Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов является одной из актуальных на сегодняшний день. По результатам многих исследований, в последние годы среди студенческой молодежи прослеживается тенденция к снижению уровня здоровья и их двигательной активности. Одним из основных направлений сохранения здоровья студентов является решение профилактической задачи по осуществлению первичной диагностики факторов риска. В диагностике уровня индивидуального здоровья человека важным является наличие интегральных критериев его оценки. Одним из таких критериев является показатель темпа биологического старения человека. Он служит достаточно точным показателем и характеризует состояние здоровья и эффективность адаптации к необычным экологическим и профессиональным условиям. Для организма значительное опережение или отставание биологического возраста по отношению к хронологическому может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека и его функциональных резервов. Согласно данным, в последнее десятилетие наблюдается снижение здоровья студенческой молодежи, высокий уровень распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Проблема сохранения и укрепления здоровья студентов всегда представляла исследовательский интерес. Уровень здоровья человека во многом зависит от его биологического возраста, показатель которого во многом зависит от физического состояния организма.
Цель исследования: оценить состояние здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (далее РиСОТ) и разработать рекомендации по их оздоровительной рекреации.
Материал и методы исследования
На первоначальном этапе проводился анализ литературных источников с целью определения сущности современных трактовок понятия «биологический возраст» и выявления наиболее подходящей методики тестирования данного показателя для нашего контингента обследуемых.
На втором этапе (март-апрель 2022 г.) проводилось тестирование показателей биологического возраста среди 42 студентов 1-3 курса Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, обучающихся на направлении «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Исследование биологического возраста проводилось по методике В.П. Войтенко.
. На заключительном этапе осуществлялась разработка рекомендаций по оздоровительной рекреации студентов с учетом результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. На базе анализа научно-методической литературы по заявленной проблеме были выявлены подходы к трактовке понятия «биологический возраст».
Понятие «биологический возраст» появилось в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза - неравномерность возрастных изменений. Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма [1]. По мнению Рожкова М.С., понятие биологического возраста отражает степень морфологического и физиологического развития организма [2].
Согласно Калининой И.Г., оценка биологического возраста позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях [3]. Темп возрастных изменений позволяет определить биологический возраст, т.е. соответствие физиологических функций индивидуума среднестатистической возрастной форме. Сопоставление биологического и фактического возраста дает представление о темпе старения и возможной продолжительности жизни [4].
Таким образом, биологический возраст - это степень износа конкретного организма, оцениваемая по снижению функционального ресурса основных его систем жизнеобеспечения, причем оценка проводится в сравнении со среднестатистическими значениями нормы для определенных возрастов и выражается в единицах возраста, которому эти функциональные ресурсы соответствуют.
Существует множество подходов к определению биологического возраста: метод Дамона (1972) [5], метод Диркена (1972) [6], метод Вебстера (1976, 1985) [7], метод Войтенко (1984) [8], метод Белозеровой Л.М. [9] и другие. В ходе нашей оценки мы применяли метод Войтенко В.П., так как данный метод позволяет охватить максимальное количество доступных показателей и может быть использован для оценки биологического возраста в студенческом возрасте.
В результате проведенных исследований и расчета биологического возраста студентов 1-3 курса были получены следующие результаты (табл. 1-3).
Таблица 1
Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 1 курса
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ ДБВ |
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ДБВ |
1 |
ж |
19 |
10 |
27 |
0,37 |
8 |
ж |
19 |
19 |
27 |
0,70 |
2 |
ж |
18 |
12 |
27 |
0,45 |
9 |
ж |
18 |
20 |
27 |
0,74 |
3 |
ж |
19 |
12 |
27 |
0,45 |
10 |
ж |
19 |
21 |
27 |
0,78 |
4 |
ж |
18 |
12 |
27 |
0,45 |
11 |
м |
18 |
28 |
27 |
1,04 |
5 |
ж |
19 |
12 |
27 |
0,45 |
12 |
м |
18 |
29 |
27 |
1,07 |
6 |
ж |
18 |
13 |
27 |
0,48 |
13 |
м |
19 |
32 |
28 |
1,14 |
7 |
ж |
19 |
16 |
27 |
0,59 |
14 |
м |
19 |
32 |
28 |
1,14 |
Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».
Таблица 2
Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 2 курса
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ ДБВ |
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ ДБВ |
1 |
ж |
19 |
12 |
27 |
0,45 |
8 |
ж |
20 |
16 |
28 |
0,57 |
2 |
ж |
19 |
13 |
27 |
0,48 |
9 |
ж |
22 |
19 |
29 |
0,66 |
3 |
ж |
19 |
13 |
27 |
0,48 |
10 |
ж |
19 |
23 |
27 |
0,85 |
4 |
ж |
20 |
13 |
28 |
0,46 |
11 |
ж |
19 |
26 |
27 |
0,96 |
5 |
ж |
19 |
14 |
27 |
0,52 |
12 |
м |
19 |
32 |
29 |
1,10 |
6 |
ж |
19 |
15 |
27 |
0,56 |
13 |
м |
19 |
32 |
29 |
1,10 |
7 |
ж |
20 |
16 |
28 |
0,57 |
14 |
м |
19 |
33 |
29 |
1,14 |
Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».
Таблица 3
Сводная оценка параметров, характеризующих БВ студентов 3 курса
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ ДБВ |
№ |
Пол |
КВ |
БВ |
ДБВ |
БВ/ДБВ |
1 |
ж |
19 |
15 |
29 |
0,52 |
8 |
ж |
19 |
24 |
29 |
0,83 |
2 |
ж |
18 |
16 |
29 |
0,55 |
9 |
ж |
18 |
26 |
28 |
0,93 |
3 |
ж |
19 |
16 |
28 |
0,57 |
10 |
ж |
19 |
27 |
29 |
0,93 |
4 |
ж |
18 |
16 |
29 |
0,55 |
11 |
ж |
18 |
27 |
28 |
0,96 |
5 |
ж |
19 |
21 |
29 |
0,72 |
12 |
м |
18 |
33 |
31 |
1,06 |
6 |
ж |
18 |
21 |
28 |
0,75 |
13 |
м |
19 |
33 |
32 |
1,03 |
7 |
ж |
19 |
23 |
30 |
0,77 |
14 |
м |
19 |
35 |
30 |
1,17 |
Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, ДБВ – «должный биологический возраст».
Проанализировав результаты исследования, мы вычислили разницу в процентах между календарным и биологическим возрастом. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика календарного и биологического возраста у юношей и девушек 1, 2 и 3 курсов
1 курс |
|||||
Пол |
(КВ), лет |
(БВ), лет |
Разница, лет |
Разница в % |
СОЗ |
м |
18 |
30 |
12 |
40 |
7 |
ж |
19 |
15 |
4 |
27 |
9 |
2 курс |
|||||
Пол |
(КВ), лет |
(БВ), лет |
Разница, лет |
Разница в % |
СОЗ |
м |
19 |
32 |
13 |
40 |
3 |
ж |
20 |
16 |
4 |
25 |
6 |
3 курс |
|||||
Пол |
(КВ), лет |
(БВ), лет |
Разница, лет |
Разница в % |
СОЗ |
м |
22 |
30 |
8 |
27 |
4 |
ж |
21 |
15 |
6 |
40 |
10 |
Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст, СОЗ – субъективная оценка здоровья.
Проведенное исследование показало признаки преждевременного старения во всех исследуемых группах у студентов мужского пола. При среднем календарном возрасте 20 лет среди юношей всех 3 курсов их биологический возраст достигал 30 лет, что превышает календарный возраст на 11 лет, или на 36%. Однако девушки имеют более низкий темп старения по сравнению с юношами. Их средний биологический возраст ниже календарного возраста на 4 года, что составляет 26%.
В процессе работы была проведена оценка темпов старения в исследуемых группах (табл. 5).
Таблица 5
Оценка темпа старения студентов направления РиСОТ
1 курс |
|||
Разница, лет |
Темп старения |
Количество человек, % |
|
Юноши |
Девушки |
||
(n = 4) |
(n = 10) |
||
от -15 до -10 |
резко замедленный |
0 |
0 |
от -8,9 до -3 |
замедленный |
0 |
70 |
от -2,9 до +2,9 |
БВ равен КВ |
0 |
30 |
от +3 до +8,9 |
ускоренный |
0 |
0 |
от +9 до +15 |
резко ускоренный |
100 |
0 |
2 курс |
|||
Разница, лет |
Темп старения |
Количество человек, % |
|
Юноши |
Девушки |
||
(n = 3) |
(n = 11) |
||
от -15 до -10 |
резко замедленный |
0 |
0 |
от -8,9 до -3 |
замедленный |
0 |
82 |
от -2,9 до +2,9 |
БВ равен КВ |
0 |
0 |
от +3 до +8,9 |
ускоренный |
0 |
18 |
от +9 до +15 |
резко ускоренный |
100 |
0 |
3 курс |
|||
Разница, лет |
Темп старения |
Количество человек, % |
|
Юноши |
Девушки |
||
(n = 3) |
(n = 11) |
||
от -15 до -10 |
резко замедленный |
0 |
0 |
от -8,9 до -3 |
замедленный |
0 |
36 |
от -2,9 до +2,9 |
БВ равен КВ |
0 |
28 |
от +3 до +8,9 |
ускоренный |
0 |
36 |
от +9 до +15 |
резко ускоренный |
100 |
0 |
Примечание: КВ – календарный возраст, БВ – биологический возраст.
Таким образом, анализ БВ показал, что ни в одной из групп нет студентов, имеющих резко замедленный темп старения. Девушки 1 курса 70% имеют замедленный темп старения, однако студенты 2 курса, несмотря на то что их календарный возраст выше, чем у 1 курса, имеют 82% замедленного темпа и 36% - 3 курс.
У 30% и 28% студентов женского пола 1 и 3 курсов совпадает биологический паспорт с календарным.
Ускоренный темп старения имеют студенты женского пола: 18% - 2 курс и 36% - 3 курс. И вся часть групп юношей имеют 100% резко ускоренный темп старения.
Расчет БВ студентов показал, что у юношей он превышает календарный в среднем на 11 лет, а у девушек, наоборот, ниже на 4 года.
Итак, определив БВ студентов, мы получили характеристику фактического потенциала их организма в данный момент жизни. Каждый участник может оценить степень надежности своего организма, управлять своим возрастом, контролировать свое здоровье и с помощью рекомендаций осуществить коррекцию своего возраста.
В качестве основной рекомендации по коррекции показателей субъективного здоровья для студентов, имеющих ускоренный темп старения, является разработка и внедрение в процесс внеурочной деятельности программы занятий оздоровительной рекреацией, базирующейся на средствах спортивно-оздоровительного туризма (табл. 6).
Таблица 6
Фрагмент программы оздоровительной рекреации на сентябрь-октябрь 2022-2023 учебного года
№ п/п |
Мероприятия спортивно-оздоровительного туризма |
Уровень физических нагрузок и характер выполняемой нагрузки |
Факторы, способствующие оздоровлению |
1 |
Поход выходного дня без ночевки, протяженностью 3,5 км, на Голубые озера в окрестностях Казани.
Время проведения: 25 сентября 2022 |
Темп передвижения на уровне ЧСС 130-140 уд. мин. Остановки на объектах показа. Дополнительная спортивно-развлекательная программа |
Рельеф – пересеченная местность. Ландшафт – лесопарковая зона, состоящая из смешанных пород деревьев. Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха на маршруте. Купание в холодной (+4 градуса) воде Голубых озер |
2 |
Выездное мероприятие в природной среде с 1 ночевкой в районе Камского Устья.
Время проведения: 8-9 октября 2022 |
Темп передвижения во время экскурсии в штольнях 120-130 уд. мин. Выполнение элементов скалолазания на трудность (нагрузка на силовую выносливость и координацию). Преодоление спелеоучастка (Юрьевская пещера) (120-130 уд. мин., нагрузка на силовую выносливость и координацию) |
Занятия туристско-спортивного характера (скалолазание и преодоление пещеры). Рельеф – крутые склоны. Ландшафт – лесопарковая зона, состоящая из лиственных пород деревьев. Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха в течение двух дней |
3 |
Велосипедный поход выходного дня протяженностью 80 км с одной ночевкой в Арском районе Республики Татарстан.
Время проведения: 24-25 октября 2022 |
Темп передвижения на велосипеде 140-150 уд. мин. Продолжительность работы 5-6 часов день. Режим работы: 40 минут движения, 20 минут отдыха. Дополнительная физическая нагрузка при посещении музеев и выполнении бивачных работ |
Рельеф – пересеченная местность. Ландшафт – холмистые сельскохозяйственные угодья, долинно-речной комплекс реки Казанки, лесопосадки. Правильное сочетание физических нагрузок и отдыха на маршруте |
Цель программы оздоровительной рекреации: организация и проведение комплекса мероприятий спортивно-оздоровительного туризма, способствующих укреплению здоровья студентов.
Средства спортивно-оздоровительного туризма, включенные в программу: походы выходного дня без ночевки в окрестностях города; организация выездных мероприятий в природной среде и походов выходного дня с ночевками; участие в различных мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма в городской среде: соревнования по спортивному ориентированию, рогейны, гонки приключений, экологические прогулки, экскурсии в природной среде и многое другое.
Основные педагогические принципы, на основе которых рекомендуется реализовывать программу оздоровительной рекреации: принцип сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности.
Программа рассчитана на учебный год, в течение каждого месяца обучения планируется проведение 1-2 мероприятий оздоровительной рекреации с применением средств спортивно-оздоровительного туризма.
В этой связи учтены природно-климатические условия, сезонный фактор. Так, в холодный сезон продолжительность проведения мероприятий на открытом воздухе строго дозируется с учетом погодных условий.
Важным фактором, который также нужно учесть при организации мероприятий, является загруженность студентов в течение учебного года в процессе обучения. Так, в период сессий мы планируем проводить по одному мероприятию развлекательной направленности в окрестностях города.
Заключение. Таким образом, оценив состояние здоровья студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» в рамках тестирования показателей биологического возраста по методике Войтенко В.П., мы пришли к выводу о необходимости коррекции полученных результатов. Коррекция показателей биологического возраста студентов будет реализована в ходе педагогического эксперимента на базе турклуба «Академия» ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ» в 2022-2023 учебном году в ходе реализации программы оздоровительной рекреации, базирующейся на средствах спортивно-оздоровительного туризма. В качестве рабочей гипотезы исследования - предположение о том, что систематические занятия по программе оздоровительной рекреации позволят скорректировать показатели биологического возраста студентов до темпа старения «замедленный» у 90% у всех участников мероприятий.
Библиографическая ссылка
Сморчков В.Ю., Тазутдинова А.И., Дерзаев С.В. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32104 (дата обращения: 18.01.2025).