Сейчас мы наблюдаем и активно участвуем в процессах преобразования медицинских образовательных организаций и квалифицированной подготовки будущих медицинских работников, в первую очередь в области среднего профессионального образования. Существует насущная необходимость в улучшении теоретической и практической базы системы здравоохранения, тем самым мы повысим уровень профессиональной деятельности лечебно-профилактических учреждений. Особенно значимыми в этом отношении являются педагогический опыт и идеи Н.З. Алиевой, Г.В. Герасимовой, Е.В. Щекотина, Н.В. Ярской. В научно-исследовательских работах они затрагивают вопросы развития гуманного и духовно-ориентированного общества, в котором педагогика превосходит другие образовательные дисциплины в вопросах воспитания и формирования личности на основе самоопределения, самооценки и уровня притязаний.
В этом научном исследовании освещаются основные аспекты образовательной среды, где мы также можем анализировать и изучать особенности среднего специального образования в области подготовки медицинских работников, получающих профессиональное образование по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело». В данной статье мы сосредоточимся на методологических подходах и уровне организации квалифицированных специалистов в рамках профессиональной подготовки. Сейчас представление о профессиях фельдшера, медсестры и акушерки во многом трансформировалось в связи с изменением социальных условий и требований к медицинской помощи, оказываемой специалистами доврачебной помощи. Сегодня, согласно нормативным актам, в систему здравоохранения входит медицинский персонал среднего звена – представители одной из самых востребованных профессий, особенно во время эпидемиологической ситуации.
В рамках научной педагогической деятельности многие авторы, среди которых можно особо можно выделить таких ученых-исследователей, как В.А. Левина, С.А. Мухина, И.И. Тарновская и иные, указывают на то, что от высококвалифицированного специалиста требуется рефлексия представлений о личностных и профессиональных качествах, ведущими среди которых являются: сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к окружающим (пациенту) [1, с. 107]; профессиональные ориентиры (профессионализм, осведомленность, здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания и производственная деятельность); характерные этические ценности (сострадание и уважение к жизни пациента, человечность, терпимость, твердость, объективность, уважение коллектива). В связи с этим можно отметить, что эти свойства начинают развиваться уже во время учебы в образовательной организации, во время как лекционных, так и практических учебных занятий. В научном исследовании Д.Д. Ширапова отмечает, что формирование личностных качеств и уровня профессиональных навыков зависит от адекватного формирования такого значимого регулятора взаимодействия студента с внешним миром, как профессиональная самооценка будущего специалиста [2].
На наш взгляд, все вышесказанное достаточно важно, чтобы подчеркнуть интерес к научным исследованиям, направленным на проявление профессиональной самооценки будущих медицинских работников. Для успешного решения этой задачи методологические подходы должны быть исследованы и обоснованы. Мы считаем, что этот процесс будет наиболее эффективным, когда студенты приходят из учебных заведений с научно-методической поддержкой в конкретной профессиональной среде.
Цель исследования – выявить и обосновать методологические подходы к формированию профессиональной самооценки учащихся медицинского колледжа.
Исследование позволило оценить основные методологические подходы. Проанализированный опыт становления профессиональной оценки будущих профессионалов определен и практически подтвержден степенью сформированности самостоятельной оценки обучающихся. Практическое исследование проводилось среди обучающихся отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» Кировского областного государственного профессионального образовательного учреждения «Кировский медицинский колледж», а также в его филиалах г. Котельнича, г. Омутнинска и г. Уржума. Исследование проводилось в период с января 2022 г. по март 2022 г., в нем участвовали 946 респондентов.
Однако заявленные приоритеты не всегда отражаются в реальной практике профессиональной подготовки обучающихся. Психолого-педагогические особенности молодого поколения сегодня говорят о несоответствии статусно-ролевым стандартам, неспособности максимально раскрыть свой потенциал, отсутствии креативности, преобразовании ценностных ориентаций, проблемах в планировании своей жизни, завышенной или заниженной самооценке и т.д. [3].
Материал и методы исследования
Предварительная подготовка к профессиональной деятельности является не только неотъемлемой частью важного этапа специального образования (лекционной и практической), но и основой формирования нравственной позиции, профессиональной самоанализа и личностного роста. Прежде всего, в процессе профессионального становления заложена нормальная самооценка студентов, для развития которой требуется система мероприятий в учебно-воспитательном процессе колледжа, обеспечивающая условия для социальной активности, рефлексии, саморефлексии и регуляции собственных действий. Система мероприятий – это не что иное, как непременность создания условий для становления значимой профессиональной самооценки [4].
Предмет исследования рассматривается в соответствии с системно-аксиологическим, синергетическим и экологическим методологическими подходами [5].
Системно-аксиоматический подход рассматривает профессиональную самооценку студентов в образовательном пространстве колледжа как систему, в которой цели определяются структурой ценностей в этом процессе. Эти ценности – объективные координаты описанной структуры – привели к реализации других принципов и определили все компоненты развития профессиональной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. Они определяют общее направление, позволяют студентам устанавливать ценностно-целевые критерии содержания теоретического и аксиоматического компонентов образовательного сопровождения учебного плана, а также определять структуру профессиональной самооценки. Они показывают роль формирования ценностных отношений в профессиональном мировоззрении, объясняют тематические элементы методологической составляющей.
Синергетический подход указывает на это как на методологический характер научных исследований, в которой, формирование профессиональной самооценки студентов в рамках учебной программы любого медицинского учебного заведения рассматривается как сложная, открытая, нелинейная система саморазвития. Таким образом, эволюционный скачок в развитии ученика происходит постоянно в течение всего периода обучения. В результате реализации синергии стало возможным определить внутренние условия формирования профессиональной самооценки. С помощью этого направления удалось раскрыть студенту позицию постановки целей, потребностей и мотивов внутри системы, то есть способность к изменению, и отделить внутренние факторы от профориентационного содержания. конкретной социальной группы в целостную систему, не предопределенную внешними обстоятельствами. Синергетический подход позволил внедрить в учебно-воспитательный план колледжа такие педагогические методы управления процессом профессионального развития личности, как диалог, методы сценарного мышления, мозговой штурм, обсуждение сложной проблемы, поиск различных вариантов разрешения проблемы.
Применение экологического подхода заключается в том, что формирование профессиональной самооценки в учебной программе колледжа рассматривается как одно из важных качеств будущего специалиста, обуславливаемое образовательной средой. Предлагаемая среда позволила нам продемонстрировать структурные и практические, характерные и функциональные возможности учебной программы медицинского колледжа, что обеспечивает эффективность ее характеристик. В контексте этого видения была представлена среда, которая способствовала процессу формирования профессиональной самооценки при взаимодействии студентов, и были определены ресурсы, необходимые для формирования профессиональной самооценки студентов, такие как: повышение доступности информационно-коммуникационных технологий, опора на инициативу каждого конкретного студента, осуществление прямого контакта участников друг с другом, а также выстраивание возможных путей движения в освоении профессиональных модулей. Это исследование помогло раскрыть потенциал учебно-воспитательного процесса во взаимодействии обучающихся со своим окружением и определить возможность найти инструменты для обучения в образовательной среде.
Экологический подход – это методологический вектор, изучающий процесс педагогического и социального взаимодействия в развитии и формировании профессиональной самооценки студентов-медиков. Реализация этих условий заключается в использовании интерактивных технологий для формирования профессиональной самооценки студентов в учебной программе колледжа. Действительно, в рамках такого подхода в контексте учебного плана в учебной программе колледжа возникло содержание организационных, педагогических, методических и технических элементов образования, направленных на формирование профессиональной самооценки студентов.
В анкетировании участвовали студенты 32 группы с I по IV курс. В общей сложности в исследовании приняли участие 946 студентов, в том числе студенты специальностей 34.02.01 Сестринское дело – 454, 31.02.01 Лечебное дело – 433, 31.02.02 Акушерское дело – 59 респондентов. Диагностическое исследование базировалось на подходе рассмотрения и проработки самооценки личности А.С. Будасси [6, с. 36]. Методика А.С. Будасси позволяет количественно изучать индивидуальную самооценку, то есть ее измерить. Этот метод основан на принципе ранжирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анкетирование проводились анонимно, чтобы получить более достоверные результаты исследования. Детальные результаты исследования представлены на рисунке. Проанализировав полученные данные, можно представить себе личностную и профессиональную самооценку респондента, уровень развития будущих квалифицированных специалистов по следующим наиболее востребованным специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Акушерство и гинекология». По результатам проведенного тестирования мы не выявили обучающихся с неадекватно низкой самооценкой (ниже 16 баллов). Низкий показатель развитости самооценки продемонстрировали 6% респондентов. У 46% испытуемых была выявлена неадекватная самооценка: это студенты с результатами тестирования ниже 37 баллов (низкая и неадекватная самооценка) и выше 66 баллов (высокая и неадекватно высокая). Неадекватно высокий уровень развитости самооценки был продемонстрирован у 8% будущих выпускников, а высокий уровень – у 34%. Респонденты, набравшие от 38 до 65 баллов (ниже среднего, средний, выше среднего), показали адекватную самооценку, из которых у 14% мы определили уровень самооценки ниже среднего, у 16% – средний и у 22% – выше среднего.
Уровень общей и профессиональной самооценки студентов медицинского колледжа, %
Результаты тестирования дали нам возможность понять, что основная проблема заключается в недостаточной сформированности личной и профессиональной самооценки обучающихся, в необходимости изучения ряда организационных и образовательных условий. Следует отметить, что в системе среднего профессионального образования существует особый интерес к изучению профессиональных навыков и умений с целью формирования профессиональной самооценки будущих специалистов в образовательном процессе. Надо сказать, что при нынешних методах обучения в медицинских колледжах требуется четко направленное формирование самооценки будущих специалистов в их профессиональной деятельности.
Люди с высокой самооценкой ставят перед собой более универсальные цели, чем реальные, и предъявляют высокие требования, которые не всегда соответствуют их способностям. Здоровыми личностными качествами будущего специалиста являются самоуважение, гордость, иногда перерастающие в высокомерие и эгоцентризм. Неадекватная самооценка лишает студента способностей адекватно рассуждать, а чрезмерный уровень желаний и высокомерие приводят к ошибкам. Повышенная самооценка может быть результатом хорошего воспитания как в семье, так и в школе. Человек, уверенный в себе, обычно не склонен к самоанализу, что способствует отсутствию контроля, это может привести к неправильным решениям и рискованным для него самого действиям. Потеря чувства негативного внимания к безопасности, надежности и эффективности всей человеческой жизни. Отсутствие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании вызывает формирование у студента безучастной модели поведения в процессе обучения.
Люди с низкой самооценкой часто ставят перед собой меньше целей, чем им по силам, и преувеличивают важность неудач. У человека с низкой самооценкой есть разные крайности, но наоборот – очень высокая самооценка. Часто слишком объективная неуверенность в себе является устойчивым качеством личности и приводит к формированию таких качеств, как смирение, человеческая пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается на внешнем виде человека: голова к плечам вытянута, походка нечеткая, он грустит или не проявляет ярких чувств. Другие иногда описывают такого человека как злого, ожесточенного, бесконтактного и являющегося результатом изоляции от людей, а возможно, и полного одиночества. Некоторые субъективные факторы также могут способствовать неуверенности в себе и низкой самооценке, так как это могут быть определенные типы нервной активности, тепловые характеристики и т.д.
Одной из характеристик, представляющих интерес для современных профессионалов, является адекватная самооценка, поскольку она позволяет вам понять свои истинные способности. Такая самооценка подобна человеку, который признает и свои сильные стороны, и свои успехи, и, на первый взгляд, свои недостатки. Положительные черты личности являются источником адекватной самооценки, а также уверенности в себе, что отражается в формировании необходимого опыта и соответствующих знаний. Адекватная самооценка позволяет человеку корректировать уровень востребованности и правильно относиться к своим ошибкам. В своей работе А.Л. Солдатченко отмечает, что «уверенный в себе человек с достаточной профессиональной гордостью отличается целеустремленностью и способностью принимать решения, которые необходимо разрешать чаще всего. Уверенный в себе человек справляется с ошибками холодно и конструктивно, анализируя их причины, когда это возможно, чтобы они не повторялись» [7] можно развить адекватную самооценку, основанную на самопознании. Определяя и оценивая себя, студент может трезво контролировать свое поведение и больше сосредоточиться на успешном участии в профессиональном развитии.
В рамках теоретического анализа мы пришли к выводу, что формирование профессиональной самооценки студентов медицинских колледжей будет эффективным, если:
- рассматривать текущие запросы заказчика и вести подготовку компетентного профессионала с высокой социальной активностью;
- усилить влияние учащихся на их познавательную, эмоциональную и поведенческую деятельность во всех отношениях;
- оказывать рациональную педагогическую и психологическую помощь, которая включает в себя оказание методической помощи, создаваемой на основе жизненных и профессиональных ценностных ориентаций, и границ экспертного поведения и сотрудничества, определяется рамками профессиональных отношений;
- разработать современные образовательные технологии с учетом широкого выбора актуальных профессиональных проблем и сосредоточения внимания на профессиональных обязанностях медицинских работников, требующих экспериментальных доказательств.
Заключение
Методологический анализ профессиональной самооценки учащихся в системе среднего специального образования, проведенный при системно-аксиоматическом, синергетическом и экологическом подходах, позволяет определить научные предпосылки разработки образовательной концепции для решения таких проблем, как: неуверенность в себе и низкая самооценка, процесс работы со своими комплексами, самопознание и самосовершенствование.
Библиографическая ссылка
Прозорова М.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32028 (дата обращения: 10.10.2024).