Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Боровкова М.Г. 1 Краснов М.В. 1 Николаева Л.А. 1 Григорьева М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов. Целью исследования было изучить отношение студентов медицинского факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» к научно-исследовательской деятельности. Проведено онлайн-анкетирование 262 студентов медицинского факультета названного университета по вопросам отношения молодежи к научной деятельности. Результаты исследования показали, что опыт научной работы имеют около половины респондентов, из которых высокую и среднюю оценку своей вовлеченности в НИР дают также около половины (45,8%) студентов. Практическое участие в различных видах НИР (преимущественно в виде публикации статей и участия в конференциях) за последние 2 года принимали от 5,3% до 45,8% студентов. Высоко оценивают роль преподавателя в мотивации студентов к участию в НИР 60,3% студентов, считая основными стимулирующими методами привлечение к работе над научно-исследовательскими проектами научного руководителя и подготовку совместных научных публикаций. По мнению студентов, улучшение информационного и материального обеспечения научно-исследовательской деятельности со стороны администрации, активная и доступная организация научной работы на кафедрах, введение материального поощрения за участие в научно-исследовательской работе более всего могли бы повысить мотивацию студентов к НИР. Наиболее ожидаемыми результатами участия в НИР для студентов являются получение дополнительных баллов (61,8%), выработка навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (38,2%), приобретение практических компетенций (35,9%).
студенты
научно-исследовательская работа
преподаватель
мотивация
1. Путилин А.Н. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе // Совет ректоров. 2015. № 3. С. 33-37.
2. Бунина Н.В., Васюшкин С.В., Склярова Т.П. Анализ взаимосвязи успеваемости студентов с их участием в научно-исследовательских работах // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. № 2. С. 340-341.
3. Баранова Л.А. Научно-исследовательская работа студентов как один из видов воспитания // АПК: инновационные технологии. 2019. № 2 (45). С. 56-59.
4. Баянова Т.А., Кравченко Н.А. Научно-исследовательская работа студентов на кафедре эпидемиологии ИГМУ // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. № 7. С. 26-29.
5. Калашникова С.А. Научно-исследовательская работа студентов медицинского вуза в формате ФГОС три плюс в аспекте дисциплин естественнонаучного цикла // Тенденции развития науки и образования. 2016. № 21-2. С. 36-37.
6. Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 5. С. 69-76.
7. Суковатых Б.С., Суковатых М.Б. Организация научной работы студентов в хирургической клинике // Вестник экспериментальной и клинической хирургии. 2015. Т. 8, № 1. С. 136-140.
8. Федина Н.В., Ткаченко Т.Г., Дмитриев А.В., Гудков Р.А., Филимонова Т.А., Петрова В.И., Шатская Е.Е., Блохова Е.Э., Гросс Т.А. Студенческий научный кружок как метод «индивидуально-ориентированного» преподавания дисциплины // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6. № 1. С. 87-108.
9. Карнакова М.В. Молодёжный научный кружок кафедры пропедевтики внутренних болезней и его роль в улучшении подготовки студентов по терапии // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2019. № 8. С. 113-115.
10. Сарап Л.Р., Зейберт А.Ю. Мотивированность студентов к выполнению научно-исследовательской работы // Scientist (Russia). 2021. № 2 (16). С. 15.

Иcследовательская деятельность студентов направлена на развитие общих и профессиональных компетенций, формирование которых позволяет им в дальнейшем стать востребованными и грамотными современными специалистами. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов.

Для профессиональной успешности выпускника вуза особую значимость имеют умения выпускника адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять ее недостающей, знать закономерности ее оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. В связи с этим выпускник вуза должен обладать не только необходимыми фундаментальными и специальными знаниями, но и твердыми навыками творческого решения профессиональных задач, быть открытым для повышения квалификации и профессионального совершенствования, способным оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти жизненно важные качества и умения необходимо формировать в вузе, в том числе через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая сегодня приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов вузовской профессиональной подготовки [1].

Цель исследования – изучить отношение студентов медицинского факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» к научно-исследовательской деятельности.

Задачи

1. Оценить степень вовлеченности и опыт участия студентов в научно-исследовательской работе (НИР).

2. Оценить роль преподавателя в НИР студентов.

3. Выяснить факторы повышения мотивации и ожидаемые студентами результаты участия в НИР.

4. Выявить причины неучастия студентов в НИР.

Материалы и методы исследования

Проведено онлайн-анкетирование 262 студентов медицинского факультета ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Опросник состоял из вопросов, содержание которых полностью отражает отношение молодежи к научной деятельности. Статистическая обработка проведена с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и их обсуждение

В анкетировании приняли участие 228 (87%) российских и 34 (13%) иностранных студентов в возрасте от 18 до 27 лет. Девушек было 182 (69,5%), юношей – 80 (30,5%).

По итогам последней сессии на «хорошо» и «отлично» оценили свою успеваемость 66 (25,2%), с небольшим количеством «троек» – 116 (44,3%), преимущественно на «удовлетворительно» – 80 (30,5%) студентов.

Чаще всего студенты выбирали медицинскую специальность для обучения потому, что нравится выбранная профессия (n=176; 67,2%), она востребована на рынке труда (n=92; 35,1%), была рекомендована родителями или друзьями (n=88; 33,6%). В остальных случаях на выбор специальности оказали влияние удобное расположение вуза (n=62; 23,7%), материальная заинтересованность (n=62; 23,7%), желание продолжить семейную традицию (n=36; 13,7%), расчет на конкретное место работы (n=30; 11,5%), качество образования (n=28; 10,7%), реальный для абитуриента конкурс (n=28; 10,7%), возможность стажировки за границей (n=10; 3,8%). Выбор оказался случайным у 34 (13%) опрошенных.

Высоко оценили получаемые в университете общекультурные знания 73 (27,9%), удовлетворительно – 147 (56,1%) обучающихся. Получаемые общепрофессиональные знания оценили как высокие 58 (22,1%), как удовлетворительные – 178 (67,9%) опрошенных. Высоким назвали уровень приобретаемых профессиональных компетенций 63 (24,1%), удовлетворительным – 157 (60%) анкетируемых.

Исследование показало, что студентам знакомы такие формы научно-исследовательской работы, как публикация статей (n=210; 80,2%), работа над научными проектами (n=176; 67,2%), работа в научных центрах, лабораториях (n=92; 35,1%), курсовая и дипломная работа (156; 59,5%), работа над грантом (n=72; 27,5%).

Готовы заниматься научной деятельностью 122 (46,6%) респондентов, сомневаются в желании заниматься наукой в настоящее время 88 (33,6%), не готовы заниматься научно-исследовательской работой, обучаясь в университете, 30 (11,5%), затрудняются ответить на вопрос 22 (8,4%) студента.

Занимаются научно-исследовательской работой в университете 120 (45,8%) респондентов, из которых степень своей вовлеченности в научно-исследовательскую работу в университете оценивают как высокую 18 (15%), как среднюю – 37 (30,8%), как низкую – 57 (47,5%) студентов; затруднились ответить на вопрос 8 (6,7%) обучающихся. Данные опубликованных в литературе исследований показывают, что студенты медицинских факультетов хорошо подготовлены к изучению программы их факультетов, они высоко оценивают качество преподавания, материально-техническую базу, но не сильно заинтересованы в научно-исследовательской деятельности [2].

Не занимаются научно-исследовательской работой 142 (54,2%) анкетируемых, которые среди причин, не дающих возможности полноценно заниматься НИР, наиболее часто указывают отсутствие мотивации, недостаточность информации о текущих проектах, недостаточную организацию научной работы на факультете в доступной и понятной форме (табл. 1).

Таблица 1

Причины, мешающие студентам заниматься НИР (n=142)

Причины

Кол-во

респондентов,

n (%)

Отсутствие мотивации

60 (42,3)

Недостаточность информации о текущих проектах

36 (25,4)

Недостаточная организация научной работы на факультете в доступной и понятной форме

36 (25,4)

Недостаточная поддержка со стороны научного руководителя

32 (22,5)

Отсутствие практического ее применения

32 (22,5)

Отсутствие научного руководителя

25 (17,6)

Отсутствие условий для работы дома

23 (16,2)

Недостаточная техническая оснащенность

18 (12,7)

Высокая плата за научные публикации

9 (6,3)

Невозможность выезжать в командировки, на конференции

6 (4,2)

Отсутствие времени

2 (1,4)

В то же время студенты называют факторы, которые могли бы повысить мотивацию обучающихся включиться в научно-исследовательскую работу в университете (табл. 2).

Таблица 2

Факторы мотивации включения студентов в НИР (n=262)

Факторы

Кол-во

респондентов,

n (%)

Улучшение информационного и материального обеспечения научно-исследовательской деятельности со стороны администрации

130 (49,6)

Активная и доступная организация научной работы на кафедрах

150 (57,3)

Активизирование работы научного студенческого сообщества в плане популяризации научно-исследовательской работы

66 (25,2)

Введение материального поощрения за участие в научно-исследовательской работе

134 (51,1)

Учреждение межкафедральных семинаров по решению научных проблем

38 (14,5)

Большинство студентов нашего университета (n=158; 60,3%) высоко оценили роль преподавателя в мотивации студента к участию в научно-исследовательской работе, оценили средне – 58 (22,1%), низко – 32 (12,2%) опрошенных. Затруднились ответить на вопрос 14 (5,4%) обучающихся. Большинство студентов считают, что преподаватель в учебном процессе может заинтересовать обучающихся заниматься научной деятельностью путем подготовки совместных научных публикаций, привлечения к работе над собственными научно-исследовательскими проектами, дополнительными баллами за успеваемость (табл. 3).

Таблица 3

Факторы заинтересованности студентов НИР со стороны преподавателя (n=262)

Факторы

Кол-во

респондентов,

n (%)

Подготовка совместных научных публикаций

134 (51,1)

Привлечение к работе над собственными научно-исследовательскими проектами

132 (50,4)

Дополнительные баллы

114 (43,5)

Организация встреч с учеными и практиками

112 (42,7)

Проведение научно-практических занятий по определенным темам

102 (38,9)

Уделение большего внимания производственной практике

98 (37,4)

Проведение научных конференций по изучаемой дисциплине

82 (31,3)

Большее количество тем рефератов, эссе

20 (7,6)

В некоторых публикациях авторы предлагают в качестве способов заинтересовать студентов заниматься НИР повышение поощрения студентов за выдающиеся научные исследования, помощь в подготовке и публикации статей, использование наиболее интересных и значимых научных докладов в учебном процессе [2, 3]. Обучающиеся, в свою очередь, высказали следующие предложения по привлечению студентов к научно-исследовательской работе: освещать студентам новые научные статьи по актуальным темам, создавать условия для выполнения работ на актуальные темы, увеличить стипендию и количество призовых мест, давать поощрительные призы студентам, не занявшим призовые места [4].

Часть студентов исследуемой нами группы в той или иной степени не удовлетворены научным руководством, поскольку, по их мнению, встречи с руководителем редки и кратковременны (n=64; 24,4%), научный руководитель формально относится к этому делу (n=62; 23,7%), научный руководитель почти не взаимодействует со студентами (n=58; 22,1%), трудно отыскать научного руководителя для консультаций с ним (n=54; 20,6%), руководитель слабо компетентен в избранной теме (n=28; 10,7%). Удовлетворены научным руководством 32 (12,2%) опрашиваемых. Затруднились ответить на вопрос 122 (46,6%) респондента.

Студенты нашего университета хотели бы принимать участие в таких направлениях научно-исследовательской работы, как участие в конференциях (n=114; 43,5%), участие в научных кружках, в работе исследовательских центров, лабораторий (n=100; 38,2%), в написании научных статей (n=90; 34,4%), участие в научных исследованиях, опросах (n=90; 34,4%), участие в интерактивных и онлайн-проектах (n=56; 21,4%), выполнении грантовых проектов (n=46; 17,6%). Затруднились ответить на вопрос 74 (28,2%) респондента.

Результативность научно-исследовательской деятельности студентов за последние 2 года показана в таблице 4.

Таблица 4

Количественная результативность научно-исследовательской деятельности студентов за последние 2 года (n=262)

Результаты

 

Кол-во, %

Количественная

характеристика результатов

0

1–2

3–4

⩾5

Публикация главы или статьи в российских и зарубежных сборниках, других изданиях

80,1

17,6

1,5

0,8

Публикация тезисов в сборниках по материалам конференции

77,9

17,6

2,2

2,3

Выступление с докладом на конференции в своем вузе

54,2

32,1

9,9

3,8

Выступление с докладом на конференции в другом вузе РФ

90,1

8,4

1,5

0

Выступление с докладом на конференции за рубежом

94,7

5,3

0

0

Участие в студенческой научной конференции, семинаре, круглом столе

64,1

26,7

6,9

2,3

Прохождение стажировки, курсов повышения квалификации

90,1

9,9

0

0

Участие в работах по гранту

91,6

6,9

1,5

0

Занятия научно-практическими исследованиями (в центре, на кафедре, в лаборатории)

81,7

13,7

3,1

1,5

Участие в интеллектуальных играх, проблемных группах, выставках

79,4

19,1

1,5

0

Наиболее ожидаемыми результатами участия в научно-исследовательской деятельности, по данным опроса, являются получение дополнительных баллов, приобретение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и практических компетенций (табл. 5). Не видят смысла в научной деятельности 18 (6,9%) опрошенных. Затруднились ответить на вопрос 42 (16%) респондента.

Таблица 5

Ожидаемые студентами результаты участия в научно-исследовательской деятельности (n=262)

Факторы

Кол-во

респондентов,

n (%)

Получение дополнительных баллов

162 (61,8)

Приобретение навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

100 (38,2)

Приобретение практических компетенций

94 (35,9)

Обеспечение личностного развития

88 (33,6)

Повышение квалификации

39 (29,8)

Повышение интереса к дальнейшей научной деятельности

66 (25,2)

Развитие креативного мышления

64 (24,4)

Реализация творческой активности

54 (20,6)

Развитие чувства ответственности перед коллегами и руководством

52 (19,8)

Формирование умения работать в научном коллективе

52 (19,8)

Приобретение престижной работы

44 (16,8)

Возможность заработать материальные средства

40 (15,3)

Получение общественного признания

24 (9,2)

Разработка научного проекта развивает дух коллективизма, способствует сплоченности студентов, в то же время учит отстаивать собственную точку зрения, брать ответственность на себя, проявлять творческую инициативу при групповой работе, анализировать полученные результаты, способствует саморазвитию и развитию навыков научной работы [5, 6, 7]. Студенты знакомятся с принципами врачебной этики и деонтологии, работой в клинике, у них появляется опыт краткого и конкретного теоретического выступления, доклада больного, что значительно повышает уровень подготовки будущих врачей [8, 9].

Исследования, проведенные в других вузах, показывают большое значение для студентов в качестве ожидаемого результата от научно-исследовательской деятельности получение дополнительных баллов для сдачи экзамена, поступление в ординатуру, аспирантуру, приобретение престижной работы, помимо получения знаний и практических навыков [10].

Заключение

Опыт научной работы имеют около половины респондентов, из которых высокую и среднюю оценку своей вовлеченности в НИР дают также около половины (45,8%) студентов. Практическое участие в различных видах НИР (преимущественно в виде публикации статей и участия в конференциях) за последние 2 года принимали от 5,3% до 45,8% студентов.

Самой частой причиной неучастия в НИР студенты называют отсутствие мотивации (42,3%). Высоко оценивают роль преподавателя в мотивации студентов к участию в НИР 60,3% студентов, считая основными стимулирующими методами привлечение к работе над научно-исследовательскими проектами научного руководителя и подготовку совместных научных публикаций.

По мнению студентов, улучшение информационного и материального обеспечения научно-исследовательской деятельности со стороны администрации, активная и доступная организация научной работы на кафедрах, введение материального поощрения за участие в научно-исследовательской работе более всего могли бы повысить мотивацию студентов к НИР.

Наиболее ожидаемыми результатами участия в НИР для студентов являются получение дополнительных баллов (61,8%), выработка навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (38,2%), приобретение практических компетенций (35,9%).


Библиографическая ссылка

Боровкова М.Г., Краснов М.В., Николаева Л.А., Григорьева М.Н. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31851 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674