Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Мартынова В.А. 1 Аршинник С.П. 1 Авдеев М.В. 1
1 ФГАОУВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
В данной работе нами рассматривается мотивация спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки. Анализ научно-методической литературы по данному вопросу выявил основные проблемы формирования мотивации у спортсменов разной квалификации. Мотивация является важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности находится потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом. Целью данной работы является рассмотрение мотивации к спортивной деятельности легкоатлетов на этапе начальной подготовки. В процессе опроса нами было выявлено, что наибольшее число юных спортсменов пришли заниматься спортом по собственному желанию или по совету родных. Основными мотивами, побудившими юных спортсменов к занятиям легкой атлетикой, явились «улучшение физической подготовленности»; «укрепление здоровья», а также «воспитание воли». По мнению юных легкоатлетов, занятия спортом повлияли на них следующим образом: повысили уровень физической подготовленности; воспитали дисциплинированность; воспитали уверенность в себе; расширили круг друзей. Полученные данные позволяют определить наиболее важные мотивы занятий спортом юных легкоатлетов, что позволит в рамках специальных тренингов более успешно формировать их спортивную мотивацию.
физическая культура
спорт
легкая атлетика
мотивация
интересы спортсменов
1. Мартынова В.А., Корнев О.А., Корнева А.В. Мотивация к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31388 (дата обращения: 04.10.2022).
2. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2014. 312 с.
3. Ильин Е.П. Психология спорт. СПб.: Питер, 2018. 352 с.
4. Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха: монография. М.: Спорт, 2017. 288 с.
5. Алтунина И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 5-16.
6. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2016. № 4. C. 85.
7. Кузьмин Е.Б., Денисенко Ю.П., Драндров Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 1. С. 57.

Известно, что спортивная деятельность с ее высокими физическими нагрузками и психической напряженностью является той самой сферой человеческой деятельности, где мотивация проявляется наиболее существенно [1].

Мотивация служит важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности находится потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом [2, 3].

По мнению В.К. Сафонова (2017): «..не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенностей мотивации конкретного спортсмена, нельзя успешно готовить его к спортивным результатам» [4].

Авторы И.Р. Алтунина (2006), Г. Б. Горская (2016), Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко, Г.Л. Драндров (2010) в своих работах утверждают, что проблема мотивов и мотивации является одной из важнейших проблем в спортивной деятельности спортсменов [5–7].

Однако, несмотря на то, что по данному направлению проведено большое число исследований, написано множество статей, монографий и пособий, проблема мотивации в спортивной деятельности еще далека от разрешения.

В связи с этим проведение исследования, направленного на поиск путей повышения мотивации к спортивно-тренировочной деятельности, представляется актуальным и практически значимым.

Цель исследования - рассмотреть мотивацию к спортивной деятельности спортсменов на начальных этапах спортивной подготовки.

Материал и методы исследования

При проведении эксперимента применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетный опрос; математическая статистика.

Исследования проводились на платформе Google Forms, что позволило охватить большое количество респондентов. Исследование было проведено с ноября 2021 г. по февраль 2022 г. в форме интерактивной анкеты, которая состояла из 16 вопросов. В исследовании приняли участие 75 спортсмена этапа начальной специализации легкой атлетики.

Результаты опроса были обработаны принятыми в социологии и биометрии способами: рассчитывали соотношение мнений респондентов (%), выявляли доминирующие варианты ответов. При этом рассчитывались такие показатели, как доля (% ответов) и ошибка доли.

Результаты исследования и их обсуждение

Как было сказано выше, мотивация спортсменов является одним из важнейших аспектов, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. От понимания мотивов к занятиям спортом на различных этапах спортивной подготовки во многом зависит успешность выступления спортсмена на соревнованиях в будущем. Поэтому необходимо изучать мотивацию на конкретных этапах подготовки. В связи с этим нами была разработана специальная анкета и проведено анкетирование юных спортсменов-легкоатлетов с целью получения информации о мотивации юных спортсменов.

В анкетировании приняли участие 75 респондентов от 7 до 12 лет, из которых 49,3% мальчиков и 50,7% девочек, стаж занятий легкой атлетикой которых составлял от полугода до трех лет. Полученные в процессе статистической обработки результаты анкетных данных представлены ниже в таблицах.

По мнению Г.Б. Горской (1995), одним из факторов мотивации ребенка к выбору спортивной деятельности являются влияние родителей, их спортивная деятельность, спортивные заслуги. Анализ результатов опроса респондентов об уровне спортивной квалификации их родителей свидетельствует, что относительно высокий уровень квалификации (МС и КМС) имели лишь 6,6% родителей, I–III спортивный разряд – 17,4% родителей респондентов; подавляющее большинство опрошенных (76%) отмечают, что их родители не имели спортивных разрядов.

Следующий вопрос анкеты касался личности, побудившей респондентов к занятиям спортом (легкой атлетикой). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ответы на вопрос: «Кто предложил тебе заниматься спортом (легкой атлетикой)?»

Личность, побудившая заняться спортом

% высказавшихся «за»

По собственному желанию

53,3±5,76

Родственники

16,0±4,23

Учитель физической культуры, тренер

9,3±3,35

Друзья

9,3±3,35

Врач

5,4±2,59

Другое

6,7±2,89

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что больше половины участников исследования – 53,3% – отмечают, что пришли заниматься по собственной инициативе. 16,0% привели в спорт родственники, и лишь 9,3% опрошенных стали заниматься по совету учителя физической культуры или тренера. Столько же участников сделали выбор в пользу легкой атлетики по совету друзей; 5,3% занимаются по рекомендации врача, а 6,7% сделали выбор по каким-то другим причинам.

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на имеющиеся научные данные, у современных детей личность специалиста (тренера, учителя) не является ведущей в выборе спортивных занятий. В то же время большая доля тех, кто выбрал занятия легкой атлетикой по собственному желанию, свидетельствует об осознанном выборе спортивно-тренировочной деятельности.

Следующий вопрос анкеты позволил определить ведущие мотивы, которые побудили участников опроса к занятиям легкой атлетикой. Результаты ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные мотивы, побудившие к занятиям легкой атлетикой

Мотивы к занятиям

% высказавшихся «за»

Желание стать физически развитым, подготовленным

85,3±3,54

Улучшение здоровья

53,3±5,76

Воспитание силы воли

46,7±5,76

Совет старших людей

24,0±4,93

Общение со сверстниками

20,0±4,61

Возможность посмотреть мир

10,7±3,56

Слава, признание, популярность

9,3±3,35

Материальное благополучие

2,7±1,87

Примечание: сумма ответов превысила 100%, так как участникам предоставлялась возможность выбрать более 2 вариантов ответов

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что наиболее значимой причиной, побудившей школьников к занятиям легкой атлетикой, явилось желание стать физически развитым, крепким (подготовленным); этот мотив указали 85% респондентов.

Значительно меньше (при p<0,001), но достаточно большая доля участников исследования (53,3%) назвали мотив занятий «улучшение здоровья». Несколько меньше – 46,7% – указали, что важным мотивом, побудившим их к занятиям, является воспитание силы воли, что действительно возможно благодаря систематическим занятиям. Начали заниматься легкой атлетикой по совету старших 24% респондентов, а потребность в социализации и общении как мотиве занятий выразили 20%. Таким образом, можно констатировать 5 основных мотивов, побуждающих детей к занятиям спортом.

Кроме того, были названы и менее значимые побудительные причины, в частности «возможность путешествовать (в процессе поездок на соревнования), посмотреть мир» (10,7%); «получение общественного признания, славы, популярности» (9,3%); «материальное стимулирование» (2,7%). Данные незначимые мотивы очевидны, поскольку у детей только начинается спортивная карьера и указанные побудительные причины в данный момент неактуальны.

На следующий вопрос анкеты, позволивший оценить характер влияния занятий спортом на образ жизни, были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Ответы на вопрос о влиянии занятий спортом на образ жизни

Влияние занятий на образ жизни

% высказавшихся «за»

Повысили уровень физической подготовленности

82,7±6,47

Приучили к дисциплинированности

49,3±5,77

Воспитали уверенность в себе

46,7±5,76

Расширили круг друзей

41,3±5,68

Лишили жизненных радостей

2,7±1,87

Примечание: сумма ответов превысила 100%, так как участникам предоставлялась возможность выбрать более 2 вариантов ответов

Так, анализ полученных результатов свидетельствует о том, что, по мнению участников опроса, наиболее значимое влияние занятия спортом оказали на уровень их физической подготовленности. По мнению 82,7% респондентов, они стали более быстрыми, выносливыми, сильными и т.п. Кроме того, почти половина опрошенных (49,3%) указали, что они стали более дисциплинированными, а 46,7% сообщили, что занятия спортом способствовали воспитанию уверенности в себе. Другими словами, занятия спортом повысили уровень важных волевых качеств детей. Стоит также отметить, что 41,3% респондентов уверены, что благодаря занятиям легкой атлетикой у них расширился круг общения, появились новые друзья. Данный факт во многом свидетельствует о пользе занятий физической культурой и спортом для социализации личности, отвлечения от вредных привычек и приобщения к здоровому образу жизни. Косвенно это подтверждается и тем, что лишь 2 участника опроса (2,7±1,87%) признались, что  занятия спортом лишили их привычных житейских радостей.

Анализ мотивов, побуждающих продолжать тренироваться в настоящее время (табл. 4), свидетельствует, что главным стимулом к занятиям спортом у большинства (74,7%) респондентов выступает желание достичь в будущем максимального результата. По нашему мнению, данный мотив следует постоянно поддерживать и стимулировать. Именно благодаря этому мотиву возможен рост спортивных результатов и побед на спортивных соревнованиях.

Нельзя не отметить и такие важные мотивы «поддержания», как общение с друзьями (44,0 %) и командный «долг» (верность коллективу) (30,7%). Как первый, так и второй мотив следует максимально поддерживать. При этом первый указанный мотив связан с естественной потребностью ребенка в общении и может симулироваться благодаря формированию и укреплению коллектива группы занимающихся. Второй мотив во многом связан с авторитетом тренера, что актуализирует необходимость поддерживать данный авторитет собственным примером наставника.

Таблица 4

Мотивы, побуждающие заниматься спортом в настоящее время

Побудительные причины продолжать занятия

% высказавшихся «за»

Желание достичь максимального результата

74,7±5,01

Общение с друзьями

44,0±5,73

Не хочу бросать и подводить свою команду и тренера

30,7±5,32

Возможность побывать в других городах

26,7±5,10

Заставляют заниматься родители

16,0±4,23

Желание стать известным

14,7±4,08

Не вижу себя нигде, кроме спорта

9,3±3,35

Материальное вознаграждение

5,3±2,58

Кроме этого, в качестве положительного стимула можно использовать четвертый по популярности мотив, связанный с поездками на соревнования и тренировочные сборы в другие города и населенные пункты (26,7%). Данный  потенциальный интерес также целесообразно развивать.

В то же время у начинающих спортсменов уже проявляются не совсем «правильные» мотивы, такие как «заставляют родители» (16,0%) и «материальное вознаграждение» (5,3%). Стоит отметить, что, хотя эти мотивы пока еще проявляются у небольшого числа респондентов, но все же тренерам необходимо способствовать их снижению.

Также в рамках ответов на данный вопрос анкеты был выявлен мотив, который целесообразно культивировать и стимулировать по мере повышения квалификации спортсменов. Этот мотив описывается формулировкой «не вижу себя нигде, кроме спорта», за его наличие высказалось немногим менее  10% респондентов.

Таким образом, следует констатировать, что у юных спортсменов преобладают положительные мотивы, которые в процессе занятий следует развивать и на их основе строить тренировочный процесс.

Далее были проанализированы ответы на вопрос о том, кто влияет на мотивацию юных спортсменов. При анализе были установлены 6 основных причин, указанных в таблице 5.

Таблица 5

Ответы на вопрос о том, кто оказывает влияние на спортивную мотивацию юных легкоатлетов

Личность, оказывающая мотивацию

% высказавшихся «за»

Тренер, учитель

46,6±5,76

Родители (родственники)

17,3±4,36

Друзья, одноклассники

9,3±3,35

Я не нуждаюсь в чей-либо мотивации

2,6±1,85

Затрудняюсь с ответом

13,3±3,92

Другое, в том числе сочетание ответов

10,9±3,60

Анализ показывает, что наиболее авторитетной личностью, оказывающей влияние на мотивацию юных спортсменов, является тренер (учитель), что очевидно. За этот вариант ответа высказались почти половина респондентов (46,6%). На втором месте по данному воздействию оказались родители или родственники юных легкоатлетов (данный вариант выбрали 17,3%). Несмотря на полученные результаты, уровень мотивационного стимулирования взрослых и, прежде всего, тренеров, к занятиям легкой атлетикой следует признать недостаточным, поскольку более трети участников исследования получают мотивацию от других лиц, и это не то воздействие, которое может оказать знающий специалист.

Следующий раздел анкеты был направлен на изучение мнений занимающихся о «соревновательной» мотивации. Результаты по этому вопросу представлены в таблице 6.

Анализ полученных данных свидетельствует, что наиболее важным стимулом для юных спортсменов, популярным у 65,3% опрошенных, является мотив, связанный с демонстрацией высоких результатов, что понятно. Второй по значимости мотив, но популярный лишь у 10% респондентов, – «мотив участия» («главное не победа, а участие»). Еще меньше приверженцев такого мотива, как «быть первым, лучшим», за него высказались немногим более 9% участников опроса. 8% респондентов посчитали, что главное в соревновании – это получение удовольствия от самого соревновательного процесса. Также стоит отметить, что 6,7% участников анкетирования затруднились с ответом.

Таблица 6

Ответы на вопрос о том, что является главным на соревновании

Факторы, обеспечивающие мотивацию на соревновании

% высказавшихся «за»

Показать высокие результаты

65,3±5,49

Главное – не победа, а участие

9,7±3,40

Быть первым, лучшим

9,3±3,36

Получить удовольствие от соревнований

8,0±3,31

Оправдать надежды, не подвести тренера или команду

1,3±1,32

Затрудняюсь ответить

6,7±2,87

Таким образом, при ответе на данный вопрос стоит отметить, что имеются возможности воздействия на спортсменов при использовании так называемых нейтральных мотивов («главное не победа…», «получение удовольствия от соревнования» и т.п.).

Заключительный вопрос анкеты был связан с предполагаемой возможностью завершения спортивной карьеры. Данные, с нашей точки зрения, критериальные ответы как раз и показывают наличие и отсутствие мотивации к занятиям спортом.

Анализ результатов свидетельствует, что лишь немногим более половины (50,6%) участников опроса полностью мотивированы и не хотят уходить из спорта.

К сожалению (и на это тренерам необходимо обратить пристальное внимание), в общей сумме треть юных легкоатлетов в той или иной мере испытывают желание уйти из спорта (30,7% опрошенных ответили, что «иногда появляется желание», а 1,3% категорично ответили «да»). При этом довольно большая доля участников анкетирования (17,4%) не смогли точно определить, чего они хотят. В связи с этим необходимо своевременно выявлять таких спортсменов и предпринимать соответствующие действия в плане уменьшения желания «уйти из спорта».

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности мотивации юных легкоатлетов к спортивной деятельности.


Библиографическая ссылка

Мартынова В.А., Аршинник С.П., Авдеев М.В. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32102 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674