Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, так как перестали быть для молодежи просто досугом, они присутствуют не только в частной, но и в общественной жизни. Социальные сети используются для общения, с целью обмена новостями, как площадка для развития бизнеса, инструмент для образования и саморазвития. В настоящее время наблюдается тенденция внедрения социальных сетей в учебный процесс, поскольку таким путем происходит модернизация сферы образования, результатом которой должен стать выход на новый качественный уровень.
На сегодняшний день отмечается рост интереса к использованию социальных сетей в учебном процессе по различным дисциплинам. В связи с этим авторы статьи поставили своей целью представить собственный опыт применения образовательных ресурсов социальной сети ВКонтакте на занятиях по иностранному языку, предварительно изучив их методический потенциал и апробировав его на практике.
Актуальность статьи определена необходимостью интеграции в учебный процесс в целом и в преподавание дисциплины «Иностранный язык» в частности инновационных подходов, позволяющих добиться интенсификации обучения в условиях модернизации образования.
Авторами был проведен теоретический анализ научно-педагогических источников по теме статьи, обобщен отечественный изарубежный опыт применения различных социальных сетей при обучении иностранному языку, проводились беседы с обучающимися и анкетирование. Результаты исследования могут использоваться преподавателями дисциплины «Иностранный язык» в очном, дистанционном и смешанном форматах обучения.
На сегодняшний день существует множество социальных сетей, которые используются для общения (Одноклассники, ВКонтакте, Tsu, Telegram и др.), для обмена медиаконтентом (YouTube, Vimeo), для отзывов и обзоров (TripAdvisor, Foursquare), для коллективных обсуждений (Reddit, Ixbt), для авторских записей (Twitter, Blogger), по интересам (Tagged, Last.fm).
Понятие «социальная сеть» ввел в 1954 г. социолог Джеймс Барнс еще до появления Интернета, и только в 1995 г. была создана первая в современном понимании соцсеть «Classmates.com» американцем Ренди Конрадсом [1]. В связи с этим за рубежом уже имеется богатый опыт интеграции социальных сетей в образовательный процесс [2-4], в России же это явление находится на этапе развития [5, 6].
Тем не менее, педагогическое сообщество осознает, что многие из сетей могут использоваться как инструмент, позволяющий дополнить и/или видоизменить традиционную форму обучения в аудитории.Например, YouTube, Wiki и блоги предоставляют огромное количество материалов по широкому кругу тем.Это одна из причин, почему ресурсы этих социальных сетей широко применяются на занятиях преподавателями за рубежом [7, 8]. Исследования показывают, что сервисы Web 2.0 дают возможность обучаться более эффективно, в связи с чем уже и многие отечественные ученые выступают за целенаправленную интеграцию социальных сетей в качестве образовательного инструмента [9, 10].
Согласно анализу различного рода статистик социальных сетей, в России сеть ВКонтакте является одной из популярных и входит в тройку самых посещаемых сайтов Рунета, она уже 15 лет используется россиянами [5]. Соцсеть прошла длинный путь – от платформы «не для всех» до площадки для неограниченного общения, бизнеса, обучения и т.д. Согласно данным социологических исследований, наиболее популярна она у подростков, молодежи, а также людей в возрасте от 24 до 44 лет. Простой интерфейс, постоянная доработка и обновление возможностей очень важны для удобства пользования ресурсом. С одной стороны, ВКонтакте ничем не отличается от других и позволяет создать свой собственный профиль с информацией о себе, дает возможность общения с другими пользователями сайта путем личных сообщений и публичной информации (оставляя записи на сене или в сообществах и группах, комментируя фотографии или видео других). С другой стороны, главными возможностями являются прикрепление собственных документов и медиафайлов, а также использование чужих, что позволило стать сайту крупнейшим архивом медиафайлов Рунета. Благодаря этому информация легко и быстро распространяется среди подписчиков и пользователей, что удобно использовать в различных целях [5, 11].
Во ВКонтакте есть все, что позволяет применять сеть с образовательной целью: 1) все обучающиеся одной группы или по предмету объединяются в сообщества, а сделать его открытым или закрытым – решает сам преподаватель; 2) распространение информации и ее обсуждение в чате, ответы на вопросы личным сообщением или в общей беседе; 3) анонс к материалу (с комментариями, указанием срока выполнения);4) размещение текстового документа – конспектов, материалов к занятиям, методических рекомендаций по выполнению заданий и т.д.; 5) в текст добавляются гиперссылки, что позволяет обучающимся перейти на страницу любого веб-ресурса; 6) практически неограниченные возможности размещения медиафайлов: изображений, презентаций, видеороликов, аудиозаписей и плейлистов, опросов, GIF-анимации (при этом вложения могут быть из любого источника, а пройдя по ссылке, обучающиеся оказываются на необходимой странице); 7) объяснение и работа над учебным материалом в формате заранее записанного видео или прямой трансляции (вебинар).
Сложная эпидемиологическая обстановка во всем мире в 2020–2021 гг. заставила все педагогическое сообщество стихийно прейти на работу в онлайн-режиме и использовать все возможные средства для организации образовательного процесса без потери качества подготовки молодого поколения. В связи с этим авторами статьи было принято решение задействовать ресурсы социальных сетей для оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам Воронежского института высоких технологий по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» в период дистанционного обучения в 2021 г. Выбор социальной сети ВКонтакте в качестве инструмента обучения определен не только по причине понятного и удобного интерфейса, но и путем анкетирования студентов в данной образовательной организации высшего образования. Результаты опроса позволили выделить ВКонтакте среди других социальных сетей, образовательные ресурсы которых привлекают современное молодое поколение (таблица).
Результаты анкетирования
Социальная сеть |
Процент студентов, наиболее часто использующих определенную социальную сеть (%) |
Процент студентов, пользующихся образовательными ресурсами социальной сети (%) |
Причины использования социальной сети |
Facebook* (признана в России экстремистской организацией) |
20 |
14 |
Неформальное общение; Развлечение |
Vkontakte |
30 |
46 |
Неформальное общение; Формальное общение с преподавателями в сообществах; Обучающий контент; развлечение |
Instagram* (признана в России экстремистской организацией) |
42 |
22 |
Неформальное общение; развлечение; Обучающий контент |
другие |
8 |
18 |
Неформальное общение; Развлечение |
В анкетировании принимали участие 50 студентов различных курсов и специальностей. Полученные в процессе анкетного опроса данные показали, что, хотя самой популярной сетью у современной молодежи являлась Instagram* (признана в России экстремистской организацией), с образовательной целью чаще всего использовалась ВКонтакте. Респонденты также указали, что большинство из них применяли образовательный контент этой сети, включающий разнообразные обучающие материалы, в том числе и интерактивные, практически по всем базовым дисциплинам системы высшего образования.
Авторами статьи использовались ресурсы социальной сети ВКонтакте при обучении чтению, аудированию, говорению и письму на иностранном языке в рамках лингвопрофессиональной подготовки обучающихся I и II курсов. В учебном процессе был задействован аутентичный англоязычный материал, предлагаемый различными сообществами данной сети. Выбор определялся, главным образом, по наибольшему количеству подписчиков, а также зависел от целей обучения. Ниже представлен краткий обзор некоторых сетевых ресурсов, контент которых применялся авторами для развития и совершенствования различных видов речевой деятельности.
Английский каждый день | Endaily (https://vk.com/endaily) предлагает учебный материал, охватывающий все языковые аспекты и различные возрастные категории. Помимо полного комплекта учебников изданий Cambridge и Oxford, имеется доступ к аутентичной художественной литературе, в том числе и в аудиоформате. Представлен языковой материал для подготовки к сдаче международных экзаменов (IELTS). В результате ресурс широко применялся на занятиях в Воронежском институте высоких технологий для развития у обучающихся навыков аудирования и говорения за счет использования видеоинтервью со звездами кино, документальных фильмов страноведческой и исторической тематики. Далее следовало выполнение разноуровневых лексико-грамматических упражнений на основе просмотра видеороликов и отрывков из фильмов.
Сообщество Визуальный английский | English (https://vk.com/learnenglish) подтверждает свое название в полной мере, так как представленные здесь англоязычные ресурсы отличаются наглядностью, что способствует лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала у студентов. На практике применялись тематические видео, посвященные географии, истории и культуре англоязычных стран. Языковые упражнения выполнялись после просмотра и разбора видеороликов с носителями языка, объясняющими те или иные правила, что также было ориентировано на развитие аудиовизуальных умений. Широко использовался на занятиях материал для обучения иноязычной деловой переписке и составлению резюме. Авторы задействовали ресурс, в том числе, и при организации самостоятельной работы – в рамках внеаудиторного чтения использовались аутентичная художественная литература, материал для запоминания и использования идиом в разговорной речи.
Основная цель сообщества Business English Professional бизнес английский (https://vk.com/business_english_prof) – поделиться опытом ведения англоязычной деловой коммуникации в сфере маркетинга, менеджмента, торговли, информационных технологий и т.д. В результате преподавателям иностранного языка для занятий предлагается большое разнообразие упражнений для тренировки базовых клише и идиом, характерных для устного и письменного делового общения. Данные ресурсы использовались авторами в учебном процессе в рамках организации и проведения деловых игр и проектных заданий в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся.
English for Teaching & Learning (https://vk.com/englang4u) – содержит материал, направленный в основном на формирование навыков аудирования и говорения. В ходе обучения на занятиях использовались интерактивные упражнения ресурса с аудио- и видеофрагментами. Для организации самостоятельной работы обучающихся применялись онлайн-видеоуроки английского языка LearnatHome, которые представляли собой карточки с упражнениями для тренировки лексико-грамматического материала, а также продуктивных видов речевой деятельности.
IT News in English with ElcomSoft (https://vk.com/elcomsoftitnews), Technical English (https://vk.com/public71517590) не только предлагает ссылки на англоязычные профессионально направленные учебные пособия и англо-русские словари технических терминов, но и освещают последние достижения науки и техники в формате видеороликов и интерактивных упражнений. Учитывая, что ресурсы социальной сети ВКонтакте использовались в ходе обучения студентов по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии», контент особенно активно применялся авторами для развития навыков перевода, аннотирования и реферирования технических текстов.
Несмотря на то что в учебном процессе реализовывалась небольшая часть образовательных ресурсов социальной сети, они доказали свою эффективность, так как обладают рядом преимуществ перед традиционными формами организации учебного процесса:
˗ стираются территориальные границы для совместной работы. Географически рассредоточенные обучающиеся, которые не имеют возможности взаимодействовать в реальном мире, в онлайн-классе могут отлично совместно работать над темой;
˗ отсутствуют временные ограничения, обучающиеся изучают материал и решают учебные задачи, не будучи привязанными к какому-либо расписанию;
˗ налажена обратная связь. Участники учебного процесса публикуют свои записи, делятся ссылками, обсуждают проблемы. Обратная связь при этом существует 24/7;
˗ наличие простого в использовании интерфейса. В отличие от какой-либо иной системы дистанционного обучения, социальные сети имеют для пользователей привычный интерфейс, что не требует времени на адаптацию;
˗ ресурсы Интернета, используемые в образовательных целях, являются бесплатными, но при этом обладают значительным функционалом для реализации образовательных задач;
˗ мультимедийные возможности видео-, аудио-, интерактивных социальных сервисов позволяют уйти от традиционного формата занятий, а разнообразие заданий задает динамику учебному процессу;
˗ формирование навыка самостоятельной работы, развитие критического мышления при привлечении блогов, вики и других средств Web 2.0.
При интеграции в учебный процесс социальных сетей стоит учитывать и недостатки этого явления:
˗ требуется высокая степень самоорганизации от обучающихся, поскольку существует соблазн отвлечься на другие темы или сообщения, то есть уйти от учебного процесса в сторону развлечения, так и не начав учиться;
˗ возникает когнитивная перегрузка. При положительной стороне социальных сетей, заключающейся в облегчении обмена знаниями, существует опасность получения слишком большого объема информации. При этом ее постоянный большой поток не позволяет сосредоточиться на конкретной проблеме;
˗ некоторые преподаватели обеспокоены тем, что, хотя онлайн-трансляция в режиме реального времени создает условия для самовыражения, у студентов сокращается время для личного общения;
˗ студенты, которые привыкли искать информацию в социальных сетях, с течением времени могут обнаружить, что теряют способность к решению каких-либо задач с помощью различных мыслительных процессов [11];
˗ чрезмерное использование социальных сетей после определенного этапа может привести к зависимости;
˗ отмечается недостаточный уровень компьютерной грамотности у преподавателей, их осведомленности и желания применять ресурсы социальных сетей в учебном процессе.
В связи с этим следует помнить, что применение сетевых образовательных ресурсов, так же как и инфокоммуникационных технологий, в учебном процессе должно быть методически оправдано, то есть соответствовать целям и задачам учебных дисциплин. При правильной же интеграции социальных сетей в учебный процесс достигается эффективная индивидуальная и коллективная работа обучающихся.
Выводы
Применение в процессе преподавания иностранного языка новых педагогических приемов и стратегий, связанных с интеграцией сервисов Web 2.0, позволяет говорить о модернизации современного образования. Внедрение иноязычных ресурсов социальной сети ВКонтакте, которые характеризуются аутентичностью, интерактивностью и актуальностью, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и повышает качество подготовки будущих специалистов в целом. Наибольшую актуальность приобретает привлечение сетевого образовательного контента в условиях дистанционного формата обучения. Образовательный потенциал социальных сетей дает возможность организовать информационно-образовательную среду, которая стимулирует познавательный интерес обучающихся к образовательной деятельности, предоставляет им возможность для дальнейшего самообразования и саморазвития.
Библиографическая ссылка
Гольцова Т.А., Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И., Смирнова И.Г. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31907 (дата обращения: 08.12.2024).