Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА

Рахимбаева И.Э. 1 Гайнутдинова И.Р. 2
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
2 МАОУ «Гимназия №1»
Представлен анализ теоретических основ классификации условий интенсификации обучения в средней школе на основе ресурсного подхода. При их классификации целесообразно применить ресурсный подход, реализация которого позволяет учащимся проявить их субъектную позицию в обучении , а интенсификацию рассматривать как актуализацию внутренних и внешних ресурсов. Данная позиция позволила классифицировать их по блокам . На основе представленного материала, с учетом идеи использования внешних и внутренних ресурсов , а также взаимосвязи внешних и внутренних стимулов нами разработана следующая классификация условий интенсификации процесса обучения по блокам . Блок внутренних условий включает условия – потенциальные факторы: резервы личности ученика, мотивацию учения, преодоление психологических и информационных барьеров, а также условия-действия, предусматривающие выбор цели личностных достижений , преодоление трудностей, включение «само-процессов». Блок внешних условий представлен условиями взаимодействия и условиями – внешними стимулами, которые являются той движущей силой интенсификации, которая с помощью внешних способов и приемов формирует заинтересованность школьников в получении высоких результатов обучения и интенсифицирует рассматриваемый процесс в целом.
интенсификация обучения
ресурсный подход
классификация условий
блок внешних условий
блок внутренних условий
1. Кандоурова А.В. Ресурсный подход в преодолении педагогами профессиональных и повседневных трудностей // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. С. 36-42.
2. Клочкова Л.И. Механизм реализации идей ресурсного подхода в воспитании школьников: ресурс, компетенция, успешность // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 2. С. 70-71.
3. Мкртумова А.А. Теоретические основы ресурсного подхода для формирования конкурентного преимущества страны // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 2. С. 211-218.
4. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения М.: Знание, 1987. 782 с.
5. Маркова С.Д. Интенсификация обучения: как работать с информацией // Современная педагогика. 2016. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6283 (дата обращения 25.07.2022).
6. Якупов Ф.А. Условия интенсификации процесса обучения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1. С. 25-30.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. 368 c.
8. Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика): дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2002. 235 с.
9. Пронина Е.Е. Информационная прозрачность и ее роль в глобализирующемся мире. Симферополь: ИТ «Ариал», 2021. С. 154-160.
10. Кащко Т.В. Классификация мотивов учения в психолого-педагогической литературе // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. № 5. С. 343-345.
11. Рогова Е.Е., Гадаборшева З.И. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6. С. 332-335.

В современной социокультурной ситуации перед системой образования стоит задача подготовки личности, способной конкурировать в новых условиях. В мире высоких технологий и стремительного развития прогресса важно развивать свои знания в высоком темпе. Возникая как оперативное реагирование на потребность социального заказа, интенсификация обучения как научная проблема должна быть разработана и внедрена в практику образования. Ее роль неоценима: возрастает мотивация школьников, активизируются их познавательные процессы, обеспечивается создание ситуации успеха в обучении. Политика социального государства, отраженная в КонституцииРоссийской Федерации (статья 7),определяет цель современного образования: ребенок может получить образование, которое обеспечит ему развитие, а также проживание успешной жизни. Достичь этой цели образования возможно в рамках интенсификации обучения на основе реализации ресурсного подхода. Разработка идеи интенсификации обучения требует новых научных подходов, связанных, прежде всего, с изучением ресурсных процессов, выявлением внешних и внутренних факторов, положительно влияющих на рассматриваемый процесс.

Цель исследования – рассмотреть теоретические основы классификации условий интенсификации обучения в средней школе на основе ресурсного подхода.

Материал и методы исследования. Суть ресурсного подхода [1, 2, 3] в образовании проявляется в том, что его реализация позволяет создать ситуацию устойчивого успеха в обучении и достичь высоких результатов в нем на основе актуализации ресурсов школьника, изучения его личностных черт и характеристик. Его личностные ресурсы определяются как интегральная характеристика личности, они учитывают как внутренние, так и внешние возможности, способствующие его активной образовательной деятельности, повышая уровень психологического комфорта и личной защищенности. Ресурсы личности – это те запасы и источники развития ее потенциала, которые в совокупности с ресурсообеспечением позволяют осуществить инновационные преобразования в традиционно организованном процессе обучения. Ресурсный подход строится на основе идеи перманентного успеха и активности учащихся в достижении поставленной цели.

Анализ научной разработанности проблемы интенсификации обучения (Ю.К.Бабанский [4], С.Д. Маркова [5], Ф. А. Якупов [6] и др.) показывает, что она многогранна и требует обоснования педагогических условий рассматриваемого процесса.

Интенсификация как процесс должна соответствовать следующим требованиям:

- напряженность процесса, которая стимулирует активность личности;

- актуализация ресурсов учеников, что определяет их активность в обучении;

- достижимость и реальность целей и задач;

- осознанность процесса учениками, активизирующая образовательную деятельность школьников;

- перспективность, учитывающая реальные возможности каждого ученика с перспективой его дальнейшего роста;

- совершенствование в связи с изменением образовательного пространства и возможностями учащихся для развития в нем.

Традиционное понимание интенсификации обучения связано с экономией времени и сил его субъектов, что обеспечивает эффективное усвоение материала, при этом не увеличивая затраты усилий и объем времени. Такое определение сущности интенсификации вызывает противоречие между необходимостью создания условий для актуализации личностных резервов учащихся в образовательном процессе исуществующими условиями, недостаточнообеспечивающими актуализацию их потенциальных возможностей. Дляразрешения этого противоречия целесообразно применить ресурсный подход, позволяющий учащимся проявить субъектную позицию в интенсификации образовательного процесса.

В соответствии с личностно-деятельностным [4, 6] и ресурсным [1, 2, 3] подходами интенсификация обучения должна представлять собой актуализацию как внутренних, так и внешних ресурсов, что определяет ее важнейшие принципы:

- единство внешних и внутренних факторов;

- актуализация мотивации в соответствии с целями обучения;

- переход внутреннего потенциала в актуально-действительную форму;

- активность;

- полисубъектное взаимодействие;

- самостоятельность личности.

Взаимосвязь принципов и их реализация в комплексе позволяют решить поставленные задачи – становление высокого уровня интенсификации обучения на основе ресурсного подхода.

Для успеха любой деятельности, в том числе и процесса интенсификации обучения, необходимо учитывать важные факторы, предполагающие реализацию внешних и внутренних условий рассматриваемого процесса [7], способствующих его интенсификации через единство реализации внешних и внутренних ресурсов. Под педагогическими условиями интенсификации понимаются обстоятельства актуализации внешних и внутренних ресурсов через отбор, совершенствование содержания, форм, методов и средств, технологий обучения, что способствует эффективному решению поставленных задач [6].

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ различных точек зрения позволил в самом общем виде определить педагогические условия как факторы, действующие на субъект извне и изнутри. В их определении мы исходили из методологического положения о единстве внешних и внутренних условий обучения, без создания которых не может достигаться желаемый эффект. Как показало исследование, осуществляется взаимодействие обучающихся как с внешней, так и с внутренней средой, что подкрепляется учением о единстве внешних и внутренних факторов процесса развития личности и ее деятельности. Именно они, по мнению Е.А.Никитиной [8], должны стать тем реальным обстоятельством, при котором резервные предпосылки приобретают конструктивное значение.

На основе представленного материала, с учетом идеи использования внешних и внутренних ресурсов, а также взаимосвязи внешних и внутренних стимулов нами разработана следующая классификация условий интенсификации процесса обучения: блок внешних условий: условия-взаимодействия, условия – внешние стимулы; блок внутренних условий: условия – ресурсные возможности, условия-действия. Рассмотрим их подробнее.

Блок внешних условий

Условия – внешние стимулы являются той движущей силой интенсификации, которая с помощью внешних способов и приемов формирует заинтересованность школьников в получении высоких результатов обучения и активизирует рассматриваемый процесс в целом.

В логике такого подхода привлекает определенная группа условий, название которой позволяет понять и ее основную направленность, это условия – внешние стимулы. Среди них выделим главное – условие-взаимодействие через сотрудничество, предполагающее совместную реализацию его содержания, методов и форм, демократичные взаимоотношения; активность субъектов и диалоговое взаимодействие.

В стандартной для процесса интенсификации парадигме «учитель – ученик – учебный процесс» наибольший интерес для нашего исследования представляют взаимодействие школьника и учителя, а также внешние стимулы, исходящие от последнего, а именно помощь и поддержка в формировании внутренних условий самим учеником. Термин «сотрудничество» состоит из двух частей: «со-» – означает совершение совместных актов, вторая смысловая часть – «труд» – педагогически целесообразная деятельность для достижения ее результата. В интенсификации продуктивными формами сотрудничества являются рекомендации, советы, совместное участие, тематическое взаимодействие, диалог, поручение, обязательство, взаимопомощь, объединение усилий и т.д. Именно их применение как стимулирующих и активизирующих факторов оказывает влияние на внутренние процессы личности.

Эффективность создания внешних условий определяется выбором содержания основ наук. Сегодня, когда постоянно расширяется объем научной информации, целесообразно представлять учебный материал крупными блоками, что позволяет школьникам сначала целиком охватить общий блок содержания, а затем изучать уже его составные части [8]. При этом учителям необходимо опираться на межпредметные связи, позволяющие формировать у учащихся обобщенные представления и целостную картину мира. Все это актуализирует их ресурсы в понимании социума и интенсификации обучения.

Еще одним направлением в данной группе условий является подбор соответствующих технологий для интенсификации обучения: научные эксперименты, суггестивное воздействие, интерактивные, акмеологические, информационные, педагогические игры, мультимедиа и др. Остановимся на интенсивных технологиях [9], предполагающих последовательность и поэтапность организации интенсификации обучения (цель, принципы, этапы, способы и средства), что определяет непосредственное управление рассматриваемым процессом. Именно такие технологии обеспечивают актуализацию познавательных и творческих резервов школьников, что позволяет им получить требуемый объем информации с наименьшими затратами сил и времени, а также научиться саморегуляции собственного состояния, что значительно повысит эффективность их самостоятельной деятельности. Сегодня информационные технологии и дистанционное обучение следует оценивать какспециальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, предоставляющих возможность на принципиально новой основе актуализировать идею интенсификации, позволяя в более обобщенном виде и динамике расширить объем информации, вызвать интерес к ней и выполнить практические задания. Все это в комплексе обеспечивает реализацию внешних и внутренних условий интенсификации обучения.

Таким образом, блок внешних условий и их реализация направлены на запуск внутренних механизмов и интенсификацию обучения школьников.

Перейдем к рассмотрению внутренних условий. Блок внутренних условий включает: условия – резервные возможности ученика, мотивацию учения, преодоление психологических и информационных барьеров. Условия-действия предполагают выбор цели личностных достижений, преодоление трудностей и включение «само-процессов».

Рассмотрим подробнее каждую группу внутренних условий. Условия – резервные возможности включают интеллектуальные, личностные и деятельностные ресурсы ученика, которые целесообразно актуализировать у него на определенном этапе интенсификации обучения через развитие потенциала школьника, его способностей использовать и расширять собственные возможности, а педагогический аспект – ресурсное обеспечение организации рассматриваемого процесса.Изучаемая группа условий является базой познавательного процесса, создаваемой с учетом генетических предпосылок, которые следует не только укреплять, но и раскрывать, то есть вести работу по двум направлениям, включающую выявление того, какие учебные достижения есть на сегодняшний день, и проектирование хода и результатов интенсификации внутренних возможностей в перспективе. Это направление представлено как способность школьника к концентрации и обобщению, что позволяет ему решать жизненные проблемы и проявлять стрессоустойчивость.

Оценивая ресурсы личности, необходимо учитывать уровень ее коммуникабельности, включающей непринужденность и бесконфликтность в общении с другими. Важным при этом является выявление возможности учащегося разрешать возникающий конфликт. Ее отсутствие ведет к потере поддержки в коллективе, совершению необдуманных действий, а также меняет приоритеты и снижает эффективность взаимодействия людей, что затрудняет процесс реализации потенциальных возможностей и достижения поставленных целей интенсификации.

Помимо вышеуказанных факторов, необходимо учитывать еще одно условие внутреннего плана, а именно мотивацию учения. Мотивы, представляя собой внутренние побудители к деятельности, способствуют формированию позитивной мотивации и обновлению внутренних резервов личности [10]. Интенсивность обучения в существенной мере зависит от мотивов учения школьников, углубление и расширение которых следует рассматривать как способ повышения эффективности интенсификации обучения. При этом важно мотивировать учащегося на преодоление самого себя в плане актуализации собственного потенциала и разработки зоны личностного развития [11].

Внутренние факторы проявляются в действиях личности, что позволило выделить условия-действия с их обязательным наличием в механизме интенсификации обучения. Условия-действия создаются через внешние стимулы. В процессе деятельности внутренние ресурсы проявляются в действиях и поступках личности, которые в совокупности определяют уровень ее развития и эффективность интенсификации: ее целенаправленность, ход и продуктивную результативность. Эта группа условий предполагает выполнение школьником определенных действий интенсификации: осознание и принятие цели деятельности, выявление путей ее достижения, ускорение ее темпа (через соответствующие упражнения), проявление нестандартного мышления, творчества и уверенности в своих силах.

Представленные выше действия показывают непосредственную взаимосвязь с «само-процессами» обучающихся, что позволяет представить их как условия-самодействия, к которым, по мнению ученых, относятся практически все из них, которые сопровождают школьника в процессе интенсивного обучения [8].

Сущность условий «само-действия» проявляется только тогда, когда включаются «само-процессы» личности, позволяющие самостоятельно активизировать процесс интенсификации и повышать его эффективность. Это чрезвычайно важно, так как только самостоятельные действия определяют возможность управления самостоятельной работой и интенсификацией в целом. При этом необходимо научить школьников критически оценивать уровень своих компетенций и планировать работу по их совершенствованию, выявлять трудности, ставить перед собой задачи самообразования и саморазвития и решать их на основе использования приемов самоопределения, самореализации, самоконтроля и самооценки.

Условия «само-действия» интенсификации связываются с актуализацией волевых усилий и интеллектуальной напряженностью при поиске и принятии целесообразного решения возникшей задачи. При этом необходимо использовать «само-действия», которые представлены следующим алгоритмом: осмысление, подбор различных версий решения возникшей задачи и выбор наиболее оптимального (самоопределение); анализ данных для выбора эффективных способов и приемов решения задачи (самоанализ); анализ их эффективности с позиции затраты времени и сил (самоанализ); выбор наиболее оптимального пути (самоопределение); процесс решения задачи и оценка выбранного пути с позиции оптимальности (самореализация, самоконтроль и самооценка).

Таким образом, блок внутренних условий и их реализация положительно влияют на совершенствование процесса интенсификации, так как актуализируют интеллектуальные, личностные и деятельностные ресурсы школьников.

Заключение. Стратегия интенсификации процесса обучения на основе ресурсного подхода может быть реализована при выполнении педагогических условий, классификация которых рассматривается как систематизация знания, направленная на организацию совокупности факторов рассматриваемого явления. Представленная класификация строится на организации внешних побуждающих факторов, которые в единстве с внутренними определяют эффективность интенсификации на основе ресурсного подхода. При реализации классифицированных условий интенсификации обучения на основе резервного подхода необходимо использовать следующие способы и приемы: анализ потенциальных возможностей каждого ученика, управление познанием с их учетом, что позволит актуализировать его ресурсы и обеспечить успешность образовательного процесса в целом.

Завершая классификацию и анализ условий интенсификации обучения на основе ресурсного подхода и определяя их значение, подчеркнем, что все они должны применяться в тесной взаимосвязи для эффективной актуализации базовых ресурсов личности в процессе обучения. Реализация рассматриваемых условий может быть осуществлена при согласованной деятельности субъектов интенсификации обучения в школе на основе ресурсного подхода. Представленная классификации условий интенсификации обучения в средней школе на основе ресурсного подхода и их реализация выступают активизирующей силой, позволяя вскрыть взаимосвязи, лежащие в его основе: чем больше актуализируются потенциальные возможности школьников, тем интенсивнее проходят накопление знаний и их практическое применение; чем оптимальнее используются внешние условия во взаимодействии с внутренними, тем интенсивнее проходит проявление внутренних ресурсов, обеспечивающих интенсификацию обучения школьников.


Библиографическая ссылка

Рахимбаева И.Э., Гайнутдинова И.Р. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32014 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674