Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗЕ: ВОЗМОЖНОСТИ SWOT-АНАЛИЗА

Ремизова В.Ф. 1 Нестерова Т.Г. 1 Золотова Л.В. 1 Конюченко О.Н. 1
1 Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
Согласно принятому 30 декабря 2020 года Федеральному закону «О молодёжной политике в РФ» образовательные учреждения являются субъектами, реализующими молодёжную политику. В статье показано, что планирование стратегии по реализации молодёжной политики в вузе может проводиться при помощи SWOT-анализа, выявляющего сильные и слабые стороны внутренней среды и возможности и угрозы внешней среды. Исследование проводилось на базе Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. SWOT-факторы определялись с привлечением группы экспертов, состоящей из администрации, кураторов студенческих групп, членов студенческого сообщества, представителей общественных организаций при помощи анализа результатов и продуктов деятельности, отчётов по реализации молодёжной политики в филиале. Диагональное соотнесение факторов SWOT-анализа (сильные стороны – возможности; слабые стороны – возможности; сильные стороны – угрозы; слабые стороны – угрозы) позволяет описать предполагаемые управленческие сценарии: оптимистичный, мобилизационного управления, управления в условиях турбулентности, антикризисного управления. В итоге SWOT-анализа бинарных факторов были предложены меры по работе с молодёжью в вузе. Практическая значимость проведённого исследования заключается в выработке конкретных направлений деятельности по реализации молодёжной политики в вузе.
молодежная политика
SWOT-анализ
стратегическое планирование
сценарий управления
внутренняя среда
внешняя среда
1. О молодёжной политике в Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ, ред. от 30.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/400156192/ (дата обращения: 01.06.2022).
2. Гукова И.Н. Становление государственной молодежной политики в РФ: политико-правовой аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2018. Т. 45. № 4. С. 784-797.
3. Андрюшина Е.В. Государственная молодежная политика в российском обществе: этапы, основные направления, показатели // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 269-281.
4. Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. 2013. № 1. С. 106-108.
5. Любина О.Н. Государственная молодежная политика: особенности реализации и отражение в государственных программах Российской Федерации и города Москвы // Управление. 2017. Т. 5. № 1. С. 55-61.
6. Киселева Н. А. Законы субъектов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 7 (74). С. 41-46.
7. Кочетков А.В. Формирование правовых основ работы с молодежью в муниципальных образованиях // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2. С. 295-299.
8. Ремизова В.Ф., Конюченко О. Н. Планирование работы студенческого самоуправления по реализации молодёжной политики в вузе // Актуальные проблемы экономической деятельности и образования в современных условиях: сборник научных трудов XVI Международной научно-практической конференции, Оренбург, 21 апреля 2021 года. Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2021. С. 307-311.
9. Бояршинова И.М. Молодежная политика в Оренбургской области: участие государства, бизнеса и общественных организаций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). С. 34-38.
10. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Бочанов М.А. Высшие учебные заведения как субъект реализации государственной молодежной политики // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3 (44). С. 115-118.
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. от 08.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/ (Дата обращения: 28.05.2022).
12. Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти: приказ Росмолодежи от 21.03.2016 № 54. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253862/ (дата обращения 28.05.2022).
13. О государственной молодежной политике в Оренбургской области: закон Законодательного собрания Оренбургской области № 579/Ю7-1У-ОЗ от 01.09.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/27506213/ (дата обращения: 27.05.2022).

В первые десятилетия XXI века молодёжная политика Российской Федерации развивалась своеобразным путём: фундаментальный общегосударственный закон отсутствовал до самого недавнего времени, поэтому разработка правовых основ молодёжной политики стала прерогативой региональных законодательных органов. Законы о молодёжной политике были приняты в большинстве регионов в 2006–2009 гг. А федеральный закон о молодёжной политике был одобрен Советом Федерации только 25 декабря 2020 г. [1].

В научной литературе аспекты молодёжной политики рассматриваются в законодательно-правовом поле [2]. Молодёжная политика изучается в своём современном состоянии [3] и в различные исторические периоды [4]. Затрагиваются нормативно-правовые основы работы с молодёжью, осуществляемой разными органами всех уровней государственного управления: федеральными [5], региональными [6], муниципальными [7]. Обосновывается планирование работы студенческого самоуправления в соответствии с молодёжной политикой [8]. Реализация молодёжной политики в Оренбургской области соотносится с взаимодействием государственных и предпринимательских структур, общественных организаций [9].

Образовательные учреждения входят в перечень субъектов, реализующих молодёжную политику (иные органы и организации) [1; 10]. Цели образования и молодёжной политики пересекаются: и в Законе о молодёжной политике, и в Законе об образовании говорится о воспитании гражданственности, патриотизма, духовно-нравственном становлении и интеллектуальном развитии [1; 11].

Цель исследования – продемонстрировать возможность применения SWOT-анализа при планировании стратегии по реализации молодёжной политики в вузе.

Материалы и методы исследования. В настоящее время применение SWOT-анализа вышло за рамки экономических исследований и перешло в область гуманитарных дисциплин. SWOT-анализ базируется на изучении сильных и слабых сторон внутренней среды и возможностей и угроз внешней среды. Для получения объективной информации по каждому элементу SWOT-анализа были использованы методы: праксиметрия (анализ результатов и продуктов деятельности), метод экспертной оценки. Исследование проводилось на базе Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Результаты исследования и их обсуждение. Выводы экспертной группы, куда вошли администрация, кураторы студенческих групп, члены студенческого актива Оренбургского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, представители общественных организаций, анализ результатов деятельности, материалов отчётов по реализации молодёжной политики позволили составить перечень факторов внутренней и внешней среды, влияющих на осуществление молодёжной политики (табл. 1).

Таблица 1

Элементы SWOT-анализа реализации молодёжной политики в вузе

Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны (Strengths)

Возможности (Opportunities)

- человеческие ресурсы: талантливая молодёжь;

- развитая система мотивации;

- наличие самоуправления;

- механизмы формирования здорового образа жизни;

- система мер по воспитанию патриотов России, граждан правового государства;

- вовлечение в сферу научных исследований и интеллектуальную деятельность;

- условия для развития поликультурности и толерантности;

- содействие трудоустройству и карьерному росту

- сотрудничество с органами государственной власти, осуществляющими молодёжную политику;

- сотрудничество с молодёжными организациями региона, страны;

- сотрудничество с филиалами и головной площадкой вуза;

- возможность проводить обучение по дополнительным образовательным программам, востребованным молодёжью

Слабые стороны (Weaknesses)

Угрозы (Threats)

- высокая текучесть студенческих кадров;

- недостаточная квалификация студенческих кадров;

- недостаточная инициативность и исполнительность некоторых студентов

 

 

- масштабные форс-мажорные обстоятельства (в т. ч. эпидемиологические);

- тотальное дистанционное обучение;

- всеобщая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья молодёжи;

- повсеместная деформация духовно-нравственных ценностей;

- возникновение экстремистских настроений в обществе

Рассмотрим более детально сильные стороны – положительные факторы внутренней среды вуза, способствующие реализации молодёжной политики. Самое главное – вузы имеют человеческие ресурсы, способные осуществлять молодёжную политику и способные оказать поддержку в её осуществлении. В вузы приходит молодёжь, обладающая высоким интеллектуальным потенциалом. Более того, профессорско-преподавательские кадры университетов оказывают всевозможное содействие всем студенческим инициативам, умело направляют и корректируют деятельность обучающихся, умело руководят ими.

Преподаватели, администрация вузов направляют свои усилия на формирование мотивов, придающих смысл всем видам деятельности студентов, включая реализацию молодёжной политики. Мотивация – действенный инструмент в процессе формирования заинтересованности студентов в осуществлении мероприятий, предусмотренных молодёжной политикой.

Другая сильная сторона университетов – наличие студенческого самоуправления. Развитие молодёжного самоуправления является важным официально закреплённым в федеральных документах критерием реализации молодёжной политики [12]. Студенческое самоуправление направлено как на развитие внутренней студенческой среды, так и на установление связей с внешней средой, составными элементами которой являются органы государственного управления и общественные организации, осуществляющие молодёжную политику.

Российские университеты представляют собой идеальную среду для вовлечения молодёжи в научную и инновационную деятельность. Студентам предоставляются широкие возможности для выполнения своих собственных исследований. В Оренбургском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова действует студенческое научное общество, в состав которого входят научные кружки и клубы. В процессе научно-исследовательской деятельности студенты активизируют свой интеллектуально-творческий потенциал для изучения тем по профилю образовательного учреждения.

Неполный перечень научных мероприятий за 2021-2022 учебный год даёт представление о степени заинтересованности студентов в исследовательской деятельности: международная студенческая конференция «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в современных условиях»; Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России: тенденции, проблемы, перспективы»; междисциплинарные конференции: «Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы», «Тенденции развития субъектов малого и среднего бизнеса: проблемы и подходы к их решению»; круглые столы: «Взаимодействие систем бухгалтерского учета и налогообложения: российская практика», «Психологические основы профессиональной деятельности»; исследовательский семинар «Речевой портрет современной молодёжи»; выставка студенческих научных работ «Студент в науке». Ежегодно студенты филиала получают гранты от головного университета для проведения научно-исследовательских работ, становятся победителями научно-исследовательских конкурсов, научных олимпиад, лауреатами городского конкурса «Студент года». Таким образом, такой ключевой показатель реализации государственной молодёжной политики, как вовлечение молодёжи в научно-исследовательскую деятельность, выполняется вузом в высокой степени.

Инновационная, научная, учебно-интеллектуальная деятельность студентов тесно переплетается с профориентационной работой, проводимой университетом. Обучающиеся в филиале стремятся приобрести практические профессиональные навыки, применить имеющиеся знания, поэтому активно участвуют в мероприятиях, организуемых филиалом совместно с различными предприятиями и организациями: уроки финансовой грамотности, проводимые представителями Сбербанка; студенческие «1С: Соревнования»; Всероссийский форум рабочей молодёжи; круглый стол «Университет и бизнес: опыт и перспективы сотрудничества»; открытые уроки и тренинги экономистов-практиков; региональные и федеральные программы для бизнеса, осуществляемые Центром поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области, Оренбургским региональным отделением ОПОРА РОССИИ.

Университет осуществляет значительный вклад в дело воспитания патриотов России и своей малой родины, граждан правового государства, развития поликультурности и толерантности. Обозначим некоторые мероприятия, значимые для формирования патриотизма, гражданственности, исторической памяти, бережного отношения к культурному наследию народов России: ежегодный фестиваль «Наша Плехановка – многонациональная страна»; симпозиум «Права человека в российском и международном правовом поле»; большой этнографический диктант; беседы об информационной безопасности в молодёжной среде, проводимые Центром по противодействию экстремизму УМВД России по Оренбургской области; конференция «Многоконфессиональная Россия: история и современность»; всероссийская акция «Георгиевская ленточка» и др.

Оренбургский филиал РЭУ им. ГВ. Плеханова обладает достаточными ресурсами для формирования здорового образа жизни студентов, их физического развития. Помимо обязательных занятий по физической культуре, студенты с энтузиазмом присоединяются к спортивным соревнованиям, играм, спортивно-физкультурным флешмобам, беседам, исследованиям о правильном образе жизни.

Одним из механизмов участия студенческой молодёжи в социальной, культурной, политической и экономической жизни является волонтёрство. Студенты Оренбургского филиала являются активными волонтёрами, членами всероссийских общественных движений «Волонтёры Победы», «Волонтёры культуры», «Волонтёры Конституции»; участвовали во всероссийской акции #МыВместе, региональных социально-политических, образовательных, культурно-просветительских мероприятиях.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова обладает достаточным потенциалом для реализации молодёжной политики.

Тем не менее были выявлены и слабые стороны, отрицательные факторы внутренней среды вуза. В первую очередь это – высокая текучесть кадров. Срок пребывания студентов в стенах вуза составляет 4 года (бакалавриат) или 5 лет (специалитет). Первокурсники, особенно в первом семестре, только проходят период адаптации к университетской жизни, старшекурсники в последнем семестре сосредоточены на прохождении практики и написании выпускных квалификационных работ. Следовательно, период основательной, продуктивной, активной общественной работы составляет всего 3 года. Каждые 2 года меняется председатель студенческого совета, а состав самого совета обновляется ежегодно. Кроме того, вновь пришедшие не имеют достаточной квалификации, опыта, умений для планирования, проведения, оценивания мероприятий по реализации молодёжной политики.

К слабым сторонам относится и недостаточная инициативность и исполнительность студентов, у которых завышена или занижена самооценка. Деятельность таких студентов требует контроля и мониторинга со стороны администрации, кураторов, преподавателей.

Выявив как позитивные, так и негативные факторы внутренней среды вуза, влияющие на реализацию молодёжной политики, перейдём к рассмотрению факторов внешней среды. Современные тенденции молодёжной политики являются благоприятными для университета: принят федеральный закон, действует региональный закон [13], успешно функционируют органы государственного управления молодёжной политикой, создаются общественные организации и движения, привлекающие студентов к своей деятельности. Так, студенты встречались с координаторами Национальной лиги студенческих клубов, с представителем международной молодежной организации AIESEC, с секретарём регионального отделения партии «Единая Россия», постоянно находятся на связи с Департаментом молодёжной политики Оренбургской области.

РЭУ им. Г.В. Плеханова является университетом, чьи филиалы расположены в самых разных регионах России и в других странах (Беларусь, Армения, Узбекистан, Монголия). Внутривузовское сотрудничество дарит студентам уникальную возможность вести многостороннее общение, делиться опытом, осуществлять совместные проекты. Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова имеет возможность вести диалог с вузами Оренбургской области.

Элементами внешней среды являются органы власти, правоохранительные органы, органы управления здравоохранением, образованием, физической культурой и спортом, предприятия и организации, работающие по профилю получаемого студентами образования. Обращение к этим структурам позволяет организовывать студенческие мероприятия, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности, ответственного отношения к своему образу жизни, пропаганде профессиональных и общечеловеческих ценностей.

Последний элемент SWOT-анализа предполагает изучение угроз внешней среды. За последние десятилетия наблюдается всеобщая тенденция к ухудшению физического и психического здоровья молодёжи, повсеместная деформация духовно-нравственных ценностей, в том числе семейных. Призывы к экстремизму, террору всё чаще адресуются молодёжи. Среди самых последних масштабных форс-мажорных обстоятельств выделяется мировая эпидемиологическая ситуация, изменившая жизнь всей планеты, изолировавшая людей друг от друга, разрушившая социально-экономические связи. Угрозой представляется и возможный переход на тотальное дистанционное обучение, которое лишит молодых людей возможности реального общения, получения образцов социально ответственного поведения и взаимодействия, двигательной активности, заметно снизит интеллектуальное развитие и исказит образовательные результаты.

Следующий этап SWOT-анализ посвящён выявлению связей между факторами внутренней и внешней среды, что позволяет описать управленческие сценарии при реализации молодёжной политики в вузе (табл. 2). На пересечении факторов «сильные стороны – возможности» возникает оптимистичный сценарий. Связка «слабые стороны – возможности» позволяет предсказать сценарий мобилизационного управления. Комбинация «сильные стороны – угрозы» формирует представление о сценарии управления в условиях турбулентности. А сценарий антикризисного управления образуется при переплетении слабых сторон с угрозами.

Таблица 2

Матрица идентификации сценариев управления реализацией молодёжной политики в вузе

Внутренние факторы

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Оптимистичный сценарий управления

Сценарий управления в условиях неопределённости

Слабые стороны

Сценарий мобилизационного управления

Сценарий антикризисного управления

Рассмотрение всех возможных комбинаций элементов SWOT-анализа позволяет разработать направления деятельности по реализации молодёжной политики в вузе. Выводы анализа бинарных факторов SWOT представлены в таблице 3.

Таблица 3

Матрица SWOT-решений для планирования мер по реализации молодёжной политики в вузе

Анализируемые бинарные факторы

Выводы

Сильные стороны + возможности

- усиление патриотического воспитания, формирования гражданственности, оптимизация волонтёрской работы за счёт сотрудничества с органами государственной власти, молодёжными организациями страны, региона (вертикальный уровень);

- разработка и осуществление новых проектов на уровне взаимодействия органов студенческого самоуправления (горизонтальный уровень)

Слабые стороны + возможности

- проектирование и внедрение дополнительных образовательных программ, касающихся реализации молодёжной политики;

- увеличение числа активных студентов (за счёт формирования положительной мотивации к участию в общественно полезных мероприятиях)

Сильные стороны + угрозы

- поиск новых путей сотрудничества как по вертикали, так и по горизонтали, в новых условиях;

- усиление пропаганды антиэкстремизма и антитерроризма;

- организация мероприятий, предполагающих физическую активность (например, флешмобы в период карантина);

- проведение исследований о ценностных ориентациях молодёжи, определение основных направлений по формированию позитивных ценностей

Слабые стороны + угрозы

- привлечение профессорско-преподавательского коллектива университета для мобилизации студентов по осуществлению направлений молодёжной политики

Разработка конечной стратегии управления реализацией молодёжной политики в вузе должна иметь в виду все сценарии, проистекающие из выводов SWOT-анализа.

Заключение. SWOT-анализ представляется универсальным инструментом выработки стратегий управления молодёжной политикой в вузе. Прежде всего, SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны университета при реализации молодёжной политики, а также потенциальные возможности и угрозы внешней среды.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в выработке конкретных направлений деятельности по реализации молодёжной политики в вузе.

Возможности дальнейшего конструирования стратегии управления молодёжной политикой в вузе связаны с применением «обратного SWOT-анализа», выявлением механизмов предотвращения угроз, избавления от слабых сторон.


Библиографическая ссылка

Ремизова В.Ф., Нестерова Т.Г., Золотова Л.В., Конюченко О.Н. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ВУЗЕ: ВОЗМОЖНОСТИ SWOT-АНАЛИЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31812 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674