
Рис. 2. Результаты оценки по критерию «эффективность выполнения задания» у пациентов женского (А) и мужского (Б) пола
Обнаружено, что для мужчин коэффициент эффективности выполнений заданий составил 2,1; для женщин – 2,7, что приблизительно в 1,3 раза выше для женщин по сравнению с мужчинами.
Результаты по критерию «полученный от занятий результат» представлены на рисунке 3.
А Б |
Рис. 3. Результаты оценки по критерию «полученный от занятий результат» у пациентов женского (А) и мужского (Б) пола
Установлено, что для мужчин коэффициент полученного эффекта от занятий составил 2,3; для женщин – 3,1, что приблизительно в 1,3 раза выше для женщин по сравнению с мужчинами.
В таблице 2 представлены результаты по оценочным коэффициентам предложенных критериев.
Таблица 2
Оценочные коэффициенты критериев эффективности логопедических занятий
Критерий эффективности |
Значение оценочного коэффициента |
|
Пациенты женского пола |
Пациенты мужского пола |
|
Мотивация к занятиям |
2,7 |
1,8 |
Эффективность выполнения задания |
2,7 |
2,1 |
Полученный от занятий результат |
3,1 |
2,3 |
Данные таблицы 2 показывают, что мотивация к занятиям и полученный результат от занятий результат у пациентов женского пола выше, чем у мужчин. Однако эффективность выполнения занятий различается не сильно.
Далее для оценки значимости или незначимости выполнения критериев эффективности занятий у пациентов разных полов был проведен анализ с расчетом t-критерия Стьюдента. Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка различий выполнения критериев эффективности занятий у пациентов мужского и женского пола
Критерий оценки |
Оценка t-критерия (р≤0,05) |
||
Мотивация |
2,8 |
2,02 |
Различия значимы |
Эффективность выполнения задания |
2,1 |
Эмпирическое значение находится в зоне неопределенности |
|
Полученный от занятий результат |
2,9 |
Различия значимы |
Оценка с помощью t-критерия Стьюдента подтвердила, что эффективность выполнения задания у пациентов мужского и женского пола статистически не имеет различий, различия в мотивации и по полученным результатам значимы.
Заключение
1. Были предложены критерии оценки и шкала оценки эффективности логопедических занятий с группами пациентов на основе гендерных различий. Критерии оценки включали: мотивацию к занятиям, эффективность выполнения задания, полученный от занятий результат. Эффективность оценивалась по четырехбалльной шкале от 1 до 4.
2. Среди случайно выбранных пациентов разных полов обнаружено, что у лиц женского пола мотивация к занятиям и полученный результат выше, чем у мужчин. Однако эффективность выполнения заданий различается незначительно.
3. Проведена оценка различий выполнения критериев эффективности занятий у пациентов мужского и женского пола с помощью t-критерия Стьюдента, подтвердившая выводы, сделанные путем сравнения оценочных коэффициентов.
Библиографическая ссылка
Рыкова Н.В., Марахова А.И., Рыков С.Л. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ ПАЦИЕНТОВ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32183 (дата обращения: 15.01.2025).