Актуальность развития у учащихся творческого мышления определяется требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится о педагогических работниках, чьими обязанностями является «развитие у обучающихся творческих способностей» [1, с. 44 (ст. 48)], Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), который определяет элементы социального опыта, передаваемого обучающимся, в том числе «опыта решения проблем и творческой деятельности» [2, с. 9], а также Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, от которой зависит не только успех и качество жизни конкретной молодой личности, но и эффективность модернизации экономики России [3].
Проблеме развития творческого мышления на уроках географии посвятили свои труды многие ученые, в основном психологи и дидакты. В работе Н.А. Ручковой и И.А.Ледовских, обобщающей мнения многих психологов, дано следующее определение понятия «творческое мышление» – это «универсальная познавательная способность, которая включает процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового» [4, с. 314]. В работе дидакта И.Я. Лернера «Проблемное обучение» утверждается, что «мышление» ставит своей целью познание мира, представляя собой «процесс установления связей между знаниями о действительности и построения новых знаний», а «творческое мышление… приводит к новым знаниям о мире и способам деятельности». Личность, обладающая творческим мышлением, «самостоятельно устанавливает новые связи, создает новые знания, не имея образца или вопреки ему» [5, с. 10–11]. В исследовании Н.И. Чернецкой разработана концепция творческого мышления, которая рассматривает его как интегральный психологический феномен и даже «позволяет трактовать его как высший уровень мышления и как результат интеграции различных видов мышления в его структуре» [6, с. 11].
Не углубляясь в данной статье в проблему всестороннего раскрытия понятия «творческое мышление», скажем, что целью нашего исследования является разработка и апробация методики развития творческого мышления учащихся на основе географических опытов в начальном курсе географии. Согласно исследованиям географов-методистов, творческое мышление может развиваться только в собственной деятельности, в ходе практического решения творческих задач, в такой форме организации учебной деятельности, когда «учение должно превратиться в исследовательскую деятельность» [7, с. 88]. А организация опытов, которые можно рассматривать как более активную форму наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изучаемого явления, помогает учению превращаться в исследование. Гипотезой нашего исследования служит положение о том, что процесс развития творческого мышления на основе географических опытов будет более эффективным, если он опирается на методические условия: а) наличие специально отобранных диагностических материалов для проверки уровня развития творческого мышления и отношения учителей к процессу его формирования; б) конструирование базы данных по географическим опытам; в) уточнение классификации опытов; г) выявление требований и методических приемов по формированию творческого мышления на основе географических опытов.
Материалы и методы исследования
Диагностируя уровень развития творческого мышления обучающихся в ходе экспериментального обучения, мы опирались на методики, разработанные Е.В. Сидоренко («Ваш творческий потенциал»), Э.П. Торренсом («Использование предметов») и Д. Брунером («Определение уровня креативности») [8–10]. Отметим, что поиск соответствующих методик, диагностирующих изменения в творческом мышлении обучающихся, нами все еще продолжается.
Материалы для базы данных по географическим опытам были составлены по различным источникам, таким как учебники по методике обучения географии, статьи учителей географии и других учебных предметов, в том числе «Окружающий мир», дипломные работы студентов педагогического отделения института естественных наук Северо-Восточного федерального университета (ПО ИЕН СВФУ) и другие ресурсы, посвященные опытам. Так, был проведен сравнительный анализ 12 учебников по методике обучения географии (МОГ), изданных с 1947 по 2019 г. В результате было установлено, что географическим опытам в старых изданиях учебников по МОГ уделялось значительно больше внимания. Судить об этом можно даже по количеству страниц текста (от 1 до 7), отведенных на описание методики проведения опытов на уроках географии. Наиболее подробно опыты описаны в учебниках, изданных в 1949 и 1968 гг. Один из популяризаторов экспериментальных методов обучения В.Г. Эрдели подчеркивал значение опытов именно для пятого класса, в ходе изучения общего курса физической географии, объясняющего закономерности, совершающиеся в природе. Опыты позволяют взглянуть на происходящие в природе процессы изнутри, объясняя причины и следствия [11]. Отметим, что начиная с 1983г. авторы учебников по МОГ исключили содержание, связанное с экспериментальной работой на уроках географии.
Всего в настоящее время по темам начального курса географии из старых изданий учебников по МОГ и других источников отобрано 54 географических опыта, но их поиск и разработка продолжаются. Кроме того, проводится конструирование электронной базы данных по опытам для дальнейшей ее регистрации. Поиск классификаций географических опытов показал необходимость обращения и возможного уточнения типологии, применяемой в области естествознания [12]. К традиционному числу оснований для выделения типов и видов опытов в нашем случае прибавились «содержание» (в соответствии с изучаемой темой), место проведения (в классе, на географической площадке, на экологической тропе, на окружающей местности), межпредметные связи (с физикой, химией и др.), форма организации деятельности (фронтальные, групповые, индивидуальные), количество изучаемых факторов (однофакторные, многофакторные).
В ходе экспериментального обучения развитию творческого мышления на основе географических опытов нами использовались такие методы педагогических исследований, как анализ научной литературы по проблеме исследования, исторический, сравнительный, статистический, анкетирование, психологическое тестирование, проведение контрольных работ, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Экспериментальное обучение развитию творческого мышления обучающихся проведено нами в двух сериях – в городской и сельской школах.
Первая серия педагогического эксперимента проведена в апреле 2022 г. по теме «Атмосфера» в пятых классах на базе Саха политехнического лицея (г. Якутск). Основным учебником и методическим пособием для разработки занятий по теме «Атмосфера» послужили издания, подготовленные под ред. О.А. Климановой [13, 14]. Всего в обучении приняли участие 2 класса по 34 и 32 чел. Учащимся экспериментального класса систематически на каждом уроке предлагались один-два демонстрационных опыта, например «Атмосфера», «Ветер», «Температура», «Волшебная вода», «Образование облака», «Не замочив руки». Кроме демонстрационных экспериментов нами применялись лабораторные опыты, проводимые каждым учеником, были организованы также домашние опыты, выполняемые индивидуально и в группах: «Чистота снега» (групповая работа) и «Змейка» (индивидуальная работа). В ходе проведения географических опытов мы опирались на следующие требования: простота оборудования, доступность содержания, опора на имеющийся опыт, подготовка к восприятию, обсуждение результатов. На экспериментальных уроках применялись такие методические приемы, как систематическое включение опытов в процесс обучения, сочетание демонстрационных, лабораторных и домашних опытов, наличие проблемных вопросов перед проведением опыта, наличие инструкций по их проведению, индивидуальная и коллективная (групповая) форма организации домашних опытов, участие родителей в ходе домашних опытов, наличие отчетов по проведению домашних опытов, в том числе с привлечением гаджетов (фото и видео). В контрольном классе обучающиеся изучали тему «Атмосфера» по традиционной методике, без опытов.
В результате экспериментального обучения уровень креативности, рассматриваемой в данном исследовании как синоним творческого мышления, немного повысился у учащихся экспериментального класса (табл. 1).
Таблица 1
Результаты итоговой диагностики творческого мышления учащихся пятых классов
Саха политехнического лицея по методике Д. Брунера («Определение уровня креативности»)
Уровень креативности (творческого мышления) |
Экспериментальный класс (5 «Б») |
Контрольный класс (5 «В») |
Высокий |
60 % |
50 % |
Средний |
35 % |
35 % |
Низкий |
5 % |
15 % |
Небольшие положительные сдвиги в уровне творческого мышления, на наш взгляд, могут быть вызваны незначительным периодом экспериментального обучения, а также, возможно, не совсем подходящими диагностическими материалами (методика Д. Брунера). В то же время результаты итоговой контрольной работы показали, что в экспериментальном классе значительно выше стала абсолютная успеваемость, а также ее качество (80 % против 63 %).
Вторая серия педагогического эксперимента проведена на базе летнего научного лагеря Маттинской СОШ им. Е.Д. Кычкина в Мегино-Кангаласском районе в июне 2022 г. Экспериментальное обучение проходило в форме занятий кружка «Занимательная метеорология», однако его содержание находилось в предметном поле темы «Атмосфера» и также включало проведение географических опытов. Для отбора опытов нами использовалась еще и книга Д.О. Святского и Т.Н. Кладо «Занимательная метеорология» [15]. Применялись методические приемы, подобные первой серии педагогического эксперимента. Однако в условиях лагеря в сельской местности появилась возможность обучения в неформальной обстановке, в «зеленом классе» – на экологической тропе и на географической площадке с метеоприборами, а также изучением атмосферы на примере своей местности.
В результате экспериментального обучения воспитанников научного лагеря Маттинской СОШ уровень творческого мышления также повысился. Отметим, что результаты, показанные воспитанниками летнего научного лагеря, оказались несколько выше, чем у городских школьников (табл. 2).
Таблица 2
Результаты итоговой диагностики творческого мышления учащихся по методике Д. Брунера («Определение уровня креативности») и Э.П. Торренса (необычные способы использования предмета)
Уровень креативности (творческого мышления) |
Участники педэксперимента |
|
Учащиеся 5 «Б» класса Саха политехнического лицея, г. Якутск |
Воспитанники средней группы научного летнего лагеря Маттинской СОШ |
|
Высокий |
60 % |
68 % |
Средний |
35 % |
30 % |
Низкий |
5 % |
2 % |
Это связано, по нашему мнению, с тем, что воспитанники научного лагеря были более мотивированы по сравнению с городскими школьниками, так они осознанно выбрали обучение, а не летний отдых. Кроме изменений в уровне творческого мышления нами проведено сравнение отношения обучающихся к опытам на констатирующем и контролирующем этапах педагогического эксперимента. Отмечено, что вырос интерес к опытам, а 100 % опрошенных воспитанников лагеря (против 77,3 % в городской школе) отметили, что опыты помогли лучшему усвоению изученной темы. Важно отметить, что при проведении опытов активность проявляли и учащиеся, ранее не заинтересованные в географии. В результате 99 % воспитанников лагеря (против 91 % в городской школе) хотели бы, чтобы учитель чаще проводил опыты на уроках географии.
Результаты контрольной работы, выполненной воспитанниками летнего научного лагеря на завершающем этапе педагогического эксперимента, также отразили положительное влияние географических опытов, так как зафиксирован значительный рост коэффициента усвоения – на 24 %.
Отдельное внимание мы посвятили изучению мнения учителей географии на тему «Выявление отношения к проблеме формирования творческого мышления учащихся, а также роли опытов в этом процессе». В опросе приняли участие 24 учителя, которым была предложена анкета из 11 вопросов. Анкетирование было проведено в Google Forms. В табл. 3 приведены результаты самооценки учителей по некоторым ключевым вопросам анкеты.
Таблица 3
Результаты самооценки учителей географии по проблеме развития творческого мышления на основе географических опытов, в %
Вопросы анкеты (избранные вопросы) |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Я интересуюсь проблемой развития творческого мышления учащихся |
83,3 |
4,2 |
12,5 |
Я способен провести диагностику уровня творческого мышления учащихся |
39,1 |
8,7 |
52,5 |
Я владею методикой развития творческого мышления учащихся |
33,3 |
37,5 |
29,2 |
Я провожу опыты на уроках географии |
56,5 |
30,4 |
13,0 |
Я считаю, что опыты могут способствовать развитию творческого мышления учащихся |
83,3 |
4,2 |
12,5 |
Результаты анкетирования учителей географии показали, что большинство из них интересуются проблемой развития творческого мышления (83,3 %), однако педагоги недостаточно владеют как методикой диагностики, так и методикой развития этого психологического феномена (61,2 и 66,7 % соответственно). Что касается географических опытов, то большинство учителей сообщило, что проводят опыты (56,5 %) и что они (опыты) могут способствовать формированию творческого мышления (83,3 %). Однако периодические опросы студентов – будущих учителей географии и экологии показали, что опыты на уроках географии в их школах практически не проводятся (по мнению 91 % студентов), в отличие от уроков физики и химии. Причина крайне редкого применения экспериментов на уроках географии вызвана в том числе отсутствием необходимых требований в содержании ФГОС ООО и в других нормативных документах, определяющих процесс географического образования.
Заключение
Апробация в ходе экспериментального обучения методических условий эффективного развития творческого мышления (специфическая диагностика, уточненная классификация географических опытов, специально сконструированная база данных по географическим опытам, комплекс методов и методических приемов) показала их достаточную эффективность, однако более существенно повлияла на уровень усвоения содержания обучения за счет развития познавательного интереса учащихся к географии. Кроме того, вторая серия педагогического эксперимента выявила, что обучение в условиях летнего научного лагеря имеет дополнительные факторы, положительно влияющие на результаты развития творческого мышления (добровольность обучения в кружке «Занимательная метеорология», проведение занятий в неформальной обстановке, опора при изучении темы «Атмосфера» на особенности своей местности). Недостаточно высокие в целом результаты развития творческого мышления школьников (120 чел.), полученные в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента, а также недостаточная готовность учителей (24 чел.) к развитию творческого мышления учащихся на основе экспериментальной деятельности на уроках географии, свидетельствуют о необходимости разработки соответствующих методических рекомендаций. Создаваемая электронная база данных географических опытов также может послужить содержательной основой вышеупомянутых методических рекомендаций.
Библиографическая ссылка
Коркина А.П., Кривошапкина О.М. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32131 (дата обращения: 13.10.2024).