Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гольцова Т.А. 1 Серостанова Н.Н. 1 Чопорова Е.И. 2 Смирнова И.Г. 3
1 ФГКОУ ВПО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 АНОО ВО «Воронежский институт высоких технологий»
3 АНОО ВО «Международный институт компьютерных технологий»
Всеобщая цифровизация образования требует поиска новых форм, методов и средств обучения. Социальные сети могут использоваться не только в качестве площадки для развлечения и общения (формального и неформального). Как доказывают теоретический анализ проблемы и представленные в статье результаты исследования, они являются эффективным ресурсом расширения образовательного пространства обучающихся в процессе изучения различных дисциплин. Авторы поставили своей целью изучить методический потенциал, апробировать на практике и представить собственный опыт применения образовательных ресурсов социальной сети ВКонтакте в рамках лингвопрофессиональной подготовки студентов в неязыковой образовательной организации высшего образования. В ходе исследования был проанализирован контент различных сообществ рассматриваемой социальной сети и апробированы в учебном процессе предлагаемые англоязычные ресурсы для развития умений чтения (литература различных жанров, разработанные задания к текстам для тренировки навыков основных видов чтения), аудирования и говорения (отрывки из фильмов, видеоинтервью со звездами кино, документальные фильмы страноведческой и исторической тематики, видеоролики с объяснением лексико-грамматического материала) и письма (интерактивные упражнения для обучения иноязычной деловой переписки и составлению резюме). Несмотря на значительный методический потенциал ресурсов ВКонтакте, в статье не только подчеркиваются преимущества интеграции социальных сетей, но и выделяются сложности в организации учебного процесса. Представленное исследование позволяет в полной мере оценить педагогическую применимость социальных сетей в практике обучения иностранному языку в высшей школе.
лингвопрофессиональная подготовка
иностранный язык
инфокоммуникационные технологии
социальная сеть
образовательные ресурсы
сетевой контент
1. Freeman C. Linton. The Development of Social Network Analysis: A Study in the Sociology of Science. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/239228599_The_Development_of_Social_Network_Analysis. (дата обращения: 01.07.2022)
2. Ansari Jamal Abdul Nasir, Ali Khan Nawab. Exploring the Role of Social Media in Collaborative Learning the New Domain of Learning. Smart Learning Environments. 2020. Vol.7(9). [Электронный ресурс]. URL: https://slejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40561-020-00118-7 (дата обращения 10.07.2022). DOI: 10.1186/s40561-020-00118-7.
3. Istifci Ilknur, Ucar Asiye Dogan. A Review of Research on the Use of Social Media in Language Teaching and Learning. Journal of Educational Technology and Online Learning. 2021. Vol.4(3). P. 475 488. DOI:10.31681/jetol.922968.
4. Opitz Inga, Kasraeian Shirin, Demme Corinna Soziale Medien, DW im Unterricht.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/de/soziale-medien/a-52797561. (дата обращения: 11.07.2022)
5. Аксенова Д.Д., Бондалетов В.В. Становление социальной сети «ВКонтакте» в России // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. С. 41-45.
6. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 2(32). С. 230–235.
7. Roomi Mishal. 5 Advantages and Disadvantages of Social Media for Students. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hitechwhizz.com/2021/05/5-advantages-and-disadvantages-drawbacks-benefits-of-social-media-for-students.html. (дата обращения: 10.07.2022).
8. Cahyana Agus Agung Canis. The Use of Youtube Video in Teaching English for Foreign Language at Vocational High School. Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris Indonesia. 2020. vol.2(3). [Электронный ресурс]. URL: https://ejournal-pasca.undiksha.ac.id/index.php/jpbi/article/view/3399 (дата обращения: 10.07.2022). DOI: 10.23887/jpbi.v8i2.3399.
9. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Том 12. Выпуск 2. С. 267–272.
10. Румянцева А.Ю. Дистанционное образование в ВК [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/12/19/distantsionnoe-obrazovanie-v-vk (дата обращения: 15.07.2022).
11. Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только») // Сибирский педагогический журнал. 2017. №6. С.87-92.

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, так как перестали быть для молодежи просто досугом, они присутствуют не только в частной, но и в общественной жизни. Социальные сети используются для общения, с целью обмена новостями, как площадка для развития бизнеса, инструмент для образования и саморазвития. В настоящее время наблюдается тенденция внедрения социальных сетей в учебный процесс, поскольку таким путем происходит модернизация сферы образования, результатом которой должен стать выход на новый качественный уровень.

На сегодняшний день отмечается рост интереса к использованию социальных сетей в учебном процессе по различным дисциплинам. В связи с этим авторы статьи поставили своей целью представить собственный опыт применения образовательных ресурсов социальной сети ВКонтакте на занятиях по иностранному языку, предварительно изучив их методический потенциал и апробировав его на практике.

Актуальность статьи определена необходимостью интеграции в учебный процесс в целом и в преподавание дисциплины «Иностранный язык» в частности инновационных подходов, позволяющих добиться интенсификации обучения в условиях модернизации образования.

Авторами был проведен теоретический анализ научно-педагогических источников по теме статьи, обобщен отечественный изарубежный опыт применения различных социальных сетей при обучении иностранному языку, проводились беседы с обучающимися и анкетирование. Результаты исследования могут использоваться преподавателями дисциплины «Иностранный язык» в очном, дистанционном и смешанном форматах обучения.

На сегодняшний день существует множество социальных сетей, которые используются для общения (Одноклассники, ВКонтакте, Tsu, Telegram и др.), для обмена медиаконтентом (YouTube, Vimeo), для отзывов и обзоров (TripAdvisor, Foursquare), для коллективных обсуждений (Reddit, Ixbt), для авторских записей (Twitter, Blogger), по интересам (Tagged, Last.fm).

Понятие «социальная сеть» ввел в 1954 г. социолог Джеймс Барнс еще до появления Интернета, и только в 1995 г. была создана первая в современном понимании соцсеть «Classmates.com» американцем Ренди Конрадсом [1]. В связи с этим за рубежом уже имеется богатый опыт интеграции социальных сетей в образовательный процесс [2-4], в России же это явление находится на этапе развития [5, 6].

Тем не менее, педагогическое сообщество осознает, что многие из сетей могут использоваться как инструмент, позволяющий дополнить и/или видоизменить традиционную форму обучения в аудитории.Например, YouTube, Wiki и блоги предоставляют огромное количество материалов по широкому кругу тем.Это одна из причин, почему ресурсы этих социальных сетей широко применяются на занятиях преподавателями за рубежом [7, 8]. Исследования показывают, что сервисы Web 2.0 дают возможность обучаться более эффективно, в связи с чем уже и многие отечественные ученые выступают за целенаправленную интеграцию социальных сетей в качестве образовательного инструмента [9, 10].

Согласно анализу различного рода статистик социальных сетей, в России сеть ВКонтакте является одной из популярных и входит в тройку самых посещаемых сайтов Рунета, она уже 15 лет используется россиянами [5]. Соцсеть прошла длинный путь – от платформы «не для всех» до площадки для неограниченного общения, бизнеса, обучения и т.д. Согласно данным социологических исследований, наиболее популярна она у подростков, молодежи, а также людей в возрасте от 24 до 44 лет. Простой интерфейс, постоянная доработка и обновление возможностей очень важны для удобства пользования ресурсом. С одной стороны, ВКонтакте ничем не отличается от других и позволяет создать свой собственный профиль с информацией о себе, дает возможность общения с другими пользователями сайта путем личных сообщений и публичной информации (оставляя записи на сене или в сообществах и группах, комментируя фотографии или видео других). С другой стороны, главными возможностями являются прикрепление собственных документов и медиафайлов, а также использование чужих, что позволило стать сайту крупнейшим архивом медиафайлов Рунета. Благодаря этому информация легко и быстро распространяется среди подписчиков и пользователей, что удобно использовать в различных целях [5, 11].

Во ВКонтакте есть все, что позволяет применять сеть с образовательной целью: 1) все обучающиеся одной группы или по предмету объединяются в сообщества, а сделать его открытым или закрытым – решает сам преподаватель; 2) распространение информации и ее обсуждение в чате, ответы на вопросы личным сообщением или в общей беседе; 3) анонс к материалу (с комментариями, указанием срока выполнения);4) размещение текстового документа – конспектов, материалов к занятиям, методических рекомендаций по выполнению заданий и т.д.; 5) в текст добавляются гиперссылки, что позволяет обучающимся перейти на страницу любого веб-ресурса; 6) практически неограниченные возможности размещения медиафайлов: изображений, презентаций, видеороликов, аудиозаписей и плейлистов, опросов, GIF-анимации (при этом вложения могут быть из любого источника, а пройдя по ссылке, обучающиеся оказываются на необходимой странице); 7) объяснение и работа над учебным материалом в формате заранее записанного видео или прямой трансляции (вебинар).

Сложная эпидемиологическая обстановка во всем мире в 2020–2021 гг. заставила все педагогическое сообщество стихийно прейти на работу в онлайн-режиме и использовать все возможные средства для организации образовательного процесса без потери качества подготовки молодого поколения. В связи с этим авторами статьи было принято решение задействовать ресурсы социальных сетей для оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам Воронежского института высоких технологий по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» в период дистанционного обучения в 2021 г. Выбор социальной сети ВКонтакте в качестве инструмента обучения определен не только по причине понятного и удобного интерфейса, но и путем анкетирования студентов в данной образовательной организации высшего образования. Результаты опроса позволили выделить ВКонтакте среди других социальных сетей, образовательные ресурсы которых привлекают современное молодое поколение (таблица).

Результаты анкетирования

 

Социальная сеть

Процент студентов, наиболее часто использующих определенную социальную сеть (%)

Процент студентов, пользующихся образовательными ресурсами социальной сети (%)

Причины использования социальной сети

Facebook*

(признана в России экстремистской организацией)

20

14

Неформальное общение;

Развлечение

Vkontakte

30

46

Неформальное общение;

Формальное общение с преподавателями в сообществах;

Обучающий контент; развлечение

Instagram*

(признана в России экстремистской организацией)

42

22

Неформальное общение; развлечение;

Обучающий контент

другие

8

18

Неформальное общение;

Развлечение

В анкетировании принимали участие 50 студентов различных курсов и специальностей. Полученные в процессе анкетного опроса данные показали, что, хотя самой популярной сетью у современной молодежи являлась Instagram* (признана в России экстремистской организацией), с образовательной целью чаще всего использовалась ВКонтакте. Респонденты также указали, что большинство из них применяли образовательный контент этой сети, включающий разнообразные обучающие материалы, в том числе и интерактивные, практически по всем базовым дисциплинам системы высшего образования.

Авторами статьи использовались ресурсы социальной сети ВКонтакте при обучении чтению, аудированию, говорению и письму на иностранном языке в рамках лингвопрофессиональной подготовки обучающихся I и II курсов. В учебном процессе был задействован аутентичный англоязычный материал, предлагаемый различными сообществами данной сети. Выбор определялся, главным образом, по наибольшему количеству подписчиков, а также зависел от целей обучения. Ниже представлен краткий обзор некоторых сетевых ресурсов, контент которых применялся авторами для развития и совершенствования различных видов речевой деятельности.

Английский каждый день | Endaily (https://vk.com/endaily) предлагает учебный материал, охватывающий все языковые аспекты и различные возрастные категории. Помимо полного комплекта учебников изданий Cambridge и Oxford, имеется доступ к аутентичной художественной литературе, в том числе и в аудиоформате. Представлен языковой материал для подготовки к сдаче международных экзаменов (IELTS). В результате ресурс широко применялся на занятиях в Воронежском институте высоких технологий для развития у обучающихся навыков аудирования и говорения за счет использования видеоинтервью со звездами кино, документальных фильмов страноведческой и исторической тематики. Далее следовало выполнение разноуровневых лексико-грамматических упражнений на основе просмотра видеороликов и отрывков из фильмов.

Сообщество Визуальный английский | English (https://vk.com/learnenglish) подтверждает свое название в полной мере, так как представленные здесь англоязычные ресурсы отличаются наглядностью, что способствует лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала у студентов. На практике применялись тематические видео, посвященные географии, истории и культуре англоязычных стран. Языковые упражнения выполнялись после просмотра и разбора видеороликов с носителями языка, объясняющими те или иные правила, что также было ориентировано на развитие аудиовизуальных умений. Широко использовался на занятиях материал для обучения иноязычной деловой переписке и составлению резюме. Авторы задействовали ресурс, в том числе, и при организации самостоятельной работы – в рамках внеаудиторного чтения использовались аутентичная художественная литература, материал для запоминания и использования идиом в разговорной речи.

Основная цель сообщества Business English Professional бизнес английский (https://vk.com/business_english_prof) – поделиться опытом ведения англоязычной деловой коммуникации в сфере маркетинга, менеджмента, торговли, информационных технологий и т.д. В результате преподавателям иностранного языка для занятий предлагается большое разнообразие упражнений для тренировки базовых клише и идиом, характерных для устного и письменного делового общения. Данные ресурсы использовались авторами в учебном процессе в рамках организации и проведения деловых игр и проектных заданий в контексте будущей профессиональной деятельности обучающихся.

English for Teaching & Learning (https://vk.com/englang4u) – содержит материал, направленный в основном на формирование навыков аудирования и говорения. В ходе обучения на занятиях использовались интерактивные упражнения ресурса с аудио- и видеофрагментами. Для организации самостоятельной работы обучающихся применялись онлайн-видеоуроки английского языка LearnatHome, которые представляли собой карточки с упражнениями для тренировки лексико-грамматического материала, а также продуктивных видов речевой деятельности.

IT News in English with ElcomSoft (https://vk.com/elcomsoftitnews), Technical English (https://vk.com/public71517590) не только предлагает ссылки на англоязычные профессионально направленные учебные пособия и англо-русские словари технических терминов, но и освещают последние достижения науки и техники в формате видеороликов и интерактивных упражнений. Учитывая, что ресурсы социальной сети ВКонтакте использовались в ходе обучения студентов по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии», контент особенно активно применялся авторами для развития навыков перевода, аннотирования и реферирования технических текстов.

Несмотря на то что в учебном процессе реализовывалась небольшая часть образовательных ресурсов социальной сети, они доказали свою эффективность, так как обладают рядом преимуществ перед традиционными формами организации учебного процесса:

˗ стираются территориальные границы для совместной работы. Географически рассредоточенные обучающиеся, которые не имеют возможности взаимодействовать в реальном мире, в онлайн-классе могут отлично совместно работать над темой;

˗ отсутствуют временные ограничения, обучающиеся изучают материал и решают учебные задачи, не будучи привязанными к какому-либо расписанию;

˗ налажена обратная связь. Участники учебного процесса публикуют свои записи, делятся ссылками, обсуждают проблемы. Обратная связь при этом существует 24/7;

˗ наличие простого в использовании интерфейса. В отличие от какой-либо иной системы дистанционного обучения, социальные сети имеют для пользователей привычный интерфейс, что не требует времени на адаптацию;

˗ ресурсы Интернета, используемые в образовательных целях, являются бесплатными, но при этом обладают значительным функционалом для реализации образовательных задач;

˗ мультимедийные возможности видео-, аудио-, интерактивных социальных сервисов позволяют уйти от традиционного формата занятий, а разнообразие заданий задает динамику учебному процессу;

˗ формирование навыка самостоятельной работы, развитие критического мышления при привлечении блогов, вики и других средств Web 2.0.

При интеграции в учебный процесс социальных сетей стоит учитывать и недостатки этого явления:

˗ требуется высокая степень самоорганизации от обучающихся, поскольку существует соблазн отвлечься на другие темы или сообщения, то есть уйти от учебного процесса в сторону развлечения, так и не начав учиться;

˗ возникает когнитивная перегрузка. При положительной стороне социальных сетей, заключающейся в облегчении обмена знаниями, существует опасность получения слишком большого объема информации. При этом ее постоянный большой поток не позволяет сосредоточиться на конкретной проблеме;

˗ некоторые преподаватели обеспокоены тем, что, хотя онлайн-трансляция в режиме реального времени создает условия для самовыражения, у студентов сокращается время для личного общения;

˗ студенты, которые привыкли искать информацию в социальных сетях, с течением времени могут обнаружить, что теряют способность к решению каких-либо задач с помощью различных мыслительных процессов [11];

˗ чрезмерное использование социальных сетей после определенного этапа может привести к зависимости;

˗ отмечается недостаточный уровень компьютерной грамотности у преподавателей, их осведомленности и желания применять ресурсы социальных сетей в учебном процессе.

В связи с этим следует помнить, что применение сетевых образовательных ресурсов, так же как и инфокоммуникационных технологий, в учебном процессе должно быть методически оправдано, то есть соответствовать целям и задачам учебных дисциплин. При правильной же интеграции социальных сетей в учебный процесс достигается эффективная индивидуальная и коллективная работа обучающихся.

Выводы

Применение в процессе преподавания иностранного языка новых педагогических приемов и стратегий, связанных с интеграцией сервисов Web 2.0, позволяет говорить о модернизации современного образования. Внедрение иноязычных ресурсов социальной сети ВКонтакте, которые характеризуются аутентичностью, интерактивностью и актуальностью, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и повышает качество подготовки будущих специалистов в целом. Наибольшую актуальность приобретает привлечение сетевого образовательного контента в условиях дистанционного формата обучения. Образовательный потенциал социальных сетей дает возможность организовать информационно-образовательную среду, которая стимулирует познавательный интерес обучающихся к образовательной деятельности, предоставляет им возможность для дальнейшего самообразования и саморазвития.


Библиографическая ссылка

Гольцова Т.А., Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И., Смирнова И.Г. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31907 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674