Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Коваленко Е.И. 1
1 БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный университет»
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования имиджа будущих врачей специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», а также ординаторов (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Дано описание преподаваемой дисциплины «Имидж в профессии» для студентов медицинского института Сургутского государственного университета. Указано содержание таких разделов дисциплины, как «Основы имиджелогии», «Деловое общение», «Невербальные средства общения», «Служебный этикет», «Просветительская работа врача», а также используемых оценочных средств. Представлены результаты сравнительного анализа студентов второго курса и клинических ординаторов первого года обучения, изучавших дисциплину на втором курсе. В исследовании для определения уровня имиджа был использован тест «Ваш имидж», оценка имиджа проводилась по 60 качествам и составляющим имиджа. В ходе анкетирования отмечено, что на втором курсе по программе специалитета и первом году обучения по программе ординатуры встречаются обучающиеся с низким, средним и высоким уровнем имиджа. Работа по формированию профессионального имиджа должна осуществляться на протяжении всех лет обучения в вузе и в последующей практической деятельности. Именно такой подход позволит создать положительный имидж, подчеркивающий лучшие качества специалиста – как личностные, так и деловые.
имидж врача
формирование имиджа
дисциплина
анкетирование
1. Пасечник И.П. Профессиональный имидж врача: необходимость вынужденная или осознанная? // Новости медицины и фармации. 2013. № 10 (461). С. 12-13.
2. Васкес Абанто Х.Э., Васкес Абанто А.Э. Имидж медика: случайный стиль поведения или необходимый элемент самосовершенствования // Качественная клиническая практика. 2015. № 3. С. 89-96.
3. Савункина А.А. Имидж медицинского работника. Учебно-методическое пособие: часть I. Краснодар, 2014. 68 с.
4. Vazquez Abanto J.E., Vazquez Abanto A.E., Arellano Vazquez S.B. Formation of professional image of a doctor. The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2015. № 2. С. 129-132.
5. Коваленко Е.И. Преподавание дисциплины «Имидж в профессии» для студентов медицинского вуза // Фундаментальные и прикладные проблемы здоровьесбережения человека на Севере: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции
(г. Сургут, 10 декабря 2021 г.). 2022. С. 239-242.

В настоящее время для современного врача стало актуальным формирование имиджа как основы личностного и профессионального роста. Мы можем представить имидж будущего врача как комплексную характеристику, которая отражает систему целенаправленно и сознательно созданного образа. Данный образ состоит из взаимосвязанных компонентов: внутренних (компетентность, профессионализм, культура, интеллект, эрудиция и т.д.), внешних (индивидуальный стиль, аксессуары, хорошие манеры, элегантность и т.д.) и процессуальных (общительность, решительность, тактичность, уверенность, эмоциональность и т.д.), формирование которых обусловлено чаще всего особенностями профессиональной деятельности.

Имидж (англ. image – «образ», от лат. іmago – «имитировать») – целенаправленно сформированный образ кого-либо или чего-либо, содержащий некоторые ценностные характеристики и призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию [1]. В структуре имиджа выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внутренний компонент представлен психологическим понятием «Я-концепция», формирование которой происходит в течение всей жизни и включает представления личности о себе, представления о том, какое впечатление она производит на окружающих, и реакцию человека на «обратную связь» с окружающими [1]. Внешний компонент имиджа состоит из габитарного, кинетического, ментального, коммуникативного и средового имиджа [2]. Выделяют также такие слагаемые имиджа, как нравственная надежность медицинского работника, профессионализм и компетентность, гуманитарная образованность медицинских работников [3]. Профессиональный имидж врача - это образ, который полностью соответствует специфике профессии, это впечатление о специалисте, которое создается у его пациентов, коллег, руководителей и подчиненных. Формирование профессионального имиджа - это умение создать положительный образ, который подчеркнет лучшие качества специалиста – как личностные, так и деловые [2].

Цель исследования: провести сравнительный анализ уровня имиджа студентов второго курса и клинических ординаторов первого года обучения медицинского института, обучающихся в БУ ВО «Сургутский государственный университет».

Материалы и методы исследования

Преподаваемая для студентов медицинского института Сургутского государственного университета с 2013 г. дисциплина «Имидж в профессии» направлена на получение знаний и навыков в части формирования имиджа врача. Целями изучения дисциплины «Имидж в профессии» являются формирование у студентов представления о систематизации полученных знаний в области профессионального имиджа врача, практических навыков для саморазвития, самореализации, самообразования, а также использования творческого потенциала в просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни пациентов и членов их семей; формирование навыков делового общения для работы врача в коллективе, формирование толерантности восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий членов общества. Общий объем дисциплины составляет 108 часов, из них 48 часов отводится на аудиторную работу преподавателя с обучающимися в виде лекционных и практических занятий и 60 часов – на самостоятельную работу.

Содержание дисциплины «Имидж в профессии» составлено с учетом компонентов имиджа и включает следующие разделы: «Основы имиджелогии», «Деловое общение», «Невербальные средства общения», «Служебный этикет», «Просветительская работа врача».

Габитарный имидж – это внешний вид человека. На формирование данного имиджа направлен раздел дисциплины «Основы имиджелогии». Полученные знания по разделу позволяют приобрести представление о профессиональном имидже врача, об области его применения, включающем как высокий уровень теоретической подготовки и профессионального мастерства, так и опрятный внешний вид специалиста, способность соблюдать этикет, учтивое общение с пациентами, коллегами, наличие эмпатии, тактичности, вежливости, умение обеспечить неприкосновенность врачебной тайны. От сформированного делового имиджа будет зависеть способность врача расположить к себе пациента и эффективно вести прием [4]. Врач должен уметь подать себя (самопрезентация), уметь одеваться в соответствии с ситуацией, производить благоприятное впечатление, взаимодействовать с коллегами и руководством для достижения поставленной цели. Именно составляющие атрибуты внешнего вида, такие как чистая и опрятная одежда, чистота тела, гигиена полости рта, наличие определенного профессионального делового стиля и манеры поведения медицинского работника, должны стать решающими факторами в формировании готовности пациента и общества действовать по отношению к врачу с положительным настроем и предрасположенностью. Внешний вид обусловливает и психологическую установку пациента, его родственников, самих медиков, руководителей диагностических и лечебно-профилактических учреждений и всех участников медицинских взаимоотношений на эффективное стремление к коммуникации и преодолению препятствий [4].

На формирование коммуникативного имиджа направлен раздел дисциплины «Деловое общение». Коммуникативный имидж – это умение врача общаться с пациентами, их родственниками, коллегами и младшим медицинским персоналом. Навыки общения с пациентом являются базовыми для врача и позволяют ему избежать жалоб со стороны пациентов, повысить удовлетворенность врача и пациента итогами личной беседы и приема пациента. Врач должен уметь определять темперамент пациента, давать характеристику основным психологическим типам личности, владеть приемами установления контакта с пациентами. В процессе общения врач должен уметь слушать, выстраивать беседу, правильно и последовательно формулировать вопросы, проявлять толерантность, контролировать свое поведение, сохранять уверенность и такт. Молодой специалист, обладающий профессиональной коммуникабельностью, поставит диагноз быстрее и, соответственно, предложит адекватное лечение, эффективнее обучит пациентов регулярно контролировать состояние своего здоровья и, проявляя к пациенту уважение и эмпатию, сведет к минимуму число негативных отзывов и жалоб.

Также формированию коммуникативного имиджа способствуют знания, полученные в процессе изучения раздела «Просветительская работа врача», которые необходимы для формирования основ медико-просветительской деятельности специалиста. Врач должен владеть различными методами, используемыми в просветительской работе. Под методами понимаются основные способы проведения мероприятий, формирующих осознанное и правильное отношение пациентов к своему образу жизни, здоровью, взаимодействию с врачом. Использование устного метода чаще всего применяется при проведении лекций – эпизодических или цикловых. Пациентов информируют о признаках болезни, опасности самодиагностики и самолечения, мерах профилактики заболевания. Такой устный метод, как беседа, требует от врача более качественной и трудоемкой подготовки. Использование наглядного метода профилактической работы позволяет врачу представить графические компьютерные средства, натуральные объекты, муляжи, макеты, модели, формирующие у пациента внимательное отношение к личному здоровью и потребность своевременного обращения за медицинской помощью и консультациями. Также при проведении медико-просветительской работы врач может применять комбинированный метод, включающий проведение выставок, посвященных сохранению и укреплению здоровья, сочетающихся с лекциями, беседами, консультацией [5].

Формирование кинетического имиджа связно с разделом дисциплины «Невербальные средства общения». Данный раздел необходим для формирования у студентов представлений о различных системах невербальной коммуникации. Студенты получат знания о таких системах, как оптико-кинетическая система, акустическая система, такесическая система, проксемическая система, ольфакторная система. Невербальные средства общения дополняют содержание речи, сообщают об отношении к собеседнику, так как выражают чувства говорящего, позволяют судить о самом человеке, о его состоянии, о его психологических качествах, также могут указать на особенно важные моменты в процессе общения.

Ментальный имидж человека включает в себя мировоззрение, принципы, этические установки, религиозные убеждения. Формированию данного имиджа будут способствовать знания, полученные из раздела «Служебный этикет». Служебный этикет – это нормы служебного общения. Этикет – это свод негласных правил и предписаний, определяющих отношения между людьми. Врачу необходимо соблюдать принципы делового этикета, такие как честность, пунктуальность, конфиденциальность, доброжелательность и приветливость, внимание к окружающим, имидж, грамотность и профессионализм. Также для врача важно соблюдение норм этикета, таких как вежливость, тактичность, уважение, скромность, деликатность. Соблюдение этикета является важнейшей составляющей процесса формирования имиджа врача.

Средовой имидж – это среда обитания, кабинет врача и обстановка в нем – организация коммуникативного пространства, все, что может рассказать об образе человека. На формирование данного имиджа могут повлиять общие знания, полученные в процессе изучения дисциплины «Имидж в профессии».

Для подготовки к практическим занятиям и выполнения заданий по дисциплине «Имидж в профессии» на электронной платформе Moodle размещен учебно-методический материал. Он содержит методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, гиперссылки на учебники и учебные пособия, материалы лекций, темы рефератов, список вопросов к занятию, тесты и задания. Результаты обучения оценивались с помощью таких оценочных средств, как тестирование по разделам и темам дисциплины, защита реферата, выполнение заданий по дисциплине [5].

Преподавание данной дисциплины позволило заложить основы для дальнейшего формирования имиджа будущего врача.

В анкетировании приняли участие 294 респондента: 72 студента второго курса 2018/2019 учебного года, 68 студентов второго курса 2020/2021 учебного года, 78 студентов второго курса 2021/2022 учебного года специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия»; 76 ординаторов специальностей «Хирургия», «Травматология и ортопедия», «Онкология», «Инфекционные болезни», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Эндокринология», «Неврология», «Анестезиология – реаниматология», «Клиническая лабораторная диагностика», «Психиатрия – наркология», «Сердечно-сосудистая хирургия».

В исследовании для определения уровня имиджа был использован тест «Ваш имидж» из учебного пособия «Деловая этика» автора М.Г. Подопригора.

Оценка имиджа проводилась по 60 качествам (аккуратность, искренность, общительность, ответственность, самообладание, тактичность, решительность, терпение, уверенность в себе, эрудированность и др.) и составляющим имиджа (запоминающаяся внешность, культура, обаяние, костюм, прическа, обувь, походка, приятный тембр голоса, индивидуальный стиль, оригинальность мышления, развитый интеллект, профессионализм, компетентность и др.). Студентам и ординаторам необходимо было внимательно изучить список и оценить составляющие собственного имиджа по пятибалльной шкале. Перечень качеств составлен на основе структуры имиджа, включает четыре блока: процессуальная составляющая, внутренняя составляющая имиджа, внешняя составляющая, ядро имиджа. Задача студентов и ординаторов заключалась в необходимости обратить свое внимание на качества и составляющие имиджа, которые имеют наибольшее значение для их профессиональной деятельности и, если в этом есть необходимость, начать развивать и корректировать их.

Результаты исследования и их обсуждение

В анкетировании принимали участие студенты и ординаторы, изучавшие дисциплину «Имидж в профессии». После проведенного анализа анкетирования были получены следующие результаты (табл. 1 и 2, рис.). Как показали результаты исследования, 40,3% студентов 2018/2019 учебного года, 39,7% студентов 2020/2021 учебного года и 42,3% студентов 2021/2022 учебного года оценивают уровень имиджа как высокий, в то время как 59,7%, 60,3% и 57,7% оценивают свой имидж как низкий и средний. Таким образом, работа по формированию профессионального имиджа должна осуществляться на протяжении всех лет обучения в вузе и в последующей практической деятельности.

Таблица 1

Уровень имиджа студентов второго курса

Год обучения

Количество студентов

(второй курс)

Уровень имиджа%

Низкий

Средний

Высокий

2018/2019

72

8,3

51,4

40,3

2020/2021

68

4,4

55,9

39,7

2021/2022

78

11,5

46,2

42,3

По результатам анкетирования ординаторов (табл. 2) видно, что только 42,1% обучающихся оценили свой имидж высоко, такой результат связан с тем, что ординаторы с осторожностью отнеслись к оценке таких параметров, как «компетентность», «профессионализм», «ответственность», «обучаемость», «общительность», «самообладание», «терпение», учитывая 6-летнее обучение и полученные знания, и не поставили себе максимальный балл.

Таблица 2

Уровень имиджа ординаторов первого года обучения

Год обучения

Количество ординаторов

(первый год обучения)

Уровень имиджа%

Низкий

Средний

Высокий

2021/2022

76

10,5

47,4

42,1

 

Уровень имиджа студентов, ординаторов, %

Выводы

1. Анкетирование проводилось на момент окончания студентами второго курса обучения, а это значит, что им еще предстоит формировать свой имидж в течение всего профессионального пути на основе полученных знаний по дисциплине «Имидж в профессии» в соответствии с этапами формирования имиджа, а также с учетом всех его компонентов.

2. Не все ординаторы, изучавшие дисциплину «Имидж в профессии» на втором курсе, определили свой имидж как высокий. Это обусловлено осознанием ординаторов (с опорой на полученные знания и собственный опыт) необходимости постоянного самоконтроля и работы над собой, в том числе и сознательной коррекции имиджевых составляющих – совершенствование навыков и различного рода умений, внешнего вида и поведения с учетом профессиональной этики.

3. Принимая во внимание важность своевременного формирования имиджа врача, начиная с 2021/2022 учебного года в соответствии с учебным планом ФГОС ВО дисциплина «Имидж в профессии» преподается студентам медицинского института СурГУ на первом курсе.


Библиографическая ссылка

Коваленко Е.И. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ОРДИНАТОРОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31887 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674