Наш интерес к проблеме педагогического сопровождения профессионального самоопределения обусловлен необходимостью решения задач, поставленных национальным проектом «Образование»: обеспечить каждому конкретному обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей возможность для самоопределения на пути в профессию [1], а также стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., выдвигающей приоритетом государственной политики создание условий для воспитания личности здоровой, счастливой, свободной и ориентированной на труд [2].
Отправной точкой в исследовании приняты следующие положения: мы полагаем профессиональное самоопределение внутренним самотекущим процессом последовательных самостоятельных выборов, осуществляемых человеком в результате соотнесения своих внутренних ресурсов с требованиями профессионально-трудового будущего; эффективность развития профессионального самоопределения обеспечивается своевременным освоением субъектом труда рядоположенных ведущих деятельностей, характеризующих профессиональное становление; показателем развития профсамоопределения является состояние готовности подрастающего человека к самостоятельному, сознательному обдумыванию и выбору своего профессионального будущего через положительно эмоционально окрашенный реалистичный план движения к этому будущему; необходимыми условиями для качественного развития профессионального самоопределения служат обеспечение субъекту труда потребностей в автономии, компетентности и родстве, поддержка его персональных интересов и предпочтений, формирование позитивной профессионально-трудовой мотивации; развитие профессионального самоопределения нуждается в профессиональном сопровождении специалистами различных социальных услуг на протяжении всех этапов жизни человека.
Специалисты социальных услуг (врачи, работники служб соцобеспечения, юристы, психологи, педагоги, спонсоры, волонтеры) совместно с лицами ближайшего социального окружения молодого человека (родителями, родственниками, друзьями, соседями) и медиасредствами составляют факторы его психического развития. Допускается, что лица ближайшего окружения не всегда могут оказать положительное влияние на социально-личностное развитие растущего человека и его внутреннюю (психологическую) готовность к выбору профессионального будущего. Часть специалистов социальных услуг, как правило, оказывают определенное давление, запрещают или жестко предписывают выбирать ту или иную профессию. Медиасредства односторонне пропагандируют «престижные» в настоящий момент времени профессии бизнеса и менеджмента за счет обесценивания других областей труда. И только педагоги в силу миссии обретенной ими профессии являются единственным целевым фактором, способным обеспечить качественное длительное сопровождение профессионального самоопределения.
Цель исследования. Целью настоящей работы является обоснование педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как основного условия развития тех компетентностей, которые необходимы для качественного самоопределения их творческой индивидуальности в конкретной социальной и культурной среде.
Материал и методы исследования. Основу исследования образуют феноменологический, герменевтический подходы и социологический опрос.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагог является центральной фигурой среди специалистов социальных услуг. Его деятельность по сопровождению профессионального самоопределения должна пониматься как обязательная часть учебно-воспитательной работы образовательных учреждений всех уровней образования. Деятельность эта многолетняя, разносторонняя, сложная и очень актуальная. Актуальность сопровождения профессионального самоопределения обучающихся подтверждается проблемой, выявленной в ходе проведения социологического опроса. Опрос проводился в 2019–2022 гг. среди выпускников разных направлений обучения средних профессиональных учебных заведений (1231 опрошенный) и учреждений высшего образования Хабаровского края (403 респондента). Результаты опроса показали, что лишь треть студентов (565 человек) довольны своим профессиональным выбором. Большая часть из остальных (734 респондента) хотят поменять профессию, оставшиеся затруднились с ответом (335 опрошенных). В относительных показателях «довольные», «разочарованные» и «сомневающиеся» студенты составляют 34,6%, 44,9% и 20,5% соответственно. Как видно из результатов опроса, проблема эффективности профессионального самоопределения обучающимися имеет место быть и требует своего осмысления.
Вместе с тем в отечественном образовании накоплен огромный практический опыт подведения молодых людей к профессии. Этот опыт обобщен системой научно обоснованных мероприятий, получившей название «профессиональная ориентация» [3]. Однако здесь необходимо уточнение. Говорить об ориентации на профессию уместно тогда, когда человек пытается сам ориентироваться в мире профессий и активно выясняет, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям и, что не менее важно, психофизическим возможностям. В ситуации, когда человек становится объектом чьего-либо воздействия с целью подбора для него подходящей профессии, имеет место быть ориентирование оптанта на профессию. Тут уже следует рассматривать систему научно обоснованных мероприятий.
Отсутствие четкости в понимании названных процессов самими педагогическими работниками влечет проведение ими массы неэффективных (формальных) профориентировочных мероприятий. Это, в свою очередь, ведет к деформации в профессиональном самоопределении у той части молодежи, которая определяется с выбором учебного профессионального заведения (школьники оптанты), и которая, уже обучаясь профессии, не имеет реального плана движения к своему профессиональному будущему (студенты адепты).
Система сопровождения профессионального самоопределения на этапах подготовки к профессиональному труду (от рождения человека до выпуска из профессионального образовательного учреждения) реализуется рядом поступательных форм: профпросвещение – сообщение знаний о мире труда, о профессиях; профинформирование – содействие в ориентировке во множестве жизненных трудовых путей, трудовых функций, профессионально важных личных качеств; профконсультирование – оказание научно обоснованной психолого-педагогической помощи в самооценке способностей при выборе профессионального пути; профадаптирование – содействие приспособлению к выполнению профессиональных трудовых функций и взаимодействию в трудовом коллективе.
Указанные формы в явном виде реализуются на соответствующих уровнях образования, начиная с дошкольного. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования на этапе завершения дошкольного детства целевым ориентиром обозначено: «ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, … способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» (раздел 4, п. 4.6.). Этого оказалось достаточно, чтобы педагогическое сообщество инициировало раннее профориентирование в форме широкого профпросвещения. Анализ основных образовательных программ дошкольного образования, поступивших на одноименный конкурс в 2020 и 2021 гг. в Хабаровском крае, где одному из авторов довелось быть экспертом, показал стопроцентное наличие в образовательных программах дошкольных учреждений целевого раздела работы. Раннее профориентирование дошкольников понимается педагогами как специально организованное знакомство детей с миром профессий средствами игровой деятельности. Знакомство через игровые действия создает у детей первичный опыт некоторых профессиональных операций и профессионального поведения [4].
ФГОСом начального общего образования выдвинуто требование о необходимости психолого-педагогического обеспечения профессионального самоопределения обучающихся, сопровождения проектирования обучающимися планов продолжения образования, обеспечения осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности (Раздел III, п. 37, пп. 5). Как результат освоения программы в области трудового воспитания личностные показатели должны отражать осознание ценности труда в жизни ребенка, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (Раздел IV, п. 41.1). Наиболее эффективными формами работы, обеспечивающими сопровождение профсамоопределения на этом уровне образования, являются как профпросвещение, так и профинформирование (адресное обращение). В рамках этих форм учителя разрабатывают и реализуют воспитательно-образовательные программы «В мире профессий», «Знакомство», различные проекты (например, «Энциклопедия «PRO100 профессий») [5]. Информацию о мире профессий, важности каждой из них, требованиях, предъявляемых к профессии, младшие школьники получают как в процессе учебной деятельности, так и через внеурочную занятость: кружки («Legoконструктор»), факультативы («Бумажное моделирование»), тематические каникулярные школы и лагерные смены. Все виды занятости предполагают персональную заинтересованность и личную инициативу обучающихся в выборе того или иного занятия. Педагоги оказывают групповую и индивидуальную поддержку: предоставляют дополнительную информацию, показывают особенности трудовых действий, отрабатывают навыки.
ФГОС основного общего образования относительно профессионального будущего обучающихся подтверждает требование к созданию психолого-педагогических условий обучающимся для их последующего профсамоопределения (Раздел 3 п. 38, пп. 5). В числе результатов освоения образовательной программы среди личностных качеств называются готовность к саморазвитию, самостоятельность, самоопределение и инициативность. Названные качества к окончанию обучения должны отражать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться к профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования (Раздел 4, п. 42.1.6). Здесь все названные качества формируются в мероприятиях как целенаправленного индивидуального профинформирования, так и персонального профконсультирования.
ФГОС среднего общего образования, ориентированный на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), предписывает подготовить ученика к осознанному выбору профессии, пониманию значения профессиональной деятельности для человека и общества. В качестве личностных результатов освоения программы в документе прописано: «…сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта профессионального самоопределения». Обеспечить такие личностные результаты и ориентацию возможно комплексом мероприятий индивидуально-персонализированных профконсультирования и профадаптирования.
В каждой из форм системы сопровождения профессионального самоопределения используются свои целевые средства, приемы и инструменты. При профпросвещении, например, подбираются специальная детская литература и видеоматериалы (мультипликационные фильмы), проводятся ролевые игры. Профинформирование основывается на освоении и отработке трудовых навыков самообслуживания и общественно-полезного труда. Профконсультирование включает в себя диагностику профпредпочтений и профспособностей, а далее – подбор группы профессий для персонального выбора и разработки индивидуальной программы развития нужных для успешности в предпочитаемой профессии свойств и качеств. Профадаптирование предполагает психологическую поддержку, психологическую профилактику, психологическую коррекцию как психофизических и личностных качеств под профессию, так и предпочтений среди профессий. В арсенале педагогов – информационно-поисковые системы, справочная литература, учебные видеофильмы, профессиограммы, адресные тематические странички на сайтах образовательной организации и предприятий, реклама и агитация; экскурсии обучающихся на предприятия и в учебные заведения, встречи со специалистами различных профессий; циклы профориентировочных занятий, различные «банки вакансий», «ярмарки профессий» и дни открытых дверей; профессиональные пробы, производственные практики; в учебные планы образовательных организаций вводятся дополнительные учебные предметы и курсы по выбору, привлекаются узкие специалисты к процедурам диагностики и консультирования.
Так, например, в Хабаровском крае много лет реализуется проект «Компас самоопределения» [6], разработан краевой профориентирующий портал «Профиполис 27» [7], на котором собраны тренинги, тесты, видеоматериалы, профориентационная игра и многое другое. На основе анализа рынка труда Хабаровским краевым институтом развития образования сформирован перечень самых востребованных в регионе профессий по отраслям экономики – Атлас востребованных профессий [8]. Кроме того, в целях помощи педагогам в сопровождении профсамоопределения обучающихся разработан учебно-методический комплекс «ПрофиBOX». Он знакомит с основными понятиями, необходимыми для осознанного выбора профессии, ориентирует в мире профессиональных образовательных учреждений и профессий, востребованных на территории Хабаровского края, позволяет воспользоваться профориентированными методиками, которые помогут обучающимся разобраться в собственных hard- и soft-компетенциях, выстроить индивидуальную траекторию профессионального развития [9]. Разрабатывается онлайн-сервис «Конструктор карьеры» для педагогических работников профессиональных образовательных организаций, сотрудников и руководителей центров содействия трудоустройству, учебных центров по подготовке кадров.
На уровне среднего профессионального и высшего образования с целью профадаптирования в образовательные программы направлений подготовки включены такие дисциплины, как «Введение в профессиональную (например, инженерную) деятельность», «Технологии трудоустройства» и др. Освоение названных курсов позволяет студентам приобрести первичный опыт профессиональной (конструкторской или иной) деятельности по профилю подготовки, отработать навыки взаимоотношений. Все это актуализирует личностную позицию студентов в отношении своего профессионального будущего.
Овладение самим педагогом арсеналом профориентировочных средств, приемов и инструментов происходит еще на студенческой скамье в годы обучения педагогической профессии. В период трудовой деятельности этот арсенал расширяется и богатеет. Эффективность сопровождения профессионального самоопределения зависит от подготовленности педагога в трех главных компетенциях: мир профессий (знание особенностей той или иной профессии, требований каждой из них к организму и личности человека-работника – профессиограммы); рынок труда (знание потребностей города, района в тех или иных специалистах); обучающийся (знание психофизических особенностей личности, ориентирующейся в выборе) [10]. Владение педагогом этими компетенциями обеспечит обучающемуся своевременный выбор. Педагогическое сопровождение – это повседневное умелое руководство процессами психического развития обучающегося. Состояние готовности подрастающего человека к самостоятельному, сознательному обдумыванию и выбору своего профессионального будущего является для педагога, занятого сопровождением профессионального самоопределения обучающегося, результатом работы.
Заключение. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в системе образования осуществляется последовательно от уровня к уровню. Педагогическое сопровождение на каждой ступени обучения имеет свои задачи, конкретные средства и инструменты. Основной целью педагогического сопровождения в каждый период обучения является создание условий для позитивных проявлений индивидуальности и персональности субъекта профессионального становления с учетом его самобытности и уникальности личности. Реализация названных условий требует подготовки педагогов в вопросах профессиоведения, социально-экономической ситуации региона, технологиях диагностики психофизических и личностных свойств (способностей) человека. Последнее включает в себя умения построения персонального профмаршрута с привлечением по мере надобности других специалистов социальных услуг и наставников на предприятии. Совокупность мероприятий может быть представлена моделью подготовки педагога к сопровождению профсамоопределения оптанта (профориентированию). Модель подготовки педагогов вполне может быть реализована в системе дополнительного образования, например через курсы повышения квалификации. Именно целенаправленная подготовка педагогов к умелому сопровождению профессионального самоопределения позволит обеспечить каждому конкретному обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей возможность для самоопределения на пути в профессию.
Библиографическая ссылка
Чебровская С.В., Чебровский А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СВОЕВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31923 (дата обращения: 03.10.2024).