Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Полякова В.А. 1
1 Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой»
Традиционные воспитательные системы, построенные на гуманистических принципах, претерпевают определенного рода трансформацию, вызванную тем, что процесс воспитания реализуется не только в реальной, но и в виртуальной среде – в конвергентных образовательных системах. Изменения касаются всех компонентов структуры системы: целевых установок и ценностных ориентиров, принципов и подходов, содержания, форм, методов, средств воспитательного воздействия. В новых условиях педагоги активно взаимодействуют с детьми в виртуальной среде. При этом значительное число педагогов испытывает затруднения в организации и реализации воспитательной работы с детьми в условиях цифровой трансформации образования. На основе анализа современных исследований по теме и изучения регионального опыта воспитательной работы в конвергентном воспитательном пространстве рассмотрены методологические подходы к реализации воспитательной деятельности в условиях цифровой трансформации, уточнены характеристики компонентов структуры конвергентного воспитательного пространства, определены принципы педагогического управления виртуальным воспитательным пространством, описаны механизмы педагогического управления в условиях цифровой трансформации образования. Результаты исследования могут стать основанием для разработки инновационных практик воспитания, проектирования систем методической поддержки педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность в виртуальном пространстве.
воспитательное пространство
виртуальное пространство
конвергентная среда
цифровая трансформация
геймификация
синергетика
конструктивизм
1. Полякова В.А. Педагогические условия реализации ценностного потенциала виртуального воспитательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31325 (дата обращения: 02.07.2022).
2. Корсак М.В., Цынцарь А.Л. Виртуализация образовательного пространства как социокультурный феномен // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. С. 5-13.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учебное пособие. М.: МГОУ, 2010. 102 с.
4. Королюк И.Э. Деятельность педагога в реально-виртуальном образовательном пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 154-157.
5. Зимовина О.А. Виртуальная среда и ее воспитательные возможности // Вестник УРАО. 2017. № 3. С. 51-57.
6. Серегина Т.В., Терехов С.В. Синергетический подход в условиях современного образовательного процесса // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4 (85). С. 273-276.
7. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. № 12. С. 5–22.
8. Плужникова Н.Н. Педагогика конструктивизма как методологическая модель современной культуры // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 3. С. 65-70.
9. Полякова В.А., Козлов О.А. Воздействие геймификации на информационно-образовательную среду школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22236 (дата обращения: 02.08.2022).
10. Степанова Т.И., Ноговицына Я.И. Синергетический подход к организации воспитательной работы в школе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 135-140.
11. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: Монография / Научн. ред. А.В. Мудрик. М.: МГПУ, 2010. 277 с.

Воспитательное пространство в условиях цифровой трансформации образования представляет собой сложную многоуровневую систему, которая реализуется как в реальной, так и в виртуальной среде, образуя конвергентное образовательное пространство [1]. Если опыт реализации воспитательного процесса в «живой» реальности имеет многовековую историю, то для большинства педагогов виртуальное пространство остается terra incognita. Таким образом, актуальным для педагогического сообщества можно считать исследование виртуального воспитательного пространства, которое станет инструментом методической поддержки педагога при проектировании воспитательных систем в новой реальности.

Цель исследования – изучение методологических подходов, принципов и механизмов управления воспитательной деятельностью, определяемых спецификой компонентов конвергентного пространства, в частности, его виртуального компонента.

Материал и методы исследования

Материалом изучения послужили исследования виртуального образовательного (учебного, воспитательного) пространства и включенное педагогическое наблюдение за инновационными воспитательными практиками в региональном пространстве. При проведении исследования применялись теоретические методы: анализ научных разработок по теме, систематизация и обобщение полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных работ по теме позволил сформулировать основные характеристики виртуального пространства в сравнении с реальным компонентом конвергентной образовательной среды.

1. Открытость. Виртуальная среда дает свободу перемещения в пространстве (расширение границ), возможность установления контактов с любыми точками планеты [2, с. 6].

2. Возможность свободного проектирования. Открытая архитектура определяет возможность проектирования среды. По мнению исследователей, виртуальная среда представляет собой «сложную самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему» [3, с. 89], является «конструктом совместного воображения педагога и обучающегося» [4].

3. Активность, возможность самореализации всех участников образовательного процесса. Под воздействием внешней среды внутренний мир человека становится множеством расширяющихся сфер: «интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных» и др. [3, с. 86], виртуальная среда становится площадкой для «самореализации и саморазвития свободной, активной и творческой личности школьника» [5, с. 55], развития коммуникативных навыков в условиях творческой развивающей среды [5, с. 56]. В реальной среде социализация детей осуществляется напрямую педагогом при помощи специальных приемов; инициатором же сетевой социализации в виртуальной среде становится «сам ребенок, его жизненный интерес» [4].

4. Увеличение потока информации, еёе доступность и многообразие. В виртуальной среде человек строит свое поведение на основе обширной информации из различных источников, причем прирост нового знания постоянно увеличивается [2, с. 6]. Это создает условия для формирования мировоззрения школьников с опорой на научное и критическое отношение к информации [5, с. 53-–54].

5. Оперативность коммуникативных процессов, быстрая обратная связь. Современные цифровые инструменты организуют поиск и получение информации по вопросам воспитания, воспитательного контента, а также общение всех участников воспитательного взаимодействия [5, с. 56].

6. Совместная деятельность. Открытая архитектура и активность ребенка в виртуальной среде запускают процесс совместного с педагогом определения «контекста его развития» [4].

7. Расширение контактов с социальными институтами, государственными структурами, бизнесом. Воспитательное воздействие в виртуальной среде усиливают связь между «виртуальными объединениями и различными формами традиционных сообществ» [3, с. 91] и развитие «разностороннего общения с другими образовательными учреждениями и социальными организациями» [5, с. 56], а также расширяющиеся в сети Интернет партнерские отношения с госструктурами и предприятиями реального сектора экономики.

8. Скорость развития цифровых инструментов. Данная характеристика биполярна: с одной стороны, она делает воспитательную систему «быстроразвивающейся, многоуровневой, многофункциональной» [3, с. 90], с другой – порождает проблемы, т.к.поскольку предъявляет высокие требования к уровню цифровой грамотности участников воспитательных отношений.

9. Безответственность, ценностный релятивизм. В виртуальной среде можегут возникнуть ощущение свободы и вседозволенности, девальвация таких качеств, как «ответственность, анализ собственных действий», и выдвижение на первый план мотивов «удовольствия, самовыражения, получения информации» и др. [2, с. 7].

10. Риски информационной безопасности. К негативным характеристикам виртуального пространства следует отнести интернет- и игровые аддикции, различные виды информационных угроз.

Обратимся к рассмотрению методологических подходов к реализации воспитательной деятельности в условиях цифровой трансформации. Несмотря на то, что основополагающим в педагогике остается гуманистический подход, описанные выше характеристики виртуального воспитательного пространства определили интерес к таким явлениям в образовании, как синергетика, конструктивизм и геймификация.

Синергетический подход в воспитании реализуется на основе универсальных принципов изучения сложно организованных систем: открытости, неравновесности, нелинейности и диссипативности. Виртуальная среда значительно увеличивает открытость воспитательной системы, еёе включёенность в «сеть взаимосвязей с другими социальными и природными системами» [76, с. 274]. Неравновесность, необходимая для эволюции воспитательной системы, проявляется в наличии различных независимых и конкурирующих подходов к содержанию, методологии, организации и функционированию всей педагогической системы в целом, обеспечивающих рост уровня социальной активности школьников [76, с. 274-–275]. Нелинейность воспитательной системы определяется еёе сложностью, наличием ситуаций, предполагающих альтернативные пути развития событий. Выбор одного из возможных вариантов развития осуществляется на основании случайности и позволяет находить наиболее оптимальные способы управления самоорганизацией, формировать порядок из хаоса. Свойство диссипативности позволяет системе не только получать необходимые для функционирования ресурсы, но и высвобождать переработанные ресурсы (информацию и вещество), рассеивая в окружающей среде, что в определённыйопределенный момент приводит к появлению новых устойчивых структур [76, с. 275]. Выбор синергетики как одного из методологических подходов поддерживается мнением А.С. Кондакова и И.С. Сергеева о том, что результатом развития конвергентных систем становится «стабилизация рамочной системы, достижение равновесия и компромиссов между ее элементами и переход на более высокий уровень функционирования» [87, с. 7].

Появление конструктивизма в педагогике обусловлено идеей «множественности, неопределенности, текучести реальности» и недостаточностью классических педагогических подходов для понимания динамического, неустойчивого характера в современном мире. В основе конструктивизма лежиат идея активного взаимодействия педагога и школьника, образовательная модель «конструируемого мира посредством размышлений, как интерсубъективного диалога ученика с учителем», опора на эмпирический опыт учеников. «Активными сторонами коммуникативного диалога» [98, с. 67], субъектами (наблюдателями) в процессе конструирования связей с окружающим миром конструктивизм считает педагога и ученика. В конструировании важно не получение готовых ответов, а поиск способов решения проблем, и ошибки становятся важным шагом на пути личностного развития, которое рассматривается не только как индивидуальный, но и как социокультурный процесс: собственную модель мира ребенок всегда может проверить на «жизнеспособность» с помощью окружающих его людей и при необходимости скорректировать еёе [98, с. 68]. Конструктивисты подчеркивают такие черты современного образования, как активность субъектов, личностнуюая значимость содержания, акцент на решении проблем, связь с реальностью, социальный характер отношений [98, с. 69].

Возможности применения геймифицированных систем в воспитательной практике и их роль в поддержке мотивации детей при организации воспитательных практик в сети Интернет описаны нами ранее [69].

В рамках виртуальной среды изменяется роль педагога, который вынужден осваивать «менеджерские» (управленческие) функции [3, 88]. На основании характеристики виртуального воспитательного пространства и методологических подходов к реализации воспитательной деятельности в условиях цифровой трансформации нами определены принципы педагогического управления виртуальным воспитательным пространством.

1. Открытая архитектура виртуального воспитательного пространства предполагает конструирование (проектирование) моделей мира каждого ребенка совместно с педагогом и другими участниками и постоянную коррекцию этого процесса – принцип проектного управления воспитательными отношениями.

2. Роль педагога в виртуальном пространстве изменяется, ему приходится, помимо педагогических, осваивать выполнение «технических, административных, этикоподдерживающих функций» [3, 89]. Такая позиция педагога-модератора получила название «мягкого управления», которое реализуется в синергетической парадигме. В условиях «мягкого управления» проблемы и задачи дети эффективно и заинтересованно решают самостоятельно, при «жестком» управлении они или избегают решения проблемы, или создают видимость еёе решения [1010, с. 136].

3. Опора на ученика как активного, творческого участника процесса воспитания диктует необходимость реализации «антропоцентричного системного подхода» [3, с. 89]. Этот подход создает условия для развития активной творческой личности постепенно, в результате длительных усилий по изменению себя: самосовершенствованию, самовоспитанию, построению себя как личности. Все указанные процессы – это нелинейный путь, определяемый позитивным или негативным вектором развития, который провоцирует «неравновесность системы, нестабильность, кризисы, эволюцию и коэволюцию, бесконечно воспроизводимые и разрешаемые системой в ее самодвижении» [1010, с. 136].

4. Как уже говорилось выше, в центре современной педагогики стоит ребенок, его личный опыт, система ценностей и нравственных принципов, мотивация, потребности и интересы, и педагог должен принимать его таким, каков он есть, однако принцип формирования ценностных смыслов означает, что в процессе воспитания приоритетной остается задача освоениея и принятияе ребенком общечеловеческих ценностей [1010, с. 137].

5. Принцип практико-ориентированности воспитательного воздействия предполагает не только опору на жизненный опыт ребенка при проектировании воспитательного пространства, но и возможность использовать результаты воспитательных воздействий для жизни и развития. На этом принципе основана и разработка мотивирующего контента (геймифицированных систем) как модель применения игровых приемов в неигровых, жизненных ситуациях [69].

6. Виртуальное пространство позволяет значительно расширить и разнообразить спектр воспитательных влияний на ребенка за счет привлечения интересных и значимых для ребенка личностей, использования виртуальных объектов науки, культуры, техники (таких как интернет-музеи; онлайн -концерты, выставки, шоу; дистанционные встречи с успешными людьми и т.п.), причем поиск, обсуждение и выбор воспитательных событий осуществляеются совместно всеми участниками воспитательного пространства.

7. Принцип адекватного выбора цифровых инструментов для взаимодействия предполагает наличие у педагога достаточного уровня цифровой грамотности, позволяющей свободно осуществлять информационный поиск в сети Интернет, самостоятельно создавать цифровой контент в воспитательных целях, использовать доступные и удобные инструменты для хранения и передачи информации, для организации конструктивного взаимодействия в интернет-пространстве и безопасной коммуникации.

8. Принцип оперативной обратной связи означает, что любое действие ребенка в виртуальной среде (письмо по электронной почте, пост в социальной сети, комментарий в блоге, чате, мессенджере и т.п.) как можно скорее должно найти отклик у педагога или других взрослых модераторов воспитательного пространства. Такая ситуация зачастуюо приводит к перегрузке и эмоциональному выгоранию педагогов, и как следствие – к разрушению виртуального воспитательного пространства. Создание чат-ботов, привлечение дублеров, определение «режима тишины» и другие меры упорядочивания виртуального взаимодействия могут стать выходом из сложившейся ситуации.

9. Принцип сочетания виртуального и очного («живого») общения, практика гибридных встреч и другие формы «развиртуализации» участников воспитательного процесса будут способствовать повышению его эффективности, поддержанию интереса и мотивации, появлению новых альтернативных путей развития воспитательной системы.

10. Принцип обеспечения информационной безопасности воспитательного процесса в виртуальной среде диктует необходимость учета педагогом рисков игровой и интернет-аддикции, появления информационных угроз для ребенка в интернет-среде, возможности кибербуллинга и других форм преследования.

Современные исследователи отмечают, что «эффективность работы сложноорганизованной системы напрямую зависит от характера взаимодействия управляющей и управляемой подсистем» [76, с. 274]. Идея множественности, неопределенности, текучести, а также неустойчивый характер образовательных процессов в виртуальном пространстве определяют механизмы прямого и опосредованного воспитательного воздействия. Если механизмы прямого воздействия освоены педагогическим сообществом, управляются и контролируются им, то пока остается не освоенным педагогами опосредованное воспитательное влияние, задача «как управлять, не управляя, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие, как преодолевать хаос, его не преодолевая, делая творческим, превращая в поле, рождающее искры инноваций» [1010, с. 138]. Учитель может использовать механизмы синергетического управления, такие, как «инактивация нелинейного диалога, адаптивная модификация, фазовый переход, гештальт-образование» и др. [1010, с. 136]. В основе синергетического управления воспитательными системами лежит принцип резонанса внутренних свойств системы и слабых внешних воздействий лежит в основе синергетического управления воспитательными системами, и даже небольшое воздействие извне может стать толчком для перехода системы на новый уровень.

К механизмам опосредованного воспитательного воздействия можно отнести и предложенный М.В. Воропаевым алгоритм управления виртуальным сообществом: «осознание участниками цели и перспектив развития сообщества; эффективно действующая система внутригрупповых санкций при отклонении от норм, принятых в сообществе; выполнение лидерами сообщества мер, ориентированных на реализацию принятой концепции развития; коммуникативные навыки действий участников сообщества в неблагоприятных условиях» [11, с. 174].

Выводы

Проведенное нами исследование позволило сформулировать основные характеристики виртуального образовательного пространства как специфического компонента конвергентной образовательной среды: открытость, возможность свободного проектирования, активность, самореализация всех участников образовательного процесса, увеличение потока информации, еёе доступность и многообразие, оперативность коммуникативных процессов, быстрая обратная связь, совместная деятельность педагога с ребенком, расширение контактов с социальными институтами, государственными структурами, бизнесом, обновление цифровых инструментов, риски безответственности, ценностного релятивизма, риски информационной безопасности.

Исходя из специфических черт новой воспитательной реальности были предложены следующие методологические подходы для проектирования инновационных воспитательных практик в условиях цифровой трансформации образования: синергетика, конструктивизм, геймификация.

В соответствии с изменениями в методологии были сформулированы принципы педагогического управления виртуальным воспитательным пространством: принцип проектного управления, принцип «мягкого управления», принцип антропоцентричности (опора на ученика как активного, творческого участника процесса воспитания), принцип формирования ценностных смыслов, принцип практико-ориентированности воспитательного воздействия, принцип расширения и разнообразия воспитательных влияний, принцип адекватного выбора цифровых инструментов, принцип оперативной обратной связи, принцип обязательного сочетания виртуального и очного («живого») общения, принцип обеспечения информационной безопасности.

Было доказано, что эффективность управления воспитательным пространством в новых условиях определяют механизмы прямого и опосредованного воспитательного воздействия в виртуальном пространстве.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Теоретические и методические основы проектирования инновационных практик воспитания» № 20-013-00611.


Библиографическая ссылка

Полякова В.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31928 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674