Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ОБУЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бирюкова Н.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет) Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий»
В статье сообщается об особенностях обучения и самореализации учащихся в медицинском профильном образовании Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский предуниверсарий». В современных нестабильных условиях ускоренных технологий очень актуальны вопросы самореализации и саморазвитии личности. С целью создания условий для полного раскрытия внутреннего потенциала обучающихся правительство и Министерство образования РФ своевременно приняли решение о создании профильного обучения в образовательных учреждениях. Особенностями естественно-научного профиля «Медицина» являются глубокое изучение предметов «Биология» и «Химия», введение альтернативных курсов по профилю, практико-ориентированный подход. Цель исследования - изучить и обосновать потребности в самореализации и саморазвитии старшеклассников профильного медицинского обучения. Критериями самореализации считаются знания, умения, навыки, которые выявляются в результате олимпиад, исследовательской работы и итоговой государственной аттестации. Исследователи отмечают, что для самореализации личности необходимы такие качества, как самосознание, интерес, стремление, самообразование, саморазвитие. В дальнейшем профессиональном уровне будет - востребованность. В процессе исследования нами были выявлены профессиональная ориентация учащихся, уровни саморазвития и самореализации. Для этого нами были использованы опросник Е.С. Климова «Я предпочту», методика С. Грачева «Готовность к саморазвитию», методика удовлетворенности обучением А.А. Андреева, изучение документации центра. В исследовании принимали участие обучающиеся 11 классов Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский предуниверсарий» в количестве 300 человек. В результате исследования было установлено, что у большинства старшеклассников ресурсного центра профориентационная направленность связана с профессиями: врач, учитель, менеджер. Использование методики определения готовности к саморазвитию позволило выявить три уровня: высокий, средний, низкий. 69% опрошенных респондентов отнесены к высокому уровню, 25% - среднему, 6% - низкому. Полученные нами данные позволили сделать вывод, что участники опроса практически все стремятся к самореализации своего внутреннего интеллектуального потенциала. Изучение индивидуальных достижений учащихся показывает, что профильное медицинское образование способствует успешной адаптации в профессиональной среде. Дальнейшие самореализация и саморазвитие выпускников связаны с поступлением в соответствующие высшие учебные заведения. В предуниверсарии этот показатель не ниже 90%.
профильное обучение
медицина
самореализация
саморазвитие
личность
1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М..: Издательство Юрайт, 2021. 377 с.
2. Похоруков О.Ю., Галеева Д.Р., Похорукова Е.О. Саморазвитие как категория педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80348 (дата обращения: 07.09.2022).
3. Корниенко Т.В., Потапов А.А., Петрова Т.Н. Профильное образования школьников средствами медиаобразования: монография. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 161 с.
4. Шрамко И.В. Условия самореализации личности в образовательной среде вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34–38.
5. Винокуров И.О. Возможности использования педагогического моделирования в решении задач здоровьесбережения как ценности и продукта развития непрерывного образования // Современная педагогика. 2017. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/06/7259 (дата обращения: 23.08.2022).
6. Семенова О.С. Инновационная педагогика в работе педагога физической культуры как механизм оптимизации успешности и конкурентоспособности // Современная педагогика. 2017. № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/07/7286 (дата обращения: 23.08.2022).
7. Герасимова К.Г. Самореализация в современном обществе: методологические и методические основания социологического измерения: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2018. 18 с.
8. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян) // Социология и жизнь. 2017. № 3. С. 63-67.
9. Плаксина И.В., Дрозд К.В. Психолого-педагогическая диагностика в образовательной практике: учеб.-метод. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. 388 с.
10. Хайратова З.Р. Психологические особенности самореализации одаренных подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук, Москва, 2020. 24 с.

Происходящие практически во всем мире широкомасштабные экономические реформы создавали многочисленные противоречия в формировании ценностей и целей в жизни молодежи, которые кардинально отличаются от предыдущего поколения. В новый век технологического прогресса в сфере жизни меняется все: содержание труда, условия, профессиональная структура. Ввиду этого в современном мире крайне актуальными становятся вопросы адаптации и самореализации личности. Сложность ориентации в современном мире является причиной разочарования, душевного и морального опустошения молодых людей. Об этом свидетельствуют результаты исследования ученых. С учетом потребностей рынка и с целью подготовки высокопрофессиональных кадров правительство РФ разработало Концепцию профильного обучения в старших классах. Профильное обучение также отражено в нормативных документах Министерства образования РФ: в Законе «Об образовании», Государственном стандарте общего образования. Одним из важнейших направлений реформирования образования является усиление практико-ориентированного подхода, направленного на развитие практических навыков по своей будущей профессии на основе полученных теоретических знаний. По результатам некоторых исследований ученых реформа образования послужила толчком в выборе правильной профессиональной ориентации молодежи, также подчеркивали некоторые недостатки.

Особенностью профильного обучения является углубленное изучение отдельных предметов и введение альтернативных курсов по специальности. В нынешних условиях создание профильного образования является благовременным для решения кадровой проблемы и профессиональной компетентности работников. Профильное обучение помогает молодому поколению самоопределиться в выборе будущей профессии с учетом интересов и способностей, позволяет учащимся выбрать осознанно конкретную приоритетную область для более глубокого изучения [1]. Если человек нашел правильный путь, то возникает необходимость развивать себя, набирать опыт, продолжать развивать свои личностные и профессиональные качества. В отличие от «самореализации», саморазвитие – это процесс самосовершенствования, в ходе которого человек ставит себе какие-либо задачи для улучшения своей жизни и создает условия для успешной их реализации [2; 3].

Цель исследования - изучить и обосновать потребности в самореализации и саморазвитии старшеклассников профильного медицинского обучения.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования нами был проведен теоретический анализ педагогической, методической, психологической литературы, социологии и философии. Эмпирическим путем были выявлены профессиональная ориентация учащихся, уровни саморазвития и самореализации. Для этого нами были использованы опросник Е.С. Климова «Я предпочту», методика С. Грачева «Готовность к саморазвитию», для изучения удовлетворенности учащихся жизнью предуниверсария - методика А.А. Андреева, изучение документации центра. В исследовании принимали участие обучающиеся 11 классов в количестве 300 человек.

Обзор литературы. Фундаментальные проблемы самореализации и саморазвития личности изучаются с точки зрения разных наук.

Согласно мнению Н.В. Шрамко [4], важными критериями всамореализации учащихся являются: решение учебно-исследовательских задач, способность к планированию, самостоятельный поиск путей и оригинальных способов решения проблемы; умение преодолевать трудности в учении, развитие коммуникативных ресурсов и творческих способностей. В исследованиях Винокурова И.О., Семеновой О.С. описываются возможности социализации и самореализации личности через спорт [5; 6].

Социологические исследования по вопросам самоопределения проводились учеными Козловой Т.З., Пасовец Ю.М., Карпухиным О.И., Герасимовой К.Г. [7]. В вопросах самореализации, по мнению социологов, существенную роль играют доход семьи, образование и образ жизни родителей и другие социальные условия, откуда начинается процесс самореализации. Козлова Т.З. [8] в результате исследования самореализации разных возрастных групп наибольшую самореализацию выявила у молодых людей 19-30 лет, у пенсионеров самореализация снижается ввиду возрастных физиологических изменений. У работающих людей самореализация остается также на высоком уровне.

Философские основы самореализации личности рассматриваются в работах Чернявской Г.К., Цыреновой Л.А. и других. С точки зрения философии самореализация – это воплощение человеком личного креативного потенциала для достижения своих целей. Согласно философским концепциям нравственность рассматривается как основа профессиональной самореализации.

По мнению психологов, главный путь к самоактуализации лежит через осознание себя, своей сущности и предназначения [9]. Хайратовой З.Р. [10] обоснованы психологические особенности самореализации одаренных подростков, у которых с разными видами одаренности доминируют установки на преобразование, мотивация достижения и креативность.

В 2016 году в Первом медицинском университете имени И.М. Сеченова был создан Инновационный проект профильного образования естественно-научного направления - медицина. Реализуемый проект имеет практико-ориентированную направленность, обогащает необходимыми знаниями при введении в медицинские профессии, формируя профессионально ориентированных абитуриентов, что позволяет осознанно определиться молодым людям с будущей профессией, исключить или минимизировать отток не только из числа студентов, но и профессиональных врачебных кадров из области практической медицины. Такая преемственность способствует честному отбору и обучению именно мотивированных детей. В проекте задействовано большое количество учреждений здравоохранения Москвы, дающих возможность ученикам получить знания и практические навыки по профилю. Обучение включает методы, характерные для вуза, при этом предусматривает продуктивную, творческую работу по интересам. Процесс подготовки ставит в центр внимания самосознание и самоопределение. Важнейшую роль при этом играют собственные интересы и инициатива обучающихся, дающие основу для поиска себя в мире людей и профессий. В Сеченовский предуниверсарий принимаются выпускники, показавшие высокий уровень подготовки по результатам ЕГЭ, победители регионального этапа олимпиад по естественно-научным предметам, участники научно-практических конференций, отличившиеся высокими достижениями в исследовательской работе. Такой подход направлен на выявление талантливых детей и предоставление необходимых условий для реализации интеллектуального потенциала.

Таким образом, профильное образование предоставляет возможность молодому поколению реализовать себя в соответствии со склонностями и способностями. Самореализация является важнейшей составляющей индивидуальной образовательной траектории в условиях профильного образования. Под самореализацией понимают максимальное раскрытие и развитие своего внутреннего потенциала для достижения определенной цели жизни. При этом важную роль играют качества личности, жизненные ценности и установки. Особенности профильного обучения: углубленное изучение профильных предметов, наличие альтернативных курсов, практико-ориентированный характер.

Результаты исследования и обсуждения. Для определения профессиональной ориентации учащихся мы провели опросник «Я предпочту», результаты представлены на рисунке 1. Профессии, связанные с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе «Человек - природа» (Ч-П). В этой группе числится всего 1% опрошенных старшеклассников. Было выявлено, что 9% респондентов характеризуются склонностью к технике (Ч-Т). Группа типа «человек - знак» (Ч-З) объединяет профессии, оперирующие знаками, это программисты, работники банка, брокеры. 7% участников опроса имеют отношение к указанным профессиям. Среди участников опроса сформировалась группа «Ч-Х» - человек художественного образа, их доля составляет 5%. Очевидно, что большинство учащихся (75%) предпочитают профессию «человек - человек» (Ч-Ч), к которой можно отнести педагога, врача, менеджера и других. Люди этой профессии относятся к сфере услуг, больше контактируют с людьми.

Рис. 1. Определение принадлежности учащихся к профессиям

С помощью диагностики определения готовности учащихся к саморазвитию нами удалось выделить несколько уровней (рис. 2). 69% испытуемых соответствуют высокому уровню, они показали осознание поставленной цели и выполнение задач самостоятельно, умение видеть конечный результат. Эти учащиеся способны отбирать нужные идеи, гипотезы, умеют использовать метод научного познания. Для них для дальнейшего саморазвития важны прочные знания, умения и навыки, они отличаются стремлением выполнить поставленные задачи на высоком уровне.

Следующая группа старшеклассников характеризуются осуществлением поставленных целей самостоятельно, но не всегда. К среднему уровню отнесены 25% респондентов, у которых навыки и умения сформированы, но не обеспечены прочными знаниями. Низкий уровень готовности к саморазвитию проявили 6% учащихся, у которых выявлено недостаточное умение четко понимать и достигать цели самостоятельно, знания непрочные, недостаточное умение четко применять ранее усвоенные знания в новой ситуации.

Качественный отбор учащихся в предуниверсарий обусловлен организацией профориентационной поддержки, которая реализуется посредством различных встреч, дней открытых дверей, экскурсий (рис. 2). Уровень раскрытия внутреннего потенциала детей обнаруживается в показателях качества знаний по естественно-научному профилю. Практика показывает, что высокие показатели качества образования, такие как результаты олимпиад, исследовательской работы и итоговая государственная аттестация, являются гарантией для поступления.

Рис. 2. Показатели самореализации

Участие на олимпиадах всероссийского и международного уровней способствует систематизации и углублению знаний учащихся, создает условия для самовыражения и помогает реализовать свой потенциал. Отличившиеся высокими показателями участники олимпиад после окончания профильного обучения имеют право поступить и учиться в лучших учебных заведениях страны (рис. 3). Не менее 90-95% обучающихся Сеченовского предуниверсария являются активными участниками таких олимпиадных движений, как Всероссийская сеченовская, Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада, олимпиада школьников «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». В среднем ежегодно около 30% выпускников ресурсного центра являются победителями или призёрами олимпиад разного уровня из перечня олимпиад, ежегодно утверждаемых приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Рис. 3. Участие обучающихся на олимпиадах

В Сеченовском предуниверсарии медицинского профильного обучения действует программа раннего вовлечения обучающихся в исследования через проектную деятельность. Исследовательская работа проводится в современных экспериментальных лабораториях университета под руководством ведущих ученых. Стало традицией проведение конференций «Старт в медицину», «Медицинская весна», где школьники обмениваются исследовательским опытом со своими сверстниками и отчитываются о результатах работы. Организация исследовательских работ и проведение научно-практических конференций привлекают молодежь к инновациям, формируют у них ценностно-смысловые компетенции. Ученые университета отметили, что с каждым годом повышается уровень научных докладов, прослеживается самосовершенствование, самоутверждение выпускников, достижение конкретных положительных результатов.

Доля выпускников, имеющих опыт и навыки исследовательской работы (рис. 4), составляет 100%; суммарная доля в общем количестве выпускников, имеющих статью в журналах, превышает 80%; у троих выпускников имеются зарегистрированные патенты на изобретения.

Рис. 4. Выполнение учащимися ресурсного центра исследовательских работ

Общее количество выпускников с 2018 по 2021 год - 797 человек. Стоит отметить значительные успехи выпускников, из них одна четвертая часть получает аттестат с отличием, почти 90% завершают обучение без троек. За высокие результаты в учебной работе значительное количество старшеклассников заслуживают золотую медаль Министерства образования «За особые успехи в учении» и медаль «За особые успехи в обучении» города Москвы. По окончании обучения выпускники, успешно освоившие программу, как правило, пользуются возможностью получения целевого направления от Департамента здравоохранения города Москвы и Управления Роспотребнадзора по городу Москве для дальнейшего обучения в медицинском вузе. 62 выпускника за этот период сдали ЕГЭ на 100 баллов. Не менее 30% выпускников по итогам предпрофессионального экзамена получают дополнительно 10 баллов к результатам ЕГЭ и не менее 35% – 5 баллов.

Мы считаем, что основным показателем саморазвития обучающихся ресурсного центра является общее количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Более 92% выпускников Сеченовского предуниверсария продолжают обучение в вузах на специальностях естественно-научного направления: лечебное дело, педиатрия, стоматология, фармация, биотехнология, медицинская биохимия, биоинженерия и биоинформатика.

 

Рис. 5. Поступление выпускников в вузы

Проведя опрос об удовлетворенности профильным образованием, мы определили некоторые недостатки (рис. 6). Больше половины испытуемых (51%) выразили среднюю степень удовлетворенности профильным медицинским обучением. 38% учащихся полностью удовлетворены поступлением в предуниверсарий, довольны всеми условиями, 11% респондентов проявили низкую степень удовлетворенности. Из беседы с учащимися нам удалось узнать о трудностях обучения. В первую очередь, дети указали на высокую загруженность учебной работой, из-за которой у многих нет возможности быстро адаптироваться, и они переводятся в обычные образовательные учреждения. Во-вторых, сложность учебного материала не дает возможность учить его самостоятельно в случае, если ученик пропустил урок по разным причинам. В-третьих, частая проверка качества знаний создает некоторое напряжение в эмоциональном здоровье обучающихся. Кроме перечисленных отрицательных сторон, родители и учащиеся отмечают трудности при поступлении, вступительные испытания длятся до 4-5 месяцев из-за несметного множества желающих поступить в ресурсный центр, и, соответственно, задерживаются окончательные результаты испытания, поэтому приходится ждать их достаточно долго. С другой стороны, именно такой отбор позволяет адекватно выявить талантливых детей. В методическом плане тоже имеются недостатки, например плохо реализуются программы за рамками предметных программ, т.е. сохраняется дублирование программ основного и дополнительного образования.

Рис. 6. Удовлетворенность обучающихся профильным обучением

Заключение

Изучив уровень потребности в самореализации и саморазвитии обучающихся Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский предуниверсарий», можно сделать конкретные выводы о том, что в существующей ныне практике профильного обучения прослеживается положительная динамика. Об этом свидетельствуют индивидуальные достижения, по которым можно сделать вывод о высоком уровне их самореализации. Именно индивидуальное образовательное пространство способствовало раскрытию таланта обучающихся, достижению высоких образовательных результатов, развитию определенных умений и навыков, формирует научный тип мышления, что необходимо для получения высшего образования и дальнейшего профессионального роста. Личностное развитие учащихся заключается в формировании таких ценностей, как осознанное отношение ко всему, дружелюбие, ответственность, умение найти общий язык, способность свободно ориентироваться в различных ситуациях и противостоять пагубным влияниям, вести здоровый образ жизни.

Помимо позитивных сторон в профильном медицинском обучении, нами были выявлены недостатки, в частности это чрезмерно высокая учебная нагрузка, несовершенная методическая работа.

Несмотря на некоторые недостатки, обучаясь в ресурсном центре, выпускники достигают социальную, интеллектуальную и нравственную зрелость для поступления в высшие медицинские учебные заведения. Профессионально ориентированные выпускники будут использовать полученный в стенах образовательной организации багаж знаний и навыков для дальнейшего саморазвития.


Библиографическая ссылка

Бирюкова Н.В. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ОБУЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32069 (дата обращения: 27.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674