Проблема межнациональных отношений всегда считалась для нашей страны актуальной в связи с многонациональным составом России. В условиях современного поликультурного общества часто общение носит межэтнический характер, что является причиной необходимости построения в учебном заведении полиэтнической образовательной среды, способствующей формированию этноориентированной, поликультурной личности. При этом должны учитываться возрастные особенности студентов, а также специфика их будущей профессиональной деятельности, направленной на общение и взаимодействие с людьми.
Целью исследования является рассмотрение педагогических условий развития толерантности и культуры межнационального общения среди студентов в условиях поликультурного современного общества.
Для решения обозначенной цели целесообразно решить следующие задачи:
- обосновать необходимость развития толерантности и культуры межнационального общения у студентов в условиях современного поликультурного общества;
- описать особенности культуры межнационального общения будущих специалистов - юристов в условиях поликультурной образовательной среды;
- выявить педагогические условия, способствующие развитию толерантности и культуры межнационального общения у студентов.
Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки теоретических положений использовались следующие методы научного исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы по теме; анализ учебно-программной и нормативной документации; обобщение, абстрагирование, сравнение; педагогическое наблюдение.
Анализ научной литературы показал, что проблема развития толерантности и культуры межнационального общения студентов рассматривалась в ряде работ Л.М. Дробижевой [1], Г.У. Солдатовой [2], А.С. Кац [3] и др. При этом актуальность её на сегодняшний день по-прежнему не утрачена.
Практическая значимость исследования определяется тем, что использование результатов исследования будет способствовать развитию толерантности и повышению культуры межнационального общения студентов в условиях поликультурной образовательной среды.
Результаты исследования и их обсуждение
Этническая толерантность и межнациональное общение студентов в условиях поликультурной образовательной среды
Национальная идея России сегодня - это принципы, пронизывающие все сферы общественной жизни, которые отстаивают идеи справедливости, высших моральных и нравственных ценностей в едином социокультурном пространстве, существующем вне этнических и национальных противоречий, конфликтов и напряжённости.
В этой связи воспитанию подрастающего поколения должно быть уделено максимальное внимание. Идеи, основанные на патриотизме, не должны превращаться в воспоминания о героическом прошлом нашей страны. Они в немалой степени должны быть ориентированы на её будущее. И то, каким оно будет, зависит от сегодняшних мальчиков и девочек. Выбирая сферу интересов, определяясь с будущей профессией, молодые люди, сами того не замечая, вносят вклад в развитие будущего государства и общества. Условия, в которых молодёжи приходится взрослеть, ставят перед ней не простые задачи. Необходимость межнационального, межэтнического взаимодействия в многонациональном государстве сегодня особенно актуальна как на территории российского государства, так и за её пределами. В условиях глобализации, несмотря на сложности изоляции России, будущим специалистам предстоит сотрудничество как в зоне профессиональных интересов, так и в социокультурном взаимодействии. От того, насколько они будут готовы реализовать полученные знания, умения и навыки, напрямую зависят перспективы экономического развития государства в целом, и их профессиональная востребованность в частности. Успешность данного взаимодействия напрямую коррелирует с толерантностью - т.е. «терпимостью по отношению к "другому", принятием непохожего на себя» [4, с. 17].
С этой позиции этническая толерантность формулируется как готовность студентов к общению, в том числе и профессиональному, исключающему проявление какой-либо неприязни к представителям любых наций.
Важно отметить, что толерантность рассматривается не в контексте «уступки, снисхождения, безразличия», а как признание равных прав в свободе мыслей, убеждений, поступков. Этническую толерантность следует рассматривать как проявление терпимости к образу жизни представителей других этнических общностей, групп и личностей, их поведению, этническим традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Цель этнической толерантности – достижение межнационального примирения, снятие негативных тенденций в сфере межнационального общения через развитие межкультурных контактов, признание и уважение существования культурных, этнических, религиозных отличий.
Отметим, что слово «толерантность» воспринимается скорее как «западный» и чуждый для нашей страны термин. Действительно о толерантности в целом, и в частности в вопросах межнационального общения, в Советском Союзе говорить не было необходимости. Это понятие появилось гораздо позже, с распадом СССР и изменениями в экономической, социальной, политической и культурной сферах общества, которые изменили привычный взгляд на вопросы межнационального общения. Система образования СССР воспитывала молодежь того времени, основываясь на принципах дружественных отношений разных национальностей. Акценты на национальной принадлежности в негативной интерпретации вообще отсутствовали [5, с. 25].
В «Большой советской энциклопедии» указано, что «советский народ - это историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма; возникла … в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоёв, всех наций и народностей» [6, с. 17]. Любые попытки разобщения национальностей жестко пресекались властями.
Таким образом, принятие иного, другого, отличного от себя индивида, мнения, взгляда и воспитание этих качеств у подрастающего поколения не представляло интереса, и соответственно, не являлось целью для государства, и соответственно, образования. Распад Советского Союза обнажил этнические противоречия, существование которых не представляло интереса совсем недавно. Отсутствие к ним должного внимания на протяжении длительного периода привело к тому, что сегодня государство вынуждено предпринимать огромные усилий для создания единого пространства, комфортного и пригодного для проживания и пребывания в его пределах как граждан РФ, так и представителей других государств. Противоречия и конфликты сегодня влияют не только на все сферы общественной жизни, тормозя их развитие, но и в целом вызывают тревогу за будущее России. Поэтому современные реалии обозначили одну из задач современного образования, в основе которой должна находиться идея безопасного, мирного существования различных народов.
Особенности культуры межнационального общения будущих специалистов - юристов в условиях поликультурной образовательной среды
Специфика культуры межнационального общения будущего юриста обоснована тем фактом, что основная задача юриста – защита нарушенных прав и свобод человека. Выстраивание добрососедских отношений и конструктивного диалога нам кажется возможным только при условии развития относительно высокого уровня этнической толерантности будущих специалистов. Данное качество окажет благотворное влияние на умение и способность выслушать своего оппонента, возможность посмотреть на ситуацию глазами своего клиента и решить профессиональные задачи законным путём, повышая культуру межнационального общения будущего юриста [4, с. 60].
Будущему специалисту-юристу в своей профессиональной деятельности жизненно необходимо принятие, взаимодействие и сотрудничество. Следовательно, от того, насколько результативной будет организация процессов межнационального общения, напрямую зависит эффективность профессиональной деятельности в целом. Таким образом, будущему специалисту с целью профессионального успеха важно устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий, развивать культуру межнационального общения.
Представляется, что высокий уровень толерантности и культуры межнационального общения позволит студенту найти верные модели поведения, основанные на принципах развития добрососедских отношений, взаимного доверия, поддержания атмосферы мира и согласия, устранения неприязни к людям, отличающимся цветом кожи, языком, традициями, вероисповеданием, ценностями, культурой.
В основе развития толерантности и культуры межнационального общения студента находится этническая идентичность - т.е. осознание себя как представителя конкретной нации с типичными для своего народа характеристиками, носителя определенной культуры, с традициями и обычаями. Важно в процессе профессиональной подготовки обосновать значение культуры межнационального общения для успешной профессиональной деятельности.
В связи с особенностью профессиональных обязанностей, в результате обучения будущему юристу необходимо овладеть, помимо непосредственно профессионально важных качеств, также умением устанавливать межличностные контакты, в основе которых открытость, внимание друг к другу, солидарность, готовность идти на компромисс с людьми независимо от их этнической принадлежности, что невозможно без проявления толерантного отношения.
Проблема развития толерантности наиболее остро обозначена в поликультурных регионах России, таких как Краснодарский край, который населяют представители более 120 национальностей. Данный регион исторически отличается высоким уровнем этнической толерантности, однако случаи конфликтов на почве национальной неприязни встречаются достаточно часто [4, с. 41]. Еще острее проблему межэтнической напряженности обеспечили миграционные процессы, протекающие в регионе в последние десятилетия.
В поликультурном пространстве могут сосуществовать не только близкие по происхождению этносы со схожим языком и культурой, но и представители других национальностей, народы разного происхождения и разных культур. В связи с этим задача педагога – формирование этнической толерантности не только к представителям этнических групп, характерных для данного региона, но и к любым этническим группам, неважно, проживают они на данной территории или нет.
Педагогические условия развития толерантности и культуры межнационального общения у студентов
Особенностью толерантности является ее динамический характер и возможность развития данного качества у студентов в процессе профессиональной подготовки [7, с. 13]. Поэтому эффективное использование в учебно-воспитательном процессе принципов поликультурного образования должно способствовать формированию более высокого уровня этнической толерантности студентов, независимо от начального уровня, и повышению культуры межнационального общения.
Для реализации этой цели нами были разработаны педагогические условия эффективности развития толерантности и культуры межнационального общения у студентов в процессе профессиональной подготовки.
1. Целенаправленное формирование когнитивного компонента этнической идентичности и толерантности посредством обязательных и факультативных учебных занятий. Так, возможно введение в учебный процесс отдельных спецкурсов или факультативных занятий, ориентированных на формирование этнической толерантности и культуры межнационального общения студентов, например «Этническая толерантность и этническая идентичность». Отметим, что «начать обучение необходимо с формирования представлений о толерантности в целом, об этнической толерантности как одной из её составляющих, при этом в основе знаний должна находиться идея равенства культур, традиций, обычаев, религий различных этнических групп. В результате таких занятий повышается осведомлённость студентов о понятии "этническая толерантность" и факторах, на нее влияющих. Рядом исследователей выявлено, что одной из причин проявления интолерантности является недостаточность достоверных знаний о данном феномене, вызывающая чувство страха и отчуждения к другим этническим группам» [2, с. 16-18].
Кроме того, система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах, формированию уважения к этнокультурному плюрализму, готовности и умению жить в полиэтнической среде, этнической толерантности и посредством других учебных дисциплин, предусмотренных ФГОС. Важно только правильно актуализировать цели отдельных занятий для усиления эффекта в направлении формирования этнической толерантности. К примеру, такие дисциплины, как «История», «Обществознание», «МХК», «Культурология», «Религиоведение» и др., позволяют сформировать у будущих юристов знания об истории, культуре, религии народов России. Изучение обществознания позволяет изучить особенности, виды конфликтов; причины их возникновения, стадии, результаты и пути разрешения.
Должное внимание указанным аспектам будет способствовать конструированию адекватной «картины мира», формированию у студентов интереса к познанию особенностей и составляющих культур народов, проживающих в поликультурном регионе.
2. Проведение тренинговых упражнений «Этнокультурной компетентности и этнической толерантности» способствует освобождению от собственных этнических стереотипов, развитию умения видеть этническую картину мира представителя другой культуры, пониманию тактики ведения переговоров представителя другой национальности идр. Тренинговые и рефлексивные занятия оказывают положительное влияние на повышение уровня толерантности и культуру межнационального общения.
При разработке педагогических условий развития толерантности учитывались возрастные особенности студентов. Студенческий возраст (15-19 лет) считается наиболее благоприятным для повышения уровня толерантности. Изменения, происходящие в личности студента в процессе обучения, связаны с выработкой мировоззрения и жизненной позиции, становлением индивидуальных ценностей и идеалов, установлением новых связей и контактов. В этом возрасте укрепляется понимание своей этнической принадлежности (этническая идентичность), появляются более осознанное отношение к межэтническому взаимодействию и собственная позиция в нем, конструируется этническое мировоззрение.
3. Повышение этнопедагогической компетентности самих педагогов посредством организации и проведения научно-методических семинаров по вопросам этнической толерантности, способствующих развитию представлений преподавателя о самом себе как профессионале и представителе определенной национальной культуры, на основе которой он определяет свою этническую принадлежность и строит взаимодействие с коллегами и студентами.
Личность педагога оказывает большое значение на формирование у будущего юриста личностных и профессионально-деловых качеств, поэтому преподаватель должен обладать определенным уровнем профессиональной этнопедагогической компетентности. Это предполагает в первую очередь владение педагогической культурой и тактом, объективностью и беспристрастностью при решении проблем и педагогических задач в условиях полиэтнического состава обучаемых и др. Однако одной из проблем современной системы образования является недостаточный уровень педагогической и этнопедагогической культуры, отсутствие у части преподавательского состава психолого-педагогической подготовки, их неготовность к толерантному взаимодействию в условиях поликультурного региона.
Проблема взаимодействия педагога со студентами обоснована особенностями этнической принадлежности преподавательского состава (русские, адыги, армяне, грузины и др.). Педагог, не обладающий достаточным уровнем этнопедагогической компетентности, не способен объективно воспринимать студента в условиях полиэтнической образовательной среды, в связи с чем отношения чаще всего выстраиваются авторитарно, с позиции приоритета собственной этнической принадлежности преподавателя.
4. Направленность профессиональной практики на формирование компонентов этнической толерантности будущего юриста. В ходе прохождения профессиональной практики у будущего юриста появляется возможность не только показать свои знания, но и убедиться в готовности осуществлять профессиональную деятельность, проявить навыки межкультурного взаимодействия в процессе общения. Практика, как одна из обязательных форм обучения, способствует получению практического опыта посредством решения профессиональных задач.
Одно из заданий профессиональной практики должно включать этнический компонент, т.е. участие и разрешение правовой ситуации, участниками которой являются представители разных национальностей. Считается, что более всего межнациональные отношения укрепляются в процессе совместной работы или учебы представителей различных национальностей [8, с. 10]. Когда в процессе совместной деятельности с представителем отличной от своей нации студент понимает, что его оппонент - это такой же человек, как и он сам, и отличия его заключаются в другом цвете кожи и волос, например, но в целом он испытывает те же чувства и переживания и имеет те же проблемы, меняется представление о «другом, чуждом, непонятном».
Таким образом, выполнение заданий практики, предусматривающих этнический компонент, повысит уровень этнической толерантности выпускника, будет способствовать не только культуре межнационального общения, но и определит профессиональную пригодность будущего юриста в целом.
Заключение
Формирование этнической толерантности положительно влияет на культуру межнационального общения, поэтому необходимость ее формирования с целью нормализации гармоничных отношений в рамках поликультурного региона – обязательное условие современного полиэтнического образования. Сформированная этническая толерантность проявляется в способности и готовности будущего специалиста к конструктивному сотрудничеству и диалогу с представителями других этнических групп. Предложенные педагогические условия формирования этнической толерантности и культуры межнационального общения у студентов в учебно-воспитательном процессе оказывают благотворное влияние в целом на культуру общения, в том числе межэтнического.
Библиографическая ссылка
Евдошенко О.В., Кулагина Н.П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31859 (дата обращения: 12.10.2024).