Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Иванова И.П. 1 Терентьева Л.П. 1
1 ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева"
В данной статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, а точнее – проводится изучение профессиональной мотивации и ее развития. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе выпускники педагогических вузов «не задерживаются» в образовательных организациях, то есть они не мотивированы на профессиональную деятельность, поэтому существует реальный дефицит педагогических кадров. Эффективность педагогической деятельности зависит от сформированности профессиональной мотивации, развитие которой необходимо вести с первых дней обучения в вузе, а полученные в нашем исследовании данные свидетельствуют о низком уровне ее развития. Многие студенты не ориентированы на профессиональную педагогическую деятельность. Целями данного исследования являются изучение и разработка эффективных способов формирования профессиональной мотивации будущих педагогов. Необходимо проведение систематической работы по развитию профессиональной мотивации, которая бы способствовала адаптации студентов в профессии. Мотивация играет важную роль в эффективной деятельности, а профессиональная мотивация является важным фактором успешной педагогической деятельности и занимает центральное место в структуре личности педагога. Выбор средств и способов определялся индивидуальными особенностями личности, уровнем подготовки студентов на разных курсах.
будущие педагоги
мотив
педагог
педагогическая деятельность
профессиональная мотивация
учебная мотивация
учебная деятельность
1. Шипова Т.В. Эмоциональная устойчивость как фактор эффективного педагогического общения // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет, 2016. С. 433-439.
2. Иванова И.П. Формирование психологической культуры будущих педагогов-психологов и социальных педагогов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 148-154.
3. Прокопова М.Д. Особенности развития мотивационной сферы будущих педагогов в период обучения в вузе // Молодой ученый. 2021. № 16 (358). С. 344-346.
4. Карпова Е.В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 209-218. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-17.
5. Кропова М.Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 276-278.
6. Терентьева Л.П. Особенности подготовки студентов к формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 268-275.
7. Петрова И.Н. Психологическое благополучие студентов-психологов первокурсников в образовательном пространстве вуза // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей: в 2 частях. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. С. 103-108.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе выпускники педагогических вузов «не задерживаются» в образовательных организациях, то есть они не мотивированы на профессиональную деятельность. Ежегодно в школу приходят работать десятки молодых педагогов, но через год, а иногда и раньше они увольняются, часто покидая профессию насовсем. Статистика неутешительна: проблема текучки кадров, нехватки педагогов особенно остро стоит в образовательных организациях. Педагогическое образование в вузах и колледжах получают большое количество студентов, но в школу приходят не все, государство, потратив деньги, не получает желаемого результата. Возможно, система трудоустройства выпускников советского времени (обязательное распределение) сейчас бы могла оказать помощь в решении этой проблемы. В школах Чувашской Республики не хватает 57 учителей начальных классов, 62 учителей математики, 45 педагогов-психологов, а всего не хватает 184 педагогов, в дошкольных организациях вакансия составляет 701 штатную единицу, и, к сожалению, ситуация не улучшается. Актуальность данного исследования обусловлена также и тем, что выпускники педагогических вузов не адаптируются в профессиональной деятельности, испытывая множество проблем, создавая кризис педагогических кадров. Проблема адаптации заключается и в том, что молодой педагог выполняет те же обязанности, что и педагог с многолетним стажем. Многие выпускники уезжают в другие регионы, это объясняется просто – другой уровень заработной платы. Конечно, эта ситуация требует серьезного решения. После завершения учебы в вузе многие выпускники опять возвращаются к проблеме профессионального самоопределения. Данная ситуация обусловлена социальными мотивами. Выходом из создавшейся ситуации может быть планомерное систематическое организованное развитие профессиональной мотивации с начала обучения в вузе до начала профессиональной деятельности. На сегодняшний день существует несоответствие между уровнем развития мотивационной сферы и требованиями, которые предъявляет школа к педагогам. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных профессионально мотивированных специалистов. Мы предполагаем, что разработка комплекса педагогических средств по формированию профессиональной мотивации будущего учителя поможет решить данную проблему.

Цель исследования: изучить профессиональную мотивацию, подобрать и реализовать педагогические средства, способствующие ее формированию и развитию в процессе обучения в вузе.

Материал и методы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что над решением данной проблемы работают ученые в разных отраслях науки. Анализируется проблема адаптации молодых специалистов: сущность и содержание профессиональной адаптации рассматривали Н. П. Анисимов, В.А. Бодров, А.К.Маркова, Ю.П. Поваренков, Е.С. Романова, А.И. Турчинов, В.Д. Шадриков и иные; по мнению А.В. Карпова, Е.А. Климова, профессиональное становление характеризуется определенными знаниями, умениями, навыками, развитием профессионально важных качеств и усвоением социального опыта; профессиональное становление молодого специалиста зависит от самосознания, самоопределения, целеполагания, рефлексии в педагогической деятельности – так считают Н.Г. Алексеев, Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк и др. На современном этапе проблема подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности и адаптации в будущей профессии и реализации в ней требует разработки и решения. Проблема мотивации и ее развития не нова. Изучением мотивации человека как побуждающего процесса занимались Д. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Г. Мюррей, Ж.Нюттен, Г. Олпорт, X. Хекхаузен и др. Структуру мотивации, ее понятийный аппарат изучали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. Проблема профессиональной мотивации исследуется в трудах А.А. Вербицкого, О.С. Гребенюка, Т.С. Гребенюк, Н.Ф.Кузьминой и др.; исследованием динамики мотивации на разных этапах профессиональной подготовки занимались Т.Л. Бодоев, В.Д. Брагина, Р.С. Вайсман и др. Многие ученые отмечают, что социально-ценностная мотивация профессиональной деятельности формируется с первых дней обучения в вузе. На сегодняшний день существуют противоречия: между постоянно растущими требованиями к современному педагогу, к его профессиональной деятельности и низким уровнем профессиональной мотивации; между высокой степенью разработанности данной проблемы в теоретическом плане и недостаточностью механизмов, которые бы обеспечили развитие профессиональной мотивации именно у будущих специалистов. От современного выпускника вуза требуются высокий профессионализм, активность, творческий подход к деятельности, профессиональная компетентность и мотивация.

Анализ различных подходов к проблеме профессиональной мотивации доказывает актуальность и в то же время необходимость решения этой проблемы. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, к достижению определенных целей. А мотивация педагогической деятельности определяется разными побуждениями, ради которых человек выбирает данную профессию (потребности, интересы, идеалы, стремления). По мнению А. Маслоу, неудовлетворение какой-либо потребности побуждает к деятельности и активности, таким образом, разные потребности обладают разной мотивирующей силой.

В своем исследовании нами использован анализ теоретической литературы. Для выявления уровня сформированности профессиональной мотивации будущих педагогов нами было проведено анкетирование среди студентов, также использовалась методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» в адаптации Н.П. Фетискина. Данная методика позволяет выявить степень развития мотивации: равнодушное либо эпизодическое поверхностное любопытство; заинтересованность или развивающаяся любознательность; функциональный интерес или профессиональная потребность (вершина мотивационной лесенки), выражающаяся в желании достичь педагогического мастерства.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2020/2021 учебном году мы провели изучение профессионально-педагогической мотивации, в исследовании приняли участие 310 студентов 1–5-х курсов психолого-педагогического факультета: 73 студента – будущие психологи, 90 студентов – будущие специалисты по работе с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, 147 студентов – будущие учителя начальных классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов 1-го курса независимо от направления подготовки отмечаются высокий уровень эпизодического любопытства, развивающаяся любознательность, у студентов 2-го и 3-го курсов – средний уровень функционального интереса и развивающаяся любознательность (148 студентов, 97%); показная заинтересованность, равнодушное отношение на среднем уровне. А на 4-м курсе у будущих педагогов-психологов получаются очень интересные данные: курс выпускной, студенты в школе провели большое количество времени, проходили практики, многие работали уже по специальности: из 17 будущих психологов высокую профессиональную потребность проявили 10 студентов, функциональный интерес – 3, у 4 студентов – низкий профессиональный интерес. Низкий профессиональный интерес проявили студенты, которые выбрали данную профессию для решения своих проблем. После окончания вуза в 2022 г. в школы и в садики пошли работать 12 студентов.

Также было проведено исследование с будущими специалистами, готовящимися работать с трудными детьми (44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения). На сегодняшний день профессия является востребованной, так как число неблагополучных семей растет, также увеличивается число неблагополучных факторов социализации. Данная специальность не каждому окажется по плечу. Выпускник должен быть готов к тому, что ему придется сталкиваться с непростыми ситуациями, а порой даже вопиющими. Асоциальное поведение оказывает вред окружающим, нарушаются самые элементарные нормы общества. Задача выпускников – корректировать такое поведение, они должны быть в одном лице и социальными педагогами, и психологами, соответственно, иметь высокую мотивацию, коммуникативную компетенцию, по-настоящему любить детей. В эту профессию идут молодые люди, которые стремятся к самореализации и готовы приносить пользу обществу [1]. У студентов 1-го и 2-го курсов преобладает эпизодическое любопытство, у студентов 3-го курса уже отмечаются функциональный интерес, развивающаяся любознательность, показательная заинтересованность. На 5-м курсе данные изменились: у 78% студентов проявляется высокий уровень профессионального интереса. Исследование проводилось в 2020/2021 учебном году, в 2022/2023 учебном году из 17 выпускников 13 пошли работать в образовательные организации и реабилитационные центры.

Будущие учителя начальных классов 1–2-х курсов (78%) продемонстрировали эпизодическое любопытство, профессиональная потребность у них низкая. На 3-м курсе из 43 студентов у 27 студентов отмечены функциональный интерес, развивающаяся любознательность. На выпускном 4-м курсе у 56% студентов – средний уровень профессионального интереса, 36% студентов обладают низким уровнем профессионального интереса, они идти в школу категорически отказываются. Причина нежелания идти в школу – педагогический коллектив, который они охарактеризовали как конфликтный, социально-психологический климат в коллективе «ужасный». К сожалению, мотивация выбора профессии на современном этапе изменилась, выбор учебного заведения часто бывает случайным, педагоги вуза отмечают низкую мотивированность, часто в педагогический вуз идут студенты с низкими баллами ЕГЭ, они не заинтересованы в изучаемом предмете [2].

Нами были изучены основные мотивы выбора профессии педагога, так как это один из показателей дальнейшего развития профессиональной мотивации. К сожалению, не у всех студентов отмечается осознанный выбор педагогической профессии, студенты не мотивированы на педагогическую деятельность. Мы провели опрос среди студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета в количестве 71 человека на предмет мотива выбора данной профессии. Были опрошены студенты разных направлений подготовки: будущие учителя начальных классов в количестве 31 человека, будущие педагоги-психологи в количестве 15 человек, будущие социальные педагоги в количестве 24 человек. Нами получены следующие результаты относительно мотивации выбора профессии будущими психологами: желание получше узнать себя, разобраться в себе и помочь (7 студентов, 46%); помочь другим (6 студентов, 40%); профессия модная и интересная (2 студента, 14%). У будущих учителей начальных классов выбор обусловлен: любовью к детям и желанием с ними работать (11 студентов, 35%), продолжением семейных традиций (пошли по стопам родителей и педагогов) (6 студентов, 19%), у остальных опрошенных нет педагогической направленности. Но не все так однозначно. Когда студентам был задан вопрос: «Если зарплата учителя будет достойной, Вы бы стали учителями?», 78% ответили утвердительно, они бы продолжили педагогическую деятельность. А когда спросили: «Если статус профессии повысится, Вы бы стали учителями?», то 89% студентов ответили, что с удовольствием пошли бы работать учителями в школу. При анализе результатов ярко просматривается еще одна проблема: мало студентов, чей выбор профессии обусловлен советом учителя школы, где они учились. Многие студенты отмечают, что сами учителя их часто отговаривают от такого выбора. Это тоже тревожный сигнал: получается, что у педагогов самих не сформирована профессиональная мотивация, они не стали идеалами для своих учеников. Большинство студентов сделали осознанный выбор, на начальном этапе у них нет негативного отношения к будущей профессии, но условиями эффективного развития профессиональной мотивации являются социальный статус учительской профессии и достойная заработная плата.

Подготовка будущих учителей в современных условиях – очень сложный процесс, который требует совершенствования. Одним из важнейших факторов развития профессиональной мотивации является формирование мотивов к учебной деятельности, так как многие исследователи отмечают их взаимосвязь [3].

Часто преподаватели вузов не считают нужным развивать учебную, а тем более профессиональную мотивацию, так как студенты пришли в вуз по собственной воле, значит, они заинтересованы и мотивированы. Необходимо, чтобы каждый педагог вуза работал над тем, чтобы повышать учебную мотивацию, создавал для этого необходимые условия [4].

Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения систематической работы по развитию профессиональной мотивации, которая бы способствовала адаптации студентов в профессии. Мотивация играет важную роль в эффективной деятельности, а профессиональная мотивация является важным фактором успешной педагогической деятельности [5]. Профессиональная мотивация будущего педагога – это совокупность внутренних осознанных и неосознанных мотивов к учебной и профессиональной деятельности. Если у студента нет внутреннего побуждения, то ему будет сложно изучать профессиональные дисциплины [6].

Студент в процессе обучения в вузе на каждом курсе решает определенные задачи. Исходя из этого, необходима организация сопровождения по развитию профессионального интереса, профессиональной мотивации. 1-й курс – период адаптации, у многих студентов возникают сомнения в выборе профессии, они еще не различают и не осознают свои роли. Интеграция в коллектив не у всех проходит удачно [7]. На 2-м курсе вся деятельность связана с напряженной учебой, процесс адаптации завершен, все формы учебной деятельности реализуются: практики, проектная деятельность, курсовые исследования. На 3-м курсе студенты постепенно углубляются в профессию, специализация частично сужает круг интересов, концентрируя внимание на научных исследованиях по вопросам профессиональной деятельности. На выпускных курсах студенты постепенно отходят от активного участия в жизни вуза, сосредотачивая свой интерес на практических установках будущей деятельности. Актуальными становятся ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и проживания и т.д.

Результаты исследования свидетельствую о том, что необходимо развитие мотивации к профессиональной деятельности. С этой целью на факультете в 2021/2022 учебном году проводилась целенаправленная работа. Во-первых, важным моментом является профессиональная ориентация старшеклассников, для этого созданы педагогические классы в школах, педагоги вуза ведут занятия со школьниками, помогая им определиться с будущей профессией. Во-вторых, все результаты исследования были доведены как до студентов, так и до преподавателей. Со студентами 1-го курса проводились мероприятия, направленные на установление тесного контакта с педагогами, развитие учебной мотивации и положительного отношения к профессиональной деятельности. На факультете проводились тренинги по сплочению коллектива, выявление лидерских качеств, организованы встречи с выпускниками, победителями конкурсов профессионального мастерства, Заслуженными учителями – выпускниками факультета. Студенты старших курсов принимали активное участие в организации и проведении конкурсов «Лучший выпускник психолого-педагогического факультета», «Я – профессионал». Они брали интервью у выпускников, изучали их портфолио, что у многих вызвало живой интерес и желание заниматься педагогической деятельностью.

Важным моментом формирования профессиональной мотивации являются практики. Нами был изменен подход к определению базы практик и выбору учителей-методистов. На профессиональную мотивацию сильное влияние оказывает успешность прохождения практик. Для руководства практикой подбираются только опытные учителя, которые способны повысить профессиональную направленность студентов, умеют создавать комфортную образовательную среду. В подборе таких кадров помогает сотрудничество со школами. Эффективным результатом прохождения практики будут активное включение студентов в педагогическую работу, развитие уверенности в собственных силах, творческого потенциала, профессиональной мотивации и определение дальнейшей профессиональной деятельности.

Анализ трудоустройства выпускников 2022 года показал, что 84% из них проявили истинную педагогическую направленность и стали педагогами. Нами намечены дальнейшее сопровождение их адаптации в профессии, формирование положительного отношения к себе как к педагогу.

Также большое внимание уделяется развитию учебной мотивации студентов. Социальная ситуация такова, что многие студенты совмещают обучение с работой, с учетом этого мы создаем возможность для самостоятельного изучения учебного материала: создана и обновляется электронно-информационная образовательная система, разрабатываются онлайн-курсы по дисциплинам, проводятся индивидуальные консультации.

Выводы. Проанализировав и обработав полученные результаты, мы определили основные проблемы будущих педагогов. Во-первых, у студентов преобладал низкий уровень профессионального интереса. Это и предопределило организацию планомерной, системной психолого-педагогической поддержки развития профессиональной мотивации будущих педагогов. Выбор средств и способов определялся индивидуальными особенностями личности, уровнем подготовки студентов на разных курсах. Специальная организованная деятельность с будущими педагогами начинается с 1-го курса, выявляются мотивы выбора профессии, проводится адаптация к обучению в вузе, изучаются определенные дисциплины («Введение в профессию», «Профессиональная этика»), проводится ознакомительная практика, содержание которых способствует развитию профессиональной направленности. На 3-м курсе проявляются кризисы профессионального самоопределения, необходимы коррекция представлений о профессии, ее перспективах, сложностях, помощь в получении дополнительного образования на базе вуза. На 4–5-х курсах уже развивается профессиональное самоопределение в рамках производственных практик, происходят коррекция и развитие профессионально важных качеств, осознанной профессиональной мотивации. Студенты включаются в педагогическое пространство: посещают и проводят уроки, тренинги, внеклассные мероприятия, создают базу методических материалов, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, встречаются с работодателями и получают консультации – вот неполный перечень реализуемых мероприятий.

Для молодых педагогов проводятся консультации преподавателями вуза, также организуются встречи с целью обмена опытом, получения помощи, как методической, так и психологической. Молодые учителя презентуют свой первый профессиональный год перед студентами выпускных курсов.


Библиографическая ссылка

Иванова И.П., Терентьева Л.П. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32129 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674