Инклюзивные тенденции в отечественном образовании согласуются с идеями обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе организуется совместно с другими обучающимися в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагогу инклюзивного класса важно уметь применять специальные методы и приемы в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные, необходимые для адресной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Для педагога важно владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку независимо от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Цель исследования: определить содержание и логику формирования профессиональной компетентности будущих учителей русского языка и литературы в организации инклюзивного образования школьников в условиях проведения педагогических мастерских в технопарке педагогического университета.
Материал и методы исследования. Материалом исследования стал анализ научных публикаций по проблеме профессиональной подготовки будущих педагогов к деятельности в инклюзивном классе. Методы исследования: системный анализ, контент-анализ, метод проектирования, эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. За последние годы появились научные исследования, посвященные подготовке педагогов к инклюзивному образованию школьников [1, 2]. В исследовании Е.С. Любимой представлена компонентная модель готовности бакалавров педагогического университета к инклюзивному образованию школьников. Автор полагает, что в основе разработки модели процесса формирования готовности будущих педагогов к организации инклюзивного образования школьников лежат мотивационный, когнитивный, операциональный компоненты исследуемой готовности [3]. О.А. Козырева отмечает в своем исследовании, что модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников формируется через компоненты содержания методической подготовки. К их числу автор носит организационно-предметный, проектно-практический, ресурсно-сетевой компоненты [4].
Исследователи И.М. Яковлева, С.В. Яковлев рассматривают результат подготовки педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья как профессионально-личностную готовность через овладение педагогами системой профессиональных ценностей и значимыми профессионально-личностными качествами и овладение основными видами педагогической деятельности с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 174].
В работе Е.В. Кетриш модель формирования готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается через реализацию системного, компетентностного, деятельностного и аксиологического подходов [5].
В своем исследовании Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева отмечают, что научно-методической базой для индивидуального обучения школьников, имеющих учебные трудности, является нейропсихологический подход [6, с. 71]. Выбор траектории обучения, использования путей и методов развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии должен основываться на анализе когнитивных и поведенческих особенностей школьника. Будущий педагог должен не только понимать особенности психофизического развития обучающихся, но и владеть знаниями нейропсихологических основ для выбора эффективных стратегий обучения и воспитания. Данный подход позволяет учителю-предметнику понимать механизмы отклоняющегося развития, что способствует использованию адекватных методов и приемов обучения на уроках при совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим подготовка будущего педагога направлена на формирование важной компетенции – готовности использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6). Данная компетенция относится к блоку общепрофессиональных компетенций и является обязательной для всех выпускников направления «Педагогическое образование», в том числе для профилей «Русский язык», «Литература». Обратимся к материалам экспериментальной работы, организованной со студентами – будущими учителями русского языка и литературы.
Компетенция ОПК-6 формируется в ходе освоения ряда учебных дисциплин, а также в рамках производственных практик – «Производственная (воспитательная) практика», «Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика». К таким дисциплинам относятся: «Психология педагогического влияния в учебно-воспитательном процессе», «Обучение лиц с ОВЗ», «Основы вожатской деятельности», «Педагогика», «Психология», «Психология воспитания», «Технология и организация воспитательных практик».
Опыт преподавания показал, что в содержание перечисленных дисциплин важно включить освоение нейропсихологических особенностей обучающихся и приемов обучения в русле данного подхода. В результате освоения дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» будущие учителя русского языка и литературы изучают основы применения коррекционно-развивающих технологий, специальных методов и приемов, необходимых для организации учебной и воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде. Также студенты учатся проектировать и реализовывать образовательный процесс в условиях совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Кроме того, студенты овладевают технологией разработки адаптированной общеобразовательной программы для школьников с нарушениями в здоровье различных нозологий и готовностью выстраивать их личные траектории развития на основе принципов специальной педагогики и психологии.
Программой учебной дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрено изучение современных моделей инклюзивного образования, специфики организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также содержания современных подходов к организации образовательного процесса. Студенты рассматривают не только современное состояние инклюзивного образования, но и особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также технологии обучения школьников различных нозологических групп. Поэтому целесообразным является формирование у будущих учителей русского языка и литературы интегративных компетенций, в которых отражено использование нейропсихологического подхода.
Учитывая, что современные образовательные программы высшей школы разрабатываются в русле компетентностного подхода (работы И.А. Зимней, В.Н. Введенского, А.В. Хуторского и др.), для подготовки педагога-предметника инклюзивного образования важным является формирование таких компетенций, которые включают как профессиональную готовность в области преподаваемого предмета, так и готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Иными словами, будущий учитель должен не только знать свой предмет и особенности его преподавания, но и уметь организовывать свою деятельность со всеми категориями обучающихся.
С.И. Тормасин, Н.П. Пучков подразумевают под интегративной компетентностью результат интеграции компетенций. Авторы отмечают, что интегрированная компетентность – это процесс и результат объединения в целое дифференцированных совокупностей взаимосвязанных качеств личности – квалификационных характеристик, личностных качеств, определяющих поведение по отношению к себе, необходимых для продуктивной деятельности в профессиональной сфере [7].
В связи c этим в подготовке будущих учителей следует определить интегративную компетентность как совокупность профессиональных знаний и способность осуществления собственной профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Важно отметить, что в таком понимании процесса вузовской подготовки будущего учителя раскрывается ресурс компетентностного похода, позволяющий создавать условия для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций во взаимосвязи друг с другом.
В структуре интегративной компетентности будущего учителя русского языка и литературы инклюзивного класса правомерно выделить следующие компоненты: методический, лингвистический, нейропсихологический, инклюзивный, коммуникативный. Рассмотрим компоненты подробнее.
Методический компонент интегративной компетентности включает способность будущего учителя успешно преподавать свой предмет на основе приобретенных психолого-педагогических знаний, сформированных профессиональных компетенций, выстраивать учебную и воспитательную работу с обучающимися, в том числе адаптировать учебные материалы к реальным условиям преподавания в инклюзивном классе. Лингвистический компонент интегративной компетентности предполагает способность будущего учителя владеть системным знанием о языке как системе и общественном явлении, транслировать связи языка с мышлением человека, с культурным развитием общества. Нейропсихологический компонент интегративной компетентности связан со способностью будущего учителя применять знания об основных законах протекания когнитивных процессов в профессиональной деятельности на уроках русского языка и литературы. Коммуникативный компонент интегративной компетентности составляет способность будущего учителя организовывать эффективное межличностное общение со всеми субъектами образовательных отношений на основе владения различными речевыми тактиками. Инклюзивный компонент интегративной компетентности включает способность будущего учителя проектировать реальный учебно-воспитательный процесс в условиях инклюзии, оказывать адресную помощь обучающимся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Также инклюзивный компонент включает способность будущего учителя применять разные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной работы с обучающимися с учетом индивидуальных и типологических особенностей их развития на основе нейропсихологического подхода.
Разработанные теоретические положения были проверены в рамках научного проекта «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка». В экспериментальной работе принимали участие 243 студента Волгоградского государственного социально-педагогического университета, из них 85 человек – будущие учителя русского языка и литературы. Одним из аспектов работы по проекту являлись разработка и проведение серии педагогических мастерских для студентов, нацеленных на формирование опыта организации инклюзивных практик обучающихся. Эта работа была организована на базе пространств технопарка педагогического вуза.
Задачами проведения педагогической мастерской «Нейропсихологическая диагностика нормы и патологии» являлось ознакомление студентов с современными направлениями нейропсихологической диагностики и нейропсихокоррекции, их принципами, целями и задачами. Кроме того, создавали условия для расширения профессиональных умений и навыков студентов за счет использования знаний нейропсихологических техник, методов и приемов, используемых при индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Более полному пониманию механизмов протекания когнитивных функций у школьников с ограниченными возможностями здоровья способствовало использование инновационных возможностей образовательного пространства университетского технопарка: интерактивного анатомического стола «Пирогов», а также аппаратно-программного комплекса в составе интерактивного стола и предустановленного программного обеспечения для отображения трехмерного образа человеческого тела. Данный комплекс послужил наглядной демонстрацией понимания сложной пространственно-временной организации высшей нервной деятельности человека, необходимого для изучения нейропсихологических механизмов процесса обучения школьников.
Занятия были построены так, что преподаватель знакомил с теоретическим материалом, а студентам предоставлялась возможность с помощью интерактивного анатомического стола «Пирогов» просматривать в трехмерном режиме головной мозг и его структурные компоненты. Студенты – будущие учителя русского языка и литературы могли более полно формировать представление об особенностях функционирования блоков мозга (по А.Р. Лурия) и далее – о специфике переработки кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной и слуховой информации при овладении школьником материалом учебных предметов «Русский язык», «Литература», о специфике протекания процессов программирования и контроля и о поддержании витального состояния школьников на уроке.
Занятия педагогической мастерской на базе технопарка продолжали аудиторную работу, когда студенты знакомились с закономерностями психического развития ребенка при дизонтогенезе, с особенностями вклада разных отделов мозга в реализацию психической, в том числе речевой, деятельности. Студенты могли рассмотреть механизмы протекания когнитивных процессов, подобрать приемы коррекции учебных трудностей у школьников на уроках русского языка. Будущие педагоги осваивали логические связи в использовании нейропсихологических приемов, положительно влияющих на сформированность мыслительных функций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и школьников, развивающихся в норме, ведущих к их успешному обучению.
Достоинством данной технологии проведения занятий является возможность студентов работать со всеми наглядными пособиями, задавать вопросы преподавателю, вести дискуссию и получать ответы на интересующие вопросы. На основе полученных знаний на практических занятиях по дисциплине «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» студенты представляли комплекс нейропсихологических упражнений (физминутки, практические задания). Критерием эффективности такой подготовки студентов явились успешное проектирование и проведение уроков русского языка и литературы с использованием нейропсихологических приемов в инклюзивном классе в рамках производственной (инклюзивной) практики.
Кроме того, после проведения серии педагогических мастерских был применен опросник, направленный на изучение самооценки студентами степени их готовности к инклюзивной практике. Анализ ответов студентов показал, что 78% опрошенных понимают значимость применения нейропсихологических техник и готовы их использовать в инклюзивном классе. Приведем один из типичных ответов студентов первой группы: «Мои знания профессионального педагога точно пригодятся в работе со всеми детками, и я точно смогу проводить уроки для детей с ограниченными возможностями здоровья». Сомневаются в собственных возможностях применять нейропсихологические техники в собственной педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья 22% респондентов. Один из типичных ответов студентов второй группы был сформулирован так: «Я не уверена, что смогу уделять достаточно внимания всем ученикам, распределять время на уроке, так объяснять материал, чтобы было понятно школьникам с ограниченными возможностями здоровья». В целом анализ анкетирования студентов после проведенного эксперимента показал высокую степень эффективности предложенной модели профессиональной подготовки будущих учителей на базе университетского технопарка.
Заключение. Условия образовательного пространства технопарка педагогического вуза позволяют успешно решать задачи формирования интегративных компетенций студентов – будущих учителей русского языка и литературы посредством усиления их научно-теоретической и методической подготовки, обогащения профессионального опыта студентов в практической деятельности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ВГСПУ в рамках научного проекта «Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников на базе технопарка».
Библиографическая ссылка
Руднева И.А., Шипилова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32086 (дата обращения: 06.10.2024).