Подготовка иностранных специалистов является одним из ведущих направлений сотрудничества Российской Федерации с другими государствами в сфере образования.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки, по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры обучаются более 500 тысяч иностранных граждан из стран Содружества Независимых Государств, Европы, Азии, Центральной и Южной Америки, Северной Америки, Африки (Российский статистический ежегодник, 2021 г.) [1, c. 205].
За период с 2011 по 2021 гг. количество иностранных граждан, осваивающих российские программы высшего образования, выросло более чем в 2 раза [1, c. 206], при этом только 53,6% опрошенных обучающихся высоко оценили организацию образовательного процесса в российских образовательных организациях высшего образования [2, c. 87].
В качестве факторов, оказывающих наибольшее влияние на общую неудовлетворенность образовательным процессом, указывались: техническое обеспечение учебного процесса, организация учебного процесса (расписание, отмена/замена занятий), большая учебная нагрузка [2, c. 98]. За период с 2015 по 2018 гг. удовлетворенность иностранных граждан организацией учебного процесса в российских образовательных организациях снизилась на 10% [2, c. 92].
Однако в педагогических исследованиях, посвященных проблемам подготовки на неродном языке в высшей школе, опубликованных после 2010 г., констатируется, что у значительного числа обучающихся наблюдается уровень начальной подготовки, недостаточный для освоения образовательных программ, предлагаемых современными российскими образовательными организациями, что связывается с изменением правил приема на обучение, увеличением количества обучающихся и расширением географии иностранных государств.
В этих условиях актуальными представляются исследования, ориентированные на разработку технологий, которые основываются на разноуровневой готовности иностранных граждан к освоению образовательных программ, реализуемых в российских вузах, и обеспечивают приведение в соответствие ожидаемых обучающимися собственных высоких образовательных результатов с реально получаемыми ими знаниями.
Таким образом, в качестве цели исследования выступает разработка технологии подготовки иностранных специалистов в образовательной организации высшего образования Российской Федерации, учитывающей специфику образовательного процесса для данного контингента обучающихся.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования: нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию подготовки иностранных граждан в российской высшей школе; диссертационные исследования и научные статьи, связанные с разрабатываемой темой; практический опыт организации подготовки иностранных специалистов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, посвященной теории и практике применения технологического подхода в образовании; обобщение опыта проектирования технологий обучения; анализ нормативных документов и учебной документации; педагогические измерения.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ практики применения технологического подхода в образовании позволяет сделать вывод о необходимости проектирования технологии подготовки на каждом уровне реализации образовательных программ. Под проектированием технологии подготовки иностранных специалистов в образовательной организации высшего образования будем понимать организованную деятельность педагогических работников, ориентированную на создание образовательного продукта, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленных образовательных целей. Результатом (продуктом) педагогического проектирования в данном контексте является технология подготовки; формой представления – технологическая схема или технологическая карта.
Педагогическое проектирование технологии подготовки иностранных специалистов в российской высшей школе предлагается осуществлять в соответствии с алгоритмом, схема которого представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Алгоритм проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ
Рассмотрим содержание этапов предлагаемого алгоритма проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования.
Установочный этап алгоритма включает: анализ педагогической ситуации (выявление проблемы, определение целей и задач проектирования); диагностику существующих возможностей для проектирования, разработки, апробации технологии (кадровых, материальных, нормативно-правовых); принятие решения о необходимости коррекции существующей технологии обучения или проектировании новой; планирование деятельности по достижению целей проектирования (рис. 2).
Рис. 2. Содержание концептуального этапа проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ
На концептуальном этапе алгоритма проектирования технологии определяется научная основа проектирования: философские концепции, принципы, методологические подходы, прототехнологии.
На рисунке 3 представлена визуализация содержания концептуального этапа проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования.
Рис. 3. Содержание концептуального этапа проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ
Этап разработки компонентов технологии осуществляется для каждого уровня освоения образовательной программы (учебная дисциплина, тема учебной дисциплины, занятие), в результате образуется иерархическая последовательность мета-макро-мезо-микро-технологий. Структура технологии подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях высшего образования описывается следующими компонентами: содержательным; процессуальным; ресурсно-цифровым; кросс-культурным; их содержание представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Компоненты технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ
Содержательный компонент технологии подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях содержит комплекс основных характеристик образования, определяемых основной профессиональной образовательной программой, реализуемой в организациях высшего образования; содержание обучения разработано на основании выделенных выше научных оснований.
Процессуальный компонент характеризует организацию образовательного процесса и педагогических измерений на каждом этапе освоения образовательной программы (учебное занятие, тема, дисциплина).
Рассмотрим организацию образовательного процесса для иностранных специалистов на уровне учебного занятия.
Cтруктура учебного занятия представляется двумя взаимосвязанными компонентами (аудиторная учебная деятельность под руководством преподавателя и самостоятельная учебная деятельность, организуемая и контролируемая педагогическими работниками). Образовательный процесс организуется в соответствии со следующей упорядоченной последовательностью действий:
I. Аудиторная учебная деятельность под руководством преподавателя
1. Диагностика усвоения материала прошлого занятия (темы).
2. Деятельность по изучению и контролю усвоения основных терминов и понятий занятия.
3. Изучение учебного материала занятия.
4. Определение и объявление целей и задач самостоятельной учебной деятельности.
II. Самостоятельная учебная деятельность
5. Деятельность, направленная на усвоение учебного материала занятия.
6. Изучение учебного материала более высокого уровня сложности.
7. Диагностика степени усвоения изученного материала.
8. Деятельность по изучению терминов следующего занятия.
Перейдем к описанию организации образовательного процесса для иностранных специалистов на более высоком уровне – темы отдельной учебной дисциплины, где выполняется следующая последовательность действий:
1) диагностика готовности иностранных специалистов к освоению темы учебной дисциплины;
2) коррекция (возможная) содержания обучения для учебных групп и отдельных обучающихся;
3) реализация образовательного процесса в рамках первого и всех последующих учебных занятий для групп с различным уровнем готовности к освоению изучаемой темы;
4) диагностика готовности иностранного специалиста к освоению следующей темы учебной дисциплины.
Организация образовательного процесса на уровне учебной дисциплины реализуется следующими шагами:
1) диагностика готовности иностранных специалистов к освоению учебной дисциплины;
2) распределение обучающихся по уровням готовности к освоению учебной дисциплины; формирование учебных групп; определение содержания обучения для каждой группы;
3) реализация образовательного процесса в рамках первой темы дисциплины группами с различным уровнем готовности к освоению образовательной программы;
4) диагностика готовности иностранного специалиста к освоению второй темы дисциплины;
5) коррекция целей и содержания второй темы дисциплины на основании результатов диагностики;
6) реализация образовательного процесса в рамках последующих тем дисциплины группами с различным уровнем готовности к освоению образовательной программы;
7) диагностика готовности иностранного специалиста к освоению следующего этапа образовательной программы.
Процессуальный компонент структуры технологии включает также описание педагогических измерений, предполагающих оценку следующих характеристик:
- готовности иностранного специалиста к подготовке в организации высшего образования [3];
- готовности педагогических работников к деятельности в кросс-культурной среде российской образовательной организации высшего образования, оцениваемой с помощью принятых в педагогической практике методик [4];
- насыщенности образовательной среды организации высшего образования возможностями для обучения иностранных специалистов. Степень насыщенности оценивается средовыми параметрами, значения которых находятся при помощи диагностической процедуры, предложенной В.А. Ясвиным [5].
Ресурсно-цифровой компонент технологии содержит информацию об используемых цифровых ресурсах для информационного, дидактического, диагностического программного сопровождения подготовки иностранных специалистов на каждом этапе освоения образовательной программы.
Кросс-культурный компонент характеризует формы кросс-культурного сопровождения участников образовательного процесса: тьюторскую деятельность педагогических работников; мероприятия, направленные на повышение готовности преподавателей к кросс-культурной деятельности.
Таким образом, третий этап проектирования технологии обучения для иностранных обучающихся в организации высшего образования – разработка компонентов технологии – заключается в описании содержательно-целевого, концептуального, организационного, ресурсно-цифрового, кросс-культурного компонентов технологии для уровней образовательной программы, учебной дисциплины, тем дисциплины, занятия.
На четвертом этапе проектирования – этапе апробации (рис. 1) – осуществляются реализация разработанной технологии подготовки иностранных специалистов в образовательный процесс; и рефлексия – оценка результативности проектной деятельности. Критериями результативности проектирования технологии выступают: оценка готовности субъектов среды к освоению и реализации образовательной программы; оценка степени насыщенности образовательной среды образовательной организации высшего образования возможностями для освоения иностранными специалистами образовательной программы (описаны выше).
Выводы
В ходе проведенной научной работы доказана необходимость проектирования технологии подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ, соответствующей современным социокультурным и техногенным трендам образовательной политики. Показано, что педагогическое проектирование обозначенной технологии представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, осуществляемый организаторами обучения и преподавательским составом, направленный на повышение качества обученности иностранных специалистов. Продуктом исследования явилось описание этапов проектирования и собственно содержательных и процессуальных компонентов технологии. Представленная в статье технология подготовки иностранных специалистов в образовательных организациях высшего образования РФ спроектирована в соответствии с принятыми в педагогической практике критериями технологичности: системности, научности, структурированности, процессуальности. При реализации на практике технология подготовки иностранных специалистов в российских образовательных организациях показала свою эффективность в достижении целей образования.
Библиографическая ссылка
Курдубова В.В., Монахова Л.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32012 (дата обращения: 05.10.2024).