Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САНАТОРНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ РОССИИ, КАК ЦЕНТРЫ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Новиков В.В. 1 Ханаев А.Л. 2
1 ФГБУ "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России
2 МБООУ ШИ № 133
Санаторные школы-интернаты (СШИ) советского периода являлись уникальным явлением в мировой практике, демонстрирующим государственный подход к раннему выявлению, эффективному лечению и профилактике возникновения тяжелых форм идиопатического сколиоза (ИС) у пациентов детского возраста. Цель исследования – оценить сохранность, эффективность работы и системные проблемы специализированных СШИ для лечения детей с ИС, ведущих свою работу в настоящее время. Материалом исследования стала информация, полученная путем поиска сведений на официальных сайтах СШИ, анкетирования и интервьюирования руководителей и заведующих медицинских отделений одиннадцати СШИ и одного реабилитационно-образовательного центра (РОЦ), в недавнем прошлом являвшегося СШИ. Вопросы анкетирования и интервьюирования включали несколько направлений: ведомственную принадлежность, организационную структуру, медицинскую деятельность, научно-практический потенциал, оснащенность и т.д. Существующие СШИ не утратили оригинальную организационную структуру, подходы, традиции отечественного консервативного лечения ИС. Следует считать СШИ уникальным явлением в мире, которое больше не встречается нигде, кроме постсоветского пространства. СШИ самостоятельно справляются с возложенными задачами, занимаясь профилактикой формирования тяжелых деформаций позвоночника посредством реализации комплексного консервативного лечения, что подтверждается эффективностью консервативного лечения и единичными случаями появления показаний к хирургической коррекции ИС в год. Для выполнения своего предназначения в масштабах страны следует стремиться к укреплению существующих и восстановлению прекративших свою работу СШИ по разным причинам, с целью восстановления сетевой структуры и равномерного распределения в городах РФ центров консервативного лечения ИС.
санаторная школа-интернат
идиопатический сколиоз
консервативное лечение
дети
1. Negrini S., Aulisa A.G., Aulisa L., Circo A.B. 2011 SOSORT guidelines. Orthopedic and Rehabilitation treatment of idiopathic scoliosis during growth. Scoliosis. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://sosort.ru/advanced-stuff/konservativnoe-lechenie.-metodicheskie-rekomendacii.html (дата обращения: 20.08.2022).
2. Дудин М.Г. Идиопатический сколиоз: профилактика, консервативное лечение. СПб.: Человек, 2017. 224 с.
3. Мыльникова Т.А., Садовая Т.Н., Шалыгина А.В. Об опыте организации и результатах скринингового обследования деформаций позвоночника у школьников в Новосибирской области // Социальные аспекты здоровья населения. 2017. № 5. С. 9. DOI: 10.21045/2071-5021-2017-57-5-9.
4. Timothy H.M., Vishwas R. Talwalkar, Richard M. Schwend. Screening for the Early Detection for Idiopathic Scoliosis in Adolescents. SRS/POSNA/AAOS /AAP Position Statement. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.srs.org/about-srs/quality-and-safety/position-statements/screening-for-the-early-detection-for-idiopathic-scoliosis-in-adolescents (дата обращения: 20.08.2022).
5. Овечкина А.В., Дрожжина Л.А. Проблемы диагностики и консервативного лечения идиопатического сколиоза у детей // Комплексное лечение сколиозов у детей: материалы научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 19 сентября 2018 года). СПб.: Наукоемкие технологии, 2018. С. 37-45.
6. Михайловский М.В., Новиков В.В., Васюра А.С., Удалова И.Г. Наша концепция раннего выявления и лечения идиопатического сколиоза // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 36-42.
7. Белозерова Р.Н., Федотова В.Л., Иванова Е.Р., Крестьяшин В.Н. 50-летний опыт лечения сколиозов в Санаторной школе-интернате № 76 г. Москва // Детская хирургия. 2014. № 4. С. 55-56.
8. Васильева Ю. Выпрями спину // Российская газета RG.RU. Союз Беларусь-Россия. 2019. № 39 (907). [Электронный ресурс].URL: https://rg.ru/2019/10/23/reg-szfo/soiuz-pobyval-v-unikalnoj-shkole-dlia-detej-s-problemami-pozvonochnika.html (дата обращения: 20.08.2022).
9. Сарнадский В.Н., Михайловский М.В., Садовая Т.Н., Орлова Т.Н., Кузнецов С.Б. Распространенность структурального сколиоза среди школьников Новосибирска по данным компьютерной оптической топографии // Бюллетень сибирской медицины. 2017. № 16 (1). С. 80-91.
10. Школы-интернаты для детей с заболеваниями костно-мышечной системы // Медицинский блог врача скорой помощи. Обзор белорусской прессы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.happydoctor.ru/obzor-pressy/school (дата обращения: 20.08.2022).
11. Бахтина Е.Н., Белозерова Р.Н., Иванова Е.Р. Незабываемые имена в ортопедии: Кон Израиль Исакович. К 100-летию со дня рождения. Специальная школа-интернат № 76, для детей больных сколиозом. Москва. 19.09.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://congress-ph.ru/common/htdocs/upload/fm/travma14/19/19-65.pdf (Дата обращения: 20.08.2022).
12. Куликов А.Г., Зайцева Т.Н. Опыт применения низкочастотного электростатического поля в консервативном лечении сколиоза I-II степени у детей // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2015. № 5. С. 4-7.
13. Шмелев В.В., Гончарова Л.А., Расулов М.Д. Современная корсетотерапия в лечении идиопатического сколиоза // Астраханский медицинский журнал. 2016. Т. 11. № 1. С. 63-71.
14. Сарнадский В.Н., Фомичев Н.Г. Комплексная трехплоскостная оценка нарушений осанки методом компьютерной оптической топографии // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: материалы Всероссийской конференции с международным участием. М., 2002. С.167-169.
15. Русова Т.В., Шайдурова Н.В., Зайдман А.М. Возможные биохимические маркеры сколиотической болезни // Хирургия позвоночника. 2011. № 1. С. 62-67. DOI: 10.14531/ss2011.1.62-67.

Санаторные школы-интернаты (СШИ) советского периода являлись уникальным явлением в мировой практике, демонстрирующим государственный подход к раннему выявлению, эффективному лечению и профилактике возникновения тяжелых форм идиопатического сколиоза у пациентов детского возраста.

Идиопатический сколиоз (ИС) детей и подростков до настоящего времени остается тяжелым ортопедическим заболеванием, которое может прогрессировать и менять жизнь больного и его семьи [1]. Общей тенденцией в консервативном лечении ИС является призыв ряда авторитетных отечественных и зарубежных исследователей стремиться к раннему выявлению и раннему лечению [2-4]. В этой ситуации надежды на положительный исход лечения часть ортопедов связывает с продолжающими свою работу СШИ, где сосредоточены все методы консервативного лечения и средства реабилитации детей с ИС [5-7].

Востребованность СШИ достаточная, что подтверждается и списком ожидания на прием, и стремлением родителей из других регионов поменять место жительства, переехав в города, где ведет свою работу такая специализированная школа [8]. Также существует востребованность СШИ в связи с компьютерными оптико-топографическими (КОМОТ) скрининговыми обследованиями по раннему выявлению деформаций позвоночника у детей и подростков школьного возраста в некоторых регионах РФ. В результате скрининга формируются потоки, один из которых является профильным и целевым для приема в СШИ – это дети и подростки со структуральными изменениями позвоночника, произошедшими в результате прогрессирования ИС 2 и 3 степени [3; 9].

В настоящий момент в России функционируют 12 СШИ (рис.). Этому предшествовало постепенное закрытие части СШИ, которое произошло в связи с большими трудностями в работе в 1990-х и 2000-х годах ввиду сложной экономической ситуации и недостаточного финансирования. В этот период была потеряна связь, коммуникация, партнерство – всё то, что создавалось по сетевому принципу охвата всей страны сетью специализированных СШИ для обучения и лечения детей с ИС.

Карта Российской Федерации с обозначением городов, в которых ведут свою работу специализированные СШИ

В 2017 году по инициативе нескольких руководителей началась коммуникация между коллективами СШИ для восстановления сетевого взаимодействия. В это же время проведен системный поиск оставшихся СШИ с предложением восстановить партнерские отношения между организациями.

С этой целью в 2017 году на базе ГБОУ «РОЦ № 76» города Москвы проведена первая конференция. В 2018 году там же проведена вторая конференция с предварительным интервьюированием СШИ в форме анкетирования, в результате которого стали известны организационная структура, ведомственная принадлежность, основные параметры и направления работы, характеристики образовательного и лечебного процессов, общая количественная информация. Обобщенная информация была представлена соавтором статьи в очном докладе. В 2019 году проведена третья конференция на базе ГБОУ «ШИ № 49» города Санкт-Петербурга, которая представила возможность для начала системной работы по представлению профессиональных результатов и обмену опытом. Из доклада «Итоги анкетирования специализированных образовательных организаций РФ, реализующих образовательную и оздоровительную деятельность для обучающихся с идиопатическим сколиозом» получена обзорная информация о деятельности лечебно-образовательных учреждений нашей страны.

Цель исследования: оценить сохранность, эффективность работы и системные проблемы специализированных СШИ для лечения детей с ИС, ведущих свою работу в настоящее время.

Материал и методы исследования. Материалом исследования стала информация, полученная путем поиска сведений на официальных сайтах СШИ, анкетирования и интервьюирования руководителей и заведующих медицинских отделений одиннадцати СШИ и одного реабилитационно-образовательного центра (РОЦ), в недавнем прошлом являвшегося СШИ. Таким образом, в исследовании приняли участие двенадцать лечебно-образовательных организаций. Вопросы анкетирования и интервьюирования включали несколько направлений: ведомственную принадлежность, организационную структуру, медицинскую деятельность, научно-практический потенциал, оснащенность и т.д. Результаты исследования представлены в виде четырех таблиц и проиллюстрированы изображением географической карты РФ с указанием городов нашей страны, в которых ведут свою работу СШИ.

Результаты исследования и их обсуждение. Из доклада, указанного выше, следует, что в настоящий момент 12 организаций реализуют свою деятельность в 12 областях РФ: 8 организаций в центральной части страны, 4 организации за Уралом. К системе образования относятся 11 СШИ, одна организация - ГБОУ «РОЦ» - относится к социальной защите. Больше половины СШИ - областные и бюджетные, остальные муниципальные и казенные. Создание большинства СШИ проходило в период с 1960 по 1980 год. Все СШИ работают круглосуточно, за редким исключением. В настоящее время в СШИ в среднем обучается от 200 до 400 воспитанников, что суммарно составляет около 3500 больных детей. Около сотни сотрудников реализуют в каждом учреждении образовательный и лечебный процесс (табл. 1).

Таблица 1

Справочная информация об организации СШИ РФ

 

 

 

 

Название лечебно-образовательной организации,

город

Вопросы анкеты (1-6)

1

2

3

4

5

6

Ведомственная принадлежность

Год создания СШИ

Организационная форма

Режим работы

Сотрудников

Обучающихся больных

1.

ГОКУ «СШИ № 4»

г. Усолье-Сибирское

Минобразования Иркутской области

1957

Школа-интернат

24/7

130

196

2.

МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярска

Администрация г. Красноярска

1960

Школа-интернат

24/7

142

336

3.

МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск

Муниципалитет г. Новосибирска

1977

Школа-интернат

24/7

112

310

4.

МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск

Администрация г. Магнитогорска

1957

Школа-интернат

24/7

94

425

5.

ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск

Минобразования Архангельской области

1971

Школа-интернат

24/7

90

205

6.

ГБОУ «РОЦ № 76»

г. Москва

Департамент труда и социальной защиты г. Москвы

1964

Реабилита-ционно-образовательный центр

24/7

225

410

7.

ГБОУ «ШИ № 49»

г. Санкт-Петербург

Комитет образования г. СПб

1968

Школа-интернат

24/7

148

215

8.

ГКОУ РО «РСШИ № 28»

г. Ростов-на-Дону

Минобразования Ростовской области

1978

Школа-интернат

24/7

94

230

9.

ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград

Комитет образования и науки Волгоград. области

1957

Школа-интернат

24/7

164

327

10.

МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск

Минпросвещения Кемеровской области

1978

Школа-интернат

Днев-ная

87

214

11.

ГКОУ СО «ЕШИ»

г. Екатеринбург

Минобразования Свердловской области

1963

Школа-интернат

24/7

79

153

12.

ГБОУ СО «СШИ г. Петровска»

Минобразования Саратовской области

1989

Школа-интернат

24/7

97

310

Примечание. Режим работы 24/7 – круглосуточная работа.

Медицинская деятельность реализуется на основании медицинской лицензии и внутренних медицинских стандартов. Большинство больных детей с ИС, единично присутствуют дети с врожденными деформациями позвоночника, болезнью Шейермана-Мау, ювенильным остеохондрозом, последствиями перенесенной травмы позвоночника и сочетающимися другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Для большинства СШИ характерны общие средние сроки пребывания воспитанников: от 1 года до 3 лет, курс лечения 9 месяцев, но есть и исключения с длительными сроками пребывания. Большинство СШИ отмечают недостаточное финансирование медицинской деятельности, за редким исключением (табл. 2).

Таблица 2

Информация о медицинской деятельности СШИ РФ

 

 

 

Название лечебно-образовательной организации, город

Вопросы анкеты (7-12)

7

8

9

10

11

12

Медицин-ская лицензия

Нозологичес-кие формы патологии позвоночника

Медицин-ский документ больного

Курс лечения (мес.)

Срок пребывания (лет)

Финансирование медицинской деятельности

1.

ГОКУ «СШИ № 4»

г. Усолье-Сибирское

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка

Медицин-ская карта

9

1-3

Зарплата, техническое обслуживание

2.

МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка

Индиви-дуальная карта реабили-тации

9

1-11

Зарплата, техническое обслуживание

3.

МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка

Медицин-ская карта

9

1-3

Зарплата, техническое обслуживание

4.

МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х,

Медицин-ская карта

9

1-9

Нет

5.

ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка

Медицин-ская карта стационар-ного больного

9

2-3

Зарплата, техническое обслуживание

6.

ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва

да

Сколиоз и др. заболевания ОДА

Карта медицин-ской реабили-тации

9

1-3

Достаточное

7.

ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург

да

Сколиоз

Медицин-ская карта

9

5

Недостаточное

8.

ГКОУ РО «РСШИ № 28»

г. Ростов-на-Дону

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау, тр.п-ка

Медицин-ская карта

9

1-3

Зарплата, техническое обслуживание

9.

ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград

да

Сколиоз

Медицин-ская карта

9

3-5

Зарплата, техническое обслуживание

10.

МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск

да

Сколиоз и др. заболевания ОДА

Медицин-ская карта

9

4

Зарплата, техническое обслуживание

11.

ГКОУ СО «ЕШИ»

г. Екатеринбург

да

Сколиоз, б-нь Ш-Мау

Медицин-ская карта

9

3-4

Зарплата, техническое обслуживание

12.

ГБОУ СО «СШИ г. Петровска»

да

Сколиоз и др. заболевания ОДА

Медицин-ская карта

9

1-3

Зарплата, техническое обслуживание

Примечание. Нозологические формы патологии позвоночника: идиопатический сколиоз (ИС), болезнь Шейермана-Мау, ювенильный остеохондроз, травма позвоночника, другие заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Во всех СШИ применяется аппаратная физиотерапия, массаж, все воспитанники систематически ежедневно занимаются ЛФК/АФК и силовым тренингом в тренажерных залах. В пяти СШИ есть водолечение, в двух – бассейны, где реализуется лечебное плавание.

В интересах семей, в которых есть дети с ИС, располагать возможностью поступления в специализированные СШИ для обучения и лечения, усвоения рекомендаций по соблюдению ортопедического режима и консервативному лечению, нередко включающему важный и ответственный элемент - корсетотерапию. В 11 СШИ используются корсетные технологии: корсет Шено и другие корсеты. Собственные аппаратные мониторинговые диагностические возможности имеют только две организации (табл. 3). Эффективность консервативного лечения в СШИ, по литературным источникам, близка к 80% [7].

Таблица 3

Информация о содержании консервативного лечения заболеваний позвоночника и диагностике в СШИ РФ

 

 

 

 

 

Название лечебно-образовательной организации, город

Вопросы анкеты (13-18)

13

14

15

16

17

18

Водолечение

Виды консервативного лечения

ЛФК/АФК

Корсето-терапия

Тренажеры спортивные/

адаптивные

Собственные методы обследования патологии позвоночника

1.

ГОКУ «СШИ № 4»

г. Усолье-Сибирское

нет

массаж, физиотерапия

ЛФК

Корсет Шено

спортивные

Нет

2.

МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск

нет

массаж, физиотерапия

ЛФК/АФК

нет

спортивные/

адаптивные

Нет

3.

МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск

нет

массаж, физиотерапия, плавание

ЛФК/АФК

Корсет Шено, Узор

спортивные/

адаптивные

ТОДП (КОМОТ)

4.

МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск

нет

массаж, физиотерапия

ЛФК

Корсет Шено

спортивные

Нет

5.

ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск

нет

массаж, физиотерапия, плавание

ЛФК

Корсет Шено

спортивные

Нет

6.

ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва

да

массаж, физиотерапия, плавание

ЛФК

Корсет Шено, Узор

спортивные

ТОДП (КОМОТ)

7.

ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург

да

массаж, физиотерапия, плавание

ЛФК

Корсет Шено

адаптивные

Нет

8.

ГКОУ РО «РСШИ № 28»

г. Ростов-на-Дону

да

массаж, физиотерапия, плавание

ЛФК

Корсет Шено

спортивные

Нет

9.

ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград

да

массаж, физиотерапия

ЛФК

Корсет Шено

адаптивные

Нет

10.

МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск

да

массаж, физиотерапия

ЛФК

Корсет Шено

спортивные/

адаптивные

Нет

11.

ГКОУ СО «ЕШИ»

г. Екатеринбург

нет

массаж, физиотерапия

ЛФК

Корсет Шено

спортивные/

адаптивные

Нет

12.

ГБОУ СО «СШИ г. Петровска»

нет

массаж, физиотерапия

ЛФК

нет

спортивные

Нет

В составе медицинского ортопедического отделения обычно работают от 10 до 20 медицинских сотрудников. Врачи-ортопеды, педиатр, невролог, врач ЛФК, физиотерапевт и медицинские сестры работают как собственные сотрудники СШИ или как совместители других учреждений здравоохранения. Научно-практическая деятельность базируется на работе в составе медицинского отделения СШИ врачей с научными степенями в 4 учреждениях и устойчивыми партнерскими отношениями с территориальными Институтами травматологии и ортопедии (НИИТО) и специализированными вертебрологическими отделениями клиник - в половине учреждений. Половина СШИ интегрирована в систему оказания вертебрологической помощи детскому населению своей территории (табл. 4).

Таблица 4

Информация по кадровому медицинскому составу, научному потенциалу и медицинской деятельности СШИ РФ

 

 

 

 

 

 

Название организации, город

Вопросы анкеты (19-24)

19

20

21

22

23

24

Медицинских сотрудников

Принадлежность медицинских сотрудников

Собственные научные медицинские кадры (к.м.н., д.м.н.)

Выполненные научные работы

(к.м.н., д.м.н.)

Партнерство с территориальным НИИТО

Интеграция в систему оказания вертебрологической помощи детям

1.

ГОКУ «СШИ № 4»

г. Усолье-Сибирское

20

Собственные, совместители

нет

нет

Нет

Нет

2.

МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск

21

Собственные

нет

нет

Нет

Да

3.

МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск

17

Собственные

да

да

ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» МЗ РФ

Да

4.

МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск

8

Собственные, совместители

нет

нет

Нет

Нет

5.

ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск

13

Собственные

нет

да

Нет

Нет

6.

ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва

42

Собственные

да

да

ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова»

МЗ РФ

Да

7.

ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург

18

Собственные

да

нет

ФГБУ «НМИЦ ДТиО им. Г.И. Турнера» МЗ РФ

Да

8.

ГКОУ РО «РСШИ № 28»

г. Ростов-на-Дону

13

Собственные

да

нет

Нет

Да

9.

ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград

18

Собственные

нет

нет

Нет

Да

10.

МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск

-

Собственные

нет

нет

Нет

Нет

11.

ГКОУ СО «ЕШИ»

г. Екатеринбург

7

Собственные

нет

нет

Нет

Нет

12.

ГБОУ СО «СШИ г. Петровска»

10

Собственные

нет

нет

ФГБУ «СарНИИТО»

МЗ РФ

Да

Образовательная деятельность больных детей в СШИ реализуется по общеобразовательным программам общего среднего полного образования и адаптированным программам. В каждой организации есть педагоги-психологи и социальные педагоги, которые работают над коррекцией социально-психологического статуса воспитанников и в половине организаций исследуют качество жизни больных детей и их семей.

В настоящий момент СШИ являются центрами комплексного консервативного лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, где реализуются две стратегии.

Первая стратегия встречается редко и представляет собой длительное пребывание больных в СШИ на протяжении от момента поступления до окончания школы в выпускном классе. В этот период времени осуществляется диагностика, прогнозирование, консервативное лечение и необходимое обучение пациента и его родственников рациональному двигательному, ортопедическому режиму и общим рекомендациям. В случае необходимости назначается корсетное лечение, которое является поводом для продления сроков пребывания больного ребенка в СШИ. Чаще реализуется вторая стратегия, представляющая собой пребывание пациента в ограниченные сроки, в среднем от 1 до 3 лет, в которые также осуществляется диагностика, прогнозирование, консервативное лечение необходимое обучение пациента и его родственников рациональному двигательному, ортопедическому режиму и общим рекомендациям [10].

СШИ являются клиническими базами по изучению ИС, дополнению, модернизации существующих и разработке новых методов лечения и диагностики [11]. На клинической базе СШИ проводятся научные-практические исследования, которые представлены в пособиях для врачей и медицинских специалистов, в десятках публикаций и диссертаций [12]. Примером этого утверждения является своевременное внедрение СШИ в консервативное лечение ИС корсета Шено, который заменил ранее использующиеся металлические корсеты других конструкций [13]. Отдельным событием стала разработка в 1996 году на клинической базе МБОУ «ШИ № 133» города Новосибирска аппарата ТОДП (Топограф оптический деформаций позвоночника) и метода компьютерной-оптической топографии (КОМОТ) для скрининга и мониторинга деформаций позвоночника, который активно используется в настоящее время в РФ [14]. Встречается положительный опыт сотрудничества двух СШИ, в масштабах одного клинико-генетического исследования, которое проведено для изучения этиологии ИС в Сибирском регионе [15].

В качестве сравнительного положительного примера работы можно привести опыт работы шести санаторных школ-интернатов для обучения и лечения детей с ИС в Республике Беларусь. Там на государственном уровне, в системе образования, создана устойчивая система работы СШИ, которая, по мнению ряда авторитетных авторов, считается лучшей национальной вертебрологической системой на постсоветском пространстве [2; 10]. Удачная попытка создания прототипа учреждения, структура которого успешно позволяет решать задачу консервативного лечения ИС, была осуществлена на базе Санкт-Петербургского восстановительного центра детской травматологии и ортопедии «Огонёк» (ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк»). На примере единственного учреждения такого профиля и специализации была описана идеология, которая непосредственно связана со стратегией, заключающейся в том, что «лечение сколиоза должно быть обязательно консервативным, посредством ранней диагностики и раннего лечения опорно-двигательного аппарата для предотвращения развития показаний к хирургическому лечению». Коллегами из ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» создана организационная модель функционирования уникального и редкого учреждения в здравоохранении нашей страны, которое на своем примере медицинского центра отработало все элементы успешной работы с пациентами с ИС [2]. СШИ нашей страны в некотором плане повторяют структуру, организационные подходы и идеологию в оказании специализированной вертебрологической помощи больным детям с ИС в ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк», однако, находясь в ведомстве образования, а не здравоохранения, они функционирует в ином организационном формате. СШИ являются лечебно-образовательными школами, где все больные с ИС – это обучающиеся. Формат функционирования прежде всего отличается в оснащении диагностическим и лечебным оборудованием, отсутствием раздела «медикаментозное лечение». Потребность в диагностических исследованиях и консультации узких медицинских специалистов школы-интернаты реализуют, привлекая к этому внешних партнеров, не имея этих возможностей в своем штате. По оценке М.Г. Дудина, диагностические возможности ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» в получении объективной информации о состоянии здоровья и течении ИС у пациентов действительно широкие, это касается диагностических методов и соответствующего оборудования, работы биомеханической, клинико-биохимической лабораторий и работы врачей-консультантов. Такая потребность действительна необходима, так как центр выполняет некоторый объем научных и практических исследований по ИС. ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» осуществляет востребованную, но не доступную помощь практическим врачам-ортопедам амбулаторного звена, в которой возможности инструментальной диагностики ограничены рентген-диагностикой [2]. По внешнему восприятию ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» уже имеет уровень научно-исследовательского института (НИИ). В этом основное организационное и научно-практическое отличие ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» от СШИ, которые могли бы стремиться к более лучшему оснащению, однако не являясь НИИ, СШИ имеют перед собой общую цель с ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» и должны руководствоваться реализацией больше прикладных задач, создавая оптимальный и достаточный формат функционирования.

Работая в равных или схожих условиях, СШИ вместе нуждаются в создании общего для всех организационного сетевого стандарта по обеспеченности диагностическим оборудованием, оснащению лечебным оборудованием, в создании стандарта консервативного лечения, системы комплексной оценки результатов консервативного лечения, в общих организационных подходах, алгоритмах и технологиях. Такой подход поможет организационно воссоздать и укрепить существующую сеть лечебно-образовательных СШИ, которые совместными усилиями вместе с коллегами из ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» составят национальную структуру по консервативному лечению и профилактике ИС, вне зависимости от ведомственной принадлежности и местонахождения.

Заключение. Существующие СШИ не утратили оригинальную организационную структуру, подходы, традиции отечественного консервативного лечения ИС. СШИ сохранили и продолжили свою работу уже в современной истории нашей страны. Следует считать СШИ уникальным явлением в мире, которое больше не встречается нигде, кроме постсоветского пространства. Существенным и стабилизирующим работу фактором сохранности и эффективной работы, для части СШИ, стало многолетнее партнерское сотрудничество их с территориальными НИИТО. Ведущие специалисты врачи-консультанты вертебрологи и сейчас курируют детей и подростков на предмет выявления показаний к хирургическому лечению. В других СШИ, где такие отношения не сформировались, это вызывает определенные сложности. СШИ самостоятельно справляются с возложенными задачами, занимаясь профилактикой формирования тяжелых деформаций позвоночника посредством реализации комплексного консервативного лечения, что подтверждается эффективностью консервативного лечения и единичными случаями появления показаний к хирургической коррекции ИС в год. Существуют общие системные трудности в работе СШИ, к которым относятся: недостаточное финансирование медицинской деятельности и консервативного лечения, недостаточная обеспеченность диагностическим и лечебным оборудованием, недостаток врачей-ортопедов, отсутствие корсетной мастерской в своем составе. Существуют и более масштабные запросы со стороны СШИ, к которым относятся: потребность быть отнесенными к областному ведомственному организационному уровню; потребность быть интегрированными в систему медицинских организаций, оказывающих вертебрологическую помощь детскому населению своей территории; потребность в работе с глобальным медицинским куратором консультантом ортопедом-вертебрологом или организационно-методическим центром по проблемам сколиоза. Для выполнения своего предназначения в масштабах страны следует стремиться к укреплению существующих и восстановлению прекративших свою работу СШИ по разным причинам, с целью восстановления сетевой структуры и равномерного распределения в городах РФ центров консервативного лечения ИС.


Библиографическая ссылка

Новиков В.В., Ханаев А.Л. САНАТОРНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ РОССИИ, КАК ЦЕНТРЫ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32034 (дата обращения: 27.02.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674