Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА

Шаповалова С.В. 1 Васильева Л.В. 1 Костырченко В.А. 1 Егоров А.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Тюменский индустриальный университет является одним из первых вузов, решившим пойти на трансформационные изменения в образовательном пространстве, внедрив инновационный подход обучения «Индивидуальные образовательные траектории». В рамках этого подхода обучающимся предоставляется выбор элективного курса, уровня сложности изучаемого курса, формата обучения (offline, МООК) и формы преподавания дисциплины. В рамках курса «Проектная деятельность» у обучающихся есть возможность выбора команды и типа проекта: тренинг-проект, проект по заказу индустриальных партнеров, междисциплинарный проект. Следующим витком трансформации образования стало внедрение в образовательные программы «Инженерного стандарта ТИУ» - это сочетание общекультурных и общепрофессиональных дисциплин, благодаря чему стало доступно внедрение междисциплинарного подхода в проектной деятельности. Масштабирование данного формата на все институты потребовало внедрения IT-решений: EDUCON 2.0, CUSTIS (Modeus), MMIS (Шахты), что позволило заметно оптимизировать и облегчить переход вуза на инновационный формат обучения «Индивидуальные образовательные траектории». Целью исследования было выявить проблемные области в цифровой экосистеме университета, на примере системы поддержки учебного процесса Educon 2.0 и сайта ТИУ, а также предложить IT-ресурс «Мой Тьютор».
университет
цифровая трансформация
проблемно-ориентированное обучение
проектная деятельность
проект
1. Назаренко К.С., Авдеенко Е.В. Вызовы цифровой реальности в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29460 (дата обращения: 25.05.2022).
2. Виноградов В.Н., Прикот О.Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии. СПб, 2009. С. 45-53.
3. Габышева Л.К., Назмутдинова Е.В. Трансформация модели инженерного образования в контексте становления "индустрии 4.0" // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы международной научно-методической конференции, Тюмень, 19 апреля 2018 года / Отв. ред. Л.Л. Мехришвили. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2018. С. 74-78.
4. Фролов Ю.Н., Габышева Л.К. Современные тенденции управления в сфере образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 35-37.
5. Габышева Л.К. Международные образовательные программы как фактор конкурентоспособности регионального университета // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 67-72. DOI: 10.24158/spp.2017.6.13.
6. Глотова М.И. Анализ опыта цифровой трансформации отечественного высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30503 (дата обращения: 25.05.2022).
7. Плотникова И.В., Редько Л.А., Шевелева Е.А., Ефремова О.Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30669.
8. Якупова Л.М. Проектная деятельность - партнерская деятельность // Проблемы педагогики. 2019. № 6 (45). С. 59-60.
9. Шаповалова С.В., Костырченко В.А., Егоров А.Л., Мерданов Ш.М. Проектная деятельность. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. 113 с.
10. Кошелева Ю.П. Проектная деятельность как условие развития педагогической деятельности в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 8 (747). С. 73-84.

С 2019 года в Тюменском индустриальном университете происходит трансформация обучения путем внедрения нового формата обучения «Индивидуальные образовательные траектории», который предусматривает выбор обучающимся элективного курса, уровня сложности изучаемого курса, форматы обучения (offline, МООК) и форму преподавания дисциплины.

С 2019 года обучающийся может сделать выбор вариативного курса в рамках изучения дисциплины «История», например: «Индустриализация Тюменского Севера», «История нефтяной и газовой промышленности России», «История социально-экономического развития России» и другие. В дисциплине «Прикладная физическая культура» предлагался выбор направлений физической подготовки: волейбол, баскетбол, футбол, аэробика, тренажерный зал и т.д. Уникальной возможностью выбора стала дисциплина «Техника и технологии наземного транспорта», благодаря которой обучающимся стало доступно освоить курс «Введение в профессиональную деятельность», отличный от направления подготовки, на который он поступил. Следующим витком трансформации образования стало внедрение в образовательные программы «Инженерного стандарта ТИУ» - это сочетание общекультурных и общепрофессиональных дисциплин, благодаря чему стало доступно внедрение междисциплинарного подхода в проектной деятельности.

Междисциплинарность предусматривает два основных типа. Во-первых, создание команд из обучающихся различных направлений подготовки, в рамках укрупненной группы направлений и специальностей, что позволяет освоить профессиональные компетенции других направлений подготовки. Во-вторых, предусматривает дисциплины, реализуемые в процессе обучения, позволяющие реализовать этапы проекта посредством интегрирования в рабочую программу конкретных элементов, необходимых для осуществления проектной деятельности в целом [1; 2]. Одним из ярких примеров такого взаимодействия является дисциплина «Основы публичного выступления и ораторского искусства», где обучающиеся на практических занятиях учатся грамотно презентовать свои наработки по дисциплине «Проектная деятельность». Другим примером в текущем году является дисциплина «Компьютерная графика», на которой обучающиеся осваивают 3D-моделирование в программе «Автокад» не на вымышленных элементах деталей, а на конкретном задании по дисциплине «Проектная деятельность».

Первым междисциплинарным проектом Института транспорта является «Разработка беспилотной аварийно-спасательной машины». Данный проект объединил два направления подготовки бакалавриата, один специалитет и одно направление программы магистратуры. В дальнейшем к этому проекту присоединится еще одно направление подготовки бакалавриата «Экономика сервисного предприятия и организация постпродажного обслуживания», что позволит освоить обучающимся ИТ профильные компетенции обучающихся ИСОУ.

В данный момент предусмотрены три основных типа проектов: тренинг-проекты, проекты по заказу индустриальных партнеров, междисциплинарные проекты. Для обучающихся набора 2020 года создан уникальный проект «AUTOMOTIVE INDUSTRY» с периодом реализации 1,5 года. В данном проекте будут сочетаться два типа междисциплинарного взаимодействия, всем обучающимся необходимо освоить как hard, так и soft skills. Дисциплины «Компьютерная графика», «Программирование», «Теория решения изобретательских задач», «Тайм-менеджмент» и «Командообразование» способствуют закреплению теоретических знаний, формированию на их основе практических навыков и в целом успешной реализации проекта.

Курс «Командообразование» позволяет обучающимся понять сущность команды, знакомит с базовыми принципами работы в команде, стадиями развития команды, позволяет разграничить понятия «команда» и «группа». В рамках данного курса раскрываются управленческие способности обучающихся, выявляются возможные командные роли каждого. Одна из целей курса – это объяснить обучающимся понятия лидерства, теорию лидерства, классификацию лидеров, дать сравнительную характеристику лидера и руководителя, прояснить типы лидерства: эмоциональное, ситуативное, харизматичное [3; 4].

Неотъемлемой частью формирования команды является определения ролей в команде участниками, имеющими различные hard и soft skills, что обеспечивает разносторонние подходы в решении проектных задач, позволяет участникам команды развивать дополнительные навыки, помогая друг другу в решении различных задач.

Курс «Тайм-менеджмент» позволяет обучающимся осознать, что время – это невосполнимый ресурс, освоить методы постановки целей и задач, спланировать их достижение по времени, рассчитать время подготовки проекта с учетом вклада каждого участника команды. Обучающиеся узнают, как учитывать индивидуальные биоритмы человека, определяют свои хронофаги и способы минимизации неэффективного расхода времени. Навыки тайм-менеджмента в управлении проектами имеют важную роль, позволяя определять количество времени, потраченного на проект, достигнутый прогресс. Это один из важнейших аспектов управления проектом, о котором заботится большинство менеджеров проектов. Тайм-менеджмент позволяет планировать и контролировать выполнение проекта. Данный курс является важным компонентом управления задачами, что помогает в разбивке проектов, назначении задач и своевременном завершении проектов. Приемы тайм-менеджмента позволяют сделать обучающихся более эффективными и продуктивными [5; 6].

Завершающим этапом реализации проекта является публичная презентация результатов. Для оценки выполненных обучающимися проектов привлекаются внешние эксперты из числа индустриальных партнеров, что позволяет всесторонне и независимо оценить компетенции обучающихся, полученные в результате выполнения проекта, получить обратную связь от действующего производственного сектора. Публичная защита проектов способствует плавному знакомству обучающихся с их будущими работодателями. Обучающиеся могут уточнять требования и запросы работодателя и корректировать свой образовательный трек с целью трудоустроиться в понравившуюся фирму и миновать период адаптации на предприятии.

Одним из шагов в цифровой трансформации университета стало внедрение в образовательное пространство IT-решений: EDUCON 2.0, CUSTIS (Modeus), MMIS (Шахты), что позволило заметно оптимизировать и облегчить переход вуза на инновационный формат обучения «Индивидуальные образовательные траектории».

Для успешной реализации проекта обучающиеся имеют возможность посещать дополнительные мастер-классы, прибегать к консультациям преподавателей и помощи тьютора образовательных траекторий.

Тьютор образовательных траекторий (далее - тьютор) выполняет трудовую функцию по информационному и техническому сопровождению реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [7-9]. Тьютор представляет академические интересы обучающегося, обеспечивает проектирование совместно с обучающимися и коллегами индивидуальных образовательных маршрутов студентов, обеспечивает адаптацию обучающихся к особенностям образовательного процесса в модели ИОТ, консультирует обучающихся по всем вопросам, связанным с ответственным выбором траектории собственного развития, информирует обучающихся о возможностях образовательного пространства, участвует в работе по диагностике индивидуальных особенностей обучающихся с целью проектирования образовательного маршрута, проектирует собственную работу с обучающимися, включая адаптационные мероприятия к образовательному процессу, разработку планов развития компетенций, оказания помощи обучающимся в построении ИОТ, поддерживает процесс анализа обучающимися результатов обучения, возможных отклонений; оказывает помощь обучающимся в корректировании ИОТ [10].

Основной функцией тьютора в рамках реализации инновационного формата обучения «Индивидуальные образовательные траектории» является оперативное реагирование и информирование обучающегося об имеющихся у него возможностях выбора (элективных курсов, уровня сложности курса, формата обучения (offline, МООК) и формата преподавания дисциплины), сопровождение его выбора в цифровом пространстве университета. Созданные группы в социальных сетях («ВКонтакте», «Телеграм» и др.) не дают возможности как обучающимся, так и тьютору получать полную информацию, которая доступна в IT-решениях: EDUCON 2.0, CUSTIS (Modeus), MMIS (Шахты), что влечёт за собой дополнительную нагрузку на обучающегося, тьютора и серверы этих программ.

Для выявления проблемных областей в цифровой экосистеме университета в апреле 2022 года было проведено анкетирование обучающихся и преподавателей ТИУ о работе в системе поддержки учебного процесса Educon 2.0 и на сайте ТИУ. В опросе приняло участие 153 респондента, среди них 100 обучающихся и 53 преподавателя. Большая часть опрошенных студентов – это молодые люди в возрасте от 18 до 20 лет, большая часть опрошенных преподавателей в возрасте от 31 до 50 лет (рис. 1, 2).

 

https://sun9-46.userapi.com/s/v1/ig2/0OKawqNVMWyTdNv1g1Mi-rAj39m468bEI3UYvD-xnODCCSI8V8FcjDuYxfSjNpjEz3jw_OJFFsDwbBfjcXv82tMl.jpg?size=418x289&quality=96&type=album

Рис. 1. Возраст респондентов-обучающихся

https://sun9-47.userapi.com/s/v1/ig2/yQXMPqeWtuOeplsGPCg5bCNHY9W1mXbgJPMvsy5XNQPSBeK_hGZ7X5tUxnoSWjIrRadzM16PLilBAKBlbPRezsp7.jpg?size=431x291&quality=96&type=album

Рис. 2. Возраст респондентов-преподавателей

На рисунках 3, 4 представлены результаты опроса по взаимодействию с сайтом ТИУ. Значительная доля опрошенных отмечают две главные проблемы сайта ТИУ: недоработанный функционал (46% студентов и 50% преподавателей) и неупорядоченность информации (65% и 47,1% соответственно). Показательны результаты по оценке дизайна сайта. Более половины студентов (57%) оценивают дизайн как устаревший, в то время как такую оценку дает лишь каждый пятый преподаватель (20,6%). Исходя из этого, можно сделать вывод о значимости для обучающихся и абитуриентов привлекательности основного ресурса университета, соответствии его дизайна современным трендам.

https://sun9-62.userapi.com/s/v1/ig2/S5tYpCEg0Xjwn_wd_rvh4RmSoTnjQhY_0EgaBvhyqoxL62uo3f4pcOJQ-XEMdFinz-UFnMQxWdEaV0sBJIREZmAM.jpg?size=736x195&quality=96&type=album

Рис. 3. Проблемы сайта ТИУ (студенты)

https://sun3-12.userapi.com/s/v1/ig2/KT_bXd_vkQIv-sRHO3LaYoxm5KclUkvWJJItcmmk6H3jFy5FrETt80HN5a2Amg5JybcygVAAKLmbUYNZbF7rIESz.jpg?size=721x155&quality=96&type=album

Рис. 4. Проблемы сайта ТИУ (преподаватели)

На рисунках 5-8 представлены результаты опроса по оценке взаимодействия с системой поддержки учебного процесса EDUCON 2.0. Большинство респондентов (88% студентов и 73,5% преподавателей) считают основной проблемой работы EDUCON 2.0 стабильность серверов, что делает недоступным систему поддержки учебного процесса для работы и обучения в любое удобное для студентов и преподавателей время, является причиной сбоя в процессе тестирования студентов, что ведет к низким результатам оценки. Практически каждый второй респондент в обеих категориях сталкивался с этой проблемой (рис. 7, 8).

Второй по значимости проблемой респонденты отмечают недоработанный функционал (55% студентов и 32,4% преподавателей). При этом лишь незначительная доля опрошенных отмечает сложность функционала системы. Обращает на себя внимание, что этот недостаток отмечают в два раза больше преподавателей, чем студентов (11,8% и 5% соответственно). На наш взгляд, это объясняется разной степенью взаимодействия с системой. Обучающийся контактирует с EDUCON 2.0 преимущественно как потребитель контента. Преподаватели же взаимодействуют с системой как создатели курсов, т.е. им доступен более обширный функционал, чем студентам.

https://sun3-12.userapi.com/s/v1/ig2/UATQlftfij1Bl8A8MQzmpADnsG_cJPsS_TQlKJbJMD33PB0rEMeVTBwy04Xnqerp5uXkPU_x13EYoOMmr1-a6-38.jpg?size=745x171&quality=96&type=album

Рис. 5. Проблемы сайта EDUCON 2.0 (студенты)

https://sun3-8.userapi.com/s/v1/ig2/oOtqJYVFEz350OrA4WS-df8mRbcRmmvl2ULbDhvbDxFeK_3BJ78heNrH6ZxRo0Yel71i9wFBujAiMOt-49fkeusE.jpg?size=974x331&quality=96&type=album

Рис. 6. Проблемы сайта EDUCON 2.0 (преподаватели)

https://sun3-13.userapi.com/s/v1/ig2/7mUgHleiOsXeasgVqD4oSlPDtkKXsiDFIzJeQOuJKGJHwmfeNYQTzHCFZlgNGsoIODItecerPD3fZpNdJDst4UxM.jpg?size=428x260&quality=96&type=album

Рис. 7. Как часто сталкиваются с проблемой стабильности серверов EDUCON 2.0 (студенты)

https://sun9-45.userapi.com/s/v1/ig2/K5XPLckQ2w4oXKc4Gl7v7ntgTB9JVuFGyWENuHhm9h49se7ViP8gne7Qhm3scH9oWUmZBqj-lTZ5Im_zYGpEDzMP.jpg?size=471x294&quality=96&type=album

Рис. 8. Как часто сталкиваются с проблемой стабильности серверов EDUCON 2.0 (преподаватели)

Для своевременного информирования и удобства обучающихся в рамках инновационного формата обучения «Индивидуальные образовательные траектории» предлагаем создать единый IT-ресурс «Мой Тьютор», что позволяет объединить информацию с IT-решений EDUCON 2.0, CUSTIS (Modeus), MMIS (Шахты) и упростить доступ к необходимой обучающимся информации. Одной из главных функций тьютора является своевременное информирование и техническая поддержка обучающихся в режиме 24/7, что и обуславливает создание дополнительного IT-ресурса «Мой Тьютор».

Функционал IT-ресурса «Мой Тьютор» будет включать в себя:

• напоминание о сроках сдачи работ, тестов;

• создание удобного индивидуального расписания студентов и преподавателей, возможность добавлять это в виджеты, на рабочий стол экрана компьютера или мобильного телефона;

• удобную связь с преподавателями и студентами;

• ответы на часто задаваемые вопросы по поводу долгов, начисления стипендии (или перенаправление вопроса на тьютора);

• классификацию курсов, предметов;

• актуальные и структурированные новости, которые будут распределены по локациям обучающихся.

После проведения опроса среди обучающихся и преподавателей Тюменского индустриального университета выявлены проблемные области в цифровой экосистеме университета и предложен IT-ресурс «Мой Тьютор», который позволит повысить комфортность учебного процесса обучающихся в инновационном формате обучения «Индивидуальные образовательные траектории».


Библиографическая ссылка

Шаповалова С.В., Васильева Л.В., Костырченко В.А., Егоров А.Л. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31818 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674