Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Барцаева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
В статье представлены результаты работы по формированию социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста посредством игровых технологий. В работе определено, что важнейшими составляющими социально-бытовой ориентации, обеспечивающими познание социальной среды и освоение различных видов деятельности ребенка, являются межличностные отношения. В статье представлена процедура выявления исходного уровня сформированности такой характеристики социально-бытовой ориентации как межличностные отношения. Эксперимент проводился на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 комбинированного вида» г.о. Саранск. Участниками были 20 воспитанников старшего дошкольного возраста: 10 испытуемых одной группы входили в состав экспериментальной группы, а 10 испытуемых другой группы – в состав контрольной группы. В данной статье подробно изучены составляющие межличностных отношений: позиция в общении, удовлетворенность ситуацией общения, признание сверстников. С целью повышения уровня социально-бытовой ориентации у старших дошкольников была предложена программа занятий, ключевым компонентом которой являются игровые технологии. Результаты, полученные в рамках контрольного эксперимента, показали высокую эффективность предложенной программы занятий. Старшие дошкольники, участвовавшие в реализации разработанной программы, показали высокие результаты, значительно обогнав своих сверстников из контрольной группы. Таким образом, игровые технологии способствуют эффективному формированию межличностных отношений детей и в целом социально-бытовой ориентации.
социально-бытовая ориентация
межличностные отношения
позиция в общении
удовлетворенность ситуацией общения
признание сверстников
игра
игровые технологии
1. Барцаева Е.В. К определению понятия «социально-бытовая ориентация // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Саранск, 1 декабря 2017 г.). Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2017. С. 299-304.
2. Парфенова Т.А. Готовность к социально-бытовой ориентации как механизм социализации обучающихся в начальном общем образовании // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. Вып. 9. С. 244-247.
3. Парфенова Т.А., Рябова Н.В. Формирование готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников с задержкой психического развития // Методология, теория и практика обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / под ред. Н. В. Рябовой; Мордов. Гос. Пед. Ин-т . 2019. 1 электрон. опт. диск (СD-R).
4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. СПб.: Наука, 2022. 671 с.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2005. 158 с.

Социально-бытовая ориентация является частью процесса социальной адаптации, представляющей интерес для исследователей различных отраслей знания (Т. Л. Кончанин, И. А. Милославова, Д. В. Ольшанский, Б. Д. Парыгин, В. А. Сластенин, Н. Г. Ярлыкова). Анализ психолого-педагогической литературы (Н. В. Рябова, Т. А. Парфенова) позволяет термин «социально-бытовая ориентация» рассматривать как свойство личности, возникающее в процессе социализации ребенка, обеспечивающее его включение в социум [1; 2; 3]. Старший дошкольный возраст выбран нами для формирования социально-бытовой ориентации в связи с тем, что у ребенка этого возраста закладываются основы будущей личности. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, происходит дифференциация в сознании внутренней и внешней жизни. Кроме того, у них развивается самооценка и самосознание [4]. Важнейшими составляющими социально-бытовой ориентации, обеспечивающими познание социальной среды и освоение различных видов деятельности, являются межличностные отношения, которые не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания ребенка.

Ситуация формирования социально-бытовой ориентации напрямую зависит от особенностей возраста, и от учета их в процессе формирования. Комфортная позиция в общении, удовлетворенность и признание сверстников помогают включиться в организацию собственно быта, досуга, межличностных отношений. При ознакомлении с ближайшим окружением, что, в свою очередь, облегчает процесс их социально-бытовой ориентации. В старшем дошкольном возрасте начинают развиваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, которые могут служить основой для формирования межличностных отношений и в целом социально-бытовой ориентации детей [5]. В связи с этим, в нашем исследовании интерес представляют особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая апробация программы, направленной на формирование социально-бытовой ориентации детей посредствам игровых технологий. Основными задачами исследования выступают: во-первых, изучить уровень сформированности социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, выделить, обосновать и апробировать возможности игровых технологий как средств формирования социально-бытовой ориентации детей; в-третьих, определить уровень продвижения детей в овладении социально-бытовой ориентацией. Мы предполагаем, что успешное развитие           социально-бытовой ориентации детей будет эффективно в случае использования игровых технологий.

Материал и методы исследования. Остановимся на методике и организации исследования сформированности социально-бытовой ориентации старших дошкольников. Эксперимент проводился на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 86 комбинированного вида» г.о. Саранск.

Участниками были 20 воспитанников старшего дошкольного возраста (представители двух групп указанного детского сада): 10 испытуемых одной группы входили в состав экспериментальной группы, а 10 испытуемых другой группы – в состав контрольной группы. Эксперимент включал три этапа.

Важными и интересующими нас в данной работе составляющими социально-бытовой ориентации являются межличностные отношения, которые представлены в исследовании как позиция в общении, удовлетворенность ситуацией общения, признание сверстников.

Основная цель констатирующего этапа заключается в определении уровня сформированности межличностных отношений старших дошкольников. Нами применялись социометрический эксперимент «У кого больше» (разработан Я. Л. Коломинским) и методика «Игровая комната».

В рамках констатирующего эксперимента мы изучили уровень сформированности межличностных отношений старших дошкольников, которые являются составляющими процесса социально-бытовой ориентации и позволяют судить в целом об уровне социальной адаптации старших дошкольников.

Оказалось, что у испытуемых экспериментальной группы уровень межличностных отношений, уровень общения ниже, чем у испытуемых контрольной группы. По результатам констатирующего эксперимента было принято решение о том, чтобы дети экспериментальной группы были привлечены в опытно-экспериментальную работу, проводимую с целью формирования межличностных отношений.

Вторым этапом опытно-экспериментальной работы был реализован формирующий эксперимент, в процессе которого проведены занятия, направленные на формирование у детей дошкольного возраста такой составляющей социально-бытовой ориентации как межличностные отношения.

Занятия проводились воспитателями в течение пяти месяцев (два раза в месяц). На занятиях участвовали испытуемые экспериментальной группы. В основе представленной программы занятий лежат игровые технологии, направленные на формирование позиции в общении, удовлетворенности ситуацией общения, признание сверстниками. Все это характеристики межличностных отношений старших дошкольников являются важнейшими составляющими процесса социально-бытовой ориентации.

Среди важнейших составляющих выделяются также мотивы, осознание своего реального и идеального «Я», формирование внутренней социальной позиции, понимание своего места среди других, самооценка, способы общения со сверстниками, расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка, развитие целостности и единства самосознания, осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Формирование указанных выше предпосылок для развития межличностных отношений и в целом социально-бытовой ориентации осуществляется посредством игровой технологии, структура которой представлена целевым, мотивационным, содержательно-процессуальным и оценочно-результативным компонентами.

Работа по разработанной программе начинается через реализацию целевого и мотивационного компонентов игровой технологии. С этой целью разработано первое занятие на тему «Дружба». Содержательный компонент в программе представлен следующими занятиями: «С кем ты хочешь дружить?», «Я считаю себя хорошим», «С кем я дружу», «Одиночество», «Портрет друга», «Ссора», «Обидные дразнилки», «Наши чувства и действия» и др. Реализация оценочно-результативного компонента осуществляется на занятии по теме «Зачем человеку чувство стыда?». В рамках последнего занятия дается оценка и подводится результат.

В качестве игровых технологий, использованных в рамках обозначенной программы, применялись сюжетно-ролевые игры и моделирование реальных ситуаций. Указанные игровые технологии выступали на занятиях в качестве самостоятельной формы, а также комбинировались между собой в зависимости от поставленной цели. В рамках реализации программы нами предложены примерные конспекты занятий, которые могут быть использованы в работе, как воспитателями, так и психологом. Приведем примеры сюжетно-ролевых игр, которые были нами использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста: «Кто кому уступит место», «Назови правило», «В театре», «День рождения», «В кафе», «На приёме у врача», «Давай поговорим», «Интервью», игровые упражнения «Испорченный телефон», «Небоскрёб», «Сиамские близнецы», «Совет волшебника», «Клубочек», «Поварята», «Ступеньки общения», «Азбука настроений», «Пожалуйста», «Азбука нашего общения», «Секреты вежливости», «Магазин вежливых слов» и др.

Таким образом, подводя итог формирующего эксперимента, хотелось бы отметить, что роль и значение игровых технологий остаются значительными в работе со старшими дошкольниками. Данные технологии соответствуют возрастным особенностям указанной категории детей, понятны и интересы им. Кроме того, следует отметить, что для дошкольного возраста применение игровых технологий является главенствующим аспектом, они выступают единственным средством формирования межличностных отношений, а также социально-бытовой ориентации.

С целью выявления динамики продвижения старших дошкольников в овладении социально-бытовой ориентацией был проведен контрольный эксперимент, в рамках которого  определялась эффективность использования разработанной серии занятий по формированию одной из составляющих социально-бытовой ориентации – межличностных отношений старших дошкольников.

Для реализации обозначенной цели нами повторно использованы методики, проведенные на этапе констатирующего эксперимента. По результатам, полученным в ходе контрольного эксперимента, можно описать динамику развития межличностных отношений у старших дошкольников, принявших участие в опытно-экспериментальной работе.

Оказалось, что результаты испытуемых экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента значительно выше, чем на этапе констатирующего эксперимента. Так, к категории «звезды» относятся 10 % (констатирующий эксперимент) и 30 % (контрольный эксперимент) испытуемых; к категории «предпочитаемые» − 20 % (констатирующий эксперимент) и 50 % (контрольный эксперимент) испытуемых; к категории принятые − 30 % (констатирующий эксперимент) и 20 % (контрольный эксперимент); к категории − 30 % (констатирующий эксперимент) и 20 % (контрольный эксперимент). То есть, после реализации формирующего эксперимента в экспериментальной группе увеличился процент детей, относящихся к категориям «звезды» и «предпочитаемые» и уменьшилось количество детей, относящихся к категории «не принятые».

Кроме того, наблюдается динамика и по результатам сравнения испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Так, на этапе констатирующего эксперимента более благополучно выглядели испытуемые контрольной группы: к категории «звезды» относились 20 % испытуемых контрольной группы и 10 % экспериментальной группы; к категории «не принятые» − 20 % испытуемых контрольной и 30% экспериментальной группы.

На этапе контрольного эксперимента ситуация заметно изменилась: к категории «звезды» относятся 20 % испытуемых контрольной группы и 30 % экспериментальной группы; к категории «предпочитаемые» − 30 % контрольной группы и 50 % экспериментальной группы; к категории «принятые» − 30 % испытуемой контрольной группы и 20 % экспериментальной группы; к категории «не принятые» относятся 20 % испытуемых контрольной группы, а среди испытуемых экспериментальной группы таковых нет. То есть, межличностные отношения контрольной группы остались на прежнем уровне, а в группе испытуемых, относящихся к экспериментальной группе, значительно улучшились.

Итак, динамика развития уровня общения старших дошкольников, на этапе контрольного эксперимента такова: высокий уровень общения отмечен у 30 % испытуемых контрольной группы и у 50 % испытуемых экспериментальной группы; средний уровень – у 50 % испытуемых контрольной группы и у 40 % испытуемых экспериментальной группы; 20 % испытуемых контрольной группы и у 10 % испытуемых экспериментальной группы.

Также были сравнены результаты испытуемых обеих групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Опишем полученную динамику. На этапе констатирующего эксперимента с высоким уровнем общения − 30 % испытуемых контрольной и 20 % экспериментальной групп; на этапе контрольного эксперимента − 30 % и 50 % соответственно; со средним уровнем на этапе констатирующего эксперимента − 50 % испытуемых контрольной группы и 40 % экспериментальной группы; на этапе контрольного эксперимента такие же результаты; с низким уровнем на этапе констатирующего эксперимента − 20 % испытуемых контрольной группы и 40 % испытуемых экспериментальной группы; на этапе контрольного эксперимента − 20 % и 10 % соответственно. То есть, по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы среди детей, относящихся к экспериментальной группе, повысился процент тех, кто имеет высокий уровень общения, и значительно понизился процент испытуемых указанной группы с низким уровнем общения.

Таким образом, после проведения серии занятий, нацеленных на формирование межличностных отношений, мы видим, что в экспериментальной группе значительно улучшились показатели, в сравнении с испытуемыми контрольной группы. Соответственно, разработанная система занятий, благодаря использованию игровых технологий, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста межличностных отношений, и в целом повышает уровень их социально-бытовой ориентации.

Результаты исследования и их обсуждение. Итак, целью констатирующего эксперимента, в первую очередь, было изучение исходного уровня сформированности социально-бытовой ориентации старших дошкольников. Для изучения, в формате данной работы, нами выбрана одна составляющая процесса социально-бытовой ориентации – межличностные отношения. Анализ полученных данных позволил определить, что у испытуемых экспериментальной группы уровень межличностных отношений ниже, чем у испытуемых контрольной группы. В связи с этим, по результатам констатирующего эксперимента, удалось выделить проблемные зоны, и было принято решение об участии испытуемых экспериментальной группы в формирующем эксперименте.

Далее был проведен формирующий эксперимент, направленный на формирование межличностных отношений у испытуемых экспериментальной группы. Игровая технология была выбрана в качестве ключевой, так как соответствует возрастным особенностям указанной категории детей, а также позволяет формировать межличностные отношения и в целом социально-бытовую ориентацию старших дошкольников.

Заключительным этапом работы было проведение контрольного эксперимента. Анализ полученных результатов доказал эффективность занятий, проведенных в рамках формирующего эксперимента, так как у испытуемых экспериментальной группы значительно повысился уровень межличностных отношений. Соответственно система занятий с использованием игровых технологий способствует формированию межличностных отношений  у детей старшего дошкольного возраста и повышает уровень их социально-бытовой ориентации.

Заключение. В данной статье были рассмотрены возможности использования игровых технологий в формировании социально-бытовой ориентации у старших дошкольников.

Анализ исходного уровня социально-бытовой ориентации старших дошкольников (такой составляющей как межличностные отношения), показал наличие проблемных зон. С целью повышения уровня социально-бытовой ориентации у старших дошкольников была предложена программа занятий, ключевым компонентом которой являются игровые технологии. С помощью использования игровых технологий удалось сформировать высокую мотивацию к участию в занятиях, поддерживать длительный интерес дошкольников, получить необходимый для нас результат, связанный с формированием социально-бытовой ориентации старших дошкольников.

Результаты, полученные в рамках контрольного эксперимента, показали высокую эффективность предложенной программы занятий. Старшие дошкольники, участвовавшие в реализации данной программы, направленной на формирование социально-бытовой ориентации, показали высокие результаты, значительно обогнав своих сверстников из контрольной группы. Особенно примечателен тот факт, что первоначально на этапе констатирующего эксперимента испытуемые экспериментальной группы продемонстрировали более низкие результаты, нежели испытуемые контрольной группы.

Итак, практическая значимость исследования заключается в том, выявлено положительное влияние результатов на формирование социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста; разработана и внедрена авторская программа; предложен диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности социально-бытовой ориентации детей. Материалы исследования могут быть применены воспитателями и педагогами дошкольных образовательных организаций, внедряющими авторские разработки.

Таким образом, следует подчеркнуть научную новизну нашего исследования, заключающуюся в том, что, во-первых, конкретизировано понятие социально-бытовая ориентация применительно к детям старшего дошкольного возраста; во-вторых, разработана авторская программа, которая может быть рекомендована для использования воспитателями в работе со старшими дошкольниками; в-третьих, подобранные игровые технологии и апробированные нами в ходе опытно-экспериментальной работы, доказали свою состоятельность в формировании межличностных отношений и в целом социально-бытовой ориентации.

*Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева по теме «Научно-методическое обеспечение готовности к социально-бытовой ориентации детей».


Библиографическая ссылка

Барцаева Е.В. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31770 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674