Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Алексеенко Е.В. 1 Гешко О.А. 1 Романова А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
На рынке образовательных услуг наблюдается достаточно широкое внедрение предпринимательских начал. Однако в каждом конкретном случае речь идет о совершенно разных направлениях и видах деятельности. В статье обозначена актуальность проблемы в наполнении содержанием понятия «образовательное предпринимательство», представлены результаты сравнительного анализа понятий и определений в области образовательного предпринимательства на основе изучения зарубежного и отечественного опыта. Проанализированы мнения разных авторов, выявлены принципиальные особенности образовательного предпринимательства исходя из понимания ведущей деятельности. В результате анализа терминологического аппарата и изучения различных подходов к пониманию содержания понятия «образовательное предпринимательство» было предложено более полное определение, учитывающее специфику деятельности высшего учебного заведения, а также потенциал вуза относительно профессорско-преподавательского и административного составов. Также обозначены некоторые аспекты проблемы формирования предпринимательских компетенций в высших учебных заведениях на основе проведенного исследования инфраструктуры образовательного предпринимательства в 43 вузах. По результатам исследования выявлено отсутствие единых подходов к реализации идей образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях, отсутствие единых программ в области образовательного предпринимательства. Более того, в понимании конечного продукта образовательного предпринимательства также нет единого мнения. В одних случаях это образовательная услуга, в других – компетенция.
образовательное предпринимательство
обучение предпринимательству
предпринимательские компетенции
деятельность вуза
1. Moberg K., Stenberg E., Vestergaard L. Impact of entrepreneurship education in Denmark. The Danish Foundation for Entrepreneurship. Young Enterprise, Odense, 2012. 92 p.
2. Коротков А.В., Зобнина М.Р. Предпринимательское образование: определение и классификация // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75). С. 290-295.
3. European Commission. Entrepreneurship education: a road to success. European Commission. Publications Office of the European Union, 2015. 115 p.
4. Valerio A., Parton B., Robb A. Entrepreneurship Education and Training Programs around the World. The World Bank, 2014. 287 p.
5. Кузьмина М.Н., Сырбу А.Н. Направления, проблемы и перспективы развития предпринимательства в сфере образования Российской Федерации // Грани познания. 2018. № 5 (58). С. 57-60.
6. Геращенко И.П., Алексеенко Е.В., Романова А.Н.Методика оценки эффективности системы образовательного предпринимательства в вузах // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31994 (дата обращения: 23.10.2022).
7. Зобнина М., Коротков А., Рожков А. Структура, вызовы и возможности развития предпринимательского образования в российских университетах // Форсайт. 2019. Т. 13. № 4. С. 69-81.

Важнейшим драйвером современной экономики является предпринимательская деятельность благодаря ее основным характеристикам. Инициативность, самостоятельность, систематичность, новаторство и риск определяют предпринимательскую деятельность как инновационную деятельность, способствующую повышению конкурентоспособности организации на рынке.

Современная социально-экономическая ситуация в стране требует оперативного включения предпринимательского потенциала развития, носителем которого является молодежь. Одним из ведущих направлений развития служит молодежное предпринимательство, поскольку сегодня наблюдается потребность общества в инициативной, целеустремленной молодежи, способной участвовать в активной предпринимательской деятельности, а также способной создавать и реализовывать инновационные идеи и проекты в стране и в ее отдельных регионах. Формированию такого потенциала молодежи способствует деятельность высших учебных заведений, направленная на формирование предпринимательских компетенций. Особенностями образовательного процесса в области предпринимательства являются динамичность и подверженность изменениям благодаря влиянию таких внешних факторов, как изменение в экономической и политической ситуации, рост и активное развитие социальных сетей и др.

Образовательные организации испытывают потребность в таких образовательных продуктах и услугах, благодаря которым будет не только развиваться и совершенствоваться образовательный процесс, но и будут снижены расходы на содержание организации. Возникает вопрос относительно того, кто будет заниматься этой деятельностью – студенты или преподаватели? Любая образовательная организация заинтересована в сотрудниках, которые не только являются профессионалами в организации учебного процесса, но и владеют компетенциями в области экономики, права и менеджмента. Безусловно, ведущую роль в этом играет педагог, деятельность которого направлена на формирование предпринимательских компетенций у обучающихся. Комплексное формирование этих компетенций у студентов высших учебных заведений дает возможность им стать специалистами в области проектирования, реализации и продвижения образовательных продуктов и услуг. Образовательные программы, направленные на формирование компетенций в сфере образовательного предпринимательства, – относительно новое явление в системе образования. Отсутствие единых подходов и программ в этом направлении обусловило проведение исследования в области организации образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях.

Цель исследования. Провести сравнительный анализ понятий в области образовательного предпринимательства, выявить основные подходы к определению понятия «образовательное предпринимательство», сформулировать проблемы и дать оценку перспективам образовательного предпринимательства в организации деятельности высших учебных заведений.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования является образовательное предпринимательство как область знания. Для изучения проблемных вопросов в области теории и практики образовательного предпринимательства применялись такие методы исследования, как анкетирование и опрос представителей вузов, занимающихся вопросами практики образовательного предпринимательства, метод сравнения в области подходов к пониманию терминов и определений. Анализ научных и учебно-методических материалов послужил информационной базой исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день существуют различные определения понятия «образовательное предпринимательство», при этом общепризнанное определение отсутствует. Безусловно, это затрудняет организацию работы в данной области. Приведем лишь некоторые подходы к определению терминов и понятий в сфере образовательного предпринимательства.

В зарубежной практике в качестве аналога термина «образовательное предпринимательство» чаще всего используется термин «entrepreneurship education». Датский фонд предпринимательства в своей трактовке акцентирует внимание на организационно-педагогических условиях образования, благодаря которым у студентов появляется мотивация, в результате чего они становятся предприимчивыми и способными принимать участие в создании своего дела [1].

В ряде европейских стран (Англии и др.) для обозначения образовательного предпринимательства используются такие термины, как «enterprise education» и «entrepreneurship education», трактовка которых очень широка. Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что в первом случае речь идет о возможности применения навыков на практике, а во втором – о желании генерировать и реализовывать идеи, используя возможности, которые помогают им быть успешными и позитивными не только в работе, но и в жизни в целом. В обоих определениях присутствует такая составляющая, как развитие навыков и личных качеств, что способствует реализации потенциала молодежи.

В Швеции наиболее часто применяется похожий термин «entrepreneurial learning», который используется для обозначения более конкретной деятельности, в частности связанной с организацией своего бизнеса и переходом к самозанятости. Специалистами из США еще в 2000 г. было предложено использовать термин «entrepreneurial education», который в настоящее время в зарубежной практике применяется достаточно активно.

Также интерес вызывает определение образовательного предпринимательства, сформулированное Юго-восточным европейским центром образовательного предпринимательства, который определяет образовательное предпринимательство как единую концепцию, включающую в себя такие структурные элементы, как предпринимательский стиль мышления, развитие отдельных качеств личности, базовые принципы эффективности.

При использовании данного термина Европейский Фонд образования акцентирует внимание на формах организации учебного процесса, способствующих как формированию предпринимательского духа у молодежи, так и мотивации на достижение коммерческого успеха. Несмотря на схожесть понятий «entrepreneurship education» и «entrepreneurial learning», разница очевидна. «Еntrepreneurship education» предполагает организацию самого процесса передачи знаний, использование при этом всего многообразия форм и методов обучения. «Еntrepreneurial learning» в большей степени ориентирует на понимание образовательного предпринимательства через формирование новых компетенций и мотивации обучающихся к изучению и познанию чего-то нового.

Большая часть зарубежных специалистов в области образовательного предпринимательства используют в своей практике понятие «entrepreneurship education» и понимают под ним все мероприятия, направленные на содействие развитию предпринимательского склада ума, умений и навыков и охватывающие широкий круг аспектов, таких как генерация идеи, запуск, развитие бизнеса и инновации [2]. Главной задачей образовательного предпринимательства исходя из данного определения является использование особенностей образовательного процесса для развития у студентов таких качеств, как инициативность и уверенность в собственных предпринимательских способностях. Программы обучения в контексте данного определения образовательного предпринимательства направлены на организацию собственного бизнеса через использование практико-ориентированного подхода.

За последние несколько лет в Европейском союзе была проведена масштабная работа по уточнению определения понятия «образовательное предпринимательство». Результатом этой работы стало включение в определение таких составляющих, как «инициативность» и «предприимчивость», через которые и формируется предпринимательская компетенция, предполагающая способность студентов преобразовывать предпринимательские идеи в конкретные действия. Кроме того, особенностью данной компетенции являются такие составляющие, как способность инициировать, планировать, реализовывать и управлять проектом для достижения предпринимательских целей.

Работа по корректировке понятия «образовательное предпринимательство» продолжилась на уровне взаимодействия представителей европейских стран и членов международных организаций в 2012 г. Главным в обновленном определении является включение в него такого определения, как «развитие навыков и мышления учащихся». Именно эти навыки, по мнению специалистов, будут способствовать реализации креативных идей в сфере предпринимательства [2].

Однако, несмотря на то, что соглашение было достигнуто большинством участников, в 2015 г. в отчете Европейской комиссии по результатам исследования сферы образовательного предпринимательства было предложено новое определение, заметно более широкое, чем прежнее [3]: «entrepreneurship education – все образовательные активности, которые нацелены на подготовку людей быть ответственными, предприимчивыми людьми, у которых есть навыки, знания и взгляды, необходимые им для достижения целей, которые они установили для себя, чтобы жить полноценной жизнью».

Таким образом, исходя из обозначенных определений образовательного предпринимательства, сформулированных международными организациями и Европейской комиссией, можно сделать вывод, что наиболее популярным и общепризнанным термином для определения понятия образовательного предпринимательства является «entrepreneurship education» [4]. Однако до настоящего времени единого определения данного термина нет.

В то же время, анализируя представленные определения, можно выделить некоторые общие черты и закономерности в формулировках понятия «образовательное предпринимательство»:

– для большей части определений характерно включение понятия «предпринимательский склад ума или стиль мышления», относительно трактовки которого нет общего мнения;

– одним из структурных элементов понятия «образовательное предпринимательство» являются организация, участие или реализация мероприятия по предпринимательству, но отсутствие единых требований и организационных условий к их проведению вносят существенное разнообразие относительно выбора оценки эффективности участия в этих мероприятиях;

– широкое и узкое определение понятия «образовательное предпринимательство». В первом случае внимание акцентируется на создании новой компании как результата деятельности, а во втором – на создании условий, которые будут способствовать не только инициативности в области предпринимательства, но и личностному развитию.

Отечественные специалисты при трактовке понятия «образовательное предпринимательство» в большей степени ориентируются на экономическую составляющую и акцентируют внимание на достижении социально-экономического эффекта [5]. В то же время в большинстве трактовок одной из характеристик образовательного предпринимательства является склонность к творческому, инновационному и созидательному процессу.

Исходя из анализа представленных подходов к определению понятия образовательного предпринимательства, мы под образовательным предпринимательством понимаем деятельность университета, направленную на выявление склонности студентов к предпринимательской деятельности, формирование и развитие предпринимательских компетенций обучающихся, вовлечение в предпринимательскую деятельность студентов и преподавателей, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса [6].

Относительно единого мнения к наполнению содержанием понятия «образовательное предпринимательство» наблюдается аналогичная ситуация – на данный момент в международном профессиональном сообществе нет единой общепризнанной программы, направленной на формирование предпринимательских компетенций [7]. Все многообразие образовательных программ по предпринимательству делится на три направления:

– о предпринимательстве;

– для предпринимательства;

– с помощью предпринимательства.

При организации обучения по схеме «о предпринимательстве», которой придерживается большинство классических вузов, у студентов формируется понимание предпринимательской деятельности с точки зрения ее теоретических основ. Именно поэтому данное направление чаще называют теоретическим подходом в обучении предпринимательству. Формирование у начинающих предпринимателей профессиональных компетенций, необходимых для организации предпринимательской деятельности, реализуется при обучении «для предпринимательства». Данный подход можно определить как профессионально ориентированный. Наиболее эффективным с точки зрения практико-ориентированности является третий подход, который предполагает непосредственное участие студентов в реальной предпринимательской деятельности при организации практической подготовки. При реализации того или иного подхода необходимо также учитывать специфику подготовки в вузе. Реализация идей образовательного предпринимательства будет существенно отличаться в педагогических, классических и технических вузах, что обусловлено особенностями организации учебного процесса и содержанием основной профессиональной образовательной программы.

Эти факторы оказывают существенное влияние и на выбор траектории процесса обучения в области образовательного предпринимательства. В качестве одного из вариантов такой траектории можно привести пример становления предпринимателя – от знакомства и получения первичных навыков ведения бизнеса до оформления собственной бизнес-идеи и решения проблем в бизнесе, как это предлагает Консорциум по предпринимательскому образованию (США) [2].

Отсутствие единых подходов к пониманию образовательного предпринимательства в международной и отечественной теории не могло не найти отражения в практике. В качестве примера приведем результаты исследования, которое было проведено в 2022 г. с целью изучения подходов и направлений реализации образовательного предпринимательства в высших учебных заведениях нашей страны. Согласно результатам проведенного исследования, в котором приняли участие 43 высших учебных заведения, образовательное предпринимательство в них реализуется по следующим направлениям:

– участие или проведение отдельных мероприятий по предпринимательству, которые не всегда носят системный характер и не учитывают специфику подготовки в том или ином вузе;

– включение в учебный план учебного курса, направленного на формирование предпринимательских компетенций (чаще всего факультатива или курса дополнительного образования);

– сотрудничество вузов с центрами поддержки предпринимательства и региональными бизнес-инкубаторами с целью организации практической подготовки студентов на их базе.

Данные направления лишь опосредованно предполагают у студентов формирование таких составляющих предпринимательской компетенции, как инициативность и предприимчивость. К сожалению, в подавляющем большинстве вузов, принявших участие в опросе, деятельность, направленная на формирование и управление активностью студенческих предпринимательских инициатив, не реализуется. И это не удивительно, поскольку лишь 18,6% опрошенных считают, что развитие образовательного предпринимательства в вузе является важной составляющей. Также 48,8% отмечают отсутствие финансируемых научных и инновационных проектов в области образовательного предпринимательства. Тем не менее некоторый оптимизм внушают 44% респондентов, которые считают развитие образовательного предпринимательства важным, но не полагают это целью процесса обучения в вузе.

Заключение. Как показывает практика, образовательное предпринимательство в настоящее время достаточно уверенно занимает позиции в международных исследованиях. Более того, государственные стратегии и стратегии отдельных высших учебных заведений включают в себя показатели, достигаемые благодаря реализации основных направлений в области образовательного предпринимательства. Поскольку в настоящее время нет общепризнанного определения понятия «образовательное предпринимательство», каждая образовательная организация вкладывает свое понимание в данный термин, что подтверждается исследованием, проведенным ФГБОУ ВО ОмГПУ в 2022 г. В результате данного исследования, а также изучения зарубежного и отечественного опыта была предложена формулировка понятия «образовательное предпринимательство», учитывающая многоаспектность данного понятия. В перспективе планируется расширение работы в данном направлении по изучению инфраструктуры образовательного предпринимательства на базе высшего учебного заведения.


Библиографическая ссылка

Алексеенко Е.В., Гешко О.А., Романова А.Н. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВУЗАХ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32176 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674