Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Сморчков В.Ю. 1 Тазутдинова А.И. 1 Дерзаев С.В. 2, 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
2 МБУДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор»
Статья посвящена результатам исследования по проблеме общей диагностики состояния здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» посредством изучения их биологического возраста. Определено понимание биологического возраста с позиции сопоставления категорий зрелости и старения, а также перечислены существующие в литературе методики по его исследованию. В качестве методики для изучения биологического возраста студентов определена авторская методика В.П. Войтенко (1984). Получены результаты изучения биологического возраста у студентов 1-3 курса направления «Рекреация и спортивный оздоровительный туризм» Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Наиболее важным результатом является то, что ни в одной из групп нет студентов, имеющих резко замедленный темп старения, а также то, что юноши, обучающиеся на старших курсах, имеют резко ускоренный темп старения. Полученные результаты вскрывают проблему быстрого биологического старения студентов, ее решение требует дополнительных усилий как от вузов, так и от студентов. Таким решением может выступать целенаправленная организация оздоровительной рекреацией студентов средствами спортивно-оздоровительного туризма. Программа оздоровительной рекреации рассчитана на учебный год и включает 1-2 мероприятия спортивно-оздоровительного туризма в природной среде.
биологический возраст
сохранения и укрепления здоровья студентов
методика войтенко в.п.
оздоровительная рекреация
спортивно-оздоровительный туризм
1. Латышевская Н.И., Ковалева М.Д., Давыденко Л.А., Герусова Г.П. Общая гигиена II часть: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. С. 100-102.
2. Рожков М.С. Руководство к практическим занятиям по спортивной морфологии: учебное пособие. Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. С. 108-111.
3. Калинина И.Г. Биологический возраст - показатель уровня жизнеспособности и здоровья человека // Изд-во ЕИ К(П)ФУ. 2015. № 5. С. 126-129.
4. Прощаев К.И., Жернакова Н.И., Капустин Р.Ф., Позднякова Н.М. Биологический возраст человека и преждевременное старение в антропологическом контексте // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. 2012. № 2. С. 14-16.
5. Самусев Р.П., Зубарева Е.В., Рудаскова Е.С. Возрастная морфология: учебник. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016. 319 с.
6. Белозерова Л.М. Онтогенетический метод определения биологического возраста человека // Успехи геронтологии. 2013. № 3. С. 143-149.
7. Мандриков В.Б., Мицулина М.П. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2012. 48 с.
8. Галой Н.Ю., Горбенко И.А., Петризина З.И. Возрастная антропология: учебно-методическое пособие. М.: Топография МПГУ, 2018. 158 с.
9. Кутакова Н.С., Шушкова Т.С., Юдина Т.В. Методология оценки темпов биологического старения в гигиенических исследованиях // Вестник РГМУ. 2013. № 5-6. С. 59-63.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов является одной из актуальных на сегодняшний день. По результатам многих исследований, в последние годы среди студенческой молодежи прослеживается тенденция к снижению уровня здоровья и их двигательной активности. Одним из основных направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по осуществлению первичной диагностики факторов риска. В диагностике уровня индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения человека. Он служит достаточно точным показателем и характеризует состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям. Для организма значительное опережение или отставание биологического возраста по отношению к хронологическому может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека и его функциональных резервов. Согласно данным, в последнее десятилетие наблюдается снижение здоровья студенческой молодежи, высокий уровень распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов всегда представляла исследовательский интерес. Уровень здоровья человека во многом зависит от его биологического возраста, показатель которого во многом зависит от физического состояния организма.

Цель исследования: оценить состояние здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (далее РиСОТ) и разработать рекомендации по их оздоровительной рекреации.

Материал и методы исследования

На первоначальном этапе проводился анализ литературных источников с целью определения сущности современных трактовок понятия «биологический возраст» и выявления наиболее подходящей методики тестирования данного показателя для нашего контингента обследуемых.

На втором этапе (март-апрель 2022 г.) проводилось тестирование показателей биологического возраста среди 42 студентов 1-3 курса Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, обучающихся на направлении «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Исследование биологического возраста проводилось по методике В.П. Войтенко.

. На заключительном этапе осуществлялась разработка рекомендаций по оздоровительной рекреации студентов с учетом результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. На базе анализа научно-методической литературы по заявленной проблеме были выявлены подходы к трактовке понятия «биологический возраст».

Понятие «биологический возраст» появилось в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза - неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма [1]. По мнению Рожкова М.С., понятие биологического возраста отражает степень морфологического и физиологического развития организма [2].

Согласно Калининой И.Г., оценка биологического возраста позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях [3]. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст, т.е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной форме. Сопоставление биологического и фактического возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни [4].

Таким образом, биологический возраст - это степень износа конкретного организма, оцениваемая по снижению функционального ресурса основных его систем жизнеобеспечения, причем оценка проводится в сравнении со среднестатистическими значениями нормы для определенных возрастов и выражается в единицах возраста, которому эти функциональные ресурсы соответствуют.

Существует множество подходов к определению биологического возраста: метод Дамона (1972) [5], метод Диркена (1972) [6], метод Вебстера (1976, 1985) [7], метод Войтенко (1984) [8], метод Белозеровой Л.М. [9] и другие. В ходе нашей оценки мы применяли метод Войтенко В.П., так как данный метод позволяет охватить максимальное количество доступных показателей и может быть использован для оценки биологического возраста в студенческом возрасте.

В результате проведенных исследований и расчета биологического возраста студентов 1-3 курса были получены следующие результаты (табл. 1-3).

Таблица 1

Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 1 курса

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/

ДБВ

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/ДБВ

1

ж

19

10

27

0,37

8

ж

19

19

27

0,70

2

ж

18

12

27

0,45

9

ж

18

20

27

0,74

3

ж

19

12

27

0,45

10

ж

19

21

27

0,78

4

ж

18

12

27

0,45

11

м

18

28

27

1,04

5

ж

19

12

27

0,45

12

м

18

29

27

1,07

6

ж

18

13

27

0,48

13

м

19

32

28

1,14

7

ж

19

16

27

0,59

14

м

19

32

28

1,14

Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».

Таблица 2

Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 2 курса

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/

ДБВ

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/

ДБВ

1

ж

19

12

27

0,45

8

ж

20

16

28

0,57

2

ж

19

13

27

0,48

9

ж

22

19

29

0,66

3

ж

19

13

27

0,48

10

ж

19

23

27

0,85

4

ж

20

13

28

0,46

11

ж

19

26

27

0,96

5

ж

19

14

27

0,52

12

м

19

32

29

1,10

6

ж

19

15

27

0,56

13

м

19

32

29

1,10

7

ж

20

16

28

0,57

14

м

19

33

29

1,14

Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».

Таблица 3

Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 3 курса

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/

ДБВ

Пол

КВ

БВ

ДБВ

БВ/ДБВ

1

ж

19

15

29

0,52

8

ж

19

24

29

0,83

2

ж

18

16

29

0,55

9

ж

18

26

28

0,93

3

ж

19

16

28

0,57

10

ж

19

27

29

0,93

4

ж

18

16

29

0,55

11

ж

18

27

28

0,96

5

ж

19

21

29

0,72

12

м

18

33

31

1,06

6

ж

18

21

28

0,75

13

м

19

33

32

1,03

7

ж

19

23

30

0,77

14

м

19

35

30

1,17

Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».

Проанализировав результаты исследования, мы вычислили разницу в процентах между календарным и биологическим возрастом. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительная характеристика календарного и биологического возраста у юношей и девушек 1, 2 и 3 курсов

1 курс

Пол

(КВ), лет

(БВ), лет

Разница, лет

Разница в %

СОЗ

м

18

30

12

40

7

ж

19

15

4

27

9

2 курс

Пол

(КВ), лет

(БВ), лет

Разница, лет

Разница в %

СОЗ

м

19

32

13

40

3

ж

20

16

4

25

6

3 курс

Пол

(КВ), лет

(БВ), лет

Разница, лет

Разница в %

СОЗ

м

22

30

8

27

4

ж

21

15

6

40

10

Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, СОЗ – субъективная оценка здоровья.

Проведенное исследование показало признаки преждевременного старения во всех исследуемых группах у студентов мужского пола. При среднем календарном возрасте 20 лет среди юношей всех 3 курсов их биологический возраст достигал 30 лет, что превышает календарный возраст на 11 лет, или на 36%. Однако девушки имеют более низкий темп старения по сравнению с юношами. Их средний биологический возраст ниже календарного возраста на 4 года, что составляет 26%.

В процессе работы была проведена оценка темпов старения в исследуемых группах (табл. 5).

Таблица 5

Оценка темпа старения студентов направления РиСОТ

1 курс

Разница, лет

Темп старения

Количество человек, %

Юноши

Девушки

(n = 4)

(n = 10)

от -15 до -10

резко замедленный

0

0

от -8,9 до -3

замедленный

0

70

от -2,9 до +2,9

БВ равен КВ

0

30

от +3 до +8,9

ускоренный

0

0

от +9 до +15

резко ускоренный

100

0

2 курс

Разница, лет

Темп старения

Количество человек, %

Юноши

Девушки

(n = 3)

(n = 11)

от -15 до -10

резко замедленный

0

0

от -8,9 до -3

замедленный

0

82

от -2,9 до +2,9

БВ равен КВ

0

0

от +3 до +8,9

ускоренный

0

18

от +9 до +15

резко ускоренный

100

0

3 курс

Разница, лет

Темп старения

Количество человек, %

Юноши

Девушки

(n = 3)

(n = 11)

от -15 до -10

резко замедленный

0

0

от -8,9 до -3

замедленный

0

36

от -2,9 до +2,9

БВ равен КВ

0

28

от +3 до +8,9

ускоренный

0

36

от +9 до +15

резко ускоренный

100

0

Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст.

Таким образом, анализ БВ показал, что ни в одной из групп нет студентов, имеющих резко замедленный темп старения. Девушки 1 курса 70% имеют замедленный темп старения, однако студенты 2 курса, несмотря на то что их календарный возраст выше, чем у 1 курса, имеют 82% замедленного темпа и 36% - 3 курс.

У 30% и 28% студентов женского пола 1 и 3 курсов совпадает биологический паспорт с календарным.

Ускоренный темп старения имеют студенты женского пола: 18% - 2 курс и 36% - 3 курс. И вся часть групп юношей имеют 100% резко ускоренный темп старения.

Расчет БВ студентов показал, что у юношей он превышает календарный в среднем на 11 лет, а у девушек, наоборот, ниже на 4 года.

Итак, определив БВ студентов, мы получили характеристику фактического потенциала их организма в данный момент жизни. Каждый участник может оценить степень надежности своего организма, управлять своим возрастом, контролировать свое здоровье и с помощью рекомендаций осуществить коррекцию своего возраста.

В качестве основной рекомендации по коррекции показателей субъективного здоровья для студентов, имеющих ускоренный темп старения, является разработка и внедрение в процесс внеурочной деятельности программы занятий оздоровительной рекреацией, базирующейся на средствах спортивно-оздоровительного туризма (табл. 6).

Таблица 6

Фрагмент программы оздоровительной рекреации на сентябрь-октябрь 2022-2023 учебного года

№ п/п

Мероприятия спортивно-оздоровительного туризма

Уровень физических нагрузок и характер выполняемой нагрузки

Факторы, способствующие оздоровлению

1

Поход выходного дня без ночевки, протяженностью 3,5 км, на Голубые озера в окрестностях Казани.

 

Время проведения: 25 сентября 2022

Темп передвижения на уровне ЧСС 130-140 уд. мин. Остановки на объектах показа. Дополнительная спортивно-развлекательная программа

Рельеф – пересеченная местность. Ландшафт – лесопарковая зона, состоящая из смешанных пород деревьев.

Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха на маршруте.

Купание в холодной (+4 градуса) воде Голубых озер

2

Выездное мероприятие в природной среде с 1 ночевкой в районе Камского Устья.

 

Время проведения: 8-9 октября 2022

Темп передвижения во время экскурсии в штольнях 120-130 уд. мин.

Выполнение элементов скалолазания на трудность (нагрузка на силовую выносливость и координацию).

Преодоление спелеоучастка (Юрьевская пещера) (120-130 уд. мин., нагрузка на силовую выносливость и координацию)

Занятия туристско-спортивного характера (скалолазание и преодоление пещеры).

Рельеф – крутые склоны.

Ландшафт – лесопарковая зона, состоящая из лиственных пород деревьев.

Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха в течение двух дней

3

Велосипедный поход выходного дня протяженностью 80 км с одной ночевкой в Арском районе Республики Татарстан.

 

Время проведения: 24-25 октября 2022

Темп передвижения на велосипеде 140-150 уд. мин.

Продолжительность работы 5-6 часов день.

Режим работы: 40 минут движения, 20 минут отдыха.

Дополнительная физическая нагрузка при посещении музеев и выполнении бивачных работ

Рельеф – пересеченная местность.

Ландшафт – холмистые сельскохозяйственные угодья, долинно-речной комплекс реки Казанки, лесопосадки.

Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха на маршруте

Цель программы оздоровительной рекреации: организация и проведение комплекса мероприятий спортивно-оздоровительного туризма, способствующих укреплению здоровья студентов.

Средства спортивно-оздоровительного туризма, включенные в программу: походы выходного дня без ночевки в окрестностях города; организация выездных мероприятий в природной среде и походов выходного дня с ночевками; участие в различных мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма в городской среде: соревнования по спортивному ориентированию, рогейны, гонки приключений, экологические прогулки, экскурсии в природной среде и многое другое.

Основные педагогические принципы, на основе которых рекомендуется реализовывать программу оздоровительной рекреации: принцип сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности.

Программа рассчитана на учебный год, в течение каждого месяца обучения планируется проведение 1-2 мероприятий оздоровительной рекреации с применением средств спортивно-оздоровительного туризма.

В этой связи учтены природно-климатические условия, сезонный фактор. Так, в холодный сезон продолжительность проведения мероприятий на открытом воздухе строго дозируется с учетом погодных условий.

Важным фактором, который также нужно учесть при организации мероприятий, является загруженность студентов в течение учебного года в процессе обучения. Так, в период сессий мы планируем проводить по одному мероприятию развлекательной направленности в окрестностях города.

Заключение. Таким образом, оценив состояние здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в рамках тестирования показателей биологического возраста по методике Войтенко В.П., мы пришли к выводу о необходимости коррекции полученных результатов. Коррекция показателей биологического возраста студентов будет реализована в ходе педагогического эксперимента на базе турклуба «Академия» ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» в 2022-2023 учебном году в ходе реализации программы оздоровительной рекреации, базирующейся на средствах спортивно-оздоровительного туризма. В качестве рабочей гипотезы исследования - предположение о том, что систематические занятия по программе оздоровительной рекреации позволят скорректировать показатели биологического возраста студентов до темпа старения «замедленный» у 90% у всех участников мероприятий.


Библиографическая ссылка

Сморчков В.Ю., Тазутдинова А.И., Дерзаев С.В. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32104 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674