Непрерывность социально-экономических трансформаций в условиях современной России обуславливает необходимость формирования и развития новых компетенций работников на рынке труда. Необходимость обеспечения устойчивости отечественной экономики и достижение социальной стабильности в государстве заложили основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2023 г.
В настоящее время устойчиво мнение о том, что низкая эффективность реализации программ, направленных на развитие малого бизнеса, связана главным образом с высоким уровнем бедности в нашей стране, а также все более усиливающимся региональным неравенством, т.е. все списывается на «плохие» экономические условия. Однако у коучей и бизнес-тренеров существует иная версия, а именно отсутствие у большинства населения тех качеств, которые нужны для того, чтобы открыть собственное дело. Возникает вопрос: «Почему при прочих равных условиях одни становятся успешными бизнесменами, а другие закрывают свой бизнес?» Существует условное разделение предпринимателей на «старых» и «новых». При этом первых предпринимателей можно описать такими эпитетами, как «опытный», «ответственный», а вторых – «инновационные» и лучше коммуницирующие с потребителями.
Современная ситуация в экономике развернута в сторону формирования нового поколения предпринимателей. Это молодежь, которая транслирует изменившиеся ценности ведения бизнеса, отличается по-настоящему сильными идеями, верой в достижение успеха и желанием изменить к лучшему если и не весь мир, то какую-либо отрасль.В связи с этим необходимо развивать инфраструктуру поддержки молодежного предпринимательства, при том что такая поддержка инициатив и содействие предпринимательской деятельности молодежи входит в перечень основных направлений реализации молодежной политики. Развитие предпринимательских компетенций нового поколения и получение ими необходимых для предпринимательской деятельности знаний – это «быстрый» старт в мир бизнеса и залог принятия эффективных решений. Здесь мы ориентируемся прежде всего на студенческую молодежь, так как эта категория граждан обладает большим потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности в изменившейся социально-экономической среде вследствие их повышенной адаптируемости к условиям и наличия инновационного мышления. Поэтому многие вузы, в том числе в Омской области, вводят инновационные предпринимательские продукты для достижения вышеуказанных целей.
Инновационные предпринимательские продукты – это результат инновационного предпринимательства, которое интерпретируется по-разному в научной среде и источниках, однако исследователи единогласны в том, что его общей чертой является выделение в качестве основных характеристик нацеленности на коммерческий успех и использование нововведений.
Авторы настоящего исследования обращают свое внимание на сферу образовательного предпринимательства – важного тренда на рынке образовательных услуг. Далее приведен ряд точек зрения на понятие и сущность категории «образовательное предпринимательство». Так, Г. Балыхин в большей степени рассматривает термин с экономической точки зрения, отмечая необходимость достижения социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях [1]. М.Н. Кузьмина и А.Н. Сырбу в качестве ведущей характеристики выделяют применение нового товара для активизации деятельности преподавательского состава, противопоставляя социальную сторону определения экономической [2]. При этом авторы отмечают новизну и инновационный характер товара или деятельности, тем самым определяя еще одну существенную характеристику термина – склонность к творческому, инновационному и созидательному процессу.
И.П. Геращенко, Е.В. Алексеенко, А.Н. Романова «выводят» определение «образовательное предпринимательство» через развитие предпринимательских компетенций у студентов, а также предлагают использовать методику оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза. Авторами предложена система показателей, описывающих потенциал развития системы образовательного предпринимательства и эффект ее функционирования [3].
А.В. Пеша, М.Н. Шавровская, З. Каха рассматривают развитие предпринимательских компетенций у студентов с учетом гендерного аспекта и приходят к выводу о том, что гендерная составляющая влияет лишь частично на развитие данных компетенций [4].
Исследования Г.Г. Дерябина, Д.П. Можжухина, Ю.Г. Памухина и О.Н. Потаповой ориентированы на развитие предпринимательских компетенций у студентов непрофильных направлений подготовки с помощью стартапа [5]. У Е.В. Быковской и Н.Л. Айвазяна раскрывается взгляд авторов на проблематику развития студенческого технологического предпринимательства [6]. Что касается опыта применения инновационных образовательных практик, в том числе инновационного предпринимательства, то данному вопросу посвящены работы Ю.Е. Валькова [7].
В рамках настоящего исследования под инновационным предпринимательским продуктом мы будем понимать те мероприятия, реализация которых направлена на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования.
Цель исследования – изучить опыт внедрения инновационных предпринимательских продуктов в сфере высшего образования.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования выступают инновационные предпринимательские продукты, направленные на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования. В работе авторы применили такие методы исследования, как опрос, мониторинг, анализ научных и учебных материалов, отражающих тематику исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В опросе с целью выявления опыта внедрения инновационных предпринимательских продуктов в сфере высшего образования приняли участие 43 российских педагогических вуза. Опрошенные представляли вузы Алтайского края, Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Волгоградскую, Воронежскую, Омскую, Оренбургскую, Томскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Ярославскую области и Чувашскую Республику. От каждого вуза в опросе принял участие один респондент. 34,9 % опрошенных занимают должность заведующего кафедрой или декана, такое же количество опрошенных – преподаватели, 16,3 % – начальники структурного подразделения вуза, остальные – ректор или проректор, сотрудник вуза. 34,9 % респондентов имеют гуманитарное образование, 30,2 % – психолого-педагогическое, 14 % – физико-математическое, 9,3 % – экономическое, незначительный удельный вес – техническое, сельскохозяйственное и медицинское. Анкета включала 32 вопроса, направленных на определение вовлеченности вузов в образовательное предпринимательство и определение опыта внедрения инновационных предпринимательских продуктов.
Респондентам был предложен ряд вопросов, связанных с наличием в университетах инфраструктуры для развития инновационно-предпринимательской деятельности студенческой молодежи, особенностями реализации образовательных программ в области предпринимательства и прочими аспектами. Более 44 % опрошенных отметили в качестве важных цели, связанные с развитие образовательного предпринимательства в вузе, как условия для формирования нового поколения предпринимателей. При этом в качестве основных и эффективных мер (с точки зрения их роли для поддержки студенческого предпринимательства) респонденты указали технопарки, проведение конкурсов по развитию предпринимательских инициатив, работу стартап-студий и др. Критериями для оценки эффективности системы образовательного предпринимательства вуза стали: процент выпускных квалификационных работ, защищающихся в виде стартап-проектов; наличие при университетах малых инновационных предприятий и результативность их функционирования; развитие инфраструктуры образовательного предпринимательства в вузе и пр. При этом респонденты обращали внимание на слабую деятельность вузов в плане развития студенческих сообществ, деятельность которых направлена на формирование, управление активностью и реализацию студенческих предпринимательских инициатив, хотя 10 % опрошенных заявили, что в их учебных заведениях планируются к запуску такие сообщества, а у 4,3 % они успешно реализуются в форме студенческих научных лабораторий.
Более 48 % опрошенных отметили недостаточное участие в финансируемых научных и инновационных проектах в области образовательного предпринимательства. Преимущественно проекты, связанные с предпринимательством, реализуются в сфере дополнительного образования, средняя продолжительность такого проекта составляет 1–2 года, а доходы от реализации незначительны: у 40 % опрошенных – до 50 тыс. руб., у 30 % – до 100 тыс. руб.
Что касается просветительских мероприятий образовательно-предпринимательской направленности, то они проходят в основном в форме круглого стола, также это олимпиады, проектные сессии и проблемные лаборатории. Внеучебная деятельность по данному направлению ведется через участие в конкурсах, оказание консультационной и тьюторской поддержки, проведение бизнес-тренингов. Образовательные программы, направленные на формирование предпринимательских компетенций, реализуются в виде курсов по выбору и факультативов в рамках основной образовательной программы. Как правило, специальные дополнительные образовательные программы «предпринимательской направленности» в большинстве вузов не реализуются, однако 16 % респондентов отметили, что они планируют их к запуску в 2022–2023 учебном году.
Молодежные объединения, деятельность которых связана с областью образовательного предпринимательства, есть у 9 % опрошенных университетов, у 55 % опрошенных они планируются к запуску в 2022–2023 учебном году.
Таким образом, результаты опроса позволили прийти к выводу о том, что внутренняя инфраструктура вуза по формированию и развитию предпринимательских компетенций молодежи, в том числе в сфере образовательного предпринимательства, проходит начальный этап.
В рамках настоящего исследования авторы предприняли попытку оценить уровень использования вузами инновационных предпринимательских продуктов на основании открытых источников, которыми выступили сайты университетов. Базой для исследования стали вузы г. Омска. Так, мероприятия, проводимые ФГАОУ ВО «Омскийгосударственныйтехническийуниверситет» (далее – ОмГТУ), нацелены на развитие предпринимательской инициативы студентов в сфере технического предпринимательства. К ним можно отнести первый региональный хакатон, посвященный разработке цифровых решений для бизнеса. При этом, несмотря на то, что инициатором мероприятия является кафедра «Математические методы и информационные технологии в экономике», ограничений по направлению подготовки для участия студентов нет, то есть в мероприятии могут принять участие студенты любых специальностей. Также университет выиграл крупный грант в размере 9,5 млн руб. на развитие программ студенческого предпринимательства. На российской образовательной платформе Stepik ОмГТУ запустил несколько курсов для студентов, три из которых: «Технологии рекрутинга», «Интернет-маркетинг для начинающих» и «Управление персоналом» – связаны с развитием предпринимательских компетенций у студентов.
Большая часть мероприятий, которые направлены на развитие предпринимательских компетенций в ФГАОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского», проводятся для школьников, студентов колледжей и техникумов. К примеру, региональный кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству для школьников и студентов любого курса колледжей и техникумов (совместно с НИУ–ВШЭ). Это состязание, в котором команды участников при поддержке менторов решают реальные бизнес-задачи, разрабатывают собственные проекты и предоставляют результаты экспертам от бизнес-структур, вузов и органов власти для профессиональной оценки. Кейс-чемпионат не только соревнование, но и обучение, развитие универсальных для любой профессии навыков, первый шаг к предпринимательству и развитию своего бизнеса.
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения» (далее – ОмГУПС) проводит деловую игру «Я – предприниматель» для формирования активной жизненной позиции молодежи, развития лидерского, творческого, делового потенциала студентов, выявления и поддержки предпринимательских и организаторских навыков. Мероприятие организовано Первичной профсоюзной организацией студентов ОмГУПС совместно с движением «Амбассадоры ОАО ²РЖД²».
Несмотря на то, что в Аграрном университете им. Столыпина отсутствует факультет экономики, при вузе работает кафедра, которая ведет большую просветительскую работу по повышению финансовой грамотности студентов. Университет активно принимает участие в различных всероссийских конкурсах и форумах, например «Сильные идеи для нового времени». Для участия в форуме проходит внутриуниверситетский отбор идей и проектов молодых людей для развития своего вуза, региона и страны. На базе университета с 2016 г. действует «Бизнес-инкубатор Омского ГАУ». Он создан для развития студенческого предпринимательства, поддержки бизнес-проектов и дальнейшего их развития. В 2021–2022 учебном году была проведена «Школа проектного управления». Основная цель – формирование проектных команд из числа талантливой молодежи с участием ведущих предприятий региона для участия в конкурсах инноваций, в том числе с целью увеличения числа проектов бизнес-инкубатора университета, перешедших на инвестиционную стадию. А также с 2015 г. в вузе проводится конкурс инновационных идей. Основная цель мероприятия – проведение отбора резидентов бизнес-инкубатора университета и получение проектными командами информационно-консультационной поддержки в продвижении своих стартапов. Конкурс проводился по номинациям: лучший бизнес-проект, лучший научный проект, а также лучший социальный проект.
Просветительские мероприятия в сфере предпринимательства в рамках своего направления также проводит и Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 2022 г. здесь состоялось мероприятие «Дни молодежной науки». В течение трех дней проходили различные активности, среди которых был научный семинар курсантов, слушателей и студентов на тему «Административная ответственность в области финансов и предпринимательства».
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (далее – ОмГПУ) является инициатором многих мероприятий, которые связаны с реализацией предпринимательских инициатив студентов. Преимущественно организатором их проведения выступает коллектив факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма. Планируется внедрение образовательного предпринимательства в работу высшего учебного заведения через управление и продвижение инновационных образовательных продуктов на рынке образовательных услуг г. Омска, а также введение общеуниверситетского курса по выбору «Инновационное образовательное предпринимательство». Кроме того, студенты ОмГПУ принимают участие в федеральных мероприятиях, например в программе по развитию молодежного предпринимательства. Обучающиеся в рамках проекта могут пройти обучающие треки, создать бизнес-идею и довести ее до реально функционирующего проекта. Список предоставляемых возможностей по развитию предпринимательских компетенций расширяется такими проектами, как «Инвестиционные сессии» и «День с предпринимателем».
В Омском филиале Финансового университета при Правительстве РФ в честь Дня финансиста кафедра «Финансы и учет» совместно со студентами проводят финансовые квесты для студентов 1–3 курсов. Главным отличием университета является возможность проведения специальных тренингов «1С Бухгалтерия» и «Совершенствование денежно-кредитных отношений», как для студентов, так и для специалистов сферы учета.
Заключение
Опыт внедрений инновационных предпринимательских продуктов, направленных на формирование предпринимательских компетенций у студентов учреждений высшего образования, в том числе в части образовательного предпринимательства, свидетельствует о необходимости формирования механизма, обеспечивающего интеграцию усилий вуза системному развитию «предпринимателей нового типа».
Библиографическая ссылка
Коваленко Е.В., Марус Ю.В., Черноножкина Н.В. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОДУКТОВ В ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32132 (дата обращения: 16.10.2024).