Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Картушина Л.Е. 1 Узденова С.Б. 1
1 Филиал Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки
В статье представлены результаты исследования, целью которого было установление влияния предложенной модели внедрения эковолонтерской деятельности на показатели успеваемости учащихся, опыт повышения результативности образовательного процесса посредством эковолонтерской деятельности. Организация исследования и апробация модели осуществлялись с применением комплексного подхода в деятельности эковолонтеров – студентов среднего профессионального образования филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Ессентуки и Национального парка «Кисловодский». В основу модели эковолонтерской деятельности была положена концептуальная идея о сбалансированности сочетания практического, образовательного и творческого блоков, включающих в себя гибкую систему целенаправленных и взаимодополняющих мероприятий. Каждый из блоков был ориентирован на формирование общей грамотности и культуры посредством осуществления общественно полезной деятельности и интеграции осваиваемых в ходе нее знаний, умений и навыков в учебный процесс образовательного учреждения. Применены комплекс соответствующих целевым ориентирам методов исследования (теоретический и сравнительный анализ, педагогическое наблюдение и эксперимент, методы математической статистики) и репрезентативность выборки участников педагогического эксперимента, интегрированные в адекватные временные рамки. Обобщены результаты исследования, которые могут иметь практическое применение в виде предложенной модели, реализуемой в образовательном процессе.
волонтерство
экология; студенты
учебно-воспитательный процесс
академическая успеваемость
1. Прохожев А.А., Веряскина Н.В., Можачкина-Грибанова А.Ю. Экологическое волонтерство как одна из форм волонтерского движения в России // Волонтерство в России: отечественный опыт и современность. М, 2020. С. 268-278.
2. Дорохова Н.В., Шамаилова Р.Х. Экологическое волонтерство как перспективный инструмент развития экологического туризма // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: Экологические проблемы рекреационного использования горных лесов. 2021. С. 83-86.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 № 15-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 12.06.2022).
4. Федоров А.С., Зотова В.А. Модель школьного добровольческого отряда: методическое пособие. М.: Издательство «Перо», 2018. 101 с.
5. Шмидт Джон Дж., Агеева В. Программы «умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи // Волонтер. 2013. №1-2. С. 41.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 12.06.2022)
7. Никишина С.Н., Лебедева В.Н. Реализация экологической грамотности обучающихся посредством экологического волонтерства // Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций: Конференциум АСОУ. 2019. № 1. С. 230-240.
8. Ильясова Э.И. Феномен педагогического наследия К.Д. Ушинского // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2019. №5(9). С.26-33.
9. Гасанова Р.Р., Маркова Г.А.. Современные методы педагогических взглядов А.С. Макаренко // Современное педагогическое образование. 2019. №11. С.9-12.
10. Князев Е.А. Педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. К 100-летию со дня рождения // Гаудеамус. 2018. Т.17. №37. С.63-68.
11. Сайфуллин Ф.А Педагогический опыт В.Ф. Шаталова // Ядкяр. 2008. №2(42). С.73-83.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.06.2022)
13. Шабанова М.А. Добровольные и вынужденные адаптации // Свободная мысль. 1998. № 1. С. 16.

В сложившихся реалиях современного образования вопрос совершенствования образовательной деятельности, ориентированной на формирование гармоничной личности человека, является приоритетным. Главными задачами образовательного процесса всегда были и остаются: осознанное овладение знаниями, развитие самостоятельного мышления и творческой активности, формирование общей культуры молодого человека [1, с. 277]. Решение перечисленных задач осуществляется с учетом индивидуальных особенностей студентов путем применения дифференцированных форм обучения, создания педагогических условий для творческой деятельности студентов, формирования у них чувства социальной ответственности и соблюдения норм человеческой морали.

Действенным рычагом воспитания и обучения студентов является концепция использования эковолонтерства, направленного на повышение у них уровня общей культуры и грамотности, стимулирование самореализации и гражданской активности. Многоаспектность, обусловленная междисциплинарностью, социально полезная деятельность эковолонтеров как сфера воспитательной работы способствуют решению ряда образовательных задач: приобретению трудовых навыков, интеллектуальному развитию за счет обогащения новой информацией, социализации и самоорганизации в рамках гуманистического воспитания подрастающего поколения [2, с. 84].

Понятие «волонтерство» следует рассматривать в качестве процесса объединения людей, связанных между собой значимостью общественно полезного труда. В Федеральном законе от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (далее – Закон № 15-ФЗ) регулируется деятельность волонтеров в каждом отдельном субъекте РФ, ориентированная на привлечение к добровольческой деятельности, и предлагается определение термина «волонтерство»: «… сугубо добровольная деятельность, реализуемая путем выполнения всевозможных услуг и работ, не противоречащим настоящим Федеральным законом» [3]. В контексте представленного в Законе № 15-ФЗ определения эковолонтерская деятельность включает в себя широкий спектр разнообразных общественно полезных дел по сохранению и приумножению природного богатства. Основу эковолонтерства составляют люди, поэтому развитие и обучение детей и подростков способствует передаче «волонтерской эстафетной палочки» следующим поколениям на систематической основе. В связи с этим развитие волонтерства в образовательных учреждениях выступает неотъемлемым и значимым фактором реализации государственной политики в деятельностной сфере развития России.

Цель исследования заключалась в установлении влияния авторской модели внедрения эковолонтерской деятельности на показатели успеваемости учащихся и образовательный процесс в целом.

Материалы и методы исследования. Обращаясь к данным, представленным в научно-информационных источниках, в которых освещены данные, в рамках темы настоящего исследования, мы находим мнения, высказанные отечественными авторами научных трудов по проблематике волонтерства. В частности, согласно мнению А.С.Федорова и В.А.Зотовой [4, с. 56], волонтерство представляет собой важный ресурс для реализации программы обучения и социализации подрастающего поколения, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации инициатив, следуя общероссийским образовательным трендам.

Ведущий эксперт по так называемому умному волонтерству в США Ш.Биллинг в своих исследованиях научно обосновал его влияние на личностное и социальное развитие молодого человека, на его академическую успеваемость и формирование гражданской ответственности. В ходе исследований он пришел к выводу, что «умное волонтерство» способствует улучшению коммуникативных взаимодействий между педагогами и воспитанниками, укреплению товарищеских взаимосвязей, улучшению психологического климата в учебном коллективе [5, с. 41]. Его мнение не противоречит целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования, в соответствии с которыми значимым в формировании личностных характеристик обучающегося является освоение им «...умения действовать самостоятельно и нести ответственность за свои действия перед семьей и обществом с целью проявления инициативы и независимости в различных видах деятельности» [6].

Следует акцентировать внимание на том, что образовательный процесс объединяет два аспекта деятельности педагога: учебный и воспитательный, каждый из которых обладает своей ценностью и значимостью. Они неразрывно связаны друг с другом, взаимозависимы, направлены на формирование гармоничной и целостной личности. Процесс освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков реализуется в ходе обучения, организация которого требует ответа на вопрос: каким образом осуществлять трансляцию информации с сохранением высокого уровня учебно-познавательной мотивации учащегося.

В рамках второго компонента – воспитания, под которым принято понимать передачу накопленного опыта (нравственного, трудового, физического, правового) от старших поколений к младшим, осуществляется деятельность, ориентированная на формирование и развитие личности учащегося. Таким образом, в совокупности двух компонентов достигается основная цель образовательного процесса – формирование определенных знаний, взглядов, убеждений, установок, нравственных ценностей и политической ориентации, т.е. подготовка учащегося к жизни в обществе и в мире. Результативность педагогического воздействия на молодого человека определяется уровнем профессионализма педагога, деятельность которого ориентирована на формирование у обучаемого заданных качеств [7, с. 238]. Все перечисленные составляющие воспитательного процесса являются частью целостного образовательного процесса, объединяющего обучение и воспитание, реализация которого осуществляется путем трансляции и мотивированного освоения «внешних» по отношению к личности знаний, норм, правил поведения, что в дальнейшем переходит в убеждения и норму жизни.

Современные цели образовательного процесса также динамичны в адаптации к изменяющимся потребностям современного общества, характеризующегося возрождением гуманистических задач обучения, сформулированных К.Д.Ушинским [8] и развитых в научных трудах лучших советских педагогов, таких как А.С.Макаренко [9], В.А.Сухомлинский [10], В.Ф.Шаталов [11] и др. Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12], можно сказать, что ведущей целью воспитания является «… формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессиональной деятельности», т.е. обеспечение самоопределения личности путем создания условий для ее самореализации [12, с. 134]. Приоритетная роль во взаимодействии принадлежит воспитателю, профессиональная деятельность которого должна обеспечивать организацию мотивационной сферы и познавательной деятельности во взаимосвязи воспитуемого с коллективом и с окружающей средой, что становится возможным при организации эковолонтерства. Многоаспектность деятельности эковолонтеров достигается путем включения множества научно-познавательных и творческих мероприятий с последующей интеграцией знаний и умений в образовательный процесс. Главным аспектом интеграции в образовательный процесс эковолонтерской деятельности можно считать формирование грамотного, гуманного, думающего человека, характеризующегося наличием активной гражданской позиции [13, с. 16].

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из примеров комплексного подхода к данной деятельности являются эковолонтеры Национального парка «Кисловодский», в состав которых входят студенты среднего профессионального образования (далее – СПО) Филиала Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ) в городе Ессентуки. В основе их эковолонтерской деятельности лежит концептуальная идея о сбалансированности сочетания практического, образовательного и творческого блоков, включающих в себя гибкую систему целенаправленных и взаимодополняющих мероприятий. Каждый из блоков ориентирован на формирование общей грамотности и культуры посредством осуществления общественно полезной деятельности и интеграции осваиваемых в ходе нее знаний, умений и навыков в учебный процесс образовательного учреждения (рис. 1).

Результаты:
­	получение знаний, составляющих базовые представления об окружающем мире и процессах, происходящих в нем;
­	формирование экологического императива природоориентированного поведения;
­	развитие навыков в поддержании устойчивого познавательного интереса к науке и исследовательской деятельности с применением современных методик и оборудования;
­	формирование умений реализации методик личностного роста, креативного подхода, активной гражданской позиции в решении проблем современности, в частности экологических, и т.д.

Рис. 1. Модель тематических блоков эко волонтерской деятельности студентов

К реализации мероприятий по совершенствованию учебно-познавательного процесса посредством интеграции эковолонтерской деятельности привлекались специалисты различного профиля: педагоги высшего, дополнительного образования эколого-биологической направленности, научные сотрудники и специалисты экологического просвещения особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ), работники учреждений культуры. Такая консолидация усилий позволила студентам-эковолонтерам освоить разносторонние знания и приобрести соответствующие направленности деятельности умения и навыки, оказавшие положительное влияние на образовательный процесс в целом и академическую успеваемость в частности. Основанием для заключения стали результаты, полученные в ходе исследования, целью которого явилось установление результативности предложенной модели внедрения эковолонтерской деятельности, отраженной в показателях успеваемости студентов. В педагогическом эксперименте, длящемся на протяжении 2021/2022 учебного года, приняли участие 60 студентов СПО групп (3 учебные группы). Все участники перед началом педагогического эксперимента были распределены на две группы: экспериментальная группа (ЭГ, n=30), контрольная группа (КГ, n=30).

С первых дней обучения студентам было предложено подключиться к эковолонтерскому движению. На первом этапе педагогом была поставлена цель – сформировать у студентов заданные качества, привлечь внимание к реализуемой ими деятельности и заинтересовать в ней. Задача формирования устойчивой мотивации у студентов решалась на протяжении реализации содержания всех блоков. Постепенно инициатива была подхвачена эковолонтерами, которые самостоятельно предлагали и проводили общественно значимые мероприятия на территории ООПТ. Научная работа по экологическим методам защиты культурных растений и мониторингу состояния водных ресурсов парка проводилась под руководством специалистов научного отдела Национального парка «Кисловодский» Виктории Викторовны Юферевой, Татьяны Николаевны Ярыльченко и руководителей – кураторов групп. Во время констатирующего этапа был определен уровень академической успеваемости. В ходе проведения формирующего этапа педагогического эксперимента были выявлены положительные изменения в показателях успеваемости студентов во всех группах. Все данные, зафиксированные на этапах педагогического эксперимента, были подвергнуты анализу и интерпретации посредством методов математической статистики (рис. 2).

Рис. 2. Результаты академической успеваемости студентов-эковолонтеров, баллы

Проверка степени достоверности полученных на констатирующем вводном этапе педагогического эксперимента результатов осуществлялась непараметрическим методом вычисления коэффициента корреляции К.Пирсона или критерия согласия («Хи-квадрат»), позволяющего сравнить распределение объектов двух независимых выборок по состоянию некоторого свойства на основе измерений по шкале наименований этого свойства. На основании расчетов, в ходе которых было осуществлено сравнение двух групп, можно заключить, что значимые различия между указанными группами отсутствуют (χ2фактическое<χ2табличное; α = 0,05 c2табличное = 5,99). Полученные в ходе констатирующего этапа данные свидетельствуют об одинаковом распределении студентов по группам по степени их академической успеваемости. Повторное вычисление коэффициента корреляции К.Пирсона на формирующем этапе педагогического эксперимента продемонстрировало наличие достоверно значимых различий между показателями успеваемости студентов ЭК и КГ (χ2фактич. = 22,78> χ2таблич.), что позволило сделать вывод о результативности разработанной модели эковолонтерской деятельности, внедренной в образовательный процесс.

Заключение. Согласно данным, представленным на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что во всех экспериментальных группах положительные изменения очевидны. Так, в группе 1 увеличение среднего балла академической успеваемости студентов-эковолонтеров составило 0,4 балла, в группе 2 – 0,7 балла, в группе 3 – 0,3 балла.

Таким образом, во всех трех группах общий прирост значений среднего балла академической успеваемости составил 0,47 балла, что, на наш взгляд, можно считать значимым достижением. Достоверность полученных результатов определялась путем применения комплекса адекватных целевым ориентирам методов исследования и репрезентативностью выборки участников педагогического эксперимента. Кроме количественных показателей, следует указать на качественные изменения, отмеченные педагогами, задействованными в педагогическом эксперименте, среди которых: активное включение студентов в общественную жизнь института, сплочение коллектива волонтеров, улучшение общего самочувствия. Результаты исследования позволили нам констатировать правильность выбранной стратегии по достижению главной цели образовательного процесса – формированию умственного, нравственного, трудового, эмоционального и физического развития личности. Однако полученные результаты не отвечают на все научно-исследовательские, организационные и учебно-методические вопросы, которые требуют более подробного изучения, планируемого нами в дальнейшем.


Библиографическая ссылка

Картушина Л.Е., Узденова С.Б. МОДЕЛЬ ЭКОВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31881 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674