Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Кобелева Е.П. 1 Матвиенко Е.Н. 1 Комкова А.С. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
Данное исследование посвящено проблеме формирования экзистенциальных навыков студентов посредством изучения профессионально ориентированного иностранного языка. Особое внимание уделяется трансформации системы навыков, которая произошла вследствие пандемии, мощного развития цифровых технологий и искусственного интеллекта, появления новых форм занятости, например удаленной работы. Проведенный анализ научной литературы, а также собственный многолетний опыт позволили сделать вывод о том, что иноязычная подготовка студентов вуза имеет большой потенциал с точки зрения формирования экзистенциальных навыков, таких как критичное отношение к информации, умение соблюдать сроки выполнения определенных заданий, самодисциплина и самоорганизация, тайм-менеджмент, навык концентрироваться на главном, навык взаимодействовать в команде, спорить, приводить аргументы, справляться со стрессом. Авторами предложена система методического обеспечения процесса формирования экзистенциальных навыков, которая включает в себя подготовку тематических докладов на английском языке с опорой на презентацию, организацию проектной деятельность студентов, а также изучение теоретических и прикладных аспектов ведения письменной научной коммуникации на английском языке. Подробно описываются компоненты данной системы с опорой на их практическое применение в образовательном процессе. Авторы подтверждают эффективность использования предложенного методического обеспечения результатами анкетирования и тестирования студентов.
экзистенциальные навыки
жесткие навыки
мягкие навыки
иноязычная подготовка
методическое обеспечение
подготовка устных докладов
проектная деятельность на английском языке
английский для академических целей
1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», 2017. С. 11-87.
2. Слезко Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 9. С. 417-423.
3. Коротких Е.Г., Носенко Н.В. Место дисциплин образовательного блока «Иностранный язык» в системе формирования «жестких» и «мягких» навыков у студентов языковых и неязыковых специальностей/направлений подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29606 (дата обращения: 10.10.2022).
4. Петрова Л.А. Педагогические условия формирования экзистенциальной сферы студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2003. 24 с.
5. Иванцова Н.А. Становление субъектной позиции студента неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 24 с.
6. Серебрянская О.Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза: на примере изучения иностранного языка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 22 с.
7. Михайлова Ю.В. Методика формирования компетенции «готовность к работе в команде» в процессе обучения студентов иностранному языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014. 24 с.
8. Matvienko E.N. From the experience of using the portfolio technology in learning the English language in higher education institutions // Заметки ученого. 2021. № 6-1. С. 177-180.
9. Агавелян Р.О., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Душинина Е.В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 4. С. 38-50.
10. Матвиенко Е.Н., Стучинская Е. А., Кобелева Е.П. Метод проектов как способ реализации контекстного обучения иностранному языку студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 218-222.
11. Кирякова О.А. Инновационные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Вопросы педагогики. 2021. № 9-1. С. 59-62.
12. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V.: Foreign language learning environment: A case study of STU. In: Manakov, A., Edigarian, A. (eds) International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 403. Springer, Cham. 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-96383-5_48.
13. Zubkov A. Increasing effectiveness of foreign language teaching of transport university students in process of online learning, in: Lect. Notes Networks Syst. 2022. P. 438-445. DOI: 10.1007/978-3-030-96383-5_49.

В теории и практике профессионального образования происходит трансформация системы навыков, которыми должен обладать выпускник вуза в ситуации быстро меняющихся социальных и экономических реалий. Таким образом, образовательный процесс в вузе реагирует на данные изменения включением соответствующих форм и методов обучения, отвечающих запросу работодателя и современного рынка труда. При этом иноязычная подготовка студентов вуза является эффективным инструментом формирования экзистенциальных навыков, которые обеспечивают эффективность современного выпускника, таких как способность учиться, адаптивность, саморефлексия, автономность, умение организовать свою работу и справляться со стрессом. В этих условиях актуальными представляются исследования, направленные на разработку технологий, призванных сформировать экзистенциальные навыки студентов средствами иностранного языка.

Таким образом, целью исследования является создание системы методического обеспечения для формирования экзистенциональных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе на основе анализа теории и практики профессионального образования.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы и источников, обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы по формированию экзистенциальных навыков, анкетирование и обработка результатов опросов, моделирование. В исследовании, которое проводилось на базе факультета «Мировая экономика и право» Сибирского государственного университета путей сообщения, на всех его этапах участвовали более 600 студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Простая модель навыков включает в себя жесткие навыки (англ. hard skills) и мягкие навыки (англ. soft skills). Профессиональные жесткие навыки ориентированы на конкретную деятельность (например, экономист должен уметь прогнозировать хозяйственную деятельность предприятия, а специалист в сфере антикризисного управления – грамотно планировать стратегию вывода компании из кризисной ситуации). Мягкие навыки связаны с личной эффективностью и взаимодействием с другими людьми, они мало зависят от рабочей специфики, но способствуют продвижению сотрудника в различных направлениях деятельности.

Данная модель навыков трансформировалась под влиянием изменений, которые произошли на фоне пандемии, а также мощного развития цифровых технологий, искусственного интеллекта, появления новых форм занятости, например удаленной работы и т.д. Современные условия бизнес-среды, характеризующиеся акронимом VUCA (англ. volatility «нестабильность», uncertainty «неопределенность», complexity «сложность» и ambiguity «неоднозначность»), требуют от участников рынка труда способности работать в этом новом сложном мире, подстраиваясь под его требования. Соответственно, пересматриваются подходы к обучению и самообучению – прикладные навыки теперь далеко не единственное, что находится в фокусе внимания.

В результате научной дискуссии и обобщения практического опыта предложена новая трехмерная модель навыков: специализированные, кросс-контекстные и экзистенциальные навыки. Специализированные навыки включают профессиональные навыки, которые можно приобрести за относительно короткий промежуток времени, но они имеют достаточно короткий жизненный цикл. Кросс-контекстные, надпрофессиональные (или базовые) навыки необходимы при выполнении рабочих задач не только в любой профессиональной области, но и в других сферах социальной и личной жизни (например, цифровая грамотность, креативное мышление, творчество, критическое мышление).

И, наконец, экзистенциальные навыки и метанавыки имеют отношение к характеру и жизненным установкам, которые формируются на протяжении всей жизни и лежат в основе личности. Метанавыки (англ. study skills) относятся к управлению своим мышлением, способности учиться, переучиваться, адаптироваться к меняющимся условиям. Экзистенциальные навыки (англ. self skills) характеризуют способность ставить цели и достигать их, способность к саморефлексии, способность брать ответственность и делать выбор, владеть собой, справляться со стрессом. Сюда же относится и умение организовать свою работу и держать фокус – в связи с массовым распространением удаленной работы это стало еще более актуально [1].

В связи с этим новая система навыков делает необходимой смену акцентов образовательного процесса. Система обучения, особенно в технических вузах, фокусируется именно на развитии жестких, прикладных навыков, затрагивая мягкие более неявным образом или оставляя их на самообучение. Кроме того, новую модель навыков невозможно внедрить в существующую систему образования, не изменив устройство процесса передачи знаний, умений и навыков.

Проблема формирования экзистенциальных и метанавыков широко изучается в теории и практике профессионального образования. Отметим ряд актуальных исследований, раскрывающих потенциал иноязычной подготовки в этом процессе. Так, считается, что сформированность таких навыков особенно значима для будущих специалистов в области международных отношений, для которых основополагающими являются владение компетенцией социального взаимодействия и наличие таких личностных качеств, как четкость целей, креативность, творческое отношение к делу, готовность к компромиссу, стремление к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, готовность принимать решения и нести за них ответственность, толерантность к иной культуре [2].

Экзистенциальные навыки относятся к области неявного, имплицитного знания, которое нельзя передать посредством учебника [3], и, если процесс обучения иностранному языку будет осуществляться в единстве коммуникативной и профессионально ориентированной деятельности, то это будет способствовать формированию экзистенциальной сферы студентов [4]. Важную роль исследователи отводят субъектной позиции, которая трактуется как устойчивая система отношений человека к действительности, характеристиками которой являются его активность, целенаправленность, самостоятельность, творческий подход, а также профессиональное саморазвитие [5], «языковая автономия», педагогическим обеспечением которой выступают самостоятельная работа студентов [6], а также вовлечение студентов в ситуацию квазипрофессионального общения на иностранном языке [7].

Таким образом, собственная многолетняя практика преподавания различных языковых дисциплин на кафедре «Английский язык» СГУПС, а также проведенное обобщение педагогического опыта преподавателей высшей школы позволяют нам предложить систему методических разработок, направленных на формирование экзистенциальных навыков студентов, которые стали особенно востребованы в ситуации экономической и социальной турбулентности (рис. 1).

Рис. 1. Система формирования экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки

Считаем, что разработанная система, включающая: подготовку тематических докладов на английском языке с опорой на презентацию; организацию проектной деятельность студентов; а также изучение теоретических и прикладных аспектов ведения письменной научной коммуникации на английском языке, в полной мере отвечает заявленной цели нашего исследования.

Формированию таких экзистенциальных навыков студентов, как способность учиться, саморефлексия, автономность, умение организовать свою работу, способствует подготовка тематических докладов на английском языке с опорой на презентацию, в процессе которой студенты учатся:

1) «видеть» текст целиком, выделять основную мысль текста и разбивать текст на логические части (готовясь таким способом к будущему пересказу текстов, а в дальнейшем – к практике публичного выступления);

2) отвечать на вопросы по тексту (общие и специальные вопросы, вопросы к подлежащему);

3) передавать основное содержание текста, следуя определенной логике, опираясь на вопросы по тексту (а не пытаться просто заучивать куски текста целиком, не понимая смысла информации);

4) использовать при пересказе слова-связки (linking words), разговорные речевые клише и клише, использующиеся для последующей дискуссии [8, 9].

Другим методическим инструментом формирования экзистенциальных навыков студентов является проектная деятельность студентов на английском языке (англ. project work), которая в нашей трактовке представляется результативным взаимодействием участников образовательного процесса, имеющим исследовательский характер и направленным на эффективное решение моделируемых и реальных проблемных профессиональных ситуаций средствами иностранного языка [10, 11].

Рис. 2. Факторы готовности к проектной деятельности на английском языке

На рисунке 2 представлены факторы готовности студентов к проектной деятельности, которые непосредственно связаны с формированием следующих экзистенциальных навыков: критичного отношения к информации, умения соблюдать deadline, самодисциплины и самоорганизации, тайм-менеджмента, навыка концентрироваться на главном и взаимодействовать в команде, спорить, приводить аргументы, справляться со стрессом [12]. Следовательно, акцент проектной деятельности на английском языке смещается на развитие метанавыков, которые являются универсальными для многих сфер деятельности.

Наряду с подготовкой презентаций и проектной деятельностью на английском языке обучение основам письменной научной коммуникации на английском языке также имеет большой потенциал для формирования самоорганизации, ответственности, стрессоустойчивости, способности убеждать и аргументировать, осуществлять самокоррекцию и самопроверку письменного сообщения, выстраивать приоритеты по задачам, выявлять и преодолевать коммуникативные барьеры, легко выходить на обратную связь [13].

Знакомство студентов с теоретическими основами и практикой письменной научной коммуникации на английском языке предлагается осуществлять не только в рамках отдельного специализированного курса «Английский язык в международной научной коммуникации» в аспирантуре, но и интегрировать в языковые курсы «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык», «Деловой иностранный язык», которые могут стать отличными площадками для отработки экзистенциональных навыков студентов на всех уровнях профессионального высшего образования [12].

Так, на бакалавриате следует познакомить студентов с эссе (англ. essay), базовым жанром академического письма, его разновидностями и структурными особенностями; в магистратуре – с характерными лексико-грамматическими, структурно-композиционными особенностями написания аннотации (англ. abstract), реферата (англ. summary) и основных тезисов (англ. highlights) научной работы на английском языке. Рассмотрение вышеуказанных жанров академического письма позволяет подготовить молодых исследователей к написанию собственных работ и письменному диалогу на английском языке в их дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

В аспирантуре развитие навыков академического письма и более пристальное знакомство обучающихся со структурой и языком письменного научного общения, осуществляемого в виде научных статей, тезисов, рефератов, рецензий и иного, переписки с научным руководителем, научным консультантом или рецензентом (англ. academic emails), написания сопроводительных писем (англ. cover letters) к статьям в ведущие международные журналы, будут способствовать формированию таких экзистенциональных навыков, как самомотивация, тайм-менеджмент, способность концентрироваться на главном, производить поиск, верификацию и анализ информации, мыслить креативно, логично. Это также приводит к обогащению новыми идеями, развитию научных взглядов и понятий. Особое внимание стоит обратить на преодоление так называемого психологического барьера перед письмом, в иностранной литературе известного как англ. writing anxiety или writer’s block, результатом чего становятся повышение личной эффективности и развитие эмоционального интеллекта обучающегося.

Целесообразно отметить, что результаты анкетирования и тестирования студентов факультета «Мировая экономика и право» свидетельствуют о достаточно высокой эффективности разработанной системы методического обеспечения (рис. 1). В частности, более 87% обучающихся положительно оценивают организацию проектной деятельности на английском языке, а 94% студентов считают, что содержание языковых дисциплин в полной мере соответствует задачам, которые им предстоит решать в определенной профессиональной области.

Заключение. Проведенное исследование позволило предложить наиболее эффективный методический инструментарий для формирования востребованных современным рынком труда экзистенциальных навыков студентов, включающий методику подготовки тематических докладов на английском языке с опорой на презентацию, организации проектной деятельность студентов, а также изучения теоретических и прикладных аспектов ведения письменной научной коммуникации на английском языке.

Предложенная система способствует формированию и развитию: способности обучающихся осуществлять самоорганизацию, самокоррекцию и самопроверку; способности определять, прогнозировать и преодолевать трудности в письменном общении; умения продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности в группе, учитывать позиции других ее участников, эффективно разрешать конфликты; способности концентрироваться на главном, производить поиск, верификацию и анализ научной информации, мыслить креативно, логично, нешаблонно.


Библиографическая ссылка

Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н., Комкова А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32126 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674