Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕНЬ ОТРЫТЫХ ДВЕРЕЙ КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Котельникова Р.А. 1 Федорова С.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
2 ОГКОУ "Школа-интернат № 91"
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия между семьей и школой для детей с ограниченными возможностями здоровья в аспекте их социализации. В статье осуществляется анализ психолого-педагогической литературы по вопросу организации взаимодействия в системе «родитель – ребенок – школа», выявляются противоречия в теории и практике вопроса, раскрывается его актуальность. Отмечается необходимость использования новых, нетрадиционных для школьной практики, форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия семьи и школы с целью интеграции усилий для обеспечения эффективных условий удовлетворения социально-образовательных потребностей детей с ОВЗ. Научная новизна исследования заключается в выявлении противоречий и поиске путей их решения в образовательной теории и практике. Практическая значимость состоит в разработке модели Дня открытых дверей, которая была реализована на практике в воспитательной системе ОГКОУ «Школа-интернат № 91» г. Ульяновска. В статье описывается опыт работы по организации Дня открытых дверей коллектива школы-интерната в аспекте системного подхода. Раскрываются этапы и содержание дела, специфика возможных тематик Дня в соответствии с запросами со стороны родителей детей с ОВЗ.
взаимодействие
отношения
день открытых дверей
коллективное творческое дело
воспитательная работа
дети с овз
коррекционная школа
педагогические условия
семья
социализация
«родитель-ребенок-педагог»
1. Золотарев С.А. Голос семьи о школе. Рига, 1900. 152 с.
2. Голиков Н.А. Ребёнок-инвалид: социальное партнёрство семьи и школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23820 (дата обращения: 21.07.2022).
3. Генварева Ю.А. Взаимодействие семьи и школы как фактор самореализации подростка: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2010. 23 с.
4. Котельникова Р.А. Совершенствование системы управления воспитательной работой в школе-интернате // Вопросы педагогики. 2022. № 4-1. С. 125-129.
5. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя. Под ред. Л.И. Виноградовой. М.: Просвещение, 2006. 207 с.
6. Белухина Н.Н., Котельникова Р.А., Егорова, Т.М. Концептуальные основы управления школой-интернатом для обучающихся с нарушениями зрения на основе традиционного и инклюзивного подходов к организации образования // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 126-133.
7. Абрамова Н.Н. Воспитательная работа в классе: Учебное пособие. М.: Изд-во «Спутник+», 2012. 224 с.
8. Воронцова И.А. Организация дня открытых дверей в школе // XIX Ломоносовские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (Коряжма, 20-21 апреля 2017 года) / Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Филиал в Коряжме; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Коряжма: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Филиал в Коряжме; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, 2017. С. 68-69.
9. Котельникова Р.А., Николаева Ю.А., Федорова С.А. Интерактивные технологии в образовании детей с нарушением зрения на примере ОГКОУ «Школа-интернат № 91» // Электронное обучение в непрерывном образовании 2019: VI Международная научно-практическая конференция памяти Александра Николаевича Афанасьева (Ульяновск, 20-21 мая 2019 г.): сборник ученых трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2019. С. 218-223.
10. Абрамова Н.Н. К вопросу о содержании личностно ориентированных воспитательных технологий // Образование и саморазвитие. 2015. № 3(45). С. 89-94.

Процессы модернизации отечественного образования, активно затрагивающие вопросы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания обучающихся коррекционных школ, одной из которых является областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ № 91» г.Ульяновска, на базе которого производилось исследование. Широта и многогранность влияний, оказываемых на ребенка с особыми образовательными потребностями со стороны членов семьи и людей, входящих в ее окружение, формируют специфику семейных условий воспитания, что вносит определенный вклад в систему отношений «родитель – ребенок – школа». Являясь общественным институтом, семья закладывает основу для успешной социализации ребенка. Педагогическая же основа взаимодействия между семьей и школой вносит в его организацию целенаправленность, что предполагает интеграцию усилий для создания условий, удовлетворяющих социально-образовательные потребности детей с ОВЗ. Сопровождение со стороны образовательной организации процессов социализации детей предусматривает оказание компетентной помощи родителям, что невозможно осуществить вне формирования системы отношений между семьей и школой.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. использует понятие «участники образовательных отношений», которое предполагает построение взаимодействия в системе «родитель – ребенок – школа». Требования ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ООО и СОО определяют в содержании образовательной программы школы-интерната часть, формируемую участниками образовательных отношений, что также обусловливает значимость создания специальных психолого-педагогических условий взаимодействия семьи и школы через поиск новых форм. Рабочая программа воспитания, входящая в состав АООП, также определяет основные принципы, формы и методы работы с родителями через содержание соответствующего модуля. Все это указывает на актуальность исследуемой проблемы в сфере образования лиц с ОВЗ.

Тем не менее, многие авторы отмечают формализацию процесса взаимодействия с семьей, в то время как наличие резервов, способствующих оказанию помощи родителям в социализации ребенка с ОВЗ на основе использования механизмов взаимодействия в системе «родитель – ребенок – педагог», очевидно. Существующая образовательная практика указывает на разнонаправленность воспитательных влияний на ребенка со стороны школы и родителей. Это часто приводит к обострению отношений между семьей и образовательной организацией, к их взаимному непониманию, а содержание взаимодействия не всегда отвечает актуальным потребностям семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в сфере его социализации.

К проблеме организации эффективного взаимодействия обращались К.Д. Ушинский, П.Ф. Вирениус, Г.Ф. Каптерев, С.А. Золотарев, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский. На современном этапе развития науки и образовательной практики вопросами взаимодействия семьи и школы занимаются Е.С.Муляр, Н.А. Соколова, Е.А. Чередова, В.В. Столин, А.Я. Варга, Т.П. Гаврилова, А.И.Захаров, Т.В. Краченко и др. С.А. Золотаревым были сформулированы основополагающие принципы организации воспитания в системе «семья – школа», установлен факт своеобразной отчужденности семьи и школы, изучены причины этого явления [1].

В работах А.И. Ковалевой, Л.В. Корель, П.С. Кузнецова, А.В. Петровского, М.В.Ромма, Р. Парка, Л.П. Гришиной и иных исследуются вопросы социализации детей с нарушениями здоровья (социально-бытовой аспект социализации). Изучением вопросов организации социальной работы с семьями с детьми с ОВЗ занимались Е.М. Бакулина, Н.В.Лукьянченко, О.Н. Юлдашева и Р.Х. Хамадеева. Н.А. Голиковым изучается вопрос взаимодействия семьи и школы в концепции инклюзивности, он рассматривает родителей «ведущими партнерами и агентами социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» [2, с. 533].

Однако в исследованиях практически не представлено теоретическое обоснование роли взаимодействия семьи и коррекционной школы в процессе социализации ребенка с ОВЗ, недостаточно освещен вопрос организации взаимодействия коррекционной школы и семьи, где воспитываются дети с ОВЗ. Современная образовательная практика нуждается в научно-методическом обеспечении проблемы взаимодействия семьи и школы для лиц с ОВЗ, определении психолого-педагогических условий и форм такого взаимодействия, в разработке практических рекомендаций для школ, в которых обучаются дети с ограничениями здоровья и инвалидностью, по организации эффективного взаимодействия с их семьями, что и определяет практическую значимость исследования.

Ключевым понятием при изучении вопроса является понятие «взаимодействие», которое рассматривается на различных уровнях познания. В русле философской мысли исследуемая дефиниция вскрывается как воздействие различных объектов друг на друга, выявляющее взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, порождение одним объектом другого в рамках отношений причины и следствия (И.В. Блауберг). На психологическом уровне взаимодействие раскрывается в концепции отношений взаимодействующих субъектов, возникающих в результате воздействия и влияния их друг на друга, являющихся одной из форм многообразных связей субъектов (А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов, В.А. Маликова, Б.Д. Прыгин, А.В. Петровский). В русле педагогической науки данный феномен исследуется в направлении выявления сущностных характеристик взаимодействия педагогов и воспитанников и обоснования его форм.

Ю.А. Генварева определяет процесс взаимодействия семьи и школы как «гуманистически ориентированный педагогический процесс, построенный на циклической, причинной зависимости, при которой деятельность субъектов выступает как интегрирующий фактор, обеспечивающий эффективность самореализации подростка…» [3, с. 8]. Автор отмечает, что в основе взаимодействия лежат субъект-субъектные отношения, основанные на ориентационно-ценностном единстве [3, с. 12], и выделяет механизмы актуализации субъектной позиции участников: организацию «совместной деятельности, направленной на утверждение диалогического сотворчества»; включение «родителей и педагогов в процесс целеполагания и планирования воспитательной деятельности»; активное участие семьи и школы «в разнообразных социальных проектах гуманитарного содержания» [3, с. 9]. Составляя «интегративное единство целей, оценок, позиций», взаимодействие требует единства методов и средств воспитания, что способствует изменению представлений родителей об их роли в жизни ребенка и формированию ощущения своей значимости в его воспитании и жизни в целом [3, с. 13].

Практическая работа по совершенствованию системы взаимодействия семьи и школы-интерната осуществлялась на базе ОГКОУ «Школа-интернат № 91» г. Ульяновска. Основанием явились результаты констатирующего этапа эксперимента, которые показали недостаточный уровень удовлетворенности родителей процессом и результатом деятельности образовательной организации. Диагностика осуществлялась с помощью методики А.А. Андреева «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения». Диагностика показала, что 49% родителей считают, что помощь образовательного учреждения в воспитании детей оказывается на недостаточном уровне, 33% считают, что помощь оказывается на достаточном уровне, и только 18% оценивают помощь школы на высоком уровне. Такие результаты явились стимулом к поиску новых, отличных от традиционных для школьной практики, форм и методов сотрудничества, одним из которых стало проведение Дня открытых дверей.

Моделирование Дня открытых дверей осуществлялось в свете системного подхода, что способствовало качественному преобразованию отношений в системе «родитель – ребенок – педагог», и системы воспитательной работы в школе-интернате в целом [4]. Основными системными элементами являются цель, системообразующая деятельность (совместная деятельность всех участников образовательных отношений), субъекты деятельности и отношения между ними (родители, дети, педагоги), среда, освоенная субъектами отношений, управление реализацией Дня открытых дверей (Д.В. Григорьев, И.В.Кулешова, П.В. Степанов) [5].

Определение в качестве главной цели гуманизации отношений в системе «дети – родители – педагоги», преобразование ее в основной воспитывающий фактор воспитательной системы школы-интерната позволяют рассматривать День открытых дверей как одно из ключевых общешкольных дел [6]. Оно решает следующие задачи: управление и коррекция отношений между семьей и школой через осуществление взаимодействия на принципах равноправия и инициативного партнерства; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование процессов коллективообразования (коллектива родителей, детей и педагогического коллектива); развитие в школе-интернате соуправления и самоуправления родителей, детей и педагогов. Основным механизмом, обеспечивающим реализацию данных задач, является совместная деятельность как системообразующая, которая предполагает совместные с детьми и родителями планирование, разработку, проведение и анализ дела [7].

Процесс подготовки и организации события включал в себя ряд этапов [8]. Во-первых, необходимо создать инициативную группу из числа учителей, классных руководителей, родителей и детей, педагога-организатора, заместителя директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, социального педагога и директора. Инициативная группа осуществляет предварительный анализ и группировку запросов со стороны родителей. Среди запросов можно выделить запросы о приемах и методах работы со слепыми и слабовидящими детьми на уроках [9]; об особенностях усвоения детьми с нарушениями зрения содержания различных учебных предметов; об организации специальных условий реализации АООП; о посещении уроков, внеклассных мероприятий и занятий коррекционно-развивающей направленности и дополнительного образования школы-интерната и др.

На основе анализа запросов осуществляется коллективное целеполагание. Оно способствует осознанию всеми участниками образовательных отношений целей и задач мероприятия, его направленности и характера, при этом определяется возможная тема Дня открытых дверей, что позволяет задать тематику включаемых мероприятий. Примерные темы Дня могут касаться таких вопросов, как организация образовательной деятельности в школе, уклад жизни школы, государственная итоговая аттестация и подготовка к ней, самоуправление в школе-интернате, профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ, творческие достижения обучающихся школы-интерната, особенности реализации АООП в школе-интернате, организация коррекционных мероприятий и др.

На втором этапе, который можно условно назвать организационным, осуществляется определение классов, уроков, занятий, их тематики, а также общешкольных дел, которые могут посетить родители во время Дня открытых дверей. При необходимости на мероприятие приглашаются специалисты из других организаций для проведения «родительского лектория», семинара, вебинара, консультаций, мастер-классов и т.д.

Определяются день и время проведения мероприятия, составляются график и план проведения Дня открытых дверей, определяются маршруты движения родителей по школе-интернату, помещения, которые будут задействованы, осуществляется коррекция учебно-образовательного и воспитательного процессов. Предъявление информации должно сочетать в себе традиционное содержание и специально подготовленную информацию, отвечающую основным запросам родителей; отражать особенности обучения детей в школе; освещать основные направления работы образовательной организации, ее достижения в научно-методической работе, общественные официальные рейтинги, инфраструктуру, систему сетевого взаимодействия, достижения обучающихся в образовательной, творческой и спортивной деятельности, данные о положительных результатах рейтингов педагогического коллектива в творческих и профессиональных конкурсах. Особое внимание следует уделить разработке раздаточного и информационного материала (программ, листовок, карт движения по школе-интернату и т.д.), который должен дополнять содержание. Информацию о проведении Дня открытых дверей необходимо разместить на сайте образовательной организации и ее аккаунтах в социальных сетях.

После этого осуществляются составление сценариев мероприятий, планов уроков и занятий, подготовка аудиторий, кабинетов, залов и рекреаций образовательной организации.

Третий этап – проведение Дня открытых дверей – осуществляется на основании приказа директора школы-интерната, который утверждает план и график проведения мероприятия и ответственных лиц. Важно начать День ярким, но не длительным мероприятием, на котором освещаются цели и задачи события, предпосылки для его проведения, родители знакомятся с организационной схемой Дня, Программой дня, кратко освещается содержание основных этапов Дня. Это позволит установить контакт с посетителями, настроить их на положительный лад. Хорошим приемом на этом этапе может стать привлечение обучающихся к открытию мероприятия. Опыт показывает, что День открытых дверей может включать в себя разнообразные организационные формы, определение которых должно соответствовать этапам Дня: открытый урок, открытое занятие коррекционно-развивающей области или внеурочной деятельности, творческий концерт, мастер-класс, вебинар, семинар, лекторий, всеобуч, тренинг, организационно-деятельностная игра, собрание с «открытым микрофоном» и т.д.

Завершить День открытых дверей необходимо также общим собранием родителей, педагогов и детей, на котором можно подвести итоги дня, осуществить рефлексию, получить отзывы и ответить на вопросы родителей.

После проведения Дня открытых дверей важно осуществить заключительный этап, на котором инициативная группа проводит коллективный анализ. На его основе осуществляется более точное построение последующей деятельности по организации взаимодействия школы и семьи, развиваются рефлексивные способности всех участников образовательных отношений. Анализ осуществляется также в отношении чувств и мыслей участников, что наполняет событие осознанностью, личностным смыслом для каждого участника образовательных отношений [10].

Программа проведения Дня открытых дверей в ОГКОУ «Школа-интернат № 91»
г. Ульяновск.

9.15 – Регистрация участников «Ваш автограф» (дошкольные группы).

9.30 – 10.20 – Посещение праздника в дошкольных группах.

10.20 – 10.50 – Посещение мастер-класса в дошкольных группах.

11.45 – Регистрация участников «Ваш автограф» (школа).

12.00 – 12.40 – Посещение уроков.

13.00 – 13.40 – Посещение занятий коррекционно-развивающей области и внеурочной деятельности.

14.00 – 14.40 – Посещение занятия для родителей с детьми по курсам дополнительного образования: мастер-класс, арт-терапия и иное, целями которого являются объединение всех присутствующих на творческой мастерской, снятие эмоционального напряжения и усталости.

15.00 – Творческий концерт для всех участников Дня открытых дверей, который является его ярким завершением. В концерте принимают участие обучающиеся школы-интерната со своими творческими номерами, которые подготовлены педагогами дополнительного образования. В завершение концерта подводятся итоги Дня открытых дверей. Родителям предлагается оставить отзыв, организуется обратная связь с помощью «открытого микрофона». Прием «Слово дня» предполагает выражение родителями и детьми своего отношения к проведенному мероприятию одним словом. Прием «Фото Дня» – публикация на стенде в общедоступном месте фотографий с мероприятий Дня открытых дверей или создание на основе фотографий презентации или видеоролика.

Еще одним важным этапом организации и проведения Дня открытых дверей является выполнение тех решений, которые были приняты участниками образовательных отношений в ходе проведения мероприятия. Это закрепляет доверие, которое возникает на мероприятии, усиливает воспитательный потенциал взаимодействия между школой и семьей, переводит это взаимодействие на более продуктивный, глубинный уровень, необходимый для создания гуманистических отношений. Педагогический коллектив на этом этапе использует полученный опыт в дальнейшем взаимодействии с родителями воспитанников с ОВЗ, а также планирует проведение наиболее эффективных форм работы с семьями детей с нарушениями зрения [1].

Включение в образовательный процесс школы-интерната всех участников образовательных отношений с целью наиболее успешной социализации школьников с нарушениями зрения требует создания специальных психолого-педагогических условий через поиск и организацию новых форм и методов взаимодействия семьи и школы. Проведение Дня открытых дверей в нетрадиционном формате как коллективного творческого дела, организация его в аспекте системного подхода показали свою эффективность. Итоговая диагностика свидетельствует о положительной динамике. Число родителей, оценивающих помощь образовательного учреждения в воспитании детей на недостаточном уровне, снизилось на 19%, в то время как 43% родителей оценили помощь школы на достаточном уровне (положительная динамика – 10%) и 27% – на высоком уровне (положительная динамика – 9%). Проведение Дня открытых дверей позволило удовлетворить запросы родителей детей с ОВЗ, создать неформальную среду для взаимодействия семьи и школы, выявить основные потребности семей, организовать дальнейшую работу на принципах добровольности, соуправления, субъект-субъектности. С учетом этого перспективной видится организация творческих, тематических, деловых событий с семьями воспитанников школы-интерната, направленных на решение конкретных образовательных задач, обсуждение и согласование образовательных программ, социальных вопросов, связанных с обеспечением успешности жизнеустройства лиц с ОВЗ. Это позволит улучшить отношение к образовательной организации, повысить педагогическую культуру родителей, а педагогам даст возможность для более глубокой рефлексии собственной деятельности, что создает условия для эффективной социализации лиц с ограничениями здоровья.


Библиографическая ссылка

Котельникова Р.А., Федорова С.А. ДЕНЬ ОТРЫТЫХ ДВЕРЕЙ КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31889 (дата обращения: 14.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674