Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ

Драндров Г.Л. 1 Пауков А.А. 2
1 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий
Высокий уровень развития спортивной мотивации является одним из значимых факторов продолжительности и результативности спортивной деятельности. Поэтому цель нашей работы заключалась в определении особенностей развития мотивационной структуры личности гиревиков в процессе занятий гиревым спортом. Определение относительной силы развития мотивов проводилось с применением модифицированного нами варианта методики «Мотивы занятий спортом». В исследовании приняли участие 10 мастеров спорта (этап высшего спортивного мастерства), 12 кандидатов в мастера спорта (этап спортивного совершенствования) и 13 спортсменов 1-2 спортивного разряда (учебно-тренировочный этап). Исследование мотивационной структуры, наблюдаемой у гиревиков, показало, что в ее развитии в процессе занятий гиревым спортом наблюдаются следующие тенденции: снижение эмоциональной привлекательности спортивной деятельности; снижение значимости гиревого спорта как способа социального и физического самоутверждения; повышение роли гражданско-патриотического и спортивно-познавательного мотива; стабильно высокий уровень значимости достижения успеха и социально-морального мотива; относительно низкий уровень развития мотива подготовки к профессиональной деятельности. В целом эти тенденции говорят об усилении спортивной направленности личности спортсменов, о повышении степени адекватности формируемых мотивационных структур задачам психологической подготовки гиревиков.
мотивы занятий спортом
гиревой спорт
этапы спортивной подготовки
мотивационная структура
развитие
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
2. Поручиков В.В., Якименко А.С. Психологическая подготовка гиревиков в соревновательном периоде: матер. научн.-практ. конф. Харьков: ХДУФК им. Г.Р. Державина, 2016. С. 34-37.
3. Шабанов М.О., Симень В.П. Особенности мотивов занятий гиревым спортом военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. В.П. Сименя. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 30-36.
4. Приказ Минспорта России от 26.12.2014 N 1078 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта». [Электронный ресурс]. URL: http://belsport5.ru/images/docs/about_eo/edustandarts/fssp_giri.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
5. Залиханова А.А., Сопов В.Ф. Мотивы спортивной деятельности элитных спортсменов-спринтеров в различных видах спорта // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно- практической конференции психологов физической культуры и спорта (11- 12 мая 2017 г.) / под общей ред. Ю. В. Байковского, А. В. Вощинина. М.: РГУФКСМиТ, 2017. С. 166-171.
6. Драндров Г.Л., Кузьмин Е.Б. Формирование спортивной мотивации у волейболистов 15–16 лет. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. 122 с.
7. Пестряева Л.Ш. Особенности мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (3). С. 237-243.
8. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1998. 21 с.
9. Cимень В.П., Драндров Г.Л. Совершенствование методики психологической подготовки гиревиков в структуре поэтапной многолетней тренировки // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 177-184.
10. Симень В.П., Драндров Г.Л., Матвеев Н.А. Особенности мотивов занятия гиревым спортом высококвалифицированных гиревиков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2015. № 3 (87). С. 177-180.

Высокий уровень развития спортивной мотивации является одним из значимых факторов продолжительности и результативности спортивной деятельности [1]. Поэтому формирование сильных и устойчивых мотивов занятий спортом, побуждающих спортсменов к напряженной систематической тренировочной деятельности с преодолением психологических и физических трудностей, является одной из задач многолетней спортивной тренировки [1-3].

В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «Гиревой спорт» подчеркивается, что «результатом реализации программ спортивной подготовки на начальном этапе выступает формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; на тренировочном этапе (этап спортивной специализации) - формирование устойчивого интереса и спортивной мотивации к занятиям видом спорта "Гиревой спорт"; на этапе совершенствования спортивного мастерства - формирование мотивации на повышение спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов; на этапе высшего спортивного мастерства - сохранение мотивации на совершенствование спортивного мастерства и достижение высоких спортивных результатов» [4, c. 5].

Как отмечают многие исследователи, развитие мотивов занятий спортом происходит непосредственно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности [5; 6]. Регулярные тренировки с высокими физическими и психическими нагрузками, с одной стороны, требуют потенциально высокого уровня развития мотивационной сферы личности, с другой - создают благоприятные условия для ее проявления, функционирования и совершенствования.

К наиболее эффективным методическим приемам развития спортивной мотивации относится участие в соревнованиях различного уровня, что требует от спортсменов проявления максимальной собранности, дисциплины, психологической устойчивости и волевых качеств, помогает накапливать соревновательный опыт. Формирование у гиревиков мотивов занятий гиревым спортом предполагает ориентацию воспитательного процесса на создание педагогических условий для их актуализации.

Известно, что «в развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и этапами спортивной подготовки наблюдаются следующие тенденции: 1) дифференциация содержания мотивационной структуры; 2) стабилизация мотивационной структуры; 3) усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотивации; 4) специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия; 5) усиление значимости результативных мотивов по сравнению с процессуальными побуждениями (двигательная активность, соперничество) с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в самоутверждении к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте; 6) повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности; 7) переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием внешних импульсов, и прежде всего социального окружения, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств; 8) усиление социальной направленности мотивов» [6, с. 2].

При этом среди высококвалифицированных спортсменов доминирующее место в мотивационной структуре занимают стремление достичь успеха, прославить свою страну. Среди спортсменов массовых разрядов наиболее действенным является стремление к физическому самоутверждению. В их мотивационной структуре доминируют социально-моральный мотив и мотив социального самоутверждения [7].

А.В. Шаболтас на основании результатов своих исследований отмечает, что для юношей, занимающихся спортом, «мотив достижения успеха является доминирующим. На второй по значимости позиции находятся социально-моральный и социально-эмоциональный мотивы и мотив эмоционального удовольствия. 3 ранг составили гражданско-патриотический, спортивно-познавательный мотивы, подготовка к профессиональной деятельности и социальное самоутверждение. На последнем месте находятся мотивы физического развития и рационально-волевой мотив» [8, с. 21].

В целом осуществленный нами реферативный обзор литературных данных показал, что на сегодняшний день определены теоретические и методические основы формирования спортивной мотивации. В меньшей степени исследованы особенности развития мотивационной сферы гиревиков с учетом их спортивной квалификации. В этом отношении можно выделить работу В.П. Сименя, в которой «представлена оригинальная структура поэтапной многолетней психологической подготовки гиревиков, приведены задачи, средства, методы и методические приемы преодоления психологических трудностей» [9, c. 177]. В другой работе автором приведены результаты экспериментального исследования, свидетельствующие о том, что «в мотивационной структуре, отражающей отношение к занятиям гиревым спортом у спортсменов-гиревиков, имеющих высокую спортивную квалификацию (КМС, МС, МСМК и ЗМС), доминируют мотивы, обусловливающие спортивную направленность личности. Высококвалифицированные гиревики хотят добиться спортивных успехов, приобрести хорошую физическую форму и получают удовольствие от тренировочного процесса» [10, с. 180].

Недостаточность знаний об особенностях развития мотивационной структуры личности гиревиков в процессе занятий гиревым спортом существенно затрудняет определение конкретных задач ее формирования в процессе спортивной деятельности, выбор средств, методических приемов и методов педагогического воздействия на ее развитие и совершенствование.

Цель нашей работы заключалась в определении особенностей развития мотивационной структуры личности гиревиков в процессе занятий гиревым спортом.

Материал и методы исследования

В качестве материалов исследования использовались представленные в современных литературных источниках знания ученых и специалистов о различных сторонах исследуемой проблемы, а также выявленные нами экспериментальные данные об относительной силе мотивов, входящих в мотивационную структуру личности гиревиков различной спортивной квалификации.

Для измерения показателей развития мотивов занятий гиревым спортом применялась модифицированная нами методика парных сравнений А.В. Шаболтас [8] «Мотивы занятий спортом». Спортсмены проводили парное сравнение относительной значимости для них 10 мотивов занятий гиревым спортом. Мотив, выделяемый в сравниваемой паре мотивов в качестве более значимого, оценивался в один балл. Определялась относительная сила развития по 9-балльной шкале. Количественный анализ показателей относительной силы мотивов, наблюдаемых у спортсменов, проводился с применением t-критерия Стьюдента.

В исследовании приняли участие 35 спортсменов, в том числе 10 мастеров спорта (МС), 12 в мастера (КМС) и 13 спортсменов 1-2 разряда (1-2 р-д).

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице приведены показатели относительной силы 10 мотивов, которые побуждают спортсменов различной квалификации к занятиям гиревым спортом.

Сравнительный анализ этих показателей свидетельствует о том, что наиболее сильным для спортсменов 1-2 разрядов является социально-эмоциональный мотив (6,5 балла). Их привлекает разнообразие, интенсивность и динамичность эмоциональных переживаний, связанных с различными сторонами спортивной жизни: выполнением тренировочных упражнений, участием в соревнованиях, межличностными и деловыми отношениями с остальными субъектами спортивной деятельности.

Показатели относительной силы мотивов, побуждающих к занятиям гиревым спортом, баллы (Х ± σ)

Мотивы занятий

спортом

Спортивная квалификация

Достоверность различий

МС,

n=10

КМС,

n=12

1-2 р-д,

n=13

1 - 2

1 - 3

2 - 3

Эмоциональное

удовольствие

2,7±2,2

4,6±1,7

5,9±1,4

>0,05

<0,01

<0,05

Социальное

самоутверждение

3,5±1,0

4,2±1,0

4,2±1,3

>0,05

>0,05

>0,05

Физическое

самоутверждение

3,7±1,7

6,3±0,9

4,1±1,8

<0,01

>0,05

<0,01

Социально-эмоциональный

мотив

6,5±1,9

5,8±1,9

6,5±1,7

>0,05

>0,05

>0,05

Социально-моральный

мотив

5,7±2,2

4,4±2,3

4,7±1,5

>0,05

>0,05

>0,05

Достижение успеха

в спорте

5,0±0,8

4,7±1,3

4,8±1,8

>0,05

>0,05

>0,05

Спортивно-познавательный

мотив

7,2±0,9

5,7±1,3

3,5±1,0

<0,05

<0,01

<0,01

Рационально-волевой

мотив

1,0±0,8

2,0±1,4

4,1±1,0

>0,05

<0,01

<0,01

Подготовка к профессиональной деятельности

2,5±1,0

2,2±1,3

2,9±1,5

>0,05

>0,05

>0,05

Гражданско-патриотический

мотив

6,2±2,2

4,5±1,2

4,2±1,5

<0,05

<0,05

>0,05

Вторыми по значимости мотивами являются стремление к достижению успеха (4,8 балла) и социально-моральный мотив (4,7 балла). Эти данные говорят о том, что для спортсменов значима не только эмоциональная привлекательность спортивной жизни, но и возможность достижения высоких соревновательных результатов, возможность и необходимость внести весомый вклад в деятельность своей команды, не подвести тренера. На третьей позиции находится большая группа мотивов: социального (4,2 балла) и физического самоутверждения (4,1 балла), рационально-волевой (4,1 балла) и гражданско-патриотический (4,2 балла). Занятия гиревым спортом рассматриваются спортсменами как средство и способ физического и психического развития, повышения социального статуса. Спортсмены видят в занятиях спортом возможность разумной организации свободного времени, повышения двигательной активности, восстановления работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Малозначимыми для спортсменов 1-2 разряда являются желание расширить свои знания в области гиревого спорта (3,5 балла) и стремление через занятия гиревым спортом подготовить себя к профессиональной деятельности (2,9 балла).

Для кандидатов в мастера спорта характерно стремление к физическому самоутверждению (6,3 балла), вторыми по значимости для них являются социально-эмоциональный (5,8 балла) и спортивно-познавательный мотивы (5,7 балла). Спортсмены занимаются гиревым спортом, чтобы развить физические качества, сформировать волю и характер, чтобы глубже и полнее раскрыть для себя закономерности и механизмы проявления и развития физических качеств, управления двигательными действиями и овладения техническими приемами гиревого спорта. Они не рассматривают занятия гиревым спортом как один из возможных способов организации свободного времени, активного отдыха и восстановления умственной работоспособности (2,0 балла), как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности (2,2 балла).

Для мастеров спорта наиболее значимым является спортивно-познавательный мотив (7,2 балла) – спортсмены стремятся глубже вникнуть и понять «секреты» повышения спортивного мастерства, стремятся принимать активное участие в разработке совместно с тренером своих тренировочных программ, в анализе, контроле и коррекции процесса и результатов своей спортивной деятельности. Занятия гиревым спортом эмоционально привлекательны для спортсменов специфической атмосферой здорового соперничества и сотрудничества, включающей разнообразные и динамично развивающиеся экстремальные эмоционально насыщенные ситуации общения. Об этом говорят высокие показатели развития социально-эмоционального мотива (6,5 балла). Спортсмены являются членами сборных команд России и ее отдельных регионов, поэтому у них наблюдается высокий уровень развития гражданско-патриотического (6,2 балла), социально-морального (5,7 балла) мотивов и мотива достижения успеха (5,0 балла). Показатели мотивов физического и социального самоутверждения составляют всего 3,7 и 3,5 балла. Остальные мотивы являются для мастеров спорта малозначимыми.

Сравнительный анализ развития мотивов занятий спортом от учебно-тренировочного этапа до этапа высшего спортивного мастерства позволяет выделить следующие тенденции:

· снижение значимости мотива эмоционального удовольствия (от 5,9 до 2,7 балла, при Р <0,01) и рационально-волевого мотива (от 4,1 до 1,0 балла, при Р <0,01);

· незначительное снижение значимости мотива социального (от 4,2 до 3,5 балла, при Р >0,05) и физического (от 4,1 до 3,7 балла, при Р >0,05) самоутверждения;

· повышение значимости гражданско-патриотического (от 4,2 до 6,2 балла, при Р <0,05) и спортивно-познавательного (от 3,5 до 7,2 балла, при Р <0,01) мотивов;

· стабильный относительно высокий уровень развития у всех гиревиков, независимо от спортивной квалификации мотива достижения успеха (от 4,7 до 5,0 баллов), социально-морального мотива (от 4,7 до 5,7 балла), и относительно низкий уровень развития мотива подготовки к профессиональной деятельности (от 2,2 до 2,9 балла).

Заключение. Исследование мотивационной структуры, наблюдаемой у гиревиков, показало, что для спортсменов 1-2 разряда наиболее сильным является социально-эмоциональный мотив. На второй по значимости позиции находятся мотив достижения успеха и социально-моральный мотив.

В мотивационной структуре кандидатов в мастера спорта доминирующая роль принадлежит стремлению к физическому самоутверждению, на втором месте находятся социально-эмоциональный и спортивно-познавательный мотивы. Менее значимыми для них выступают возможность переживания эмоционального удовлетворения от процесса занятий гиревым спортом и возможность достичь высоких соревновательных результатов.

В мотивационной структуре мастеров спорта доминируют спортивно-познавательный, социально-эмоциональный, социально-моральный и гражданско-патриотический мотивы. Мотивы достижения успеха, физического и социального самоутверждения проявляются на среднем уровне.

В развитии мотивационной структуры гиревиков в процессе занятий спортом наблюдаются следующие тенденции: снижение эмоциональной привлекательности спортивной деятельности; снижение значимости гиревого спорта как способа социального и физического самоутверждения; повышение роли гражданско-патриотического и спортивно-познавательного мотивов; стабильно высокий уровень значимости достижения успеха и социально-морального мотива; относительно низкий уровень развития мотива подготовки к профессиональной деятельности. В целом эти тенденции говорят об усилении спортивной направленности личности спортсменов, о повышении степени адекватности формируемых мотивационных структур задачам психологической подготовки гиревиков.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Пауков А.А. РАЗВИТИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ ГИРЕВЫМ СПОРТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31821 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674