Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

Прозорова М.Н. 1, 2
1 Кировское областное государственной профессиональное образовательной учреждение «Кировский медицинский колледж»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Данная научная статья поможет понять методологический подход к формированию профессиональной самооценки студентов медицинских колледжей. Актуальность темы исследования определяется низким качеством профессионального образования специалистов в медицинской сфере, что является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Автор анализирует образовательные источники по вопросу формирования профессиональной самооценки студентов медицинской системы. Будущий специалист может не только стать в перспективе высококвалифицированным специалистом, но и эффективно функционировать как член общества, адекватно реагировать на меняющиеся условия, принимать грамотные решения в неопределенных ситуациях и гармонично сочетать личные и общественные интересы. Целью данной статьи является рассмотрение методологического подхода к формированию самооценки в профессиональной деятельности будущего специалиста среднего звена сферы здравоохранения. В ходе изучения было проведено диагностическое анкетирование А.С. Будасси, в котором участвовали студенты 32 группы с I по IV курс. В исследование приняли участие в общей сложности 946 студентов, из них по специальности 34.02.01 Сестринское дело – 454 респондентов, по специальности 31.02.01 Лечебное дело – 433 респондентов и по специальности 31.02.02 Акушерское дело – 59 обучающихся. Для достижения этой цели были описаны качественные результаты исследования. Полученные данные представлены в диаграмме. В статье описаны следующие методологические подходы: системно-аксиологические, синергетические и экологические, связанные с формированием профессиональной самооценки студентов медицинских колледжей, отражающие педагогические особенности этого феномена.
студент
профессиональная самооценка
методологические подходы
теоретический анализ
образовательные условия
профессиональное образование
профессиональная деятельность
медицинский колледж
1. Молчанова О.Н. Психология самооценки: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 308 с.
2. Ширапова Д.Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2005. 165 с.
3. Мороз В.А., Григорьева Ю.О. Особенности самооценки студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-4. С. 731-734.
4. Психология XXI столетия // Психология XXI столетия: сборник материалов ежегодного Конгресса (Ярославль, 15 – 17 мая 2020) / Под ред. Козлова В.В. Ярославль: ЯрГУ, ЯГПУ, МАПН, 2020. С. 214-217.
5. Прозорова М.Н. Педагогические условия формирования образовательной рефлексии студентов колледжа // Педагогика. Общество. Право. 2013. № 8 (4). С. 26-32.
6. Данилов С.В., Шустова Л.П., Кузнецова Н.И. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога». Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. 98 с.
7. Солдатченко А.Л. Педагогическая концепция становления социальной зрелости студентов вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 2. С. 114-121. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-114-121.

Сейчас мы наблюдаем и активно участвуем в процессах преобразования медицинских образовательных организаций и квалифицированной подготовки будущих медицинских работников, в первую очередь в области среднего профессионального образования. Существует насущная необходимость в улучшении теоретической и практической базы системы здравоохранения, тем самым мы повысим уровень профессиональной деятельности лечебно-профилактических учреждений. Особенно значимыми в этом отношении являются педагогический опыт и идеи Н.З. Алиевой, Г.В. Герасимовой, Е.В. Щекотина, Н.В. Ярской. В научно-исследовательских работах они затрагивают вопросы развития гуманного и духовно-ориентированного общества, в котором педагогика превосходит другие образовательные дисциплины в вопросах воспитания и формирования личности на основе самоопределения, самооценки и уровня притязаний.

В этом научном исследовании освещаются основные аспекты образовательной среды, где мы также можем анализировать и изучать особенности среднего специального образования в области подготовки медицинских работников, получающих профессиональное образование по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело». В данной статье мы сосредоточимся на методологических подходах и уровне организации квалифицированных специалистов в рамках профессиональной подготовки. Сейчас представление о профессиях фельдшера, медсестры и акушерки во многом трансформировалось в связи с изменением социальных условий и требований к медицинской помощи, оказываемой специалистами доврачебной помощи. Сегодня, согласно нормативным актам, в систему здравоохранения входит медицинский персонал среднего звена – представители одной из самых востребованных профессий, особенно во время эпидемиологической ситуации.

В рамках научной педагогической деятельности многие авторы, среди которых можно особо можно выделить таких ученых-исследователей, как В.А. Левина, С.А. Мухина, И.И. Тарновская и иные, указывают на то, что от высококвалифицированного специалиста требуется рефлексия представлений о личностных и профессиональных качествах, ведущими среди которых являются: сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к окружающим (пациенту) [1, с. 107]; профессиональные ориентиры (профессионализм, осведомленность, здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания и производственная деятельность); характерные этические ценности (сострадание и уважение к жизни пациента, человечность, терпимость, твердость, объективность, уважение коллектива). В связи с этим можно отметить, что эти свойства начинают развиваться уже во время учебы в образовательной организации, во время как лекционных, так и практических учебных занятий. В научном исследовании Д.Д. Ширапова отмечает, что формирование личностных качеств и уровня профессиональных навыков зависит от адекватного формирования такого значимого регулятора взаимодействия студента с внешним миром, как профессиональная самооценка будущего специалиста [2].

На наш взгляд, все вышесказанное достаточно важно, чтобы подчеркнуть интерес к научным исследованиям, направленным на проявление профессиональной самооценки будущих медицинских работников. Для успешного решения этой задачи методологические подходы должны быть исследованы и обоснованы. Мы считаем, что этот процесс будет наиболее эффективным, когда студенты приходят из учебных заведений с научно-методической поддержкой в конкретной профессиональной среде.

Цель исследования – выявить и обосновать методологические подходы к формированию профессиональной самооценки учащихся медицинского колледжа.

Исследование позволило оценить основные методологические подходы. Проанализированный опыт становления профессиональной оценки будущих профессионалов определен и практически подтвержден степенью сформированности самостоятельной оценки обучающихся. Практическое исследование проводилось среди обучающихся отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» Кировского областного государственного профессионального образовательного учреждения «Кировский медицинский колледж», а также в его филиалах г. Котельнича, г. Омутнинска и г. Уржума. Исследование проводилось в период с января 2022 г. по март 2022 г., в нем участвовали 946 респондентов.

Однако заявленные приоритеты не всегда отражаются в реальной практике профессиональной подготовки обучающихся. Психолого-педагогические особенности молодого поколения сегодня говорят о несоответствии статусно-ролевым стандартам, неспособности максимально раскрыть свой потенциал, отсутствии креативности, преобразовании ценностных ориентаций, проблемах в планировании своей жизни, завышенной или заниженной самооценке и т.д. [3].

Материал и методы исследования

Предварительная подготовка к профессиональной деятельности является не только неотъемлемой частью важного этапа специального образования (лекционной и практической), но и основой формирования нравственной позиции, профессиональной самоанализа и личностного роста. Прежде всего, в процессе профессионального становления заложена нормальная самооценка студентов, для развития которой требуется система мероприятий в учебно-воспитательном процессе колледжа, обеспечивающая условия для социальной активности, рефлексии, саморефлексии и регуляции собственных действий. Система мероприятий – это не что иное, как непременность создания условий для становления значимой профессиональной самооценки [4].

Предмет исследования рассматривается в соответствии с системно-аксиологическим, синергетическим и экологическим методологическими подходами [5].

Системно-аксиоматический подход рассматривает профессиональную самооценку студентов в образовательном пространстве колледжа как систему, в которой цели определяются структурой ценностей в этом процессе. Эти ценности – объективные координаты описанной структуры – привели к реализации других принципов и определили все компоненты развития профессиональной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. Они определяют общее направление, позволяют студентам устанавливать ценностно-целевые критерии содержания теоретического и аксиоматического компонентов образовательного сопровождения учебного плана, а также определять структуру профессиональной самооценки. Они показывают роль формирования ценностных отношений в профессиональном мировоззрении, объясняют тематические элементы методологической составляющей.

Синергетический подход указывает на это как на методологический характер научных исследований, в которой, формирование профессиональной самооценки студентов в рамках учебной программы любого медицинского учебного заведения рассматривается как сложная, открытая, нелинейная система саморазвития. Таким образом, эволюционный скачок в развитии ученика происходит постоянно в течение всего периода обучения. В результате реализации синергии стало возможным определить внутренние условия формирования профессиональной самооценки. С помощью этого направления удалось раскрыть студенту позицию постановки целей, потребностей и мотивов внутри системы, то есть способность к изменению, и отделить внутренние факторы от профориентационного содержания. конкретной социальной группы в целостную систему, не предопределенную внешними обстоятельствами. Синергетический подход позволил внедрить в учебно-воспитательный план колледжа такие педагогические методы управления процессом профессионального развития личности, как диалог, методы сценарного мышления, мозговой штурм, обсуждение сложной проблемы, поиск различных вариантов разрешения проблемы.

Применение экологического подхода заключается в том, что формирование профессиональной самооценки в учебной программе колледжа рассматривается как одно из важных качеств будущего специалиста, обуславливаемое образовательной средой. Предлагаемая среда позволила нам продемонстрировать структурные и практические, характерные и функциональные возможности учебной программы медицинского колледжа, что обеспечивает эффективность ее характеристик. В контексте этого видения была представлена среда, которая способствовала процессу формирования профессиональной самооценки при взаимодействии студентов, и были определены ресурсы, необходимые для формирования профессиональной самооценки студентов, такие как: повышение доступности информационно-коммуникационных технологий, опора на инициативу каждого конкретного студента, осуществление прямого контакта участников друг с другом, а также выстраивание возможных путей движения в освоении профессиональных модулей. Это исследование помогло раскрыть потенциал учебно-воспитательного процесса во взаимодействии обучающихся со своим окружением и определить возможность найти инструменты для обучения в образовательной среде.

Экологический подход – это методологический вектор, изучающий процесс педагогического и социального взаимодействия в развитии и формировании профессиональной самооценки студентов-медиков. Реализация этих условий заключается в использовании интерактивных технологий для формирования профессиональной самооценки студентов в учебной программе колледжа. Действительно, в рамках такого подхода в контексте учебного плана в учебной программе колледжа возникло содержание организационных, педагогических, методических и технических элементов образования, направленных на формирование профессиональной самооценки студентов.

В анкетировании участвовали студенты 32 группы с I по IV курс. В общей сложности в исследовании приняли участие 946 студентов, в том числе студенты специальностей 34.02.01 Сестринское дело – 454, 31.02.01 Лечебное дело – 433, 31.02.02 Акушерское дело – 59 респондентов. Диагностическое исследование базировалось на подходе рассмотрения и проработки самооценки личности А.С. Будасси [6, с. 36]. Методика А.С. Будасси позволяет количественно изучать индивидуальную самооценку, то есть ее измерить. Этот метод основан на принципе ранжирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Анкетирование проводились анонимно, чтобы получить более достоверные результаты исследования. Детальные результаты исследования представлены на рисунке. Проанализировав полученные данные, можно представить себе личностную и профессиональную самооценку респондента, уровень развития будущих квалифицированных специалистов по следующим наиболее востребованным специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Акушерство и гинекология». По результатам проведенного тестирования мы не выявили обучающихся с неадекватно низкой самооценкой (ниже 16 баллов). Низкий показатель развитости самооценки продемонстрировали 6% респондентов. У 46% испытуемых была выявлена неадекватная самооценка: это студенты с результатами тестирования ниже 37 баллов (низкая и неадекватная самооценка) и выше 66 баллов (высокая и неадекватно высокая). Неадекватно высокий уровень развитости самооценки был продемонстрирован у 8% будущих выпускников, а высокий уровень – у 34%. Респонденты, набравшие от 38 до 65 баллов (ниже среднего, средний, выше среднего), показали адекватную самооценку, из которых у 14% мы определили уровень самооценки ниже среднего, у 16% – средний и у 22% – выше среднего.

Уровень общей и профессиональной самооценки студентов медицинского колледжа, %

Результаты тестирования дали нам возможность понять, что основная проблема заключается в недостаточной сформированности личной и профессиональной самооценки обучающихся, в необходимости изучения ряда организационных и образовательных условий. Следует отметить, что в системе среднего профессионального образования существует особый интерес к изучению профессиональных навыков и умений с целью формирования профессиональной самооценки будущих специалистов в образовательном процессе. Надо сказать, что при нынешних методах обучения в медицинских колледжах требуется четко направленное формирование самооценки будущих специалистов в их профессиональной деятельности.

Люди с высокой самооценкой ставят перед собой более универсальные цели, чем реальные, и предъявляют высокие требования, которые не всегда соответствуют их способностям. Здоровыми личностными качествами будущего специалиста являются самоуважение, гордость, иногда перерастающие в высокомерие и эгоцентризм. Неадекватная самооценка лишает студента способностей адекватно рассуждать, а чрезмерный уровень желаний и высокомерие приводят к ошибкам. Повышенная самооценка может быть результатом хорошего воспитания как в семье, так и в школе. Человек, уверенный в себе, обычно не склонен к самоанализу, что способствует отсутствию контроля, это может привести к неправильным решениям и рискованным для него самого действиям. Потеря чувства негативного внимания к безопасности, надежности и эффективности всей человеческой жизни. Отсутствие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании вызывает формирование у студента безучастной модели поведения в процессе обучения.

Люди с низкой самооценкой часто ставят перед собой меньше целей, чем им по силам, и преувеличивают важность неудач. У человека с низкой самооценкой есть разные крайности, но наоборот – очень высокая самооценка. Часто слишком объективная неуверенность в себе является устойчивым качеством личности и приводит к формированию таких качеств, как смирение, человеческая пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается на внешнем виде человека: голова к плечам вытянута, походка нечеткая, он грустит или не проявляет ярких чувств. Другие иногда описывают такого человека как злого, ожесточенного, бесконтактного и являющегося результатом изоляции от людей, а возможно, и полного одиночества. Некоторые субъективные факторы также могут способствовать неуверенности в себе и низкой самооценке, так как это могут быть определенные типы нервной активности, тепловые характеристики и т.д.

Одной из характеристик, представляющих интерес для современных профессионалов, является адекватная самооценка, поскольку она позволяет вам понять свои истинные способности. Такая самооценка подобна человеку, который признает и свои сильные стороны, и свои успехи, и, на первый взгляд, свои недостатки. Положительные черты личности являются источником адекватной самооценки, а также уверенности в себе, что отражается в формировании необходимого опыта и соответствующих знаний. Адекватная самооценка позволяет человеку корректировать уровень востребованности и правильно относиться к своим ошибкам. В своей работе А.Л. Солдатченко отмечает, что «уверенный в себе человек с достаточной профессиональной гордостью отличается целеустремленностью и способностью принимать решения, которые необходимо разрешать чаще всего. Уверенный в себе человек справляется с ошибками холодно и конструктивно, анализируя их причины, когда это возможно, чтобы они не повторялись» [7] можно развить адекватную самооценку, основанную на самопознании. Определяя и оценивая себя, студент может трезво контролировать свое поведение и больше сосредоточиться на успешном участии в профессиональном развитии.

В рамках теоретического анализа мы пришли к выводу, что формирование профессиональной самооценки студентов медицинских колледжей будет эффективным, если:

- рассматривать текущие запросы заказчика и вести подготовку компетентного профессионала с высокой социальной активностью;

- усилить влияние учащихся на их познавательную, эмоциональную и поведенческую деятельность во всех отношениях;

- оказывать рациональную педагогическую и психологическую помощь, которая включает в себя оказание методической помощи, создаваемой на основе жизненных и профессиональных ценностных ориентаций, и границ экспертного поведения и сотрудничества, определяется рамками профессиональных отношений;

- разработать современные образовательные технологии с учетом широкого выбора актуальных профессиональных проблем и сосредоточения внимания на профессиональных обязанностях медицинских работников, требующих экспериментальных доказательств.

Заключение

Методологический анализ профессиональной самооценки учащихся в системе среднего специального образования, проведенный при системно-аксиоматическом, синергетическом и экологическом подходах, позволяет определить научные предпосылки разработки образовательной концепции для решения таких проблем, как: неуверенность в себе и низкая самооценка, процесс работы со своими комплексами, самопознание и самосовершенствование.


Библиографическая ссылка

Прозорова М.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32028 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674