Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Яковлева Н.Ф. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Постнеклассический этап развития педагогики характеризуется переходом от понимания педагогической реальности с позиций детерминизма, оперирующего понятиями «обусловленность», причинно-следственная связь», «закономерность», «условие», к представлению о педагогических явлениях, процессах и объектах как о сложных, нелинейных и саморазвивающихся. Их изучение и описание требуют выхода за узкодисциплинарные рамки педагогики и обращения к междисциплинарным проблемным исследованиям, базирующимся на идее о нелинейности «человекоразмерных» объектов, одним из которых является социальная ситуация развития детей. Обращение к синергетическому подходу как к «междисциплинарному узлу», в котором «завязаны» ответвления нескольких научных дисциплин – экзистенциальной философии, психологии, социальной педагогики, продиктовано стремлением к пониманию механизмов возникновения множества вариантов социальной ситуации развития ребенка, к изучению потенциала пограничных ситуаций и хаоса как источника самоорганизации и самодостраивания. Экстраполяция универсальных синергетических понятий на социальную ситуацию развития позволила выделить и описать единицы ее анализа, в числе которых нелинейность, нестабильность, флуктуации, хаос, неустойчивость, бифуркации, аттракторы. Синергетический подход открывает новые возможности для синергетического воспитания, в котором социальная ситуация развития ребенка исследуется во всей ее полноте с учетом влияния изучающего субъекта; акценты с управления сдвигаются к ресурсам саморазвития; учитываются случайные события (флуктуации); исследуется потенциал пограничных ситуаций в жизни ребенка как источник саморазвития; определяются состояния неустойчивости и бифуркации для резонансного педагогического воздействия.
социальная ситуация развития
нелинейность
нестабильность
флуктуация
хаос
бифуркация
аттрактор
1. Ясперс К. Философия. Просветление экзистенции. М.: Канон, 2012. 448 с.
2. Гусев М. Вопрос о «Сущем как сущем» Н. Гартмана и вопрос о «Смысле бытия» М. Хайдеггера: два на онтологию // Феноменологические исследования. 2019. Т. 8. №1. С. 67-68. DOI: 10.21638/2226-5260-2019-8-1-67-86.
3. Выготский Л. С. Собрание. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: RUGRAM, 2021 г. 504 с.
4. Яковлева Н. Ф. Современное воспитание с позиций синергетического подхода // Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателях: сборник статей. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 184-196.
5. Ломако О.М. Философия Отто Фридриха Больнова: социальное, этическое, экзистенциальное // Известия Саратовского ун-та. 2013. Т. 13-3. С. 30-34.
6. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Институт гуманитарных исследований, 2016. 416 с.

Современная педагогика находится на постнеклассическом этапе развития, в котором наряду с дисциплинарными на передний план выдвигаются междисциплинарные проблемные исследования. Основной особенностью междисциплинарных исследований является «парадигмальная прививка» идей, транслируемых из других наук, что позволяет расширить поле научного поиска и осуществить синтез фундаментальных и прикладных задач. Особую актуальность междисциплинарные исследования представляют для так называемых человекоразмерных объектов, в которые включен человек. Рассмотрение человекоразмерных объектов, процессов и явлений необходимо осуществлять на основе подхода, связывающего в единый «междисциплинарный узел» различные научные дисциплины. Этому требованию соответствует синергетический подход, изучающий открытые и саморазвивающиеся системы, в которых переходы с одного уровня с относительно устойчивой организацией на другой с новой уровневой системой организации элементов и саморегуляции сопровождаются прохождением через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Взаимодействие человека с саморазвивающимися системами протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жестко детерминированными процессами, в которых причина однозначно определяет следствие, а со своеобразными «созвездиями возможностей». В саморазвивающихся процессах перед человеком в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и не может быть однозначно просчитан. При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что особенно актуально для социально-педагогических категорий, одной из которых является социальная ситуация развития.

Понятие «ситуация» исследуется представителями самых разных научных направлений. С философских позиций ситуация – это фрагмент бытия человека, совокупность таких фрагментов образует все содержание человеческой жизни. Представители экзистенциальной философии само существование человека понимают как «бытие в ситуациях» и вводят в ситуацию понятие ее личностного смысла. Согласно К. Ясперсу: «Ситуацией называется некоторая, не сугубо природно-закономерная, а скорее соотнесенная со смыслом действительность, которая не есть ни психическая, ни физическая действительность, но то и другое вместе как конкретная действительность, означающая выгоду или вред, шанс или предел для моего существования» [1, c. 138]. Представители критической онтологии связывают ситуацию со свободой выбора человека. Так, Н. Гартман считал, что ситуация выполняет принудительную функцию, заставляя человека действовать, но то, как он будет действовать составляет свободу его выбора [2].

В современной педагогической науке прочно утвердилось и широко используется введенное Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития» как важнейшая характеристика отношений ребенка с социальной средой, определяющих выбор пути, следуя по которому, ребенок обретает свою индивидуальность, новые свойства, специфичные для каждого возрастного периода. Л.С. Выготский указывал, что отношения «среда – ребенок» носят двусторонний характер: с одной стороны, среда оказывает влияние посредством различных обстоятельств и событий (объективные факторы), а с другой – эти обстоятельства и события определенным образом переживаются ребенком (субъективные факторы) [3].

Для понимания социальной ситуации развития отдельного ребенка можно выявить и описать объективные факторы как позитивного, так и негативного психологического содержания с точной фиксацией средств исследования. Гораздо сложнее дело обстоит с изучением субъективных факторов, связанных с детскими переживаниями, поскольку непосредственное наблюдение их интенсивности, глубины, знака невозможно в принципе. Первая трудность изучения социальной ситуации развития заключается в нелинейной зависимости между характером объективных факторов ситуации и тем, как они переживаются ребенком, что можно образно представить пословицей «Один со страху помер, а другой ожил». Вторая трудность связана с погруженностью в социальную ситуацию развития самого исследователя с его установками, ценностями, целями, характером взаимодействия с ребенком, которые неизбежно вызывают изменения в самой этой ситуации. Третья трудность касается прогнозирования развития событий, поскольку в изменении социальной ситуации заложены случайности и многообразие потенциальных возможностей [4].

С этих позиций социальная ситуация развития предстает не как изолированный фрагмент реальности, который можно описать суммой обстоятельств и прогнозом развития. Это сложная система, в которую «погружены» субъект и наблюдатель, а ее динамика детерминирована не только внешними факторами, на которые она реагирует нелинейными «откликами», но и собственными внутренними ресурсами.

Социальная ситуации развития как сложная открытая нелинейная система взаимодействия человека и среды, в котором человеческое действие не является чем-то внешним по отношению к обстоятельствам, а включено в эту систему, тем самым видоизменяет поле ее возможных состояний, должна изучаться с позиции методологии синергетики, развивающей универсальные междисциплинарные подходы к пониманию сложных самоорганизующихся процессов и явлений.

Целями настоящей работы являются выделение единиц анализа социальной ситуации развития и их описание в логике синергетических понятий – открытости, нелинейности, флуктуации, бифуркации, хаоса, аттрактора.

Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось комплексом методов, адекватных поставленной цели:

- метод сравнительно-сопоставительного анализа применялся для сопоставления единиц анализа социальной ситуации развития в педагогике и в синергетике;

- метод экстраполяции употреблялся для переноса универсальных синергетических понятий на социально-педагогические явления;

- метод распознающей интерпретации использовался для понимания смысла синергетических понятий применительно к педагогическим явлениям.

Результаты исследования и их обсуждение. Единицами анализа социальной ситуации развития были определены открытость/замкнутость, стабильность/нестабильность, упорядоченность/хаос, однозначность выбора/многовариантность выбора, цель, устойчивость/неустойчивость (табл. 1).

Таблица 1

Единицы анализа социальной ситуации развития в педагогике и в синергетике

Единица анализа в педагогике

Единица анализа в синергетике

Стабильные ситуации развития

Нестабильные ситуации

Упорядоченность как цель развития ситуации

Нестабильность как источник новых возможностей развития

Пограничная ситуация как источник отклоняющегося и патологического развития

Пограничная ситуация как возможность перехода к новому состоянию

Способы превращения одной стабильной ситуации в другую стабильную

Переходы от состояния стабильности к состоянию нестабильности и обратно

Однозначность выбора в пограничной ситуации

Точки бифуркации как множество возможностей выбора

Упорядочивание ситуации как результат целенаправленного внешнего воздействия

Упорядочивание системы из хаоса

Цель как внешне задаваемое состояние системы

Аттрактор как одно из возможных состояний будущего равновесия системы

Устойчивость системы к внешним воздействиям

Устойчивость системы в различных состояниях в зависимости от степени ее неравновесности

Сравнительный анализ единицы социальной ситуации развития «открытость/замкнутость» с педагогических и синергетических позиций. В педагогике социальная ситуация развития рассматривается как обособленный фрагмент жизни ребенка «здесь» и сейчас», включающий актуальные события, которым дается однозначная оценка с позиций полезности/вреда для ребенка в соответствии с существующими нормативными критериями. Следовательно, имеет место линейность причинно-следственной связи между событием и его следствием для ребенка, означающая, что «хорошие» события положительно влияют на ребенка, а «плохие» – обязательно отрицательно. Например, ситуация утраты родительского попечения расценивается как однозначно отрицательная для социального развития. С синергетических позиций социальная ситуация развития в любой момент времени открыта для появления в жизни ребенка неожиданных изменений (флуктуаций). Например, ситуация лишения родительского попечения не может расцениваться как однозначно «плохая», если в нее «входит» опекун или родственник, который станет для ребенка значимым взрослым.

Сравнительный анализ единицы социальной ситуации развития «стабильность/нестабильность» с педагогических и синергетических позиций. В педагогике стабильные социальные ситуации развития – это ситуации, содействующие нормальному развитию, а нестабильные – препятствующие. Последние чаще всего рассматриваются в контексте неблагополучия – нарушенных детско-родительских отношений, применения различных видов насилия в отношении детей. Такие ситуации получили в социальной педагогике названия «трудная жизненная ситуация», «социально-опасное положение» и т.п. С педагогических позиций, следует создавать ситуации содействия, а от ситуаций препятствования детей лучше ограждать. Ситуации жизненного неблагополучия, в том числе психологические травмы, необходимо максимально быстро нормализовать, упорядочить и привести к стабильности.

Иной взгляд сложился в философии экзистенциализма, представители которого ситуации препятствования считают необходимыми для обретения человеком своей сущности и вводят понятие «пограничная ситуация». Свойством «пограничности» обладают не все ситуации, а лишь те, которые сопряжены со страданием, переживанием, борьбой, принятием вины. Именно в ситуациях, которые нужно преодолеть как преграду, на которую человек наталкивается и у которой он терпит крах, он становится самим собой, становится человеком.

При всей болезненности и жестокости пограничных ситуаций их значение заключается в том, что под напором их реальности человеку открывается его ущербность, осознаются жизненные противоречия, способные потрясти его жизнь до самых основ. Пограничные ситуации, по выражению О.Ф. Больнова, это «жало во плоти», посредством которого перед человеческим взором убедительно выставлено несовершенство его личного бытия [5]. При этом значение имеют не события и обстоятельства ситуации как таковые, а знак, интенсивность и сила переживания ребенком. В пограничной ситуации человек испытывает тревогу, которая, как утверждал Р. Мэй, может разрушить его жизнь, но может и действовать конструктивно. Он писал: «Сам факт, что мы выжили, означает, что когда-то давно наши предки не побоялись пойти навстречу своей тревоге» [6, с. 125]. В синергетике аналогом пограничных ситуаций являются так называемые режимы с обострением, когда система максимально удаляется от равновесия и переходит в качественно новое состояние (в физических процессах это описано как фазовый переход). Экзистенциальный выбор одного из новых состояний (аттрактора) совершается в точке бифуркации, после которой многообразие возможностей, которое Х.Л. Борхес образно представил как «сад расходящихся тропок», свертывается и возможен только один путь развития.

Сравнительный анализ единицы социальной ситуации развития «упорядоченность/хаос». Как было показано, педагогика закономерно стремится к максимальному упорядочиванию пограничной ситуации развития ребенка. Пограничная ситуация развития на языке синергетики – это процесс взаимоперехода между порядком и хаосом, где порядок – это актуально действующая система сложившихся ценностей и норм; хаос – состояние системы, когда актуальные ценности теряют смысл. Педагогика исследует «дельту» между «было» и «стало», синергетика пытается понять, как осуществляется этот переход, что происходит с ребенком в промежутке от пограничной ситуации до момента ее преодоления. В пограничной ситуации, в которой оказался ребенок, характер связи между причиной и следствием нелинейный: малые события (флуктуации) могут приводить к большим возмущениям в системе, и наоборот. С педагогических позиций хаос нужно преодолеть и упорядочить, поскольку это состояние, в котором утрачиваются ценности, ребенок не понимает смысла происходящего, а дорогие для него вещи обесцениваются. Синергетика рассматривает хаос как «бездну потенций» – новых возможных состояний (аттракторов), один из которых выбирается ребенком. В ценностно-смысловом хаосе в конус притяжения попадает один из аттракторов, который наиболее соответствует внутренним ресурсам ребенка и ресурсам окружающей его в данный момент среды. Этот аттрактор на обломках разрушенной ценностной структуры осуществляет «сборку» новой структуры, и она становится определяющей для поведения ребенка.

Рассмотрим возможные аттракторы (состояния) в ценностно-смысловом хаосе, порожденном флуктуацией (например, переживанием психологической травмы утраты родителей или родительского попечения). В первом варианте в точке бифуркации «притягивается» аттрактор безразличия к своей судьбе, покорности (делайте со мной что хотите). Следовательно, ценностно-смысловой хаос сменяется экзистенциальным вакуумом, когда жизнь для ребенка не имеет смысла (ничего не понимаю, ничего не ценю, ничего не хочу). Возможен и второй вариант: в точке бифуркации из порожденного психологической травмой ценностно-смыслового хаоса «притягивается» аттрактор агрессивного протеста. Ребенок в такой ситуации погружен в невротическое бытие: все плохо, пусть будет еще хуже, и не только мне, но и другим. В третьем варианте развития социальной ситуации из ценностно-смыслового хаоса «притягивается» аттрактор активного преодоления (мне сейчас плохо, но я с этим справлюсь).

Сравнительный анализ единицы социальной ситуации развития «устойчивость/неустойчивость». В педагогике устойчивость часто связывается с прочностью образовательных результатов обучения или воспитания. С позиций синергетики социальная ситуация развития будет обладать различной степенью устойчивости в различные моменты времени. Если ситуация развивается эволюционно (в жизни ребенка не происходит никаких катаклизмов), система стремится к аттрактору, которым будет равновесие (пусть и дальше ничего не меняется). Как только происходит событие (флуктуация), выводящее систему из состояния равновесия, появляется спектр новых возможных состояний развития системы (аттракторов). Педагогический смысл неустойчивости социальной ситуации развития заключается в том, что именно в точках бифуркации она особенно чувствительна к внешнему воздействию и самовоздействию. Поэтому для перехода на новый уровень развития нужно выбирать именно точки бифуркации.

Синергетическое описание чувствительности ребенка к педагогическому воздействию в пограничной ситуации согласуется с описанными Л.С. Выготским сенситивными периодами в его развитии. Признаки сенситивного периода являются аналогом чувствительности ситуации в режиме обострения к внутренним и внешним воздействиям, то есть формирование новых качеств происходит, когда система находится вблизи обострения. Сенситивный период в развитии также можно описать двумя понятиями синергетики – аттрактором и состоянием бифуркации. В аттракторе зоны актуального развития можно говорить об устойчивости к внешним и внутренним воздействиям (флуктуациям). В зоне ближайшего развития система находится в состоянии бифуркации и очень чувствительна к любым отклонениям от состояния равновесия, то есть легче всего поддается педагогическому воздействию. С точки зрения синергетики, наибольший эффект от любого влияния будет наблюдаться именно в состояниях бифуркации. С этих позиций пограничные ситуации наиболее благоприятны для педагогического воздействия (педагогической поддержки).

Выводы. В работе представлен новый взгляд на социальную ситуацию развития с позиций синергетического подхода как «междисциплинарного узла», в котором «завязаны» ответвления нескольких научных дисциплин – экзистенциальной философии, психологии, социальной педагогики, культурологии. Обращение к синергетике также обусловлено тем, что идея нелинейности мира приобретает мировоззренческий смысл и распространяется на социальные процессы, содержащие многовариантные, альтернативные пути эволюции.

Рассмотрение социальной ситуации развития ребенка в терминах синергетики позволяет увидеть перспективы синергетического воспитания, в котором:

- социальная ситуация развития ребенка исследуется во всей ее полноте с учетом влияния изучающего субъекта;

- акценты с управления сдвигаются к ресурсам саморазвития;

- учитываются случайные события (флуктуации);

- исследуется потенциал пограничных ситуаций в жизни ребенка как источник саморазвития;

- определяются состояния неустойчивости и бифуркации для резонансного педагогического воздействия.

Синергетический подход к изучению социальной ситуации развития, однако, требует и особого инструментального обеспечения, что может стать основой для новых исследований.


Библиографическая ссылка

Яковлева Н.Ф. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПОЗИЦИЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31945 (дата обращения: 06.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674