Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Соколова Ю.В. 1
1 Муромский институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Целью статьи является изучение особенности формирования иноязычной речи дошкольников. В статье рассматривается структура организации процесса обучения детей, с полным учетом их возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей. Содержание статьи раскрывает преимущества обучения иноязычной речи дошкольников. Изучение иностранного языка дошкольниками стимулирует развитие когнитивных способностей, расширяет кругозор, а также знакомит с культурой страны изучаемого языка. Иностранный язык является инструментом развития эмоционального интеллекта. Отметим, что эмоциональный интеллект в современном мире имеет весомое значение и роль в системе развития ребенка. Дети, умеющие распознавать свои чувства и эмоции, успешны в будущем. Специфика проведения занятий важна на любом этапе обучения иноязычной речи, включая дошкольный период. Основная задача преподавателя заключается в доступном изложении материала, чередовании методов и приёмов обучения, сочетающих в себе когнитивные и подвижные игры. Дошкольники очень тонко чувствуют отношение к себе, преподаватель должен создавать эмоционально безопасную атмосферу в процессе обучения иностранному языку, уделяя внимание чувствам и эмоциям обучающихся. Таким образом между учителем и учеником сформируются гармоничные и доверительные отношения, что послужит надежным фундаментом для изучения иностранного языка. Техническое оснащение процесса обучения иностранному языку играет важную роль, а именно наличие качественного наглядного материала, соответствующей специализированной литературы, обучающих игр и пособий. Таким образом, методически правильно организованный процесс обучения дошкольников иностранному языку стимулирует развитие не только иноязычных речевых навыков, но и развивает творческие способности, способствует формированию креативного мышления, инициативности и ответственности.
иностранный язык
дошкольники
сенситивный период
обучение
1. Ушакова Г.Ю. Роль игры в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста. В сборнике: Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения. Сборник научных трудов. Отв. редактор О.А. Чекун. М., 2015. С. 97-101.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 18.05.2022).
3. Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени среднего образования: дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2015. 428 с.
4. Григорьева Н.В., Довгалев М.А., Опрышко А.А. Обзор методик преподавания английского языка для детей и взрослых // Междисциплинарный научно-практический форум ученых-филологов. 2018. С. 102-107.
5. Попова А.А. Игра как средство обучения английскому языку дошкольников // Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания, перевода и межкультурной коммуникации. 2014. С. 275-278.
6. Доман Г. Малыши хотят и могут учиться. М. Назрань: Акварум АТС, 2000. 317 с.
7. Андриевская В.В. Психология усвоения иностранного языка на среднем этапе обучения // Иностранный язык в школе. - М.: Просвещение, 1985. № 6. С. 6.
8. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет. М.: Эксмо, 2017. 48 с.
9. Жигалева К.Б. Применение арт-технологий на раннем этапе обучения иностранному языку // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2017. № 38. С. 195-202.
10. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 315–319.
11. Соколова Ю.В. Особенности речевого развития младших школьников в условиях поликультурной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-8. С. 213-222.
12. Тавасиева Э.А, Соленова Р.И. Особенности раннего изучения иностранного языка и его влияние на развитие детей дошкольного возраста // Европейский форум молодых исследователей: сборник трудов конференции (Петрозаводск, 22 октября 2019 года). 2019. С. 33-37.

Как известно, знания иностранного языка помогают людям обогатить коммуникационную среду посредством общения, яркого выражения эмоций и разнообразной палитры чувств. Несомненно, для дошкольников это является очень важным моментом, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование эмоционального интеллекта, а также закладываются основы будущих успехов в обучении и публичных выступлений. Процесс изучения иностранного языка положительно влияет не только на развитие когнитивных способностей, но и на психологическое развитие детей. Однако для достижения результативности в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать особенности иноязычного речевого развития дошкольников. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, общий уровень психологического и эмоционального развития, особенности темперамента, а также физиологические особенности.

Цель исследования. Организация качественного процесса обучения иностранному языку для дошкольников с учетом различных факторов, таких как уровень когнитивного развития, специфика характерных особенностей ребенка, анамнез здоровья, является важной и насущной задачей и должна отвечать требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного общеобразовательного учреждения. Процесс обучение иностранному языку дошкольников направлен на повышение уровня умственного и познавательного развития детей, так как именно оно является своеобразной основой благополучного становления личности. В процессе обучения иностранному языку дошкольники не только осваивают навыки иноязычной речи, но и знакомятся с культурой страны изучаемого языка, воспитывая в себе положительное отношение к его носителям. Процесс обучения иноязычной речи дошкольников способствует не только формированию новых нейронных связей, но и воспитывает любовь к окружающему миру в целом.

Материалы и методы исследования. Итак, для рассмотрения и изучения выше заявленной тематики необходимо привести небольшую психологическую справку, затрагивающую особенности развития дошкольников. С рождения до двух лет основным объектом внимания ребенка является мама и другие значимые взрослые, поэтому изучение иностранного языка в данный период не является приемлемым. Малыш в это время только знакомится с миром, и его речь лишь начинает зарождаться [1].

Однако уже с трех-четырех лет фокус внимания начинает смещаться на других людей. Дети интересуются окружающими их взрослыми, а особенно им интересно общение со сверстниками. В этот период дети стремятся к совместной игровой деятельности. Речевое развитие претерпевает значительный прогресс: заметно увеличивается словарный запас, активизируется интерес к различного рода песням, рифмовкам, стихотворным произведениям, что говорит о развитии фонематического слуха. Как мы видим, данные изменения являются довольно значимыми и весомыми предпосылками для успешного изучения иностранного языка.

К тому же именно в этот возрастной период основным способом познания нового у дошкольников является игра. Игра – это главный инструмент обучения и развития в жизни ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Из детей, которые смогли реализовать себя в игре, вырастают успешные, самодостаточные, счастливые, зрелые и уверенные в себе взрослые.

Процесс игры имеет огромное значение в развитии мозга ребенка. Сама суть игры состоит в том, что это деятельность, целью которой не является результат. И это именно то, что необходимо мозгу - практиковаться в различных эмоциях, ролях, во всех тех вещах, которые не ориентированы на результат. В работе всегда важен результат, и одна из проблем заключается в том, что ориентация на результат входит в жизнь детей все раньше и раньше в современном мире. А истинная свободная игра оказывается под угрозой [2].

Таким образом, суть заключается в том, что любое обучение, в том числе и обучение иностранному языку, должно преподноситься строго через игру, в игровой форме. И помимо развивающего компонента в жизни ребенка, в жизни дошкольника обязательно должны присутствовать разного вида игры.

Преподаватель иностранного языка должен учитывать вышеперечисленные моменты и разрабатывать специализированные методики с элементами игры. Дети дошкольного возраста активно проявляют интерес к новым иностранным словам, звукам, рифмовкам, стихотворным произведениям и песням. Отметим, что излишняя строгость, ориентация на результат, жесткая регламентация могут спровоцировать неприязнь к изучению иностранного языка. Следовательно, знание психологии и особенностей развития детей является крайне обязательным для учителя. При правильно выстроенной методике прекрасные результаты не заставят себя долго ждать: иностранный язык органично впишется в жизнь ребенка и обогатит её.

Джордж Штокер дает следующие советы для преподавания английского языка детям. Для наглядности они представлены в таблице.

Рекомендации Дж. Штокера по обучению иностранным языкам дошкольников

Наименование рекомендации

Содержание рекомендации

Привлечение детей к практическим занятиям

Ум ребенка открыт к играм, они обучаются в игре, поглощают новые знания

Уменьшение времени говорения

Детей постоянно нужно чем-то стимулировать, необходимо избегать говорения в течение длительного времени

Увеличение взаимодействий с детьми и педагогом

Нужно организовывать парную и групповую деятельность

Повторение

Для закрепления новой информации необходимо повторять изученный материал

Использование контекстов

Чем больше контекстов используется, тем лучше, чем более конкретная и «реальная жизнь» в контексте, тем лучше

Похвала

Нужно поощрять и подбадривать детей естественным образом

Таким образом, Штокер в своих рекомендациях придерживается принципов свободы в обучении, легкости и некой непринужденности. Основной элемент в его методике, несомненно, элемент игры, который является ведущим. К тому же Штокер отмечает важную роль применения ассоциаций, контекста, для того чтобы у ребенка формировалось как можно больше привычных образов. Это поможет улучшить запоминание иностранной лексики [3].

Для того чтобы более подробно и глубоко изучить особенности иноязычного развития детей, рассмотрим также методику А.А. Красюковой [4]. Отметим, что она дополняет методику своими авторскими рекомендациями:

1. Призыв к отказу от использования каких-либо сложных конструкций, предложений. Действительно, сложные конструкции в обучении детей ни к чему. Они лишь будут смущать ребенка и формировать отрицательное отношение к языку. Вместо этого Красюкова предлагает задействовать всевозможные легкие речевые конструкции.

2. Гуманное отношение к ученику, отказ от директивного и авторитарного отношения. Педагог призывает уважать личность ученика, не использовать «плохие» методы воздействия на ребенка.

3. Очень важным, по мнению Красюковой, является использование наглядного материала, разнообразных карточек, презентаций, книг. Так как у детей развито образное мышление, данный метод будет как никогда полезен.

4. Необходимость задействования в образовательном процессе народных песенок, стихотворений, загадок и т.п. Во всех произведениях к тому же будет присутствовать элемент игры, что, безусловно, понравится детям и акцентирует их внимание.

5. Поддержание высокого уровня мотивации благодаря новизне и высокому интересу занятий.

6. Оптимальное чередование развивающих занятий и физической активности. В силу возраста дошкольникам довольно тяжело сохранять концентрацию внимания, хорошее расположение духа и интерес к занятию. Именно поэтому для обеспечения высокой продуктивности и эффективности занятий педагогу необходимо своевременно осуществлять гармоничный переход от непосредственно целевых занятий и физической разминки. К тому же вариантов разминки достаточно много. К примеру, это может быть одновременно исполнение песенки на иностранном языке и выполнение упражнений. Дополнительным плюсом будет закрепление пройденного материала [5].

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что данные методики являются гуманными, созданы исходя из принципов уважения к личности ребенка и учета его индивидуальных особенностей. На практике такой подход показывает себя довольно эффективным и высококачественным.

Помимо методики, хотелось бы остановить свое внимание на некой духовно-культурной составляющей обучающих занятий. Дети очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослого, именно поэтому полезным будет создание и разработка определенных традиций при общении с учениками, каких-то ежедневных ритуалов. Это прекрасно способствует укреплению взаимоотношений между дошкольником и учителем. Ребенок с нетерпением будет ждать следующего занятия.

Ритуал может быть разнообразным. К примеру, это может быть установленное приветствие, стихотворение или песенка, читаемые при определённых случаях. Это также будет способствовать формированию дисциплины на занятии, которая необходима для организации образовательного процесса. И, несомненно, такое использование лексических единиц отлично запомнится ребенком, так как сформированные ассоциации будут всплывать в памяти самым легким образом [6].

Хотелось бы отметить высокую значимость ролевых игр для дошкольников. Сама игра помогает детям справиться с различного рода эмоциями, преимущественно проблемными, такими как страх, агрессия, деструктивное поведение. Проигрывая в игре свои эмоции, ребенок будет защищен от фрустрации и проблем в эмоционально-волевой сфере. Важно организовать занятие так, чтобы это было действительно развивающе-игровое занятие с дошкольником, а не механическое заучивание речевых образцов ребенком.

Если в дошкольном возрасте ребенок не удовлетворит свою потребность в игре, и к тому же дополнительно ему будут преподаваться занятия не по возрасту, то в школьном обучении возможно возникновение проблем с концентрацией внимания, самодисциплиной и мотивацией. Во избежание таких последствий занятия нужно детально планировать с учетом возрастных особенностей [7].

Хотелось бы отметить, что работа с дошкольниками - достаточно ювелирный труд преподавателя и как психолога, и как лингвиста. Используя в своих практических занятиях игру, учитель может также помочь ребенку адаптироваться к новой группе и к коллективу. Постановка различных сценок, сказок на иностранном языке, проведение конкурсов будет полезным для развития ораторского и актерского мастерства, креативного мышления, навыков коммуникации. Для детей школьного возраста актуальным будет организация научно-практических конференций на иностранном языке по различным предметам либо интересующим областям [8].

Подытоживая сказанное, отметим, что правильно выстроенный образовательный процесс и компетенция преподавателя могут помочь развить в детях интерес к изучаемому иностранному языку и добиться успехов в его изучении.

По результатам анализа различных методик и рекомендаций по особенностям иноязычного речевого развития дошкольников необходимо отметить основные моменты, которые могут быть учтены преподавателями в их практической деятельности. Данные представлены на рисунке [9].

Рекомендации по обучению иностранным языкам

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать выводы. Без сомнений, изучение иностранного языка дошкольниками имеет множество положительных моментов для их развития, причем как умственного, так и эмоционального. Дети, которые начинают изучать иностранный язык на раннем этапе, более уверенны в себе в процессе обучения в школьных образовательных учреждениях, а также имеют уровень самоконтроля и самодисциплины выше, чем у одноклассников.

Помимо этого, изучая иностранный язык, ребенок соприкасается с культурами разных стран и народов. Изучение иностранных языков на раннем этапе культурно обогащает ребенка, расширяет его кругозор и развивает критическое мышление. К тому же дошкольники преимущественно к трем годам жизни спокойно изъясняются на родном языке, формируют мысли и высказывают чувства. Знания другого языка максимально обогащают их словарный запас, если обучение групповое – то это придает малышу дополнительный сопернический дух. В целом это очень ценная и полезная практическая деятельность для каждого ребенка [10].

Однако высоких результатов можно добиться только при правильно подобранной методике изучения языка и при правильно проведенной диагностике дошкольника. Исходя из вышеизложенного, необходимо перед началом обучения провести занятие с включением экспресс-диагностики знаний и умений ребенка с целью дальнейшей разработки индивидуальной программы обучения. Преподаватель, основываясь на своих знаниях и опыте, должен определить специфические психолого-педагогические особенности дошкольника, их плюсы и минусы и, исходя из этих данных, приступать к дальнейшей работе [11].

На основном этапе изучения языка нужно придерживаться указанных принципов, среди которых главный – проведение занятий с элементами игры, так как для дошкольников игра – это ведущая деятельность, центр их чувств, эмоций и их интеллектуальный потенциал.

В заключение хочется отметить, что изучение иностранного языка в дошкольном возрасте закладывает фундамент для успешного обучения в школьном периоде. У ребенка будет повышенный уровень восприимчивости, внимательности, память к началу обучения в школе будет натренирована, ребенок органично вольется в коллектив сверстников вследствие ранней адаптации, а также приобретет навыки публичных выступлений [12].

Заключение

Таким образом, результатом проведенного теоретического исследования стало определение и выявление особенностей иноязычного развития дошкольников. Выяснилось, что при правильном целеполагании и соблюдении определённых правил обучения дошкольники довольно успешно справляются с освоением языка. Освоение иностранного языка дошкольниками является вкладом в личностное развитие ребенка и отвечает поставленным задачам в ФГОС ДОУ. Результатом процесса обучения иностранному языку является не только элементарная коммуникативная компетенция на иностранном языке, но и развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей обучаемого дошкольника. В рамках программы ФГОС дети знакомятся с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка, а также учатся толерантности и уважительному отношению к носителям ее культуры.


Библиографическая ссылка

Соколова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31769 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674