Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Бордонская Л.А. 1 Игумнова Е.А. 1 Левданская Ю.Ю. 1 Попова Н.Н. 1 Серебрякова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО Забайкальский государственный университет
В статье представлены результаты исследования мнения студентов ЗабГУ педагогического направления подготовки о воспитательной деятельности. Выявлены основные проблемы, связанные с подготовкой будущих педагогов к воспитательной работе: недостаточный опыт участия студентов в воспитательной деятельности в вузе и на практиках в образовательных организациях; патриотическое, экологическое, эстетическое направления воспитания отнесены всеми студентами к неприоритетным в их деятельности; недостаточная готовность реализовывать воспитательный потенциал содержания профильного предмета; недостаточное знакомство студентов с современной научно-методической литературой, официальными документами и сайтами по образованию. На основе результатов исследования, анализа нормативно-правового обеспечения, психолого-педагогической литературы по проблемам трансформации педагогического образования и собственной педагогической деятельности в вузе определены основные стратегические направления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: организация со студентами работы по знакомству и анализу нормативно-правовых источников и официальных сайтов по образованию, современной научно-методической литературы; включение в программы подготовки педагогических кадров вопросов воспитательной деятельности, раскрытие будущим педагогам воспитательного потенциала содержания профильного предмета во всех видах аудиторной и внеаудиторной учебной работы в вузе; расширение возможностей для приобретения студентами опыта личного участия в воспитательной деятельности с учётом их интересов и образовательных запросов посредством создания насыщенной образовательной среды в вузе; мотивация и формирование готовности будущих педагогов работать в команде по решению задач воспитания и социализации детей и молодёжи за счёт стимулирования командных форм деятельности студентов и их оценивания в ходе различных занятий и практик, подготовки студентами совместных проектов по решению проблем воспитательной деятельности и их публичной защиты как формы промежуточной и элементов итоговой аттестации по педагогическим дисциплинам, участия студентов различных профилей в подготовке и проведении публичных образовательных интегрированных событий для студентов и школьников.
воспитательная деятельность
педагогическое образование
подготовка будущих педагогов
современные социокультурные условия
1. Эрдынеева К.Г., Рогова А.В., Улзытуева А.И., Игумнова Е.А., Радецкая И.В., Попова Н.Н., Попова Р.Э. , Ульзутуева О.Д., Сысоева Ю.Ю., Лысикова Т.С. Актуальные проблемы образования: вызовы и тенденции: монография. Чита: ЗабГУ, 2016. 273 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения 29.09.2022).
3. Бордонская Л.А. Предметное содержание как ценность образования // Человек и его ценности в современном мире: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции (г. Чита, 2016 г.). Чита: Издательство Забайкальского государственного университета, 2016. С. 25−34.
4. Лошкарёва Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Доклад, 2017. 93 с. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 30.09.2022).
5. Бермус А.Г., Сериков В.В., Алтыникова Н.В. Содержание педагогического образования в современном мире: смыслы, проблемы, практики и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 4. С. 667-691. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-4-667-691.
6. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 3 (35). С. 281-288. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288.
7. Пискунова Е.В. Дискурс современной дидактики в содержании подготовки педагогов // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: Международная научно-практическая конференция (г. Владивосток, 25–26 октября 2019 года). Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2019. С. 54-60.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 29.09.2022).

Социокультурные изменения в обществе (высокая скорость социальных перемен, кризисные явления в различных сферах общества, глобализация, цифровизация и автоматизация, сетевое общество, поиск конструктивного диалога и др.) детерминируют трансформацию процесса воспитания на всех уровнях образовательного пространства и обновление педагогического образования в целом и воспитательной деятельности в частности [1; 2].

Особо следует подчеркнуть ориентир образовательной политики на возрастающую миссию образовательных организаций как института воспитания и социализации; образования как блага, а не сферы услуг. Обновленные требования к воспитательной деятельности нашли отражение во всех нормативных документах, регламентирующих профессиональную деятельность педагога и преподавателя высшей школы, переподготовку и подготовку будущих педагогов (Профессиональный стандарт педагога; ФГОС ВО по педагогическому направлению подготовки; «Ядро высшего педагогического образования», в котором выделен инвариантный модуль по воспитательной деятельности, Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года и др.).

С целью определения проблем и перспектив подготовки будущих педагогов к воспитанию детей и молодёжи и проектированию воспитательной деятельности в условиях современных социокультурных вызовов, поиска стратегий их решения в соответствии с профессиональными задачами и функциями профессиональной деятельности педагогов нами было проведено представляемое в статье исследование в рамках сотрудничества двух лабораторий Забайкальского государственного университета: научно-исследовательской лаборатории по проблемам высшей школы и научно-исследовательской лаборатории воспитания и социализации личности.

База исследования: студенты Забайкальского государственного университета различных профилей по педагогическому направлению подготовки - 266 человек, из них 242 бакалавра образования (психолого-педагогический факультет (ППФ), факультет естественных наук, математики и технологий (ФЕНМиТ), факультет культуры и искусств (ФКиИ), историко-филологический факультет (ИФФ) и факультет физической культуры и спорта (ФФКиС)) и 24 магистранта педагогического образования (2022 г.). Дифференциация респондентов по факультетам и стажу педагогической деятельности представлена в табл. 1.

Таблица 1

Состав респондентов исследования

Состав респондентов исследования

1. Факультеты

Название факультетов

ППФ

ФЕНМиТ

ИФФ

ФКиС

ФКиИ

%

37

29,1

13,3

13,1

7,5

2. Курс обучения

Курс

1

2

3

4

6

%

45,2

20,4

17,6

11,2

5,6

3. Педагогический стаж

Кол-во лет

0

1-2

3-5

Более 5

%

84,3

9,3

5,8

0,6

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось методом анкетирования: офлайн- и онлайн-анкетирования с помощью приложения Google Forms. Студентам предлагалось ответить на 15 вопросов, в которых давались готовые варианты ответов или требовалось сформулировать ответ самому, исходя из собственных представлений о воспитании, оценить свои возможности в организации процесса воспитания обучающихся. Анкета включала 4 смысловых блока.

Первый блок вопросов отвечал следующим задачам исследования: выявить знания и особенности понимания студентами общих вопросов воспитания и некоторых отдельных его аспектов:

1.1. Проанализировав каждую пару прилагательных, определите, какое одно из двух прилагательных точнее описывает воспитание как процесс в современной школе?

1.2. Какие должны быть созданы условия в школе для воспитательной работы со школьниками и что нужно менять для успешности этого процесса?

1.3. Проранжируйте «навыки будущего» из доклада «Наше общее будущее» по значимости с позиции успеха работы учителя (от 1 до 7) (список прилагался).

1.4. Из каких источников Вы чаще всего узнаете о новых тенденциях в области воспитания и обучения? (источники перечислялись)

1.5. Какое из направлений воспитания Вам ближе как личности и Вы будете осуществлять как приоритетное в своей профессиональной деятельности? (приводился список)

1.6. Какие необходимо создать условия в вузе для подготовки будущего учителя к успешной реализации воспитательной работы в образовательных организациях?

Второй блок вопросов был направлен на исследование осмысления студентами воспитательного потенциала учебных предметов [3]:

2.1. Какие из направлений воспитания (приводился список) могут быть реализованы в наибольшей степени средствами Вашего учебного предмета?

2.2. Считаете ли Вы необходимым осуществлять воспитательную деятельность при изучении учебных предметов? Если «Да», то укажите содержательные линии учебного предмета (т.е. на каком содержании предмета это можно сделать), которые могут способствовать воспитанию личности учащегося.

2.3. Какие формы и методы можно использовать для реализации воспитания учащихся средствами Вашего учебного предмета?

2.4. Предложите тему мероприятия воспитательного характера при изучении Вашего учебного предмета.

Третий блок вопросов связан с опытом студентов как участников и организаторов воспитательных мероприятий в процессе обучения в университете, ролью и возможностями различных практик для подготовки студентов к воспитательной деятельности:

3.1.Участвовали ли Вы в вузе в мероприятии воспитательного характера? Если «Да», назовите тему мероприятия(-ий).

3.2.Разрабатывали ли и проводили ли Вы мероприятия воспитательного характера (классные часы, внеурочные занятия по предметам и др.) на практике? Если «Да», назовите на какой практике и тему мероприятия (-ий).

3.3. Проранжируйте, какому виду деятельности Вы уделяли больше времени на практике и на какой практике (список видов деятельности прилагался).

Четвёртая группа вопросов была направлена на самооценку студентами навыков и умений для осуществления воспитательной деятельности:

4.1. Студенту требовалось на шкале от 0 до 10 отметить, насколько то или иное профессиональное умение, навык, компетенция или качество личности у него развито (список прилагался).

4.2. Студенту требовалось оценить свои способности к организации воспитательной деятельности в образовательной организации как будущего педагога, отметив на шкале от 1 до 10 (список прилагался).

Результаты исследования и их обсуждение. Представим анализ ответов по обозначенным выше блокам. По первому блоку вопросов получены следующие результаты.

Первый вопрос выявлял характеристику воспитания, по мнению студентов, в современной школе в целом. Студент должен был, проанализировав каждую пару, определить, какое одно из двух прилагательных точнее описывает воспитание как процесс в современной школе, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка студентами степени выраженности характеристик процесса воспитания (%)

Баллы

Х-ки

процесса

воспитания

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

 

Количество студентов (%)

 

творческий

19

24

21

12

10

12

2

репродуктивный

демократичный

27

24

18

13

7

8

3

авторитарный

активный

26

28

18

10

7

8

3

пассивный

с участием социальных партнеров

16

26

22

19

7

7

3

без участия социальных партнеров

инновационный

21

22

17

18

8

10

4

традиционный

инициативный

27

29

20

9

8

4

3

безынициативный

качественный

39

19

17

13

7

3

2

некачествен-ный

 

Характеризуя воспитание в современной школе, большинство студентов определили данный процесс как качественный, творческий, активный, демократический и инициативный. Инновационность процесса воспитания и его организация с участием социальных партнеров была оценена студентами намного ниже: нейтральные и отрицательные оценки – 40% и 36%.

Полученные результаты довольно высокой оценки воспитательной деятельности, с одной стороны, и низкую оценку инноваций и сети партнёрских отношений – с другой, можно интерпретировать с позиции студентов как участников, а не организаторов воспитательного процесса в школе, т.к. 84,3% из всех опрошенных не имели педагогического стажа, и респондентами в большинстве были студенты 1 и 2 курсов (65,7%).

К анализу выше представленных характеристик следует добавить ещё ответы на вопрос «Какие должны быть созданы условия в школе для воспитательной работы со школьниками и что нужно менять для успешности этого процесса?» 55,6% ответили, что ничего менять не следует, т.е. они удовлетворены качеством воспитательной деятельности в школе и не видят каких-либо возможностей для её улучшения.

44,4% студентов считают, что для качественного процесса воспитания в школе необходимо создать следующие условия: наличие оригинальной педагогической концепции и узких специалистов; применение современных образовательных технологий и методов обучения и воспитания; создание и поддержание здорового психологического микроклимата и безопасной и благоприятной среды общения; организация кружков по интересам; оснащение материально-технической базы; создание партнёрских отношений с другими субъектами социализации; выделение дополнительных уроков, направленных на воспитание; создание школьных газет, информационных стендов и др.

При ответе на третий вопрос, проранжировав «навыки будущего» из доклада «Наше общее будущее» [4] по значимости с позиции успеха работы учителя (от 1 до 7 (обозначив 1 – самый главный)), студенты выразили своё мнение следующим образом:

1 место – осознанность, умение управлять вниманием (2,51);

2 место – креативность, умение находить нестандартные решения (2,56);

3 место – способность учиться, в том числе выбирать стратегии мышления (2,98);

4 место – кооперативность, умение решать нестандартные задачи в кооперации (4,13);

5 место – эмоциональный интеллект, эмпатия (4,42);

6 место – медиаграмотность (5,04);

7 место – экологическое мышление (6,20).

Таким образом, можно сделать вывод: студенты представляют, что в условиях современных вызовов, включая быстроту социальных изменений, высокую степень неопределённости и зачастую непредсказуемости сложного мира, включая человеческие взаимоотношения, в том числе с субъектами образования, от учителя требуется осознанность, креативность, способность учиться.

К вопросу «Из каких источников Вы чаще всего узнаете о новых тенденциях в области воспитания и обучения?» прилагался следующий список источников информации: периодические издания, методическая литература и монографии, сайты образовательных организаций, блоги и сетевые сообщества в Интернете, официальные сайты (Минобрнауки РФ, национальные проекты и т.п.). Распределение ответов студентов показано на рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов студентов на вопрос «Из каких источников Вы чаще всего узнаете о новых тенденциях в области воспитания и обучения?»

Анализ ответов студентов показал, что наибольший процент составили ответы, отражающие применение интернет-источников информации об образовании (62%), таких как сайты образовательных организаций, блоги, сетевые интернет-сообщества и т.п. Это подтверждает общую тенденцию активного использования студентами информационного поля Интернет. В то же время с научно-методическими источниками работает только третья часть студентов (32% опрошенных). К сожалению, студенты недостаточно часто обращаются к официальным сайтам (19%) и очень мало используют периодические издания (13%).

Анализ ответов на вопрос, который предполагал ориентацию на профессиональную деятельность будущих педагогов безотносительно предметного преподавания: «Какое из направлений воспитания Вам ближе как личности и Вы будете осуществлять как приоритетное в своей профессиональной деятельности?» (рис. 1), показал, что студенты считают приоритетными следующие направления воспитания: на 1 и 2 местах – интеллектуальное (52%) и нравственное воспитание (51%). Далее приоритетным названо эстетическое воспитание (42,2%). Суммарный результат по данному направлению воспитания определяется вкладом ППФ (16,9%), а у остальных факультетов это значение ниже 10%. Следовательно, большинство опрошенных эстетическое воспитание не относит к приоритетным.

Гражданско-патриотическое воспитание выделяют как приоритетное 27% опрошенных, из них 10,1% составляют студенты ППФ и 9% студенты ФЕНМиТ. Остальные факультеты дали очень низкие проценты: ИФФ – 4,8%, ФКиИ – 1,5%, ФКиС – 1,1%.

Военно-патриотическое воспитание – общий показатель 24%. Самый низкий показатель – 1,1% ФКиС, более 6% – это показатели двух факультетов: ППФ – 7,5% и ИФФ – 6,7%. Физкультурно-оздоровительное направление воспитания считают приоритетным 25% опрошенных, из них 12% – это студенты ФКиС. Это естественно для студентов данного факультета (т.е. половина всех опрошенных студентов).

Трудовое воспитание – 23%. Проценты по факультетам примерно одинаковые: ППФ – 6%, ФЕНМит – 5,6%, ИФФ – 3,7%, ФКиС – 4,8% , ФКиИ – 2,6%.

Самым слабым местом с точки зрения приоритета воспитания оказалось экологическое воспитание – 19%. Из этих 19% студенты ФЕНМиТ составили 82% и 4,8% – студенты ППФ.

Рис. 2. Выбор студентами приоритетного направления воспитания в своей профессиональной деятельности

При анализе ответов студентов о приоритетных направлениях в своей воспитательной деятельности можно сделать вывод, что интеллектуальное и нравственное воспитание у всех студентов названо ведущим независимо от профиля подготовки. Большой разброс в выборе студентами других направлений воспитания связан со спецификой их профильной подготовки, что показало распределение мнения студентов о первоочередных аспектах воспитания по факультетам. Экологическое, эстетическое и патриотическое направления воспитания заняли низкий рейтинг в иерархии ведущих направлений воспитательной деятельности у студентов.

На вопрос «Какие, на Ваш взгляд, необходимо создать условия в вузе для подготовки будущего учителя к реализации воспитательной работы в образовательных организациях?» дали ответ не все студенты, а только 197 человек, что составляет 74% респондентов.

Среди высказываний студентов, которые мы объединили по смысловым линиям, имеются предложения по созданию следующих педагогических условий:

- материально-техническое обеспечение, включая доступ к Интернету во всех аудиториях;

- больше практики, практико-ориентированных занятий и внеучебных мероприятий;

- введение дисциплин и курсов по воспитательной деятельности и методике классного руководства;

- стимулирование организации студентами самим воспитательной работы в вузе и школах;

- обмен опытом и широкое взаимодействие с работодателями;

- проведение в университете мастер-классов, педагогических мастерских и других форм воспитательной деятельности.

Результаты по второму блоку характеризуют мнение студентов о воспитательных возможностях учебных предметов. Из направлений воспитания, которые могут быть реализованы в наибольшей степени средствами профильного для студентов учебного предмета, 60% опрошенных выбрали интеллектуальное воспитание, 50% –
нравственное (этическое); 45% – эстетическое воспитание, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание связывают со своим предметом соответственно 25% и 24% опрошенных; культурно-оздоровительное – 25%, из них 10,5% – ФКиС.

Сравнивая ответы на вопрос о выборе направлений воспитания в рамках «своего» предмета и профессиональной деятельности в целом, мы получили данные, которые представили в табл. 3.

Таблица 3

Результаты выбора студентами направлений воспитания как приоритетных в педагогической деятельности

Направление воспитания

 

Профессиональная деятельность (в целом)

 

Учебный предмет

 

%

Место

%

Место

Интеллектуальное

52

1

60

1

Нравственное

51

2

50

2

Эстетическое

42

3

45

3

Гражданско-патриотическое

27

4

25

4

Физкультурно-оздоровительное

25

5

25

4

Трудовое

24

6

25

4

Военно-патриотическое

23

7

24

5

Экологическое

19

8

22

6

Порядок в рейтинге при соотнесении ответов студентов о приоритетных направлениях воспитания совпадает для интеллектуального, нравственного (этического), эстетического, экологического, гражданско-патриотического воспитания; и в том и в другом случае совпадает процент ответов для физкультурно-оздоровительного воспитания и военно-патриотического; незначительный разброс в процентном отношении (1%) имеет место для военно-патриотического и трудового воспитания.

Итак, на основе анализа ответов респондентов можно сделать вывод, что студенты приоритетными в профессиональной деятельности считают те направления воспитания, которые они соотносят с возможностями реализации в рамках своих учебных предметов, о чем свидетельствуют рейтинг и процент оценивания ими направлений воспитания.

Следующий вопрос был направлен на выявление личной роли будущего педагога в осуществлении воспитательной деятельности: «Считаете ли Вы необходимым осуществлять воспитательную деятельность (или воспитание школьников) при изучении учебных предметов? Если "Да", то укажите содержательные линии учебного предмета (или на каком содержании предмета это можно сделать?), которые могут способствовать воспитанию личности учащегося».

Из общего числа ответивших на данный вопрос 71 человек (27%) ответили «Да», 41 человек (15,4%) ответили «Нет». Можно предположить, что студенты понимают, что все предметы обладают потенциалом для осуществления того или иного направления воспитания, как они и указали в выше представленном вопросе, но более трети студентов указали, что для них это не является необходимым. Для нас это стало тревожным сигналом: по-видимому, будущие педагоги (15,4%) не осмыслили взаимосвязь процесса обучения и воспитания на каждом уроке, а также не имеют опыта организации воспитательной деятельности средствами учебного предмета.

О недостатке опыта воспитательной деятельности и знаний об организации данного процесса в рамках урока говорит тот факт, что перечислить содержательные линии смогли только 24 человека (9%). Анализ формулировок ответов дает основания говорить, что даже те, кто выделил содержательные линии, не совсем точно понимают на каком содержании можно осуществлять воспитание средствами учебного предмета. В части ответов студентов были названы общие позиции по организации процесса воспитания безотносительно содержания его осуществления. Например, студенты говорят о необходимости воспитания, требованиях к образовательному процессу в целом, формировании познавательного интереса, развитии умственных способностей, творческого мышления, дисциплины и аккуратности, воспитании любви к миру и т.п. Из всех ответов студентов, которые раскрыли сущность содержания воспитания на уроке, можно выделить следующие содержательные линии: знакомство с жизнью и научной деятельностью известных учёных; исторические сведения, факты в области предмета; обращение к истории родного края. Одно историческое направление является недостаточным для организации процесса воспитания на уроке, и на этот аспект следует особо обратить внимание в образовательном процессе, особенно на дисциплинах психолого-педагогической и методической направленности, а также на педагогической практике.

Отвечая на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, формы и методы можно использовать для реализации воспитания учащихся средствами учебного предмета?», 217 студентов (82% респондентов) дали им названия, но характер ответов позволяет говорить, что имеет место не совсем чёткое понимание конкретных их видов для реализации воспитания средствами учебного предмета. Например, игра, беседа, дискуссия, кружки, словесные и наглядные указаны без дифференциации, а в перечислении даны обобщённые формулировки (воспитательные ситуации, стимулирование самооценки, нравственные формы и т.д.). Среди методов названы: информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, рассказ, лекция, различного рода задания, творческие задания, различные виды игр, экскурсии, диспуты, круглые столы, показ образцов, внушение и т.п. К формам работы отнесены: интерактивные, теоретические и практические, воспитательные, групповые и коллективные, массовые мероприятия, дистанционные, показ фильмов и видеофильмов, мероприятия, посвящённые отдельным предметам или конкретным темам, и т.д.

Темы мероприятий воспитательного характера при изучении учебного предмета были названы 262 студентами (98,5% от числа отвечавших). Темы, предлагаемые респондентами, соответствуют специфике факультетов, например: «Мир информатики», «История изучения и освоения космоса», «В мире робототехники», «Великие математики и их открытия», «Живая планета», «Мир вокруг нас», «Забайкалье – наша малая Родина», «Современное искусство», «Искусство портрета», «Художники моей малой Родины», «Великий и могучий русский язык», «Чему можно научиться из литературных произведений», «Подвиг партизан во время ВОВ», (на основе литературных источников: «Декабристы – хорошо или плохо?», «Выдающиеся исторические личности эпохи Возрождения», «Физкультура и здоровье» и т.п.).

Проанализируем вопросы третьего блока, направленные на выявление опыта студентов как участников и организаторов воспитательных мероприятий в процессе обучения в университете, в т. ч. и на практиках в образовательных организациях.

На вопрос «Участвовали ли Вы в вузе в мероприятии воспитательного характера?» 11% студентов ответили «Да», что демонстрирует их низкую вовлечённость в воспитательный процесс. Можно предположить, что выявленный факт может отрицательно влиять на их способность к реализации воспитательной работы на современном уровне. Называя тему мероприятий, респонденты ответили так: тематические мероприятия на факультетах, спортивные мероприятия, уборка, добровольчество, волонтёрство, вузовские олимпиады.

Менее половины студентов (44,4%) положительно ответили на вопрос «Разрабатывали ли и проводили ли Вы мероприятия воспитательного характера (классные часы, внеурочные занятия по предметам и др.) на практике в образовательных организациях?» (рис. 3).

Факультет

Ответ «Да»,%

ФЕНМиТ

37,2

ППФ

15

ФКиИ

0,4

ИФФ

0,4

ФКиС

0,75

 

 

Рис. 3. Участие студентов в разработке и проведении мероприятий воспитательного характера на практике в образовательных мероприятиях

Можно предположить, что некоторое снижение активности студентов в воспитательной деятельности в вузе как участников, так и организаторов её с обучающимися на практиках связано с эпидемиологическими ограничениями по коронавирусу (2020-2022 гг.).

Учитывая полученные результаты: низкая включённость студентов в организацию воспитательных мероприятий на практике (55,6% опрошенных – не организовывали мероприятия), низкая оценка роли учебного предмета в воспитании школьников (36,6% респондентов считают, что могут не осуществлять воспитания школьников при изучении учебных предметов), нами сделан следующий вывод: актуальными для подготовки будущих педагогов являются мотивация большинства студентов к участию в воспитательной работе в вузе и обновление программ практик в контексте организации воспитательной деятельности студентов с обучающимися.

Результаты ранжирования видов деятельности студентов на практике по затратам времени (1 место – больше всего времени) показаны на рис. 4. Положительным является результат, связанный с тем, что больше всего времени студентами уделено взаимодействию непосредственно с учениками и другими субъектами образовательного процесса. При этом работе с однокурсниками они уделяют меньше времени на практике.

Рис. 4. Результаты ранжирования видов деятельности студентов на практике по затратам времени

Четвёртый блок вопросов предполагал самооценку студентами профессиональных умений и качеств личности в контексте «Навыков ХХI века». На шкале от 0 до 10 необходимо было отметить, как у студента развиты профессиональные умения и навыки, которыми актуально овладеть учителю для успешного осуществления профессиональной деятельности и создания условий для развития их у обучающихся. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты самооценки студентами профессиональных умений и навыков

Навыки ХХI века

Значение

Место

Сотрудничество (кооперация, умение работать в команде)

7,63

1

Коммуникация

7,39

2

Эмоциональный интеллект. Эмпатия

7,22

3

Способность учиться, в т.ч. выбирать свои стратегии мышления

7,19

4

Осознанность. Умение управлять вниманием

7,04

5

Творчество (креативность)

7,01

6

Информационная грамотность

6,94

7

Медиаграмотность

6,63

8

Критическое мышление

6,60

9

Экологическое мышление

6,36

10

Гибкость

6,27

11

Инициативность

6,26

12

Лидерство

5,86

13

В ходе самооценки умений и навыков, по мнению респондентов, на первое место вышло сотрудничество, далее – коммуникация, затем – эмоциональный интеллект, эмпатия, на четвертом месте – способность учиться. Такая самооценка соотносится с требованиями как к современному человеку в целом, так и к учителю как профессионалу, который постоянно взаимодействует и работает как в коллективе обучающихся, так и профессиональном сообществе. Несколько беспокоит тот факт, что в рейтинге последнее место заняли инициативность (12 место) и лидерство (13 место), т.к. учитель призван осуществлять в своей деятельности мотивирующие и организаторские функции.

Оценивая свои способности к организации воспитательной деятельности в образовательной организации как будущего педагога, студенты на шкале от 1 до 10 отмечали уровень развития каждой способности. Результаты самооценки представлены в табл. 5.

Таблица 5

Самооценка студентами способностей к организации воспитательной деятельности в образовательной организации

Способность

Значение

Место

Использование реальных ситуаций (знаменательные даты и события)

6,8

1

Знакомство с жизнью и деятельностью великих людей

6,8

2

Выбор формы проведения воспитательного мероприятия (события)

6,6

3

Выбор метода организации воспитательного мероприятия (события)

6,5

4

Учёт специфики целевой аудитории (возрастных особенностей, интересов, уровня здоровья и др.) и назначения выбранной формы проведения воспитательного мероприятия (события)

6,4

5

Организация созидательной активности обучающихся

6,3

6

Умения по проектированию воспитательного мероприятия (события)

6,1

7

Самый высокий показатель по способностям – использование реальных ситуаций (знаменательные даты и события) и знакомство с жизнью и деятельностью великих людей (6,8). Способности, связанные с учетом специфики целевой аудитории (возрастных особенностей, интересов, уровня здоровья и др.) и назначения выбранной формы проведения воспитательного мероприятия (события), организацией созидательной активности обучающихся и умениями по проектированию воспитательного мероприятия (события) – имеют более низкие показатели, но разница в показателях (0,7) является незначительной.

В целом, анализируя полученные результаты по данному вопросу, мы пришли к выводу, что студенты оценивают свои способности к осуществлению воспитательной деятельности достаточно высоко (выше 6 из 10 баллов). При этом выявлено несоответствие между довольно высокой самооценкой готовности студентов к воспитательной деятельности и реальным опытом её осуществления как на практиках в вузе, так и в ходе участия и организации ими воспитательных мероприятий, что было отмечено при анализе ответов студентов в предыдущем блоке.

Выводы: в ходе исследования на основе анкетирования нами было выявлено мнение студентов – будущих педагогов о воспитательной деятельности, степень осознания ими данного процесса и готовности осуществлять его на практике в современных социокультурных условиях.

Проанализировав полученные данные опроса студентов университета по педагогическому направлению подготовки, представим в обобщённом виде основные проблемы, связанные с подготовкой будущих педагогов к воспитательной работе в образовательных организациях:

- студенты показали недостаточный опыт участия и организации такой работы, поэтому некоторые высокие оценки, характеризующие, по их мнению, современную школу, зачастую не соответствуют реальному качеству изучаемого процесса с учётом современных социокультурных вызовов;

- такие направления, как экологическое, эстетическое и патриотическое, не выделены в качестве приоритетных в данном виде деятельности у всех студентов, поэтому необходимо в образовательном процессе вуза усилить подготовку по данным направлениям и повышать степень осознания будущими педагогами значимость изучаемых явлений в условиях современных социокультурных вызовов;

- будущие педагоги недостаточно готовы для реализации воспитательного потенциала содержания своего профильного предмета, зачастую не имеют опыта организации такой деятельности на уроке;

- установлено недостаточное применение студентами современной научно-методической литературы, официальных документов и сайтов, отражающих государственную образовательную политику.

Результаты исследования, анализ нормативно-правового обеспечения подготовки будущих педагогов, психолого-педагогической литературы по проблемам трансформации педагогического образования (А.Г. Бермус., В.В. Сериков, Н.В. Алтыникова [5]; С.А.Писарева, А.П. Тряпицына [6]; Е.В. Пискунова [7]) и собственной педагогической деятельности в вузе позволили определить основные стратегические направления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в условиях современных социокультурных вызовов, содействующие формированию «социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования» (Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года) [8].

Во-первых, организация со студентами в образовательном процессе самостоятельной работы по знакомству и анализу нормативно-правовых источников в сфере государственной образовательной политики и официальных образовательных сайтов, современной научно-методической литературы, включая периодические педагогические и методические издания для профильных предметов.

Во-вторых, включение в программы подготовки педагогических кадров вопросов воспитательной деятельности, раскрытие будущим педагогам воспитательного потенциала содержания профильного предмета и форм его освоения обучающимися посредством всех видов аудиторной и внеаудиторной учебной работы в вузе (учебных дисциплин, специальных курсов (модулей) по выбору, всех видов практик, научно-исследовательской деятельности студентов, самостоятельной работы и т.п.).

В-третьих, расширение возможностей для приобретения студентами опыта личного участия в воспитательной деятельности с учётом их интересов и актуальных запросов посредством насыщенной образовательной среды в вузе, например участие в общественных организациях молодёжи, конкурсных воспитательных мероприятиях для будущих педагогов («Конкурс педагогического мастерства», олимпиады различного уровня по педагогике и другим дисциплинам и др.), разных видах волонтёрской деятельности, включая педагогическую, а также организацию рефлексии этой профессиональной деятельности студентов.

В-четвёртых, мотивация и формирование готовности будущих педагогов работать в команде по решению задач воспитания и социализации детей и молодёжи, т.е. в профессиональном сообществе, для чего актуальным являются:

- стимулирование командных форм деятельности студентов и их оценивание в ходе различных занятий и практик;

- подготовка студентами совместных проектов по решению проблем воспитательной деятельности с учётом специфики образовательной организации и индивидуальных особенностей обучающихся и их публичная защита как форма промежуточной и элементов итоговой аттестации по педагогическим дисциплинам;

- участие студентов различных профилей в подготовке и проведении публичных образовательных интегрированных событий.


Библиографическая ссылка

Бордонская Л.А., Игумнова Е.А., Левданская Ю.Ю., Попова Н.Н., Серебрякова С.С. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32149 (дата обращения: 27.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674