Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОСОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ОМСКОГО РЕГИОНА

Кравченко Н.В. 1
1 Омский автобронетанковый инженерный институт филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии Хрулева А.В.» Министерства обороны РФ
Актуальность проблематики развития детского общественного движения остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. Цель исследования – изучить состояние детского общественного движения просоциальной направленности Омского региона. В статье отражены особенности развития детского общественного движения просоциальной направленности Омского региона, представлены сравнительный анализ основных направлений деятельности детского общественного движения региона в 2010 и 2021 гг., сравнительный анализ численности участников детских общественных организаций, имеющих статус юридического лица. В статье обозначены основные трудности развития современного детского общественного движения, подчеркивается необходимость подготовки руководящих кадров современного детского движения, проводится анализ предпринимаемых мер решения кадрового вопроса. Автором отмечен положительный опыт реализации образовательной программы «Подготовка к взаимодействию с детскими общественными объединениями», направленной на развитие кадрового потенциала в области детского движения региона в рамках реализации Указа Президента В.В. Путина «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации “Российское движение школьников”». Область применения результатов исследования: детские общественные организации, общеобразовательные организации, социальные центры, Министерство по делам молодежи и департаменты молодежной политики, организации дополнительного образования.
детское общественное движение
детская общественная организация
просоциальная направленность детского движения
российское движение школьников
первичные отделения рдш
участники детского движения
члены детских общественных объединений
подготовка руководящих кадров детского движения
1. Мартынова В.Ф., Попович Н.В. Детское общественное движение: история и современность: учеб. пособие. Омск: ОмГПУ, 2009. 192 с.
2. Мартынова В.Ф., Соломатин Д.В. Многофакторный анализ в педагогике на примере исследования детской общественной организации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2021. № 2 (31). С. 169-175. DOI: 10.36809/2309-9380-2021-31-169-175.
3. Мартынова В.Ф., Петрусевич А.А., Кравченко Н.В. Взаимодействие педагога с детскими и молодежными объединениями: учеб. пособие. Омск: ОмГПУ, 2015. 224 с.
4. Мартынова В.Ф. Ценностные ориентиры детского и молодежного общественного движения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Научный журнал. 2017. № 30. С. 94-97. DOI: 10.172 3 8/188п1998-5320.2017.30.94.
5. Мартынова В.Ф., Хилько Н.Ф. Взаимодействие учреждений образования и культуры в пространстве детских и молодежных творческих организаций малых городов Омской области в конце XX – начале XXI вв. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. Научный журнал. 2019. № 1 (22). С. 137-139.
6. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения: 20.09.2022).

Анализ ситуации, сложившейся в современном обществе, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к воспитанию подрастающего поколения ведет к самым негативным результатам. В настоящее время на первый план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения [1]. Значимая роль в воспитания такой личности отводится созданию адаптивного, поликультурного, полиобразовательного пространства.

Примером организации такого пространства является детское общественное движение. Вовлечение подрастающего поколения в практику глобального, регионального и локального развития общества, развитие культуры общения и взаимодействия, правовой, медиаграмотности, волонтерской деятельности – задачи современных детских общественных организаций просоциальной направленности. В своем исследовании мы придерживаемся следующей трактовки понятия «просоциальная направленность» детского движения – созидательная, общественно значимая деятельность, направленная на благо личности, общества и окружающей среды.

Детское движение Омского региона объединяет не только детские общественные организации просоциальной направленности. В него входят и стихийно возникающие организации неформального характера, объединяющие подростков, являющихся представителями определенных, стабильно существующих и не теряющих своей популярности субкультур. Изучение проблемы социализации подростков в условиях субкультур требует особого исследования, так как субкультуры оказывают огромное влияние на подрастающее поколение и могут стать серьезным барьером его позитивной социализации.

Цель исследования – изучить состояние детского общественного движения просоциальной направленности Омского региона.

Материалы и методы исследования. Для раскрытия актуальности заявленной темы исследования мы опирались на общенаучные обобщенные методы анализа: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы и трудов исследователей детского общественного движения, сравнительно-сопоставительный анализ направлений деятельности детских общественных объединений Омской области, анализ подготовки руководящих кадров детского общественного движения просоциальной направленности [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Детское общественное движение просоциальной направленности как социокультурный феномен, имеющий в нашей стране богатое историческое развитие, требует осмысления и дальнейшего научного изучения. Советскими и российскими учеными проводились разносторонние исследования различных аспектов детского движения в нашей стране. Деятельность детских общественных организация являлась предметом изучения ряда ученых (К.Д. Радина, Е.В. Титова, С.А. Маврин, В.Ф. Мартынова, А.А. Петрусевич, Н.В. Кравченко и др.) [1, 3]. Выявлению основных трендов и перспектив деятельности детского общественного движения посвящены исследования авторов учебных пособий, а также научные труды.

Обозначим отдельные аспекты, требующие современного изучения на региональном уровне, среди которых: обобщение опыта многолетней деятельности руководителей детских общественных объединений, изучение закономерностей развития детского общественного движения в настоящее время и мотивов проявления социальной активности подростками, социальные процессы, влияющие на модернизацию современного детского движения.

Изменение подходов к объединению подростков в детское движение назревало исторически. Единообразие, глобализм, монополизм и массовый охват детей деятельностью единственной организации без учета их интересов и потребностей стали губительны для Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина – института социального воспитания, регулируемого государством. На смену пионерии на новых основаниях стали развиваться детские общественные организации разнообразные по своему статусу, масштабу, направленности, совокупность деятельности которых объединяется общим понятием «детское общественное движение» [1, с. 55].

Начиная с 1990-х гг. в Омском регионе накоплен богатый результативный опыт деятельности детских общественных организаций – объединений, созданных с целью реализации инициативы на принципах добровольности и самоуправления, как имеющих статус юридического лица, так и действующих без него [1, с. 121]. Руководителями, идейными вдохновителями детских общественных организаций стали лидеры, бывшие в годы юности комсомольцами, испытывающие потребность в социальной активности, стремление принести пользу обществу, обладающие необходимыми для создания детской общественной организации компетенциями. Формирование государственной молодежной политики, создание нормативно-правовой базы деятельности и государственной поддержки позволили получить целый спектр разнообразных детских общественных организаций, имеющих собственную программу, символику, традиции [4].

В Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области по состоянию на 01.01.2010 г. зарегистрировано 39 детских общественных организаций, направления деятельности которых разнообразны: творческое развитие личности, организация досуга, здорового образа жизни, милосердие, патриотическое и гражданское воспитание. Базой их расположения являлись общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования, образовательные учреждения начального профессионального образования, подростковые клубы по месту жительства. Яркими представителями детских общественных организаций региона, располагающихся на территории города, стали: Омская детская общественная организация «Будущее России» – член Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПОФДО), Детско-юношеская общественная организация «Экологический центр», городская детская общественная организация «Скаутский отряд “Дискавери”», Омская региональная общественная организация «Арктур» и многие другие. Из 39 детских общественных организаций, имеющих статус юридического лица, областные – районные детские организации Седельниковского, Оконешниковского, Тарского, Азовского, Марьяновского муниципальных районов. Однако в регионе активно осуществляли свою деятельность детские общественные организации, не имеющие юридической регистрации.

По данным Министерства юстиции Омской области, на 31.12.2021 г. имеют статус юридического лица 38 детских общественных организаций. Сравнительный количественный анализ численности детских общественных организаций практически отличается (40 – на 31.12.2010 г. и 31 – на 31.12.2021 г.) (https://clck.ru/h7N3Z). Сравнение детских общественных организаций по качественному показателю «Направления деятельности» также показывает ряд существенных отличий (рис. 1).

Рис. 1. Основные направления деятельности детских общественных организаций Омского региона, имеющих статус юридического лица

Современное детское общественное движение представлено новыми направлениями деятельности просоциальной направленности: социальные инициативы – 7 детских общественных объединений, здоровый образ жизни – 2, техническое направление – 1. Значительно снизилось количество детских объединений спортивно-туристического и творческого направлений. Увеличилось количество организаций военно-патриотического направления.

Статус юридического лица позволяет руководителям зарегистрированных детских общественных организаций получать государственную поддержку, участвуя в грантах различных фондов. Однако детские общественные организации просоциальной направленности, имеющие статус юридического лица, – лишь малая часть организаций, действующих на территории Омского региона. Большая часть организаций действовали без официального статуса и имели меньше возможностей и ограниченный объем деятельности.

Несмотря на позитивную и значимую роль в воспитании подростков, детское общественное движение Омского региона испытывало определенные характерные трудности в своем качественном развитии:

- изменение социально-экономической ситуации, что вызывало необходимость переосмысления взглядов на цели и задачи детских общественных организаций;

- отсутствие государственной системы централизованной подготовки руководящих квалифицированных кадров, лидеров детского общественного движения (подготовки специалистов по детскому движению в организациях профессионального образования страны, в том числе упразднение должности «старший вожатый» в общеобразовательных организациях). Каждая организация самостоятельно решала это проблему на основе традиций, специфики своей работы, теоретико-методических и практико-ориентированных подходов к использованию в общественной практике технологий подготовки руководителей, имеющихся вариантов освоения подростками форм развития лидерских качеств [5];

- отсутствие системы обобщения и распространения накопленного исторического опыта работы руководящих кадров детского общественного движения, необходимость его осмысления на региональном уровне и поиска дальнейших путей совершенствования и развития детского общественного движения.

Вышеперечисленные трудности побудили представителей государственных структур и руководителей детских общественных организаций искать новый подход к детскому общественному движению как социально-педагогической системе с опорой на научно обоснованные средства обеспечения данной системы. Вариантом выхода из кризиса в детском движении, совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения стало создание при Федеральном агентстве по делам молодежи по Указу Президента Российской Федерации № 536 от 29.10.2015 г. Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [6], объединяющей детские общественные организации просоциальной направленности всех направлений и форм. Первая научно-общественная дискуссия о том, какой должна быть новая государственная организация, состоялась 19.05.2016 г.

В каждом регионе Российской Федерации созданы и функционируют региональные отделения Российского движения школьников (далее – РДШ), которые занимаются организацией работы детских общественных организаций на территории 85 субъектов страны. Старт работе РДШ дан на торжественных линейках, посвященных Дню знаний, 1 сентября 2016 г., что определило возможность развивать деятельность на базах общеобразовательных организаций под единым флагом. Новый образовательный контент, разнообразие образовательных программ, современные направления привлекательны для подрастающего поколения, помогают объединить усилия педагогического сообщества для решения приоритетных задач:

- оказания помощи в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе;

- создания условий для расширения опыта взаимодействия и общения;

- формирования гражданской, патриотической позиции возможностями детского коллектива;

- обучения выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности.

В сентябре 2016 г. в Омском регионе определены 10 пилотных школ для реализации проектов и программ РДШ. К концу 2016 г. к деятельности пилотных школ присоединились еще 6 общеобразовательных организаций города Омска и области. В марте 2017 г. 16 общеобразовательных организаций включились в реализацию программ и проектов РДШ. К началу 2017 г. количество общеобразовательных организаций увеличилось до 263 (39% от общего числа общеобразовательных учреждений в Омском регионе).

Процесс создания первичных отделений РДШ – организаций, созданных на базе общеобразовательных организаций, в состав которых вошли все имеющиеся (волонтерские отряды, клубы и другие формы) организации детской общественной инициативы.

Динамика роста количества общеобразовательных организаций Омского региона, на базе которых с 01.12.2017 г. по 30.04.2022 г., организованы первичные отделения РДШ, отражена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика роста количества первичных отделений РДШ на базах общеобразовательных организаций

Создание на базах общеобразовательных организаций первичных отделений РДШ вызвало рост количества участников мероприятий, программ, проектов. Наиболее активные участники вступили в ряды организации, стали полноправными членами РДШ, вошли в состав детского регионального совета РДШ – самоуправляемого органа.

Динамика роста количества членов регионального отделения РДШ Омского региона, количества участников новых видов деятельности показана на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика роста количества участников мероприятий, программ и проектов РДШ и членов организации

Таким образом, в деятельность РДШ в Омском регионе вовлечены 35 340 детей и подростков. Среди них, а именно 39% (13 760 человек) от общего числа активистов – члены РДШ Омского региона.

Одним из важных вопросов в развитии детского общественного движения региона является вопрос подготовки руководящих педагогических кадров – лидеров, старших вожатых, руководителей, кураторов. Руководители детских общественных организаций не только профессиональные педагоги, но и люди разных специальностей (которые также должны обладать компетенциями для работы с участниками детских общественных организаций).

Первым шагом к решению вопроса подготовки руководящих педагогических кадров стала реализация образовательной программы «Подготовка к взаимодействию с детскими общественными объединениями». Тематический план программы включал следующую тематику занятий: история детского общественного движения, характеристика современного состояния, классификация, функции детских общественных организаций, разнообразие форм, методов работы с детьми в детских общественных организациях, педагогические условия социализации участников детского движения.

Формы занятий: дискуссии, проектная методика, практикумы, экспертиза практического опыта, дебаты, тренинги, практические занятия, в ходе которых педагоги освоили: игровые технологии, методы педагогической поддержки детской инициативы, методику командообразования, организации коллективно-творческого дела, специфику содержания деятельности, принципы создания детской общественной организации, диагностику деятельности детского общественного объединения.

Вторым шагом к созданию системы подготовки кадров в области детского движения региона стала предложенная педагогам в 2019 г. специалистами Ресурсного центра РДШ Омского региона форма муниципального кураторства через деятельность муниципальных и городского методических объединений координаторов детского общественного движения.

Третий шаг к подготовке руководящих педагогических кадров детского движения сделан на общероссийском уровне через организацию работы Корпоративного университета РДШ – образовательной площадки, обеспечивающей научно-методическое сопровождение, методическое обеспечение деятельности РДШ для различных категорий социума:

- педагогического сообщества и людей, связанных с воспитанием подрастающего поколения (информация о программах, проектах РДШ, методиках их реализации);

- подрастающего поколения (информация о проектах и программах РДШ);

- выпускников РДШ, желающих внести свой вклад в развитие детского движения в регионах;

- родителей (информация от квалифицированных специалистов и надежных источников по различным проблемам воспитания подрастающего поколения).

Образовательная составляющая Корпоративного университета РДШ обеспечивает руководящие кадры детского общественного движения методологией, формами работы. Сайт Корпоративного университета РДШ предлагает видеоматериалы, презентации, открытые лекции, онлайн-курсы, образовательные ролики, мастер-классы, психологические упражнения – готовый материал, необходимый для организации работы детской общественной организации.

В 2021 г. Омский регион стал одним из пилотных регионов Российской Федерации, в котором реализуется федеральный проект «Навигаторы детства», позволяющий усилить воспитательную работу в общеобразовательных организациях ставками «советников по воспитанию», что расширяет возможности привлечения подрастающего поколения к новым проектам и программам РДШ, к социально значимой деятельности.

Выводы. Изучение состояния детского общественного движения просоциальной направленности Омского региона позволяет сформулировать следующие выводы:

- анализ направлений деятельности детских общественных организаций показал, что детское движение Омского региона всегда стремилось к развитию;

- руководители детских общественных организаций Омского региона не только сохранили традиции детского общественного движения, но и модернизировали его, предложив разнообразие программ и проектов;

- современное детское общественное движение региона получило новый формат, приняло новые идеи в связи с созданием Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», получило поддержку подрастающего поколения и педагогического сообщества;

- количественный показатель, определяющий уровень интереса к общественной социально значимой деятельности со стороны подрастающего поколения, не только не снижался, но и вырос в связи с созданием новой организации – Российское движение школьников;

- изменились подходы к отбору, подготовке и дальнейшему совершенствованию работы с руководящими кадрами детских общественных организаций, способных профессионально организовать деятельность детской общественной организации.

Таким образом, детское общественное движение просоциальной направленности Омского региона продолжает быть значимым явлением для подрастающего поколения, получило новый виток развития и поддержки как на педагогическом, так и на государственном уровне.


Библиографическая ссылка

Кравченко Н.В. ПРОСОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ОМСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32161 (дата обращения: 27.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674