Резкое обострение внешнеполитической ситуации, выраженная тенденция к росту террористической активности и экстремизма внутри страны, необходимость выполнения контртеррористических мероприятий в разных климатогеографических условиях требуют обновления ориентиров и, соответственно, средств, методов и форм организации физической подготовки войск национальной гвардии, в том числе – молодого пополнения – курсантов ведомственных вузов. Проблемное поле обусловлено необходимостью разрешения противоречий между:
- требованиями, предъявляемыми спецификой военно-профессиональной деятельности в условиях жаркого климата к уровню физической подготовленности личного состава, с одной стороны, и низким уровнем физического состояния военнослужащих для выполнения служебно-боевых задач в условиях высокой температуры среды - с другой стороны;
- возросшей потребностью в разработке и научном обосновании передовых технологий в области физической подготовки военнослужащих к действиям в условиях жаркого климата и реальным отсутствием в войсках национальной гвардии специальных центров подготовки военнослужащих к действиям и выживания в различных экстремальных климатических зонах, подбора и комплектования в штат научных сотрудников.
Можно отметить важность учета влияния климатогеографических факторов на организм, адаптацию и акклиматизацию курсантов с учетом особенностей характера служебно-боевых задач.
Влияние жаркого сухого климата (аридная зона) на выполнение задач военнослужащими связано с отличительными свойствами данной климатогеографической зоны, прежде всего обуславливающейся воздействием высокой температуры окружающей среды на организм. При анализе исследования [1; 2] в контексте рассматриваемого нами вопроса необходимо отметить, что наиболее комфортные условия для выполнения физических нагрузок находятся в температурном диапазоне 18-20 °С при относительной влажности 60%, снижение физической работоспособности начинает проявляться при температуре 20-25 °С, а при температуре воздуха свыше 30 °С работоспособность падает на 60-65%, при этом длительная физическая нагрузка в таких условиях опасна для здоровья.
Исключительно важной особенностью физической подготовки является повышение неспецифической устойчивости организма военнослужащих к воздействию высокой температуры среды в процессе боевой подготовки войск. Установлено, что наиболее высокой устойчивостью к экстремальным факторам жаркого климата обладают спортсмены, занимающиеся видами спорта, характеризующимися физической выносливостью. Признаками неспецифической устойчивости являются резервные возможности физиологических систем организма, в частности систем обеспечения кислородом, и его высокая устойчивость на «тканевом и клеточном» уровнях. В трудах таких ученых, как В.И. Медведев [2], А.В. Захаров [3], Б.В. Ендальцев [4], отмечается, что высокие резервные возможности организма позволяют компенсировать влияние экстремальных климатических факторов среды и способствуют поддержанию работоспособности военнослужащих, несмотря на неблагоприятные изменения, происходящие в организме.
Цель: обоснование программы поэтапного формирования адаптивной устойчивости организма курсантов военно-учебных заведений войск национальной гвардии средствами и методами физической подготовки к прохождению войсковой стажировки в условиях жаркого климата.
Организация исследования. Авторским коллективом в рамках поэтапного формирования адаптивной устойчивости организма курсантов к условиям жаркого климата в период прохождения войсковой стажировки была разработана экспериментальная программа со специально направленными средствами и методами физической подготовки. В ее основу заложены исследования, проводимые И.А. Кузнецовым с соавт. [5], Б.В. Ендальцевым [4], Смирновой Ю.В. с соавт. [6], кроме того, передовой опыт прошлых лет и современного периода выполнения служебно-боевых задач силовыми ведомствами. Основная задача применения данной программы состоит в повышении адаптационных возможностей, однако не менее важным является изучение ее влияния на повышение уровня физической работоспособности и физической подготовленности личного состава, так как эти показатели являются существенными факторами успеха других видов подготовки (огневой, тактической, горной, легководолазной и др.) [3; 5; 6]. В таблице 1 схематично представлен вариант разработанной программы поэтапного формирования средствами и методами физической подготовки адаптивной устойчивости организма курсантов к прохождению войсковой стажировки в условиях жаркого климата.
Таблица 1
Поэтапное формирование адаптивной устойчивости организма курсантов средствами и методами физической подготовки к прохождению войсковой стажировки в условиях жаркого климата
ЭТАПЫ |
I этап |
II этап |
III этап |
|
Направленность физической подготовки |
Развитие общей физической выносливости |
Специально направленная физическая подготовка |
Предварительная тепловая адаптация |
|
Сроки реализации подготовки |
14 дней |
14 дней |
7 дней |
|
Формы и содержание физической подготовки |
УФЗ |
1, 2, 3 |
1, 2, 3 |
1, 2, 3 |
Учебные занятия |
Комплексные занятия |
Комплексные занятия |
Комплексные занятия |
|
Физическая тренировка в процессе СБД |
Попутная физическая тренировка |
Попутная физическая тренировка |
Попутная физическая тренировка |
Примечания: УФЗ – утренняя физическая зарядка; СБД – служебно-боевая деятельность.
К эксперименту были привлечены курсанты 3 курса факультета морально-психологического обеспечения, экспериментальная группа 26 человек и столько же 26 человек в контрольной группе. Все отобранные курсанты медицинских противопоказаний не имеют, находились в одинаковых казарменных условиях проживания, режима питания, служебной и учебной деятельности.
Проверка разработанной программы поэтапного формирования адаптивной устойчивости организма курсантов к прохождению войсковой стажировки в условиях жаркого климата организовывалась и проводилась в пункте постоянной дислокации военного института и была направлена на развитие выносливости через выполнение большой и умеренной интенсивности работы, направленной на повышение аэробных возможностей организма курсантов, обеспечивающих эффективное выполнение упражнений; подразделялась на три этапа. Первый этап был характерен развитием общей физической выносливости, подготовка осуществлялась с учетом исходного уровня физического состояния курсантов. Второй этап связан с выполнением специально подобранного комплекса физических упражнений, направленных на совершенствование военно-профессиональных навыков в соответствии с основным боевым предназначением. На третьем этапе осуществлялась предварительная тепловая адаптация испытуемых ЭГ, вызывающая в организме большое напряжение систем регуляции и адаптационных механизмов, вырабатывая устойчивые связи к условиям жаркого климата.
Данный этап связан с формированием у курсантов экспериментальной группы в течение 7 дней предварительной тепловой адаптации; авторским коллективом было решено выполнить данную задачу специфическим путем, минимизируя задействование каких-либо специальных технических приборов, так как военный институт такими не обладает, и специальных отдельных помещений с большой пропускной способностью, которых также нет в наличии. Было решено использовать общевойсковой защитный комплект (ОЗК), к тому же исследования в области предварительной тепловой адаптации с использованием ОЗК проводились, и имеется положительный опыт их применения в таких испытаниях.
Утренняя физическая зарядка осуществлялась без изменений, как в первых двух периодах подготовки.
Учебные занятия проводились в виде комплексной физической тренировки с применением ОЗК. Примерный комплекс физических упражнений и порядок их выполнения при проведении ПТА указан в таблице 2.
Таблица 2
Физические упражнения при проведении предварительной тепловой адаптации (ПТА)
№ п/п |
Вид упражнений |
Дозировка, мин. |
1 |
Бег в ОЗК по «круговой» дистанции (стадиону) в разомкнутом строю |
20 |
|
Отдых в положении сидя. На первой и последней минуте определяется ЧСС |
10 |
2 |
Подъем на скамейку высотой 0,4 м и спуск с нее - 20 раз/мин. |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
3 |
Бег на 1500 м (бег на месте) |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
4 |
Переход последовательно из «строевой стойки» в «упор присев», «упор лежа», «упор присев» и затем вновь «строевая стойка» - 10 раз/мин. |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
5 |
Бег на 1500 м (бег на месте) |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
6 |
Наклоны вперед до касания руками носков ног – 20 раз/мин. из положения стоя |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
7 |
Подъем на скамейку высотой 0,4 м и спуск с нее - 20 раз/мин. |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
8 |
Наклон вперед (из положения основной стойки), упор присев, основная стойка – 20 раз |
10 |
|
Отдых (определение ЧСС на первой и последней минуте) |
10 |
9 |
Подъем на скамейку высотой 0,4 м и спуск с нее - 20 раз/мин. |
10 |
|
Определение ЧСС на первой и последней минуте отдыха |
1-10 |
Материал и методы исследования. В ходе решения исследовательских задач был осуществлен анализ данных научно-методической литературы и синтез полученной информации. Для экспериментальной апробации авторской экспериментальной программы проводился педагогический эксперимент с участием курсантов вуза войск национальной гвардии. Для проверки эффективности представленной разработки и определения ее влияния на работоспособность испытуемых применялся тест ИГСТ, а также на динамику физической подготовленности, для чего использовались упр. № 4 (подтягивание на перекладине), упр. № 44 (общее контрольное упр. на единой полосе препятствий), упр. № 51 (бег на 100 м) и упр. № 58 (марш-бросок на 5 км). Полученные результаты подвергались математико-статистической обработке с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение. Реализация разработанной программы осуществлялась в условиях экспресс-подготовки в течение 35 дней.
Алгоритм разработки содержания средств экспериментальной программы включал следующие шаги:
1 - определение климатогеографических условий предстоящей командировки (температурный режим; особенности местности – равнина, пустыня, высокогорье, среднегорье и др.; влажность; наличие-дефицит воды и др.);
2 – анализ предстоящих служебных задач;
3 – определение приоритетных физических качеств для выполнения задач;
4 – выявление оптимума адаптационных ресурсов;
5 – выбор оптимальных физических упражнений;
6 – распределение по этапам подготовки в условиях минимального времени (5 недель) избранных средств, определение условий организации и методов ФП.
В условиях дефицита времени и экстремального характера предстоящей деятельности ориентир был задан на консолидированное развитие физических качеств [7] при совмещении с направленностью на повышение адаптационных возможностей к физической нагрузке в условиях, максимально приближенных к высокотемпературному режиму.
В итоге произошли адекватные поставленным задачам изменения, как это следует из данных таблицы 3.
Таблица 3
Динамика изменения работоспособности испытуемых КГ и ЭГ за период эксперимента
Этапы эксперимента |
Испытуемые группы |
ИГСТ (М±м) |
P |
Начало эксперимента |
КГ |
82,6+0,52 |
> 0,05 |
ЭГ |
83,2+0,54 |
||
Промежуточный срез |
КГ |
80,3+0,64 |
> 0,05 |
ЭГ |
84,2+0,60 |
||
Конец эксперимента |
КГ |
83,6+0,42 |
< 0,05 |
ЭГ |
85,8+0,32 |
В процентном соотношении ИГСТ в ЭГ увеличился на 3,12%, а в КГ – на 1,21%. Небольшая, на первый взгляд, разница в приростах работоспособности весьма существенна в условиях непосредственного выполнения служебных задач. Особо важно, что полученные результаты достигнуты в условиях жесткого лимита времени на подготовку.
Динамика физической подготовленности личного состава (таблица 4) в ЭГ также более выражена по всем показателям, чем в КГ.
Таблица 4
Динамика физической подготовленности личного состава за период эксперимента
|
Испытуемые группы |
Упр. 4 (подтягивание на перекладине) |
Упр. 44 (общее контрольное упр. на единой полосе препятствий) |
Упр. 51 (бег на 100 м) |
Упр. 58 (марш-бросок на 5 км) |
До экспер. |
КГ |
14,16±0,41 |
2,15±0,5 |
13,35±0,9 |
24,30±0,28 |
ЭГ |
15,21±0,36 |
2,16±0,4 |
13,38±0,7 |
24,30±0,35 |
|
После экспер. |
КГ |
14,64±0,3 |
2,15±0,3 |
13,35±0,04 |
24.0±0,35 |
ЭГ |
15,02±0,4 |
2,10±0,3 |
13,21±0,05 |
23,25±0,20 |
Установлено, что прирост в контрольной группе по физическим качествам составил:
- сила (упр. № 4) =3,38%;
- прикладной двигательный навык (№ 44) =0%;
- быстрота (№ 51) =0%;
- выносливость (№ 58) =1,25%.
В экспериментальной группе определены следующие изменения:
- сила (упр. № 4) = - 1,25%;
- прикладной двигательный навык (№ 44) =2,85%;
- быстрота (№ 51) =1,38%;
- выносливость (№ 58) =4,51%
Процентное соотношение приростов ЭГ и КГ представлено на рисунке.
Динамика прироста физической подготовленности личного состава, принявшего участие в эксперименте
Проведенный нами эксперимент позволил выявить, что достоверно значимо результаты прироста увеличились в экспериментальной группе, однако по качеству «сила» в ЭГ наблюдался спад по упр. № 4 (качество «сила») на 1,25% по причине получения незначительной травмы двуглавой мышцы левого плеча, что не позволило курсанту выполнить упражнение максимальное количество раз, на которое он был готов.
Также требует обсуждения отсутствие прироста в показателях быстроты и прикладного двигательного навыка в КГ. Однако, проанализировав ситуацию, отсутствие прироста в КГ можно объяснить кратким сроком эксперимента (35 дней) по сравнению со стандартным периодом экспресс-подготовки перед командировками - 3 месяца. Можно отметить, что это подчеркивает преимущество авторской экспериментальной программы, которая и направлена на получение результата в максимально сжатые сроки. Изменения были установлены уже через 14 дней после начала эксперимента, однако результаты промежуточного среза оказались недостоверны. Но в конце апробации результаты ЭГ оказались статистически значимы.
Заключение. Таким образом, дозированное использование средств, форм и методов специально направленной физической подготовки в качестве основных «инструментов» в предварительной адаптации личного состава, посредством развития физической выносливости, и проведение комплексных мероприятий по тепловой адаптации, с большой пропускной способностью и возможностью регуляции силы воздействия адаптационных раздражителей в зависимости от функционального состояния организма военнослужащих, позволяет значительно улучшить военно-профессиональную подготовку подразделений к действиям в экстремальных условиях жаркого климата.
При этом работоспособность военнослужащих в экстремальных условиях внешней среды или боевой деятельности определяется не уровнем развития физических качеств, а состоянием физиологических систем, их пластических функций, как показало проведенное автором исследование в контексте изучаемой темы. В ЭГ в конце эксперимента преобладала высокая степень функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения, что доказывает возможность с меньшим напряжением физиологических систем организма адаптироваться в экстремальных условиях и сохранять при этом высокую физическую работоспособность.
Библиографическая ссылка
Приходько А.М., Цирульников Н.Н., Смирнова Ю.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ВОЙСКОВОЙ СТАЖИРОВКИ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31975 (дата обращения: 09.12.2024).