Исследователи проблем творчества отмечают, что важными составляющими творческого акта являются внимательность и наблюдательность художника. То, что для среднестатистического человека выглядит обыденным и непримечательным, у творческой личности вызывает бурный поток мыслей, ассоциаций и переживаний.
Изучением вопроса наблюдательности занимались многие отечественные психологи и педагоги: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Ушаков и др.
Д.Н. Ушаков считал наблюдательность способностью подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов [1, с. 268].
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов трактует понятие «наблюдательный» как «внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать» [2].
У А.В. Петровского «наблюдательность раскрывается как способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений» [3, с. 29].
По К.Д. Ушинскому, наблюдательность – важнейшее качество ума, проявляющееся в умении видеть все свойства, качества и отношения предмета. Он выделял условия ее развития: наглядность обучения и последовательное изложение информации [4].
В психологическом словаре С. Головина понятие «наблюдательность» рассматривается как способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает собой любознательность, пытливость, которые приобретаются и накапливаются с жизненным опытом [5].
Творческие люди, как правило, воспринимают окружающую их среду через художественные образы. Профессиональные художники обладают большим опытом и высоким уровнем «насмотренности», которые они кропотливо накапливали в своей памяти путем наблюдения. Умение внимательно всматриваться позволяет подмечать качественное, количественное, периодическое изменение объектов, что способствует увеличению запаса художественных образов, а также всестороннему развитию обучающегося.
Часто наблюдение часто идентифицируют как восприятие. Е.В. Скрипникова пишет: «В психологии наблюдательность определяется как качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности, концентрации внимания на том или ином объекте: способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа» [6, с. 249–250].
Как правило, в процессе наблюдения человек выбирает для себя объекты наиболее актуальные и интересные, прежде всего, для него самого. Именно это и отличает наблюдение от процесса восприятия, которое может быть как осознанным, так и произвольным.
Наблюдение и наблюдательность имеют взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности. «Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность – как качество» [7, с. 172]. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности. У обучающихся же развитие наблюдательности – одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Наиболее эффективно развить и проанализировать ее уровень в процессе обучения можно именно во время уроков рисования с натуры. В умении видеть и анализировать натурную постановку: осуществлять композиционное решение, передавать особенности конструктивного строения, характера и пропорций форм предметов, решать пространственное расположение и объем, подбирать колорит работы – заключается наблюдательность. «Поставленные педагогом задания на творческую интерпретацию натуры будут той целью, которая активизирует мышление, создает предпосылки целенаправленного и качественного восприятия учебного материала при анализе художественно-выразительных средств языка» [8, с. 135].
Целью исследования являются научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций, направленных на развитие наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности.
Задачи:
– проанализировать научно-теоретические и психолого-педагогические труды известных ученых;
– обосновать психолого-педагогические закономерности развития наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности;
– определить показатели проявления наблюдательности в процессе изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальных классах;
– научно обосновать и экспериментально проверить разработанные методические рекомендации, способствующие более эффективному развитию наблюдательности у школьников в процессе рисования;
– экспериментально проверить результативность разработанных методических рекомендаций и заданий, способствующих успешному развитию наблюдательности у школьников на уроках изобразительного искусства.
В процессе художественной деятельности важным умением является способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Как правило, способность наблюдать развивается не изолированно, при этом активизируется восприятие, улучшается память, усиливается внимание, а также укрепляется способность активного мышления, что благоприятно не только для уроков изобразительного искусства, но и, в целом, для всестороннего развития личности. К примеру, целенаправленный анализ объектов во время наблюдения и их сравнение между собой способствуют развитию мышления. Итогом успешного развития активного восприятия у обучающегося будет способность детально подмечать характерные особенности не только ранее не изображаемых им предметов, но и уже знакомых объектов, особенности которых ранее не были замечены и не переданы на листе бумаги. «Таким образом, возникновение новых образов в воображении ребенка неразрывно связано с его насмотренностью, то есть визуальным опытом» [9, с. 624].
Материал и методы исследования. Уроки изобразительного искусства играют большую роль в развитии зрительной памяти у обучающихся. Это является необходимым условием для успешного познания окружающей действительности, так как через процессы памяти происходит закрепление, усвоение, воспроизведение наблюдаемых объектов и явлений. Специфика художественной деятельности требует достаточно высокого развития зрительной памяти, художественной наблюдательности у учащихся. «Художественная наблюдательность − это умение целенаправленно, осмысленно, заинтересованно и активно воспринимать и отбирать явления и черты действительности с целью переноса наблюдаемого в художественно-творческую форму» [10, с. 708].
Тем не менее грамотная организация наблюдения изображаемых объектов в процессе обучения изобразительному искусству содействует успешному накоплению в памяти школьников образов и представлений об окружающем мире, а также о предметах быта. Важно различать наблюдение как метод исследования и житейское наблюдение. Как метод исследования наблюдение отличается цепочкой ключевых вопросов: Для чего наблюдать? – Что наблюдать? – Как наблюдать? – Как фиксировать? – Как анализировать?
Для эффективного развития наблюдательности педагогу необходимо не просто учить школьников смотреть и анализировать статичные объекты натурной постановки, но и вносить качественные или количественные изменения в воспринимаемые объекты в процессе наблюдения. «Исследования ученых показывают, что усвоение учебного материала зависит не только от количества, но и качества его повторений и распределения этих повторений во времени» [11, с. 363]. При этом также появляется необходимость в постановке конкретных задач и целей. На их основе составляется подробное планирование необходимых действий и происходит их выполнение. Это позволяет предусмотреть разные стороны наблюдения, исключая стихийное, необдуманное восприятие. Демонстрация наглядных пособий, репродукций картин художников, презентаций является эффективным средством развития зрительной памяти, и, следовательно, наблюдения у школьников. «Особенно эффективный результат в обучении демонстрация дает, если обучающиеся не только проводят наблюдения, но и закрепляют приобретенные знания на практике, например выполняют зарисовки» [12, с. 152].
Особой подготовки к занятиям, включающим целенаправленное наблюдение, требуют ученики младшего школьного возраста. Для младших школьников может быть утомительно в течение длительного времени выполнять монотонную работу, концентрировать внимание. «Развитие такого качества, как наблюдательность, должно осуществляться на протяжении всего периода обучения в школе, но особый упор на это стоит сделать именно на этапе обучения в начальных классах, поскольку в младшем школьном возрасте дети уделяют большее внимание деталям, что способствует эффективному развитию наблюдательности» [13, с. 282]. Поэтому при разработке упражнений, направленных на развитие наблюдательности, следует учитывать возрастные, психические и физиологические особенности организма обучающихся начальной школы.
Итак, представляем тематическое планирование уроков и тем заданий, направленных на успешное развитие наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности. Тематическое планирование и комплект заданий разработаны с учетом возрастных особенностей, интересов, возможностей учащихся начальных классов и задач исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование уроков
№ |
Тема |
Цель и содержание |
1. |
«Молодильные яблочки» |
Цель: изобразить яблоки, разные по характеру, величине, окраске. На нейтральной по цвету драпировке разложены яблоки различного характера, сорта, окраски. Школьникам необходимо передать отличительные особенности объектов, используя акварельные краски |
2. |
«Осенний листопад» |
Цель: передать отличительные особенности тополиного и березового листьев. Изобразить с натуры характерные особенности желтых осенних листьев: тополя и березы – гуашевыми красками |
3. |
«Лукошко с грибами» |
Цель: изобразить натюрморт с лукошком и тремя разными грибами. От школьников требуется показать отличительные особенности различных грибов, разных по форме, пластике, размеру и цвету. Грибы лежат возле лукошка. Материал изображения – гуашевые краски |
4. |
«Стеклянные бутылки» |
Цель: нарисовать стеклянные бутылки, различные по форме и цвету. Цветными карандашами школьники должны передать отличительные особенности формы и цвета стеклянных бутылок |
5. |
«Фруктовое изобилие» |
Цель: передать первоначальное расположение фруктов в натюрморте. Школьникам предлагается внимательно рассмотреть натюрморт с различным количеством фруктов, запомнить расположение их в постановке. Через несколько минут преподаватель меняет местами несколько фруктов, может убрать один или добавить какие-либо другие фрукты. Нужно снова предложить учащимся внимательно рассмотреть натюрморт и передать первоначальную версию расположения всех фруктов в натюрморте |
6. |
«Осенние ягоды» |
Цель: изобразить этюды двух веток с гроздями рябины и калины акварельными красками. Школьникам предлагается изобразить пластические особенности двух веток с гроздями рябины и калины, передать характер листьев, ягод и природные особенности веток деревьев |
7. |
«Два стула» |
Цель: изобразить графитным карандашом два ученических стула с отличительными особенностями. Два рядом расположенных стула имеют некоторые различия в конструкции. Детям необходимо передать характерные особенности и найти отличия в конструкциях двух стульев |
8. |
«Отражения в стекле» |
Цель: выполнить зарисовку всех деталей и объектов, отраженных в цветном стекле бутылки. Бутылка из цветного темного стекла ставится на фоне складок драпировки, рядом находятся фрукты. Гуашевыми красками необходимо отобразить на бутылке все отраженные в ней детали |
На первом этапе педагогического эксперимента предстояло выявить уровень внимательности и наблюдательности учащихся начальных классов в процессе рисования с натуры, определить, на каких деталях и характерных особенностях натуры акцентируется внимание в их рисунках. Школьникам было предложено изобразить графитным карандашом на одном листе бумаги три разные по форме, характеру и размеру столовые ложки. В процессе анализа работ школьников были выявлены значительные пробелы в обучении младших школьников рисованию с натуры, заключающиеся в отсутствии умений самостоятельно находить отличительные особенности и определять характер изображаемых объектов. Это говорит о том, что у школьников младших классов слабо развита наблюдательность в процессе изобразительной деятельности. Несформированность наблюдательности приводит к обобщенному и типичному решению трактовки изображаемых объектов.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения поставленной цели исследования обоснованы критерии и отдельные показатели, позволяющие оценить процесс развития наблюдательности в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Под критериями мы понимаем основные признаки проявления наблюдательности в изодеятельности детей.
Критерии оценки работ учащихся начальных классов в процессе изобразительной деятельности, направленные на определение проявления наблюдательности, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценки работ учащихся начальных классов в процессе изобразительной деятельности, направленные на определение проявления наблюдательности
№ |
Критерии |
Низкая оценка |
Удовлетворительная оценка |
Высокая оценка |
1. |
Проявление в работе композиционных изменений |
Композиционные изменения не были отражены в работе |
Частичное присутствие композиционных изменений в работе |
Композиционные изменения были замечены и отражены в работе |
2. |
Изменение пространственных отношений натюрморта |
Изменения пространственных отношений не были выявлены |
Пространственные изменения в работе были переданы частично |
Изменения пространственных отношений натюрморта были переданы полностью |
3. |
Передача детализации |
Многие детали не замечены и отсутствуют в работе. Работа выглядит незаконченной |
Некоторые детали работы были опущены, в целом работа выглядит достаточно детализированной |
Детализация передана достоверно, в полном объеме, что свидетельствует о наблюдательности |
4. |
Передача характера формы предметов и их пропорций |
Характер формы объектов изображения выражен неверно, грубое несоответствие изображаемых предметов натурной постановке. Пропорции предметов переданы неточно |
В целом характер предметов передан, но присутствуют незначительные несоответствия натурной постановке. Есть незначительные несоответствия пропорций некоторых объектов натюрморта. Или пропорции, в целом, переданы схоже с натурой, но присутствуют незначительные неточности |
Характер и формы объектов натюрморта изображены достоверно. Пропорции предметов соответствуют натуре натюрморта. Все объекты соразмерны и пропорциональны между собой, соответствуют натуре |
Результаты анализа рисунков школьников при решении задач первого этапа педагогического эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ рисунков школьников на первом этапе педагогического эксперимента
Критерии
Уровни |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
||||||||
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
|
Проявление в работе композиционных изменений |
77% |
16% |
7% |
68% |
20% |
12% |
64% |
22% |
14% |
61% |
24% |
15% |
Изменение пространственных отношений натюрморта |
83% |
11% |
6% |
78% |
14% |
8% |
76% |
16% |
8% |
69% |
21% |
10% |
Передача детализации |
83% |
13% |
4% |
80% |
14% |
6% |
74% |
17% |
9% |
71% |
18% |
11% |
Передача характера формы предметов и их пропорций |
81% |
14% |
5% |
78% |
15% |
7% |
71% |
20% |
9% |
68% |
21% |
11% |
НО – низкая оценка
УО – удовлетворительная оценка
ВО – высокая оценка
Анализ первого этапа педагогического эксперимента доказывает нашу гипотезу, что преимущественные сложности при рисовании с натуры возникают из-за слабого развития наблюдательности и неумения младших школьников акцентировать внимание на объекте и отсутствия умений самостоятельно находить отличительные особенности и определять характер изображаемых объектов. Первый этап педагогического эксперимента проходил в начальных классах на базе средней общеобразовательной школы № 31 г. Нижневартовска.
Представленные в таблице № 3 данные демонстрируют, что уровни критерия «Передача характера формы предметов и их пропорций» во всех возрастных группах довольно низкие. Например, в 1-м классе низкую оценку получили 81% учеников, удовлетворительную оценку – 14%, высокую – 5%. Во втором классе 78% – низкая оценка, 15% – удовлетворительная, высокая оценка составила 7%. Не лучше представлены показатели в 3-м и 4-м классах. В 3-м классе низкая оценка – 71%, удовлетворительная оценка составила всего лишь 20%, высокая оценка – 9%. Учащиеся 4-го класса продемонстрировали следующие показатели: низкая оценка – 68%, удовлетворительная составила 21%, высокая оценка – 11%. Такие слабые результаты в оценке работ школьников проявляются из-за низкого развития наблюдательности в изобразительной деятельности и отсутствия умений самостоятельно находить отличительные особенности, подмечать существенное и передавать в рисунках характер изображаемых объектов.
Следующий, более сложный этап педагогического эксперимента научить школьников подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и объектов в процессе рисования. Нами были разработаны методические рекомендации, позволяющие эффективно развивать наблюдательность учащихся в процессе изобразительной деятельности. Для этого были выделены и объединены узловые моменты содержания обучения. Обучение включало в себя цели, задачи, дидактические принципы, учебно-методическое обеспечение с учетом гипотезы и задач исследования и осуществлялось согласно обоснованным педагогическим условиям. Задания и темы уроков разрабатывались с учетом имеющихся знаний, умений, возрастных особенностей школьников и в то же время с постепенным усложнением и добавлением новых приемов и способов развития наблюдательности, обеспечивая посильность процесса обучения. «Для достижения успеха в работе педагогу необходимо хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности» [14, с.110]. В таблице 3 представлен комплекс тем и заданий уроков, способствующих более успешному развитию наблюдательности. В таблице 3 представлены темы, цели и содержание заданий. При объяснении конкретного задания рассматривались особенности восприятия и способы акцентирования внимания учеников на существенных и характерных малозаметных особенностях, существенных для анализа изображаемого предмета.
Разработанные методические рекомендации, темы и задания прошли апробацию с теми же учениками, что и на первом этапе педагогического эксперимента. С каждым видом заданий уровень наблюдательности и способности концентрации внимания на том или ином изображаемом объекте у школьников повышался. Повысилась способность самостоятельно подмечать малозаметные явления и детали, главным образом, существенные для анализа изображаемого предмета или объекта.
Результаты анализа рисунков школьников при решении задач формирующего этапа педагогического эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ рисунков школьников формирующего этапа педагогического эксперимента
Критерии Уровни |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
4-й класс |
||||||||
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
НО |
УО |
ВО |
|
Проявление в работе композиционных изменений |
62% |
25% |
13% |
51% |
29% |
20% |
47% |
32% |
21% |
41% |
37% |
22% |
Изменение пространственных отношений натюрморта |
70% |
19% |
11% |
65% |
21% |
14% |
59% |
24% |
17% |
56% |
26% |
18% |
Передача детализации |
66% |
21% |
13% |
61% |
25% |
14% |
55% |
29% |
16% |
46% |
36% |
18% |
Передача характера формы предметов и их пропорций |
68% |
21% |
11% |
63% |
25% |
12% |
57% |
30% |
13% |
53% |
34% |
13% |
НО – низкая оценка
УО – удовлетворительная оценка
ВО – высокая оценка
По результату оценивания показатели данного этапа педагогического эксперимента оказались значительно выше, чем на первоначальном этапе исследования. Сравним результаты критерия «Передача характера формы предметов и их пропорций» на обоих этапах эксперимента. Низкая оценка в 1-м классе формирующего этапа составила 68%, тогда как на первоначальном этапе этот показатель был 77%, удовлетворительная оценка составила уже 21%, что на 7% выше, чем на первом этапе исследования, высокая оценка – 11%. Во 2-м классе показатели также растут: низкая оценка составила 63%, удовлетворительная – 25%, высокая оценка – 12%. В 3-м классе низкая оценка – 57%, удовлетворительная оценка – 30%, высокая составила 13%. В 4-м классе низкая оценка – 53%, удовлетворительная оценка составила 34%, высокая – 13%.
Заключение. Итак, наблюдательность – это, прежде всего, умение видеть и осознавать характерные, однако едва заметные для обычного обывателя особенности предметов и окружающего пространства. Она приобретается при систематическом занятии какой-либо деятельностью, независимо от сферы, и напрямую связана с желанием развиваться и личностными интересами.
Наблюдение требует предварительной подготовки обучающихся, наличия у них определенных знания, навыков и методики работы. Этим обусловлена необходимость грамотного включения методик и блоков заданий по развитию наблюдательности в процесс обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных школах.
Разработанные нами методические рекомендации заключаются в комплексном подходе, дающем потенциальные возможности повысить наблюдательность школьников в процессе изобразительной деятельности, что позволяет значительно улучшить качество обучения учащихся начальных классов. Проведенное исследование может служить практическим и теоретическим материалом для дальнейших изысканий в области художественного образования.
Библиографическая ссылка
Полынская И.Н., Куликова В.Е. РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32154 (дата обращения: 13.10.2024).