Современные социально-экономические условия определяют повышение значимости естественных наук в решении проблем в области экологии, развития производства, улучшения качества жизни населения. Соответственно, на первый план выдвигается задача совершенствования естественно-научного образования, в обеспечении качества которого в последние годы наблюдаются определенные проблемы. По данным исследований, проведенных экспертами PISA среди российских школьников, растет доля обучающихся, не овладевших компетенциями в области естественных наук, снижается их интерес к участию в исследованиях естественно-научной направленности. Одной из причин сложившегося положения дел является уровень естественно-научной компетентности учителей естественно-научных дисциплин, не соответствующий современным требованиям. В полной мере это относится к учителям физики общеобразовательных школ.
Анализ проведенных исследований позволил прийти к выводу, что задача формирования естественно-научной компетентности у будущих учителей физики в процессе их профессиональной подготовки в вузе решается недостаточно эффективно, что, в свою очередь, требует специально организованных мероприятий и поиска средств, обладающих значительным потенциалом в ее формировании [1; 2].
Стратегия инновационного развития знания в Российской Федерации, решения, принятые Союзом ректоров, определяют направления развития педагогического образования и пути модернизации педвузов. В результате в вузах, подведомственных Министерству просвещения России, созданы межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций. Приоритетными направлениями деятельности вузов определены развитие науки, образования, технологий, инноваций. Соответственно, наиболее важной составляющей работы любого вуза становится научно-исследовательская деятельность, которая выступает эффективным средством профессионального становления будущих педагогов, овладения ими профессиональной компетентностью в совокупности всех ее составляющих. Вышесказанное актуализирует проблему использования возможностей научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей физики.
Цель исследования: определить потенциал научно-исследовательской деятельности в формировании естественно-научной компетентности будущего учителя физики.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели нами был использован теоретический метод - анализ психолого-педагогической и научно-исследовательской литературы. Проведено анкетирование студентов 1-5 курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, анкетирование преподавателей естественно-научных дисциплин вузов и общеобразовательных школ Чувашской Республики.
Результаты исследований и их обсуждение
Наряду с проблемами, связанными с быстрыми темпами развития всех сфер общества, с цифровизацией экономики и производства, на первый план выдвигается проблема качественной подготовки профессиональных педагогов. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является научно-исследовательская деятельность обучающихся образовательных организаций всех типов и уровней образования.
Феномен научно-исследовательской деятельности обучающихся является достаточно разработанным в научной литературе. Общепризнанным в настоящее время является факт, что правильно организованная научно-исследовательская деятельность, особенно вне урочного времени, имеет множество положительных моментов [3].
В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, как и во многих педагогических вузах, научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной для обучающихся по всем направлениям подготовки в течение всего периода обучения. Она охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность, реализуя принцип образования через науку. В университете разработаны и приняты общие требования к организации научных исследований студентов, включающие ознакомление будущих педагогов с основами научно- исследовательской деятельности, их привлечение к исследованиям, проводимым преподавателями и сотрудниками вуза.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся в учебном процессе включает: выполнение заданий, предполагающих поиск информации, проведение исследований аналитического характера; выполнение реферативных обзоров научной литературы, проведение исследований в рамках научной работы преподавателей. Названные формы работы направлены на формирование у обучающихся базовых научно-исследовательских умений и навыков (работы с первоисточниками; поиска, анализа и систематизации полученной информации; обработки экспериментальных данных с помощью методов математической статистики; пользования информационными технологиями и др.).
Предназначением научно-исследовательской деятельности обучающихся во внеучебном процессе является расширение содержания профессиональной подготовки, предусмотренной в учебных планах и программах. Вариативность такой деятельности позволяет преподавателям использовать достаточно широкий спектр форм, среди которых стажировки будущих педагогов в других вузах и научно-исследовательских организациях; работа студентов в составе исследовательских групп для выполнения проектов и др.
Проанализировав перечисленные выше формы организации научно-исследовательской деятельности, мы предположили, что такая деятельность естественно-научной направленности может обладать значительным потенциалом в формировании естественно-научной компетентности у будущих учителей физики.
Понятие «потенциал» является междисциплинарным, используемым как в естественных, так и в общественных науках.
В общественных науках «потенциал» означает совокупность возможностей, средств, материалов, ресурсов, фондов, источников. На латинском языке термин «потенциал» (potentia) переводится как нечто, обозначающее мощь, силу, возможность. В толковом словаре потенциал определяется как физическое понятие, которое характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства, а также как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь [4].
В.В. Гуньков, изучая понятие «потенциал» относительно научно-исследовательский деятельности, трактует его как «совокупность качеств, обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность, предрасположенность учащегося к самостоятельной научно-исследовательской деятельности» [5].
Н.В. Бордовская и С.Н. Костромина считают, что «исследовательский потенциал обучающегося» представляет собой системную и интегральную характеристику ресурсов, «внутренних и приобретенных в процессе обучения, воспитания и развития», «силы его интеллекта и личностной зрелости, информационно-когнитивной, мотивационно-ценностной и организационно-волевой сферы, необходимых и достаточных для овладения и успешного самостоятельного осуществления исследовательской деятельности» [6].
Проанализировав работы, посвященные раскрытию сущности понятий «потенциал» и «исследовательский потенциал», мы определяем потенциал научно-исследовательской деятельности естественно-научной направленности как совокупность ряда аспектов: мотивационно-целевого, включающего актуализацию согласованных мотивов овладения будущими учителями физики естественно-научной компетентностью; когнитивно-содержательного аспекта, состоящего в возможности повышения эффективности усвоения студентами профессиональных знаний, формирования умений и навыков; рефлексивного аспекта, проявляющегося в возможности формирования у студентов умений самооценки и саморегуляции профессионально-педагогической деятельности.
Задачей нашего исследования было установить, насколько продуктивно используется потенциал научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физики.
Проведя опрос студентов 1-5 курса физико-математического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, где принимало участие 85 человек, мы выяснили, что только 10% из числа студентов хотят заниматься научно-исследовательской деятельностью. На вопрос о причинах отсутствия у студентов желания заниматься научно-исследовательской деятельностью большинство студентов ответили, что не видят связь своей будущей жизни и профессиональной деятельности с научно-исследовательской деятельностью в целом и естественно-научной направленности в частности.
Значительная часть опрошенных (35%) утверждают, что у них нет способностей к научно-исследовательской деятельности и что они не компетентны в области научно-исследовательской деятельности.
Приведем примеры ответов студентов.
«Возможно, буду заниматься НИД, если я найду интересную и понятную мне тему для НИД».
«Я считаю, что заниматься научно-исследовательской деятельностью очень интересно, это требует крепких нервов, но если все получается, то результат оправдывает себя. Поэтому, возможно, мня смогла бы заинтересовать научно-исследовательская деятельность».
«Я не думаю, что мне хотелось бы заниматься НИД, так как для такого рода деятельности нужно много усердия, терпения и желания прийти к решению поставленной задачи. У меня не хватило бы терпения и усердия».
«Да, я считаю НИД это интересно, но я не хочу заниматься НИД. Считаю, что нет необходимых средств для должной организации НИД».
«Я не хочу заниматься НИД. Это сложный мыслительный процесс, требующий хорошей подготовки и желания заниматься НИД».
«На данный момент я бы не хотел заниматься такой деятельностью, так как пока это не входит в список моих приоритетов».
«Уже занималась научно-исследовательской деятельностью, представляла свою работу "Excelsior-2020" в районе. Думаю, если в вузе будут возможности для должной работы НИД, то я бы продолжила свою деятельность».
«Я бы хотела заниматься научно-исследовательской деятельностью, так как мне интересно изучать новое, открывать для себя новые пути решения тех или иных задач, с целью расширения кругозора, но я сомневаюсь в материально-технической обеспеченности вуза для должного проведения НИД».
«Нет, не хочу заниматься НИД, нет потенциала».
Наличие ответов, содержащих негативную оценку студентами своей готовности к занятиям научно-исследовательской деятельностью, позволяют сделать вывод о некоторых недостатках в организации такой деятельности и реализации ее потенциала.
На вопрос «Что бы могло мотивировать студентов к научно-исследовательской деятельности?» 45% из 35 опрошенных студентов ответили, что научно-исследовательская деятельность будет престижной, если она оборудована соответствующим образом (оснащенный оборудованием лабораторный кабинет, компьютер со встроенными математическими программами и др.).
На вопрос, хотят ли студенты заниматься научно-исследовательской деятельностью после окончания вуза, были получены ответы, позволившие сделать заключение, что только у 10% из числа студентов есть намерения продолжать проведение научных исследований в области образования в процессе своей профессионально-педагогической деятельности. В качестве причин, обуславливающих отсутствие у будущих учителей физики интереса к занятию научно-исследовательской деятельностью, большинство студентов ответили, что не видят связь будущего с научно-исследовательской деятельностью, что научно-исследовательская деятельность не престижная, так как материально не поощряется. На момент опроса значительная часть студентов не видели связи научной деятельности и своей карьеры.
На вопрос, что могло бы мотивировать студентов к научно-исследовательской деятельности, 45% из 35 опрошенных студентов ответили, что научно-исследовательская деятельность будет представлять для них интерес, если на факультете будет улучшена материально-техническая база, включающая оснащенные современным оборудованием лабораторные кабинеты, компьютеры со встроенными математическими программами и др.
Результаты проведенного исследования были обсуждены на совете профессорско-преподавательского состава физико-математического факультета в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева, по итогам которого были предприняты меры, направленные, прежде всего, на совершенствование материально-технического обеспечения научно-исследовательской деятельности студентов. Было закуплено новое оборудование, лабораторные кабинеты укомплектованы новыми компьютерами и другими современными техническими средствами.
Вышеизложенное позволило определить педагогические условия реализации потенциала научно-исследовательской деятельности в формировании естественно-научной компетентности будущих учителей физики.
Первое условие связано с формированием положительной мотивации у будущих учителей физики к включению в научно-исследовательскую деятельность естественно-научной направленности. К путям повышения мотивации студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью мы относим организацию кружков естественно-научной направленности на физико-математическом факультете; активное привлечение студентов к научным исследованиям через студенческое научное общество; расширение практики участия студентов в конференциях, выставках вуза и вне вуза; финансовую помощь в реализации научно-исследовательской деятельности со стороны факультета.
Второе условие предполагает осуществление целенаправленной работы по обучению студентов навыкам академической коммуникации, предполагающей обмен знаниями и информацией между студентами и преподавателями, возможность участия студентов со своими разработками в различных региональных проектных конкурсах и грантах, представление студентами результатов своих исследований на научных мероприятиях различного ранга, подготовку научных публикаций.
Третье условие, по нашему мнению, состоит в методическом обеспечении научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики: разработка учебно-методических пособий и методических рекомендаций по проведению научных исследований в области естественных наук; применение форм, средств и методов интерактивного обучения для активизации самостоятельной деятельности студентов по выполнению научно-исследовательской деятельности.
Выводы. Научно-исследовательская деятельность студентов вузов является важным средством профессиональной подготовки будущих учителей физики, обладающим значительным потенциалом, проявляющимся в следующих аспектах:
- занятия научными исследованиями позволяют сформировать у студентов научно обоснованное представление о современной картине мира, фундаментом которой являются наиболее значимые законы и принципы в области физики;
- в процессе проведения студентами научных исследований формируются умения опытно-экспериментальной деятельности естественно-научной направленности;
- благодаря выступлениям с представлением результатов проведенных исследований на научных конференциях у будущих учителей физики развиваются методические умения аргументировать и обосновывать полученные в ходе исследования выводы, опираясь на знание естественно-научных теорий и законов.
Проведенное анкетирование студентов педагогического вуза показало, что в организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза существуют определенные недостатки (недостаточный учет интересов обучающихся, отсутствие целенаправленной работы преподавателей по формированию у студентов мотивации к проведению научных исследований, научно-исследовательская деятельность у обучающихся педагогического вуза не пользуется популярностью и др.).
Для эффективной реализации потенциала научно-исследовательской деятельности необходимо создание в образовательном процессе вуза определенных условий, к которым мы относим формирование у студентов мотивации к проведению научных исследований; осуществление целенаправленной работы по обучению студентов навыкам академической коммуникации, методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики.
Библиографическая ссылка
Петрушкина Т.А. ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32144 (дата обращения: 10.10.2024).