Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полынская И.Н. 1 Куликова В.Е. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет»
Статья посвящена проблеме развития наблюдательности у школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Целью исследования является разработка методики развития наблюдательности у школьников 3–4-х классов в процессе изобразительной деятельности в общеобразовательной школе. Задачи: изучить научно-теоретические и психолого-педагогические труды известных ученых; обосновать психолого-педагогические закономерности развития наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности; разработать критерии оценки проявления наблюдательности в процессе изобразительной деятельности детей и как это проявляется в рисунках; научно обосновать и экспериментально проверить разработанные методические рекомендации, способствующие более эффективному развитию наблюдательности у школьников в процессе рисования. Гипотеза исследования строилась на предположении, что наблюдательность в изобразительной деятельности учащихся 3–4-х классов будет проявляться более эффективно и успешно, если: будут разработаны универсальные методические рекомендации, основанные на современных тенденциях научного познания психологических процессов развития внимания и наблюдательности учащихся; методика обучения будет базироваться на тесном взаимодействии приемов и способов обучения, психологических аспектах и реализовываться посредством поэтапного решения учебных задач. Методы исследования: эмпирические, теоретические, педагогическое наблюдение за процессом выполнения работ учащихся, анализ рисунков школьников, анализ результатов опытно-экспериментальной работы. В статье анализируются такая способность, как наблюдательность, с психологической точки зрения, а также ее взаимосвязь с методами познания и обучения основам изобразительной грамоты. Подчеркивается важность наблюдательности и метода наблюдения в изобразительной деятельности обучающихся.
наблюдение
наблюдательность
восприятие
анализ
изобразительная деятельность
художественное мышление
младшие школьники
методические рекомендации
урок
1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка для учащихся. 90 000 слов и словосочетаний. М.: Славянский Дом Книги, 2021. 768 с.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: 2020. 736 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
4. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Юрайт, 2016. 284 с.
5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Издательство: Харвест, 1998. 82 с.
6. Скрипникова Е.Н. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности в системе профессионального образования // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 249-253.
7. Минхарисова Д.Т. Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках математики // Вопросы педагогики. 2020. № 5-2. С. 269-276.
8. Полынская И.Н., Савинов А.М., Крысова В.А. Художественно-образное мышление как один из аспектов формирования творческих способностей будущего учителя изобразительного искусства // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (44). С. 120-137. DOI: 10.32744/pse.2020.2.10.
9. Карташева А.Д., Овсянникова О.А. Развитие фантазии и воображения учащихся на занятиях по композиции // E-Scio. 2021. № 5 (56). С. 623-629.
10. Микрюкова А.Д., Колчанова Е.А. Развитие художественной наблюдательности обучающихся в изобразительной деятельности // E-Scio. 2021. № 2 (53). С. 704-711.
11. Савинов А.М., Полынская И.Н. Освоение методических принципов работы над академическим рисунком при обучении студентов-дизайнеров // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 361-384. DOI: 10.32744/pse.2019.2.27.
12. Сырова Н.В., Абдуллина М.А., Жемчужникова И.М. Наглядный метод преподавания изобразительного искусства как способ развития творческих способностей обучающихся // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 2 (60). С. 149-153. DOI: 10.46845/2071-5331-2022-2-60-149-153.
13. Богомолова Е.А. Развитие наблюдательности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 23 декабря 2019 года. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. С. 281-283.
14. Полынская И.Н. Воспитательный потенциал этнохудожественного образования школьников в условиях поликультурного образовательного пространства // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 7 (64). С. 104-115.

Исследователи проблем творчества отмечают, что важными составляющими творческого акта являются внимательность и наблюдательность художника. То, что для среднестатистического человека выглядит обыденным и непримечательным, у творческой личности вызывает бурный поток мыслей, ассоциаций и переживаний.

Изучением вопроса наблюдательности занимались многие отечественные психологи и педагоги: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Ушаков и др.

Д.Н. Ушаков считал наблюдательность способностью подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов [1, с. 268].

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов трактует понятие «наблюдательный» как «внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать» [2].

У А.В. Петровского «наблюдательность раскрывается как способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений» [3, с. 29].

По К.Д. Ушинскому, наблюдательность – важнейшее качество ума, проявляющееся в умении видеть все свойства, качества и отношения предмета. Он выделял условия ее развития: наглядность обучения и последовательное изложение информации [4].

В психологическом словаре С. Головина понятие «наблюдательность» рассматривается как способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает собой любознательность, пытливость, которые приобретаются и накапливаются с жизненным опытом [5].

Творческие люди, как правило, воспринимают окружающую их среду через художественные образы. Профессиональные художники обладают большим опытом и высоким уровнем «насмотренности», которые они кропотливо накапливали в своей памяти путем наблюдения. Умение внимательно всматриваться позволяет подмечать качественное, количественное, периодическое изменение объектов, что способствует увеличению запаса художественных образов, а также всестороннему развитию обучающегося.

Часто наблюдение часто идентифицируют как восприятие. Е.В. Скрипникова пишет: «В психологии наблюдательность определяется как качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности, концентрации внимания на том или ином объекте: способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа» [6, с. 249–250].

Как правило, в процессе наблюдения человек выбирает для себя объекты наиболее актуальные и интересные, прежде всего, для него самого. Именно это и отличает наблюдение от процесса восприятия, которое может быть как осознанным, так и произвольным.

Наблюдение и наблюдательность имеют взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности. «Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность – как качество» [7, с. 172]. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности. У обучающихся же развитие наблюдательности – одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Наиболее эффективно развить и проанализировать ее уровень в процессе обучения можно именно во время уроков рисования с натуры. В умении видеть и анализировать натурную постановку: осуществлять композиционное решение, передавать особенности конструктивного строения, характера и пропорций форм предметов, решать пространственное расположение и объем, подбирать колорит работы – заключается наблюдательность. «Поставленные педагогом задания на творческую интерпретацию натуры будут той целью, которая активизирует мышление, создает предпосылки целенаправленного и качественного восприятия учебного материала при анализе художественно-выразительных средств языка» [8, с. 135].

Целью исследования являются научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка разработанных методических рекомендаций, направленных на развитие наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности.

Задачи:

– проанализировать научно-теоретические и психолого-педагогические труды известных ученых;

– обосновать психолого-педагогические закономерности развития наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности;

– определить показатели проявления наблюдательности в процессе изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства в начальных классах;

– научно обосновать и экспериментально проверить разработанные методические рекомендации, способствующие более эффективному развитию наблюдательности у школьников в процессе рисования;

– экспериментально проверить результативность разработанных методических рекомендаций и заданий, способствующих успешному развитию наблюдательности у школьников на уроках изобразительного искусства.

В процессе художественной деятельности важным умением является способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Как правило, способность наблюдать развивается не изолированно, при этом активизируется восприятие, улучшается память, усиливается внимание, а также укрепляется способность активного мышления, что благоприятно не только для уроков изобразительного искусства, но и, в целом, для всестороннего развития личности. К примеру, целенаправленный анализ объектов во время наблюдения и их сравнение между собой способствуют развитию мышления. Итогом успешного развития активного восприятия у обучающегося будет способность детально подмечать характерные особенности не только ранее не изображаемых им предметов, но и уже знакомых объектов, особенности которых ранее не были замечены и не переданы на листе бумаги. «Таким образом, возникновение новых образов в воображении ребенка неразрывно связано с его насмотренностью, то есть визуальным опытом» [9, с. 624].

Материал и методы исследования. Уроки изобразительного искусства играют большую роль в развитии зрительной памяти у обучающихся. Это является необходимым условием для успешного познания окружающей действительности, так как через процессы памяти происходит закрепление, усвоение, воспроизведение наблюдаемых объектов и явлений. Специфика художественной деятельности требует достаточно высокого развития зрительной памяти, художественной наблюдательности у учащихся. «Художественная наблюдательность − это умение целенаправленно, осмысленно, заинтересованно и активно воспринимать и отбирать явления и черты действительности с целью переноса наблюдаемого в художественно-творческую форму» [10, с. 708].

Тем не менее грамотная организация наблюдения изображаемых объектов в процессе обучения изобразительному искусству содействует успешному накоплению в памяти школьников образов и представлений об окружающем мире, а также о предметах быта. Важно различать наблюдение как метод исследования и житейское наблюдение. Как метод исследования наблюдение отличается цепочкой ключевых вопросов: Для чего наблюдать? – Что наблюдать? – Как наблюдать? – Как фиксировать? – Как анализировать?

Для эффективного развития наблюдательности педагогу необходимо не просто учить школьников смотреть и анализировать статичные объекты натурной постановки, но и вносить качественные или количественные изменения в воспринимаемые объекты в процессе наблюдения. «Исследования ученых показывают, что усвоение учебного материала зависит не только от количества, но и качества его повторений и распределения этих повторений во времени» [11, с. 363]. При этом также появляется необходимость в постановке конкретных задач и целей. На их основе составляется подробное планирование необходимых действий и происходит их выполнение. Это позволяет предусмотреть разные стороны наблюдения, исключая стихийное, необдуманное восприятие. Демонстрация наглядных пособий, репродукций картин художников, презентаций является эффективным средством развития зрительной памяти, и, следовательно, наблюдения у школьников. «Особенно эффективный результат в обучении демонстрация дает, если обучающиеся не только проводят наблюдения, но и закрепляют приобретенные знания на практике, например выполняют зарисовки» [12, с. 152].

Особой подготовки к занятиям, включающим целенаправленное наблюдение, требуют ученики младшего школьного возраста. Для младших школьников может быть утомительно в течение длительного времени выполнять монотонную работу, концентрировать внимание. «Развитие такого качества, как наблюдательность, должно осуществляться на протяжении всего периода обучения в школе, но особый упор на это стоит сделать именно на этапе обучения в начальных классах, поскольку в младшем школьном возрасте дети уделяют большее внимание деталям, что способствует эффективному развитию наблюдательности» [13, с. 282]. Поэтому при разработке упражнений, направленных на развитие наблюдательности, следует учитывать возрастные, психические и физиологические особенности организма обучающихся начальной школы.

Итак, представляем тематическое планирование уроков и тем заданий, направленных на успешное развитие наблюдательности у школьников в процессе изобразительной деятельности. Тематическое планирование и комплект заданий разработаны с учетом возрастных особенностей, интересов, возможностей учащихся начальных классов и задач исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематическое планирование уроков

Тема

Цель и содержание

1.

«Молодильные яблочки»

Цель: изобразить яблоки, разные по характеру, величине, окраске.

На нейтральной по цвету драпировке разложены яблоки различного характера, сорта, окраски. Школьникам необходимо передать отличительные особенности объектов, используя акварельные краски

2.

«Осенний листопад»

Цель: передать отличительные особенности тополиного и березового листьев.

Изобразить с натуры характерные особенности желтых осенних листьев: тополя и березы – гуашевыми красками

3.

«Лукошко с грибами»

Цель: изобразить натюрморт с лукошком и тремя разными грибами.

От школьников требуется показать отличительные особенности различных грибов, разных по форме, пластике, размеру и цвету. Грибы лежат возле лукошка. Материал изображения – гуашевые краски

4.

«Стеклянные бутылки»

Цель: нарисовать стеклянные бутылки, различные по форме и цвету. Цветными карандашами школьники должны передать отличительные особенности формы и цвета стеклянных бутылок

5.

«Фруктовое изобилие»

Цель: передать первоначальное расположение фруктов в натюрморте. Школьникам предлагается внимательно рассмотреть натюрморт с различным количеством фруктов, запомнить расположение их в постановке. Через несколько минут преподаватель меняет местами несколько фруктов, может убрать один или добавить какие-либо другие фрукты. Нужно снова предложить учащимся внимательно рассмотреть натюрморт и передать первоначальную версию расположения всех фруктов в натюрморте

6.

«Осенние ягоды»

Цель: изобразить этюды двух веток с гроздями рябины и калины акварельными красками. Школьникам предлагается изобразить пластические особенности двух веток с гроздями рябины и калины, передать характер листьев, ягод и природные особенности веток деревьев

7.

«Два стула»

Цель: изобразить графитным карандашом два ученических стула с отличительными особенностями. Два рядом расположенных стула имеют некоторые различия в конструкции. Детям необходимо передать характерные особенности и найти отличия в конструкциях двух стульев

8.

«Отражения в стекле»

Цель: выполнить зарисовку всех деталей и объектов, отраженных в цветном стекле бутылки. Бутылка из цветного темного стекла ставится на фоне складок драпировки, рядом находятся фрукты. Гуашевыми красками необходимо отобразить на бутылке все отраженные в ней детали

На первом этапе педагогического эксперимента предстояло выявить уровень внимательности и наблюдательности учащихся начальных классов в процессе рисования с натуры, определить, на каких деталях и характерных особенностях натуры акцентируется внимание в их рисунках. Школьникам было предложено изобразить графитным карандашом на одном листе бумаги три разные по форме, характеру и размеру столовые ложки. В процессе анализа работ школьников были выявлены значительные пробелы в обучении младших школьников рисованию с натуры, заключающиеся в отсутствии умений самостоятельно находить отличительные особенности и определять характер изображаемых объектов. Это говорит о том, что у школьников младших классов слабо развита наблюдательность в процессе изобразительной деятельности. Несформированность наблюдательности приводит к обобщенному и типичному решению трактовки изображаемых объектов.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения поставленной цели исследования обоснованы критерии и отдельные показатели, позволяющие оценить процесс развития наблюдательности в изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Под критериями мы понимаем основные признаки проявления наблюдательности в изодеятельности детей.

Критерии оценки работ учащихся начальных классов в процессе изобразительной деятельности, направленные на определение проявления наблюдательности, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки работ учащихся начальных классов в процессе изобразительной деятельности, направленные на определение проявления наблюдательности

 

Критерии

Низкая оценка

Удовлетворительная оценка

Высокая оценка

1.

Проявление в работе композиционных изменений

Композиционные изменения не были отражены в работе

Частичное присутствие композиционных изменений в работе

Композиционные изменения были замечены и отражены в работе

2.

Изменение пространственных отношений натюрморта

Изменения пространственных отношений не были выявлены

Пространственные изменения в работе были переданы частично

Изменения пространственных отношений натюрморта были переданы полностью

3.

Передача детализации

Многие детали не замечены и отсутствуют в работе. Работа выглядит незаконченной

Некоторые детали работы были опущены, в целом работа выглядит достаточно детализированной

Детализация передана достоверно, в полном объеме, что свидетельствует о наблюдательности

4.

Передача характера формы предметов и их пропорций

Характер формы объектов изображения выражен неверно, грубое несоответствие изображаемых предметов натурной постановке. Пропорции предметов переданы неточно

В целом характер предметов передан, но присутствуют незначительные несоответствия натурной постановке. Есть незначительные несоответствия пропорций некоторых объектов натюрморта. Или пропорции, в целом, переданы схоже с натурой, но присутствуют незначительные неточности

Характер и формы объектов натюрморта изображены достоверно. Пропорции предметов соответствуют натуре натюрморта. Все объекты соразмерны и пропорциональны между собой, соответствуют натуре

Результаты анализа рисунков школьников при решении задач первого этапа педагогического эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ рисунков школьников на первом этапе педагогического эксперимента

Критерии

 

Уровни

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

Проявление в работе композиционных изменений

77%

16%

7%

68%

20%

12%

64%

22%

14%

61%

24%

15%

Изменение пространственных отношений натюрморта

83%

11%

6%

78%

14%

8%

76%

16%

8%

69%

21%

10%

Передача детализации

83%

13%

4%

80%

14%

6%

74%

17%

9%

71%

18%

11%

Передача характера формы предметов и их пропорций

81%

14%

5%

78%

15%

7%

71%

20%

9%

68%

21%

11%

НО – низкая оценка

УО – удовлетворительная оценка

ВО – высокая оценка

Анализ первого этапа педагогического эксперимента доказывает нашу гипотезу, что преимущественные сложности при рисовании с натуры возникают из-за слабого развития наблюдательности и неумения младших школьников акцентировать внимание на объекте и отсутствия умений самостоятельно находить отличительные особенности и определять характер изображаемых объектов. Первый этап педагогического эксперимента проходил в начальных классах на базе средней общеобразовательной школы № 31 г. Нижневартовска.

Представленные в таблице № 3 данные демонстрируют, что уровни критерия «Передача характера формы предметов и их пропорций» во всех возрастных группах довольно низкие. Например, в 1-м классе низкую оценку получили 81% учеников, удовлетворительную оценку – 14%, высокую – 5%. Во втором классе 78% – низкая оценка, 15% – удовлетворительная, высокая оценка составила 7%. Не лучше представлены показатели в 3-м и 4-м классах. В 3-м классе низкая оценка – 71%, удовлетворительная оценка составила всего лишь 20%, высокая оценка – 9%. Учащиеся 4-го класса продемонстрировали следующие показатели: низкая оценка – 68%, удовлетворительная составила 21%, высокая оценка – 11%. Такие слабые результаты в оценке работ школьников проявляются из-за низкого развития наблюдательности в изобразительной деятельности и отсутствия умений самостоятельно находить отличительные особенности, подмечать существенное и передавать в рисунках характер изображаемых объектов.

Следующий, более сложный этап педагогического эксперимента научить школьников подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и объектов в процессе рисования. Нами были разработаны методические рекомендации, позволяющие эффективно развивать наблюдательность учащихся в процессе изобразительной деятельности. Для этого были выделены и объединены узловые моменты содержания обучения. Обучение включало в себя цели, задачи, дидактические принципы, учебно-методическое обеспечение с учетом гипотезы и задач исследования и осуществлялось согласно обоснованным педагогическим условиям. Задания и темы уроков разрабатывались с учетом имеющихся знаний, умений, возрастных особенностей школьников и в то же время с постепенным усложнением и добавлением новых приемов и способов развития наблюдательности, обеспечивая посильность процесса обучения. «Для достижения успеха в работе педагогу необходимо хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности» [14, с.110]. В таблице 3 представлен комплекс тем и заданий уроков, способствующих более успешному развитию наблюдательности. В таблице 3 представлены темы, цели и содержание заданий. При объяснении конкретного задания рассматривались особенности восприятия и способы акцентирования внимания учеников на существенных и характерных малозаметных особенностях, существенных для анализа изображаемого предмета.

Разработанные методические рекомендации, темы и задания прошли апробацию с теми же учениками, что и на первом этапе педагогического эксперимента. С каждым видом заданий уровень наблюдательности и способности концентрации внимания на том или ином изображаемом объекте у школьников повышался. Повысилась способность самостоятельно подмечать малозаметные явления и детали, главным образом, существенные для анализа изображаемого предмета или объекта.

Результаты анализа рисунков школьников при решении задач формирующего этапа педагогического эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ рисунков школьников формирующего этапа педагогического эксперимента

Критерии

Уровни

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

НО

УО

ВО

Проявление в работе композиционных изменений

62%

25%

13%

51%

29%

20%

47%

32%

21%

41%

37%

22%

Изменение пространственных отношений натюрморта

70%

19%

11%

65%

21%

14%

59%

24%

17%

56%

26%

18%

Передача детализации

66%

21%

13%

61%

25%

14%

55%

29%

16%

46%

36%

18%

Передача характера формы предметов и их пропорций

68%

21%

11%

63%

25%

12%

57%

30%

13%

53%

34%

13%

НО – низкая оценка

УО – удовлетворительная оценка

ВО – высокая оценка

По результату оценивания показатели данного этапа педагогического эксперимента оказались значительно выше, чем на первоначальном этапе исследования. Сравним результаты критерия «Передача характера формы предметов и их пропорций» на обоих этапах эксперимента. Низкая оценка в 1-м классе формирующего этапа составила 68%, тогда как на первоначальном этапе этот показатель был 77%, удовлетворительная оценка составила уже 21%, что на 7% выше, чем на первом этапе исследования, высокая оценка – 11%. Во 2-м классе показатели также растут: низкая оценка составила 63%, удовлетворительная – 25%, высокая оценка – 12%. В 3-м классе низкая оценка – 57%, удовлетворительная оценка – 30%, высокая составила 13%. В 4-м классе низкая оценка – 53%, удовлетворительная оценка составила 34%, высокая – 13%.

Заключение. Итак, наблюдательность – это, прежде всего, умение видеть и осознавать характерные, однако едва заметные для обычного обывателя особенности предметов и окружающего пространства. Она приобретается при систематическом занятии какой-либо деятельностью, независимо от сферы, и напрямую связана с желанием развиваться и личностными интересами.

Наблюдение требует предварительной подготовки обучающихся, наличия у них определенных знания, навыков и методики работы. Этим обусловлена необходимость грамотного включения методик и блоков заданий по развитию наблюдательности в процесс обучения изобразительному искусству на уроках в общеобразовательных школах.

Разработанные нами методические рекомендации заключаются в комплексном подходе, дающем потенциальные возможности повысить наблюдательность школьников в процессе изобразительной деятельности, что позволяет значительно улучшить качество обучения учащихся начальных классов. Проведенное исследование может служить практическим и теоретическим материалом для дальнейших изысканий в области художественного образования.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н., Куликова В.Е. РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32154 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674