Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Огандеева Е.В. 1 Горбунова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Среднее профессиональное образование является важным и значимым сегментом системы образования. Его популярность и востребованность в Российской Федерации растет из года в год. Рабочие профессии и специальности становятся осознанным выбором абитуриентов и являются своеобразной гарантией успешного старта и качественного подъема по карьерной лестнице. В статье рассмотрена история становления, развития, функционирования системы среднего профессионального образования в Чувашской Республике начиная с XI–XV вв. и по сегодняшний день. Исследование доказывает, что масштабные преобразования в системе среднего профессионального образования всегда связаны с политическими, социально-экономическими переменами и реформами, происходящими в стране. В целом, исторический путь развития профессионального образования в Чувашской Республике схож с общероссийским: появление городских цехов различного формата, создание техникумов, открытие профессионально-технических школ, рабфаков, профессиональных училищ и лицеев, учебно-производственных комбинатов, колледжей. Однако можно выделить и специфические особенности, так как эти образовательные учреждения готовят специалистов, которые нужны для производственных и иных предприятий, находящихся в регионе. Современная система среднего профессионального образования остается эффективной формой подготовки кадров средней квалификации, этому способствует внедрение лучших национальных и международных образовательных практик и стандартов.
среднее профессиональное образование
регион
Чувашская республика
рабфак
профессиональное училище
профессиональный лицей
учебно-производственный комбинат
техникум
колледж
1. Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов // Факты образования. 2017. № 4. С. 28.
2. Шкляев А.Е. Среднее профессиональное образование в механизме обеспечения потребности экономики в специалистах среднего звена // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 3. С. 3-13.
3. Урясов М.Н. К вопросу о кадровом обеспечении системы профессионального образования Чувашской Республики в начале XXI века // Вестник Марийского государственного университета. Серия: исторические науки. юридические науки. 2019. № 4. С. 389-396.
4. Ларина Е.В. Из истории формирования системы профессионально-технического образования в советской России в начале 1920-х годов (на материалах г. Москвы и Московской губернии) // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 4. С. 49-53
5. Изоркин А.В., Клементьев В.Н., Александров Г.А. История Чувашии Новейшего времени. Кн. I. 1917-1945. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. 261 с.
6. К XVII Чувашской областной партийной конференции: материалы к отчету Чувашского ОК ВКП(б) / Чуваш. обл. ком. ВКП(б). Чебоксары: Чуваш. парт. изд-во, 1933. 336 с.
7. Бойко И.И., Харитонова В.Г., Захаров Д.А. История Чувашии Новейшего времени. Кн. II. 1945-2005. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во, 2009. 397 с.
8. Ковалева М.Е. Медиапедагогика и основные этапы реформы отечественного образования в период перестройки // Медиаобразование. 2013. № 2. С. 15-28
9. Паспорт национального проекта «Образование». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf (дата обращения: 13.08.2022).
10. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 12.08.2022).
11. Положение о стандартах Ворлдскиллс. М., 2017. 15 с. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.moscow/insertfiles/DOC/Положение%20о%20стандартах%20ВорлдСкиллс.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
12. Горбунова Т.В., Огандеева Е.В. Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 185-191.

В соответствии с национальным проектом «Образование», а именно подразделом «Молодые профессионалы», целями нашей страны являются вхождение в десятку ведущих мировых стран по качеству образования, обеспечение и повышение конкурентоспособности профессионального образования на мировом рынке [1].

Среднее профессиональное образование, по мнению А.Е. Шкляева, «занимает особое место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества, государства» [2, с. 3] и является первоначальным уровнем системы профессионального образования.

Весьма ценным является изучение процесса становления и развития региональной системы профессионального образования на фоне общероссийской системы. Использование ретроспективного метода исследования позволит нам выявить общие и частные, типичные и уникальные особенности формирования и функционирования данной системы, что поможет спроектировать возможные преобразования в ее структуре и содержании, которые могут быть «связаны со сменой образовательных парадигм и стратегий» [3, с. 390].

Цель исследования: установить и раскрыть основные этапы становления, развития, функционирования региональной системы среднего профессионального образования, определить его особенности с целью сохранения уникального опыта и традиций.

Материал и методы исследования. В ходе исследования были изучены различные источники, описывающие и раскрывающие важнейшие аспекты становления и развития среднего профессионального образования в Чувашской Республике в историческом контексте. Были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация – и специально-исторические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Среднее профессиональное образование (СПО) берет свое начало с далеких средних веков (XI–XV вв.) с появления городских цехов различного формата, возникавших в местах, где был большой интерес к производству орудий труда, предметов быта.

В Чувашском крае вплоть до 1918 г., как и во всей России в целом, функционировали три группы образовательных организаций: государственные, общественные и духовные. Их становление шло медленно и трудно. Уровень обучения чувашей оставался крайне низким.

Новый этап в развитии СПО связан с началом строительства национальной государственности чувашского народа. Декретом II Всероссийского съезда Советов был сформирован Народный комиссариат просвещения РСФСР, в ведение которого перешли все вопросы профессионального образования. В плане работы Главного управления профессионального образования на 1920 г. утверждается, что «техникум является наиболее актуальным типом учебного заведения, где готовят высококвалифицированных кадров-практиков среднего звена» [4]. Особенно такой тип актуален для провинций, где наблюдается острая нехватка узких специалистов. Формирование сети учреждений СПО выполняет сразу две важнейшие задачи: первая – предоставление молодежи всех ресурсов для получения образования, вторая – сокращение общей продолжительности подготовки, сохранение времени для реализации себя в работе, в профессии, в жизни, так как общая профессиональная подготовка заканчивается к 19–20 годам.

Декретом от 24.06.1920 г. была образована Чувашская автономная область (ЧАО), а 21.04.1925 г. постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) она была преобразована в Чувашскую автономную советскую социалистическую республику (ЧАССР). Такого рода преобразования имели огромное политическое и экономическое значение и дали новый импульс для культурно-просветительского роста чувашского народа в составе РСФСР. Первыми организациями СПО стали Мариинско-Посадский лесной техникум, который был образован в 1920 г., Вурнарский педагогический и Чебоксарский центральный чувашский педагогический техникумы, образованные в 1921 г., Канашский педагогический техникум, начавший функционировать в 1922 г. Особый акцент в них делался на содержание общеобразовательной подготовки будущих специалистов.

1930-е гг. характеризуются значительным ростом числа средних специальных учебных заведений и количества подготовленных специалистов со средним профессиональным образованием. Многие исследователи связывают это с началом коллективизации и индустриализации. Подготовка новых специалистов велась на предприятиях города и Республики, а также на специальных курсах, которые организовывал Народный комиссариат труда СССР.

В связи с острой потребностью в высококвалифицированных кадрах в условиях быстрого развития экономики Чувашской Республики активно начинают развиваться профессионально-технические школы, такие как: школа фабрично-заводского ученичества, школа ученичества массовых профессий, учебная мастерская, школа колхозной молодежи, школа совхозного ученичества, сельскохозяйственная профшкола, районная колхозная школа. Сотни специалистов получили профессиональную подготовку в вышеперечисленных учебных заведениях.

Усиление подготовки рабочих из числа чувашского населения в школах фабрично-заводского ученичества (ШФЗУ) было предложено на XV областной партийной конференции, они стали ключевой формой подготовки кадров из числа подростков. К 1930 г. в г. Чебоксары уже функционировали три такие школы: при типографии, деревообделочном заводе и металлообрабатывающей мастерской. Срок обучения составлял 3 года. В 1930 г. ШФЗУ заработала в г. Алатыре при лесопильном заводе, в 1931 г. – в г. Козловке при комбинате строительных деталей, также в г. Шумерля при деревообрабатывающем комбинате, через год при Шумерлинском экстрактовом заводе и в судоверфи в г. Мариинском Посаде. К 01.01.1938 г. на территории Чувашской АССР в полную силу функционировали 14 ШФЗУ, явившиеся составными компонентами производственных предприятий. Выпускниками таких школ стали 3671 человек [5].

В годы второй пятилетки формами подготовки рабочих стали производственно-технические курсы со сроком обучения от 6 до 10 месяцев, а также кружки техминимума, где готовили кадры для управления станками, механизмами, агрегатами и иным техническим оборудованием. Успешно овладевших всей программой техминимума ожидала сдача экзаменов по техминимуму, в конечном итоге она стала обязательной для всех, кто работал с оборудованием. По обучению техминимуму в Чувашии особо отличились Шумерлинский деревообрабатывающий комбинат, где прошла производственно-техническая конференция в апреле 1933 г., Козловский комбинат и завод «Большевик» [6, с. 306].

Годом активной деятельности по подготовке специалистов строительных профессий считается 1935 г. Их подготовка производилась на производственно-технических курсах без отрыва от производства, на строительных площадках путем индивидуально-бригадного обучения, где кадры могли усовершенствовать свою квалификацию. На курсах обучались преимущественно сельские жители в возрасте от 16 до 30 лет со сроками обучения от 3 до 6 месяцев. По учебному плану изучались специальные, а также общеобразовательные предметы: родной язык, математика, графика, теория по спецкурсу и др. Производственное обучение проводилось под руководством инструкторов и бригадиров. По окончании курсов каждый специалист должен был сдать гостехэкзамен, представлявший собой своего рода проверку того, чему научился экзаменуемый в период обучения. Гостехэкзамен является прообразом современного демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia.

Еще одним популярным типом учебных заведений были рабочие факультеты (рабфаки), куда направлялись на обучение передовые кадры по рекомендациям вышестоящих организаций. С 1921 г. в регионе работал единый рабфак, значительная часть выпускников которого продолжала обучение в технических высших и средних учебных заведениях. С 1931 г. стали функционировать самостоятельные промышленные, транспортные, индустриально-технические рабфаки в Алатыре, в Шумерле, в Чебоксарах. После их окончания выпускники часто поступали в вузы и техникумы. Таким образом, рабфаки, просуществовавшие до 1941 г., подготовили с 1931 по 1941 гг. около 2 тыс. абитуриентов для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения.

В годы войны система образования действовала по принципу «Все для фронта! Все для Победы!». В 1943 г. создаются школы рабочей молодежи, а в 1944 г. организовываются вечерние школы сельской молодежи. В связи с короткими сроками обучения средние специальные учебные заведения пользовались большей популярностью у молодых людей допризывного возраста, чем высшие учебные заведения. В годы войны в Чебоксарах открылись электромеханический, энергетический и текстильный техникумы, после войны они выпустили первых специалистов.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне способствовала переходу на новый этап культурного строительства страны. После войны общая численность обучающихся практически не изменилась, а количество техникумов и училищ снизилось с 32 в 1940 г. до 24 в 1945 г. Перед войной количество студентов было 6826 человек, осенью 1945 г. – 6691 человек [7, с. 205].

В начале 1950-х гг. в Чувашии функционировали 22 учреждения СПО, в которых занимались свыше 6,2 тыс. студентов. В 1964/1965 учебном году в 21 среднем специальном учебном заведении насчитывалось более 15,3 тыс. обучающихся. В экономике Чувашии количество выпускников техникумов и училищ увеличилось с 13,6 тыс. в 1955 г. до 28,6 тыс. человек в 1964 г. Как и в вузах, более быстрыми темпами шла подготовка специалистов для индустриальных отраслей: число техников возросло с 2 тыс. до 9,1 тыс. человек, т.е. в 4,5 раза.

К 1985 г. стало уже 34 учреждения СПО, включая средние профессиональные училища, количество которых возросло до 23 в 1980 г., тогда как в 1969 г. было одно. Количество студентов тоже возросло, за период 1965–1985 гг. в профессионально-технических училищах (ПТУ) прошли подготовку более 160 тыс. молодых специалистов по 90 различным направлениям и профессиям. В ПТУ получал профессию примерно каждый пятый рабочий промышленности и строительства Республики, каждый третий – сельского хозяйства, связи и транспорта. ПТУ в 1984 г. претерпели изменения, впоследствии стали средними профессионально-техническими училищами (СПТУ).

Техникумы также оставались эффективной формой подготовки кадров средней квалификации. В 1965 г. их насчитывалось 21, где обучалось около 17 тыс. человек. Позднее в Чебоксарах были открыты машиностроительный техникум, электротехникум связи, педагогическое училище; Новочебоксарский химико-технологический техникум для подготовки кадров химической промышленности после запуска предприятия «Химпром» в г. Новочебоксарске, началась подготовка кадров для автомобильной промышленности и машиностроения в Алатырском автомобильно-дорожном техникуме. Для приближения обучающихся к производству сельскохозяйственные техникумы преобразовали в совхозы-техникумы на базе передовых совхозов.

К 1985 г. количество техникумов выросло до 25 (в г. Чебоксары – 12, в г. Канаше действовали 4 учреждения, в г. Алатыре – 3, в г. Новочебоксарске и г. Цивильске – по 2 техникума, в Вурнарах и в г. Мариинский Посад функционировали по 1 техникуму), в которых обучающиеся получали подготовку по 16 различным специальностям: в энергетической, металлургической, экономической отраслях, машиностроении и приборостроении, радиотехнике и связи, химической технологии и ином, где обучались свыше 20 тыс. студентов. Выпуск специалистов за 20 лет возрос в 2,4 раза и составил в 1985 г. более 6,9 тыс. человек. От четверти до трети выпускников получали рабочие специальности по наиболее сложным в техническом отношении профессиям.

Положительной характеристикой послевоенных лет вплоть до 1990 г. являлось то, что выпускники могли трудоустроиться на те же предприятия и в организации, где практиковались. Это, с одной стороны, позволяло выпускнику смело приступать к своим уже привычным обязанностям, с другой – предприятие или организация получали сотрудника с определенным уровнем образования, со знанием теории и практики, которого не пришлось бы переобучать.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», опубликованное в марте 1987 г., наметило одним из основных направлений совершенствования подготовки кадров «консолидацию процесса обучения с наукой и производством», что послужило причиной для создания на базе предприятий центров подготовки студентов [8].

Первый Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» послужил источником новой современной российской системы подготовки специалистов среднего звена и рабочих, которая стала двухуровневой: начальное и среднее профессиональное образование. В соответствии с Законом Чувашской Республики «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» 1996 г. к учреждениям начального профессионального образования (НПО) можно отнести профессиональные училища, лицеи, учебно-производственные комбинаты.

С 2005 г. в регионе началась комплексная модернизация образования в связи с реализацией национального проекта «Образование» [9].

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., был принят для обеспечения непрерывности и преемственности образования, с целью интеграции среднего профессионального и высшего образования, повышения соответствия системы образования социально-экономическим потребностям личности, общества, государства. После вступления Закона в силу начальное профессиональное образование было включено в систему среднего профессионального образования [10].

Новшеством в качестве подготовки рабочих кадров в этот период стали внедрение лучших международных образовательных практик и стандартов, а также вступление России в мае 2012 г. в международное некоммерческое движение WorldSkills International. Цели данного движения – повышение статуса и продвижение передовых стандартов профессиональной подготовки и квалификации во всем мире [11]. Участие Российской Федерации в проектах Агентства развития профессионального мастерства (WorldSkills Russia) оказало большое влияние на процесс подготовки будущих специалистов – начала функционировать с большим успехом система региональных и национальных чемпионатов рабочих профессий и специальностей, в систему СПО была внедрена новая форма государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен [12].

В настоящее время в Чувашской Республике функционируют 32 учреждения СПО, общее количество обучающихся – 26 906,8 человек, из них образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих осваивают 4693,6 человек, по программам подготовки специалистов среднего звена обучаются 22 213,2 человек. Продолжается модернизация системы СПО: создаются лаборатории, мастерские, ресурсные центры на базе техникумов и колледжей, оснащенные новейшим высокотехнологичным оборудованием по современным международным стандартам.

Заключение. Становление системы СПО в Чувашской Республике, как и в России, проходило поэтапно. До установления советской власти в Чувашском крае был заложен фундамент для становления СПО, создавались условия для открытия средних специальных учебных заведений, профессиональных школ, техникумов, в которых очень нуждался регион. С образованием Чувашской автономной области разворачивается активная деятельность по созданию системы СПО и подготовки специалистов для экономики области, что позволило повысить уровень грамотности и качество образования населения. Сравнительный анализ изменений в определенные периоды становления региональной системы СПО позволил нам выделить этапы зарождения, развития, расцвета, кризиса возрождения. На сегодняшний день учреждения СПО Республики остаются особыми продуктивными социальными институтами, обеспечивающими регион квалифицированными кадрами для химического, индустриально-строительного, топливно-энергетического и других комплексов, а также систем образования и здравоохранения. Чувашская Республика не обладает значительными сырьевыми ресурсами, ее богатство – трудолюбивый народ.

Перспективу развития мы видим в расширении социального партнерства, в функционировании региональной площадки сетевого взаимодействия, в обеспечении преемственности между средним и высшим профессиональным образованием.


Библиографическая ссылка

Огандеева Е.В., Горбунова Т.В. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32026 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674