Высокий уровень развития спортивной мотивации является одним из значимых факторов продолжительности и результативности спортивной деятельности [1]. Поэтому формирование сильных и устойчивых мотивов занятий спортом, побуждающих спортсменов к напряженной систематической тренировочной деятельности с преодолением психологических и физических трудностей, является одной из задач многолетней спортивной тренировки [1-3].
В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Гиревой спорт» подчеркивается, что «результатом реализации программ спортивной подготовки на начальном этапе выступает формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) - формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям видом спорта "Гиревой спорт"; на этапе совершенствования спортивного мастерства - формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов; на этапе высшего спортивного мастерства - сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов» [4, c. 5].
Как отмечают многие исследователи, развитие мотивов занятий спортом происходит непосредственно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [5; 6]. Регулярные тренировки с высокими физическими и психическими нагрузками, с одной стороны, требуют потенциально высокого уровня развития мотивационной сферы личности, с другой - создают благоприятные условия для ее проявления, функционирования и совершенствования.
К наиболее эффективным методическим приемам развития спортивной мотивации относится участие в соревнованиях различного уровня, что требует от спортсменов проявления максимальной собранности, дисциплины, психологической устойчивости и волевых качеств, помогает накапливать соревновательный опыт. Формирование у гиревиков мотивов занятий гиревым спортом предполагает ориентацию воспитательного процесса на создание педагогических условий для их актуализации.
Известно, что «в развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и этапами спортивной подготовки наблюдаются следующие тенденции: 1) дифференциация содержания мотивационной структуры; 2) стабилизация мотивационной структуры; 3) усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотивации; 4) специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия; 5) усиление значимости результативных мотивов по сравнению с процессуальными побуждениями (двигательная активность, соперничество) с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в самоутверждении к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте; 6) повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности; 7) переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием внешних импульсов, и прежде всего социального окружения, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств; 8) усиление социальной направленности мотивов» [6, с. 2].
При этом среди высококвалифицированных спортсменов доминирующее место в мотивационной структуре занимают стремление достичь успеха, прославить свою страну. Среди спортсменов массовых разрядов наиболее действенным является стремление к физическому самоутверждению. В их мотивационной структуре доминируют социально-моральный мотив и мотив социального самоутверждения [7].
А.В. Шаболтас на основании результатов своих исследований отмечает, что для юношей, занимающихся спортом, «мотив достижения успеха является доминирующим. На второй по значимости позиции находятся социально-моральный и социально-эмоциональный мотивы и мотив эмоционального удовольствия. 3 ранг составили гражданско-патриотический, спортивно-познавательный мотивы, подготовка к профессиональной деятельности и социальное самоутверждение. На последнем месте находятся мотивы физического развития и рационально-волевой мотив» [8, с. 21].
В целом осуществленный нами реферативный обзор литературных данных показал, что на сегодняшний день определены теоретические и методические основы формирования спортивной мотивации. В меньшей степени исследованы особенности развития мотивационной сферы гиревиков с учетом их спортивной квалификации. В этом отношении можно выделить работу В.П. Сименя, в которой «представлена оригинальная структура поэтапной многолетней психологической подготовки гиревиков, приведены задачи, средства, методы и методические приемы преодоления психологических трудностей» [9, c. 177]. В другой работе автором приведены результаты экспериментального исследования, свидетельствующие о том, что «в мотивационной структуре, отражающей отношение к занятиям гиревым спортом у спортсменов-гиревиков, имеющих высокую спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК и ЗМС), доминируют мотивы, обусловливающие спортивную направленность личности. Высококвалифицированные гиревики хотят добиться спортивных успехов, приобрести хорошую физическую форму и получают удовольствие от тренировочного процесса» [10, с. 180].
Недостаточность знаний об особенностях развития мотивационной структуры личности гиревиков в процессе занятий гиревым спортом существенно затрудняет определение конкретных задач ее формирования в процессе спортивной деятельности, выбор средств, методических приемов и методов педагогического воздействия на ее развитие и совершенствование.
Цель нашей работы заключалась в определении особенностей развития мотивационной структуры личности гиревиков в процессе занятий гиревым спортом.
Материал и методы исследования
В качестве материалов исследования использовались представленные в современных литературных источниках знания ученых и специалистов о различных сторонах исследуемой проблемы, а также выявленные нами экспериментальные данные об относительной силе мотивов, входящих в мотивационную структуру личности гиревиков различной спортивной квалификации.
Для измерения показателей развития мотивов занятий гиревым спортом применялась модифицированная нами методика парных сравнений А.В. Шаболтас [8] «Мотивы занятий спортом». Спортсмены проводили парное сравнение относительной значимости для них 10 мотивов занятий гиревым спортом. Мотив, выделяемый в сравниваемой паре мотивов в качестве более значимого, оценивался в один балл. Определялась относительная сила развития по 9-балльной шкале. Количественный анализ показателей относительной силы мотивов, наблюдаемых у спортсменов, проводился с применением t-критерия Стьюдента.
В исследовании приняли участие 35 спортсменов, в том числе 10 мастеров спорта (МС), 12 в мастера (КМС) и 13 спортсменов 1-2 разряда (1-2 р-д).
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице приведены показатели относительной силы 10 мотивов, которые побуждают спортсменов различной квалификации к занятиям гиревым спортом.
Сравнительный анализ этих показателей свидетельствует о том, что наиболее сильным для спортсменов 1-2 разрядов является социально-эмоциональный мотив (6,5 балла). Их привлекает разнообразие, интенсивность и динамичность эмоциональных переживаний, связанных с различными сторонами спортивной жизни: выполнением тренировочных упражнений, участием в соревнованиях, межличностными и деловыми отношениями с остальными субъектами спортивной деятельности.
Показатели относительной силы мотивов, побуждающих к занятиям гиревым спортом, баллы (Х ± σ)
Мотивы занятий спортом |
Спортивная квалификация |
Достоверность различий |
||||
МС, n=10 |
КМС, n=12 |
1-2 р-д, n=13 |
1 - 2 |
1 - 3 |
2 - 3 |
|
Эмоциональное удовольствие |
2,7±2,2 |
4,6±1,7 |
5,9±1,4 |
>0,05 |
<0,01 |
<0,05 |
Социальное самоутверждение |
3,5±1,0 |
4,2±1,0 |
4,2±1,3 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Физическое самоутверждение |
3,7±1,7 |
6,3±0,9 |
4,1±1,8 |
<0,01 |
>0,05 |
<0,01 |
Социально-эмоциональный мотив |
6,5±1,9 |
5,8±1,9 |
6,5±1,7 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Социально-моральный мотив |
5,7±2,2 |
4,4±2,3 |
4,7±1,5 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Достижение успеха в спорте |
5,0±0,8 |
4,7±1,3 |
4,8±1,8 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Спортивно-познавательный мотив |
7,2±0,9 |
5,7±1,3 |
3,5±1,0 |
<0,05 |
<0,01 |
<0,01 |
Рационально-волевой мотив |
1,0±0,8 |
2,0±1,4 |
4,1±1,0 |
>0,05 |
<0,01 |
<0,01 |
Подготовка к профессиональной деятельности |
2,5±1,0 |
2,2±1,3 |
2,9±1,5 |
>0,05 |
>0,05 |
>0,05 |
Гражданско-патриотический мотив |
6,2±2,2 |
4,5±1,2 |
4,2±1,5 |
<0,05 |
<0,05 |
>0,05 |
Вторыми по значимости мотивами являются стремление к достижению успеха (4,8 балла) и социально-моральный мотив (4,7 балла). Эти данные говорят о том, что для спортсменов значима не только эмоциональная привлекательность спортивной жизни, но и возможность достижения высоких соревновательных результатов, возможность и необходимость внести весомый вклад в деятельность своей команды, не подвести тренера. На третьей позиции находится большая группа мотивов: социального (4,2 балла) и физического самоутверждения (4,1 балла), рационально-волевой (4,1 балла) и гражданско-патриотический (4,2 балла). Занятия гиревым спортом рассматриваются спортсменами как средство и способ физического и психического развития, повышения социального статуса. Спортсмены видят в занятиях спортом возможность разумной организации свободного времени, повышения двигательной активности, восстановления работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Малозначимыми для спортсменов 1-2 разряда являются желание расширить свои знания в области гиревого спорта (3,5 балла) и стремление через занятия гиревым спортом подготовить себя к профессиональной деятельности (2,9 балла).
Для кандидатов в мастера спорта характерно стремление к физическому самоутверждению (6,3 балла), вторыми по значимости для них являются социально-эмоциональный (5,8 балла) и спортивно-познавательный мотивы (5,7 балла). Спортсмены занимаются гиревым спортом, чтобы развить физические качества, сформировать волю и характер, чтобы глубже и полнее раскрыть для себя закономерности и механизмы проявления и развития физических качеств, управления двигательными действиями и овладения техническими приемами гиревого спорта. Они не рассматривают занятия гиревым спортом как один из возможных способов организации свободного времени, активного отдыха и восстановления умственной работоспособности (2,0 балла), как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности (2,2 балла).
Для мастеров спорта наиболее значимым является спортивно-познавательный мотив (7,2 балла) – спортсмены стремятся глубже вникнуть и понять «секреты» повышения спортивного мастерства, стремятся принимать активное участие в разработке совместно с тренером своих тренировочных программ, в анализе, контроле и коррекции процесса и результатов своей спортивной деятельности. Занятия гиревым спортом эмоционально привлекательны для спортсменов специфической атмосферой здорового соперничества и сотрудничества, включающей разнообразные и динамично развивающиеся экстремальные эмоционально насыщенные ситуации общения. Об этом говорят высокие показатели развития социально-эмоционального мотива (6,5 балла). Спортсмены являются членами сборных команд России и ее отдельных регионов, поэтому у них наблюдается высокий уровень развития гражданско-патриотического (6,2 балла), социально-морального (5,7 балла) мотивов и мотива достижения успеха (5,0 балла). Показатели мотивов физического и социального самоутверждения составляют всего 3,7 и 3,5 балла. Остальные мотивы являются для мастеров спорта малозначимыми.
Сравнительный анализ развития мотивов занятий спортом от учебно-тренировочного этапа до этапа высшего спортивного мастерства позволяет выделить следующие тенденции:
· снижение значимости мотива эмоционального удовольствия (от 5,9 до 2,7 балла, при Р <0,01) и рационально-волевого мотива (от 4,1 до 1,0 балла, при Р <0,01);
· незначительное снижение значимости мотива социального (от 4,2 до 3,5 балла, при Р >0,05) и физического (от 4,1 до 3,7 балла, при Р >0,05) самоутверждения;
· повышение значимости гражданско-патриотического (от 4,2 до 6,2 балла, при Р <0,05) и спортивно-познавательного (от 3,5 до 7,2 балла, при Р <0,01) мотивов;
· стабильный относительно высокий уровень развития у всех гиревиков, независимо от спортивной квалификации мотива достижения успеха (от 4,7 до 5,0 баллов), социально-морального мотива (от 4,7 до 5,7 балла), и относительно низкий уровень развития мотива подготовки к профессиональной деятельности (от 2,2 до 2,9 балла).
Заключение. Исследование мотивационной структуры, наблюдаемой у гиревиков, показало, что для спортсменов 1-2 разряда наиболее сильным является социально-эмоциональный мотив. На второй по значимости позиции находятся мотив достижения успеха и социально-моральный мотив.
В мотивационной структуре кандидатов в мастера спорта доминирующая роль принадлежит стремлению к физическому самоутверждению, на втором месте находятся социально-эмоциональный и спортивно-познавательный мотивы. Менее значимыми для них выступают возможность переживания эмоционального удовлетворения от процесса занятий гиревым спортом и возможность достичь высоких соревновательных результатов.
В мотивационной структуре мастеров спорта доминируют спортивно-познавательный, социально-эмоциональный, социально-моральный и гражданско-патриотический мотивы. Мотивы достижения успеха, физического и социального самоутверждения проявляются на среднем уровне.
В развитии мотивационной структуры гиревиков в процессе занятий спортом наблюдаются следующие тенденции: снижение эмоциональной привлекательности спортивной деятельности; снижение значимости гиревого спорта как способа социального и физического самоутверждения; повышение роли гражданско-патриотического и спортивно-познавательного мотивов; стабильно высокий уровень значимости достижения успеха и социально-морального мотива; относительно низкий уровень развития мотива подготовки к профессиональной деятельности. В целом эти тенденции говорят об усилении спортивной направленности личности спортсменов, о повышении степени адекватности формируемых мотивационных структур задачам психологической подготовки гиревиков.
Библиографическая ссылка
Драндров Г.Л., Пауков А.А. РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31821 (дата обращения: 07.10.2024).