Санаторные школы-интернаты (СШИ) советского периода являлись уникальным явлением в мировой практике, демонстрирующим государственный подход к раннему выявлению, эффективному лечению и профилактике возникновения тяжелых форм идиопатического сколиоза у пациентов детского возраста.
Идиопатический сколиоз (ИС) детей и подростков до настоящего времени остается тяжелым ортопедическим заболеванием, которое может прогрессировать и менять жизнь больного и его семьи [1]. Общей тенденцией в консервативном лечении ИС является призыв ряда авторитетных отечественных и зарубежных исследователей стремиться к раннему выявлению и раннему лечению [2-4]. В этой ситуации надежды на положительный исход лечения часть ортопедов связывает с продолжающими свою работу СШИ, где сосредоточены все методы консервативного лечения и средства реабилитации детей с ИС [5-7].
Востребованность СШИ достаточная, что подтверждается и списком ожидания на прием, и стремлением родителей из других регионов поменять место жительства, переехав в города, где ведет свою работу такая специализированная школа [8]. Также существует востребованность СШИ в связи с компьютерными оптико-топографическими (КОМОТ) скрининговыми обследованиями по раннему выявлению деформаций позвоночника у детей и подростков школьного возраста в некоторых регионах РФ. В результате скрининга формируются потоки, один из которых является профильным и целевым для приема в СШИ – это дети и подростки со структуральными изменениями позвоночника, произошедшими в результате прогрессирования ИС 2 и 3 степени [3; 9].
В настоящий момент в России функционируют 12 СШИ (рис.). Этому предшествовало постепенное закрытие части СШИ, которое произошло в связи с большими трудностями в работе в 1990-х и 2000-х годах ввиду сложной экономической ситуации и недостаточного финансирования. В этот период была потеряна связь, коммуникация, партнерство – всё то, что создавалось по сетевому принципу охвата всей страны сетью специализированных СШИ для обучения и лечения детей с ИС.
Карта Российской Федерации с обозначением городов, в которых ведут свою работу специализированные СШИ
В 2017 году по инициативе нескольких руководителей началась коммуникация между коллективами СШИ для восстановления сетевого взаимодействия. В это же время проведен системный поиск оставшихся СШИ с предложением восстановить партнерские отношения между организациями.
С этой целью в 2017 году на базе ГБОУ «РОЦ № 76» города Москвы проведена первая конференция. В 2018 году там же проведена вторая конференция с предварительным интервьюированием СШИ в форме анкетирования, в результате которого стали известны организационная структура, ведомственная принадлежность, основные параметры и направления работы, характеристики образовательного и лечебного процессов, общая количественная информация. Обобщенная информация была представлена соавтором статьи в очном докладе. В 2019 году проведена третья конференция на базе ГБОУ «ШИ № 49» города Санкт-Петербурга, которая представила возможность для начала системной работы по представлению профессиональных результатов и обмену опытом. Из доклада «Итоги анкетирования специализированных образовательных организаций РФ, реализующих образовательную и оздоровительную деятельность для обучающихся с идиопатическим сколиозом» получена обзорная информация о деятельности лечебно-образовательных учреждений нашей страны.
Цель исследования: оценить сохранность, эффективность работы и системные проблемы специализированных СШИ для лечения детей с ИС, ведущих свою работу в настоящее время.
Материал и методы исследования. Материалом исследования стала информация, полученная путем поиска сведений на официальных сайтах СШИ, анкетирования и интервьюирования руководителей и заведующих медицинских отделений одиннадцати СШИ и одного реабилитационно-образовательного центра (РОЦ), в недавнем прошлом являвшегося СШИ. Таким образом, в исследовании приняли участие двенадцать лечебно-образовательных организаций. Вопросы анкетирования и интервьюирования включали несколько направлений: ведомственную принадлежность, организационную структуру, медицинскую деятельность, научно-практический потенциал, оснащенность и т.д. Результаты исследования представлены в виде четырех таблиц и проиллюстрированы изображением географической карты РФ с указанием городов нашей страны, в которых ведут свою работу СШИ.
Результаты исследования и их обсуждение. Из доклада, указанного выше, следует, что в настоящий момент 12 организаций реализуют свою деятельность в 12 областях РФ: 8 организаций в центральной части страны, 4 организации за Уралом. К системе образования относятся 11 СШИ, одна организация - ГБОУ «РОЦ» - относится к социальной защите. Больше половины СШИ - областные и бюджетные, остальные муниципальные и казенные. Создание большинства СШИ проходило в период с 1960 по 1980 год. Все СШИ работают круглосуточно, за редким исключением. В настоящее время в СШИ в среднем обучается от 200 до 400 воспитанников, что суммарно составляет около 3500 больных детей. Около сотни сотрудников реализуют в каждом учреждении образовательный и лечебный процесс (табл. 1).
Таблица 1
Справочная информация об организации СШИ РФ
№ |
Название лечебно-образовательной организации, город |
Вопросы анкеты (1-6) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Ведомственная принадлежность |
Год создания СШИ |
Организационная форма |
Режим работы |
Сотрудников |
Обучающихся больных |
||
1. |
ГОКУ «СШИ № 4» г. Усолье-Сибирское |
Минобразования Иркутской области |
1957 |
Школа-интернат |
24/7 |
130 |
196 |
2. |
МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярска |
Администрация г. Красноярска |
1960 |
Школа-интернат |
24/7 |
142 |
336 |
3. |
МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск |
Муниципалитет г. Новосибирска |
1977 |
Школа-интернат |
24/7 |
112 |
310 |
4. |
МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск |
Администрация г. Магнитогорска |
1957 |
Школа-интернат |
24/7 |
94 |
425 |
5. |
ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск |
Минобразования Архангельской области |
1971 |
Школа-интернат |
24/7 |
90 |
205 |
6. |
ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва |
Департамент труда и социальной защиты г. Москвы |
1964 |
Реабилита-ционно-образовательный центр |
24/7 |
225 |
410 |
7. |
ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург |
Комитет образования г. СПб |
1968 |
Школа-интернат |
24/7 |
148 |
215 |
8. |
ГКОУ РО «РСШИ № 28» г. Ростов-на-Дону |
Минобразования Ростовской области |
1978 |
Школа-интернат |
24/7 |
94 |
230 |
9. |
ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград |
Комитет образования и науки Волгоград. области |
1957 |
Школа-интернат |
24/7 |
164 |
327 |
10. |
МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск |
Минпросвещения Кемеровской области |
1978 |
Школа-интернат |
Днев-ная |
87 |
214 |
11. |
ГКОУ СО «ЕШИ» г. Екатеринбург |
Минобразования Свердловской области |
1963 |
Школа-интернат |
24/7 |
79 |
153 |
12. |
ГБОУ СО «СШИ г. Петровска» |
Минобразования Саратовской области |
1989 |
Школа-интернат |
24/7 |
97 |
310 |
Примечание. Режим работы 24/7 – круглосуточная работа.
Медицинская деятельность реализуется на основании медицинской лицензии и внутренних медицинских стандартов. Большинство больных детей с ИС, единично присутствуют дети с врожденными деформациями позвоночника, болезнью Шейермана-Мау, ювенильным остеохондрозом, последствиями перенесенной травмы позвоночника и сочетающимися другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Для большинства СШИ характерны общие средние сроки пребывания воспитанников: от 1 года до 3 лет, курс лечения 9 месяцев, но есть и исключения с длительными сроками пребывания. Большинство СШИ отмечают недостаточное финансирование медицинской деятельности, за редким исключением (табл. 2).
Таблица 2
Информация о медицинской деятельности СШИ РФ
№ |
Название лечебно-образовательной организации, город |
Вопросы анкеты (7-12) |
|||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
Медицин-ская лицензия |
Нозологичес-кие формы патологии позвоночника |
Медицин-ский документ больного |
Курс лечения (мес.) |
Срок пребывания (лет) |
Финансирование медицинской деятельности |
||
1. |
ГОКУ «СШИ № 4» г. Усолье-Сибирское |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка |
Медицин-ская карта |
9 |
1-3 |
Зарплата, техническое обслуживание |
2. |
МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка |
Индиви-дуальная карта реабили-тации |
9 |
1-11 |
Зарплата, техническое обслуживание |
3. |
МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка |
Медицин-ская карта |
9 |
1-3 |
Зарплата, техническое обслуживание |
4. |
МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, |
Медицин-ская карта |
9 |
1-9 |
Нет |
5. |
ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, юв.о.х, тр.п-ка |
Медицин-ская карта стационар-ного больного |
9 |
2-3 |
Зарплата, техническое обслуживание |
6. |
ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва |
да |
Сколиоз и др. заболевания ОДА |
Карта медицин-ской реабили-тации |
9 |
1-3 |
Достаточное |
7. |
ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург |
да |
Сколиоз |
Медицин-ская карта |
9 |
5 |
Недостаточное |
8. |
ГКОУ РО «РСШИ № 28» г. Ростов-на-Дону |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау, тр.п-ка |
Медицин-ская карта |
9 |
1-3 |
Зарплата, техническое обслуживание |
9. |
ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград |
да |
Сколиоз |
Медицин-ская карта |
9 |
3-5 |
Зарплата, техническое обслуживание |
10. |
МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск |
да |
Сколиоз и др. заболевания ОДА |
Медицин-ская карта |
9 |
4 |
Зарплата, техническое обслуживание |
11. |
ГКОУ СО «ЕШИ» г. Екатеринбург |
да |
Сколиоз, б-нь Ш-Мау |
Медицин-ская карта |
9 |
3-4 |
Зарплата, техническое обслуживание |
12. |
ГБОУ СО «СШИ г. Петровска» |
да |
Сколиоз и др. заболевания ОДА |
Медицин-ская карта |
9 |
1-3 |
Зарплата, техническое обслуживание |
Примечание. Нозологические формы патологии позвоночника: идиопатический сколиоз (ИС), болезнь Шейермана-Мау, ювенильный остеохондроз, травма позвоночника, другие заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Во всех СШИ применяется аппаратная физиотерапия, массаж, все воспитанники систематически ежедневно занимаются ЛФК/АФК и силовым тренингом в тренажерных залах. В пяти СШИ есть водолечение, в двух – бассейны, где реализуется лечебное плавание.
В интересах семей, в которых есть дети с ИС, располагать возможностью поступления в специализированные СШИ для обучения и лечения, усвоения рекомендаций по соблюдению ортопедического режима и консервативному лечению, нередко включающему важный и ответственный элемент - корсетотерапию. В 11 СШИ используются корсетные технологии: корсет Шено и другие корсеты. Собственные аппаратные мониторинговые диагностические возможности имеют только две организации (табл. 3). Эффективность консервативного лечения в СШИ, по литературным источникам, близка к 80% [7].
Таблица 3
Информация о содержании консервативного лечения заболеваний позвоночника и диагностике в СШИ РФ
№ |
Название лечебно-образовательной организации, город |
Вопросы анкеты (13-18) |
|||||
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
||
Водолечение |
Виды консервативного лечения |
ЛФК/АФК |
Корсето-терапия |
Тренажеры спортивные/ адаптивные |
Собственные методы обследования патологии позвоночника |
||
1. |
ГОКУ «СШИ № 4» г. Усолье-Сибирское |
нет |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные |
Нет |
2. |
МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск |
нет |
массаж, физиотерапия |
ЛФК/АФК |
нет |
спортивные/ адаптивные |
Нет |
3. |
МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск |
нет |
массаж, физиотерапия, плавание |
ЛФК/АФК |
Корсет Шено, Узор |
спортивные/ адаптивные |
ТОДП (КОМОТ) |
4. |
МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск |
нет |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные |
Нет |
5. |
ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск |
нет |
массаж, физиотерапия, плавание |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные |
Нет |
6. |
ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва |
да |
массаж, физиотерапия, плавание |
ЛФК |
Корсет Шено, Узор |
спортивные |
ТОДП (КОМОТ) |
7. |
ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург |
да |
массаж, физиотерапия, плавание |
ЛФК |
Корсет Шено |
адаптивные |
Нет |
8. |
ГКОУ РО «РСШИ № 28» г. Ростов-на-Дону |
да |
массаж, физиотерапия, плавание |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные |
Нет |
9. |
ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград |
да |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
Корсет Шено |
адаптивные |
Нет |
10. |
МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск |
да |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные/ адаптивные |
Нет |
11. |
ГКОУ СО «ЕШИ» г. Екатеринбург |
нет |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
Корсет Шено |
спортивные/ адаптивные |
Нет |
12. |
ГБОУ СО «СШИ г. Петровска» |
нет |
массаж, физиотерапия |
ЛФК |
нет |
спортивные |
Нет |
В составе медицинского ортопедического отделения обычно работают от 10 до 20 медицинских сотрудников. Врачи-ортопеды, педиатр, невролог, врач ЛФК, физиотерапевт и медицинские сестры работают как собственные сотрудники СШИ или как совместители других учреждений здравоохранения. Научно-практическая деятельность базируется на работе в составе медицинского отделения СШИ врачей с научными степенями в 4 учреждениях и устойчивыми партнерскими отношениями с территориальными Институтами травматологии и ортопедии (НИИТО) и специализированными вертебрологическими отделениями клиник - в половине учреждений. Половина СШИ интегрирована в систему оказания вертебрологической помощи детскому населению своей территории (табл. 4).
Таблица 4
Информация по кадровому медицинскому составу, научному потенциалу и медицинской деятельности СШИ РФ
№ |
Название организации, город |
Вопросы анкеты (19-24) |
|||||
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
||
Медицинских сотрудников |
Принадлежность медицинских сотрудников |
Собственные научные медицинские кадры (к.м.н., д.м.н.) |
Выполненные научные работы (к.м.н., д.м.н.) |
Партнерство с территориальным НИИТО |
Интеграция в систему оказания вертебрологической помощи детям |
||
1. |
ГОКУ «СШИ № 4» г. Усолье-Сибирское |
20 |
Собственные, совместители |
нет |
нет |
Нет |
Нет |
2. |
МБОУ «ШИ № 1» г. Красноярск |
21 |
Собственные |
нет |
нет |
Нет |
Да |
3. |
МБОУ «СШИ № 133» г. Новосибирск |
17 |
Собственные |
да |
да |
ФГБУ «ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна» МЗ РФ |
Да |
4. |
МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорск |
8 |
Собственные, совместители |
нет |
нет |
Нет |
Нет |
5. |
ГБОУ АО «АСШИ № 1» г. Архангельск |
13 |
Собственные |
нет |
да |
Нет |
Нет |
6. |
ГБОУ «РОЦ № 76» г. Москва |
42 |
Собственные |
да |
да |
ФГБУ «НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова» МЗ РФ |
Да |
7. |
ГБОУ «ШИ № 49» г. Санкт-Петербург |
18 |
Собственные |
да |
нет |
ФГБУ «НМИЦ ДТиО им. Г.И. Турнера» МЗ РФ |
Да |
8. |
ГКОУ РО «РСШИ № 28» г. Ростов-на-Дону |
13 |
Собственные |
да |
нет |
Нет |
Да |
9. |
ГБОУ «ВШИ Созвездие» г. Волгоград |
18 |
Собственные |
нет |
нет |
Нет |
Да |
10. |
МКООУ «ШИ № 64» г. Прокопьевск |
- |
Собственные |
нет |
нет |
Нет |
Нет |
11. |
ГКОУ СО «ЕШИ» г. Екатеринбург |
7 |
Собственные |
нет |
нет |
Нет |
Нет |
12. |
ГБОУ СО «СШИ г. Петровска» |
10 |
Собственные |
нет |
нет |
ФГБУ «СарНИИТО» МЗ РФ |
Да |
Образовательная деятельность больных детей в СШИ реализуется по общеобразовательным программам общего среднего полного образования и адаптированным программам. В каждой организации есть педагоги-психологи и социальные педагоги, которые работают над коррекцией социально-психологического статуса воспитанников и в половине организаций исследуют качество жизни больных детей и их семей.
В настоящий момент СШИ являются центрами комплексного консервативного лечения и диспансерного наблюдения детей и подростков, где реализуются две стратегии.
Первая стратегия встречается редко и представляет собой длительное пребывание больных в СШИ на протяжении от момента поступления до окончания школы в выпускном классе. В этот период времени осуществляется диагностика, прогнозирование, консервативное лечение и необходимое обучение пациента и его родственников рациональному двигательному, ортопедическому режиму и общим рекомендациям. В случае необходимости назначается корсетное лечение, которое является поводом для продления сроков пребывания больного ребенка в СШИ. Чаще реализуется вторая стратегия, представляющая собой пребывание пациента в ограниченные сроки, в среднем от 1 до 3 лет, в которые также осуществляется диагностика, прогнозирование, консервативное лечение необходимое обучение пациента и его родственников рациональному двигательному, ортопедическому режиму и общим рекомендациям [10].
СШИ являются клиническими базами по изучению ИС, дополнению, модернизации существующих и разработке новых методов лечения и диагностики [11]. На клинической базе СШИ проводятся научные-практические исследования, которые представлены в пособиях для врачей и медицинских специалистов, в десятках публикаций и диссертаций [12]. Примером этого утверждения является своевременное внедрение СШИ в консервативное лечение ИС корсета Шено, который заменил ранее использующиеся металлические корсеты других конструкций [13]. Отдельным событием стала разработка в 1996 году на клинической базе МБОУ «ШИ № 133» города Новосибирска аппарата ТОДП (Топограф оптический деформаций позвоночника) и метода компьютерной-оптической топографии (КОМОТ) для скрининга и мониторинга деформаций позвоночника, который активно используется в настоящее время в РФ [14]. Встречается положительный опыт сотрудничества двух СШИ, в масштабах одного клинико-генетического исследования, которое проведено для изучения этиологии ИС в Сибирском регионе [15].
В качестве сравнительного положительного примера работы можно привести опыт работы шести санаторных школ-интернатов для обучения и лечения детей с ИС в Республике Беларусь. Там на государственном уровне, в системе образования, создана устойчивая система работы СШИ, которая, по мнению ряда авторитетных авторов, считается лучшей национальной вертебрологической системой на постсоветском пространстве [2; 10]. Удачная попытка создания прототипа учреждения, структура которого успешно позволяет решать задачу консервативного лечения ИС, была осуществлена на базе Санкт-Петербургского восстановительного центра детской травматологии и ортопедии «Огонёк» (ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк»). На примере единственного учреждения такого профиля и специализации была описана идеология, которая непосредственно связана со стратегией, заключающейся в том, что «лечение сколиоза должно быть обязательно консервативным, посредством ранней диагностики и раннего лечения опорно-двигательного аппарата для предотвращения развития показаний к хирургическому лечению». Коллегами из ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» создана организационная модель функционирования уникального и редкого учреждения в здравоохранении нашей страны, которое на своем примере медицинского центра отработало все элементы успешной работы с пациентами с ИС [2]. СШИ нашей страны в некотором плане повторяют структуру, организационные подходы и идеологию в оказании специализированной вертебрологической помощи больным детям с ИС в ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк», однако, находясь в ведомстве образования, а не здравоохранения, они функционирует в ином организационном формате. СШИ являются лечебно-образовательными школами, где все больные с ИС – это обучающиеся. Формат функционирования прежде всего отличается в оснащении диагностическим и лечебным оборудованием, отсутствием раздела «медикаментозное лечение». Потребность в диагностических исследованиях и консультации узких медицинских специалистов школы-интернаты реализуют, привлекая к этому внешних партнеров, не имея этих возможностей в своем штате. По оценке М.Г. Дудина, диагностические возможности ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» в получении объективной информации о состоянии здоровья и течении ИС у пациентов действительно широкие, это касается диагностических методов и соответствующего оборудования, работы биомеханической, клинико-биохимической лабораторий и работы врачей-консультантов. Такая потребность действительна необходима, так как центр выполняет некоторый объем научных и практических исследований по ИС. ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» осуществляет востребованную, но не доступную помощь практическим врачам-ортопедам амбулаторного звена, в которой возможности инструментальной диагностики ограничены рентген-диагностикой [2]. По внешнему восприятию ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» уже имеет уровень научно-исследовательского института (НИИ). В этом основное организационное и научно-практическое отличие ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» от СШИ, которые могли бы стремиться к более лучшему оснащению, однако не являясь НИИ, СШИ имеют перед собой общую цель с ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» и должны руководствоваться реализацией больше прикладных задач, создавая оптимальный и достаточный формат функционирования.
Работая в равных или схожих условиях, СШИ вместе нуждаются в создании общего для всех организационного сетевого стандарта по обеспеченности диагностическим оборудованием, оснащению лечебным оборудованием, в создании стандарта консервативного лечения, системы комплексной оценки результатов консервативного лечения, в общих организационных подходах, алгоритмах и технологиях. Такой подход поможет организационно воссоздать и укрепить существующую сеть лечебно-образовательных СШИ, которые совместными усилиями вместе с коллегами из ГБУЗ ВЦЛОиТ «Огонёк» составят национальную структуру по консервативному лечению и профилактике ИС, вне зависимости от ведомственной принадлежности и местонахождения.
Заключение. Существующие СШИ не утратили оригинальную организационную структуру, подходы, традиции отечественного консервативного лечения ИС. СШИ сохранили и продолжили свою работу уже в современной истории нашей страны. Следует считать СШИ уникальным явлением в мире, которое больше не встречается нигде, кроме постсоветского пространства. Существенным и стабилизирующим работу фактором сохранности и эффективной работы, для части СШИ, стало многолетнее партнерское сотрудничество их с территориальными НИИТО. Ведущие специалисты врачи-консультанты вертебрологи и сейчас курируют детей и подростков на предмет выявления показаний к хирургическому лечению. В других СШИ, где такие отношения не сформировались, это вызывает определенные сложности. СШИ самостоятельно справляются с возложенными задачами, занимаясь профилактикой формирования тяжелых деформаций позвоночника посредством реализации комплексного консервативного лечения, что подтверждается эффективностью консервативного лечения и единичными случаями появления показаний к хирургической коррекции ИС в год. Существуют общие системные трудности в работе СШИ, к которым относятся: недостаточное финансирование медицинской деятельности и консервативного лечения, недостаточная обеспеченность диагностическим и лечебным оборудованием, недостаток врачей-ортопедов, отсутствие корсетной мастерской в своем составе. Существуют и более масштабные запросы со стороны СШИ, к которым относятся: потребность быть отнесенными к областному ведомственному организационному уровню; потребность быть интегрированными в систему медицинских организаций, оказывающих вертебрологическую помощь детскому населению своей территории; потребность в работе с глобальным медицинским куратором консультантом ортопедом-вертебрологом или организационно-методическим центром по проблемам сколиоза. Для выполнения своего предназначения в масштабах страны следует стремиться к укреплению существующих и восстановлению прекративших свою работу СШИ по разным причинам, с целью восстановления сетевой структуры и равномерного распределения в городах РФ центров консервативного лечения ИС.
Библиографическая ссылка
Новиков В.В., Ханаев А.Л. САНАТОРНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ РОССИИ, КАК ЦЕНТРЫ КОНСЕРВАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32034 (дата обращения: 11.10.2024).