Одной из ретроинноваций образования последних лет является реализация в образовательных организациях практик наставничества. О необходимости возрождения наставничества как эффективного механизма повышения качества образовательной деятельности говорится в национальном проекте «Образование» [1]. Актуальность внедрения наставничества в систему образования обоснована в Указе Президента РФ «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где сформулирована задача по вовлечению в различные формы наставничества и сопровождения не менее 70% субъектов образовательных отношений [2]. Это в полной мере касается и системы дополнительного образования детей. Основными целями организации наставничества в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, являются раскрытие личностного потенциала наставляемого, успешная социализация в современном социуме.
Несмотря на то что наставничество в российском образовании начало складываться в конце прошлого века, сегодня практики наставничества развиты недостаточно: существующие программы (школ, клубов, центров) возникают благодаря инициативам активных сотрудников и не всегда поддерживаются руководством. Далеко не в каждом образовательном учреждении разработаны Положения о наставничестве. В определенной степени данная проблема находит свое разрешение благодаря интеграции целевой программы наставничества в образовательный процесс. Следовательно, встает задача разработки соответствующих нормативных документов и организации деятельности учреждения по развитию различных форм наставничества.
В системе образования наставничество представляет собой необходимое условие профессионально-личностного развития как педагога, так и воспитанников. В целях поддержки саморазвития личности и раскрытия потенциала обучающегося, педагога и молодого специалиста в РФ реализуется целевая модель наставничества [3].
Обращаясь к понятию «наставничество», отметим, что ранее в него вкладывался смысл обучения на рабочем месте, в практической деятельности [4, 5]. Современное понимание наставничества включает в себя некую универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [6, 7].
В образовательных организациях с целью реализации наставничества осуществляется система мероприятий по организации взаимодействия наставника и наставляемого в различных его формах. Как правило, она обретает форму Программы наставничества, решающей проблемы различных субъектов образовательных отношений: обучающегося, талантливого ребенка, учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), молодого педагога, малоуспешного педагога и т.д. [6, 8]. Анализируя современную литературу по проблеме наставничества, можно выделить наличие таких его форм, как традиционное, реверсивное, целеполагающее, ситуационное, скоростное, партнерское, групповое, виртуальное и флэш-наставничество [3, 8, 9]. Однако опыт реализации различных его форм в практике образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений дополнительного образования) в литературных источниках весьма ограничен. Следовательно, встает задача реализации и обобщения опыта наставничества в образовательных организациях разного типа.
Цель исследования: систематизация опыта наставничества в учреждении дополнительного образования для формирования мотивации к получению высокого уровня дополнительного образования детей и профессиональной реализации педагогов; раскрытие личностного потенциала субъектов образовательных отношений.
Материал и методы исследования
Исследование было проведено в детско-юношеском центре № 3 г.Ульяновска. В исследовании применялись методы теоретического анализа литературных источников и нормативных документов в области наставничества в образовании и социокультурных практик; сравнение, логическое обобщение, изучение продуктов и результатов практической деятельности образовательной организации, являющейся региональной инновационной площадкой Ульяновской области.
Результаты исследования и их обсуждение. Детско-юношеский центр № 3 г.Ульяновска как учреждение, признанное в качестве региональной инновационной площадки по реализации инновационного проекта «Социокультурные практики как средство самоактуализации обучающихся в учреждении дополнительного образования», с 2018 г. реализует образовательный проект «Не рядом, а вместе», направленный на развитие наставничества [10, 11]. Отметим, что впервые в региональной образовательной практике изучаются возможности использования социокультурной практики наставничества для обеспечения самоактуализации педагогов и обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования, в чем и заключается новизна образовательного проекта.
Как обучающиеся, так и педагоги в учреждении имеют разный уровень образования и развития, а также мотивации к успеху. Возникает проблема: необходимо повысить эффективность образовательного процесса при наличии разных стартовых возможностей личности. Следовательно, основной технологией, применяемой при организации наставничества, должна стать индивидуализация процесса обучения. Задача наставников состоит в том, чтобы содействовать постановке цели и профессиональных задач подопечного, создать условия для их реализации, усилить мотивацию личным примером, организовать совместную деятельность, осуществлять поддержку и сопровождение, обучать навыкам самостоятельного планирования, регуляции и коррекции своего маршрута развития.
Наставничество рассматривается нами как одна из форм социокультурных практик, реализующихся в учреждении дополнительного образования. В нашем исследовании мы используем понимание социокультурных практик как «ситуативного, автономного, самостоятельного, инициируемого взрослым или самим обучающимся приобретения и повторения опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах» [11, с. 19].
В учреждении дополнительного образования создаются условия для разворачивания целой системы социокультурных практик обучающихся и педагогов. Результатом их использования является самоактуализация личности как стремление к самоосуществлению, к возможно более полному развитию своего потенциала, своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях, как процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания и самосовершенствования личности. Таким образом, социокультурные практики, в их числе и практика наставничества, становятся катализаторами – ускорителями процессов самоактуализации личности [12]. Наставничество рассматривается нами как средство развития и становления не только педагогов, но и обучающихся с целью их самоактуализации, обеспечения их успешности. Наставничество реализуется как некое движение вперед по шкале «неуспешность – успешность» в трех субъект-субъектных позициях: педагог – педагог; педагог – обучающийся, обучающийся – обучающийся.
Поскольку организационной основой для внедрения наставничества является соответствующий нормативный акт, в ДЮЦ №3 было разработано собственное Положение о наставничестве. Соответственно ему наставничество осуществляется в следующих видах деятельности: диагностика имеющихся проблем и дефицитов, индивидуальное консультирование, отчеты по выполнению индивидуальных планов, портфолио достижений; мастер-классы, открытые занятия, мини-тренинги, презентации передового опыта и т.д. Основным итогом сотрудничества в парах «наставник – подопечный» является совместный «продукт»: творческий или исследовательский проект, интегрированное занятие, мастер-класс, концертное выступление, выставка творческих работ, открытое воспитательное мероприятие и т.д.
Проект наставничества реализуется в три этапа.
1-й этап. Теоретический анализ современной литературы и отечественного опыта развития наставничества. Разработка Положения о наставничестве в ДЮЦ № 3. Составление методических рекомендаций наставнику. Определение пар наставников и наставляемых. Подборка пакета диагностических методик.
2-й этап. Реализация образовательного проекта «Не рядом, а вместе». Составление плана работы с наставляемыми. Разработка индивидуальных программ наставничества.
3-й этап. Аналитическая деятельность. Описание основных практик наставничества ДЮЦ № 3 в методическом пособии [11]. Презентация опыта наставничества в ДЮЦ № 3 на семинарах-практикумах и научно-практических конференциях.
Сегодня можно говорить о следующих формах наставничества, представленных в Центре: «педагог – педагог» и «ученик – ученик».
1. «Педагог – педагог». Целями данной формы наставничества являются закрепление молодого специалиста в образовательной организации, повышение уровня компетентности и профессионального мастерства, подготовка к профессиональным конкурсам. Наставничество может практиковаться в отношении молодых педагогов; выпускников непедагогических профессиональных учреждений; педагогов, выдвинутых для участия в профессиональных конкурсах, и т.д. Внутри данной формы возможны следующие варианты: «опытный педагог – молодой специалист»; «педагог-новатор – педагог-консерватор», «опытный предметник – неопытный предметник», «педагог-лидер – педагог, испытывающий проблемы» и др. [3].
Из всех обозначенных выше разновидностей данная форма представлена в Центре в двух вариантах: «педагог-наставник и молодой педагог» и «реверсивное» наставничество.
Прежде всего, это вариант традиционного наставничества, где в роли наставника выступает опытный педагог, а роль наставляемого отводится начинающему специалисту. В качестве наставников выступают педагоги со стажем работы не менее 10 лет, обладающие методическими и коммуникативными умениями и навыками. В рамках проекта «Не рядом, а вместе» данную форму реализуют опытный педагог по вокалу высшей квалификационной категории и молодой педагог первой квалификационной категории. Педагог со стажем делится своими знаниями и умениями со своей наставницей, нацеливая ее на результат обучающихся в объединении «Арт-студия “Вояж”».
Также данный вариант формы наставничества реализуют опытный педагог художественной направленности и молодой педагог, работающий в творческом объединении. Педагог с большим опытом работы помогает коллеге осознавать возможности, которые могут привести к поставленной цели, раскрывать конкретные приемы и техники, пути и способы, которые приведут их к совместным достижениям.
Реверсивный вариант наставничества в рамках формы «педагог – педагог» стал особенно актуальным в связи с реализацией регионального проекта «Успех каждого ребенка». Педагогам необходимо корректировать образовательные программы с учетом социального заказа населения, практики предыдущих лет, а также транслировать их на портале дополнительного образования «Навигатор». Здесь возникли затруднения у опытных педагогов при работе с интернет-технологиями. Педагоги младшего возраста стали наставниками опытных сотрудников по вопросам освоения информационных технологий. Данную форму наставничества представляют в нашем Центре молодой педагог дополнительного образования объединения технической направленности «Web-production» и опытный педагог объединения художественной направленности «Биодизайн».
2. «Ученик – ученик». Наставничество в форме «ученик – ученик» носит характер взаимодействия двух или более обучающихся, находящихся на разных уровнях развития или владения умениями. Ее целью является оказание поддержки обучающимся с особыми социальными или образовательными потребностями. Возможными вариантами данной формы могут быть: «здоровый учащийся – ребенок с ОВЗ», «успевающий – неуспевающий»; «лидер – пассивный», «равный – равному» и др. [3].
В учреждении данная форма представлена в двух вариантах: «здоровый обучающийся – ребенок с ОВЗ» и, условно, «успевающий – неуспевающий». Эти две формы особенно актуальны для педагогов физкультурно-спортивной направленности. В центре реализуются дополнительные программы: «Корригирующая гимнастика» стартового уровня сложности (по программе обучаются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья); «Спортивная аэробика» базового уровня сложности и «Спортивная аэробика – красота и пластика» продвинутого уровня сложности. Обучающиеся по программе продвинутого уровня охотно становятся наставниками для детей, обучающихся по программе стартового уровня, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Преимущественное развитие в детско-юношеском центре получила форма наставничества «педагог – педагог», для реализации которой разработана Программа наставничества. Актуальность ее разработки определяется Национальным проектом «Образование» на период 2019–2024 гг., одной из ведущих задач которого является создание условий для развития наставничества. Наставником совместно с подопечным составляется план профессионального становления с учетом его актуального развития и профессиональной подготовки, осуществляются его поэтапная реализация, контроль, оценка и коррекция, подводятся итоги профессиональной адаптации специалиста, составляется отчет о результатах адаптации и даются рекомендации по дальнейшей работе.
Наставничество предусматривает использование разнообразных индивидуальных и групповых форм и методов работы: беседы, консультирование, аудит, супервизия, анкетирование, тестирование и др. Помощь в профессиональном становлении оказывается при проведении и посещении открытых занятий, мастер-классов, семинаров; участии в методических объединениях, педагогических советах; совместной работе над проектом, участии в воспитательных и социально значимых мероприятиях. Поддержка становления и развития индивидуальности подопечного осуществляется и в отношении творческой деятельности педагога – поддержка участия в профессиональных конкурсах, в организации выставок, концертов, в подготовке публикации, в разработке программы самообразования и т.д. К групповым формам работы с наставляемым отнесем проведение состязаний, хакатонов, тренингов, интенсивов, диспутов, дискуссий, мозговых штурмов и т.д.
Работа наставничества ведется по плану и оценивается по критериям, в качестве которых в нашем центре выступают: теоретическая, мотивационная, методическая, психологическая и личностная готовность наставляемого к педагогической деятельности.
Показателями теоретической готовности выступают: знания по преподаваемой дисциплине, знание современных педагогических технологий, методов приемов обучения, владение материалом. Мотивационная готовность оценивается по таким показателям, как: позитивное отношение к избранной профессии, готовность к общению с коллегами и детьми, развитию и саморазвитию. Методическая готовность определяется профессиональными умениями и навыками: проектировать учебное занятие; осуществлять контроль за его качеством; давать объективную оценку учащимся; использовать соответствующие поставленным целям и задачам методы и приемы обучения; организовывать творческую работу детей и т.д. И, наконец, показателями психологической и личностной готовности будут выступать softskils-навыки: умение сотрудничать, взаимодействовать и кооперироваться для решения различных задач, способность критически мыслить, креативность и уверенность в себе.
Анализ и рефлексия деятельности по наставничеству осуществляются поэтапно и предполагают следующие шаги: на подготовительном этапе – анализ «социального портрета» начинающего специалиста; выявление его затруднений и актуального уровня готовности к профессиональной деятельности, изучение профессиональных дефицитов и потребностей, а также индивидуальных психологических особенностей подопечного; на основном этапе (этапе реализации плана наставничества) – анализ взаимодействия наставника и наставляемого; динамики развития умений и навыков подопечного; эффективности применяемых наставником форм, методов работы; на итоговом этапе – анализ приобретенных знаний, умений и профессиональных навыков.
По итогам реализации плана работы педагог-наставник готовит отзыв, отчет и заключение об итогах наставничества, составляет рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности подопечного. Разрабатывается план профессионального роста, в котором отражаются тема и цель самообразования, работа над программно-методическим обеспечением образовательной деятельности, участие в профессиональных конкурсах и т.д.
В качестве ожидаемых результатов реализации программы рассматриваются: адаптация начинающего педагога к профессиональной деятельности; высокий уровень мотивации, стремление к профессиональному росту и развитию; сформированность необходимых компетенций молодого педагога; наличие совместного продукта деятельности педагога и наставника (методических разработок, творческих или исследовательских проектов, концертных номеров, выставочных экспозиций и т.д.).
Заключение
Подводя итоги, отметим, что наставничество в Детско-юношеском центре № 3 является социокультурным видом деятельности педагогов и обучающихся, которых объединяет не только наличие знаний, компетенций, опыта, но и мотивация к оказанию помощи, поддержке тех, кто в этом нуждается. В таком понимании образовательный проект наставничества «Не рядом, а вместе» становится одной из форм повышения эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Значимость разработанного нами проекта определяется обозначением потенциала социокультурной практики наставничества в учреждении дополнительного образования детей с позиции самоактуализации и самореализации субъектов образовательного процесса. Полагаем, что опыт организации наставничества в Центре может оказаться полезным для использования в образовательных организациях дошкольного, общего, дополнительного образования. Перспективы дальнейшего исследования нам видятся в расширении репертуара и определении потенциала иных моделей наставничества в учреждении дополнительного образования.
Библиографическая ссылка
Шустова Л.П., Данилов С.В., Головина Е.Г., Переверзева М.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ОДНА ИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32156 (дата обращения: 06.10.2024).