Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Дудина О.В. 1 Горбунова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном обществе параллельно со сменой образовательных парадигм происходит переход от применения аналоговых технологий к цифровым. Сегодня работодатели по-другому относятся к подбору персонала – во внимание берутся не столько полученные знания и приобретенные умения, сколько способность их использовать в решении профессиональных задач. Знаниевая парадигма заменяется компетентностным подходом, являющимся приоритетным направлением в современной образовательной среде. Авторами сделана попытка определить понятие «цифровая компетентность педагога-психолога», раскрыть ее сущность и содержание. Цифровая компетентность педагога-психолога – способность безопасно, креативно и эффективно выбирать и применять цифровые ресурсы, технологии и инструменты в решении профессиональных задач. Компонентами данной компетентности являются цифровое потребление, цифровые грамотность, безопасность, этика. Определены индикаторы цифровой грамотности как составляющей вышеназванной компетентности: информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность. В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности цифровой грамотности у будущих педагогов-психологов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, проведенного на базе ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». Статья предназначена для работников системы профессионального образования, исследователей, аспирантов.
цифровая трансформация
цифровая компетентность
цифровое потребление
цифровая грамотность
цифровая безопасность
цифровая этика
цифровые сквозные технологии
цифровые инструменты
информационная грамотность
компьютерная грамотность
медиаграмотность
индикатор
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 07.08.2022).
2. Паспорт стратегии Цифровой трансформации образования / Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/ (дата обращения: 07.08.2022).
3. Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 3 (112). С. 161-165.
4. Дегтерев В.А., Трибунская В.А. Компетентностный подход – новая парадигма образования // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 4. С. 36.
5. Егорова Е.В., Лопатухина Т.А. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 4 (181). С. 120.
6. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российский подростков и родителей. // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27-35.
7. Мануйлова Н.Б., Мессинева Е.М., Фетисов А.Г. Разработка проверочной схемы для индикаторов освоения универсальных компетенций // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. Т. 8. С. 9.

Цифровая трансформация активно протекает и в образовании. Сегодня практически все образовательные организации нашей страны оборудованы в соответствии с требованиями датацентричного мира: имеются технические средства обучения, интерактивное и мультимедийное оборудование, 3D-классы и т.п. Для их эффективного использования в профессиональной деятельности специалисту необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями.

Такая трансформация современного общества согласно Указу «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 21.07.2020 г. является одной из приоритетных национальных целей развития страны на период до 2030 г., достижение которой будет содействовать «прорывному развитию России, повышению уровня жизни граждан, созданию комфортных условий для их проживания, а также раскрытию таланта каждого человека» [1].

Внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека будет способствовать развитию государства, общества и гражданина. Для их безболезненного ввода в жизнь простых граждан необходимо соблюдать баланс между их быстрым внедрением и сохранением прав и свобод человека в рамках безопасности и основных принципов гуманности.

В настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций идет разработка образовательной платформы «Библиотека цифрового образовательного контента» в рамках межведомственного проекта «Цифровая трансформация отрасли “Образование (общее)”», содержащей базовый и вариативный верифицированный контент, применение которого позволит использовать современный образовательный контент, реализовывать образовательные программы и повышать профессиональные компетенции специалистов [2].

Целями исследования являются раскрытие понятия «цифровая компетентность педагога-психолога», определение ее структурных компонентов, подведение итогов исследования по выявлению уровня сформированности цифровой грамотности как составляющей данной компетентности, проведенного на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Актуальность нашего исследования определена тем, что происходящие в системе образования изменения: создание новой образовательной среды; внедрение в практику инновационных педагогических технологий, методов и форм; активное использование электронных образовательных ресурсов и цифровых инструментов в процессе преподавания и иное, которые осуществляются для оптимизации образовательного процесса, требуют новых подходов к подготовке будущих педагогов-психологов к жизни и профессиональной деятельности в современных условиях и формирования у них новых компетенций. «Без цифровой трансформации образования невозможно осуществить трансформацию гражданского общества» [3, с. 162]. Вышесказанное привело к повышению спроса на высококвалифицированные кадры в сфере образования.

В.А. Дегтерев, В.А. Трибунская также отмечают, что «модернизация современного профессионального образования в России является ответом на социальный вызов» [4, с. 36].

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования стали следующие подходы: системный (Б.Ю. Бернадский, М.А. Данилов, Ф.Ф. Королев, А.Г. Кузнецова и др.); деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская и др.) и компетентностный (Е.В. Бондаревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и др.).

Теоретической основой исследования стали работы Н.Б. Мануйловой, Е.М. Мессиневой, Е.И. Рассказовой, Г.У. Солдатовой, А.Г. Фетисова и др.

Экспериментальная база исследования – ФГБОУ ВО «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева». В исследовании участвовали волонтеры, будущие педагоги-психологи, обучающиеся 1–2-х курсов психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика».

В ходе исследования нами применялись такие теоретические методы, как анализ и синтез, систематизация и обобщение научной психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение и педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. В современном мире «цифры» система образования, в том числе и профессионального высшего образования, претерпевает изменения. Знания, умения и навыки, приобретаемые в период так называемого аналогового образования, становятся неактуальными. Для того чтобы знать и владеть техническими средствами обучения, интерактивными досками, системами голосования и тестирования, копи-досками, интерактивными панелями и планшетами, беспроводными презентационными системами, устройствами для чтения электронных книг, системами видеоконференций и компьютерными системами, видеопроекционными стенами, проекционными экранами, мобильными видеостудиями и звуковым оборудованием, будущие педагоги-психологи должны формировать цифровую компетентность.

В качестве методологической основы исследования мы взяли системный подход, так как он позволил нам раскрыть сущность цифровой компетентности и представить ее как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Деятельностный подход необходим для организации такого процесса подготовки, когда студент становится его субъектом: активно участвует в определении содержания, организации обучения и т.д.

По мнению Е.В. Егоровой и Т.А. Лопатухиной, «компетентностный подход в образовании – это совмещение педагогических, технологических и организационных факторов образовательного процесса» [5, с. 120]. Эта теория позволила нам определить соответствующие факторы для формирования цифровой компетентности будущих педагогов-психологов.

Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова цифровую компетентность определяют как «способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности» [6, с. 34].

Исходя из сущности понятия «компетентность», содержания профессиональной деятельности и трудовых действий, которые педагог-психолог должен выполнять в рамках трудовых функций, мы определили понятие «цифровая компетентность» и выделили следующие ее компоненты: цифровые потребление, грамотность и этика, а также цифровая и информационная безопасность.

Цифровое потребление современного информационного пространства связано с использованием интернет-услуг в повседневной жизни человека и его трудовой и профессиональной деятельности. Это использование стационарного и мобильного Интернета, различных цифровых устройств, интернет-СМИ, социальных сетей, облачных технологий для хранения и передачи данных.

Основой цифровой и информационной безопасности является навык безопасной работы в процессе взаимоотношений человека как члена общества с техническими устройствами и современными сквозными технологиями.

Цифровая этика в современном обществе предполагает осознание личной ответственности за характер распространяемой информации, систему внутренних принципов и убеждений, препятствующих распространению социально деструктивной информации и дезинформации, манипулированию сознанием людей. Мера ответственности пользователя интернет-пространства во взаимодействии со средой.

Цифровая грамотность как компонент цифровой компетентности педагога-психолога предполагает умение отличать информацию достоверную от недостоверной, использовать различные источники информации, работать на компьютере и аналогичных устройствах и знать возможности их применения в области сквозных цифровых технологий, применять инновационные инструменты в своей профессиональной деятельности; наличие компьютерной грамотности будущего специалиста, знание медиаконтента и его источников. Она представлена нами следующими индикаторами: информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность.

Мы согласны с мнением Н.Б. Мануйловой, Е.М. Мессиневой и А.Г. Фетисова, которые отмечают, что «индикаторы не могут повторяться, поскольку они должны отражать деятельную структуру конкретной компетенции» [7, с. 9].

Будущий специалист должен знать и уметь оперировать основными сквозными цифровыми технологиями. Практикующие педагоги-психологи применяют в своей профессиональной деятельности инструменты для создания презентаций, интерактивного контента и интерактивного видео. Они владеют элементами инфографики и обработки аудио-, видеоизображений. Специалисты должны знать и применять в своей работе образовательные онлайн-сервисы, приложения для профилактики и лечения различных фобий и страхов, диагностики и лечения тревожности и депрессивных состояний и т.д.

Компьютерная грамотность как индикатор достижения цифровой грамотности подразумевает умение находить и воспринимать информацию с использованием разного вида компьютерных технологий, создавая объекты и устанавливая связи в графических дисплеях, содержащих все виды информации о ее носителях, конструировать объекты и действия в реальном мире и его макеты при помощи компьютера. Современный педагог-психолог также должен владеть функциональной грамотностью в использовании электронных устройств и приложений. Такие навыки необходимы для получения доступа и использования различных цифровых устройств и онлайн-сервисов.

Выделенные нами индикаторы легко оцениваются диагностическими средствами на всех этапах эксперимента. Чтобы практикующие педагоги-психологи могли использовать индикаторы в качестве критериев контроля, нами был организован семинар. В ходе обратной связи мы получили информацию о том, что выделенные индикаторы позволят определить степень сформированности цифровой грамотности.

В исследовании приняли участие 25 волонтеров – студенты психолого-педагогического факультета ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, получающие образование по профилю «Психология и социальная педагогика».

В процессе исследования были использованы следующие диагностические методики: опросник «Критическое мышление», тесты «Компьютерная грамотность» и «Медиаграмотность», которые разработаны на основе анализа практики профессиональной деятельности педагога-психолога и современных исследований в области цифровизации образования. Для оптимизации процесса и отслеживания качества заданий и вопросов мы использовали систему Moodle университета.

При оценивании мы взяли за основу Положение о рейтинговой оценке качества знаний студентов ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, согласно которому получение студентом 100–90 баллов соответствует оценке «5», 89–76 баллов – оценке «4», 75–60 баллов – «3».

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сформированности цифровой грамотности на констатирующем этапе эксперимента

Индикатор достижений

Количество волонтеров

Количество обучающихся, получивших 100–90 баллов (в%)

Количество обучающихся, получивших 89–76 баллов

(в %)

Количество обучающихся, получивших

75–60 баллов

(в %)

Информационная грамотность

25

4

20

76

Компьютерная грамотность

25

8

52

40

Медиаграмотность

25

4

24

72

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что у будущих педагогов-психологов выявлен уровень владения цифровой грамотностью ниже среднего. Это говорит о том, что существует необходимость в обогащении учебного материала новыми темами.

На следующем этапе исследования мы проводили занятия по формированию цифровой компетентности, в том числе и цифровой грамотности как ее составляющей. Нами был разработан спецкурс «Цифровая компетентность педагога-психолога» на 36 ч, по 18 ч лекционных и практических занятий. Он был реализован с февраля по май 2022 г. В ходе лекционных занятий мы познакомили обучающихся с основными сквозными цифровыми технологиями, регламентированными Программой «Цифровая экономика Российской Федерации»; были продемонстрированы цифровые инструменты, необходимые в профессиональной деятельности педагога-психолога.

На практических занятиях обучающимся прививались навыки работы с подгруппами сквозных цифровых технологий, таких как: большие данные, нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность и др. Во время педагогической практики студенты использовали мобильные приложения для профилактики страхов у выпускников перед Основным государственным экзаменом, их познакомили с образовательными онлайн-сервисами.

Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сформированности цифровой грамотности по итогам формирующего эксперимента

Индикатор достижений

Количество волонтеров

Количество обучающихся, получивших 100–90 баллов (в%)

Количество обучающихся, получивших 89–76 баллов

(в %)

Количество обучающихся, получивших

75–60 баллов

(в %)

Информационная грамотность

25

12

60

28

Компьютерная грамотность

25

16

56

28

Медиаграмотность

25

12

56

32

Таким образом, мы провели диагностику сформированности цифровой грамотности будущих педагогов-психологов по трем индикаторам: информационная грамотность, компьютерная грамотность и медиаграмотность, ы целях определения динамики нашли среднее значение для констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика результатов сформированности цифровой грамотности у будущих педагогов-психологов

Этапы эксперимента

Количество волонтеров

Количество обучающихся, получивших 100–90 баллов (в%)

Количество обучающихся, получивших 89–76 баллов

(в %)

Количество обучающихся, получивших

75–60 баллов

(в %)

Констатирующий

25

5,3

32

62,7

Контрольный

25

13,4

57,3

29,3

Выводы. Нами раскрыта сущность понятия «цифровая компетентность педагога-психолога», под которой будем понимать способность педагога-психолога безопасно, креативно и эффективно выбирать и применять цифровые ресурсы, технологии и инструменты в решении профессиональных задач. Мы определили ее структурные компоненты, организовали и провели педагогический эксперимент и представили его результаты. Анализ полученных данных показывает, что уровень цифровой грамотности заметно повысился после проведения занятий в рамках спецкурса. Таким образом, совершенствование системы подготовки будущих педагогов-психологов способствует формированию у студентов цифровой компетентности, что повышает конкурентоспособность выпускника и улучшает качество профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Дудина О.В., Горбунова Т.В. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32040 (дата обращения: 24.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674