Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пелихова А.В. 1
1 Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Статья посвящена актуальной научно-практической проблеме определения и обоснования педагогических условий реализации педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Рассматриваются теоретико-методологические аспекты организации оздоровления детей в системе дошкольного образования, задачи, перспектива и ожидаемые результаты. В статье уточняются понятие «здоровье» и «здоровьесбережение», раскрываются основные подходы к выделению данных понятий. Проводится анализ понятия «педагогическое сопровождение», рассмотрен метод психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка в образовании, определены задачи и методология педагогического сопровождения. Раскрываются основные особенности процессов педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, а также рассматриваются возможности использования метода педагогического сопровождения в здоровьесбережении детей. Целью статьи являются определение и обоснование педагогических условий, которые могут обеспечить эффективность процессов здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Дается обобщенная характеристика основных педагогических условий, приводятся некоторые примеры их реализации в дошкольной образовательной организации. Представлены возможности метода педагогического сопровождения в организации здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Результаты работы, выводы и определенные условия организации педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения детей дошкольного возраста могут быть востребованы специалистами в области образования.
здоровье; здоровьесбережение
педагогическое сопровождение
педагогические условия
дети дошкольного возраста
1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minobr74.ru/ (дата обращения 02.11.2022).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: с изм. на 26 июля 2019 г. // «Собрание законодательства РФ». 31.12.2012.N 53 (Ч. 1).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г 3 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 02.11.2022).
4. Козак Н.Г. Дефиниция «здоровье» в педагогической литературе: многообразие научных подходов к содержанию и составляющим // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-6. С. 1356-1359.
5. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов. М.: МПГУ, 2017. 147 с.
6. Смирнов Н.К. Задачи образовательных учреждений по охране здоровья подрастающего поколения // Непрерывное педагогическое образование. 2012. № 1. С. 160.
7. Егоров Б.Б. Экспериментальная физкультурно-оздоровительная работа в детском саду // Здоровье дошкольника. 2009. № 3. С. 12-14.
8. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления // Здоровье дошкольника. 2008. № 2. С. 2-6.
9. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. М.: Просвещение, 2017. 287 с.
10. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004. С. 280-287.
11. Шипицына Л.М., Казакова В.И., Жданова М.А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: Владос, 2017. 205 с.
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 02.11.2022).
13. Богомолова Л.В. Педагогическое сопровождение здоровьесохраняющих процессов в дошкольном и общеобразовательном учреждениях: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2006. 37 с.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий сохранения и укрепления физического и психологического здоровья ребенка и предполагает бережное отношение к здоровью и эмоциональному состоянию человека. Актуальность темы здоровьесбережения в образовании получила обоснование в большом количестве нормативно-правовых документах разного происхождения. Международное право определяет права ребенка на жизнь и здоровое развитие. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регламентирует гарантии со стороны государства права детей на охрану здоровья, отдых и оздоровление детей [1]. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержится статья, в которой перечислены основные положения охраны здоровья детей, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом [2]. Также мы ориентируемся на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором подчеркивается, что одной из приоритетных задач в образовании являются сохранение и укрепление здоровья детей [3]. Необходимы разработка и обоснование методов и средств, позволяющих оптимизировать процессы здоровьесбережения в образовании и удовлетворяющих современным социальным запросам.

Целью исследования было выявить педагогические условия, которые могут обеспечить результативность процесса педагогического сопровождения здоровьесбережения. Теоретическую значимость исследования составляет обоснование методов и особенностей процесса педагогического сопровождения здоровьесбережения детей в ДОУ.

Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, сопоставление, теоретический анализ педагогических идей. Анализировались труды педагогов и психологов, изучающих здоровьесберегающий подход в общем и в дошкольном образовании. Также проанализированы нормативно-правовые и законодательные материалы, регламентирующие вопросы охраны здоровья детей.

Результаты исследования и их обсуждение

Определяя терминологическую базу исследования, мы выявили, что тенденции современного образования, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, приводят к необходимости осмысления понятий «здоровье» и «здоровьесбережения» в науке. Н.Г. Козак в своем исследовании подчеркивает, что, несмотря на глубокую историю изучения, именно ситуация в конце ХХ – начале XXI вв. привела к обострению проблемы ухудшения здоровья населения. Проблема приняла глобальный масштаб, что способствовало междисциплинарному развитию наук: медицины, философии, педагогики, психологии и т.д. Здоровье рассматривается учеными как индивидуальная и общественная ценность, как система, которая постоянно развивается и меняется: в течение жизни человека, со сменой исторических эпох, социального строя, различных экономических и экологических условий [4].

Многочисленные исследования понятия «здоровья» систематизируются различными авторскими подходами. Представители аксиологического подхода, такие как В.А. Сластенин, О.В. Хухлаева, В.Е. Цибулникова, рассматривают здоровье как важную человеческую ценность. Акмеологический подход представляют такие авторы, как А.А. Бодалев и Т.Г. Ганжин, полагающие, что здоровье – это основное условие актуализации высших возможностей человека. Биосоциальный подход и его представители, такие как Н.А. Лебедев, Н.М. Амосов, Т. Г. Зенкова, делают акцент на взаимодействии двух систем – организма человека и социальной системы (общества). Оптимальным для нашей работы выступает здоровьесберегающий подход. Так, в рамках данного подхода здоровье трактуется как активный процесс жизнедеятельности, обеспечивающийся здоровым образом жизни. Акцент делается на субъектной позиции, собственной активности человека в достижении и формировании собственного здоровья. К данному подходу можно отнести работы И.И. Меснико, Е.А. Леванова, О.А. Шклярова и др. [5]. Таким обозом, анализируя существующие подходы к определению понятия «здоровье», мы можем констатировать, что, несмотря на большое число исследований, существующих в научном мире, до сих пор не выработано общепринятого единого определения категории «здоровье».

Внедрение понятие «здоровьесбережение» обусловлено социальной необходимостью создания условий для детей, обеспечивающих их физическое, психологическое здоровье, адаптацию. Исследования Н.К. Смирнова подтверждают, что качество образования не может рассматриваться вне контекста охраны здоровья, а важной характеристикой образования является совокупность применяемых современных здоровьесберегающих технологий, основанных на знании психолого-педагогических и физиологических особенностей развития ребенка. Различные педагогические технологии можно оценивать с позиций здоровьесбережения, принимая во внимание, насколько при их реализации выполняется задача сохранения здоровья всех участников образовательного процесса [6]. Проводя анализ психолого-педагогической литературы, следует отметить существование большого количества работ, посвященных здоровьесбережению, на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего.

По мнению Б.Б. Егорова, современная система дошкольного образования не создает условий для решения здоровьесберегающих задач, так как оздоровительная и образовательная работа, как правило, проводятся параллельно и содержательно мало связаны друг с другом. Автор приходит к выводу, что специфика предмета исследования, т.е. здоровья, такова, что предполагает возможность в процессе физкультурно-оздоровительной работы решать и лечебно-профилактические, и воспитательно-образовательные задачи. Таким образом, решению вопроса сохранения здоровья детей может способствовать создание таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и педагогические направления работы с детьми изначально будут заданы в органичном единстве [7].

Мы также поддерживаем утверждение В.Т. Кудрявцева о том, что оздоровление следует понимать не как комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а как объединение форм раскрытия и развития психофизиологических ресурсов детей. Мы предполагаем, что данная задача может быть решена, а эффективность оздоровительной работы может быть повышена при использовании стратегии педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения [8].

В современной научной литературе изучена и раскрыта концепция медико-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе, представлен метод сопровождения, включающий планирование, диагностику, консультирование, разработаны организационные основы службы сопровождения. Педагогическое сопровождение также трактовалось как новая образовательная технология такими авторами, как Е.А.Александрова, И.А. Липский, Л.М. Шипицына, В.И. Казакова, М.А. Жданова и др. [9, 10, 11]. Несмотря на большое количество работ, большинство исследова­телей подчеркивают, что феномен педагогического сопровождения сегодня еще требует осознания в теории и практике на всех ступенях образования.

В научных работах сопровождение определяется как взаимодействие, а именно педагогическое сопровождение – как его разновидность, выражающая регулируемую сторону процесса развития ребенка в структуре социальных взаимоотношений и педагогического взаимодействия [10, 2]. При этом педагогическое сопровождение может трактоваться как деятельность, процесс, система. Педагогическое сопровождение процессов здоровьесбережения в ДОУ имеет свои специфические черты. Большинство авторов изучали процесс педагогического сопровождения студентов и школьников. Мы выявили некоторый недостаток исследований педагогического сопровождения дошкольников. Дошкольный возраст – особо значимый этап в развитии личности человека, когда определяется и формируется основа физического и психологического здоровья, что в дальнейшем создает условия для развития психических функций, актуализации всех способностей ребенка и будущей успешной социализации.

Мы предполагаем, что именно в дошкольном образовании метод педагогического сопровождения оказывается достаточно эффективен, так как здесь особое место занимает возможность индивидуализации данного вида работы, которая заключается в создании необходимых условий в зависимости от особенностей здоровья и развития ребенка, в совместных усилиях педагога, родителей и ребенка по сохранению и укреплению здоровья детей. Отметим также, что важность подготовки педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья детей, а также организации психологически комфортной и безопасной образовательной среды, поддержки эмоционального благополучия определяется современным профессиональным стандартом педагога [12].

Л.В. Богомолова понимает педагогическое сопровождение здоровьесбережения как особое комплексное, циклически непосредственное и опосредованное воздействие педагога и образовательной среды. Успешность протекания процесса педагогического сопровождения здоровьесбережения зависит от учета возрастных психофизических особенностей воспитанников. Автор также подчеркивает, что, по сути, система педагогического сопровождения здоровьесбережения как процесса мультидисциплинарна, поскольку осуществляется на протяжении всех периодов детства, распространяется на все стороны развивающей среды, различные степени взаимодействия и сотрудничества в дошкольных и общеобразовательных организациях различных видов. Процесс педагогического сопровождения здоровьесохраняющих процессов может быть реализован в дошкольных и общеобразовательных учреждениях как система специально организованных видов педагогической деятельности сферы социопсихологического обслуживания различных субъектов образовательного права: реабилитологического, педагогико-терапевтического и дифференцированного. Представляется перспективным, что используются не столько ресурсы массовых оздоровительных мероприятий, сколько системных здоровьесохраняющих последовательностей в сотрудничестве всех специалистов дошкольной или общеобразовательной организации друг с другом, с детьми и их родителями – первыми педагогами [13].

Оптимальной реализации педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения будут способствовать ценностная ориентация на формирование мотивации здорового образа жизни, а также развитие активности и осознанности детей как субъектов процесса здоровьесбережения.

Мы предполагаем, что эффективность процесса здоровьесбережения в ДОУ будет повышена при применении следующих педагогических условий:

– взаимная обусловленность процесса: работа педагога по организации условий, способствующих сохранению здоровья, сочетается с возможностями для самоорганизации и самореализации ребенка;

– постоянно осуществляемая в ходе образовательного процесса мотивация здорового образа жизни; ориентация на спортивный досуг и совместный активный отдых, в том числе семейный;

– освоение конкретных способов деятельности, направленных на формирование и поддержание здоровья (физических упражнений, дыхательных гимнастик, элементов самомассажа), и т.д.;

– стимулирование самостоятельной двигательной активности детей, мотивация самостоятельности при осуществлении режимных мероприятий;

– предоставление детям инициативы самостоятельно определять средства и способы действий по обеспечению здоровья в некоторых игровых ситуациях;

– совершенствование профессиональной компетентности педагогов в сфере оздоровления и формирования культуры здоровья.

Особенность предложенных педагогических условий состоит в том, что они позволяют организационно и содержательно преобразовать взаимодействие педагога и детей, активизировать самостоятельность ребенка. В практике работы дошкольных образовательных организаций предложенные педагогические условия могут быть реализованы в различных видах детской деятельности, прежде всего в игровой и самостоятельной двигательной как наиболее естественных для детей дошкольного возраста. К примеру, на прогулке создаются большие возможности для организации подвижных игр, самостоятельного выбора детьми игры, ее сложности и уровня подвижности, ролей и партнеров по игровой деятельности. Таким способом не только развиваются самостоятельность и способность к организованному взаимодействию в коллективе сверстников, но и формируются интерес ипотребности детей в физкультуре иактивномотдыхе.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание уделяется организации соответствующей здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды, использованию физкультурных пособий и оборудования для проведения подвижныхигриоздоровительныхупражнений. Активное включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий помогает детям дошкольного возраста овладевать простейшими приемами снятия напряжения, например упражнениями для релаксации, динамическими паузами различного характера, упражнениями, направленными на снятие зрительного утомления. Педагоги поощряют самостоятельность в выполнении режимных гигиенических процедур. Реализация подобных условий невозможна без формирования у детей дошкольного возраста осмысленного отношения к здоровью и необходимых базовых знаний о здоровом образе жизни. Возможными видами работы с детьми дошкольного возраста по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни могут быть просветительские занятия, досуги, участие в проектной деятельности, режимные мероприятия, спортивные развлечения и праздники. Показателями сформированного позитивного отношения могут выступать проявляющийся интерес к темам здоровья, безопасности, физкультуры и спорта, положительная мотивация к выполнению заданий. Мы можем наблюдать, что ребенок начинает понимать, что здоровье человека во многом зависит от личных усилий, т.е. ощущать себя субъектом здоровьесозидательной деятельности. Ожидаемые результаты могут быть подтверждены данными педагогической диагностики. Мы предлагаем использование следующих диагностических методик: опросник В.А. Деркуской «Неоконченные предложения», опросники: «Мотивация здорового образа жизни», «Здоровый человек», «Человеческий организм», а также методика И.М. Новиковой «Проблемные ситуации». Данные методики позволяют сделать вывод о наличии у детей дошкольного возраста базовых знаний о человеческом организме и здоровье, мотивации на ведение здорового образа жизни, имеющихся личностно и социально значимых способах деятельности, умений и навыков, направленных на поддержание здоровья.

Заключение

Таким образом, можно предположить, что использование метода педагогического сопровождения способно стать эффективным в организации целостного здоровьесберегающего процесса. Система педагогического сопровождения характеризуется открытостью и гибкостью, а также индивидуальным подходом, заложенном в сам формат взаимодействия участников образовательных отношений. Реализация педагогического сопровождения детей в организованном образовательном процессе дошкольной образовательной организации может способствовать как сохранению здоровья, так и формированию сознательного отношения к здоровью как приоритетной жизненной ценности, осмыслению социальных установок культуры здоровья, внедрению психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.


Библиографическая ссылка

Пелихова А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32181 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674