Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Григорьев А.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Изменения последних лет в социальной и политической сферах обусловили модернизацию российского образования, и в том числе высшего профессионального в области физической культуры. Сегодня процесс модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики России, одной из задач которой является достижение высокого качества образования, его соответствия потребностям личности, общества и государства, что детерминировало осмысление феномена физической культуры в контексте подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. Актуализацию рассмотрения сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта автор связывает с содержанием подготовки учителя физической культуры, что направлено в целом на достижение цели профессионального физкультурного образования. Актуальность исследования, таким образом, заключается в необходимости формирования профессиональной компетентности у будущего педагога физической культуры и спорта, а также его личностных качеств, способствующих успешности его деятельности. В связи с этим целью настоящей работы является изучение сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта. Предложенный в работе анализ проектировочных, оценочных и прогностических умений, формируемых у студентов в условиях вуза, приводит к выводу о том, что профессиональные качества в контексте функциональных умений представляют собой наиболее существенные характеристики специалиста, в которых отражены его социальные и профессиональные компетенции. Представленное исследование показало, что будущий учитель физкультуры должен уметь формировать соответствующую образовательную среду для повышения возможностей каждого школьника в области физической культуры на основе принципов современной педагогики, содействующих развитию у учащихся инициативы по использованию физкультуры в своей жизнедеятельности.
студенты вуза
физическая культура
подготовка специалистов
функциональные умения
профессиональная компетентность
академические способности
организаторские способности
дидактические способности
речевые способности
перцептивные способности
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
2. Губанов Э.В. Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта // Наука-2020. 2020. № 6 (42). С. 86-89.
3. Поливаев А.Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре // Молодой ученый. 2014. № 18 (77). С. 627-629.
4. Кубланов А.М. Актуальные вопросы формирования профессионально-личностных качеств преподавателя физической культуры вуза // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2. С. 109-111.
5. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 244 с.
6. Косяшников Н.Т., Кузнецов А.В., Буриков А.В. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.
7. Ульянов Д.А., Коваленко Т.Г., Шкляренко А.П. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 40-41.
8. Чистякова Е.Г., Федотова Г.А. Формирование профессионально значимых качеств будущего бакалавра педагогики профиль «Физическая культура». Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. 128 с.
9. Рублев А.И. Основные подходы и принципы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6474 (дата обращения: 15.08.2022).
10. Макеева В.С. Профессионально-личностное развитие студента в образовательном пространстве физической культуры. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2013. 227 с.

Современный период развития общества обозначил новые приоритеты в области школьного образования, что так или иначе связано с уровнем профессионально-личностной готовности будущих педагогов физической культуры и спорта к работе в школе условиях изменившейся парадигмы образования. Это означает, что сегодня нужны современно образованные учителя физкультуры, способные к мобильности и динамизму в своей педагогической деятельности, что предполагает наличие у них функциональных умений, которые связаны с приобретением знаний в своей сфере и применением их на практике. В этой связи проблема развития функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта исходит из общих целей системы профессионально-педагогической подготовки педагогов, в рамках которых высшему профессиональному образованию предстоит качественно преобразовывать личность студента, формируя его профессиональный и социальный опыт. Данный опыт предполагает развитие профессионально-личностных качеств будущего педагога физической культуры и спорта, представляющих собой интегративные свойства личности педагога-профессионала, которые проявляются как на профессиональном, так и на личностном уровне выполнения им педагогической деятельности, что способствовало бы самореализации всех участников образовательного процесса. Таким образом, сегодня стоит проблема повышения эффективности подготовки специалистов с высшим образованием в отрасли физической культуры, обладающих высоким профессионализмом, готовых и желающих заниматься избранной профессиональной деятельностью. В связи с этим от студентов ожидают полной самоотдачи и самореализации заложенных у них природой способностей и накопленных в вузе знаний, умений и навыков. Данные положения нашли, в частности, свое отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [1].

В настоящее время сложилась необходимость в специальном изучении сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта, формируемых в системе учебных занятий по педагогическим дисциплинам и во время педагогической практики. Как показал анализ научных работ, данный аспект исследован с различных позиций. Так, психологический аспект деятельности учителя физической культуры и спорта изучен Э.В. Губановым, А.Г. Поливаевым и др. [2; 3]. Основы профессионального развития педагога физической культуры и спорта представлены исследователями А.М. Кублановым, Г.А. Ямалетдиновой и др. [4; 5]. Важнейшие аспекты физического образования раскрыты в исследованиях Н.Т. Косяшникова, А.В. Кузнецова и А.В. Бурикова, Д.А. Ульянова, Т.Г.Коваленко и А.П. Шкляренко [6; 7]. Подготовка педагогов физической культуры и спорта освещена в работах Е.Г. Чистяковой и Г.А. Федотовой [8]. Формированию профессиональных качеств педагогов физической культуры и спорта посвящены работы А.И. Рублева [9]. Аспекты совершенствования функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта рассмотрены в работах В.С. Макеевой [10].

На основе анализа этих исследований было выявлено, что раскрытию сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта уделялось фрагментарное внимание. В связи с этим целью настоящей работы является изучение сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта.

Материал и методы исследования

В соответствии с целью и задачами исследования, связанными с раскрытием сущности функциональных умений учителя физической культуры и спорта, а также логикой педагогического исследования, нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагогическое осмысление развития функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта привели к поиску рассмотрения сущности этих умений с точки зрения их как профессиональных качеств личности. Эти профессиональные качества в контексте функциональных умений представляют собой наиболее существенные характеристики специалиста, в которых отражены его социальные и профессиональные компетенции. В этой связи можно говорить о следующих компонентах функциональных умений будущего педагога физической культуры и спорта: организаторский (связан с реализацией педагогом намеченных планов по организации учебно-воспитательного процесса); коммуникативный (связан с умением педагога общаться с учащимися, находя рациональные пути взаимодействия с ними); двигательный (связан с умением педагога демонстрировать физические упражнения, входящие в программу обучения, с целью достижения эффективности учебной деятельности учащихся); познавательный (связан с умением педагога анализировать педагогические ситуации и результаты своей деятельности на основе изучения как отдельного ученика, так и всего класса в целом).

С учетом этих компонентов важной является также и конструктивная составляющая деятельности педагога физической культуры и спорта, которая заключается в следующем: умение подбирать оптимальную методику занятий по физической культуре; умение программировать собственные действия по управлению учебно-практической деятельностью учащихся; умение последовательно распределять этапы учебного занятия; умение составлять программу деятельности учащихся в соответствии с их физическими данными и возможностями; умение формировать волевые качества учащихся с целью культивирования у них интереса к развитию у себя двигательных умений и навыков. На этой основе педагог физической культуры и спорта должен демонстрировать такие функциональные умения, как: определять и формулировать цели и задачи предстоящего занятия; определять последовательность этапов обучения учащихся; подбирать оптимальный набор упражнений, направленных на воспитание физических качеств учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; подбирать разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке с учетом их дозировки и последовательности выполнения; оптимально сочетать демонстрацию упражнений со словесным объяснением; подбирать соответствующие подвижные игры и игровые задания, направленные на закрепление и совершенствование двигательных действий учащихся; постоянно способствовать двигательной активности каждого ученика; в процессе занятия координировать деятельность всего класса в ходе выполнения учащимися индивидуальных заданий; постоянно развивать физические качества учащихся; рационально использовать имеющийся спортивный инвентарь и т.д. [10].

К списку функциональных умений педагога физической культуры и спорта относятся также проектировочные (связаны с умением предвидеть возможные последствия от использования того или иного метода обучения), оценочные (связаны с использованием системы критериев оценки образовательной деятельности учащихся, включая и собственные действия) и прогностические (связаны с умением планировать и проектировать учебно-познавательную деятельность учащихся с целью обеспечения продвижения их на новый уровень физической развитости) умения. Все это напрямую связано с функциональным умением планировать и осуществлять этапность занятия, создавая, в частности, высокий темп работы; концентрировать и переключать внимание учащихся; использовать всевозможные формы демонстрации физических упражнений. В этом ряду важным является умение управлять классом, максимально включая в занятие всех учащихся на основе разнообразных заданий и продуктивного сотрудничества между всеми участниками данного процесса. Для этого учитель должен уметь организовать самостоятельную работу в парах и группах; эмоционально вовлекать каждого ученика; выстраивать продуктивную коммуникацию между учащимися. При этом в функциональные умения педагога физической культуры и спорта входят: способность планировать свою деятельность, исходя из потребностей учащихся; умение дифференцировать задания по сложности и объему, осуществлять индивидуальную работу с учащимися и добиваться обратной связи. Таким образом, к функциональным умениям педагога физической культуры и спорта мы относим решение им общепрофессиональных и специальных педагогических задач, в частности таких, как:

- планирование и конструирование физкультурно-спортивной деятельности учащихся; организация на этой основе целостного педагогического процесса в соответствии с общими целями физического воспитания учащихся (развивать разнообразные двигательныеуменияинавыки, например управление движениями рук и ног в сочетании с движениями других звеньев тела; информировать школьников о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; культивировать следование правилам самостоятельной тренировки двигательных способностей и т.д.);

- рациональное использование форм, методов и приемов педагогической деятельности, направленной на развитие у учащихся всех компонентов физической культуры (потребность в занятиях физическими упражнениями и нахождении способов физического удовлетворения; увлечение утренней гимнастикой и прогулками в режиме дня; готовность кулучшению своего физического состояния, физической формы и т.д.);

- установление необходимого взаимодействия с учащимися для внесения коррективов в их двигательную деятельность с учетом получаемой информации (использование мониторинга в ходе биометрических измерений, например по показателям роста, веса, состояния осанки, изгибов позвоночника, окружности груди, жизненной емкости легких и т.д., с целью адаптации организма школьника к физическим нагрузкам в рамках укрепления здоровья и совершенствования его физического и психического потенциала).

В этой связи формы деятельности педагога физической культуры должны отличаться интегрированностью и разнообразием, что предполагает как занятия с двигательной направленностью, так и внеурочные формы (например, соревнования, туристические походы и т.д.). Данные занятия с учащимися, по сути, должны носить инструктивный характер в рамках учебной практики, когда учащиеся осваивают навыки тренировки на различных спортивных снарядах с целью развития у себя основных двигательных качеств. Отсюда функциональные умения педагога физической культуры и спорта органично переходят в его функциональные обязанности, куда входит следующая его деятельность по физической подготовке учащихся: теоретическая подготовка (формирование у учащихся знаний о биологических, медицинских и психологических аспектах физической культуры - данный вид подготовки предполагает учет преемственности и междисциплинарности планируемых тем, а также возрастной категории учащихся); физическое развитие (определение целевой направленности физических упражнений в соответствии с требованиями программного материала по физической культуре, выбор средств для заданий по физической подготовке, определение меры целевой физической нагрузки - данный вид подготовки предполагает учет четкого определения направленности тренировочных воздействий и собственно оздоровительных мероприятий); техническая подготовка (развитие у учащихся различных способов двигательной активности, совершенствование необходимых способов двигательных действий, успешное использование своих способностей в спортивной и повседневной жизни - данный вид подготовки предполагает учет соответствующих этапов обучения технике двигательных действий, специализированную направленность разделов физической подготовки, объем и вариативность технических средств обучения). Все это в целом предполагает в деятельности педагога физической культуры и спорта правильный выбор системы работы с учащимися по освоению ими программного материала дисциплины «Физическая культура», что в конечном счете подтверждается в дальнейшем результатами выступления учащихся на различных соревнованиях. А для этого педагог физической культуры и спорта должен демонстрировать следующие способности:

- академические способности: знание основ общетеоретических дисциплин, необходимых для решения методических и организационных задач; стремление к изучению последних научных открытий по своему предмету с целью проведения исследовательской работы; использование законов педагогики, психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены в своей работе; знание своего предмета за пределами объема учебного курса; использование основных закономерностей возрастного развития учащихся, стадии и кризисы их развития; умение разбираться в проявлении личностных свойств учащихся на основе психологических законов периодизации развития индивида; способности к работе в соответствующей области науки, связанной с физической культурой; умение структурированно подходить к разработке рабочих программ по физической культуре с учетом основных общеобразовательных программ; знание основ работы с персональным компьютером, электронной почтой и текстовыми редакторами; наличие общих знаний (история, литература, искусство и т.д.) наряду со специальными знаниями, необходимыми для осуществления физкультурно-педагогической деятельности;

- организаторские способности: умение организовывать собственную деятельность в рамках учебного процесса; умение использовать на уроках физкультуры необходимые педагогические подходы к обучению (личностно ориентированный, деятельностный, коммуникативный, компетентностный, дифференцированный, интегративный и т.д.) с целью включения всех учащихся в образовательный процесс, в том числе и тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья; способность направлять учащихся на сплочение их в коллектив, особенно в ходе командных состязаний; умение организовывать школьника на правильное выполнение того или иного технического приема на основе четкого объяснения, почему надо пользоваться именно этим способом; культивировать у учащихся стремление заниматься физической культурой и спортом; развивать у учащихся готовность к физкультурно-спортивной деятельности; умение совершенствовать способности учащихся к занятиям спортом и повышать потенциал их физического развития; умение организовывать продуктивную коммуникацию с родителями учащихся и в целом с родительской общественностью; умение активизировать эмоциональный тонус учащихся в ходе занятия физкультурой с целью создания у них оптимистического отношения к собственной жизнедеятельности; умение проявлять педагогом физической культуры и спорта свою оперативность в вопросах увлечения учащимися физической культурой (например, в рамках приобщения их к просмотру международных соревнований, где используется новая техника выполнения спортивных упражнений);

- дидактические способности: владение современными формами и методами формирования физической культуры у учащихся; умение сочетать теорию и практику преподавания физкультуры; владение методами управления учебной деятельности учащихся; рациональное использование технологий дифференцированного и развивающего обучения; умение реализовывать компетентностный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; умение варьировать принципы деятельностного подхода (принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип вариативности, принцип творчества, принцип психологической комфортности и т.д.) в ходе занятия по физкультуре; умение адаптировать физические упражнения к возможностям учащихся; умение сочетать сложность и доступность физических упражнений, исходя из индивидуальных особенностей учащихся; умение рационально использовать средства обучения в процессе преподавания физкультуры на основе их дидактических возможностей;

- речевые способности: способности четко выражать свои мысли с помощью речи, мимики и пантомимики в ходе объяснения правил при выполнении физических упражнений; умение доходчиво и доступно объяснять учащимся важность следования инструкциям при занятии физкультурой и спортом; умение ясно и понятно преподносить учебный материал по физической культуре для конкретной группы учащихся с целью вызвать у каждого из них интерес к физическим упражнениям; умение доходчиво объяснять учащимся особенности физических упражнений; способность донести до каждого учащегося, как надо правильно исправлять ошибки; умение при исправлении учащимся своих ошибок использовать четкие пояснения при показе физических упражнений; умение при объяснении правил выполнения физических упражнений демонстрировать эрудицию и культуру речи; умение ситуативно использовать психологические средства (внушение, убеждение и т.д.) для организации продуктивного коммуникативного воздействия; умение вербально и невербально располагать учащихся к общению и на основе рефлексии производить на них благоприятное впечатление;

- педагогическое воображение: умение управлять классом на основе ценностных аспектов учебного занятия физкультурой с целью достижения понимания их учащимися; постижение личностных и психических свойств каждого учащегося и прогнозирование на этой основе развития физических кондиций школьников; умение прогнозировать развитие тех или иных физических качеств у учащихся с целью создания у них ситуации успеха; способность к оказанию помощи любому школьнику вне зависимости от его реальных физических возможностей на основе повышения у него мотивации к достижению хороших результатов; умение развивать у учащихся эмоциональный потенциал в ходе занятий по физкультуре с целью создания у себя потребности к здоровому образу жизни; умение предугадывать интересы учащихся, помогая им преодолевать психологические барьеры в сложных ситуациях; умение прогнозировать возможности учащихся в рамках допустимой их физической нагрузки; способность предвидеть последствия педагогических наставлений в ходе занятия учащимися спортом;

- перцептивные способности: способности проникать в психологический настрой каждого ученика; способность проявлять наблюдательность и проницательность в ходе изучения психического состояния школьников; умение общаться с учащимися, понимая их разные интересы в области физической культуры и спорта; умение учитывать интересы всех учащихся, особенно тех, кто имеет ограничения по медицинским показаниям; умение объективно оценивать достижения учащихся в занятиях спортом на основе различных методов контроля, исходя из реальных возможностей школьников; способность к убеждению и выражению аргументации своей позиции на основе понимания психологического состояния школьника; способность к адекватному восприятию своеобразия личности каждого школьника; умение организовывать сотрудничество с отдельными учениками и в целом с классом, создавая благоприятный психологический климат общения; умение распознавать спортивные таланты у учащихся и мотивировать их на серьезные занятия спортом.

Исходя из понимания сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта, развитие этих умений является многоаспектным процессом, своеобразие которого заключается в механизмах управления и регулирования активности школьника в ходе осуществления им физической деятельности. Эти умения реализуются в такой деятельности, как: организация занятия, наблюдение за учащимися, демонстрация упражнений, стимуляция учащихся к правильному выполнению физических упражнений, оценка деятельности учащихся, коррекция и исправление возникших технических ошибок. Данное разнообразие проявления функциональных умений нацелено, по сути, на достижение педагогом высоких результатов в его педагогической деятельности и в конечном счете на личностно-профессиональную актуализацию в профессии, связанной с физической культурой. Это отражено в самом функциональном подходе педагога в решении им проблем развития своей профессиональной компетентности, включающей в себя не просто знания, умения и навыки, а деятельностный компонент преподавания физкультуры в виде его сущностной составляющей, ориентированной на функциональное направление в педагогической деятельности [8]. Это функциональное направление преломляется в функциональных умениях будущего педагога физической культуры и спорта, куда входит обучение учащихся определенным универсальным способностям, в частности таким, как: умение ставить задачи для собственного физического развития; умение самостоятельно планировать пути достижения этой цели; умение оценить свои возможности в ходе увеличения физических нагрузок; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе занятия спортом; умение повышать собственную мотивацию к развитию своей физической культуры; умение заниматься не только индивидуально, но и в группе и т.д., при этом вовлекая всех учащихся в учебный процесс, учитель физкультуры должен подводить каждого из них к самооценке правильности исполнения того или иного технического действия и сравнивать свои действия с такими же действиями у других учащихся.

Таким образом, под функциональными умениями будущего педагога физической культуры и спорта мы понимаем его способность формировать у учащихся компетенции в сфере физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни; определять совместно с ними и их родителями индивидуальный образовательный маршрут по дисциплине «Физическая культура» и, исходя из этого, формировать соответствующую образовательную среду для повышения возможностей каждого школьника в области физической культуры на основе принципов современной педагогики, содействующих развитию у учащихся инициативы по использованию физкультуры в своей жизнедеятельности. Для этого учителю физкультуры необходимо формировать у учащихся позитивные эмоции от занятия физкультурой; использовать в работе с ними всевозможные информационные ресурсы с целью подготовки их к участию в различных спортивных соревнованиях и играх, осуществляя тем самым внеурочные спортивные и оздоровительные мероприятия.

Методологическое осмысление профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов физической культуры и спорта привело к рассмотрению сущности их функций с точки зрения не просто функционального аспекта профессиональной компетентности как таковой, но и исходя из собственно характеристики учителя, призванного выполнять свои профессионально-педагогические функции [8]. А поскольку деятельность учителя физической культуры направлена на воспитание, обучение и физическое развитие учащихся школы, то основным направлением его деятельности в ходе собственного профессионального развития становится овладение им педагогическими знаниями и умениями в контексте основных функциональных умений. Отсюда функциональные умения будущего педагога физической культуры и спорта можно отнести к системной организации им своей педагогической деятельности, которая обусловлена своей спецификой и своеобразием образовательных задач. Эти образовательные задачи так или иначе связаны с определением целей, адекватных требований к подготовке педагога физической культуры и спорта и его деятельности в соответствующих образовательных учреждениях. Данные цели должны учитывать все изменения, которые перманентно имеют место в общей системе профессионально-педагогической подготовки педагога любого профиля. Необходима конкретизация функций педагогов физической культуры и спорта на всех этапах профессионально-педагогической подготовки, в рамках которой осуществляется единство образовательных и научных задач деятельности педагога. При этом важным является предоставление ему и определенной степени свободы в отборе содержания образования, особенно когда его педагогическая деятельность реализуется в специфических условиях с ее публичным и коллективным характером и довольно жесткой регламентацией в принятии сиюминутных решений. Следует сюда добавить также и то, что сами занятия по физкультуре отличаются отостальных учебных дисциплин (например, место проведения занятия, форма одежды, наличие физических нагрузок и т.д.). Преподавание физической культуры накладывает на учителя особую ответственность, поскольку формирование правильного отношения кздоровью имеет высокое воспитательное значение, для чего и необходима соответствующая квалификация педагогов и материально-техническое оснащение занятий. Поэтому функциональные умения будущих педагогов физической культуры и спорта связаны не только с ведением уроков, но и c привитием учащимся интереса к самостоятельным занятиям спортом и, что очень важно, с формированием у них навыков бережного отношения к своему здоровью. Более того, педагог физической культуры и спорта призван способствовать гармоничному развитию не только физических, но и психических качеств школьника, а также повышению его работоспособности. Он должен демонстрировать следующие компоненты своих функциональных умений: организаторский (например, умение реализовывать намеченные планы по организации занятия по физической культуре), коммуникативный (например, умение общаться с учащимися на основе принципов диалога и сотрудничества), двигательный (например, умение самому демонстрировать сложные физические упражнения) и познавательный (например, умение анализировать и давать оценку педагогическим ситуациям и результатам собственной деятельности).

Заключение

Проведенное теоретическое исследование, посвященное сущности функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта, показало, что особенностью функциональных умений можно считать их многоаспектность и многофункциональность, что проявляется не только в возможностях развития профессиональных компетенций, но и в расширении диапазона их использования. В связи с этим были выявлены следующие аспекты:

- функциональные умения будущего педагога физической культуры и спорта способствуют обучению учащихся определенным универсальным способностям;

- функциональные умения дают возможность студентам приобретать навыки работы с учащимися, когда они обучают их осуществлять контроль своей деятельности в процессе занятия спортом;

- развитие функциональных умений активизирует мотивацию познавательной деятельности студентов, способствуя формированию у себя и исследовательского аспекта, особенно при интеграции различных учебных дисциплин;

- функциональные умения расширяют возможности коммуникативной направленности при общении с учащимися;

- наличие функциональных умений способствует использованию учителем вариативных форм и методов обучения с учетом индивидуализации двигательной деятельности учащихся;

-функциональные умения способствуют повышению качества формирования у учащихся физической культуры за счет того, что процесс обучения направлен на отработку у них практических навыков;

- и наконец, функциональные умения активизируют творческий подход к занятиям спортом.

На основании проведенного нами анализа мы выявили, что профессиональная педагогическая деятельность будущего учителя физической культуры, исходя из его функциональных умений, предполагает решение им следующих задач: реализовывать в полном объеме образовательные программы по физкультуре; обеспечивать должный контроль соблюдения учащимися правил и требований во время нахождения в спортивном зале, на стадионе и других спортивных площадках; развивать у учащихся индивидуальные двигательные способности и повышать тем самым уровень их физической подготовленности; своевременно проводить инструктаж учащихся перед проведением уроков и занятий по физкультуре, а также спортивных соревнований и игр; формировать у учащихся потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями; культивировать у учащихся формирование у себя моральных и волевых качеств и т.д. Для этого будущему учителю физкультуры необходимо помнить о трех основных функционально связанных составных частях каждого урока физической культуры: подготовительной, основной и заключительной, поскольку последовательность этих частей способствует нормальной работоспособности организма школьника под влиянием физических нагрузок.

Отсюда можно прийти к выводу, что функциональные умения содержат определенный дидактический потенциал, способствующий оптимизации овладения ими. А для этого необходимо, чтобы познавательная деятельность студентов была для них личностно значимой и ориентированной на развитие у себя функциональных умений. И этому, как показывает вузовская практика, довольно продуктивно способствует то, что функциональные умения педагога физической культуры и спорта органично переходят в такие его функциональные обязанности, как: теоретическая подготовка; физическое развитие; техническая подготовка. Таким образом, новизна исследования заключается в том, что в нем теоретически обоснована сущность функциональных умений будущих педагогов физической культуры и спорта, под которой понимается способность будущего педагога физической культуры и спорта формировать у учащихся компетенции в сфере физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни.


Библиографическая ссылка

Григорьев А.П. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32075 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674