В условиях современности подготовка младших школьников к осознанному выбору того или иного вида профессиональной деятельности является одной из задач реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [1]. Реализация данной задачи предопределена рядом нормативных документов, среди которых: Конвенция о правах ребенка [2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3] и др. Учителям начальных классов необходимо формировать представления младших школьников о важности труда и разнообразии профессий в единстве с элементарной базой трудовых навыков. Поскольку начальная школа является пропедевтико-утверждающим этапом реализации данного процесса, возникает необходимость исследования проблемы организации профориентационной работы именно в младшем школьном возрасте. В частности, требует изучения вопрос анализа понятийного поля указанной проблемы.
Цель исследования: на основе анализа ключевых понятий и выявления взаимосвязей их определений уточнить содержание дефиниции «профориентационная работа с младшими школьниками».
Материал и методы исследования. Научно-педагогический опыт, сложившийся в настоящее время в обозначенной сфере науки и практики (Э.Ф. Зеер, А.В. Мордовская, А.М.Павлова, Г.С.Прохоров, Н.Ф. Родичев, Н.О.Садовникова, С.Н.Чистяковой и др.), свидетельствует о том, что общеобразовательные учреждения первой ступени образования не в состоянии на должном уровне осуществлять организацию профориентационной работы с младшими школьниками, в большинстве случаев по причине слабой проработанности понятийного поля указанной проблемы. В связи с этим логика данного исследования предполагает изучение содержания понятий «профессиональная ориентация», «профориентационная работа», «младший школьник», «профориентационная работа с младшими школьниками», а затем – выявление их взаимосвязи. Обозначенная логика исследования предопределила выбор следующих методов: анализ и синтез результатов изучения различных источников, а также их обобщение и систематизация с опорой на графический формат представления.
Термин «профессиональная ориентация» рассматривается учеными с разных точек зрения. Применив метод классификационного анализа, позволяющий упорядочить, классифицировать рассмотренные точки зрения, разбив их на группы на основе сходства и повторяемости, мы показали разные взгляды исследователей (Э.Ф.Зеера, А.М. Павловой, Н.О. Садовниковой [4], Е.В. Деевой [5], В.А.Бодрова [6], Г.С.Прохорова [7], Л.Д.Столяренко [8]) на определение указанного понятия (рис. 1).
Рис. 1. Определение понятия «профориентация» разными учеными
Обобщение результатов анализа отечественной литературы по проблеме профессиональной ориентации позволяет сделать вывод, что данный феномен обладает рядом отличительных признаков, спектр которых включает следующие: 1)профориентация может быть представлена как совокупность (либо комплекс) мер или мероприятий, организуемых в рамках специальной деятельности, развивающей готовность профориентируемых к выбору профессии и самореализации в ней; 2)задачи профориентации могут быть разными, в зависимости от возраста контингента: на начальном этапе – выявление социальных нужд в тех или иных профессиях, с одной стороны, и потребностей потенциальных трудящихся в профессиях – с другой; далее – определение соответствия потенциала профориентируемых видам труда и обеспечение психолого-педагогического сопровождения процедуры выбора будущей профессии; следующий шаг – своевременное привлечение и закрепление профориентируемых к месту работы, и т.д.
Синтезируя выделенные признаки, можно заключить, что профориентация – это совокупность (либо комплекс) мер или мероприятий, ориентированных на выявление потребностей общества в различных профессиях и способностей индивидов к соответствующим видам деятельности, а также выявление социальных нужд в тех или иных профессиях у потенциальных трудящихся, определение соответствия потенциала профориентируемых видам труда и обеспечение психолого-педагогического сопровождения процедуры выбора будущей профессии, своевременного привлечения и закрепления профориентируемых к месту работы, и т.д. Результаты анализа исследований Э.Ф. Зеера, А.М.Павловой, Н.О.Садовниковой [4], А.В. Мордовской [9], Г.С.Прохорова [7], С.Н.Чистяковой, Н.Ф. Родичева [10] показывают, что решение задач профориентации возможно в рамках системы, состоящей из следующих компонентов: профессиональное просвещение; профессиональный отбор; профессиональная консультация (рис. 2).
Рис. 2. Структура системы профориентации
Из рисунка 2 видно, что система профессиональной ориентации представляет собой совокупность компонентов, которая ориентирована на реализацию деятельности по подготовке молодежи к труду (на этапе младшего и среднего школьного возраста), выбору профессии (на этапе среднего и старшего школьного возраста), а также построению своей будущей профессиональной карьеры (на этапе получения профобразования и профессионального развития).
Следующим шагом нашей работы стал анализ понятия «профориентационная работа». Изучив ряд исследований (Л.Д. Столяренко [8], С.В. Фроловой [11], А.И.Панова [12], Г.С.Прохорова [7]), мы обратили внимание, что понятие «профориентационная работа» часто представлено как комплекс научно обоснованных мероприятий либо система мер и как информационная и практическая деятельность (рис. 3).
Рис. 3. Представление понятия «профориентационная работа» в научно-педагогической литературе
Учитывая существенные признаки понятия, выделенные нами в рисунке 3, мы представляем профориентационную работу как помощь обучающейся молодежи в сфере выбора и смены профессии, оказываемую специалистами образовательных организаций, их социальными партнерами, семьей и иными с учетом выявления личностных характеристик профориентируемого контингента.
В контексте нашей работы организация профориентационной работы анализируется применительно к младшему школьному возрасту, поэтому рассмотрим понятие «младший школьник». Итак, младший школьный возраст – возраст с 6–7 до 10–11 лет, приходящийся на период обучения на первой общеобразовательной ступени, характеризующийся стремительным развитием психической, физической сфер личности, а также активным биологическим ростом детского организма. Опираясь на материалы исследований, раскрывающих основные характеристики младшего школьного возраста (Ю.Е. Водяха, С.А.Водяха [13]; З.И.Айгумовой [14]; Л.Д. Столяренко [8]), мы смоделировали психосоциальный портрет ребенка младшего школьного возраста (рис. 4).
Рис. 4. Психосоциальный портрет ребенка младшего школьного возраста
Рассматриваемый нами период становления личности ребенка характеризуется наличием большого количества позитивных изменений. Причем данные изменения в любой степени динамики имеют для ребенка очень важное значение. Принимая свои достижения, младший школьник получает большое количество позитивных эмоций, тем самым обеспечивая себе готовность с легкостью нивелировать трудности подступающего подросткового периода.
Особенности формирования личности учащихся начальных классов накладывают отпечаток на содержание работы по профориентации, представляемой ученым как:
– «развитие нравственного отношения и интереса труду посредством приобщения к различным видам деятельности: познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой» (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев) [10];
– «этап профессионального просвещения и формирования интереса к разным сферам трудовой деятельности» (А.К. Киструй) [15];
– «система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеурочной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов» (Г.С. Прохоров) [7];
– «оказание помощи учащимся начальных классов в осознанном и самостоятельном выборе будущей профессии» (Л.Д. Столяренко) [8].
Анализ представленных формулировок позволяет выделить ряд положений, важных для получения авторского видения содержания понятия «профориентационная работа с младшими школьниками» (ПОРсМШ):
– приоритетной задачей ПОРсМШ является развитие нравственного отношения и интереса к профессиональному труду;
– осуществление ПОРсМШ производится на основе практической вовлеченности учащихся младших классов в различные виды деятельности (познавательной, игровой, общественно-полезной, досуговой);
– содержание ПОРсМШ реализуется в формате профессионального просвещения, что обусловлено спецификой данного возраста;
– основными направлениями ПОРсМШ, реализуемой в формате профессионального просвещения, являются урочная и внеурочная деятельность.
Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая рабочие формулировки понятий «профориентация» и «профориентационная работа», а также составленный нами психологический портрет младшего школьника и применяя метод синтеза выделенных положений, получаем следующее определение понятия «профориентационная работа с младшими школьниками»: помощь сотрудников образовательных организаций, их социальных партнеров и семьи, оказываемая обучающимся младшего школьного возраста в рамках профессионального просвещения, включающая совокупность (либо комплекс) мер или мероприятий, ориентированных на развитие у детей данного возраста нравственного отношения и интереса к профессиональному труду, основными направлениями реализации которой являются урочная и внеурочная деятельность, а также воспитательная работа в начальной школе.
Графически взаимосвязь ключевых понятий исследования (рис. 5) показывает, что содержание понятия «профориентационная работа с младшими школьниками» получено на основе синтеза содержания определений понятий «младший школьник» и «профориентационная работа», в то время как содержание термина «профориентационная работа» вытекает из содержания термина «профориентация».
Рис. 5. Взаимосвязь ключевых понятий исследования
Заключение. Анализ понятийного поля проблемы организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ показал, что ключевыми понятиями исследования являются «профессиональная ориентация», «профориентационная работа», «младший школьник», «профориентационная работа с младшими школьниками».
В ходе исследования мы выявили, что содержание термина «профориентационная работа» вытекает из содержания термина «профориентация». В свою очередь, синтез содержания определений понятий «младший школьник» и «профориентационная работа» позволяет получить содержание основного понятия исследования «профориентационная работа с младшими школьниками».
Статья подготовлена при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов-партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 г. по теме «Научно-методическое оснащение организации профориентационной работы с учащимися младших классов общеобразовательных школ» (№16-443 от 23.06.2022).
Библиографическая ссылка
Разливинских И.Н., Стерхова Н.С., Милованова Л.А. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31993 (дата обращения: 12.10.2024).